Обзор рассказов финала Ст-2015
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Обзор закончен! Спасибо всем авторам за то, что представили свои рассказы на конкурс! Я не зря потратила время на чтение. Было интересно! Были приятные открытия и немало размышлений о литературе, которые пригодятся и в моем творчестве.
|
Обзор финала СТ-2015
18. Ерофеев А. "Нана"
Фантастика
Автор выбирает для своих рассказов любопытные опыты, эксперименты и представляет их читателю в виде фантастических историй. Я пока ни у кого из других авторов СИ такого подхода не встречала. А у Александра уже читала рассказ "Жизнь длинной в восемь капель", который на прошлом конкурсе СТ занял второе место.
Рассказ "Нана" иллюстрирует, если можно так сказать эксперимент Д.К. Максвелла. В конце рассказа приведено разъяснение: "Демон Максвелла - мысленный эксперимент, придуманный в 1867 году британским физиком Д. К. Максвеллом для иллюстрации кажущегося парадокса Второго начала термодинамики" и т.д.
Я не физик, вникать в суть эксперимента мне не так интересно, как читать о нем в исполнении Александра Ерофеева.
Рассказ полон интриг. Первой оказалась интрига с персонажем "След". Он струится, чует, ведет - собака? Нет! Есть о нем упоминание, как о пурпурной ленте. Она умеет исчезать и появляться, меняя цвет и форму. След - это нечто неживое, механизм, какой? Это осталось за кадром. Он выполнил свою роль - нашел живую, настоящую девочку в умершем городе. Дальше внимание читателей целиком занимает главный герой рассказа. Имени его еще нет. Это потом мы узнаем, что его можно называть Максом, хотя, его самого несколько удивляет это имя, но оно ему нравится, потому что так его назвала девочка Нана. Когда главный герой прошел сквозь стену, закралось сомнение - а он тот, о ком я думаю? Он человек? В один из моментов показалось, да! Он предстал перед девочкой в облике парня. Но тут же появилась новая загадка - концентрация! Это когда можно проходить сквозь стены и вынимать из кармана то, что в данный момент времени необходимо, например, цветные мелки для рисующей девочки.
Далее следует захватывающий все внимание путь Макса и Наны из мертвого и злого города в город живых и добрых. Интрига по поводу личности Макса не ослабевает. У него удивительные способности. Именно благодаря им и остается сомнение в его человеческом происхождении. И все же, когда Макс упал сраженный пулей (или камнем?), то я испытала сочувствие, грусть, боясь реальной смерти полюбившегося к концу рассказа героя.
Но тут автор рассекретил его и в конце дал объяснение идеи. Я обрадовалась. Неважно, кто он, важно, что он совершает доброе дело!
Спасибо, Александр за интересный и необычный - для меня во всяком случае - рассказ! Желаю победы в конкурсе!
17. Дмитриева Н. "Зов"
Фантастика
У рассказа есть музыка - мягкая, обволакивающая, и читается он в тон ей - неспешно. Фантастика интересная, завораживающая. Многочисленные сравнения с музыкальными терминами, звуками природы мягко передают чувства героев, их ощущения. Образы героев нарисованы полутонами, но у каждого есть характер и свои особенности.
Концовка рассказа более чем загадочна. Она неожиданная, незаконченная, волнует. Не могу определиться, нравится мне это или нет. Скорее всего - да, но... отчего-то жаль девушку. Она стала частью Вселенной, растворилась в ней, потеряла свое тело... но не была к этому готова, в отличие от Соло. Коварно. Даже оговорка на то, что она сама желала этого - если бы ты не желала этого, ты бы осталась на Земле - (растворения в пустоте?) не убеждает.
Судьба экипажа тоже осталась загадкой. - Корабля нет. Команды тоже - они все остались там.
Соло не отвечает на вопрос, живы ли они. Но раз корабля нет, вряд ли... Грустно. Слухач оказался эгоистичен. Он выбрал себе спутника, но легко расправился со всем экипажем. Или Вселенная так его заворожила, что он потерял контроль над своим разумом.
Пара замечаний для размышлений:
Стремительное глиссандо. Глиссандо - это плавное скольжение от одного звука к другому. Плавное и стремительное... пытаюсь представить. Послушала исполнение глиссандо на гитаре. Есть стремительность, но нет плавности. Пишут о слипе - эффект "дискретного глиссандо" на гитаре. Дискретный - это прерывистый, дробный. Что получаем? Прерывистое или дробное плавное скольжение от одного звука к другому. Что-то не так с этим определением.
Беззвучно вскрикнув - не представляю этого. Любой вскрик - это звук.
Несколько помарок попалось на глаза:
- Ну, нам здесь некогда загорать... - Смех Аглая напоминал биение капель по хрустальной пластине. - смех Аглаи.
При виде нее - ее
Аглая извлекла из сумки продолговатым ящик - продолговатый
16. Данни Р.Р. "Тени"
Фантастика
Отличный рассказ! Оставляет приятное чувство. Его можно было бы сравнить с тем счастьем, которое испытали две тени, проводившие детей в безопасность.
Начало сразу погружает в действие. Интрига со Скулли сохраняется довольно-таки долго, а о смерти Кейла я догадалась, когда он заговорил с Джейком. Но о том, что Джейк с сестрой остались живы, сомневалась до последних строк.
В повествовании ни слова лишнего. Мир раскрывается полно и трагически. Напряжение звенит натянутой струной. И самое главное - автор оставил людям доброту и сострадание в эпоху катаклизма. Мне это весьма импонирует. Как правило, с гибелью мира, гибнет и все человеское, во всяком случае, у большинства людей, а тут все герои адекватны, без подвохов, с верой в друг друга. Да будет так!
Спасибо за рассказ и удачи на конкурсе!
15. Берестнев С.П. "На грани фола"
Фантастика
Рассказ написан в жанре научной фантастики. Такой подход требует от автора не только хорошей фантазии, но и скрупулезности в подборе научных фактов, достижений, имеющих место в современном мире, чтобы, отталкиваясь от них, развить прогресс в своем представлении. Надо отдать должное автору этого рассказа - почти все, что он описывает, логично увязывается в общее представление о планете и технических приспособлений для ее изучения. Почти, это потому, что некоторые выкладки мне показались недостаточно аргументированными.
В первом диалоге разговаривают член экипажа и командир корабля. В конце диалога они словно школьники перебрасываются фразами относительно выхода на планету некоего Рамсула.
- Но Рамсула-то тирахтерис цапнул...
- Так Рамсул пошёл гулять по поверхности в лёгком скафандре без активированной защиты. Ему, видите ли, Крюза напомнила Землю, бабочек захотелось половить, вот он - бесстрашный джигит - и полез на рожон... Дел-то всего было - надеть жёсткий скафандр и включить защиту, и ни одна крюзовая тварь до тебя живой не доберётся. И, я надеюсь, у тебя хватит ума выходить только в жёстком скафандре? Опять же - экзоскелет встроен, легче будет ходить.
- У Рамсула экзоскелет заглючил, он поэтому в лёгком и вылез.
- А подождать сутки, пока Роберт экзоскелет починит - он не мог?
- Он хотел побольше успеть... У него аккумулятор в чипе садился...
- А зарядка в модуле его не устраивала?
- Там новая модификация была, он ею пользоваться не умел...
Я так полагаю, что командир корабля должен следить за безопасностью всех членов экипажа и давать добро на выход каждого на планету. А он, мало того, что не проконтролировал в чем Рамсул пошел гулять, так еще и пререкается, как мальчишка.
В то же время нельзя не отметить детальность описаний, как и характерности героев. Но, на мой взгляд, космонавты какие-то истеричные. Не знаю, возможно, в будущем именно такие психотипы и будут востребованы в качестве исследователей других планет, но сейчас их темперамент удивляет. Командир корабля разговаривает как пацан, хотя ему 60 лет, а члену экипажа, с которым он перебрасывается фразами, свойственными разговору нашей молодежи, 30. Впрочем, в тексте есть разъяснение, что к полету именно на эту планету готовили детей. Но к 30-ти годам они должны бы повзрослеть, а командир пенсионного возраста тем более.
Конечно, автор мог нарочито взять такой тон изложения, чтобы придать фантастической истории юмора. Но мне было бы интереснее читать такой рассказ в более серьезном ключе.
Еще один момент привлек особое внимание. Речь об атмосфере планеты и экипировки экипажа.
Находясь на планете, космонавт дышал атмосферным воздухом, обогащённым кислородом.
А до того читаем: атмосфера почти земная, только кислорода раза в три меньше.
В три раза меньше, это как на Эвересте. Дышать очень трудно. Восходители, как правило, используют баллоны с кислородом. Скорее всего, космонавт на Крюзе тоже дышал баллонным воздухом. И возможно, дыхательную смесь готовили прямо на корабле и воздуха исследуемой планеты и дополнительной порции кислорода. Иначе Виктору пришлось бы нелегко. Из приведенного отрывка не понятно, так это или нет.
Кислорода на три часа!
Это уже по тексту значительно ниже. И как раз дает представление о том, что космонавт был в скафандре. Думаю, все же лучше сразу дать исчерпывающую информацию, чтобы у таких читателей, как я не возникало отвлекающих от сюжета вопросов.
У тебя нет топлива на взлёт-посадку-взлёт. Как такое возможно? Судя по прочитанному до того, модуль не бороздил планету долго. Как могло закончиться топливо так сразу? Есть инструкции, каждый исследователь совершенно точно должен знать, сколько у него топлива и на какие манипуляции его хватает. Если исследователь выходит из графика, командир выясняет поминутно, почему, что случилось. Это на мой взгляд.
Я прилечу через трое суток. - Виктор так далеко улетел от корабля? Из всего предыдущего текста этого не видно. И зонд быстро долетел до Виктора.
Над рассказом еще можно поработать, на мой взгляд, хотя видеть в финале конкурса научную фантастику приятно. Правда, не могу соотнести его с темой конкурса "Разные стороны". Есть взгляд космонавтов-исследователей на нестандартные ситуации, возникшие во время экспедиции на планету Крюз. Что ж, может быть, разные взгляды на сложившиеся ситуации и вписываются в "Разные стороны".
14. Васильева Т. В. "Красная дорожка"
Рассказ написан пронзительно, читая, проникаешься к героям сожалением об их участи, о неустроенности жизни, которая, волей случая или судьбы, или еще чего-то, стала такой, как она описана. Три женщины и одна судьба на троих. Старшая из женщин Мария, более совестливая, она из тех, кто еще застал эпоху равенства и братства, эпоху, в которой главным был труд, а трудности преодолевались всем миром, семьей, коллективом. Ее дочь уже из другого поколения, которое испило до дна чашу неустроенности настоящего, неопределенности будущего. Не всем везло, не все имели крепкие корни и стойкие моральные принципы. Милка - дочь Марии, не удержалась на плаву, не смогла преодолеть трудности и стала проституткой. Ее дочь едва не повторила путь матери, но, стержень в ней оказался куда крепче, а уровень нравственности - выше. Воспитанная бабушкой, Алька, видимо, от нее унаследовала моральные принципы, и отнеслась к своей беременности серьезно, в отличие от матери.
Будущее семейства осталось за кадром. Что ж, Алькин характер позволяет думать, что оно будет, и лучше, чем у ее матери.
Неправдоподобным в этой реалистичной истории мне видится связь Юрия с Милкой. Случайность? Возможно, но так ли тесен мир, что Юрий встретился с Милкой и соблазнился на отношения с ней? У него была девушка, куда интереснее своей матери, хотя бы потому, что она моложе и любит его, а не зарабатывает на нескольких часах близости. Зачем ему проститутка, когда у него есть чистая любящая женщина?
То, что он после разговора с Марией, посмотрел на Альку глазами вожделенного мужчины, тоже настораживает. Можно это допустить, но все же... его клятвы об отцовском отношении, его отеческая забота. Как-то все притянуто получилось, на мой взгляд. Свести их можно было и без вмешательства бабушки, создав располагающую к близости ситуацию. Да и развести тоже необязательно той сценой, которую увидела Алька в подъезде. Мало ли кто мог оказаться в роли женщины, выходящей из его квартиры, что само по себе могло вызвать ревность и обиду Альки, учитывая и ее положение, когда все чувства обостряются.
Таковы мои рассуждения относительно отдельных сцен сюжета. Хочется отметить хороший слог повествования, удачное создание образов трех разных женщин - узнаваемых, со своим характером, речью. Символизм красной дорожки работает на раскрытие причины падения Милки.Это обида на жизнь, злость на себя, зависть, как и нежелание смириться с судьбой простой женщины, поиск достойного женщины заработка. Альку, на мой взгляд, вытянет из болота любовь к ребенку, к бабушке и пример матери, жизнь которой стала для дочери тяжелым бременем. Хочется на это надеяться.
13. Баев Ал. "Слансарга"
Проза
В рассказе есть доля мистики, и в названии тоже: Слансарга легко преобразуется в Сансара. Автор показал как бы два пути развития жизни своего друга Николая и их общей знакомой, любимой девушки Любы. Сначала от сцены к сцене, читателя кидает то в одно время, то в другое, потом тем же приемом автор переводит время в реальность и уже идут параллельные жизни, причем главгер Глеб остается в первоначальной реальности, в которой Люба вышла замуж за немца и уехала в Германию, а в конце он с удивлением узнает, что его друг с Любой готовятся к серебряной свадьбе. А перелом произошел на станции Слансарга, которая приснилась Николаю и куда друзья поехали вместе. Но и без Николая, Глеб любил ездить туда. В одну из таких поездок он и пересек временной поток, возможно, временной! И попал в другую действительность, где есть он, но несколько иной, и есть его друг с женой Любой.
На мой взгляд, рассказ несколько затянут, его без ущерба для сюжета можно сократить на четверть. Я отметила два таких куска текста.
Часть текста о том, кем и как стал друг главгера - Николай, можно опустить до одного, ну двух! предложений. Слишком много информации, которая не нужна. Как он стал бизнесменом не так важно. Ну, стал и стал! Важно, что они друзья и ими остались, что ухаживали за одной девушкой. Не все диалоги Глеба с Николаем динамичны. На мой взгляд, живость диалогов имеет значение для чтения, для того, чтобы не пробегать по прямой речи, не читая слов автора, а читать все, от и до. Изменив динамику диалогов тоже можно сокращением некоторых фраз.
Я отметила пару предложений, которые можно доработать:
Сколько раз бывал, Глеб ни разу не видел здесь ни людей, ни даже следов гуманитарной катастрофы - думаю, можно так писать, но читается... плохо читается. На мой взгляд, "здесь" лучше перенести в первую часть предложения. "Сколько раз бывал здесь, ..." вместо "здесь", лучше подошло бы "в этих местах". А еще лучше было бы так: Сколько раз бывал Глеб в этих местах, но ни разу не видел ни людей, ни даже следов гуманитарной катастрофы.
Стоило запрыгнуть в последний вагон, КАК электричка предупредительно свистнула - на мой взгляд, здесь просится "как". Понимаю, что вы стремились сократить как можно больше лишних слов. Но есть такие, без которых предложение выглядит куцым. Это именно тот случай.
Я увидела идею рассказа в ответственности за свои поступки. Неверное решение, принятое в страхе или по внезапному порыву, что свойственно молодости, может стать роковым и изменить будущее так, что всю жизнь будешь сожалеть о несделанном шаге. Именно это произошло с героем рассказа Николаем. Хорошо, что есть другая реальность и, если сильно захотеть, то можно попасть в нее и прожить жизнь лучшим образом!
12. Аноним "Замкнутое пространство"
Проза
Начали с города и городом закончили. Хорошо. Картинка замкнулась в круг. А что внутри?
Начало, занявшее треть текста, завораживает витиеватостью описаний, завораживает настолько, что они начинают звучать колыбельной, мерно укачивают на волнах перетекающих предложений, и только сосредоточенность на поиске сути рассказа, не дает уснуть.
Насколько я ценю красивый слог и люблю всякие описания, но... во всем должна быть мера! Мне показалось, что здесь слов чуть-чуть больше, чем надо для поэтического вступления и создания нужной атмосферы. Даже, если учесть, что все это видение человека, который не в ладах со своей психикой.
Переходы от усыпляющих описаний к действию пробуждают и хорошо вписываются между лирикой двух декораций. Как, к примеру, это:
Назовем это лирическим отступлением, паузой жизни, заполненной туманом, которая была нужна мне для того, чтобы сменить отсыревшую пару ботинок на новую и спуститься на первый этаж.
В усыпляющей витиеватости я все же разглядела шероховатость:
В этом городе ничего не меняется: ровный шум дождя за окном, тепловатый шотландский виски, официантка с лицом, похожим на коровью грудь, и грудями, что могла вместить в себя только пара серебряных полусфер, которыми в ресторанах накрывают горячие блюда. - это предложение пришлось перечитать несколько раз, чтобы все же представить связь между грудями и полусферами. А все дело в том, что в нем просятся два "которые", которое в первом случае заменено на "что", видимо, дабы избежать повторения. Но лучше было бы изменить конструкцию предложения или сотворить иную из нескольких.
Это случайное замечание. Слог автора хорош и описания выверены до точки. Но бывает так, что запнешься на чем-то и не сдвинешься, пока не разберешься по буквам.
Суть рассказа в поиске себя. Мне так показалось. Сюжет построен на мыслях и действиях молодого человека, который пребывает в психдоме, но в своих снах видит другую жизнь. Но он не любит спать, он любит пребывать в бодрости. Странно. Ведь в яви он - клиент психиатра, и, вроде как, осознает это. А во снах и, возможно, в сонной задумчивости, в которую, тоже возможно и даже вероятно, его погружают с помощью психотропных веществ - есть упоминание подобных в тексте! - он гуляет в своем городе, ужинает в ресторанчике дома, в котором снимает квартиру, развлекается с девушкой-проституткой, которую ему предложил некто, кто и продал пистолет... Стоп! Пистолет оказался реальностью! Из него молодой человек убил санитара. Или то тоже был сон?
Возможно, я все же уснула, когда была пролита ясность на этот эпизод.
В рассказе немало туманных эпизодов. Но в итоге складывается картинка - грустная, даже щемящая. Получился рассказ - настроение. Не самое хорошее, но именно настроение остается послевкусием.
Напрашиваются размышления о художественности создаваемых образов и картин в литературном произведении. Какие-то авторы создают иллюзии, умело владея всей полнотой русского языка, какие-то плюют на художественность и давят реализмом. На мой взгляд, первое больше имеет отношение к литературе, чем второе, а балансирование между художественностью и реализмом создаваемых образов, будь то картинка природы, фрагмент города или человек - это талант писателя. Важно удержаться на канате!
В этом рассказе, на мой взгляд, слов чуть больше, чем действий. Поэтому запоминается грустный город, описанный в сонном прологе, нежели главный герой. Замкнутое пространство...
11. Diamond Ace "Бесцветные из Уэстон-Крик"
Проза
Грустная музыка слов. Буквы, как ноты, расставлены по своим линейкам и нельзя ни одной переставить - каждая там, где ей и надлежит быть. И слова из них, и предложения, и абзацы - все на строго определенном месте. Музыка грустная. Она задана погодой, серым городом, трагедией. Строчка за строчкой проявляются образы героев. Характеристики взрывные, они встряхивают грусть вспышками злобы, раздражения, попытками оживить того, кто стал видеть мир бесцветным после смерти любимой женщины. Он живет в серости и ест себя совестью. Он оживает только после того, как узнает, что его друг тоже видит мир серым, как и он, и тоже от горя по любимой, которую любил и он. Я так думаю, что это от того же и потому же. Просто логично. Двое мужчин поддерживают друг друга в горе. Они уже не бесцветные, они настоящие друзья. Это мир вокруг бесцветный.
Наверное, это гениально. Как-то так...
1. Юрина Т. "Неприкаянные"
Проза
Прочитала и... в полном недоумении. Никак не ожидала. Татьяна Викторовна, ничего подобного. Когда работа не понравилась, обычно критикующие или обозревающие, извиняются, мол, не хочу обидеть и все такое. Честно говоря, я думаю, что автор подобного должен был бы в аннотации извиниться перед читателем за то, что волей своей фантазии он окунает его в мир неприятных ощущений, образов, описаний.
Эстетическое восприятие такого текста - это, конечно, у каждого свое. Не нравится - не читай! Но участие в конкурсе предполагает априори чтение рассказов. Когда вы выставляете свою работу на общий суд, то наверняка знаете, что ее будут читать. Неужели все равно, какие впечатления она оставит у читателя? Да, эмоции. Но попробую все же рассуждать об этом рассказе в литературном ключе.
С самого начала рассказ построен как сборник коротких новелл. Причем они повествуют о разных временных этапах жизни одного человека - художника Шитова. Отрывки текста разделены пустыми строками, что не компенсирует переход от одного времени к другому, напротив, удивляет. Потому что отрывки текста не имеют логической завершенности. В начале речь о Ленинграде и первой жене Шитова - Надьке. После встречи с афроамериканцем, жующем гамбургер, тоже речь о Ленинграде, но, почему-то уже в другое время. Читателю предстает молодой Шитов, проводящий жизнь среди друзей, и вдруг появляется Шитов-старик, у которого улетает челюсть. А потом идет рассказ о соседях, но опять же тех времен, когда художник был молодым...
Очень подробно описывается киргиз-пьяница, его взаимоотношения с женой. Другие соседи, вернее - соседки. Описания их через восприятие и действия Шитова, мягко говоря, неприятны. Но я уже говорила об этом в начале обзора, не буду повторяться, хотя именно чувство брезгливости, возникающее при чтении этой части текста начисто выбивает понимание идеи, которую автор хотел воплотить в своем произведении. В чем идея? Я пыталась проанализировать, но... Что мы имеем по сути?
Герой идет по пути творчества, вдохновен, творит, строит свою жизнь спонтанно, в итоге погружается в маразм еще в довольно-таки молодом возрасте. В старости становится омерзительным одиноким типом. Все.
Вывод: идеи, достойной рассказа, нет.
Рассказ без идеи - пустой набор букв.
Местами даны образные описания Ленинграда. Слог хорош. Это как отдушина между описаниями героев рассказа - грубых, мерзких, собранных с самого низкого культурного слоя. Да, и такие герои имеют право на жизнь! Но, какую пищу для размышлений дают читателю эти герои? В чем мораль? Ее нет. А раз нет, то и герои такие не нужны, просто пустое место.
Перейдем к стилистике.
Навскидку, несколько предложений:
И сейчас в ней совсем не было места для бесчувственной Надьки, его уколотой юной жены. - что значит "уколотой"? Ни до, ни после нет информации об образе жизни этой женщины. Одним словом здесь нельзя обойтись. Если этим словом хотите дать дополнительную характеристику персонажа, то разверните хотя бы в предложение. А так - пустой выброс, ненужный, неинформативный.
В том году буйствовала весна. - Это имеет отношение к стилистике всего текста. Фраза, которая должна бы разделять хотя бы два абзаца. Она же в середине одного. И появляется внезапно, не связанно с какими-то событиями или действиями, а просто так. "В том году" - о каком из годов идет речь в рассказе о киргизе-пьянице?
Под Шитовым на кровати с панцирной сеткой и шарами-набалдашниками на железных с облупившейся краской спинках постанывала Ольга Карловна Гауш. Стонала не под самим Шитовым, этажом ниже, стонала давно, и никак не могла окочуриться. - есть в этом описании что-то циничное, не говоря уже о смысле этих предложений. Зачем они? Первое предложение стилистически воспринимается совсем плохо. Середина предложения - описание кровати, начало и конец - действие, которое на ней происходит. И далее оговорка, что, мол, читатель, не воспринимай написанное выше, как написано, а знай - это не так, стонет женщина этажом ниже.
Зачем создавать такие слоеные конструкции? Какова цель автора? Юмор здесь неуместен. Оригинальность? Вряд ли. Неумение выразить мысль? Тоже вряд ли. Что же тогда? Трудно ответить, но такие фрагменты текста вызывают раздражение.
Глубоко разочарована первым же прочитанным рассказом финала. Тема конкурса "Разные стороны" допускает взгляд на любую социальную прослойку общества, как и с любой тоже. Но не впустую же! Просто описать никчемную жизнь безыдейного человека, не дав читателю ни пищи для размышлений, не обозначив мораль - зачем это? И что это? Пустой набор букв на 25 КБ.
2. Фост Ольга "На мосту"
Лирика
Автор не обманул - это, действительно, лирика! И в самом ее прекрасном воплощении! Рассказ построен на тонких чувствах, на полунамеках, на полутонах. Через поэтичные описания всего, о чем идет речь, призрачно, туманно, как в предрассветной дымке проступает идея, проявляются герои. Думаю, Ольга сознательно подала проблему общества - вовлечение молодежи в наркоманию - в такой завуалированной форме. Каждый прочитает свое, каждый увидит те штрихи, которые проявятся образами в его мыслях, каждый сделает свои выводы. Я увидела Даму-Смерть и Даму-Жизнь. Она постоянна и изменчива, она спасает и она хоронит. Она все знает, она снисходительна, и она прекрасна! Хотя, не оставляет чувство, что трамвай увез парня не к жизни... Скажу откровенно, мне бы хотелось чуть большей раскрытости замысла автора. Как бы ни была красива обертка, вкус конфеты по ней не узнаешь.
Тем не менее такие рассказы не забываются. Образ, данный художественным описанием, звучит. Его глубина раскрывается не сразу. Помните, когда мы еще печатали фотографии, то, опуская белый лист фотобумаги в проявитель, с душевным трепетом ожидали появление изображения и, чем четче оно становилось, тем радостней стучало сердце. Ведь происходило чудо! И что было главным? Не передержать! Успеть поднять фотографию в самый нужный момент, когда контуры уже четки, и свет еще не меркнет под воздействием растворителя. Вот и в этом рассказе весь процесс занял столько времени, сколько необходимо и ни секундочки больше. Это важно - поставить точку в нужное время и в нужном предложении. Есть законченность мысли, и одновременно запущена работа воображения.
По стилистике могу отметить один прием, используемый автором в построении некоторых предложений, который не является ошибкой, но воспринимается, на мой взгляд, несколько громоздко.
Вот для примера такое предложение:
...хотите - присаживайтесь на любую, предусмотрительно развернутую спинкой к трамвайным путям скамью, - присаживайтесь на любую скамью - это кратко. Описание постановки скамьи идет в середине фразы и оно громоздко читается из-за набора слов-характеристик, поданных один за другим: предусмотрительно развернутую спинкой к трамвайным путям - ух! Надо же продраться через этот набор слов к единственно важному в этом предложении - к скамье! На мой взгляд, здесь можно изменить порядок слов и читаться будет плавнее, что задано всей стилистикой рассказа: хотите - присаживайтесь на любую скамью, предусмотрительно развернутую спинкой к трамвайным путям.
И еще обратила бы внимание на скобки. Думаю, без них вполне можно обойтись. Я воспринимаю скобки как элемент нехудожественного текста. В очень редких случая допускаю их использование. Но здесь нет такого случая. То, что дано в скобках, вполне можно дать и без них, разве что немного преобразовав текст.
Такой рассказ в финале конкурса порадовал. Спасибо, Ольга, и за настроение грусти и тревоги, и за надежду, и за прекрасный образ Дамы.
3. Тихонова Т.В. "Фирс"
Фантастика
Впечатление от рассказа неоднозначное. Начало заворожило! Детальность описаний, звенящий слог! Намек на фантастику в теме русской истории 19 века добавил антуража. Но автор не выдержал взятой тональности и в основной части рассказа "шарик сдулся". Похоже, что начало было читано не раз и стиль изложения доведен до совершенства, а вот потом... Другие слова, другие предложения, начала наползать скука. Хотя, должно быть ровно наоброт - чем дальше в лес, тем загадочней и, соответственно, интересней. Хотя, диалоги построены живо. Читаются без запинки. Это большой плюс автору!
Но, думаю, дело не только в стилистике. В начале дан намек на путешествие по ветвям не просто истории, а альтернативной истории! Таковая могла быть или не быть. Она могла стать одним из проявлений времени, параллельности миров, многогранности жизни. Наверное, я сразу настроилась на такое путешествие, но оно не состоялось. В тексте есть лишь пара оговорок о том, что Николай путешествует не один, что таких, как он, и в этой ветке несколько. Этого мало. Я бы хотела прочитать больше о возможностях путешествий по альтернативной истории. Что же предложил автор вместо этого? Рассказ об одном эпизоде жизни своего героя Николая, которого в путешествиях сопровождает некий андроид Фирс. Он напоминает Николаю отца и является своего рода совестью молодого человека. Эпизод с ребенком трогателен, смерть андроида в пожаре, видимо, призванная окончательно пробудить в молодом человеке чувство ответственности за поступки, на мой взгляд, лишняя. Окончание рассказа таким эпизодом выглядит нелепо. Концовка получилась расплывчатой, оборванной на высокой струне. И снова встает вопрос об идее. В чем она? Уже не в возможности путешествий по ветвям истории. Раскрыть двойственность души человека? Показать уникальность андроида и гениальность его создателей - не просто машина, а чувствующий робот? Да, мне не хватило конкретики, не нашла одну единственную крепкую нить рассказа, идущую от начала до конца и ведущую за собой читателя.
Жаль, от этого рассказа я ожидала большего. Тем не менее, посыл автора получен. Акцент на вечных ценностях сделан и пища для размышлений есть. Любовь, доброта, порядочность, ответственность за свои поступки - это все актуально и будет актуально и через века.
4. Сороковик А.Б. "Алконавт"
Проза
Блестяще!
Вот одним словом я бы и закончила обзор этого рассказа. Но ведь поговорить охота!
Читала не спеша, вчитываясь в речь Игнатьича, вглядываясь в заснеженный лес.. До чего хорошо! Душа развернулась от такого чтения! Какие образы созданы! Какие описания сотворены! И как верно, как хорошо "наряжена" идея! Сложную проблему подняли вы в этом рассказе, Александр Борисович. Нельзя ее ни обойти стороной, не замечая, ни оставлять, как есть, надеясь на авось. Герой рассказа Григорий выписан до буквы! Во мне такие люди пробуждают двойственные чувства. И жаль их - да, именно так - жаль! - ведь жизнь стороной проходит, а сколько горя приносит их пьянство родным людям! И презрение к ним у меня, как к тараканам. Человек на то и человек, чтобы строить свою жизнь своими руками и головой! А пьянчуги ни рук не имеют, как правило, ни головы. Понравились мне страхи Григория о том, что скажут о нем люди, когда он умрет. Казалось бы, ну, умер, что тебе в том, что будут говорить? Ан, нет! Каждый человек хочет оставить о себе добрую память. Вот странно только, что задумываются об этом, только побывав на смертном пороге.
Концовка рассказа хорошая. Настоящая! До излечения еще ох! как далеко! Но уже есть желание изменить свою жизнь, есть и понимание, что сил на это пока мало. И есть надежда, что все получится. Нельзя без надежды! Писатель, на мой взгляд, должен не только поднимать проблему, но и показывать путь. Проблемы видят все, все знаю о них, но знать и смотреть на них со стороны, глазами писателя - есть разница! Иначе видится мир, и другие чувства вызывает, и на размышления настраивает. И вера появляется, что все возможно, если к этому приводит писатель.
Об Игнатьиче разговор особый! Крепкий мужик, настоящий! Читала о нем и вновь возвращалась к мысли, что только в гармонии с природой по настоящему может жить человек, и просто быть человеком можно только понимая свою роль в природе. И лечит она, и кормит, и кров дает, и то спокойствие души, которого мы начисто лишены в суете городов.
Речь Игнатьича колоритна. Смакуешь ее, перечитываешь! И как отличается от нее бормотание Гришки. Сразу представляешь, из какой среды человек, какого культурного уровня. Все верно вы подметили в жизни, все передали так как есть. Рассмеялась на Гришкино "скотина скотинская". Сильно! Вся его ярость в этих глупых словах, все его содержимое, которое отравлено алкоголем, и плачет, беснуется от безысходности.
Спасибо за удовольствие, которое я получила от чтения Вашего рассказа, Александр Борисович! Он во всем гармоничен, правильно построен, найдены нужные слова. Желаю вам успеха и победы в конкурсе!
5. Прудков Вл. "Пифагоровы штаны"
Два в одном - так кратко я бы охарактеризовала этот рассказ. История доказательства теоремы Пифагора вклинилась в середину более занимательной, на мой взгляд, истории о молодом человеке. Связь между частями рассказа есть, но воспринимаются они все же отдельно. Во всяком случае, вполне могут сосуществовать самостоятельно как два разных рассказа.
И все же рассказ в целом хорош! Написан с юмором, передает легкое отношение к жизни умного, ироничного парня двадцати пяти лет, который живет самостоятельно, не лишен сыновней (или внучатой, если можно так сказать, определяя отношение к бабушке) любви.
В повествовании от первого лица есть свои плюсы. Читатель как бы слышит монолог героя, прерываемый диалогами с теми, с кем он общается. Мир героя раскрывается от первого лица или из первых рук, потому что не словами автора он раскрашивается, а самим героем. Постепенно, слово за слово, вырисовывается картинка жизни молодого человека. Сначала проступают контуры сферы общения - друзья с соответствующими характеристиками; чувства, возникшие при появлении неожиданной гостьи; семьи, живущей где-то далеко, но часто упоминаемой при размышлениях о жизни, долге, обязанностях и правах.
Дмитрий располагает к себе, чувствуется, что он все еще познает мир, не преминув заглядывать в разные его проявления. Вместе с тем, в нем уже созрела личность и возникшая влюбленность к незнакомой гостье готова окончательно вывести его на определенный путь жизни.
Блок текста о пифагоровых штанах дает информацию о странном человеке или даже нескольких людях - внуке и деде, которые занимаются неким исследованием способностей среднестатистического человека. Здесь автор выдал свои размышления об эволюции человечества в целом. Странный молодой человек, продолжающий дело своего деда, выступает контрастом главному герою. Дмитрий мыслит более оптимистически, видит истину в реальности и умеет наслаждаться жизнью, отмечая для себя приятные детали бытия.
Вот, собственно, и все, что мне хотелось бы сказать об этом рассказе. Он слишком гладок (или хорош?), чтобы копаться в нем, разбирать скрупулезно или анализировать, какова идея, что хотел сказать автор. Он сказал все, что хотел, и это слышно сразу! Рассказ приятно читается, оставляет хорошее впечатление и даже улучшает настроение! За что отдельное спасибо!
6. Потанина П.А. "Девочка из Красноярска"
Фентези
Совершенно необычный, нестандартный стиль изложения! Сначала вызывает улыбку, потом усмешку, потом поглощает все внимание и... в итоге мне захотелось плакать. Какая-то грусть навалилась. Наверное, виной тому ангел...
Немного примеров из текста:
А случилось два дня. Пустых дурацких два дня. - Разве так пишут? - это первая реакция на такое построение фраз. - Но автор написал. Значит, пишут! - это следом.
Фактически в этих двух предложениях есть намек на то, что с этими днями что-то не так. Они случились, тем более, дурацкие. Интересно.
Они шли по улице в сторону ближайшего кафе, посидеть в теньке с чем-нибудь холодным в стакане. - ну, да, вполне представимо, посидеть в теньке с чем-то холодным... в стакане
Читая этот рассказ, я ловила себя на мысли о глубине русского языка. Сколько есть правил, сколько книг написано с советами начинающим и не очень, а все равно никто не может "занырнуть" в язык так глубоко, чтобы добраться до дна, где лежит истина.
Вот здесь, можно сказать, автор взял такой стиль - эдакий детский лепет! - и написал о серьезных вещах. О людях, о проблемах, о жизни, о том, что жить надо в реальности и верить в себя и в чудеса тоже. А еще о неуверенности и о том, что гений может и не знать, что он - гений, а о присутствии ангела можно понять по сбоям в работе компьютеров.
Но объем текста я бы все же посоветовала сократить. В первой части рассказа, где повторяются многочисленные "а он", "а там". Современный читатель привык к динамизму. Не каждый умеет читать со смаком, не торопясь, не ерзая на стуле, а вчитываясь, пытаясь услышать музыку речи автора и в нагромождении букв найти зерно - ту самую главную букву, вокруг которой группируются образы и сцены.
А лучше ничего не трогать в этом рассказе! Кому не интересно, бросят чтение где-то на трети, решив, что это бред. (Я так бы и сделала, если бы не конкурс! Только сначала прочитала бы концовку). Но они не узнают главного - что нужно человеку для счастья. И я рада, что прочитала все от первой буквы до последней точки.
Ведь мы все хотим быть счастливыми! И можем, оказывается. Спасибо за рассказ!
7. Никитин Д. "N-талка"
Фантастика
Интересная тема в этом рассказе! Автор свел вместе давно разминувшиеся в своей эволюции ветви человека разумного. Причем, одна из них вымерла, уступив место под солнцем другой. Но - о, чудо! - несколько неандертальцев, спящих, можно сказать, вечным сном, удалось оживить. Неандертальцы и кроманьонцы! У каждого вида свои таланты, свой путь развития. И все же вместе они существовать не могут даже спустя тысячелетия.
Читая этот рассказ, я обратила внимание на ритмику текста, которая задается построением предложений.
Первая часть текста более, чем необходимо, содержит простые предложения.
Короткие, идущие один за другим, они делают повествование ритмически отрывочным. На мой взгляд, такой способ подачи материала хорош при описаниях неких экстремальных ситуаций. Или, как у вас далее, в речи неандертальцев. Тогда сразу чувствуется, как вождь подбирает слова, строит понятные короткие фразы. Длинные предложения с оборотами, встроенными конструкциями придают тексту плавность, создают более минорную картинку или даже более музыкальную. Начало рассказа, где-то первая его треть, до ухода Талки, показалась мне довольно-таки скучной. Потому что монотонно. Ограниченное использование местоимений делает предложения куцыми, не говоря уже о том, что отсутствие подлежащего меняет его структуру, и не в лучшую сторону. Можно перефразировать предложение, сохранив смысл, и подлежащим станет не местоимение, а какое-либо существительное. К примеру, этот отрывок текста:
Флайер высадил нас на границе закрытой зоны. Прошли пешком несколько километров по галечному пляжу. Тяжело, особенно для Анны, но мы, всё-таки, успели. Талка еще не спустилась с хребта. Отдыхала, наверное, после ночного марш-броска. Там ее и заметили тепловизором с орбиты.
Я перефразировала так:
Флайер высадил нас на границе закрытой зоны. Далее мы пошли пешком по галечному пляжу. Путь в несколько километров дался нелегко, особенно для Анны, но мы, всё-таки, успели! Талка еще не спустилась с хребта - отдыхала, наверное, после ночного марш-броска. Там ее и заметили тепловизором с орбиты.
Согласитесь, совсем другое звучание текста. Это только пример. Я не призываю автора менять текст. Я рассуждаю.
Основная часть повествования динамична, увлекательна. Я словно проснулась, читая диалог неандертальцев и кроманьонцев и далее охоту на медведя.
А вот концовка - журналистское эссе! Думаю, что откровение автора по такой теме было столь ошеломляющим и полным информации, что он поспешил поскорее изложить все, дабы не забыть, а когда-нибудь позже вернуться к этой теме и написать авантюрный роман с несколькими сюжетными линиями, переплетающимися и дополняющими друг друга. Чего я и желаю! Как и успеха на нашем конкурсе!
8. Ник На Ночь "Внутренняя сторона времени"
Проза
Самым интересным для меня в этом рассказе были представления автора о времени. Есть время общее, а есть личное. Когда идешь, приближаешь время, стоишь... тут я не поняла.
...пока мы идем к цели, оно бежит нам навстречу, наполняя жизнь событиями. Это пример внешней, очевидной стороны личного времени. И наоборот, никуда не идущий человек - быстрее приближается к смерти, хотя думает, что в неподвижности сберегает жизненные силы.
Да, не поняла. Когда стоишь, время, видимо, общее, продолжает движение (река). Не может оно останавливаться - правильно? А личное время? Каким образом оно убегает вперед, когда человек бездейственен, да так, что быстро приводит его к смерти? (мост подвижный и движется поперек реке, но по ее течению?)
Время - это и моя тема. Позволю себе привести фрагмент моего понимания времени, которое я изложила в своем романе "Сердце Кристалла":
У нас ( примечание: раса иреносов) с другими расами есть прошлое, настоящее и будущее, а для нас - всегда то время, в котором мы находимся. Я для тебя даю ему названия, чтобы ты понял разницу. Мы не различаем ... периодов. У нас есть просто Время, и мы движемся в нем в две стороны относительно точки, в которой находимся в определенный момент.
Добавлю, что у Времени есть множество ответвлений. Объяснять долго. Это, конечно, сжато и несколько в другой плоскости, но на ту же тему - времени и, связанным с нем, достижением бессмертия или долгой жизни, хотя бы.
Ник На Ночь, вы все аргументировано и подробно объяснили. Мое непонимание некоторых фрагментов не связано с рассказом, оно... наверное, в другой структуре ума! У вас и об этом сказано:
Наверное, я пойму ее позднее, когда стану мудрым, подумал он, если доживу.
Но пойдем дальше! О героях рассказа.
Дарко. Он остался для меня призраком в физическом смысле. Я выбрала все характеристики, которыми вы его одарили: