Аннотация: В музеях Лондона хранятся многие мировые сокровища! Очерк напечатан в узбекском еженедельнике "Леди" в декабре 2013 года.
Музеи Лондона
Согласно официальной статистике в Лондоне двести сорок музеев. Конечно, посетить их все большой труд, скорее всего, ненужный. Ведь музей - это собрание коллекций определенного направления, и каждый человек идет в тот, в котором наиболее полно отражены его интересы. Но есть несколько музеев, привлекающих внимание всех туристов. Это Британский Музей, Музеи Естествознания и Науки, Национальная галерея, Галерея Виктории и Альберта. Список можно продолжить такими музеями, как Музей Шерлока Холмса, музеи крепости Тауэр, Музей Восковых Фигур и прочая, прочая. Выбор огромен! Да и сам Лондон, по сути, музей с огромным количеством экспонатов, среди которых исторические здания, памятники и скульптуры, парки и аллеи, цветы и птицы. И даже люди - живые, спешащие на работу, гуляющие с детьми, ведущие автобус, продающие вафли с клубникой, несущие караул в королевских конюшнях.
Город основан около 43 года римлянами. Можно себе представить, сколько всего произошло в его границах за почти две тысячи лет. Можно и представить, и увидеть. Ведь англичане бережно относятся к своей истории и сохраняют память обо всех событиях прошедших веков, ускользающих во времени, как призрачные тени Вестминстерского дворца или крепости Тауэр в темных водах Темзы.
Но побывать в Лондоне и не посетить ни одного из его музеев - это все равно, что купить книгу без иллюстраций. К тому же, музей - замечательное место отдыха, где, устав от суеты, можно посидеть на уютном диванчике, с наслаждением разглядывая тот или иной экспонат или наиболее понравившуюся картину.
Музей Естествознания или Natural History Museum
Как самостоятельный музей, был открыт в 1881 году в специально построенном для него шикарном здании, которое представляет собой прекрасный образец романо-византийского стиля архитектуры. Каждый зал Музея интересен не только экспонатами, но и планировкой, интерьером, архитектурным решением. Чего стоит главный холл, в котором выставлен наиболее известный экспонат Музея - динозавр! Высокий потолок с частично стеклянной крышей, желто-коричневый камень стен, украшенных элементами гербариев, фресками животных и птиц, анфилады колонн и островерхие арки, навевающие мысли о готике английских церквей.
В залах Музея работали ученые с мировыми именами, и само осознание этого будоражит воображение.
Основан музей на коллекции доктора Ганса Слоана (1660-1753).
Ганс Слоан - английский медик, натуралист, коллекционер, член Лондонского королевского общества и его президент в период с 1727 по 1741 годы. На основании его коллекции книг, манускриптов, исторических находок был создан Британский Музей. Ганс Слоан, к тому же, изобрел "горячий шоколад", так любимый и в наши дни.
Первым директором и создателем самого запоминающего экспоната музея - модели динозавра, представленной в пятикратном уменьшении, был Ричард Оуэн (1804-1892). Это по его инициативе отдел естествознания Британского Музея был выделен в отдельную структуру.
Ричард Оуэн - английский зоолог и палеонтолог. Получил медицинское образование и занимался физиологией и историей развития позвоночных животных. По останкам вымерших животных реконструировал их скелеты и облик. Наиболее известная его работа - реконструкция облика вымершей бескрылой птицы моа, обитающей в Новой Зеландии. Реконструкция была проведена по одной бедренной кости.
Но вернемся к динозавру! Он очарователен! Несмотря на то, что мы видим только скелет, его мордочка кажется привлекательной и даже улыбающейся, в отличие от этого ископаемого медведя, например. Динозавра хочется рассмотреть с разных сторон и от головы до последнего позвонка на хвосте. И это можно сделать, просто поднявшись по широкой лестнице на балконы, огороженные от холла высокими каменными арками.
В Музее собраны более 70 миллионов экспонатов по ботанике, зоологии, минералогии и палеонтологии.
Если скелеты ископаемых животных привлекают внимание почти всех посетителей, то отдел минералов интересен далеко не каждому. Но этот раздел уникален! В нем представлены 500 тысяч камней и минералов от огромного куска метеорита, найденного в Аргентине, до драгоценных камней, среди которых особое внимание привлекает коллекция, названная Пирамидой Надежды "Аврора".
В ней 296 бриллиантов самых разных цветов! Меняющаяся подсветка позволяет увидеть игру цвета этих божественных камней и восхититься красотой, которую дарит людям природа.
О возможностях природы как бы предлагает задуматься и внушительный срез гигантской секвойи. Это дерево начало свой жизненный путь в 500 году. А срубили его в 1892 при строительстве Панамского канала. Судя по древесине, секвойя была совершенно здорова и могла прожить еще немало. А уж то, что она была свидетельницей многих исторических событий, отмеченных датами на срезе, вызывает и восхищение, и сожаление о потере такого гиганта.
Музей продолжает развиваться и в наши дни. В нем открываются новые залы, вниманию посетителей представляются новые экспозиции. Отдельный вход ведет в такой "космический" зал. Поднявшись по эскалатору, уводящему в огненное чрево Земли, можно, пройдя залы с экспонатами, повествующими об истории самой Земли, попасть в старую часть Музея и продолжить знакомство с природой, представленной в этой богатейшей коллекции мира во всем многообразии видов.
Британский Музей
Британский Музей - это сокровищница мирового уровня! Музей основан в 1753 году на базе коллекций Ганса Слоана, Роберта Харли, Роберта Коттона. То здание, в котором музей располагается сегодня, было построено в 1852 году по проекту Роберта Смёрка. Экспозиция Музея разместилась в ста галереях, а собрание артефактов со всего древнего мира составляет более чем шесть миллионов предметов! Переходя из зала в зал, посетители словно преодолевают время и перемещаются из одной эпохи в другую так же как из одной точки Земли в другую. Африка, Америка, Европа, Азия, острова Океании, Британия, Япония и Древняя Месопотамия - Шумерское царство, Ассирия, Вавилон, Римская империя, Древняя Греция, Египет, Китайская цивилизация, Индия, Культура индейцев, африканских племен... Столько всего, что неподготовленному посетителю впору растеряться. Но даже беглый просмотр экспонатов позволяет узнать многое из истории человечества - вехи его развития, основные этапы роста культуры, образования, да и просто красоты восприятия мира и взаимоотношений, отраженных в отдельных предметах искусства разных времен и народов.
Так как меня более всего интересовали артефакты древних цивилизаций Ближнего Востока, то я и фотографировала более всего находки археологов из Вавилона. Ниневии, Ура, Ассирии.
Но все же, невозможно пройти мимо египетской коллекции или не остановиться перед мозаичными шедеврами ацтеков. И тем более не постоять в восхищении перед золотыми украшениями бриттов времен римской экспансии.
А такие экспонаты музея, как Розеттский камень, поистине сокровище, которое было найдено французами в начале девятнадцатого века в песках Сахары неподалеку от городка Розетта. Не чудо ли, получить ключ к разгадке египетских иероглифов в виде одной надписи на камне, сделанной на трех языках, среди которых один - греческий - хорош знаком исследователям?! С расшифровки этих надписей ученым Шампольоном началась наука египтология.
О каждом артефакте, хранящемся в залах Британского Музея, можно рассказать немало занимательных историй. Все находки "говорящие", если уметь слышать и понимать их язык, а путь к такому умению - знание. Кто-то приходит в музей, точно зная историю интересующих его вещей, а у кого-то интерес рождается при виде какого-то артефакта, поразившего воображение необычностью, красотой, мастерством изготовления или далекой древностью. Так или иначе, но Британский Музей - это кладезь знаний человечества!
Британская Национальная Галерея
История этого музея картин начинается с 1824 года, когда Палата Общин выделила деньги (57 000 фунтов стерлингов) на покупку у известного банкира Ангерштейна 38-и картин. Первоначально галерея располагалась в особняке Ангерштейна. Собрание картин постоянно пополнялось за счет пожертвований частных лиц и покупки новых коллекций за счет государства. Так сэр Джордж Бомон подарил галерее 14 картин, священник Холуэлл Карр оставил свою коллекцию в наследство галерее, и в 1831 году собрание картин насчитывало уже 105 полотен.
В 1838 году на Трафальгарской площади было открыто новое здание галереи, спроектированное зодчим Уильямом Уилкинсоном. Во время Второй Мировой войны десять бомб разрушили часть здания, но ни одна картина не пострадала, так как вся пинакотека была спрятана в Валлийских пещерах. После восстановления здания, галерея вновь открылась для посетителей, и сегодня ее собрание составляет две с половиной тысячи картин.
Полотна располагаются в уютных залах с мягким освещением. Неспешно прогуливаясь из зала в зал, можно не только насладиться красотой живописи, но и проследить, как меняются сюжеты, вдохновляющие мастеров кисти на творчество. Сцены библейских сказов, образы Богоматери и Иисуса Христа, аллегорическая живопись Ботичелли, поэзия красоты женщины в полотнах Ренуара, бытовые сцены кисти голландских художников, великолепные пейзажи наиболее ярких представителей английской пейзажной школы, волнующие непостижимостью передачи света и радости жизни полотна импрессионистов сменяют друг друга.
В Галерее в особом помещении выставлена работа Леонардо да Винчи. Это "Мадонна с Младенцем, праведной Анной и юным Иоанном Крестителем". В коричневых тонах, более напоминающий эскиз, чем картину, этот шедевр необыкновенно гармоничен и тонко передает глубину духовности святого семейства.
Невольно сравнивая образы Святой Марии, созданные разными художниками, я удивлялась не только факту художественной передачи духа Богоматери, но и отношению каждого мастера, его чувств к образу Непорочной Девы. И это благодаря тому, что все картины удачно подобраны и размещены в залах по времени их создания.
Но особое чувство я испытала, присев отдохнуть на уютный диванчик посередине одного из залов с работами импрессионистов. Поток света от картин вокруг сошелся на мне, вызвав лавину эмоций, необыкновенную радость, которую я ощущаю и теперь, только взглянув на репродукции пейзажей Моне, Ван Гога, Дега, Сезана.
Крепость Тауэр сама является ценным экспонатом среди сокровищ Лондона. Первое укрепление было возведено на этом месте еще при римлянах. В 1078 году Вильгельм Завоеватель строит на стратегически важном берегу Темзы свою резиденцию и форт.
Сегодня крепость Вильгельма называют Белой Башней, и в ней располагается Оружейная Палата. Коллекцию доспехов и оружия начал собирать Генрих VIII. Среди них - его доспехи, которые весят 40 кг, мечи, палицы, а так же коллекция фунтов стерлингов разных времен, красочные скульптуры коней венценосных особ, ключи Тауэра.
Своеобразной коллекцией можно назвать и надписи, выбитые заключенными на стенах тюремных камер. А среди тех заключенных были и венценосные - король Франции Иоанн Добрый, шотландские короли Давид II и Яков I, английский король Эдуард V. Да и королева Елизавета томилась в застенках Тауэра по велению королевы Марии.
Зловещую славу принесли этой крепости казни. Здесь лишили жизни двух жен Генриха VIII, епископа Фишера, канцлера короля Томаса Мора. Последняя казнь была произведена в 1747 году.
Но не только мрачным прошлым сегодня известен Тауэр. В 1303 году из Вестминстерского аббатства за надежные стены крепости была перенесена Королевская сокровищница.
Ныне в Казармах Ватерлоо можно посмотреть на сияющие бриллианты королевских регалий. Самые древние из них относятся к коронации Эдуарда Исповедника. В короне королевы Елизаветы сияет знаменитый бриллиант Кох-И-Нор ("Гора Света"). По легенде он был найден в 34 году до нашей эры и приносит счастье женщинам, так как рабочий, нашедший его, был казнен за утаивание этого сокровища. Все короны, скипетры, державы украшены именными камнями и просто усыпаны бриллиантами, аметистами, рубинами, сапфирами, жемчугом разных цветов и форм. Велика сила этих драгоценностей! Взгляда невозможно отвести как от россыпи мелких бриллиантов, так и от голубого алмаза в королевском скипетре, изготовленном в 1661 году для коронации Карла II. Бриллиант называют "Первой звездой", "Вторя Звезда" украшает Императорскую государственную корону. Вместе эти камни были одним алмазом "Куллинан" - самого большого из когда-либо найденных. Его вес был 3.106 карат и он был найден в 1905 году в Южной Африке.
В Сокровищнице не разрешается фотографировать, потому я привожу здесь фото из путеводителя.
Музей Шерлока Холмса
27 марта 1990 года по известному адресу "221 б, Бейкер-стрит" был открыт Музей Конан Дойля. О! Нет, конечно, же, нет! Это музей не автора детективных рассказов о самом известном английском сыщике, а его самого, героя рассказов - Шерлока Холмса! Но так ли непростительно грубо я ошиблась? Два английских имени - Артур Конан Дойль и Шерлок Холмс - всегда стоят рядом, что на обложке книги, что в памяти благодарных читателей.
А. Конан Дойль описывает Шерлока Холмса почти как своего ровесника и человека, живущего в то же самое время, что и он, а именно в Викторианскую эпоху. Писатель родился в 1859 году, а его герой - в 1854. И оба прожили до 30-х годов двадцатого века. А вот дом, в котором сегодня находится Музей Шерлока Холмса, был построен в 1815 году и внесен в список зданий Ее Величества, представляющих архитектурную и историческую ценность 2-го класса! Это здание было зарегистрировано в качестве дома с меблированными комнатами с 1860 года по 1934. Это реальность. Ну, а известный сыщик прожил в квартире 221 "б" двадцать пять лет - с 1881 по 1904 года. И хозяйкой этого дома была обаятельная старушка Миссис Хадсон.
Но войдем в дом! Гостиная на первом этаже сегодня стала магазином сувениров. Любопытный магазинчик, скажу я вам! Без сувенира не уйти! Если вы не любите тратить деньги на сувениры, то возьмите на память хотя бы визитную карточку Шерлока Холмса. Вдруг пригодиться! Мне же понравились миниатюрные музыкальные шкатулки, и одна из них с мелодией Вивальди пробуждает в памяти образ самого Шерлока Холмса, играющего на скрипке.
На второй этаж в кабинет Холмса ведет лестница из семнадцати ступеней (как и описано в одном из рассказов!).
Кабинет по нынешним меркам просто малюсенький, но кресла у камина, диванчик для посетителей, всякие мелочи на прикаминном столике, даже шторы на окнах делают его уютным и по-настоящему деловым. Посетители музея фотографируются у камина, обязательно взяв в руки трубку сыщика или надев его знаменитое кепи.
Спальня Шерлока Холмса располагается тут же, рядом с кабинетом. А вот спальни его друга и помощника Доктора Ватсона и самой миссис Хадсон находятся этажом выше. Сегодня молодая и очень симпатичная горничная помогает посетителям сориентироваться в помещениях этого дома. Ну, а рисунки на стенах и восковые фигуры в разных комнатах напоминают о героях рассказов Артура Конан Дойля, так или иначе связанных с расследованиями великого сыщика.
Дом-музей Л.Рона Хаббарда
Прочитав о Роне Хаббарде (http://lrhru.ru/hronika.html), я изумилась его биографии и сфере интересов. Поистине, человеку дано многое, надо только работать над собой и хотеть приносить пользу обществу. Рон Хаббард был путешественником и исследователем, писателем и публицистом, фотографом и композитором, философом и основателем таких наук, как Дианетика и Саентология. За всю жизнь он написал более 12 000 печатных работ, среди которых есть и рассказы детективного жанра, и научно-фантастические романы, наиболее известным из которых стал роман-сага "Поле битвы - Земля". Книги Рона Хаббарда выходили и продолжают выходить миллионными тиражами, по его произведениям ставят фильмы и постановки. Он создатель и вдохновитель одной из самых престижных литературных премий "Писатели Будущего". Л. Рон Хаббард создал систему реабилитации наркоманов. Им прочитано более 3000 лекций по разным сферам его деятельности.
Два вопроса, которые Рон Хаббард ставил перед собой, стали критерием оценки жизни любого человека: "Сделал ли он то, что намеревался сделать? И были ли люди рады тому, что он жил?"
Лафайет Рональд Хаббард родился в марте 1911(или 1912) года в Тилдене, штат Небрасска, США. Умер 24 января 1986 года в Калифорнии. Он прожил семьдесят пять лет и оставил настолько богатое наследие, что нет и капли сомнения в том, что его жизнь была на радость людям.
В Англии Хаббард обосновался с 1959 года, купив усадьбу Сент-Хилл в графстве Сассекс, куда он перенес Международную штаб-квартиру Саентологии, и прожил там двадцать лет до 1979 года.
Саентология - "знание знания", международное движение, основанное на системе верований и практик, вобравших в себя различные религиозные идеи и ориентированные на людей, стремящихся к карьере и успеху. Саентология позволяет развить любую желаемую способность, повысить интеллект, достичь счастья и полной духовной свободы. Саентология основывается на дианетике.
Дианетика - "то, как разум влияет на тело", учение, направленное на снижение прошлых нежелательных ощущений и эмоций, нерациональных страхов и психосоматических заболеваний.
В Лондоне, на Фицрой-стрит - месте, в котором, начиная с восемнадцатого века, жили такие известные люди, как Герберт Уэллс, Джордж Оруэлл, Чарльз Диккенс, Вирджиния Вульф, Джордж Бернард Шоу, в доме 37 расположился музей, в экспозиции которого собраны вещи, книги Рона Хаббарда, а в довольно-таки просторном холле на втором этаже проходят не только лекции по саентологии, встречи поклонников этого известного человека, но и представления по его произведениям. Мне посчастливилось побывать на одном вечере в Доме Хаббарда и послушать постановку по одному из его детективных рассказов, а заодно и посмотреть экспозицию музея.