Аннотация: Рассказ о некоторых памятниках Пятигорска и Железноводска.
О чем могут рассказать памятники
Одними из примечательных объектов, на которые путешественник обращает внимание в новом городе, являются памятники. По ним можно проследить историю города и даже народа; если не понять, то хотя бы предположить круг интересов людей, живущих в этих местах, их отношение к исторической памяти.
Кавказские Минеральные Воды связаны с памятью о лучших поэтах и писателях России. Поэтому неудивительно, что повсюду в курортных городах этого региона встречаешь памятники, скульптуры, названия улиц и скверов, галерей и лечебниц, напоминающих о многих из них, и прежде всего о Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Немалую часть своей короткой, но яркой жизни он провел на Кавказе, относя к этому емкому слову и район Предкавказья, а именно курортный город Пятигорск, который в те времена называли Горячими Водами. Здесь "на водах" его еще ребенком лечила бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, здесь он отбывал ссылку, здесь трагически окончилась его жизнь.
Несмотря на то, что Михаил Лермонтов досаждал императорскому дому своими смелыми поступками и виршами, в 1871 году по инициативе одного из первых лермонтоведов Петра Кузьмича Мартьянова было получено высочайшее разрешение императора Александра II на установку в Пятигорске памятника поэту.
Памятник был создан на пожертвования, которые собирали без малого десять лет. Потом был объявлен конкурс на проект монумента. Выиграл конкурс скульптор-портретист Александр Михайлович Опекушин, создатель знаменитого памятника Пушкину, установленного на Тверском бульваре Москвы.
Опекушин в бронзе сумел передать точное портретное сходство поэта, использовав для создания скульптуры его акварельный автопортрет 1837 года и карандашный портрет, сделанный бароном Паленом Дмитрием Петровичем в 1840 году, незадолго до гибели поэта. Барон Пален, как и капитан Лермонтов, участвовал в экспедиции в Малую Чечню, и у Миатлинской переправы в палатке барона Россиольна сделал зарисовки участников экспедиции, в том числе и Михаила Лермонтова. Рисунок хранился в альбоме барона Россиольона.
Автопортрет Лермонтова, как считают специалисты, созвучен строкам его стихотворения "Портреты", написанном в 1829 году:
Он некрасив, он невысок,
Но взор горит, любовь сулит,
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.
Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они,
Лиют без слов язык богов.
И пылок он, когда над ним
Грозит бедой перун земной.
Не любит он и славы дым.
Средь тайных мук, свободы друг,
Смеется редко, чаще вновь
Клянет он мир, где вечно сир,
Коварность, зависть и любовь,
Всё бросил он как лживый сон!
Не знал он друга меж людей,
Везде один, природы сын.
Так жертву средь сухих степей
Мчит бури ток сухой листок.
В 1838 году Михаил Лермонтов подарил свой автопортрет Варваре Александровне Лопухиной, в которую был влюблен. Позже Лопухина отдала свое сокровище на хранение Александре Михайловне Верещагиной, которая была другом Лермонтова и бережно хранила его стихи и рисунки.
Памятник Михаилу Лермонтову установили в центре Пятигорска в 1889 году. Над памятником также работал архитектор Н.А. Дорошенко.
Скульптурный портрет Лермонтова по настроению поэта напоминает его автопортрет. Такой же задумчивый взгляд, расслабленная поза, отрешенность от мира. В год создания автопортрета, Михаил Лермонтов написал стихотворение "Тебе, Кавказ, суровый царь земли", в котором есть такие строки:
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая...
Не момент ли творческого вдохновения отразил скульптор на бронзовом портрете поэта, когда его свободная и легкая мысль улетала к туманным вершинам?..
В Пятигорске и его окрестностях немало мест памяти Михаила Лермонтова: дома, в которых он бывал, бульвары, где прогуливался, место дуэли, где погиб, место на кладбище, где был погребен. Жители Кавказских Минеральных Вод называют кафе и даже блюда именами героев его произведений - кафе "Печорин", пирожное "Княжна Мери". В Железноводске в память о Михаиле Юрьевиче Лермонтове на Курортном бульваре сооружен бювет-книга в виде куба, на каждой стороне которого лазером нанесены его рисунки и отрывки из его прозаических произведений: "Штосс", "Герой нашего времени", "Измаил-бей" и стихотворения "Кавказ" в виде рукописных строк автора.
Совершенно другое, чем у Лермонтова, настроение выражает образ Александра Сергеевича Пушкина в памятнике, установленном в Пушкинском сквере Курортного бульвара Железноводска. Поэт словно пробивается сквозь бурю или шторм. Полы его плаща развеваются ветром, голова наклонена вперед, взгляд - решительный, но задумчивый, и направлен вниз. Несмотря на то, что памятник без постамента, и Пушкин оказывается на одном уровне с приходящими почтить его память, кажется, будто он стоит на круче, а внизу, под ним что-то происходит.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...
Эти строки Пушкин написал в августе 1820 года, под впечатлением о путешествии вместе с семьей генерала Раевского на корабле в Гурзуф. Они не относятся к Кавказским Минеральным Водам, где он по воле случая провел двенадцать дней - с 3 по 14 июля 1820 года, но именно этот образ впечатлил скульптора Меркулова С.Д., создавшего в 1937 году гипсовую статую поэта. Образ мятежного поэта был запечатлен Иваном Константиновичем Айвазовским на картине "Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем" в 1887 году. Айвазовский любил Пушкина, встречался с ним и создал 20-ть картин с его изображением. Хотя на этой картине он писал море, а фигуру Пушкина - Илья Репин, т.к. Айвазовский считал себя неважным портретистом. А поездка Пушкина 1820 года на "железные воды", как и на "горячие", и на "кислые" была эпизодом его крымской ссылки. По пути в Крым поэт простудился, искупавшись в Днепре, и, окруженный заботой генерала Раевского, отправился на Кавказские Минеральные Воды для оздоровления. Тогда природа этого края его впечатлила. Он восходил на горы Бештау, Машук, Железная, Каменная, Змеиная, о чем восторженно писал брату Льву: "Два месяца жил я на Кавказе; воды мне были очень нужны и чрезвычайно помогли, особенно серные горячие. Впрочем, купался в теплых кисло-серных, в железных и в кислых холодных. Все эти целебные ключи находятся не в дальном расстоянье друг от друга, в последних отраслях Кавказских гор. Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной". Впечатления Пушкина от Кавказских гор сподвигли его на создание поэмы "Кавказский пленник", написанной в 1820-1821 годах.
Скульптура у Каскадной лестницы Курортного бульвара Железноводска - это копия гипсовой скульптуры Меркулова. Она создана скульптором Ю.Ф. Смирновым из мраморной крошки, кварцевого песка и белого декоративного цемента и установлена в 2001 году.
Недалеко от памятника Пушкину начинается "лермонтовская тропа" восхождения на гору Железная. Нельзя определенно сказать, по ней ли прогуливались великие поэты, но сам факт подъема их на эту гору (я не сомневаюсь, что и Михаил Юрьевич восходил на Железную или хотя бы стоял рядом с ней, любуясь бесконечно красивым лесом на ее склонах!) волнует.
Сегодня каждый из гостей Железноводска, как и Пятигорска, и Кисловодска, может прочувствовать мимолетное приобщение к жизни великих поэтов России, лишь ступив на горную тропу или постояв возле достопримечательностей, какие сохранились со времен их пребывания в этих краях - у Провала, Эоловой арфы, грота Дианы в Пятигорске, у гор Машук или Железная...
"Величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание, писатель великой чистоты и святыни", - как сказал о Льве Николаевиче Толстом Александр Блок, фактически начал свою творческую деятельность на Кавказских Минеральных Водах. В 1852 году в возрасте 23-х лет Толстой прибыл в Пятигорск поправить здоровье, находясь в это время вместе со старшим братом Николаем на воинской службе на Кавказе. Размышляя во время прогулок по окрестностям Железноводска и Пятигорска, Лев Николаевич начинает работать над повестью "Детство". В следующий свой приезд в Железноводск, в 1853 году, он заканчивает повесть и пересылает ее в журнал "Современник", где она и была опубликована. Во время второго своего приезда в Пятигорск в 1853 году Лев Николаевич принимает решение оставить воинскую службу и полностью посвятить себя писательской деятельности, но его прошение об отставке принято не было - началась война с Турцией, и Толстой уезжает в Крым.
На склоне лет Лев Николаевич назвал время пребывания на Кавказских Минеральных Водах одним из главных периодов своей жизни - временем раздумий о смысле жизни, о своем месте в мире.
"Мне кажется, что все время моего пребывании в Железноводске в голове моей перерабатывается и приготовляется много хорошего (дельного, полезного), не знаю, что выйдет из этого", - записал он в дневнике. А вышло прекрасное наследие писателя: повести "Детство", "Отрочество", "Юность", рассказ "Набег", повесть "Казаки".
В 2005 году в центре города Пятигорска в сквере имени писателя был открыт памятник Льву Николаевичу Толстому. Предварял это событие конкурс на лучший проект памятника, который длился более десяти лет. Выиграла конкурс скульптор из города Лермонтов Светлана Авакова и отлила бюст Толстого из металла, имитирующего бронзу. Толстой приезжал на воды юношей, но мало кто узнал бы великого писателя, если бы его изобразили молодым. Поэтому в качестве прообраза был выбран хорошо известный портрет Толстого, который самой Светлане в ее исполнении напомнил пророка Моисея.
Памятник Л.Н.Толстому стоит на фоне сильного, могучего дерева; выражение лица писателя тоже отражает силу - только его мысли и великого таланта.
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Кто не знает стихотворения, которое начинается этими строками?! Называется оно "А у вас?" и написал его известный поэт Сергей Владимирович Михалков. Возможно, его поэтический талант пробудился, когда одним из вечеров 1928 года он с друзьями сидел на лавочке у своего дома в Пятигорске. А ныне там, недалеко от Провала, стоит памятник "Писателю, поэту, почетному гражданину города Пятигорска", в котором скульптор А.И.Рукавишников изобразил его тоже сидящим на лавочке, но уже взрослым человеком, состоявшимся литератором, написавшим в числе многих своих произведений бессмертные творения для детей и Гимн России.
Памятник установлен в 2020 году и является копией московского памятника С.Михалкову. Авторы композиции архитекторы Александра Воскресенская и Сергей Шаров.
В Пятигорске прошли школьные годы Сергея Владимировича, здесь он начал свою поэтическую деятельность и впервые опубликовал свои стихотворения в ростовском журнале "На подъеме" в 1928 году и в пятигорской газете "Терек" в 1929 году. Стихотворение, опубликованное в газете, называлось "Казачья песня":
Качалась степь осокою,
Гармонь рвала бока...
...Казачка, черноокая,
Любила казака...
А в день, никем не гаданный,
Под звон подков в степи,
Метельными пожарами
Станицы зацвели.
И был с конем загубленный
Под вышитым седлом,
Казак, в степи зарубленный,
С простреленным виском.
В этих строках слышатся отголоски гражданской войны двадцатых годов прошлого столетия, рассказы очевидцев которой, возможно, повлияли на воображение пятнадцатилетнего мальчика.
Сергей Михалков прожил в Пятигорске четыре года, но сохранил в памяти добрые воспоминания о нем.
"Город моей литературной юности, Пятигорск! Всегда с чувством нежной признательности вспоминаю тебя. Здесь прошли лучшие годы моего сознательного детства. Здесь я впервые познал радость творчества", - признается уже именитый писатель Михалков в шестидесятые годы.
Жители Пятигорска помнят своего соотечественника и гордятся приобщением к его судьбе. А гости с удовольствием фотографируются рядом с писателем, вместе с ним любуясь красотой природы этого удивительного края, которая вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов и писателей прошлого и настоящего на творчество!
"Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу предо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше, - амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начиная с Кавказа и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом..." (М.Ю.Лермонтов, "Герой нашего времени").