Аннотация: Образы, сюжеты, вдохновившие мастеров Маргуша и Крита на создание прекрасных произведений искусства, удивительным образом похожи!
Параллели
Древний мир оставил столько загадок, что хватит на многие поколения вперед. Обсуждая сокровища древней Маргианы с друзьями, мы вдруг обнаружили такую параллель: Маргуш - Кносс.
Напомню, что Маргуш (он же Маргиана или Моуру) - это древняя страна, существовавшая в плодородной дельте реки Мургаб, в пустыне Кара-Кум в период 2300-1800 гг до н.э. Ныне это территория Туркменистана. А Кносс - это Кносский дворец, который по преданию был построен легендарным царем Миносом на острове Крит (Греция) в 2000-1800 гг до н.э.
Некоторые находки с раскопок на Гонур-депе (главный город Маргуша) и из Кносского дворца на Крите удивительным образом похожи! Виктор Иванович Сарианиди обращался к Кносскому дворцу, анализируя сооружения и находки в Маргуше: так называемые "кельи" на Гонур-депе и "склады" в Кносском дворце, сюжет с быком и акробатами на печати из Гонур-депе и фреску с такими же персонажами из Кносского дворца.
Фреска "Акробаты"из Кносского дворца
Стеатитовая печать с раскопок Маргуша
И вот еще параллели. В Маргуше стены и полы храмов, дворца царя были выбелены алебастровой замазкой. На сохранившихся мозаиках, между ее частями, найдены следы краски: красной и черной. В Кносском дворце тоже выбеляли стены и тоже в интерьерах использовалась красная и черная краска! На мой взгляд, есть нечто общее и в фигурке жрицы из Маргуша и богини или жрицы с Крита. Но и это не все!
Фигурки богинь из Маргуша
Фигурка богини из Кносса
Деталь мозаики из одного из погребений в Маргуше донесла до нас образ прекрасной молодой женщины. На фреске в Кносском дворце изображена другая прекрасная женщина - исследователи назвали ее "парижанка" за красоту и, возможно, кокетство, с которым она смотрит на невидимого обожателя. Между этими женщина тысячи километров расстояния, и, возможно, сотни лет. Находки Маргианы датируются 2300-1500 гг до н.э. Первый Кносский дворец был построен в 2000-1800 гг до н.э. Но все же, это довольно-таки близкие времена и как похожи женщины на мозаике и на фреске!
Фрагментф мозаики и фрески из Маргуша и Кноссоса
Овал лица, посадка головы, достоинство, с которым обе смотрят. Только маргушская красавица более строгая, ее взгляд загадочен, в нем есть и тайна, и тревога. Кносская "парижанка" расслабленнее, спокойнее, даже веселее. Вся фреска показывает нам женщину, держащую в руке бокал вина. Очевидно, это фрагмент какого-то праздника, застолья. Конечно, женщина весела!
Фреска из дворца Кносса
Хотелось бы знать все ответы. Но история - скрытная дама. Только ей одной известна истина! Я так и вижу ее - величественную, прекрасную - стоящей где-то в сторонке и наблюдающей за нами - теми, кто ищет, находит, восхищается и строит догадки. Возможно, когда-нибудь она подбросит археологам, лингвистам, искусствоведам пару артефактов, раскрывающих тайну тех времен, и тогда мы узнаем истину.
Но все же, интуиция подсказывает, что есть нечто общее между культурами таких разных, на первый взгляд, цивилизаций. И это волнует, и побуждает к размышлениям. А истина где-то рядом...
P.S. Среди моих друзей есть одна девушка. Сравнивая женщин Маргуша и Кносса, мы вдруг увидели, что Ольга... похожа на "парижанку" из Кносского дворца. Возможно, и правда, существуют параллельные миры или дорога во времени, по которой избранным дозволено путешествие как в одну сторону, так и в другую, и художник с Крита в один момент побывав в нашем времени, увидел Ольгу и воплотил ее образ на фреске, возраст которой в наше время составляет четыре тысячи лет...