Действие происходит в двух временных эпохах: наше время - 1980-90-е годы и начало первого тысячелетия до н.э. Время условное, но, тем не менее, оно необходимо для привязки событий и характеристики людей и их образа жизни.
В романе не проводится исследование и описание жизни какого-либо конкретного кочевого племени или исторической личности. Но условия жизни кочевников-тюрков в степях, расположенных севернее реки Сыр-Дарья, на территории современного Казахстана, а также кочевников Тибета и некоторых других народов, которые прямо или косвенно упоминаются в романе, приближены к описываемым историками.
В романе используются мифы и легенды, связанные с божествами, демонами, духами, известными и почитаемыми в свое время. Передача легенд вольная, такая, как ее представил автор и как того требовало развитие сюжета.
Ниже даны имена божеств, упоминаемых в романе. Некоторые тексты - Гимн, песнь шамана - приведены дословно, ниже даны ссылки.
Имена героев, как главных, так и второстепенных, подобраны в соответствии с их значениями. Не все значения раскрыты в тексте, просто потому, что нет в этом необходимости, но, если читателю интересно, то ниже я привожу все имена и их расшифровку, согласно тому языку, к которому они имеют отношение (тюркский, тибетский). Так же подобраны географические названия. Все они обозначены на картах, и не выдуманы автором.
Река Сыр-Дарья. На древнетюркском - Йенчуогуз, или Жемчужная река (так ее называли и греки - Яксарт). Берет начало в горах Тянь-Шаня и впадает в Аральское море (ныне не доходит, вода разбирается на хозяйственные нужды). Современное название переводится как "Река тюрков", Сир-Дарё: Сир - тюрки, Дарё - река. Тюрк, в свою очередь означает "сила, мощь".
Аральское море, Арал-Тенгиз (тюркское название) - Остров - море. Названо так потому, что в море было много островов.
Река Сары-Су - Желтая вода, протекает по Туранской низменности, ныне территория Казахстана. Река высыхает летом.
Арысь - озеро в степях Казахстана, названо по названию племени "арыс"
Место Где Продают Камни - так с китайского переводится название города Кашгар - Каши. Он был важным перевалочным пунктом на Великом Шелковом Пути. Там жили люди народа юэчжи (или тохары), впоследствии покинувшие Каши и создавшие Кушанскую империю (в 1-3 вв н.э. занимало территорию современного Афганистана, Пакистана, часть Индии, Среднюю Азию).
Срединное государство - Чжунго, Китай, известно с 3-го тысячелетия до н.э.
Страна Бот, Бхота, То-Пё, Страна Снегов - Тибет
Озеро Нам-до-ю-цо (нам - небо, цо - озеро) - находится в районе треугольника Лхаса-Шигадзе-Гиядзе, перевод: "Яшмовое озеро на верхнем пастбище" или "Бирюзовые серьги богини", в вольной трактовке автора "Озеро Небесного Камня"
Сими-ла - перевал в районе озера Нам-До-ю-цо, высота 4365 м над уровнем моря, трактовка названия вольная, исходя из различных значений отдельных слов: "Душа Нежнее Шелка". Так же назван храм на озере, развалины которого сохранились и в наши дни.
Река Мургаб - река в Туркмении. В оазисе по течению Мургаб с 3 тысячелетия до н.э. существовало древнее государство Маргуш (Маргиана, Мауру)
Боги, демоны, духи
У кочевников Средней Азии:
Тенгри - верховное божество, Бог Неба, луна - его око в ночи, его символ - солнце, Тенгри настолько велик, что ему в жертву приносили большое животное - коня.
Умай - его жена, прародительница людей, покровительница женщин, детей, богиня плодородия, ее имя переводится "лебедь", или "чрево матери". Символическое изображение Умай -- маленький лук со стрелой, которые вешались над колыбелью.
Эрлиг - бог подземного мира, злобен, разлучает людей, его время - ночь, символ - звезда.
Рожденный Свободным - дух, получивший право родиться там, где он пожелает, тогда, когда пожелает и в том облике, в каком пожелает
Культ волка, как Великого предка, Гург - волк
Культ ворона, Ворон - Гар-Га, как символ восходящего солнца, которое наряду с голубым небом олицетворяло Тенгри.
Обряды по изгнанию злых духов, привлечению добра и благоденствия людям проводились шаманами.
У тибетцев:
Древняя религия Бон, исток уходит к 4-му тысячелетию до н.э., существовала задолго до распространения буддизма в Тибете (7-й век н.э.), но сохранилась и поныне.
Название Бон трактуется, как речь, диспут, активная проповедь, "проговаривать магические заклинания, нести знания людям". Обряды проводились жрецами культа.
Высшая цель последователя Бон - обретение прекрасного тела, счастья при земной жизни и в конце ее - внезапный прорыв в царство вечного счастья.
Множество богов и демонов во всех мирах: небесном, водном, земном, как добрых, так и злых.
Верховное божество - Небесный наставник
Божество Кун-ту-бзанг-по или Всеблагой
Его жена божество Земля-Мать или Великая Мать Милосердия И Любви, Славная Царица Трех Миров (небо, земля, вода).
Божество Чистое Дитя Бытия, одно из высших божеств - милосерден, думает о благе всех живых существ.
Богиня Лучистая Луна - Хранительница солнца, обладающая светлыми лучами солнца, покоряющая демонов, милосердна, следит за демонами водного мира - демонами-рыбами.
Демон Сабдаг - обитатель нижнего мира, преследует тех, кто копает землю.
Первые божества от сотворения мира: Сотворенный Владыка Сущего, Черный Человек, Белый Человек или Тот, Кто Любит Все Сущее.
Реализовавшееся Существо - как правило, жрец, служитель культа, который заслужил право самому выбирать место и время своего рождения.
Тексты
Гимн Небу, Земле и Свету взят из статьи "Бон" Кузнецова Б.И. (Автор ссылается на текст 'Dus-pa rin-po-che'i rgyud gzer-mig. Delhi, 1965, с 1123)
"Да будет неба сапфир!
Пусть желтое солнце - мир
Наполнит светом своим
Оранжево-золотым!
Да будут ночи полны
Жемчужным блеском луны!
Пускай от звезд и планет
Спускается тихий свет,
И радуги окаем
Сияет синим огнем.
Пусть поит дождь океан,
Пусть будет вечной земля,
Родительница добра;
Здесь так зелены поля,
Так много прекрасных стран"
Оттуда же позаимствованы и слова заклинаний жреца Бон.
"О, вы, все духи, демоны, оборотни, привидения, злобные сущности, духи безумия и эпилепсии, мужские и женские небесные покровители, а также все другие, примите эту жертву, и да будет между нами соглашение, и пусть благодать и защита исходят от него!"
"Если вы осмелитесь нарушить заключенное соглашение, то будете разрублены и выброшены, как это животное, приносимое в жертву! Поэтому будьте едиными в своих помыслах и преданны богам небесным и земным, чтобы они могли увидеть ваши чистые помыслы!"
Имена
Кочевники-тюрки:
Главные герои:
Тансылу - Прекрасная Как Утренняя Заря
Аязгул - Рожденный Звездной Ночью
Бахтигуль - Рожденная Весной (вариант - Цветок Весны)
Второстепенные герои:
Таргитай (вождь, отец Тансылу) - аналогия, у саков - первый человек. Дословно переводится: тар - узко, тай - материнская ветвь, линия.
Ульмас (муж Тансылу) - Бессмертный
Бурангул (вождь, отец Ульмаса) - Рожденный в Буран
Ишбулат (брат Таргитая) - Подобный Железу
Кудайберды (воин) - Данный Богом
Ирек (приемный отец Бахтигуль) - Воля
Амина (приемная мать Бахтигуль) - Счастливая (вариант - Верная)
Айгуль (дочь Амины и Ирека) - Рожденная Под Луной (вариант - Лунный Цветок)
Хадия - Подарок
Айган (мать Аязгула)
Тибетцы:
До-й-ла (Дойе-ла, мать Тансылу) - Душа Небесного Воина