1. Особенности литературоведения как науки. Литературоведение и литературная критика.
1) Литературное введение и литературная критика.
литературоведение - это наука о литературе. она изучает художественную лит-ру различных народов мира, для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира - письменная и устная. (устное народное творчество - фольклор) . предмет литературоведения - художественная словесность - это вид искусства. произведения художественного творчества - это один из видов общественного сознания. т.о. предмет литературоведения - это только такая словесность, которая относится к области искусства, художественного творчества. изучая художественную словесность, литературоведения становится тем самым в ряд искусствоведческих наук.
литературоведение не может не учитывать тесную связь развития художественной словесности с исторической жизнью отдельных народов. Это понимание связей оно кладет в основу своего изучения. Вследствие этого литературоведение само выступает как общественно-историческая наука.
метод литературоведения - это определенное понимание тех связей, которые существуют между развитием литературы и общим развитием жизни народов и всего человечества. метод - есть путь исследовательской мысли через материал, через свой предмет. методология - это теория метода, учение о нем.
первое сочинение по теории литературы - Аристотель "Поэтика".
разбором и оценкой художественных произведений занимается литературная критика. (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев - середина 19 века). существование критики обусловлено специфическими особенностями самой художественной литературы, прежде всего образно-идеологическими значением ее содержания. литкритик обычно представляет в своих статьях не только себя лично, но и целый литературный, общественный лагерь. критик также разбирает произведения, разъясняя свое понимание книги, давая ему определенную оценку. литкритика всегда считает основной стороной произведений их идейное содержание, уделяет ему наибольшее внимание и только в связи с ни рассматривает особенности художественной формы.
задача критиков заключается в том, чтобы предлагать читателю такое истолкование и оценку произведений современной художественной литературы, которое служит интересам и идеалам определенного общественного движения и борется тем самым за определенные перспективы национально-исторического развития.
главная же из основных задач литературоведения - выяснять и показывать объективные особенности и закономерности исторического развития художественной литературы народов мира.
Литературоведение - объясняет и показывает объективные и исторические закономерности времени. Критика субъективна - заинтересована в том, что происходит сейчас, а литературоведение -объективно, представление в виде научной истины.
Литературоведение и литературная критика.
Предмет критики - изучение худ. произведений. Задача критики - истолкование и оценка худ. произведения соответственно взглядам эпохи. Литературоведение - объясняет и показывает объективные и исторические закономерности времени. Критика субъективна, заинтересована в том, что происходит сейчас, а лит-ние -объективно, представление в виде научной истины. Лит-вед видит произведение в оценке времени, а критик должен сперва подобрать ключ к произведению. Лит-вед знает историю творческого замысла, критик имеет дело с тем, что автор сам делает достойным внимания. Критик анализирует текст, соотнося его с сегодняшним днем, лит-вед - соотнося с другими произведениями. У лит-веда есть возможность оценить высказывания других лит-ведов, для критика это необязательно. Критика - синтез науки, публицистики и искусства. Для критика важно выразить внутренний набор лит. произведения вместе со своей точкой зрения. Критика занимается анализом. Это наука воспринимать недостатки и достоинства произведения.
2. Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Ж.-Б. Дюбо, Г.Э. Лессинг, М.М. Бахтин об особенностях литературы как искусства.
Литература как искусство слова.
Литература работает со словом, в этом состоит главное ее отличие от других искусств. Слово - основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается как сумма тех значений, которое дала ему человеческая культура. Через слово осуществляется контакт с общим в мирово й культуре.
Визуальная культура - культура, которую можно воспринимать наглядно.
Вербальная культура (больше отвечает потребностям человека) - слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей).
Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы - пробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. произведение обладает материалом.
Искусство временное (развивающееся во времени) театр, кино, музыка.
Искусство пространственное - развивающееся в пространстве - пластическое искусство - живопись, скульптура. Не задано время восприятия. В картине заложены пространственные ориентиры - художник знает, на что зритель должен обратить внимание сначала.
На этом фоне литература - синтез временного и пространственного. Литература имеет определенные отрезки, фрагменты - это связано со словом. Каждый из элементов может быть представлен отдельно. Можно изолировано относиться к звуку или слову, судить о фразе, об абзаце, о главе. В любой момент можно прервать временной ход произведения, автор не задает его. Автор не задаёт скорости чтения, и читатель может в любой момент чтения остановиться. Временное произведение - его автор знает, как долго будет тянуться его произведение, как долго будет идти восприятие произведения. Может быть нарушение ритма, убыстрение хода. В литературном произведении время не заложено, есть возможность прерваться. В театре это невозможно, всегда есть определённый настрой. В литературе мы возвращаемся к одному и тому же, есть возможность вернуться и восстановить то, что нам необходимо. Временная структура художественного произведения более свободна. Мы воспринимаем все таким, какое есть в литературном произведении, но в то же время это восприятие может быть у каждого свое, слово воспринимается по-разному. Любое иллюстрирование текста - это искажение того, что передано текстом. Слово нематериально. Нет отчетливости как в живописи, на фотографии (стол в литературном произведении гораздо более общий, чем на картине). Слово несет в себе и сильное и слабое начало.
Литература и музыка:
1.Временные различия
2.Сущность: в литературном произведении - набор слов, смысловой ореол существенен. В музыкальном произведении нет определенной привязки, не несет прямых ассоциаций, нет прямой смысловой структуры. Нота - внешнее звучание, но не смысловое значение, в отличие от слова приобретает временные характеристики.
3.Музыка более свободна от смысловой заданности, чем литература.
Специфические формы словесного искусства. Существуют определенные разряды литературных произведений, которые тесно связаны с другими видами искусства: драматургия - с театром, поэзия и графика (когда автор сам иллюстрирует свое произведение).
В 18 веке появился трактат Лессинга о разграничении живописи и искусства слова. Лессинг сравнивает Лаокоона в скульптурной группе и в поэме Вергилия "Энеида". До Лессинга никто не обращал внимания на словесную природу, литература воспринималась как живопись при помощи слов.
Он увидел, что у литературы другие возможности: она может передать явление в динамике мира и жизни, а не статичность искусства живописи. Так что Лессинг впервые отметил тот факт, что литература не уступает живописи, а даже во многом её превосходит. Литература в ряде случаев лучше постигает свой предмет, чем живопись или скульптура. Лессинг говорит о том, что литература, в отличие от других искусств, может изобразить то, что другим просто не под силу - что снится герою, те явления и процессы, которые невидимы (мысли, переживания).
Живопись - немая поэзия, а поэзия - говорящая живопись. Вольтер (?греческий?)
Особенности литературы:
1.Духовность
2.Предмет искусства - человеческий мир
3.Идеологичный и идееносный вид искусства
4.Воспитание художника в самом читателе
Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Г.-Э. Лессинг о специфике литературы как искусства.
Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Г.-Э. Лессинг о специфике литературы как искусства.
Наука мыслит понятиями, а литература - образами. Наука использует понятия, литература показывает, а не диктует.
Мышление обыденное - мышление, замкнутое кругом наших проблем, не требует выхода на образы. Такое мышление не срабатывает в художественных произведениях.
Искусство - особая сфера деятельности, к которой применимо особое мышление.
Текст об искусстве = сопряжение научного + художественного.
В 18 веке появился трактат Лессинга о разграничении живописи и искусства слова. Лессинг сравнивает Лаокоона в скульптурной группе и в поэме Вергилия "Энеида". До Лессинга никто не обращал внимания на словесную природу, литература воспринималась как живопись при помощи слов. Он увидел, что у литературы другие возможности: она может передать явление в динамике мира и жизни, а не статичность искусства живописи. Так что Лессинг впервые отметил тот факт, что литература не уступает живописи, а даже во многом её превосходит. Литература в ряде случаев лучше постигает свой предмет, чем живопись или скульптура. Лессинг говорит о том, что литература, в отличие от других искусств, может изобразить то, что другим просто не под силу - что снится герою, те явления и процессы, которые невидимы (мысли, переживания).
3. В.Г. Белинский о научном и художественном мышлении, об их различии и взаимодействии.
Различие между художественным, научным и обыденным мышлением.
Искусство и наука не одно и то же, но их различие не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Ученый оперирует доводами, поэт - образами и картинами, но оба говорят одно и то же. Поэт, вооружаясь живым и ярким языком, воздействует на фантазию читателей, а ученый на разум. Один доказывает, рассказывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой - картинами видения, воображением. Но первого слушают и понимают немногие, другого - все.
Научный язык не всегда всем доступен, художественный же доступен, поскольку он воздействует на воображение человека. Наука и искусство равно необходимы, и ни наука не может заменить искусства, ни искусство науки...
4. В.Ф. Асмус об активности читательского восприятия
Следует признать справедливой формулу читательского восприятия, предложенную В.Ф.Асмусом в статье "Чтение как труд и творчество": "Ум читателя во время чтения активен. Он противостоит и гипнозу, приглашающему его принять образы искусства за непосредственное явление самой жизни, и голосу скептицизма, который нашептывает ему, что изображенная автором жизнь есть вовсе не жизнь, а только вымысел искусства. В результате этой активности читатель осуществляет в процессе чтения своеобразную диалектику. Он одновременно и видит, что движущиеся в поле его зрения образы - образы жизни, и понимает, что они не сама жизнь, а только ее художественное отображение." [Асмус, С.57.].
Эта формула может быть признана нормативной, если учитывать, что в условиях школы читательское восприятие - процесс направляемый и управляемый, ее можно рассматривать в качестве конечной цели литературного развития учащихся как постепенного преодоления ограничений, налагаемых возрастным и социокультурным статусом школьников.
На основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
1. развитие и качественное совершенствование читательского восприятия есть одна из важнейших задач литературного образования;
"Чтение как труд и творчество..." Для тех читателей, которые никогда не задумывались над вопросом, сформулированным в заглавии, сама его постановка может показаться сомнительной. "Когда я читаю поэму, книгу стихов, рассказ, роман, - так может сказать читатель, - я вовсе не хочу "трудиться" и я ничего не "творю". В процессе чтения я прежде всего ищу развлечения. Я понимаю, что автор должен был "трудиться" и "творить" - иначе он не мог бы овладеть моим пониманием, заполнить мой досуг, позабавить меня, взволновать, растрогать. Но в чём может состоять "труд" и тем более "творчество" моё, читателя? Вряд ли этот труд больше того, который требуется для того, чтобы прочитать любой печатный текст. Скорее "труд" этот даже должен быть более лёгок, чем всякий другой труд чтения. Чтобы прочитать книгу по квантовой механике, надо, разумеется, потрудиться. Но какой "труд" и тем более какое "творчество" необходимы при чтении, например, "Тихого Дона", или "Анны Карениной", или поэм Пушкина?"
Возражение это вполне понятно. Его основание в том, что большинство читателей не склонно и не может следить за работой собственной мысли, которая происходит в них, когда они читают произведение художественной литературы. Их, естественно, интересует не эта работа, а тот мир, тот кусок жизни, который проходит в поле их сознания в процессе чтения. Они не догадываются о том, какая работа требуется от самого читателя для того, чтобы жизнь, изображённая автором, возникла "вторично", стала жизнью и для его читателя.
4. Интерпретация и ее разновидности. А.А. Потебня, А.П. Скафтымов о возможностях и пределах интерпретации.
Понятие об интерпретации. "Закрытая" и "открытая" интерпретация
Интерпретацией называют истолкование художественного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции. И-я осуществляется как переоформление худ. содержания, т.е. посредством его перевода на понятийно-логический (литературоведение, основные жанры литературной критики), лирико-публицистический (эссе) или на иной худ. язык (театр, кино, графика).
Интерпретация имела место уже в античности (Сократ толковал смысл песен Симонида). Теоретические основы интерпретации сложились ещё в толковании Священного Писания; их положения в дальнейшем развивались романтической эстетикой. В русском литературоведении термин "интерпретация" появился в 1920-х годах, но обрёл актуальность лишь в 70-х годах.
Свойства интерпретации: в ней сохраняется смысл исходного произведения, в то же время появляется новый смысл в интерпретированном произведении. Автор всегда вносит новое, своё в интерпретированное произведение, как бы он не старался перевести оригинал. Всегда в содержание попадает восприятие интерпретатора. Причины изменения - интерпретатор должен объяснить вещи, которые ушли со временем из нашего обихода. В таких случаях необходимы комментарии автора. При интерпретации всегда остаётся смысловой остаток, который невозможно интерпретировать.
В театре интерпретатором драм. Произведения является режиссер, он может брать одну из тем, которая может быть злободневна в наше время, выдвигать ее как главную в наше время.
Понятие об интерпретации.
Интерпретация - (из франц.) перевод с одного языка на другой
У каждого языка есть присущее только ему. Перевод с одного языка на другой - поиск, не механическая, а творческая работа. Перевод - это переосмысление, передача одного смысла через другой смысл.
Примеры интерпретаций:
По материалам фильма или телесериала пишется книга. Инсценировка лит. произв. в театре.
Художественный язык переводится в форму языка рационального, научного, худ-критич.
Философская интерпретация. - Автор создает концепцию видения мира, подчиняя ее философским категориям.
Главное при интерпретации лит произв. понять, что перед тобой работа человека, порождающего искусство, важно понять и обнажить смысл произведения.
Ясное осознание, что лит. произв. и наша эпоха друг от друга отличаются. (Иногда относятся к одной историч. эпохе).
Произведение нам интересно, а нас различают времена и реалии исторические
Историческое событие задерживается в нашей памяти или пропадает
Необходимо историческое осознание того, что делалось во времена поэта для интерпретации. Когда речь идет об искусстве, у любого автора соединяются два начала - рациональное = научное, объективное и эмоциональное = первичные впечатления.
От нашего эмоционального впечатления при интерпретации нельзя избавиться. Мы можем быть неправы.
2 типа интерпретации худ. текста (они не связаны, но для перевода с языка на язык - доминируют)
1) открытая
2) закрытая
Закрытая = остаться внутри текста. Мандельштам - истолкование понятия внутри смысла, не привлекая аналогии с другими поэтами. Внутренняя логика всех стихотворений, сгусток значений слова внутри лирики ТОЛЬКО Мандельштама без аналогий с другими авторами.
Нужны
Анализ композиционной системы произведения.
Предметный мир произведения.
Наиболее чистый анализ внутри произведения. Но это возможно далеко не всегда.
Открытая (разомкнутая) интерпретация вторгается в закрытую. Сравнение с другими произведениями
6. Понятие художественной условности. "Первичная" и "вторичная" условность.
Реалистичность и условность в литературе. "Первичная" и "вторичная" условность.
Реализм в литературе. В художественной литературе реализм развивается постепенно, в течение многих столетий. Но сам термин "реализм" возник лишь в середине 19 века. Уже тогда писатели и критики в России - сначала Пушкин, потом Белинский - обратили внимание на особую общность писателей, творивших в разное время и сильно отличавшихся друг от друга по своим общественным воззрениям, тематике, проблематике, пафосу творчества. Они стали объединять таких непохожих друг на друга писателей, как Гоголь и Толстой, Горький и Шолохов, одним названием - реалисты. Исторический процесс литературы - это процесс приближения к реализму, а затем его формирования и развития. В пределах же развития реалистической литературы самым важным следует признать процесс понимания писателем процессов, происходящих в мире. Для этого писателям нужно было овладеть научным, конкретно-историческим пониманием жизни. Исходя из него, писатели смогли в своих произведениях соединить глубокое и верное осознание жизненных процессов с глубоким и верным пониманием их причин, результатов и перспектив. Так возникла новая особенность реализма, получившая название социалистического реализма. Его отличие от реализма критического состоит в том, что в произведениях критического реализма всегда утверждались положительные, часто очень высокие, идеалы писателей. Это были идеалы, в которых желаемое осознавалось как действительное. Таковы были, например, идеалы писателей русской революционной демократии с их утопическим социализмом. Социалистический реализм начал складываться в русской литературе в начале 20 века. Происходило это потому, что в художественном творчестве стали принимать участие такие писатели, которые активно овладевали мировоззрением революционно-социалистической демократии, которая к 1905 году стала наиболее передовым общественным движением. Соц. реализм не "отменил" основных особенностей критического реализма, он сохранил и даже развил их. Замечательная особенность соц. реализма в том, что он отвечает познавательным и идейным потребностям нового, самого сильного и революционного в истории общественного движения. Рассмотренные черты не исчерпывают, конечно, всех особенностей лит-ры социалистического реализма - они многочисленны и разнообразны, - но определяют то, что является главным в ней как литературе.
Условность - передача худ. изображения приемами, принятыми в данном виде искусства. Худ. условность обычно лежит на внутренних монологах действующих лиц. Размышляя о чем-либо наедине с собой, человек не облекает свои мысли в четкие грамматические формы, законченные слова и предложения. Писатель же, чтобы быть понятым, вынужден придавать внутренней речи не свойственные ей организованность и упорядоченность. Он как бы проецирует словесно не оформленные движения человеческой души в общепонятные речевые формы. В ряде случаев условность внутреннего монолога как бы подчеркивается писателем: словами обозначается то, о чем лишь мог думать персонаж, испытывая те или иные чувства. Во многих других случаях условность внутреннего монолога, напротив, складывается. Происходит это при изображении людей напряженно и активно мыслящих (князь Андрей с его мечтами о военной карьере). Литературно-условные и непосредственно-достоверные внутренние монологи нередко соседствуют друг с другом.
1. Условность и вымысел.
терминология
Художественная Условность. Нетождественность художественной реальности и реальности жизненной. Сущность условности состоит в том, что созданный писателем художественный мир (люди, события, мысли, идеи и т.п.) не является прямым отображением жизни, её механическим копированием, а представляет собой её образное преломление (см. Образ), в котором существенную роль играет вымысел, фантазия. Поэтому нельзя отождествлять героя с его прототипом (если такой есть), автора с лирическим героем, события исторические и события художественного мира. Ни об одном истинно художественном произведении нельзя сказать, что в нём "всё как в жизни", но в то же время художественный мир и мир реальный всегда так или иначе соотносится между собой.
Фантазия. Творческое воображение, способность человека на основе своего опыта и знаний создавать образы, не существующие в реальной действительности (вымышленные персонажи, события детали...)
Вымысел. В художественном творчестве - всё созданное творческим воображением писателя. Одно из средств, которым пользуется писатель, когда на основе глубокого изучения жизни создает художественные образы. В. в художественном творчестве только тогда помогает создать полноценный художественный образ, когда и сам является результатом накопленных наблюдений над жизнью; в этом случае В. правильно подсказывает писателю правдивые переживания и естественные поступки его героев, т.е. то, что они обязательно совершили бы, если бы реально существовали в действительной жизни. "Мало наблюдать, изучать, знать, необходимо ещё и "выдумывать", создавать. Творчество - это соединение множества мелочей в одно более или менее целое совершенной формы... Художественность без "вымысла" невозможна, не существует" (М. Горький). Такое соединение отдельных наблюдений над увиденными в жизни явлениями, людьми, чем-то схожими между собой, в обобщённый художественный образ достигается путём творческого воображения, при помощи художественного В.
из рекоменд. литературы
Художник вкладывает индивидуальные и обобщенные изображения жизни. Образное обобщение не может быть сведено к конкретному факту жизни. А поскольку обобщение выходит за рамки отдельных жизненных фактов, постольку индивидуализированное выражение не может быть сведено к какому-нибудь бывшему жизненному факту.
Писатель либо обрезает "ненужное" из фактов, либо наоборот акцентирует на чём-либо внимание читателя.
После того, как отобрал жизненные факты, он добавляет "новых жизненных фактов". В них он вкладывает убедительность, яркость и живость. С одной стороны - факта не существовало, а с другой у него множество жизненных корней. Из этих "фактов" мы о писатели узнаем больше, чем из реальностей (они показывают опыт и мысли творца).
Природа художественного таланта - в способности ярко и сильно воображать: "Работа идёт в голове..." - Гончаров; "Главное - творческие фантазии", - Чернышевский.
Умение перевоплощаться, отрешаясь от себя, даже в тех, к кому отрицательно относитесь.
Вымысел не произволен, а подсказан жизненным опытом, концентрация жизненного опыта художника, средство отбора писателем наиболее правдоподобных фактов.
Вымысел не противостоит действительности, а является формой её отражения в контексте художественного произведения.
Хотя и кажется обратное, в лирике вымысел играет важнейшую роль. Даже в лирическом стихотворении конкретность переживаний - лишь форма случайностей.
Вымысел помогает создать образность, которая состоит из тысячи мелочей, каких мы никогда не замечаем в жизни.
Во многом условность в литературе определяется тем, что слово не всегда может полностью охарактеризовать предмет (Б.Л. Пастернак "Как непомерна разница меж именем и вещью!").
Мифологические сюжеты, сказки - плоды вымысла.
2. Формы условности.
В современной эстетике различают первичную и вторичную условность - в зависимости от меры правдоподобия образов, открытости художественного вымысла и его осознанности (в разные исторические эпохи). Сама условность - акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности. И жизнеподобие - нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни.
7. Понятие о литературном процессе.
Понятие о литературном процессе.
Литературный процесс - совокупность всех произведений, появляющихся в это время. Факторы, которые его ограничивают: - на представление литературы внутри лит. процесса влияет время, когда выходит та или иная книга. - лит. процесс не существует вне журналов, газет, других печатных изданий. ("Молодая гвардия","Новый мир" и т.д.) - лит.процесс связан с критикой на выходящие в свет произведения. Устная критика тоже немало влияет на л.п. "Либеральный террор" - так называли критику в начале 18в. Литературные объединения - писатели, считающие себя близкими по каким-либо вопросам. Выступают определенной группой, завоевывающей часть литературного процесса. Литература как бы "поделена" между ними. Выпускают манифесты, выражающие общие настроения той или иной группы. Манифесты появляются в момент образования литературной группы. Для литературы н.20в. манифесты нехарактерны (символисты сначала творили, а потом писали манифесты). Манифест позволяет взглянуть на будущую деятельность группы, сразу определить, чем она выделяется. Как правило, манифест (в классическом варианте - предвосхищающий деятельность группы) оказывается бледнее, чем лит. течение, кот. он представляет.
Литературный процесс. С помощью художественной речи в литературных произведениях широко и конкретно воспроизводится речевая деятельность людей. Человек в словесном изображении выступает в качестве "носителя речи". Это относится, прежде всего, к лирическим героям, действующим лицам драматических произведений и рассказчикам эпических произведений. Речь в художественной литературе выступает как важнейший предмет изображения. Литература не только обозначает словами жизненные явления, но и воспроизводит саму речевую деятельность. Используя речь в качестве предмета изображения, писатель преодолевает ту схематичность словесных картин, которые связаны с их "невещественностью". Вне речи мышление людей в полной мере осуществить не может. Поэтому литература является единственным искусством, свободно и широко осваивающим человеческую мысль.
Процессы мышления - это средоточие душевной жизни людей, форма их напряженного действия. В путях и способах постижения эмоционального мира литература качественно отличается от других видов искусства. В лит-ре показывается постижение душевных процессов с помощью авторских характеристик и высказываний самих героев. Лит-ра как вид искусства обладает своего рода универсальностью. С помощью речи можно воспроизвести любые стороны действительности; изобразительные возможности слова поистине не имеют границ. Лит-ра с наибольшей полнотой воплощает познавательное начало художественной деятельности. Гегель называл словесность "всеобщим искусством". Но особенно широко осуществились изобразительные и познавательные возможности литературы в 19 веке, когда в искусстве России и западноевропейских стран ведущим стал реалистический метод. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой художественно отразили жизнь своей страны и эпохи с такой степенью полноты, которая недоступно никакому другому виду ис-ва. Уникальным качеством художественной литературы является также ее ярко выраженная, открытая проблемность. Неудивительно, что именно в сфере литературного творчества, наиболее интеллектуального и проблемного, формируются направления в искусстве: классицизм, сентиментализм и т.д.
8. Литературные направления
Литературные направления. Понятие о литературном манифесте.
Лит.процесс - совокупность всех произведений, появляющихся в это время. Факторы, которые его ограничивают: - на представление литературы внутри лит. процесса влияет время, когда выходит та или иная книга. - лит. процесс не существует вне журналов, газет, других печатных изданий. ("Молодая гвардия","Новый мир" и т.д.) - лит.процесс связан с критикой на выходящие в свет произведения. Устная критика тоже немало влияет на л.п. "Либеральный террор" - так называли критику в начале 18в. Литературные объединения - писатели, считающие себя близкими по каким-либо вопросам. Выступают определенной группой, завоевывающей часть литературного процесса. Литература как бы "поделена" между ними. Выпускают манифесты, выражающие общие настроения той или иной группы. Манифесты появляются в момент образования лит. группы. Для лит-ры н.20в. манифесты нехарактерны (символисты сначала творили, а потом писали манифесты). Манифест позволяет взглянуть на будущую деятельность группы, сразу определить, чем она выделяется. Как правило, манифест (в классическом варианте - предвосхищающий деятельность группы)
Литературное направление - это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигших высокой творческой сознательности и принципиальности, которые проявляются в создании ими соответствующей их идейно-творческим стремлениям эстетической программы, в публикации выражающих ее "манифестов". Впервые в истории целая группа писателей возвысилась до осознания своих творческих принципов в к.17-н.18в.,когда во Франции сложилось очень мощное лит.направление, получившее название классицизма.Сила этого направления заключалась в том, что его приверженцы обладали очень законченной и отчетливой системой гражданско-моралистических убеждений и последовательно выражали их в своем творчестве.Манифестом французского классицизма стал стихотворный трактат Буало "Поэтическое искусство": Поэзия должна служить разумным целям, идеи нравственного долга перед обществом, гражданского служения. Каждый жанр должен иметь свою определенную направленность и соответствующую ей художественную форму. В разработке этой системы жанров поэтам и драматургам следует опираться на творческие достижения античной литературы. Особенно важным считалось тогда требование, чтобы произведения драматургии заключали в себе единство времени, места и действия. Программа русского классицизма была создана в к.40-х гг. 18в. усилиями Сумарокова и Ломоносова и во многом повторяла теорию Буало. Неотъемлемое достоинство классицизма: он требовал высокой дисциплинированности творчества. Принципиальность творческой мысли, пронизанность всей образной системы единой идеей, глубокое соответствие идейного содержания и художественной формы - несомненные плюсы этого направления. Романтизм возник на рубеже 18-19в. Романтики рассматривали свое творчество как антитезу классицизму. Они выступали против всяких "пра- вил", ограничивающих свободу творчества, вымысла, вдохновения. У них была своя нормативность творчества - эмоциональная. Созидательной си- лой творчества был у них не разум, а романтические переживания в их исторической отвлечености и вытекавшей отсюда субъективности. В ведущих национальных литературах Европы почти в одно и то же время возникали романтические произведения религиозно-моралистического и по конт- расту с ним - гражданского содержания. Авторы этих произведений создали в процессе своего творческого самосознания соответствующие програм- мы и этим оформили литературные направления.Со второй половины 20-х гг. 19в. в лит-рах передовых европейских стран началось активное развитие реалистичного изображения жизни. Реализм - это верность воспроизведения социальных характеров персонажей в их внутренних закономерностях, созданных обстоятельствами социальной жизни той или иной страны и эпохи. Важнейшей идейной предпосылкой было возникновение историзма в общественном сознании передовых писателей, способности осознать своеобразие социальной жизни их исторической эпохи, а отсюда и других исторических эпох. Проявляя познавательную силу творческой мысли в критическом разоблачении противоречий жизни, реалисты 19в. обнаруживали при этом слабость в понимании перспектив ее развития, а отсюда и в художественном воплощении своих идеалов. Идеалы их, как и классицистов и романтиков, были в той или иной мере исторически отвлеченными. Поэтому образы положительных героев получались в какой-то степени схематичными и нормативными. Начавший свое развитие в европейских лит-рах 19в. реализм, вытекающий из историзма мышления писателей, был реализмом критическим.Литературные объединения выпускают манифесты, выражающие общие настроения той или иной группы. Манифесты появляются в момент образования лит. группы. Для лит-ры н.20в. манифесты нехарактерны (символисты сначала творили, а потом писали манифесты). Манифест позволяет взглянуть на будущую деятельность группы, сразу определить, чем она выделяется. Как правило, манифест (в классическом варианте - предвосхищающий деятельность группы) оказывается бледнее, чем лит. течение, кот. он представляет.
Лит.процесс - совокупность всех произведений, появляющихся в это время. Факторы, которые его ограничивают: - на представление литературы внутри лит. процесса влияет время, когда выходит та или иная книга. - лит. процесс не существует вне журналов, газет, других печатных изданий. ("Молодая гвардия","Новый мир" и т.д.) - лит.процесс связан с критикой на выходящие в свет произведения. Устная критика тоже немало влияет на л.п. "Либеральный террор" - так называли критику в начале 18в. Литературные объединения - писатели, считающие себя близкими по каким-либо вопросам. Выступают определенной группой, завоевывающей часть литературного процесса. Литература как бы "поделена" между ними. Выпускают манифесты, выражающие общие настроения той или иной группы. Манифесты появляются в момент образования лит. группы. Для лит-ры н.20в. манифесты нехарактерны (символисты сначала творили, а потом писали манифесты). Манифест позволяет взглянуть на будущую деятельность группы, сразу определить, чем она выделяется. Как правило, манифест (в классическом варианте - предвосхищающий деятельность группы) оказывается бледнее, чем лит. течение, кот. он представляет.
Литературный процесс. С помощью художественной речи в литературных произведениях широко и конкретно воспроизводится речевая деятельность людей. Человек в словесном изображении выступает в качестве "носителя речи". Это относится, прежде всего, к лирическим героям, действующим лицам драматических произведений и рассказчикам эпических произведений. Речь в художественной литературе выступает как важнейший предмет изображения. Литература не только обозначает словами жизненные явления, но и воспроизводит саму речевую деятельность. Используя речь в качестве предмета изображения, писатель преодолевает ту схематичность словесных картин, которые связаны с их "невещественностью". Вне речи мышление людей в полной мере осуществить не может. Поэтому литература является единственным искусством, свободно и широко осваивающим человеческую мысль. Процессы мышления - это средоточие душевной жизни людей, форма из напряженного действия. В путях и способах постижения эмоционального мира литература качественно отличается от других видов искусства. В лит-ре исп-ся прямое изображение душевных процессов с помощью авторских характеристик и высказываний самих героев. Лит-ра как вид искусства обладает своего рода универсальностью. С помощью речи можно воспроизвести любые стороны действительности; изобразительные возможности словесного поистине не имеют границ. Лит-ра с наибольшей полнотой воплощает познавательное начало художественной деятельности. Гегель называл словесность "всеобщим искусством". Но особенно широко осуществились изобразительные и познавательные возможности литературы в 19 веке, когда в искусстве России и западноевропейских стран ведущим стал реалистический метод. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой художественно отразили жизнь своей страны и эпохи с такой степенью полноты, которая недоступно никакому другому виду ис-ва. Уникальным качеством художественной литературы является также ее ярко выраженная, открытая проблемность. Неудивительно, что именно в сфере литературного творчества, наиболее интеллектуального и проблемного, формируются направления в искусстве: классицизм, сентиментализм и т.д.
9. Литературные роды. Принципы классификации литературных родов.
(Аристотель, Гегель, современная наука).
Литературу сложно разделить на группы. С древности уже вырабатывались определенные принципы, по которым литература делилась на несколько частей. Понятие литературного рода возникло в античной эстетике, в сочинениях Платона и Аристотеля. Далее, с увеличением количества литературных произведений возникла потребность изменить принципы деления на лит.роды. В 18 веке Гегель дал лучшие принципы разделения литературы: эпос -- представление объективности в ее объективности, лирика -- представление субъективности, внутреннего мира, драма -- изложение, связывающее оба предшествующих рода в новую целостность, в которой мы имеем объект раскрытия и внутреннюю жизнь индивида. Эпос и лирика противопоставлены друг другу, а драма -- синтез эпоса и лирики. Это представление стало традиционным до наших дней. В реальной жизни драма отодвигается на второй план. Литература -- один из способов раскрытия человеческого духа.Литература - не спонтанное выражение, а представление в виде, обретшем свою форму. Учитывая это, Гегель пересмотрел и уточнил свою формулировку. С точки зрения действия Аристотель был прав: - автор -- наблюдатель со стороны - эпос - внутренние переживания автора - лирика - соединение непосредственной демонстрации действия, которое происходит на сцене (все определяется словами) и прохождение сюжета сквозь личность актера (объективность действий и субъективность переживаний) - драма. Нельзя четко определить, что субъективно или объективно. Позиция автора всегда субъективна, порождена худ. воображением. "Объективная" реальность -- реальность не мира, а худ.произведения. Может существовать отдельно от автора -- иллюзия, заставляющая нас представлять мир отдельно. Вторая иллюзия -- мир изображается через внутреннее восприятие героя (лирич.). Возможны варианты, когда автор переселяется в душу героя, изображает героя в качестве себя самого (С.Есенин "О Москве").Это достаточно обычная вещь в лирике 20в. Проблема взаимоотношений героя и автора существует постоянно. В драматических произведениях все четко и ясно. Существует точка зрения, что есть четвертый род литературы - сатира. Это исходит из того, что есть важные вещи, которые нужно сохранить, чтобы не вычеркнуть из лит-ры (как в сталинские времена). Но никаких доказательств этому не было приведено.
Теория литературных родов, общая характеристика.
Литературный род - представление об устойчивом, повторяющемся в художественных произведениях; типологическое представление. осваивает три разных сферы бытия человека.
1. Эпос (об объективно происшедшем, внешний) - речь слова. в основе эпоса - художественно освоенное событие.
2. Лирика (переживания, чувства, внутренний) - лира (музыкальный инструмент). в основе лирки - настроение и переживание.
3. Драма (отношения между людьми) - драмео - действую, связана с действиями. в основе драмы - действие.
за литературным родом стоит определенное психическое состояние. драма - воля человека, лирика - чувственность, переживания человека, эпос - мысль человека.
лингвистич. восприятие: эпос - носитель прошедшего времени, лирика - настоящее время, драма - некое соединение.
эпос - просторен (объем) и медлителен (темп).
лирика - сжата, кратка.
драма - небольшой объем.
Аристотель: роды делятся по способу подражания - в эпосе автор рассказывает о событиях как о чем-то отдельном от себя (эпическое подражание жизни).
в лирике - подражающий остается самим собою, не изменяя своего лица ("я").
в драме - все изображаемые лица представленные как действующие и деятельные.
Гегель: в основе его представлений о родах лежит понятие о субъекте и объекте. он опирался на философское понятие субъекта и объекта. эпос - воплощение объективности, лирика - воплощение субъективности, драма - синтез двух начал. (гегелевская триада - тезис, антитезис, синтез). по Гегелю - сначала возник эпос (7-6 в. до н.э.), потом возникла лирика, затем - драма.
эпос стоял у начала, потому что эпос был выражение объективного мира, перед которым человек чувствовал себя песчинкой в бытии, человек преклоняется перед объективностью. когда укрепляется индивидуальное сознание человека, появляется лирика. возникает критическое отношение человека к миру - появляется драма.
Белинский: по поводу эпоса -
основу эпоса составляет повествование (рассказ о событиях). это повествование предполагает огромную дистанцию между повествованием и рассказом. характерно описание (картины природы, портреты человека). объем.
жанры эпоса - рассказ, повесть, роман.
отличия:
1) объем
2) сюжетное построение
роман. истоком романа считают рассказы о похождениях свободных людей. непредсказуемость. роман - жанр, который несет в себе историю о свободном человеке. человеческая судьба очень важна и жанр романа стал вместилищем обычной человеческой судьбы. роман как жанр - это воплощение обыкновенной человеческой судьбы, рассказ о частной судьбе.
Бахтин: жанр - носитель генетической памяти литературы. жанр стар, но он всегда новый.
10. Литературные жанры, принципы их классификации.
Литературные жанры, возможности их классификации. "Память жанра".
Лит.жанры - это сложившиеся в процессе развития худ. словесности виды произведений. В основу литературоведческой классификации кладутся жанровые признаки, имеющие наиболее устойчивый, исторически повторимый характер. Важнейшим жанровым признаком произведений является его принадлежность к тому или иному лит. роду: выделяются драматические, эпические, лирические и лиро-эпические жанры. Внутри родов различают виды - родовые формы. Они различаются по организации речи в произведении (стихи и проза), по объему текста (былина и эпопея), по принципам сюжетосложения и др. По жанровой проблематике произведения могут принадлежать к национально-историческим, нравоописательным и романтическим жанрам.
Эпические жанры: 1)национально-исторические жанры:- героическая песня - "песнь о победах и поражениях", гл.герой -лучший представитель коллектива Гектор,Ахилл).Сочетание гиперболического изображения физической мощи и внимания к нравственным качествам. - поэма - рассказ о важном историческом событии, гиперболическое изображение героя и объективный тон повествования. - повесть - реальные исторические события ("Слово о полку Игореве") - рассказ2) нравоописательные жанры: сказка, поэма, идиллия, сатиры 3) романтические : "волшебная" сказка, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк.
Драматические жанры: - трагедия - конфликт в сознании героя, - драма - столкновения персонажей с такими силами жизни, кот. противостоят извне. - комедия - пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса, с помощью сюжетных кофликтов раскрываются хар-ры.
Лиро-эпические жанры: басня - кратко аллегорическое повествование и вытекающее поучение - баллада - стихотворное сюжетное произведение, повествование пронизано лиризмом.
Жанры живут и развиваются, они могут обогащаться новыми произведениями, уже примыкающим к старым жанрам. Жанр иногда распадается. В драм лит-ре 18в. Комедия распалась на чистую комедию, комедию сентиментальную, слезную. Высокие жанры, порой вытесняются более низкими жанрами. В худ литературе очень важно появление гения, который приносит новый жанр (Пушкин).
Так же можно выделить конкретно исторические жанры: байроническая поэма, чеховская новелла, бальзаковский роман, духовная ода, пролетарская поэзия.
"Память жанра":
М.М.Бахтин замечательно сформулировал теорию жанра как целостного типа художественного высказывания, имеющего свое исходное, генетическое содержание и (что очень интересно) имеющего память. То есть, по мысли Бахтина, есть традиция и жанр помнит эту традицию независимо от художника. Он показал, что независимо от того, хочет художник или нет, есть объективная память жанра. Когда художник обращается к определенному материалу на почве определенной современности, эта память срабатывает и сегодняшнее творчество оказывается выражением каких-то пластов старого опыта. Бахтин утверждал это и в молодые годы - в опубликованной под именем П.Н.Медведева книге, посвященной формальному методу в литературоведении, и в зрелых работах о Рабле и Достоевском, и в поздних записях. И еще одна из ключевых идей Бахтина, которая рифмуется с интересами гуманитарной науки ХХ века, - это интерес к архаике. Любой развитый, сложившийся жанр имеет архаические истоки.
11. Особенности эпоса как литературного рода.
Эпос как литературный род.
Литературный род - представление об устойчивом, повторяющемся в художественных произведениях; типологическое представление.
Эпос (об объективно происшедшем, внешний) - речь слова. в основе эпоса - художественно освоенное событие.
эпос - мысль человека
эпос - просторен (объем) и медлителен (темп).
Аристотель: роды делятся по способу подражания - в эпосе автор рассказывает о событиях как о чем-то отдельном от себя (эпическое подражание жизни).
Гегель: в основе его представлений о родах лежит понятие о субъекте и объекте. он опирался на философское понятие субъекта и объекта. эпос - воплощение объективности.
Белинский: по поводу эпоса -
основу эпоса составляет повествование (рассказ о событиях). это повествование предполагает огромную дистанцию между повествованием и рассказом. характерно описание (картины природы, портреты человека). объем.
жанры эпоса - рассказ, повесть, роман.
отличия:
1) объем
2) сюжетное построение
Эпос (от греческого "слово" "объект") - повествовательный род литературы, рассказ о происшедшем ранее. Повествование ведется со стороны. Сначала возник как жанр народно-героического сказания: саги, притчи, былины, эпической песни, предания, богатырские скачки. Существовал до эпохи Возрождения. В последние 3 века, когда происходит поворот к человеку как личности (примат личности над коллективом) начинает выделяться эпос как род литературы в нашем современном понимании. Носитель речи сообщает о прошедшем действии или вспоминает. Между ведением речи и событием сохраняется временная дистанция. Речь ведется от повествователя, который может становится рассказчиком (Гринев у Пушкина). Эпос максимально свободен от освоения пространства и времени. Характеризует не только героя, но и носителя речи (художественную речь складывают: авторское повествование, авторское описание, авторское рассуждение, монологи и диалоги действующих лиц). текст обычно не содержит информации о судьбе повествователя, но его речь характеризует и его самого, и происходящее -> образ повествователя (Гуковский "РЕализм Гоголя" "повествователь - это не только более или менее конкретный образ, это некая образная идея, принцип и облик носителя речи, неприменная точка зрения на излагаемое, точка зрения психологическая, идеологическая и попросту географическая, т.к. невозможно описывать ниоткуда и не может быть описания без описателя")
Есть разные способы повествования, наиболее укоренен тот, в котором между персонажен и повествователем имеет место абсолютная дистанция - максимальная объективность. (Шиллинг - "в эпосе нужен рассказчик, который невозмутимостью своего рассказа постоянно отвлекал бы нас от слишком большого участия к действующим лицам и направлял внимание слушателей на чистый результат").
Эпический род литературы - это художественное воплощение особого, эпического миросозерцания, которое отмечено максимальной широтой взгляда на жизнь и ее спокойным радостным приятием.
Также встречается повествование от самих героев происходящего. Тут мы не встречаем ничего общего с эпическим миросозерцанием - субъективное повествование (последние 2-3 столетия) Вызвано возросшим интересом к своеобразию внутреннего мира людей, а главное - понимание жизни, как совокупности непохожих одно на другое отношение к реальности.
Наиболее распространненая форма эпического повествования - это рассказ от третьего лица. Рассказчик нередко является еще и персонажем произведения (Лермонтов максим максимыч).Очень часто повествующие высказываются в манере, которая не тождественна авторской и резко с ней расходится.
Эпос - род литературы, показывающий не только то, что герой делает, но и как он думает. Внутренние монологи - сознание героя. Большое значение имеют портрет и пейзаж - детализация. Не настаивает на условности происшедшего. Объем эпического произведения неограничен. В узком смысле эпос - героическое повествование о прошлом. Дошел в виде эпопей ("Илиада" и "Одиссея"), саги - скандинавский эпос, короткие эпические песни - русские былины.
эпос включает в себя как короткие рассказы, так и произведеня, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы. Вбирает в себя огромное количество характеров , повествовательная форма при этом способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека.
Эпос как литературный род.
Эпос - от греческого "слово". Объект. повествовательный род лит-ры. Сначала возник эпос как жанр народно-героического сказания: саги, притчи, былины, эпич.песни, предания, богатырские сказки, нар.-героич. повести. Существовал до эпохи Возрождения. В последние 3 века, когда происходит поворот к человеку как личности (примат личности над коллективом) начинает выделяться эпос как род литературы в нашем современном понимании. Носитель речи сообщает о прошедшем действии или вспоминает. Между ведением речи и событием сохраняется временная дистанция. Речь ведется от повествователя, кот. может становится рассказчиком (Гринев у Пушкина). Эпос максимально свободен от освоения пространства и времени. Характеризует не только героя, но и носителя речи (худ.речь складывают: авторское повествование, авт. описание, авт.рассуждение, монологи и диалоги действующих лиц). Эпос - единственный род лит-ры, показывающий не только то, что герой делает, но и как он думает. Внутр. монологи - сознание героя. Большое значение имеют портрет и пейзаж - детализация. Не настаивает на условности происшедшего. Объем эпич.произведения неограничен. В узком смысле эпос - героическое повествование о прошлом. Дошел в виде эпопей ("Илиада" и "Одиссея"), саги - скандинавский эпос, короткие эпические песни - русские былины
12) Драма как литературный род.
Драма (отношения между людьми) - драмео - действую, связана с действиями. в основе драмы - действие.
в драме - все изображаемые лица представленные как действующие и деятельные. Аристотель
основное различие драматургие и эпоса - в эпосе нам всегда о чем-то рассказывают, а в драматургии всегда что то представляют. Читая драматургические произведения, мы видим в своем воображении, их как бы исполняемыми на сцене.
Чтобы предствавить драматургию синтечиским родом литератууры, Гегель предлагает действия персонажей принять за эпическое начало, а их переживания по ходу действия - за лирическое начало. Но в таком случае и в эпосе легко увидеть синтез лирики и эпоса. Соотношение бытия и сознания персонажей в эпосе и драме одинаковые, поэтому возможна перестройка одного в другое.
В драме отсутствует повествование в сколько-нибудь развитой форме. Текст произведения состоит прежде всего из высказываний самих персонажей, посредством которых они действуют в конкретной ситуации. Авторские пояснения к словам героев сведены к ремаркам. Специфика драмы заключается в том, что она предназначена для сценической постановки.
На сцене нужно действие, оно возможно, когда в нем развивается конфликт. Они должны укладываться в короткое сценическое время. Сюжеты в драматургии должны быть краткими - концентрация конфликтных сюжетов в пространстве и времени. На жанры деляться по осбенностям своего пафоса.
В драматургии внешние поступки могут быть только симптомами их внутренних поступков(намерения, решения, воспоминания), отсюда подводные течения, отмеченные станиславским. Сложнее общественная жизнь - сложнее внутренний мир -> возможность строить сюжеты на внутренних конфликтах.
По Белинскому драма есть "примирение противоположных элементов - эпической объективности и лирической субъективности.
Драма - это побочный род литературы, вытекающий из синтеза слова и пантомимы и других искусств.
Особенности драмы как литературного рода.
О родах поэзии рассуждает и Сократ, который в третьей книге трактата Платона "Государства" пишет: "...Строить произведение в виде "обмена речами" героев, к которому не примешиваются слова поэта, ... характерно для трагедий и комедии", - и, действительно, такова драма как род поэзии.
"Представлять всех изображаемых лиц как действующих и деятельных", - писал Аристотель. Так, Шеллинг в драме же усмотрел своеобразный синтез борьбы свободы и необходимости, а Гегель (вслед за Жан-Полем) характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий "объект" и "субъект": эпическая поэзия объективна, лирическая - субъективна, драматическая же соединяет эти два начала.
На природу эпоса, лирики и драмы проливает свет теория речи, разработанная в 1930-е годы немецким психологом и лингвистом К. Бюлером, который утверждал, что драма акцентирует действенную сторону речи, и слово предстает как своего рода поступок, совершаемый в определенный момент развертывания событий.
Важно, что в драматическом роде литературы также применяются как стихи, так и проза, порой соединяемые в одном и том же произведении (многие пьесы У. Шекспира). Такие термины, как "драматизм", определяют не только речевую характеристику произведения, но и общее его настроение: так, драматизмом принято называть умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой.
Драматические произведения (др.-гр. drama-действие), как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Подобно автору эпического произведения, драматург подчинен "закону развивающегося действия". Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.
Отсюда некоторая ограниченность художественных возможностей драмы. Писатель-драматург пользуется лишь частью предметно-изобразительных средств, которые доступны создателю романа или эпопеи, новеллы или повести. И характеры действующих лиц раскрываются в драме с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. При этом драматурги, в отличие от авторов эпических произведений, ВСЕГДА вынуждены ограничиваться тем объемом словесного текста, который отвечает запросам театрального искусства. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического. И это требует соответствующего размера драматургического текста.
Вместе с тем у автора пьесы есть существенные преимущества перед создателями повестей и романов. Один изображаемый в драме момент плотно примыкает к другому, соседнему. Время воспроизводимых драматургом событий на протяжении 'сценического эпизода не сжимается и не растягивается; персонажи драмы обмениваются репликами без сколько-нибудь заметных временных интервалов, и их высказывания, как отмечал К.С. Станиславский, составляют сплошную, непрерывную линию. Если с помощью повествования действие запечатлевается как нечто прошедшее, то цепь диалогов и монологов в драме создает иллюзию настоящего времени. Жизнь здесь говорит как бы от своего собственного лица: между тем, что изображается, и читателем нет посредника-повествователя. Действие протекает будто перед глазами читателя. "Все повествовательные формы, писал Ф. Шиллер,- переносят настоящее в прошедшее; все драматические делают прошедшее настоящим".
Неудивительно, что драма тяготеет к внешне эффектной подаче изображаемого. Ее образность оказывается гиперболической, броской, театрально-яркой. "Театр требует <...> преувеличенных широких линий как в голосе, декламации, так и в жестах",-писал Н. Буало. И это свойство сценического искусства неизменно накладывает свою печать на поведение героев драматических произведений.
В XIX-XX вв., когда в литературе возобладало стремление к житейской достоверности, присущие драме условности стали менее явными, нередко они сводились к минимуму. У истоков этого явления так называемая "мещанская драма" XVIII в. Поэтому последующие драмы отличаются достоверностью воссоздаваемых жизненных форм. Но и при установке Драматургов на правдоподобие сюжетные, психологические и собственно речевые гиперболы сохранялись.
Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи которых, нередко насыщенные афоризмами и сентенциями, оказываются куда более пространными и эффектными, нежели те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении. Условны реплики "в сторону", которые как бы не существуют для других находящихся на сцене персонажей, но хорошо слышны зрителям, а также монологи, произносимые героями в одиночестве, наедине с собой, являющиеся чисто сценическим приемом вынесения наружу речи внутренней (таких монологов немало как в античных трагедиях, так и в драматургии Нового времени).
Речь в драматическом произведении нередко обретает сходство с речью художественно-лирической либо ораторской: герои здесь склонны изъясняться как импровизаторы-поэты или мастера публичных выступлений. Поэтому отчасти прав был Гегель, рассматривая драму как синтез эпического начала (событийность) и лирического (речевая экспрессия).
Драма имеет в искусстве как бы две жизни: театральную и собственно литературную. Составляя драматургическую основу спектаклей, бытуя в их составе, драматическое произведение воспринимается также публикой читающей.
Эмансипация драмы от сцены осуществлялась постепенно - на протяжении ряда столетий и завершилась сравнительно недавно: в XVIII-XIX вв.
Но принципиальных различий между Lesedrama (драмой с литературной точки зрения) и пьесой, которая ориентирована автором на сценическую постановку, не существует. Драмы, создаваемые для чтения, часто являются потенциально сценическими.
Давняя истина остается в силе: важнейшее, главное предназначение драмы это сцена. "Только при сценическом исполнении,- отметил А. Н. Островский, драматургический вымысел автора получает вполне законченную форму и производит именно то моральное действие, достижение которого автор поставил себе целью".
13) Особенности лирики как литературного рода
Лирика как литературный род.
главный объект художественного познания в лирике - это характер самого "носителя речи",прежде всего его внутренний мир, его умонастроение и эмоции. ЛИРИКА НЕ ИЗОБРАЖАЕТ ДЕЙСТВИЕ, СОБЫТИЕ, ПОСТУПОК, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. она обретает черты экспрессивных искусств.
претворение черт личности поэта в образ лирического героя - важнейшее свойство лирики.
специфика лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как его субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента. В лирике активен субъект, но субъект лирики не обязательно индивидуален. Особое положение личности в лирике общепризнано (хотя понимают его по-разному).
Но у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей. По самой своей сути лирика - разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении); своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека. Но также и антиценностей - в гротеске, в обличении и сатире; но не здесь все же проходит большая дорога лирической поэзии.
Лирическое слово - концентрат поэтичности. Оно должно обладать несравненной силой воздействия.
Лирика (переживания, чувства, внутренний) - лира (музыкальный инструмент). в основе лирики - настроение и переживание.
Аристотель - в лирике - подражающий остается самим собою, не изменяя своего лица ("я").