Я нечасто рассказываю о недописанных произведениях, но во всех правилах есть исключения. Ждать, пока автор - Юлия Белова - допишет "Этот прекрасный свободный мир...", чтобы только потом писать отзыв, я не стану, так как пираты и так уволокли роман чуть ли не во все пиратские библиотеки. Посмотрим, что там пишут о романе пираты:
Роман-антиутопия о том, как воспользовавшись гениальным открытием, США обрели новое пространство, где начали строить неорабовладельческое общество. И хотя автор утверждает, что данная история является авторским вымыслом и всякие совпадения с фактами и реальными людьми являются случайными, похоже, у американцев всё получилось. В центре повествования судьба юноши ставшего рабом или, как "политкорректно" их именуют, "питомцем", сменившего нескольких хозяев и, похоже, вполне принявшего свою судьбу.
Так вот, никакого отношений к реалиям романа эта аннотация не имеет.
Во-первых, никакого нового пространства США не получали. Это было частное открытие и частная инициатива. Некий молодой человек обнаружил прокол в пространстве и новый мир, и вместе со своим другом он решил создать идеальное общество. Создал, представьте себе! Общество, где нет войн, нет голода и нищеты, нет терроризма и преступности, где стремительно развивается наука, вот только это общество оказалось рабовладельческим. В этом мире один друг может отправить другого друга на смерть, естественно, во имя благополучия общества, поскольку казненный усомнился в благе рабовладения и постарался разрушить собственное детище. О создании этого мира я уже рассказывал (рассказ "Письма к Джейку", ставший Прологом), а теперь перейду собственно к роману.
Надо сказать, что сейчас появилось очень много произведений, где в той или иной степени описывается рабство в высокоразвитом мире. Чаще всего эти произведения изобилуют сценами насилия и нередко просто смакуют жестокость. Ничего этого в романе Ю.Беловой нет, но при этом он производит более сильное и страшное впечатление. Не нужно избиений и изнасилований, чтобы сломать человека - слома личности можно достичь много проще, и автор это показываем, впрочем, очень сдержанно. Одна из самый страшных сцен - ломка главного героя и трех его товарищей по несчастью - занимает всего четыре абзаца, да и абзацы эти маленькие. Впрочем, с каждой главой я все больше сомневался, что это самая страшная сцена, потому что отношение к рабам - доброе, ласковое и снисходительное, словно они малые дети или полезные домашние животные - еще страшней.
Надо сказать, что о попаданцах, как и о рабстве, пишут очень много, но и здесь роман "Этот прекрасный свободный мир..." достаточно необычен. Прежде всего, образом главного героя. Роберт Шеннон не является неудачником, он не спецназовец, не программист, не офисный хомячок. Он художник и архитектор. В отличие от многих других, автор не дает герою никаких бонусов, не устраивает игру в поддавки. И поле битвы за свободу у Роберта очень часто весьма специфическое. В мире, где из рабства невозможен эффективный побег, герой всеми силами отстаивает свою внутреннюю свободу, в том числе и в такой сфере как искусство. Здесь автор совершенно безжалостно разбивает многие иллюзии, касающиеся восприятия произведений искусства.
Вообще роман "Этот прекрасный свободный мир..." совершенно неполиткорректен, так что пираты зря уверяли, что питомцами рабов называют из политкорректности. Нет, такое обращение - концепция. Питомец - вечный ребенок, который не способен отвечать за себя и нуждается в опеке хозяина. Ему будут подбирать генетически безупречную пару, будут наставлять и воспитывать, ну а он в благодарность будет работать на благо опекуна.
Да и свобода в свободном мире сплошь и рядом кажется фикцией, и, зарабатывая формальное освобождение из рабства, вполне можно расстаться со свободой внутренней, отказаться от своего призвания - естественно, ради блага общества, а чего же еще? При всей пропасти, разделяющей свободных и рабов, временами кажется, что их положение неотличимо.
Что еще сказать о романе? Он сочетает, казалось бы, несочетаемое - спокойное, слегка ироничное изложение событий и сильнейшее эмоциональное воздействие. Текст оставляет ощущение редкостной достоверности и мне периодически приходилось напоминать себе, что все это выдумка и такого мира, к счастью, нет.
И еще я заметил интересную вещь. Вот любят многие писатели раз за разом повторять, что их ГГ аристократ. Говорить-то говорят, но ничего аристократического в героях не наблюдается, недоразумение одно. Здесь же персонажа никто аристократом не называет, но - черт возьми! - в экстремальных ситуациях этот аристократизм у него и проявляется. Умение держаться, достоинство и удивительная внутренняя свобода. Редкий случай!
Роман висит как поглавно, так и объединенными файлами (пусть и не всеми), так что пользоваться пиратскими библиотеками не советую. Во-первых, у пиратов более чем в пять раз меньше глав, а во-вторых, общий файл у них выглядит диковато и читать его трудно.