Аннотация: Сборник стихов по крестовым походам и латино-иерусалимскому королевству
Путь с крестом
(стихи по крестовым походам)
Путь с крестом
Разо.
Во время Первого похода, при осаде Антиохии крестоносцами в 1098 г., турки вывели на стены пленного франкского рыцаря, Раймона Порше, и приказали ему просить у своих, чтобы те его выкупили. Иначе ему угрожали смертью. Но рыцарь, напротив же, стал говорить крестоносцам, чтобы его считали за человека уже мертвого и ничего не делали ради него, но продолжали осаждать город, потому что долго Антиохия уже не продержится. Эмир Антиохии, узнав, что говорит рыцарь, обратился к нему через толмача, требуя сейчас же принять ислам и предлагая за это множество подарков и свою дружбу; в противном же случае эмир обещал сию же минуту отрубить Раймону голову. Вместо ответа рыцарь преклонил колени и поклонился в сторону Иерусалима, на восток, и голова его скатилась со стен.
...Аще забуду тебя, Иерусалиме, да забвенна будет десница моя...
Когда мы видим Ее вблизи - нам больно за всех людей.
Ты думал о справедливости, но забыл о жизни своей.
Ты думал о милосердии, но забыл о своем пути.
А впрочем, охота уже началась,
Лети, мой голубь, лети!..
Пусть сокол чужой не догонит тебя,
Да будешь ты быстр и смел,
Ведь там, в посланье на лапке твоей -
Что я сказать не успел.
Лети мимо стен чужих городов,
Чей камень горяч и нем,
Лети над жаром красных песков -
В город Йерусалем.
В город, чьи камни молчат и ждут,
Когда им снова запеть,
Когда мои братья по ним пройдут,
От слез не в силах смотреть,
За то, к чему я ближе сегодня,
Что здесь, у меня в груди -
Лети в часовню Гроба Господня
И там на плиты пади.
...О, я вошел бы туда босым,
Слепой от блаженных слез,
Как в тот небесный Йерусалим,
Что выстроил нам Христос,
Ты будешь сердцем моим живым,
Когда прилетишь туда,
Куда мне уже не войти босым,
Путем земным - никогда...
А, белый город, священный сон,
Больное сердце земли...
"Ведь ты хотел к Голгофе, Раймон -
Вставай, за тобой пришли.
Ты шел куда-то с крестом, Раймон?
Так вот, мы уже пришли."
Когда тебя выводят на стены,
Ты будешь почти что тверд.
Освобождать из позорного плена
Ведет почетный эскорт.
А у Того был эскорт - солдаты,
Толпа по стогнам пути...
А у Того был эскорт - крылатый,
Но кто поможет - нести?..
В сиянье, не то в лохмотья одетый,
Еще продержись, паладин...
А, Симон Киринеянин, где ты,
Зачем я совсем один?..
Но Симона нет, а внизу - все братья,
То цирк, и праздника ждут.
Махни рукой им, ты должен сказать им,
Что знаешь - они дойдут.
Зубцы стены сейчас обагрятся,
Осталось недолго ждать,
И страшно - но кто бы мог отказаться,
Какое уж там - предать!
Безжалостен суд и пути жестоки,
Но что еще делать с собой,
Когда на востоке - там, на востоке,
Слегка светясь над землей -
Да, ты узнал. Преклони колена
И поклонись ему.
Мой голос - в сторону Йерусалема,
Лети, мой голубь, до Йерусалема,
Выпущенный во тьму...
...А город был взят - во славу веры,
И важно ли то - уже -
Как вниз со стен скатилась, мессеры,
Голова Раймона Порше?
Мы все лежим в той земле - без счета,
С тысячу лет пути,
Но видишь, опять началась охота,-
- Лети, мой голубь, лети...
Каменный, каменный путь.
Я так люблю свою жизнь, мой Бог,
Хотя и знаю, что будет дале со мной.
И через тысячу лет
Я пожалею, что там не лег,
Потому что все мы забыты в плоти земной,
А там, у Тебя, я был бы рад
Маленькой чести - праведной смерти,
Благу, единственному на свете,
Когда эти стены нас более не защитят...
...01.
Смерть рыцаря Элвина (взятие Иерусалима)
Elwin, Elwin, молись, ибо что еще делать теперь.
Рыцарь в ржавых доспехах, с забралом без прорезей глаз,
Взял твой след, и догонит, и нет избежавших его.
Может, имя его - Справедливость, а может, и Смерть,
Но поединок будет, и в нем ты ответишь за вас,
За всех, ушедших с крестами, и не понявших всего.
Тверже стали и дерева, и тверже сердец - земля,
Блаженны усталые, ибо их есть покой земной,
Но вдвое блаженней усталых тот, кто еще стоит -
Без знамени и без славы, без имени Короля,
- И облака, смеясь, текут и кружатся надо мной -
Благочестивый рыцарь сегодня будет убит.
Своими, всегда своими, и будет безумно жаль,
Потом они будут думать, и кто-то сойдет с ума,
И кто-то, не в силах подняться, скажет, что видел свет.
"А этот рыцарь был чист, вот только одна печаль -
Он знал, что такое свет, но не знал, что такое тьма,
Но плачьте, братья, отныне среди нас его больше нет."
...Но говорят, Господень дом
И для ушедших сим путем,
Вдали от мира, так вдали,
Среди песков Святой Земли,
Не сделавших последний шаг -
- О, говорят, открыт. Да будет так.
Март 2000.
Chansonette (песенка)
"Крест на груди, о мой паладин,
Крепче любых оков.
Будешь потерян, о мой господин,
Средь сарацинских песков."
"Крест на груди, о моя госпожа,
Станет защитою мне.
Имя твое, о моя госпожа,
Вспомню в чужой стороне."
"Место ли памяти, мой паладин,
Там, где сбирается рать?
Слабой ли даме, о мой господин,
Сердце твое удержать?"
"Памяти место, моя госпожа,
Там, где любовь жива.
Так и на камне, моя госпожа,
Может расти трава."
"Ярче Марии, о мой паладин,
Нет в небесах звезды.
Новой любовью, о мой господин,
Будешь исполнен ты."
"Этой любви, о моя госпожа,
Верен я был всегда.
И над Святою Землею, и здесь
Девы горит звезда."
"Ярок закат, о мой паладин,
Ярок как кровь закат.
Если уйдешь ты, о мой господин,
Ты не вернешься назад."
"Ярок закат, о моя госпожа,
Сердце мое горит.
Если я сгину, моя госпожа,
Бог тебя защитит".
"Горько вино твое, мой паладин,
Но я приму его.
Оба мы верой да не посрамим
Господа своего."
"О госпожа моя, что сказать
Грешник в силах сейчас?
Бойся теперь, нечестивая рать,
Вижу - Господь за нас!"
8.05.00
Испытание Огнем (Пейре Бартелеми)
Разо.
Когда крестоносцы Первого похода взяли Антиохию, то сами оказались осаждены в городе турками и были близки к гибели. Они тихо вымирали от голода и набегов врага. Но одному провансальскому священнику, Пьеру Бартелеми, явился во сне апостол Андрей и сказал, что в церкви св. Петра, под алтарем, зарыто копье Лонгина, которым пронзили сердце Господа. Если реликвия будет открыта, то крестоносцы спасутся. Пьер рассказал об этом вождям похода. Реликвию нашли в указанном месте, и. воодушевленные ею, прорвали осаду и победили - при том. что врагов было в 25 раз больше. Город и войско были спасены. Но через год после взятия Антиохии, прии осаде Архаса, удача снова начала изменять франкам. Тогда возникли толки насчет Копья - реликвию называли поддельной. Тогда Баретлеми решился на ордалию, испытание огнем. Со Святым Копьем в руках он прошел сквозь пламя и остался жив, чем подтвердил истинность реликвии. Он умер через несколько дней, упрекая своих приверженцев в маловерии. Историки спорят, от чего он умер - от ожогов или оттого, что после ордалии его покалечила исступленная толпа паломников, набросившаяся на нового святого.