Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас.
Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, - радуюсь, что вы получили благодать столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня.
По этой причине, думаю я и люблю вас, братья, более души своей, в этом состоять величие веры и любовь и надежда той жизни. И так как я обыкновенно старался делиться с вами тем, что сам получил, и в этом служении вам, столь одаренным духовно, нахожу и награду себе, то спешу к вам написать несколько слов, дабы вы вместе с верою имели и совершенное ведение.
Божественных установлений три: чаяние жизни, её начало и совершение. Ибо Господь через пророков предвозвестил нам то, что теперь и исполнилось, а вместе показал и начало будущего. Итак, согласно с Его волею мы должны ревностнее и ближе приступать к Его жертвеннику. А я не как учитель, но как равный с вами, изъясню вам немногое, от чего много увеличится ваша радость.
По первой главе сказать нечего, разве что присоединиться к христианской радости Варнавы. И ещё следует подчеркнуть глагол делиться, который ниже, когда будет дорога ложка к обеду, понадобится прокомментировать.
Глава 2
Так как ныне дни неприязненные, и противник имеет власть над этим веком, то мы со вниманием должны исследовать распоряжения Господни. Помощники веры нашей суть страх Божий и терпение, а наши споборники - великодушие и воздержание. С этими добродетелями, когда они бывают чисты пред Господом, вступают в радостный союз премудрость и ведение.
Бог открыл нам чрез всех пророков, что Он не имеет нужды ни в наших всесожжениях, ни в наших жертвах и приношениях. "К чему мне множество жертв ваших, говорить Господь? Исполнен Я всесожжения овнов и тука агнцев, крови козлов и овнов не хочу. Неприятно, когда вы приходите являться пред Меня; ибо кто требовал этого от рук ваших? Перестаньте топтать двор Мой. Если приносите мне пшеничную муку, - напрасно; курение мерзость для Меня. Новомесячий ваших и дня великого не терплю, постов, дней покоя и праздников ваших ненавидит душа Моя" (Ис. 1:11-14).
Итак, Господь упразднил это, дабы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение. Господь еще говорит к ним: "Заповедал ли Я отцам вашим, когда они вышли из земли египетской, приносить Мне всесожжения и жертвы? Но вот что Я заповедал им говоря (Иер. 7:22-23): каждый из вас да не имеет злобы против ближнего своего и не любить клятвы ложной" (Зах. 8:17).
Итак, поелику мы не без разума, то должны понимать благую волю Отца нашего, ибо Он, желая взыскать нас блуждающих подобно иудеям, говорит нам, как мы должны приближаться к Нему. Он говорит нам: "жертва Богу сердце сокрушенное, и сердца смиренного Он не презирает" (Пс. 50:19).
Посему, братья, мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда-нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей жизни.
Вторая глава Послания, казалось бы, облегчает требования Бога к человеку, но не так. Мы живём в однополярном эоне, где живительным полюсом является Бог, Единый: из Него всё исходит и к Нему возвращается. И всё же противоположный полюс или, вернее сказать, противоположный полуполюс у Единого есть - множество, всё что фрагментарно, дробно, индивидуально, всё равно что песок против камня. Варнава и называет мир, в котором мы живём, неприязненным, противным Богу, где жизнь построена на борьбе, распре, на кровях. ИЗБАВЬ МЕНЯ ОТ КРОВЕЙ, БОЖЕ, БОЖЕ СПАСЕНИЯ МОЕГО(Псалтирь 50:16). Сокрушить себя, свою плоть и кровь, сделаться иным, духовным - возможно уже в этом материальном мире. Когда ты, сокрушённый, находишься на краю изжитого круга, на кровле, и Евангелие поощряет тебя воспарить к горним, духовным вершинам: КТО НА КРОВЛЕ, ТОТ ДА НЕ СХОДИТ ЧТО-НИБУДЬ ВЗЯТЬ ИЗ ДОМА СВОЕГО(Матфей 24:7).
Мерцают звездные шары,
Отара черная с горы
В долину плодную стекает,
И кто-то прутиком стегает
Ягнят ленивых и овец.
Уходят прочь певец и чтец,
Щеколду сторож задвигает
В эстраде, в опере. Конец
Отрезка. Ни толпы, ни треска.
Темно. Задвинута железка.
А я, как в детстве, жду довеска
С небес, где виден продавец
И золотая хлеборезка.
(Юнна Мориц, Ночь)
Глава 3
О постановлениях ветхого завета Господь еще говорит к ним: "Зачем Мне поститесь, чтобы ныне услышан был голос ваш с воплем? Не такой пост Я избрал, говорить Господь, чтобы человек томил душу свою без причины; и если бы ты изогнул выю твою наподобие круга, и облекся во вретище и покрыл себя пеплом, и то не сотворил бы ты мне поста приятного" (Ис. 58:4-5).
А к нам Он говорит: когда будете поститься, - разрушь всякий союз неправды и раздери всякую неправедную запись; уничтожь стеснения насильственного торга, отпусти измученных на свободу, и отбрось всякую злонамеренную предосторожность. Раздробляй алчущим хлеб твой и бедных без крова введи в дом твой; если видишь нагого, одень, и единоплеменников своих не презирай. Тогда откроется ранний свет твой, и одежды твои скоро воссияют; и правда твоя будет тебе предшествовать, и слава Божия будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Бог услышит тебя, и когда еще говоришь ты, Он скажет: вот Я, - если отринешь от себя и союз и совет злых и слово роптания, и от сердца дашь алчущему хлеб" (Ис. 58:6-10).
В этом, братья, открывается попечение и милосердие Божие, ибо Он людям, которых снискал для Возлюбленного Своего, определил веровать в простоте и уже прежде вразумлял всех нас не обращаться, подобно прозелитам, к закону Иудейскому.
Третья глава тоже отвергает изжитый круг - поверженную ВЫЮ НАПОДОБИЕ КРУГА, потому что круг - оковы, ярмо, гнёт. Почему, например, морфологически похожи слова, обозначающие противоположные понятия: жертва и жратва, корни и крона, убожество и богатство, овн и волк, пища и хищник, жена и жених, хромота и хоромы, беда и победа, поражение и праздник, слабость и сила, рыдание и радость? Потому что в мире всё сущее сотворено парами: один сеет, другой жнёт, один труждается, другой присваивает его труд.
Победитель - всегда похититель,
Он с победы имеет трофей.
Им обобран правитель и житель,
Ключ от города, девственность фей -
Всё его теперь, даже de jure,
Ибо он неподсуден теперь.
Ибо этой великой фигуре
Небожители ныне родня.
Перст творения - он. И фортуне
Просто незачем делать меня.
(Александр Воловик)
Постулаты поста выдвигаются вот какие: расторгнуть ярмо, отпустить измученных на свободу, разделить награбленный хлеб. Значит ли это, что поститься не надо, - нужны только радикальные, революционные действия? Нет, Господь указывает именно на пост: ПОСТ ЧЕТВЁРТОГО МЕСЯЦА, И ПОСТ ПЯТОГО, И ПОСТ СЕДЬМОГО, И ПОСТ ДЕСЯТОГО СОДЕЛАЮТСЯ ДЛЯ ДОМА ИУДИНА РАДОСТЬЮ И ВЕСЁЛЫМ ТОРЖЕСТВОМ; ТОЛЬКО ЛЮБИТЕ ИСТИНУ И МИР(Захария 8:19). Комментаторы die Bibel in heutigen Deutsch комментируют эти стихи как воспоминание о разрушенном Иерусалиме и храме Господнем, ссылаясь на 4 книгу Царств 25:1; 25:3-4; 25:8; 25:23. Но это буквальный смысл. Духовный смысл заложен в аллегорическом понимании чисел. Каково числовое значение слова ИСТИНА? Само слово раскрывается числом - иСОТина. То есть в десятичном исчислении истина является как бы прогрессией круглых чисел: десять, сто, тысяча, которые одновременно единица, Единство, начало следующего предела - вот почему десятый "месяц" - радость. И пятый "месяц" радостен потому, что сердце, Единство, находится посередине всякого предела и организма. Четвёртый и седьмой "месяцы" относятся к семеричному исчислению. Седмина, священная суббота - тоже истина, святилище. Суббота является концом старого и началом нового предела - она тоже олицетворяет Единство, свет и тьму первого дня творения, мужские и женские потенции Единого. Но и в середине седмины, в четвёртом дне творения - сердце, солнце и луна, мужские и женские потенции Единого. Возвращение к Единому - возвращение к единству, справедливости, любви, миру, истине, радости. Когда саддукеи спрашивают Иисуса, чья будет жена в пакибытии, если многие имели её, ответ - В ВОСКРЕСЕНИИ НИ ЖЕНЯТСЯ, НИ ВЫХОДЯТ ЗАМУЖ, НО ПРЕБЫВАЮТ, КАК АНГЕЛЫ БОЖИИ НА НЕБЕСАХ(Матфей 22:30) требует маленького дополнения - именно там истинный брачный чертог бескорыстной, платонической, ангельской любви, где нет эгоизма и мойственности. Сравните с кораническими аятами: ТАМ СКРОМНООКИЕ, КОТОРЫХ НЕ КОСНУЛСЯ ДО НИХ НИ ЧЕЛОВЕК, НИ ДЖИНН(55:56), ЧЕРНООКИЕ, БОЛШЕГЛАЗЫЕ, ПОДОБНЫЕ ЖЕМЧУГУ ХРАНИМОМУ... НЕ УСЛЫШАТ ОНИ ТАМ ПУСТОСЛОВИЯ И УКОРОВ В ГРЕХЕ, А ЛИШЬ СЛОВА "МИР, МИР!"(56:22,24,25), МЫ... СДЕЛАЛИ ИХ ДЕВСТВЕННИЦАМИ, МУЖА ЛЮБЯЩИМИ, СВЕРСТНИЦАМИ(56:34-36). Или сравните с пророчеством Исайи, когда непримиримые враги и противоположности не ждут корысти и выгоды: ВОЛК БУДЕТ ЖИТЬ ВМЕСТЕ С ЯГНЁНКОМ, И БАРС БУДЕТ ЛЕЖАТЬ ВМЕСТЕ С КОЗЛЁНКОМ; И ТЕЛЁНОК И МОЛОДОЙ ЛЕВ, И ВОЛ БУДУТ ВМЕСТЕ, И МАЛОЕ ДИТЯ БУДЕТ ВОДИТЬ ИХ. И КОРОВА БУДЕТ ПАСТИСЬ С МЕДВЕДИЦЕЮ, И ДИТЁНЫШИ ИХ БУДУТ ЛЕЖАТЬ ВМЕСТЕ, И ЛЕВ, КАК ВОЛ, БУДЕТ ЕСТЬ СОЛОМУ. И МЛАДЕНЕЦ БУДЕТ ИГРАТЬ НАД НОРОЮ АСПИДА, И ДИТЯ ПРОТЯНЕТ РУКУ СВОЮ НА ГНЕЗДО ЗМЕИ. НЕ БУДУТ ДЕЛАТЬ ЗЛА И ВРЕДА НА ВСЕЙ СВЯТОЙ ГОРЕ МОЕЙ, ИБО ЗЕМЛЯ БУДЕТ НАПОЛНЕНА ВЕДЕНИЕМ ГОСПОДА, КАК ВОДЫ НАПОЛНЯЮТ МОРЕ(Исайя 11:6-9).
Всё мне снится зелёная местность,
Луг с цветами, прозрачный ручей.
Отошла и отхлынула мерзость
Запустенья, амбиций, речей.
Тишина. Мы вдвоём. Мы на воле.
Пахнет мёдом. Природа чиста.
Больше нет ни разлада, ни боли.
Здесь с устами сольются уста.
Тяжелейший мы сбросили панцирь.
И ласкает нас лёгкий эфир.
И прекрасный невидимый пастырь
Бережёт новосозданный мир.
Погляди же в глаза мои глубже,
Я представить себе не могу,
Сколько ж вытерпеть, выстрадать нужно,
Чтоб воскреснуть на этом лугу.
(Любовь Никонова, Зелёная местность)
Итак, если сравнить эон, пакибытие, и мир раздора, в котором мы живём, пост, что приобщает к Богу, Духу, духовности, дозарезу необходим.
Глава 4
Итак, надо тщательно исследовать настоящий предмет и изложить то, что может служить к нашему спасению. Будем убегать всякого дела неправедного и возненавидим заблуждение настоящего времени, дабы в будущем нам быть возлюбленными Богом. Не дадим душе нашей места, где бы она могла пристать с нечестивыми и грешниками, дабы не уподобиться им.
Ибо последнее искушение, как написано и как говорит Даниил, приблизилось: Господь сократил времена и дни для того, чтобы Возлюбленный Его ускорил Своим пришествием к наследию Своему. Пророк так говорить: "десять царств будут царствовать на земле и после восстанет малый царь, который зараз низложит трех царей" (Дан. 7:24). Подобное должно разуметь и о царствах. О том же еще говорить Даниил: "я видел четвертого зверя злого, сильного и более прочих зверей морских неистового; и явилось на нем десять рогов и среди их восстал еще рог короткий и выбил три рога из числа больших рогов" (7:8). Мы должны это понимать.
Еще же, как брать ваш, любящий всех более души своей, я прошу вас быть внимательными к себе и не уподобляться тем, которые умножают грехи свои и говорят: завет иудеев есть и наш. Он только наш потому что они потеряли навсегда то, что получил Моисей. Ибо Писание говорит: "Моисей был на горе и постился сорок дней и сорок ночей и принял завет от Господа, скрижали каменные, написанные рукою Божиею (Исх. 31:18). Но они, обратившись к идолам, лишились его. Ибо Господь говорить Моисею; "Моисей, сойди поскорее, потому что преступил закон народ твой, который вывел ты из земли египетской" (Исх. 32:7). И бросил Моисей скрижали каменные из рук своих: так завет их сокрушен для того, чтобы любовь к Иисусу напечаталась в сердцах ваших и надежду свою вы полагали в вере в него.
Посему будем внимательны к последним дням. Ибо все время нашей жизни и веры не доставить нам никакой пользы, если не будем ненавидеть неправды и будущих искушений, как говорить Сын Божий: "будем противиться всякой неправде и возненавидим ее". Итак, смотрите внимательно на дела пути злого.
Вы не должны отделяться от других, как будто вы были оправданы; но собираясь в одно место, исследывайте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще. Ибо Писание говорить: "горе тем, которые мудры в себе самих и пред самими собою разумны" (Ис. 5:21). Соделаемся духовными, будем храмом совершенным Богу; сколько может зависеть от нас, будем размышлять о страхе Божием и подвизаться в соблюдении заповедей Господа, [так чтобы могли находить для себя радость в Его оправданиях].
Господь нелицеприятно судит мир; каждый получит мзду по своим делам: если он быль добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним (Рим. 2:5-8). Смотрите, чтобы нам уже призванным не предаться покою и не уснуть в грехах своих, чтобы противник, восстав на нас, не покорил своей власти и не лишил нас царства Господня. Подумайте и о том, что вы видели столько знамений и дивных явлений среди народа иудейского, и Господь так оставил его. Итак, будем внимательны, чтобы не оказаться, как написано, многими званными, но немногими избранными (Мф. 22:14).
Комментаторы упоминают среди царств пророка Даниила ассирийцев, персов, греков, римлян, посягавших на Израиль, но это иудейские, региональные аргументы. Христиан же Господь учит наблюдать времена, инкарнации(Лука 12:54-59) - вот четыре царства! А панэпохальные времена, как и микрокосмические - банальны: весна, лето, осень, зима; новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Ко временам можно отнести половые ступени инкарнаций и стороны света: евнух(весна), женщина(лето), гермафродит(осень), мужчина(зима); восток(весна), юг(лето), запад(осень), север(зима). Если иСОТину рассматривать как деСЯТину, десятку, то четыре времени в ней и умещаются. Впрочем, эти же четыре времени вмещаются и в пятерице(чтобы сократить времена). Сократить, сузить, расширить - это функции истины и седмины, ведь они являются мерой и для вселенной, и для человека, и для насекомого. Когда в десятке, пятёрке или в семёрке и полседмине зимнее время подходит к концу, и конечное, полное время становится единицей, малым рогом, зачатком весны, то три предшествующих сезона-царства уже как бы не в счёт. Вот на этой хлипкой грани балансирования между старым и новым, между десяткой и единицей, между призванием и избранием и застаёт Варнава тех, к кому обращается.
Не верьте, что бесы крылаты,-
У них, как у рыбы, пузырь,
Им любы глухие закаты
И моря полночная ширь.
Они за ладьею акулой,
Прожорливым спрутом, плывут;
Утесов подводные скулы -
Геенскому духу приют.
Есть бесы молчанья, улыбки,
Дверного засова, и сна...
В гробу и в младенческой зыбке
Бурлит огневая волна.
В кукушке и в песенке пряхи
Ныряют стада бесенят.
Старушьи, костлявые страхи -
Порука, что близится ад.
О, горы, на нас упадите,
Ущелья, окутайте нас!
На тле, на воловьем копыте
Начертан громовый рассказ.
За брашном, за нищенским кусом
Рогатые тени встают...
Кому же воскрылья с убрусом
Закатные ангелы ткут?
(Николай Клюев)
Глава 5
Для того Господь предал тело Свое на смерть, чтобы мы получили отпущение грехов и освятились, - именно чрез окропление кровию Его. О нем написано иное для народа иудейского, а иное для нас.
Относительно нас Писание так говорить: "Он язвлен был за беззакония наши и мучен был за грехи наши: кровию Его мы исцелели. Как овца, Он приведен на заклание, и как агнец пред стригущим его, не отверзал уст Своих" (Ис. 53:5-7). Итак, мы должны весьма много благодарить Бога, что Он и предуказал нам сбывшееся ныне и тем сделал нас мудрыми, - и не оставил нас в неизвестности о будущем.
А на счет иудеев Он говорит: "не напрасно простираются сети пернатым" (Прит. 1:17). Говорит же это потому, что праведно погибнет человек, имеющий путь истины - знание, но не уклоняющейся с пути темного. И далее, Господь восхотел пострадать за нашу душу, хотя Он есть Господь всей вселенной которому прежде устроения века Отец говорил: "сотворим человека по образу и по подобно Нашему" (Быт. 1:26).
Каким же образом Он подвергся страданиям от людей, внимайте. Пророки, получившие от Него дар, уже предсказали о Нем. И поелику, чтобы упразднить смерть и показать воскресение из мертвых, Ему надлежало явиться во плоти; то Он подвергся этому для того, чтобы исполнить обещание, данное отцам и, приготовляя для Себя новый народ, в продолжение земной Своей жизни показать, что Он, воскресив мертвых, будет судить их. К тому же, Он Сам проповедовал, уча израильский народ и творя столь великие чудеса и знамения, и явил к нему особенную Свою любовь.
Но когда избрал Он собственных апостолов для проповедания Евангелия Своего, - людей крайне грешных, дабы показать, что пришел не праведников, а грешников призвать на покаяние (Мф. 9:13), тогда Он открыл Себя Сыном Божиим. А если бы Он не пришел во плоти, то как бы люди могли остаться живыми, взирая на Него, когда и те, которые смотрят на солнце, имеющее некогда уничтожиться, - на дело рук Его, не могут прямо смотреть на его лучи?
Итак, Сын Божий для того пришел во плоти, чтобы довершить полную меру грехов тех, кои преследовали пророков Его даже до смерти. Для того Он и пострадал. Ибо Бог говорить, что "рана плоти Его "происходит от них" (Ис. 53:8); и [у другого пророка]: "когда поражу пастыря; тогда рассеются овцы стада" (Зах.13:6). Сам Он восхотел пострадать известным образом; так как Ему должно было пострадать на древе. Ибо пророчествовавши о Нем говорить: "пощади душу мою от меча (Пс. 21:21), пригвозди плоть мою (Пс. 118:120), потому что сонмы злых восстали на меня" (Пс. 21:17). Еще сказано: "вот я отдал хребет мой на бичевание и ланиты мои на поражение, лицо же мое положил, как твердый камень" (Ис. 50:6-7).
Как уже сказано, жратва и жертва - одно и то же. Различие объясняется лишь потому, что есть точки, кочки зрения. То, что мы едим, тем и становимся. Итак, мы, грешные конечности эона, злые огненные языки, клыки, волчцы благодаря жертве Христа, ещё будучи на периферии эона, в материальном мире, возвращаемся как бы в ядро эона, в начало. Сравни конечности всякой жизни с началами: уродливую старость с подающей надежды юностью, волков с ягнятами, диких животных с домашними, ворон с жаворонками, коршунов с горлицами, медведицу с коровой: положительный этногенез - налицо. Впрочем, как указывает Варнава на пример с иудеями, и обратный процесс присутствует: НА СУД ПРИШЁЛ Я В МИР СЕЙ, ЧТОБЫ НЕВИДЯЩИЕ ВИДЕЛИ, А ВИДЯЩИЕ СТАЛИ СЛЕПЫ(Иоанн 9:39). Но будем верить апостолу Павлу: иудеям да и всем ожесточившимся обратный процесс - во благо(Римлянам 11:11-36).
Глава 6
Когда же Он исполнил возложенное на Него, то что говорить? "Кто хочет спорить со Мною? да противостанет Мне. Или кто хочет судиться со Мною? да приблизится к Отроку Господню. Горе вам. Ибо все вы обветшаете как одежда, и моль поест вас" (Ис. 50:8-9). И еще пророк говорит: "как твердый камень положен для сокрушения (Ис. 28:16; ср. Рим. 9:33), вот положу в основание Сиону камень многоценный, избранный, краеугольный, почтенный!" И далее что говорить? "Кто будет надеяться на Него, тот жить будет во век" (Ис. 28:16). Итак, надежда наша утверждается на камне? Нет, но пророк говорить так о плоти Господа, потому что Господь одарил силою плоть Свою. Ибо говорить: "и положил Меня, как твердый камень" (Ис. 50:7). Пророк также говорит: "камень, который пренебрегли зиждущие, сделался во главу угла"; и далее: "сей день великий и дивный, который сотворил Господь" (Пс. 117:22). - Я просто пишу вам. дабы вы понимали, - я отребие любви вашей.
Но что еще говорит пророк? "Осадил меня сонм лукавых, окружили меня как пчелы сот, об одежде моей метали жребий" (Пс. 21:17-19; Пс. 117:12). Итак, поелику Он во плоти имел явиться и пострадать, то и предъявлено было Его страдание. Так пророк говорит к Израилю: "горе душ их, потому что умыслили совет лукавый на себя самих, говоря: свяжем праведного, ибо он тягостен нам" (Ис. 3:9; Прем. 2:12).
И Моисей говорить к ним: "вот что говорить Господь Бог: вступайте в землю добрую, которой клялся Господь Аврааму, Исааку и Иакову, и наследуй ее, землю, текущую медом и млеком" (Исх. 33:1; Лев. 20:24). Узнайте, что говорить ведение (γνωσις) : "уповайте на Иисуса, который имеет явиться вам во плоти, как человек". Ибо земля страждущая означает человека; потому что из существа земли образован Адам (Быт. 2:7).
Что значит далее слова: "землю добрую, текущую медом и млеком"? Благословен Господь наш, давший нам премудрость и ведение Своих таин! Ибо пророк говорить: "притчу Господа кто уразумеет, разве премудрый и искусный и любящий Господа своего"[8]. Так как Господь обновил нас отпущением грехов, то дал нам новый образ, так что мы имеем младенческую душу, как воссозданные духовно. Ибо к нам относятся слова Писания, которые Отец говорит Сыну: "сотворим по образу и по подобно Нашему человека и да обладает зверями земными и птицами небесными и рыбами морскими" (Быт. 1:26). И, видя человека, прекрасное создание Свое, Господь сказал: "возрастайте и умножайтеся и наполняйте землю" (1:28). Это в начале, сказано о нас к Сыну. Далее я покажу вам, каким образом Он в конце времен совершил в нас второе творение. Господь говорить: "вот я сделаю последнее так, как первое" (Мф. 19:30; 20:1-16). В этом смысле проповедывал пророк: "вступайте в землю текущую медом и млеком и обладайте ею".
Итак, мы воссозданы, как опять у другого пророка говорить Господь: "вот, говорить Он, отниму от них", т.е. от тех, которых провидел Дух Господа, "сердца каменные и вложу в них плотяные" (Иез. 11:19; 36:26), ибо Он имел явиться во плоти и обитать в нас, так как, братия мои, обиталище нашего сердца есть святой храм для Господа. Еще говорить Господь: "в каком месте явлюсь Господу Богу Моему и прославлюсь?" (Пс. 41:3). И далее: "принесу исповедание Тебе в церкви, посреди братий моих, и воспою Тебя среди церкви святых" (Пс. 21:23). Итак, мы те, которых Бог ввел в землю добрую.
Но что такое млеко и мед? То, что как жизнь младенца поддерживается сперва медом и потом молоком, так и мы, будучи оживотворяемы верою в обетование и словом Божиим будем жить и господствовать над землею. В начале сказано было людям, чтобы они растились и обладали зверями и птицами и рыбами. Кто же ныне может обладать зверями, или рыбами или птицами небесными? А мы должны понимать, что обладать означает власть, когда кто-нибудь распоряжается и повелевает. Хотя этого обладания и нет ныне; однако, оно обещано нам: когда же оно будет? Когда сами столько будем совершенны, что сделаемся наследниками завета Господня.
Как поэт в стихотворении свою мысль воплощает чередой метафор, так и Варнава представляет в послании множество библейских образов, которыми он пытается достучаться до сознания христиан. Вот ещё один образ: краеуголный семиценный камень сокрушения, соблазна и преткновения, на кого он упадёт, того раздавит, но верующий в него не постыдится. Камень олицетворяет рубеж эпох, грань времён. Где то, что отжило: Атлантида, динозавры, мамонты, где миры, от которых осталась только мёртвая органика, следы - почва, каменный уголь, нефть, да и подвергшиеся многим потрясениям другие слои земли? ГРАДОМ ИСТРЕБИТСЯ УБЕЖИЩЕ ЛЖИ, И ВОДЫ ПОТОПЯТ МЕСТО УКРЫВАТЕЛЬСТВА(Исайя 27:17). СОЮЗ ВАШ СО СМЕРТЬЮ РУШИТСЯ, И ДОГОВОР ВАШ С ПРЕИСПОДНЕЮ НЕ УСТОИТ(Исайя 27:17-18). Образы эти указывают на смерть-семёрку, которая потопляется живительными водами нового, первого дня творения. Впрочем, это даже не творение, а усовершение сотворённого ради удаления зла и изгари. Варнава и призывает к совершенствованию - удалить из себя СОНМ лукавых и СОТ жалящих пчёл. Ведь подчёркнутые слова не что иное, как искажённая семёрка-смерть и круглое десятичное число, означающее то же самое, выСОТу, потолок человеческой жизни.
Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.
(Борис Пастернак)
Но апостол Варнава, подсказывая подопечным, как переменить дидактическую христианскую дряхлость, выгорание, на духовное младенчество , показывает и диапазон роста - от детского питания молоком и мёдом до зрелости шестого дня творения, когда осуществляется владычество над птицами небесными, над рыбами морскими, над дикими зверями и домашними животными(Бытие 1:26-31). Впрочем, под животным миром подразумевается паства, которую надо совершенствовать тем, что уже достигли некоторого совершенства. Но сказать это - значит ничего не сказать. И рождение духовного младенчества и его возрастание реализуется через библейский пост. Христос о посте явно, конкретно, высказывается немного, хотя открытым глазам эти тайны видны по всему Евангелию. Ведь Писание, в сущности, даётся для воспитания пророков, для тех, кто отрешился от всего ради Богопознания, поэтому от множества глаз это скрыто. Ну как ты будешь выполнять пост в семьдесят седмин, если у тебя семья, хозяйство, работа?! А ведь не достигших высот Сиона Иисус называет неверными и маловерами(Матфей 6:30; 14:31;17:17). А притчу с одеждами и винными мехами(Матфей 8:16-17) Христос приводит, чтобы показать, что всякая истина имеет свою оболочку, упаковку, и, распаковывая самые дорогие упаковки, мы в оскомину, в ненужность, в хлам превращаем истины в дешёвых обёртках, - последовательность и постепенность поста жизненно необходима. На постепенность и последовательность исполнения поста настраивает нас и апостол Павел: ЕСЛИ ЕСТЬ УСЕРДИЕ, ТО ОНО ПРИНИМАЕТСЯ СМОТРЯ ПО ТОМУ, КТО ЧТО ИМЕЕТ, А НЕ ПОТОМУ, ЧЕГО НЕ ИМЕЕТ. НЕ ТРЕБУЕТСЯ, ЧТОБЫ ДРУГИМ БЫЛО ОБЛЕГЧЕНИЕ, А ВАМ ТЯЖЕСТЬ, НО ЧТОБЫ БЫЛА РАВНОМЕРНОСТЬ. НЫНЕ ВАШ ИЗБЫТОК В ВОСПОЛНЕНИЕ ИХ НЕДОСТАТКА, А ПОСЛЕ ИХ ИЗБЫТОК В ВОСПОЛНЕНИЕ ВАШЕГО НЕДОСТАТКА, ЧТОБЫ БЫЛА РАВНОМЕРНОСТЬ, КАК НАПИСАНО: КТО СОБРАЛ МНОГО, НЕ ИМЕЛ ЛИШНЕГО; И КТО МАЛО, НЕ ИМЕЛ НЕДОСТАТКА(2 коринфянам 8:12-15). Последнюю афористическую фразу Апостол Павел заимствует из книги Исход(16:18), чтобы в образе собирания манны мы понимали духовную пищу(1 коринфянам 10:1-6) и соблюдали диапазоны поста: шесть дней собирай, постись, в седьмой день отдыхай. КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Матфей 12:30) - конечно же Христос прежде апостола Павла указал на собирание духовной пищи. Седьмая, восьмая и девятая главы Второго послания коринфянам посвящены этой духовной добродетели. Избыток и недостаток в духовной пище указывает на мужские и женские потенции в теле Христа, и когда совершенный муж Тит( 7:6,13,14) участвовал в радениях, горениях, "зажиганиях" несовершенных, иньских коринфян, то все получали от этого радость и утешение - пророчества, исцеления и другие дары Святого Духа(1 коринфянам 12:21-31). К сожалению, названные главы Второго послания коринфянам сегодня понимаются искажённо. Для чего я подчеркнул в первой главе Послания Варнавы глагол делиться? Потому что он близок таким понятиям из восьмой главы Второго послания коринфянам, как принять дар и участие в служении святым(8:4), доброе дело(8:6), усердие, добродетель(8:7), обилие приношений, - этими-то духовными богатствами и делится Христос(2 коринфянам 8:9), равно как и апостол Варнава. Но выделенные слова, зовущие к духовному росту, к посту, можно найти только в синодальном да в средневековом переводе Мартина Лютера. Так, например, Радостная весть в современном переводе В.Н. Кузнецовой и die Bibel in heutigen Deutsch адаптируют эти возвышенные понятия к сбору больших денег и grosse Summe, обрекая апостолов отнекиваться от причастности в коррупции(2 коринфянам 8:20). Да и другие современные переводы зациклены на усердии к маммоне(Матфей 6:24-25). Видимо за несколько веков произошла переоценка ценностей в сторону потребительства, что пагубно отразилось на христианстве, рыскающем и ристающем финансовых благословений.
Глава 7
Итак, видите, чада радости, что благий Господь всё наперед открыл нам, чтобы мы знали, кого мы должны за все благодарить и славословить. Если Сын Божий - Господь, имеющий судить живых и мертвых, пострадал для того, чтобы Его рана оживотворяла нас, то будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, разве только для нас. Будучи распят, Он был напоен оцетом и желчью.
Послушайте, как жрецы народа иудейского предуказали это. В законе написана заповедь: "кто не будет поститься постом, смертию истребится" (Лев. 23:29), - так заповедал Господь, потому что Сам Он за наши грехи имел принести и жертву сосуд Своего духа, дабы исполнилось и прообразование бывшее на Исааке, когда он был возложен на жертвенник. Что же говорит Бог у пророка? "И пусть едят козла, приносимого в день поста за все грехи" - замечайте внимательно - "и пусть только жрецы, все, едят внутренности неомытые с уксусом". Почему? - "Поелику Меня, сказал Господь, когда Я некогда принесу в жертву плоть Мою за грехи нового народа, будете поить желчью с уксусом: то и едите вы одни, тогда как народ будет поститься и сетовать, покрывшись власяницею и пеплом".
А чтобы показать, что Ему должно пострадать за них, послушайте, какую дал Он заповедь. "Возьмите двух козлов хороших и одинаковых, и принесите их в жертву: пусть одного из них жрец возьмет во всесожжение" (Лев. 16:7-9). А с другим что должны они сделать? "Другой", сказано, "да будет проклят". Замечайте, как открывается здесь прообразование об Иисусе. "Плюньте на него все, и поразите его, и возложите волну червленую около головы его, и пусть он так будет изгнан в пустыню". По совершении этого действия носильщик относит козла в пустыню, снимает с него червленую волну и возлагает ее на кустарник, называемый шиповником, коего ростки обыкновенно едим, находя на поле, и который один между кустарниками имеет сладкие плоды.
А к чему и то - заметьте - что один козел возлагается на жертвенник а другой делается проклятым, и почему проклятый увенчивается? Потому, что иудеи увидят Его в тот день в длинной червленой одежде вокруг тела и будут говорить: "не тот ли это, которого мы некогда уничижили, пронзили; подвергли осмеянию и распяли? Поистине это тот, который тогда называл Себя Сыном Божиим". Равным образом для чего и то, что козлы должны быть одинаковые, хорошие и равные? Для того, чтобы иудеи, увидев Его тогда грядущего, поразились сходством козла. Вот прообраз Иисуса, имевшего пострадать.
Почему еще волну полагают среди тернов? - Это есть прообразование Иисуса, данное Церкви: кто хочет снять червленую волну, должен много потерпеть от страшной колючести терна и с болью овладеть ею. Равным образом говорить Иисус: "хотящие Меня видеть и получить Мое царство, должны стяжать Меня скорбями и страданиями" (ср. Лк. 16:16; Деян. 14:22).
Седьмая глава тоже умножает рубежные образы смерти и жизни, распятия и воскрешения, призвания и избранничества. Господь творит парами(Сирах), всякая пара - одна плоть(Матфей 19:5), поскольку Сам Он - Единство противоположностей. Поэтому и два козла, один приносится в жертву, другой увенчивается. Как написано: ОДИН БЕРЁТСЯ, ДРУГОЙ ОСТАВЛЯЕТСЯ(Матфей 24:40).
Глава 8
А какой прообраз, думаете, в том, что Израилю заповедано, чтобы мужи с тяжкими грехами приносили в жертву юницу (телицу), и заклавши ее, сожигали, чтобы после отроки собирали пепел и влагали в сосуды, привязывали к деревянному жезлу червленую волну и иссоп, и таким образом окропляли народ, каждого человека порознь, дабы очистились от грехов? (ср. Числ. 19:2-9).
Смотрите, как просто говорить к нам Господь. Телец есть Иисус; приносящие его мужи грешные суть и, которые подвергли Его смерти; [они после уже не грешники и не почитаются за грешных]. Отроки, совершавшие окропление - благовестники, возвещающие нам отпущение грехов и очищение сердца, которым Господь дал власть проповедывать Евангелие: их двенадцать, для означения колен израильских, которых также двенадцать.
Для чего же три отрока совершают окропление? Для того. чтобы указать на трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова, - так как они велики перед Богом. А почему волна полагалась на деревянном жезле? - Потому что царство Иисуса на древе, и потому уповающие на Него будут жить во век. - Почему же волна и вместе иссоп? Потому что в царствование Его будут дни худые и нечистые, в которые мы, однако, получим спасение, - так как и больной телом исцеляется посредством очищающего сока иссопа. Все это для нас ясно, а для иудеев темно, потому что они не послушали гласа Господня.
Конечно, можно прочитать указанную ссылку(Числа 19:2-9), но она только затемнит восприятие, потому что буквальный смысл читается для иудеев. Варнава снимает покрывало с тайной притчи, но наши иудео-христиане, привычные упражняться в букве и не чувствовать сути, привычные отцеживать комара, но губить верблюда, обвиняют Варнаву в псевдоварнавстве: как же, левит, бывший иудейский священник, и неточно вспоминает иудейский ритуал очищения, искажает его, не нужна нам его писанина! - и вот уже послание апостола занесено в отречённые. Но посмотрим, однако, как эта притча трактуется в Коране(2:60-68). Начинается она издалёка, с фиксации нарушения завета иудеями. И МЫ ВЗЯЛИ С ВАС ОБЕТ, И ПОДНЯЛИ НАД ВАМИ ГОРУ: "БЕРИТЕ СИЛОЙ ВСЁ. ЧТО МЫ ДАЛИ ВАМ, И ПОМНИТЕ ВСЁ, ЧТО ТАМ ЕСТЬ". ДА БУДЕТЕ ВЫ БОГОБОЯЗНЕННЫМИ. А ВЫ ПОСЛЕ ТОГО ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ВЕРЫ, И ЕСЛИ БЫ БЛАГОВОЛЕНИЕ К ВАМ АЛЛАХА И ЕГО МИЛОСЕРДИЕ, БЫЛИ БЫ ВЫ СРЕДИ НЕСЧАСТНЫХ. ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ УЧАСТИ ТЕХ, КТО БОГОХУЛЬСТВОВАЛ В ДЕНЬ СУББОТЫ. МЫ СКАЗАЛИ ИМ: "БУДЬТЕ ОБЕЗЬЯНАМИ, ГОНИМЫМИ ЛЮДЬМИ". МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО ДЛЯ ОСТРАСТКИ И ТЕХ, КТО БЫЛ ДО ЭТОГО, И ТЕХ, КТО ПРИДЁТ ПОСЛЕ, И В НАЗИДАНИЕ БОГОБОЯЗНЕННЫМ. И СКАЗАЛ МОИСЕЙ НАРОДУ СВОЕМУ: "АЛЛАХ ВЕЛИТ ЗАКОЛОТЬ КОРОВУ". ОНИ СКАЗАЛИ: "ТЫ СМЕЁШЬСЯ НАД НАМИ?". ОН СКАЗАЛ: "ДА СОХРАНИТ МЕНЯ АЛЛАХ ОТ НЕВЕЖЕСТВА ИДОЛОПОКЛОННИЧЕСТВА". ОНИ СКАЗАЛИ: "ПОМОЛИСЬ ЗА НАС ГОСПОДУ СВОЕМУ, ПУСТЬ ПОКАЖЕТ, КАКАЯ ОНА". ОН ОТВЕТИЛ: "СКАЗАНО, ЧТО КОРОВА ЭА НЕ СТАРАЯ, НО И НЕ ТЁЛКА, А ПО ГОДАМ - СРЕДНЯЯ. ДЕЛАЙТЕ, КАК ВЕЛЕНО". ОНИ СКАЗАЛИ: ПОМОЛИСЬ ЗА НАС ГОСПОДУ СВОЕМУ И СПРОСИ, КАКОЙ МАСТИ ОНА". ОН ОТВЕТИЛ: "ОН ГОВОРИТ, ЧТО МАСТИ ОНА СВЕТЛО-ЖЁЛТОЙ, РАДУЮЩЕЙ ГЛАЗ". ОНИ СКАЗАЛИ: "ПОМОЛИСЬ ЗА НАС ГОСПОДУ СВОЕМУ И УЗНАЙ, НЕ УКАЖЕТ ЛИ ОН НАМ ЕЁ. У НАС ЕСТЬ КОРОВЫ, ПОХОЖИЕ НА НЕЁ, И МЫ, ЕСЛИ УГОДНО АЛЛАХУ, НАЙДЁМ ТО, ЧТО ИЩЕМ". ОН СКАЗАЛ: "ОН ГОВОРИТ, ЧТО ЭТА КОРОВА. НЕЗАЕЗЖЕННАЯ ПАШНЕЙ И ОРОСИТЕЛЬНЫМ КОЛЕСОМ, УПИТАННАЯ И БЕЗ ОТМЕТИН". ОНИ СКАЗАЛИ: "ТЕПЕРЬ ТЫ СДЕЛАЛ ТО , ЧТО НАДО". И ОНИ ЗАБИЛИ ЕЁ И СДЕЛАЛИ ТО, ЧТО ХОТЕЛИ. И ВЫ УБИЛИ ЧЕЛОВЕКА, И ОБВИНЯЛИ В ТОМ ДРУГ ДРУГА, НО АЛЛАХ РАСКРЫЛ ТО, ЧТО ВЫ СКРЫВАЛИ. МЫ СКАЗАЛИ: "ПРИЛОЖИТЕ К НЕМУ МЯСО КОРОВЫ". ТАК АЛЛАХ ОЖИВЛЯЕТ МЁРТВЫХ И ДАЁТ ВАМ ЗНАМЕНИЯ, ЧТОБЫ ВЫ ОБРАЗУМИЛИСЬ.
Итак, и в восьмой главе Послания Варнава извлекает из Торы прообразование христиан. Но здесь прообразование доводится до полноты, до семидесяти Данииловых седмин, когда грехи, преступления и беззакония заглаживаются и покрываются(Даниил 7:24). Ведь и Христос ориентирует на это число, когда Его спрашивают, до семи ли раз прощать ближнему грехи, - нет, НО ДО СЕДМИЖДЫ СЕМИДЕСЯТИ РАЗ(Матфей 18:22). Это число раскладывается на три завета: ветхий или телесный в седмину, новый или душевный в семь седмин и вечный, духовный завет в семьдесят седмин. Евангелие от Матфея призывает научить последователей учения Христа трёхступенчатому восхождению к Богу притчей во имя Отца, Сына и Святого Духа(Матфей 28:19), а апостол Варнава для этого использует традиционную притчу о трёх патриархах -Аврааме, Исааке, Иакове, ведь библейский Бог - Господь Авраама, Исаака, Иакова. Вот три кроплящих отрока как бы и реализуют её смысл. Также в этой главе Варнава задействует число двенадцать, оно фигурирует в Новом завете, как количество учеников Христа, и в Ветхом завете, как счёт сынов Иакова и колен Израиля. Благодаря благославениям Иакова можно понять, что это не месяцы года, а три полседмины, три завета, три витка восхождения к Богу. Подробней это раскрыто в статье ЖЕРТВА И ЖРАТВА, а здесь я скажу короче: Рувим(зима), Симеон(весна), Левий(лето), Иуда(осень) - первая ступень восхождения к Богу; Завулон(зима), Иссахар(весна), Дан(лето), Гад(осень) - вторая ступень восхождения к богу; Асир(зима), Неффалим(весна), Иосиф(лето), Вениамин(осень) - третья, духовная ступень восхождения к Богу, и здесь благословения Иакова насыщают сполна, хоть выжимай. Человек - тоже трёхступенчатая спираль с головой-началом, с грудью-руками, с тазом и раскручивающимися нижними конечностями. И когда Христос умывает ученикам ноги, он указывает на полноту завета. Но кораническая притча о корове читается ещё проще. Коровой Мухаммед назвал самую большую суру Корана, фактически она варьирует, повторяется во всём Коране. Приложить к мёртвому, грешному и слепому мясо коровы, значит оживить и исцелить его знамениями Корана. Ведь Коран Мухаммед считает третьим заветом, Утешителем, которого Иисус обещал прислать вместо Себя.
Глава 9
Далее, Писание говорит и о нашем слухе, как Господь обрезал его и наше сердце. Он говорит у пророка: "в слух уха послушались Меня" (Пс. 17:54). И еще говорить Он: "слухом услышат дальше, - узнают, что я сделал" (Ис.33:13). Также: "обрежьте, говорить Господь, сердца ваши" (Иер. 4:4). И опять говорить: "слушай Израиль, ибо это говорит Господь Бог твой" (Иер. 7:2). И еще дух Господа пророчески говорить: "кто хочет жить во век? Слухом да послушает гласа Сына Моего" (ср. Пс. 2:12; 33:13). Говорит также: "слушай небо и внимай земля, потому что Господь говорит" это во свидетельство. Еще: "слушайте слово Господне, князи народа этого" (Ис. 1:2,10). Еще: "слушайте, чада, голос вопиющего в пустыне" (Ис. 40:3). Итак, Господь обрезал уши наши, чтобы мы слушали слово Его, и веровали.
А обрезание, на которое надеялись иудеи, отменено. Ибо Он заповедал обрезание не телесное, а они преступили Его заповедь; потому что злой ангел обольстил их. Пророк говорить к ним: "вот что говорит Господь Бог ваш" - и здесь я нахожу [новую] заповедь - не сейте на терния, обрежьтесь Господу вашему" (Иер. 4:3-4). А что это значить: "обрежьте грубость сердца вашего, и выи вашей не ожесточайте" (Иер. 7:26). И еще: "вот говорит Господь: все народы не обрезаны и имеют крайнюю плоть; а этот народ не обрезан в сердце" (Иер. 9:26).
Ты скажешь: народ иудейский обрезывается для запечатления завета. Но обрезывается и всяк сириянин, и аравитянин, и всяк жрец идольский: а ужели и они принадлежать к завету Божию? Обрезываются и египтяне! Итак, узнайте, чада, о всем обстоятельно. Авраам, который первый ввел обрезание, предвзирая духом на Иисуса, обрезал дом свой, содержа в уме своем таинственный смысл трех букв. Писание говорить: "обрезал Авраам из дома своего (Быт. 17:27) десять, и восемь, и триста мужей" (Быт. 14:14). Какое же ведение было дано ему в этом? Узнайте сперва, что такое десять и восемь, и потом, что такое триста. Десять и восемь выражаются, - десять буквою йота (I), восемь буквою ита (Н), и вот начало имени Иисус. А так как крест в образ буквы тав (Т), должен был указывать на благодать искупления, то и сказано: "и триста". Итак, в двух буквах открывается имя Иисус, а в одной третьей крест. Знает это Тот, Кто положил в нас постоянный дар Своего учения! Никто не слышал от меня слова, более совершенного; но я знаю, что вы достойны того.
Чтобы понять, зачем нужно обрезание, вернёмся снова к однополярному эону, который представим в виде огненного шара или в виде дерева. В центре шара и в корнях и стволе дерева концентрируются центростремительные силы, обозначающие мирное Единство. На краях шара и дерева свирепствуют центробежные силы, обозначающие воинственное множество - конечности, коронарности, огненные или зелёные кущи-языки, колючки, волчцы, терния. Всё, что больше семи - по семеричному исчислению, или больше десяти - по десятичному исчислению, обрезается, чтобы вернуться в сердцевину, к Единице, к Единству, к Богу - это закон вселенной.
Итак, обрезание количества - переход в качество. Вот поэтому-то эволюция сменяется революцией. Поэтому происходит ротация власти - чтобы напряжённая пружина оппозиции сменила ослабевшую потенцию сохнущих ветвей. Обрезаются реки плотинами гидроэлектростанций, чтобы поток воды заменить током иного качества - электрическим. Мужские половые избытки обрезаются, угрызаются женскими, чтобы достичь новых истин родословного древа - детей, внуков, правнуков. "Обрезаются" доильные сосцы, чтобы получить питание, молоко. "Обрезаются", открываются уста, чтобы родить слово. "Обрезаются", открываются переполненные сосуды учителей, чтобы питались ими ученики. "Обрезаются" в зрелом возрасте кровеносные сосуды, делается кровопускание, чтобы ослабить давление сгустившейся крови, - средневековый этот способ и доселе наиболее действенное средство против инфарктов и инсультов. Обрезание молока - получение масла. Обрезание серпом - страда, жатва. По большому счёту всё это называется обрезанием сердца, - обрезанное страданием сердце благородно, без изгари. Но невежественные люди превратили исполнение этого вселенского закона в мёртвый буквализм, в пустую инициацию - обрезание крайней мужской плоти. Толку от этой инициации столько же, сколько и от надевания на шею нательного крестика или брачного кольца на палец. Единство противоположностей, любовь и согласие между ними - вот истинное кольцо! Переход из одной противоположности в другую - вот истинный крест! Сущность креста Христос объяснил в заповедях горя и блаженства(Лука 6:20-26): скудость эволюционирует, а полнота революционируется, обрезается - драматичность эту надо нести в груди. Вот почему КРЕСТьянин и называется КРЕСТьянином, что сеет не на колючки седьмого дня, а на благоприятную почву первого дня творения, - здесь воскресение, начало новой жизни. Евангелие от Матфея, чтобы достичь духовности, обрезать и крестить повелевает трижды - во имя Отца, Сына и Святого Духа, и апостол Варнава предлагает это исполнять подобной же притчей, тремя буквами IHT.
Глава 10
Почему Моисей сказал: "Не ядите свиньи, ни орла, ни ястреба, ни ворона, и никакой рыбы, которая не имеет на себе чешуи" (Втор. 14:7-19)? Он при этом имел в уме три глубокие мысли. Сам Господь говорил иудеям во Второзаконии: "постановлю для этого народа заповеди Мои" (Втор. 4:2). Итак не Божия ли заповедь, чтобы не есть некоторых животных? Конечно; но Моисей говорил в духовном смысле.
Так говоря о свинье, он как бы так сказал: не прилепляйся к тем людям, которые подобны свиньям. Ибо они, живя в удовольствиях, забывают своего Господа, а терпя недостатки, познают Его: так и свинья, когда ест, не знает своего хозяина, а когда терпит голод, кричит; получив же корм, опять умолкает. - "Не ешь," сказано "ни орла, ни ястреба, ни коршуна, ни ворона"; то есть, не прилепляйся к таким людям, которые не умеют доставлять себе пищу трудом и потом, но беззаконно похищают чужое, и ходя, по видимому, с простотою, строят ковы другим; так и те птицы, сидя в бездействии, изыскивают случай пожрать чужую плоть, и своим лукавством причиняют гибель. "Не ешь", сказано, "ни вьюна, ни полипа, ни каракатицы". - Это значить: не уподобляйся и не прилепляйся к таким людям, которые навсегда преданы нечестию, и осуждены на смерть; так как и те рыбы, одни из всех проклятые, ходят только во глубине, и не всплывают подобно прочим, но живут в земле под бездною.
"И зайца", сказано, "не ешь". В каком смысле? не будь срамником, и не уподобляйся таковым. Ибо в теле зайца каждогодно бывает перемена, противная естеству всех прочих животных. И гиены не ешь, сказано; это значить: не будь прелюбодеем, ни растлителем и не уподобляйся таковым. Почему? Потому что это животное ежегодно изменяет свою природу, и бывает то мужеского, то женского. По справедливости отверг Моисей и хоря. Не уподобляйся, говорить он, тем нечистым мужам, и не прилепляйся к тем нечистым женам, которые, как слышно, совершают беззаконие своими устами. Ибо это животное отступает от общих законов в зачатии плода.
Итак, Моисей, говоря о яствах, изрек три заповеди духовного смысла: иудеи же движимые похотью плоти, приняли их, как будто говорилось о яствах обыкновенных. Но Давид понимал таинственный смысл трех заповедей, и подобным образом говорить: "блажен муж, который не пошел на совет нечестивых", как те рыбы ходят во мраке бездны, - "и не стал на пути грешных", - так как те, которые боятся, по-видимому, Господа, но грешат подобно свинье, - "и не сел на седалище губителей", так как птицы сидят, подстерегая добычу (Пс. 1:1). Теперь вы вполне имеете ведение о тех заповедях.
Но Моисей также сказал: "ешьте все, имеющее раздвоенные копыта и отрыгающее жвачку" (Лев. 11:3). Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? - Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем. Прекрасно сказал Моисей, имея в виду заповедь. - Какую? Прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века.
Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так, как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это.
Конечно, апостол Варнава прав. Разве еда только то, что мы пихаем в рот? А половая еда - ЕДЬБА? А социальная еда, когда одни ездят на других - ЕзДА? А бесЕДА друзей, когда в слух уха языком друг друга кормят? А зрелища, чтение, музыка - ведь это пища для зрения, ума и слуха. А хищник почему называется хищником? Поэтому всякое воровство, насилие, иждивенчество - тоже, увы, нередко в меню. Но на десерт несравнимая духовная пища - Богопознание!
Впрочем, не надо думать, что Варнава акцент питающей среды переносит на внешнее. Ведь трудно, живя в мире, устранится от него или пользоваться им выборочно. Да и как ты устранишься, поражённый пороком, алкоголик, наркоман, блудник, завистник, злоречивый, гневный, жадный? Поэтому изнутри, из себя, худое дерево надо исторгнуть. Чтобы в сердце не было дурных помыслов и наклонностей. Когда Коран велит убивать неверных, так говорится ради внутреннего делания, хотя невежественные люди понимают это буквально и устраивают террор. Получается, что абортироваться нельзя, а рождённого и подросшего, но духовно не прозревшего ещё человека надо убить - это логика?
Глава 11
Исследуем теперь, угодно ли было Господу предварительно открыть о воде благодатной и о кресте.
Относительно воды написано к народу израильскому, как он не примет того крещения, которое доставляет отпущение грехов, а учредить для себя иные (ср. Мк. 7:3-4). Так пророк говорит: "удивись небо, и да содрогнется земля от того, что два великие преступления сделал этот народ: Меня, источник живой, оставили и ископали себе колодези сокрушенные" (Иер. 2:12-13). "Ужели камень безводный гора святая Моя, Синай? ибо будете вы как птенцы птицы, отлетающие прочь по разорении гнезда" (Ис. 16:1-2). И еще говорить пророк: "Я пойду перед тобою и уравню горы, и сокрушу двери медные, и сломлю вереи железные, и дам тебе сокровища тайные, сокровенные, невидимые, дабы знали, что Я Господь Бог" (Ис. 45:2-3). Также: "он будет жить в высокой пещере крепкой скалы" - и что далее говорить о Сыне - "вода Его верна; вы увидите Его царем во славе, и душа ваша поучится страху Господню (Ис. 33:16-18).
У другого пророка говорится: "Делающий это будет, как древо насажденное при исходищах вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет; и все, что он будет делать, благопоспешится. Не так нечестивые, не так; но они будут как плева, которую уносить ветер с лица земли. Поэтому не устоят нечестивые на суде, и грешники в совете праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет" (Пс. 1:3-6). Примечайте, как он в этих словах изобразил воду и вместе крест. Вот смысл их: "блаженны те, которые, надеясь на крест (древо), низошли в воду; ибо получат награду во время свое, "тогда", говорить, Бог, "Я воздам им". Сказано: "листья не отпадут". Это значить, что всякое слово, которое выйдет из уст ваших с верою и любовью послужит для многих к обращению и надеже.
Еще другой пророк говорит: "земля Иакова была превозносима по всей земле" (Соф. 3:19). Эти слова означают сосуд Духа Господня, который прославляет. Потом что иной пророк говорит? "Река протекла с правой стороны, и из неё поднимались красивые дерева; кто станет есть от них, будет жить во век (Иез. 47:12). Это значить, что мы сходим в воду, полные грехов и нечистоты, а восходим из нее с приобретением - со страхом в сердце, и с надеждою на Иисуса в духе. - "Кто станет есть плод их, будет жить во век". - То есть, кто будет слушать проповедующих и уверует, тот будет жить во век".
Итак, на примере обрезания крайней мужской плоти и ношения нательного крестика показано, что высочайшие религиозные символы опошлены, превращены в пародию. Теперь вместе с Варнавой остаётся доказать, что крещенская вода тоже совсем не то, что надо. Священный некогда Иерусалим стал повестью, словом, символом, и эта новизна, небесность, духовность Нового Иерусалима нам, христианам, дороже материальных обломков и лабиринтов. И Иордан, в котором надо креститься, - это не материальная вода. Уже обманулись иудеи омовением рук, кружек, чаш, котлов, скамей, - и апостол Варнава даёт убедительную ссылку об этом казусе на Евангелие от Марка. Но со смертью апостола Павла лжеучители заставили и христиан наступить на те же грабли. А истинная вода крещения находится в начале Библии, в Слове, на которое указует апостол Иоанн(Иоанн 1:1-5), в первом дне творения, - потопная вода посредством молитвы покаяния и недельного библейского поста смывает грехи и воскрешает к новой жизни. Но почему Господь говорит, что больше не будет топить землю водой(Бытие 9:11)? Да, телесный, ветхий завет исполняется посредством воды, душевный же, Новый завет омывается кровью Христа опять же молитвой и постом в семь седмин, ведь душа - это кровь. Вечный, духовный завет исполняется крещением Святым Духом и постепенным накоплением поста в семьдесят седмин. ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ ОТ ВОДЫ И ДУХА, НЕ МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ(Иоанн 3:5) - Иисус так говорит не о материальной воде Иордана, но указывает на крещенскую воду и Духа первого дня творения. Считается, что Господь сотворил мир посредством седмины, но творение, усовершение мира продолжается и ныне повторением и умножением седмин, и вникание в седмины посредством поста есть познание пути Господня, соучастие нём. Конечно, какое-то ничтожное значение имеет и буквальная вода и ношение нательного крестика - но это знамения, купленные малой ценой(Коран 2:38,73,169; 3:71,184,198; 5:48; 9:19; 16:97).
Глава 12
Подобным образом и на крест в особенности Господь указывает чрез другого пророка, который говорит: "когда это совершится? - Тогда, говорить Господь, когда древо наклонится и станет, и когда из дерева воскаплет кровь" (3 Езд. 5:5). Вот еще указание о кресте и о Том, Кто имел быть распят на нем.
О том же говорить Бог и у Моисея, когда Израиль был поражаем иноплеменниками (Исх. 17:8 сл). Чтобы вразумить поражаемых, что они преданы на смерть за свои грехи, Он говорить к сердцу Моисея, чтобы он сделал образ креста и Того, Кто имел пострадать на нем, потому что они, если не будут уповать на него, будут побеждены на век. Итак, Моисей положил оружие одно на другое среди возвышения, и ставши выше всех, простер свои руки, - и тогда Израиль одерживал победу, а когда опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест.
У другого пророка говорит Бог: "весь день Я простирал руки Мои к народу непослушному и противящемуся праведному пути Моему" (Ис. 65:2; Рим. 10:21). И еще: Моисей делает образ Иисуса, - что именно Он пострадает и Сам дарует жизнь Тот, Кого думали погубить на знамени (знаке) креста, - в то время, когда Израиль гибнул от змеев (Числ. 21:6; Ин. 3:14). Так как преступление Евы произошло посредством змея (Быт. 3:1), то Бог попустил всякому змею угрызать израильтян, и они умирали для того, чтобы вразумить их, что они за свое преступление преданы смертной скорби. Тогда Моисей, который дал заповедь: "не будет вам богом ни изваяние, ни слияние" (Втор. 27:15), сам вот что делает, чтобы показать образ Иисуса. Он делает медного змея, полагает его на дереве и чрез глашатая созывает народ. Собравшись, израильтяне просили Моисея принести за них жертву к помолиться об исцелении их. А Моисей сказал им: когда кто-нибудь из вас будет угрызен, то пусть идет к змею, повешенному на дереве, и с верою надеется, что хотя он мертв, но может даровать жизнь, и тотчас исцелится. Так они и делали. Видишь и здесь славу Иисуса, ибо все в Нем и для Него (Кол. 1:16).
Далее, что говорит Моисей Иисусу сыну Навину, которому он дал как пророку, такое имя (Чис. 13:17) для того только, чтобы весь народ понимал, что Отец о Сыне Своем Иисусе все открывает сыну Навину? Давши ему такое имя, когда посылал его соглядатаем земли Ханаанской, он сказал ему: "возьми книгу в руки свои, и напиши то, что говорить Господь, то есть, что Сын Божий в последние дни истребит с корнем весь дом Амалика" (Исх. 17:14). Вот опять Иисус, не сын человеческий, но Сын Божий, Который явился в прообразе и во плоти.
Но так как могут сказать, что Христос есть Сын Давида, то опасаясь этого и зная заблуждение грешников, сам Давид говорит: "Господь сказал Господу моему: сиди одесную Меня, доколе Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109:1; Мф. 22:43-45). И Исаия равным образом говорит: "сказал Господь Христу моему Господу, Которого я удержал за десницу Его, чтобы повиновались Ему народы, и крепость царей разрушу" (Ис. 45:1). Видишь, как Давид называет Иисуса Господом и Сыном Божиим.
Апостол Варнава в двенадцатой главе продолжает развивать символику о кресте. Он хочет нас убедить, что крест - не пересечение деревянных брусков, а живое библейское дерево из отраслей-седмин(Исайя 11:1; Захария 3:8; 6:12). Если кровь воскапала из дерева, значит это худое дерево, и должно быть продолжение, но лучшего качества. Моисей на поле брани изображает из себя фигуру наподобие креста - и вот поражаемые и победители. Ещё медного змея на этом библейском древе-кресте Моисей полагает - и угрызённые змеями-грехами исцеляются. Даже распятый Христос на это древо восходит как Сын Человеческий, а возносится с него Сыном Божиим. За таковое духовное знание об Учителе и хвалит Иисус Петра: НЕ ПЛОТЬ И КРОВЬ ОТКРЫЛИ ТЕБЕ ЭТО, НО ОТЕЦ МОЙ, СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ (Матфей 16:17).
В заключение к этой главе я тоже приведу притчу о кресте из Евангелия от Иоанна. Здесь рассказывается о иерусалимской купальне у Овечьих ворот, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, иссохших, ожидающих возмущения воды Духом Господним. Кто первым сходил в эту живительную воду, тот исцелялся. И лежал там уже долго человек, тридцать восемь лет находившийся в болезни, но никто не помог ему первым сойти в купальню при возмущении воды. И вот Иисус, проходя там в день субботний, пожалел его и исцелил повелительным словом(Иоанн 5:2-9).
Казалось бы, ну где тут крест? А крест есть, он всегда на пересечении седмин-ветвей библейского древа, на их рубеже. Больные, хромые, слепые, ожидающие движения воды - это угнетённые грехом семёрки. День субботний - тоже седьмой день, и он же первый день творения новой седмины, где возмущённая вода производит ревизию мира, потопляет грех(Бытие 1:1-5). Над водами нового дня Дух Господень из семи званых вычисляет одного избранного к жизни. Пять крытых ходов - благоприятное рубежное число, крест, когда прекращается жертва и приношение, но не в семеричном исчислении, а в десятичном. Тридцать восемь лет намекают на благоприятные СОРОК - тоже крестный СРОК, тоже рубежное число, полседмины. То есть числа в притче работают. Овечьей купальня названа потому, что из злых козлов, волков производит блаженных смиренных овечек(3 Ездры 5:26). Повезло нашему больному, хоть он и не побывал в возмущённой воде, исцелил его сам Христос, то есть Дух Господень над водами.