Аннотация: "Льготники" плюс: Ильина И."По ту сторону двери"
Свободное творчество-2012: Чудо-чудное
Здравствуйте, дорогие друзья!
В этом обзоре мои впечатления и замечания о рассказах, представленных на конкурс СВ - 2012, заявленные в группу льготников. Как консультант, я выскажу свое мнение, разберу рассказ в меру своих знаний и опыта и, возможно, что-то посоветую тем, кого мои советы интересуют.
Всем участникам конкурса, рассказы которых будут размещены в моей подшефной группе, желающим получить мой обзор, просьба оставлять заявки в комментариях к этой теме. Как показал опыт предыдущих конкурсов СТ, не всем авторам интересны обзоры консультантов, а потому я не вижу смысла тратить время на ненужную работу.
Напоминаю, что ко всем участникам конкурса отношусь с уважением, и здесь разбираю не их лично, а их работы.
Всем желаю удачи в конкурсе и успехов в творчестве!
Обзор работ льготников
1. Лежава Ирина. Аномалия (монолог в окружении теней)
Жанр: юмор
Что ж, начнем с темы. Пока читала (а читала этот рассказ я не раз и еще до конкурса!) все вертелась мысль: "Увы! Но такие дамы-леди ныне совсем не чудо. Чудо - это когда необычно, загадочно, чудо - это то, что удивляет, а по мне так и умиляет, радует".
Ничего чудесного в главном персонаже рассказа я не увидела, а читая ее монологи, только все больше расстраивалась. Почему? Ну как же! Дама в общем образованная - автор дал это понять по ее воспоминаниям о детстве, когда героиня была примерной ученицей, по некоторым замечаниям, в которых таки определяются некоторые знания. Дама красивая. И 90х60х90 присутствует, и любовница... жена непростого человека, олигарха, а то и политика вкупе с первым. А такие с "серыми мышками" не общаются! Но вот то, как эта горе-дама себя позиционирует, как она себя превозносит над всеми (вип-персона со всеми вытекающими), как унижает... Что имеем в итоге? Не чудо, а чудище! И потому не удивительно, что родила такая женщина именно чудовище, что, я думаю, можно считать и персонажем, раскрывающим в итоге тему конкурса, и заслуженным возмездием и для дамы, и для ее олигарха.
Спасибо бабушке-ведунье и Ирине Лежава за то, что каждая сделала свое дело. Первая показала супругам и их окружению, ЧТО они способны произвести на свет божий и производят, если посмотреть аллегорически. Вторая тоже показала всем остальным - нам, читателям, - кто нас окружает, кого наплодило общество за пару десятилетий всеобщей демократии и пофигизма.
На мой взгляд, рассказ далек от юмора. Автор нашел интересную форму для передачи своего отношения, которое я воспринимаю, как крик души. Монолог, разделенный на пять частей, написан на языке, далеком от настоящего русского - на языке хамства, ханжества, глупости, вседозволенности и "типа юмора". Думаю, Ирине, как писательнице, как автору удивительных по красоте слога рассказов, как поэтессе, владеющей не только поэтическими метафорами, но и умеющей передавать состояние души, нелегко было воплотиться в образе героини рассматриваемого рассказа. Это говорит о мастерстве.
Надеюсь, рассказ будет интересен читателям, а участники конкурса оценят его высоко. Чего я автору и желаю!
2. Доронин М., Худяков И. Фартовый парень
Жанр: юмор
А тут мне хочется начать обсуждение с юмора! Второй рассказ, совершенно отличный от первого - рассказа Ирины Лежава, - но у юмора, с позволения сказать, и у одного, и у второго один корень! И растет он из основ нашего общества. Основы, надо сказать, хлипенькие, где-то даже гниловатые, потому и плодят героев, подобных Отцам и Сынам (в рассказе Доронина и Худякова) и Дамам (в рассказе Лежава).
Как ни грустно читать о проблеме Радика, все же его рассуждения и то, как он себя ведет после аварии, не лишены юмора, который не ради смеха, но который можно назвать жизненным. Такой взгляд на события позволяет выживать в наше время. Ну и фарт, конечно, дело не пятое. Но вот, читая, я думала, что самый надежный способ найти деньги, это вляпаться в какую-нибудь историю с Хозяевами. Хотя, авторы и предупредили читателя, описывая диалог своего героя и Сына Хозяина: можно не то, что жизни лишиться, но и стать виновником последующих бед. Как говорится, без вины виноватым. И это тоже наша действительность. Увы.
Рассказ написан живо. Читать приятно. Диалоги и описания сбалансированы. Герои представляемы, кое-кто даже фактурен и узнаваем, как прототип реальных людей.
Чудеса присутствуют. Скажу даже, что бОльшим чудом оказалось то, что парня не поставили "на счетчик", а не то, что нужная сумма случайно ему в руки "упала".
Желаю авторам удачи на конкурсе! Надеюсь, рассказ, написанный в такой легкой форме, понравится читателям и участникам конкурса!
3. Терехов А.С. Седина
Жанр: проза
Чудо-чудное... Что являет это определение темы конкурса в рассказе "Седина"? Первый возникший образ - это помада... Помада, которая почему-то стала причиной смерти героини рассказа. Нет, я не думаю, что автор свел бы суть рассказа к помаде, даже такой судьбоносной и зловещей, но представляется все же помада.
Жанр рассказа обозначен прозой, но есть в нем фантастический элемент, который придает загадочности повествованию и... я бы сказала, отвлекает от фактически детективного расследования героя. Я думаю - расследования. Но не причины смерти девушки-соседки, к незримому, но "слышанному" присутствию которой в своей жизни он привык, как оказалось, а ее жизни, ее личности. Читая, мы вместе с героем рассказа узнаем все больше о той девушке. Интересный прием. И некая завуалированность тайны, и поэтическое описание осени, и метафоричность в рассуждениях о быте и привычках героини - все это завораживает, настраивает на неспешное чтение. Думаю, удачная форма повествования.
Не назовешь чудом и описанное существование человека, которого не замечают. Он живет, работает, ходит по улицам, сталкивается с людьми в подъезде своего дома, но его не замечают. Да, такое бывает. Не знаю, сказать "увы" или нет. Для кого-то быть невидимкой - мечта, кто-то страдает от этого. Как бы там ни было, автор рассказа обратил внимание читателя на эту тему и по-своему развил ее. Одиночество в толпе - это реалии нашего времени. Потому тема актуальна. Но интересно и то, что человек в своей повседневной жизни может делать что-то такое, какие-то обычные, бытовые дела, которые станут его "визитной карточкой". На эти "мелочи" и обратил внимание читателя автор. Это музыка, аромат духов, совершаемые в одно и то же время действия (кипит чайник, включается телевизор).
Но в рассказе, на мой взгляд, есть в некотором смысле перебор с такими действиями, например, стук зубной щетки о пластиковый стаканчик.
В целом рассказ интересный. Наводит на размышления, что немаловажно, о жизни, о ценности общения, внимания, даже мимолетного.
Фантастическая составляющая в принципе не мешает, но можно было бы обойтись и без нее. Представьте себе, что просто живет девушка, потом она, к примеру, решает умереть или узнает, что скоро умрет (болезнь какая-то неизлечимая) и она в оставшееся время ведет такой дневник - записывает свои мысли. Потом, когда ее не стало, сосед о ней думает и далее все, что у вас в тексте.
Тема конкурса все же расплывчата.
Желаю удачи на конкурсе и высоких оценок участников!
4. Львова Л. Ключики
Жанр: мистика
В этом рассказе с чудом-чудным все в порядке: с первых строк видно его! Но не это главное. Главное - это стиль автора. Я думаю, кто раз прочитает один рассказ Ларисы, другие даже без подписи автора будет узнавать. Легкий, сказочный, даже волшебный пересказ историй, связанных с бабкой-ворожеей, с теми, кого зовут ведьмами или колдуньями, у кого внешность бабы-яги, а душа голубки, кто приносит людям исцеление, кто спасает детей, кто видит глубоко и знает наперед, что есть хорошо, что плохо - об этом рассказ "Ключики". Прекрасно выписан образ ведьмы. Короткими штрихами даны образы детей, односельчан. Но и они представляемы и в них видишь суть - доброту или озлобленность, настроение горя или счастья.
Отдельной темой прошла тема благодарности за деяния. Ни у кого та бабка ничего не просила за помощь. А ведь спасала жизни! Но в лице своих детей получила обиженных, обделенных ее вниманием людей. Именно Наталья, дочь ведуньи, упрекает мать в ее служении людям, которые суть неблагодарные, добра не помнящие. Но нельзя материальными делами измерить доброту. Она в душе. Благодарность матери, сказавшей "спасибо" за своего ставшего здоровым ребенка, куда сильнее, чем "злато". Ведунья знала об этом, но дочь ее нет. И все же, в конце рассказа автор показал благодарность людей, высветив дорожку к больной ведунье огоньками, может быть их душ?.. И ту дорожку увидела Наталья. Думаю, после того ее мировоззрение изменится.
Одна тема осталась в рассказе в тумане. Это служба сына ведуньи на "Курске". Видимо, автор решила таким образом намекнуть на плату за деяния. Одна жизнь за другую. Мне представилось, что парня "забрали" за мать. А то, что он погиб, мы знаем из истории той трагедии. Но, как бы ни была важна эта тема, без нее в рассказе вполне можно обойтись. Убрать несколько строк, в которых упоминается Курск и все. Это на мой взгляд, конечно. Думаю так, потому что развития этой темы нет, а она заслуживает большего, чем просто упоминание вскользь. И без нее рассказ видится завершенным.
Что ж, и в этом рассказе есть над чем размышлять. Это большой плюс к приятному чтению, что вкупе делает рассказ запоминающимся.
Желаю автору удачи на конкурсе и высоких оценок, что было бы заслуженно!
5. Буденкова Т. Вдова вампира
Жанр: детектив
Что ж, чудеса продолжаются. И чудо в этом рассказе я вижу в том, как людская молва создает то, чего нет, а именно вампира из вполне себе обывателя, хоть и с замашками садиста. Сразу обращу внимание на концовку. Зачем после упокоения псевдо-вампира с помощью кола и чеснока, карета якобы с ним снова появилась на улицах городка? На мой взгляд, это лишнее. Нелогично. Упокоили, пусть себе спит вечным сном. Нечего людей в страхе держать. Тут ваятель валенок переиграл, может быть его вразумить и пусть лучше посватается к вдове?
В целом рассказ интересен слогом, так напоминающим стиль неспешного повествования, присущий русским классикам. В таком стиле хорошо читается многоступенчатая детальность, которая обычно пропускается читателем в случае динамичного повествования, когда поскорее хочется узнать развязку сюжета. Но, несмотря на подробные описания внешности, одеяний, рассуждений героев, внимание сосредоточено на развитии сюжета. Автор ведет читателя за собой, как экскурсовод по залам музея. То мы видим девушку с отцом, беседующих за чаем, то уже находимся в доме 'вампира' и взгляд не можем отвести от его красного халата с драконами. Герои рассказа тоже представлены в 'русском духе'. Наталья - покорная, терпеливая, страдающая наедине с собой. Настенька - прямая, смелая, как и положено служанке доброй барыни. Отец Натальи - хоть и любит свою дочь, а все же о собственном благополучии не забывает. Сам вампир - скупой, грубый, садист, но за свои 'игрушки' боится, бережет от чужого глаза. А то как узнают об издевательствах и отберут? Пимокат разве что нестандартный отставной жених. Должен бы обидеться, гордо игнорировать и бывшую невесту, и ее отца, а он полез к вдове сразу после похорон, страха в нем нет, и совести тоже. Но, кто знает, может быть и правда, влюблен был. Хотя свою обиду он выместил на горожанах, до смерти запугав их вампиром.
Как бы там ни было, но рассказ интересный. И я желаю автору удачи на конкурсе и высоких оценок!
1. Ильина Ирина. По ту сторону двери
Жанр:фантастика
Чудом в рассказе стало событие, о котором автор повествует через беседу двух подруг. Рассказ написан в интригующей форме. В самом начале автор обращает внимание читателя на браслет на руке одной из подруг. Это запоминается. Браслет необычный. Но, как ни хотелось бы, не браслет оказывается главным в рассказе, а дверь в потусторонний мир, которую увидела одна из подруг на обычной автостраде. За дверь уходит одноклассник девушки, и она следует за ним. Потусторонний мир представлен автором ни раем и ни адом, со всеми присущими этим мирам атрибутам. В том мире есть все, что и в нашем - магазины, дороги, люди, деревья, - но ничто не вызывает радости или страха, но удивление с оттенком брезгливости, словно попадаешь в место, кишащее насекомыми. Такое впечатление сложилось у меня. И тем приятнее видится картина нашего мира, данная автором в начале рассказа - кафе на крутой горе, красивый закат.
На мой взгляд, над рассказом можно еще поработать. Есть пара предложений, которые как бы зависли. Например это: Браслет в виде спирали, в которую беспорядочно вкраплены самоцветы. И есть два момента, которые стоило бы раскрыть подробнее. Это все тот же браслет, его свойства оберега и одновременно амулета, приносящего удачу, и судьба Темки.
Что мы знаем о парне? Что он одноклассник девушек. Что его сбила машина и он попал в тот самый мир, из которого и вышел вместе с Наткой благодаря подарку (браслеты) одного из обитателей того мира. Все вроде бы понятно, но для чего тогда фраза о том, что больше у тебя не будет такой ыозможности вернуться в этот мир, сказанная лавочником? Эта фраза остается непонятой. Есть за ней загадка, в котороую автор не пожелал посвятить читателя. Проще было бы убрать ее, как и намек на неслучайность появления машины, сбившей Темку, тогда останется просто несчастный случай. Но можно и добавить историю Темки.
О браслете. С Наташей все понятно, а вот с браслетом Темки нет. Почему он оказался не на его руке, а под подушкой? Тем более, сделан акцент на том, что браслет лучше не снимать с руки. Почему? Принесет удачу?.. Удача вроде как ни при чем. Не установлена связь вызволения из потустороннего мира и удачи. Ведь не удача стала причиной возврата и воскрешения, не так ли? А стечение обстоятельств, некие повороты судьбы, благодаря которым встретились у двери Темка и Наташа. Мне браслет видится оберегом, а не амулетом, приносящим удачу. Есть разница в этих качествах. А в рассказе она размыта, на мой взгляд.
Но, несмотря на все вышеизложенное, рассказ запоминающийся. Думаю, если автор додумает его, доработает, то он займет свое место в списке самых лучших ее рассказов, чего я и желаю, как и удачи на конкурсе!