Аннотация: Удивительные сокровища маленького итальянского города
Мозаики Равенны и вечный приют Данте
Небольшой городок Равенна разместился в средней части "голенища" итальянского "сапога" на побережье Адриатического моря. Городок тихий, с узкими старинными улочками и уютными площадями, но хранящий в себе истинные сокровища итальянского искусства, начиная с пятого столетия. Именно тогда, в 402 году, Равенна стала столицей Западной Римской империи. Император Гонорий перенес в небольшой укрепленный городок свою столицу из Милана, опасаясь набегов варваров.
Гонорий - сын императора Феодосия, брат Галлы Плацидии, ныне известной всему миру больше по мозаичным шедеврам ее усыпальницы, которая находится в Равенне.
Фасады соборов и мавзолеев Равенны не поражают воображение искушенного туриста - все очень скромно, разве что в перспективе наложение архитектурных форм отдельных частей сооружений дает интересную геометрическую картинку. Но стоит только войти внутрь любого собора, как восторг от увиденной красоты вырывается восхищенным вздохом.
Начав осмотр достопримечательностей Равенны от железнодорожного вокзала, я сначала попала в собор Святого Джованни Евангелиста, построенного Галлой Плацидии в 425 году, но сильно разрушенного при бомбардировках во время Второй Мировой войны.
Фрагменты мозаичных картин времен 13 века, расположенные по периметру стен собора, напоминают детские рисунки и по сюжетам, и по манере исполнения. Но тем они и трогают.
Совершенно иные чувства вызывают мозаики Базилики Сан Витале и мавзолея самой Галлы Плацидии, расположенного во внутреннем дворике базилики. Вход в Базилику Сан Витале уводит посетителей из традиционного храмового сада вглубь сооружения, под землю метра на полтора-два - так велик культурный слой, в котором "утонула" нижняя часть уникального сооружения.
Мозаики украшают своды базилики, стены, пол. Краски мозаик яркие, золотые фрагменты, дополнительно подсвеченные светильниками, приковывают внимание. Сразу трудно выбрать точку для фотографирования. Каждый сантиметр стен украшен переходящими одна к другой сюжетами картин, цветочными орнаментами, символическими фигурками птиц и животных.
Здесь и лик Христа, по обе стороны от которого лентой уходят лики апостолов, и библейские сцены, и сцены из жизни византийских императоров.
Строительство Базилики Сан Витале начали в 525 году, а освещена она была в 548 году. Святой Витале известен как мученик веры. Его вместе с матерью и шестью братьями замучили в Риме в 164 году.
Мавзолей Галлы Плацидии куда меньше размеров Базилики Сан Витале, но мозаики, украшающие его свод и стены, поражают воображение. Они выполнены в сапфировых тонах, разбавленных золотом и сердоликом, что символизирует связь небес и земли, или жизни на земле и на небе.
В плане мавзолей представляет собой крест. В трех "лучах" креста находятся саркофаги. В одном из них - самом древнем на вид - будто бы покоится прах Галлы Плацидии. Но дочь императора Феодосия умерла в Риме в 450-м году, и предположительно погребена в родовой усыпальнице Феодосия при Ватиканской Базилике Святого Петра. Разбираться с этим предстоит историкам, а тем, кто посещает мавзолей имени знатной дамы своего времени, достаточно любоваться его великолепием.
Изысканный орнамент из звезд, крестов, символических цветов - символов райского сада, виноградной лозы - символа крови христовой, украшает полусферический свод входа в мавзолей. Арками готического стиля обрамлен свод купола, на котором, кроме креста на звездном небе, изображены четыре крылатые фигуры: быка, льва, орла и человека. С одной стороны, считается, что эти символы перенесены из античности. Орел, например, символизирует могущество Зевса, как бы воплощенное в могуществе Христа. По другой версии, четыре крылатые фигуры отождествляются с четырьмя евангелистами: ангел с Матфеем, лев с Марком, телец с Лукой и орел с Иоанном. Но символы евангелистов, часто встречающиеся в росписях и мозаиках католических храмов, всегда изображены с книгами - евангелиями. В Мавзолее Галлы Плацидии крылатые фигуры без книг, что позволяет толковать их с третьей точки зрения, известной из откровений Иоанна. Все они - стражи четырех углов Трона Господня и четырех пределов Рая.
Над каждым саркофагом представлены сюжетные мозаичные картины с изображением Христа (Добрый пастырь), Апостолов Петра и Павла, мученика Лавреньтия (этому святому поклонялась семья императора Феодосия), дополненные символами источника веры (голуби, пьющие из чаши), четырьмя книгами Евангелия в шкафу, вдохновляющие мученика на подвиг веры, огнем и решеткой, на которой он сгорел. Все образы выполнены в динамике, которая ощущается и в трепетании складок одежд Лавреньтия, и в "живой" позе Христа, поглаживающего овцу и в то же время, смотрящего вдаль.
Свет в мавзолей проходит через окна со вставками из сердолика (или оникса, или агата?). Это создает ощущение волшебства. Мозаики играют полутонами, саркофаги кажутся огромными и наводят на размышления о бренности жизни.
Совсем другие ощущения вызывают мозаики Базилики Сан Аполлинаре Нуово. В них будто бы воплощены величие и недосягаемость христианских святынь. Мозаики расположены над двумя рядами коринфских колонн, ведущих к центральному нефу. С одной стороны изображены святые мученицы веры, несущие венки к Божьей Матери, с другой - святые мученики с дарами Христу. Мозаики яркие, "живые", а сама базилика наполнена светом, втекающим в нее из высоких окон за порталами арок.
Такое количество мозаик в одном небольшом городе, их необыкновенная красота настолько наполняют гостей города впечатлениями, что, казалось бы, мозаики небольшого баптистерия (место для крещения) уже просто не воспримутся разумом. Но все же, они по-своему оригинальны, а сам храм построен в виде восьмигранной призмы, в центре которой стоит огромная мраморная чаша с водой.
Кроме мозаик, Равенна известна как последнее пристанище великого поэта и мыслителя средневековья Данте Алигьери.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Это начало "Божественной комедии" Данте, сонеты которой наполнены символикой, связанной с жизнью и любовью самого поэта.
Данте родился во Флоренции 26 мая 1265 года. Но большую часть жизни ему пришлось прожить вдали от любимого города, а умер Данте в Равенне 14 сентября 1321 года. Еще при жизни он был хорошо известен, и потому его похоронили в отдельном мавзолее рядом с церковью Сан Франческо, в которой его отпевали. Мавзолей находится слева от церкви, за садом с известной аркой Браччофорте.
Церковь Сан Франческо и внутри, и снаружи выглядит очень скромно, так и было задумано при строительстве. Церковь не раз украшали в стиле барокко и ренессанса, и все же, в конце концов, вернули в первоначальному аскетическому виду. Но, кроме отдельных фрагментов былой барочной помпезности в боковых нефах церкви, сохранилась уникальная мозаика на полу крипты под главным алтарем. Мозаика десятого века, и сейчас она покоится под шестидесятисантиметровым слоем воды. Чтобы увидеть мозаику, надо опустить монетку в автомат на стене перед входом, зажжется свет, и мозаика станет видна под водой.
Такие чудеса находятся в тихом итальянском городе на берегу Адриатического моря, куда в наши дни легко можно попасть из Флоренции, курорта Римини, из Венеции, проделав недолгий путь на поезде или автобусе.