Сегодняшнюю лекцию я хотел бы открыть цитатой из классики:
"Я становлюсь превосходным солдатом
С каждой новой соплей,
С каждой новой матрешкой..."
(Е.Летов, "Превосходная песня")
С одной стороны, данные строчки напоминают нам обыкновенный, я бы даже сказал обыденный летовский психоделический бред, абсурдное сочетание несочетаемых символов, вроде его "свинеет на кухне моя одиночь". Казалось бы, ну как каждая новая матрешка может способствовать "осолдачинванию" господина Летова? Не говоря уж о естественных отходах жизнедеятельности. Однако, как говаривал Гоша из замечательной советской кинокомедии "Старый Новый год": "Ты не понимаешь, как я понимаю, то, что ты понимаешь!".
Сначала давайте разберемся что же такое матрешка. В том смысле, что она собой представляет не на уровне метафизики, а на уровне самости, предметности. Как говаривал в подобной ситуации немецкий философ Эдмунд Гуссерль: "Назад, к самим вещам!". Итак, матрешка, в ее первоначальном смысле - это деревянная расписная кукла, полая внутри, вмещающая в себя еще одну куклу с такой же куклой внутри, и т.д. Как правило, одна матрешка содержит в себе как минимум шесть кукол.
Вопреки устоявшемуся мнению, что матрешка появилась на Руси едва ли не во времена царя Гороха, должен заметить - это брехня. На самом деле изобретение матрешки произошло на рубеже 19 и 20 веков. Авторское право на сие изобретение приписывают некоему Звездочкину. В то же время, сама идея полой разъемной игрушки была не нова. До появления матрешки русские мастера делали деревянные пасхальные яйца (т.н. "писанки") по тому же самому принципу. Так что мы можем утверждать, что матрешка - это модифицированное, декоративное пасхальное яйцо. Об этом же нам говорит и название куклы - матрешка, уменьшительная форма имени Матрена. Почему не Марья, а именно Матрена? Имя Мария происходит от древнееврейского слова "мар", то есть "горечь". Матрена же происходит от латинского слова "матрона", которое переводится как "мать", или "мать семейства", если быть конкретнее. Напомню, что яйцо с самых древних времен является символом Вселенной. "Мать" и "Вселенная" - объединяющее понятие здесь "рождение". О том же рождении нам говорит и сама суть матрешки - каждая отдельная матрешка содержит внутри себя еще матрешек.
Теперь обратимся к исторической ценности матрешки. В советское время матрешка полностью изменила свой первоначальный статус, превратившись из русского подарка внутреннего обращения в сувенир для иностранцев. Что уж тут говорить, если существенную часть доходов гжельского завода сувениров составляет набор матрешек под оригинальным названием "Dream of Russia". У меня сие название ассоциируется с каким-нибудь дешевым российским порнофильмом, где сюжет строится на соитии с некрасивыми девками в сарафанах. То есть матрешка, из своего рода пасхального яйца, превратилась в сугубо экспортный товар. На этой волне появились и наборы матрешек, где вместо расписных большеглазых женщин фигурируют национальные лидеры СССР и России, в образы которых вложена вся ненависть народа к собственной стране. Путин с надписью "КГБ" на груди, Ельцин явно во хмелю - бальзам на душу иностранного туриста. Какова же реакция на данный сувенир может возникнуть у человека, которому не безразлична судьба собственной страны, ее история, в конце концов имидж страны? Правильно, матрешка, являясь символом заискивания перед зарубежьем, в глазах патриотов приобрела довольно негативный оттенок. Теперь вы можете понять что подразумевал Егор Летов в своей песне, и почему он все больше становится солдатом с каждой новой матрешкой. Но, на мой взгляд, это лишь один из элементов заложенного смысла. За вторым элементом мы возвращаемся к матрешке "рождающей".
Чтобы понять суть ненависти Летова к матрешке, а я считаю, что именно ненависть делает его превосходным солдатом, мы обратимся к философии Егора в те времена, когда была написана "Превосходная песня", т.е. в 80-е. В сущности это была философия уничтожения человечества, но не внешнего (путем насильственных мер), а внутреннего, уничтожения человечества в головах, или, проще говоря, изживание из себя человека. То есть это философия смерти на уровне человеческих чувств. Как у Бродского:
Ты всем была. Но, потому что ты
теперь мертва, Бобо моя, ты стала
ничем - точнее, сгустком пустоты.
Что тоже, как подумаешь, немало.
И, если верить очевидцам и современникам, Летов искренне верил в эту философию. Матрешка же символизирует собой абсолютно противоположную идею, идею дальнейшего распространения человечества. То есть матрешка - враг для Летова. А чем больше врагов, тем изощренней и совершенней защита от них. Таким образом, мы делаем вывод, что матрешка появилась в "Превосходной песне" отнюдь не случайно.
(Из энциклопедического справочника "Бред сумасшедшего от А до Я")