Как гласит один из законов Мэрфи, "80% чего бы то ни было - полное дерьмо".
На нашем конкурсе наблюдается похожая картина. Но, начнем по порядку.
Итак, "широко известный в очень узких кругах" Diamond Ace. Бубновый Туз, короче. Понаблюдав за его диалогами в "болталке" и почитав его высеры, понял, что чувак "в доску свой" - то есть, шизофреник. С этими кадрами я общаюсь уже более 30 лет, так как сам таковым являюсь. Но, в отличие от Бубнового Туза, моя болезнь произошла не от наркотиков, а вследствие тяжелых побоев от русской шпаны, которым я часто подвергался в детстве и юности. Бубновый Туз, в отличие от меня, разрушает себя сам - целеноправленно и планомерно. Этим же саморазрушениям воняют (нет, не дышат, а, именно, воняют!) все его шизотворения. Его рассказ "Litium" - такой же бред, бессмысленный и беспощадный, как все прочитанное у него ранее. Идея, сюжет, все это Тузу не нужно! Тут, главное, чтобы ошарашить всех метафорами и собственной шизухой. Фантастика здесь даже не ночевала. Один трэш. Даже, я бы сказал, не трэш, а шиит. То есть, дерьмо. Как говорят на идыш: "Дрэк мит пфефер" - "дерьмо с перцем". Когда читаешь его рассказ, создается впечатление, что ты скользишь куда-то в неизвестность по тонкому слою свежего поноса. Кстати! В самом названии "Litium" никакой мистики нет. Да, литий (карбонат лития) - это психотропный препарат, который применяется для подавления агрессивности у пациента, сглаживания его состояний и перепадов настроения. Я сам его когда-то принимал. В Израиле его применяют в малых дозах (как и большинство психотропных препаратов), также как и в США (в отличие от России, где больных "забивают" лекарствами), поэтому его действие не так сильно бьет по мозгам. Сейчас я его не получаю, а вот моя подруга - получает, и очень им довольна. Короче, рассказ Бубнового Туза ни о чем, и даже единицу ему ставить будет много. Хотя, для филолухов - это конфета. Они любят есть дерьмо с перцем... Гурманы, что ж поделать!
Второй "мэтр" с кепкой - Шауров Эдуард. Кстати, когда-то (не помню когда), я читал у него неплохие рассказы. В этот раз наш "великий фантаст всея Руси" разродился "шиндевром" в духе "космической стрелялки". О подобной фантастике Каганов (кстати, неплохой автор) написал веселую статью: "Обезьяна из прекрасного далеко". Вкратце, смысл этой статьи в том, что не надо экстраполировать наши дикие представления о "смысле жизни" и морали на весь космос в целом. Это же касается будущего человечества. Не надо считать людей бОльшими идиотами, чем они есть на самом деле! Рассказ Эдуарда, "Беспредел" нам рисует мрачную картину будущего, где люди живут вечно, и постоянно при этом размножаются. Банальная идея. Банальная и глупая. Если можно управлять биологическими часами человека, то почему нельзя управлять его инстинктами? Почему нельзя каким-либо способом погасить этот инстинкт размножения, или, хотя бы, полностью держать его под контролем? Вообще, как показывает даже современная практика, желание бесконтрольно размножаться присуще, именно, отсталым цивилизациям: арабам, индусам, неграм. А европейцы и американцы, отнюдь, не стремятся обязательно оставить после себя потомство! Там, на Западе, огромное количество счастливых бездетных семей: "муж-жена-собачка". И в этом нет ничего плохого!
Но, самое забавное, как эта проблема бесконтрольного размножения решалась у Шаурова: банальным захватом других планет. Как это по-русски! Захватить, отнять, завоевать! Причем, делается это самым идиотским способом: высадка на планету ОБЯЗАТЕЛЬНО (!) человека, и установка маяка. Как там было у Экзюпери в "Маленьком Принце"? - "Я записываю ее на бумаге, кладу бумагу в ящик - и звезда моя!" Причем, если учесть, что этот маяк можно легко уничтожить (хоть это и не по правилам, но по рассказу видно, что эти правила свободно и безнаказанно нарушаются), да и самого посланника тоже, то все вообще теряет смысл! Да и как они воюют! Это же "пестня"! Вместо того, чтобы банальным беспилотником выследить и уничтожить врага, за ним едут по снегу на снегоходе и, почти в упор (!), расстреливают из бластера! Ну, детский сад какой-то! Компьютерная стрелялка для идиотов! Впрочем, что можно ожидать от автора с имперским мышлением?
Третий "метр". Ковалевская. Нет, не великий еврейский математик Софья Ковалевская, жившая в прошлом веке, а вполне наш современник, чисто русский человек, Александра Викентьевна Ковалевская. Баальшой фантаст. В одном из "Черных Дреков" она победила с совершенно бредовым рассказом о Грише Перельмане, продемонстрировав пооолное незнание физики и математики. Ну, в самом деле, чего это я? Как от филолуха можно требовать знания точных наук?
Вот и сейчас у нее рассказец... "Мы летели вторые сутки". По мотивам детского мультика... Рассказ без внятного сюжета, смысла и идеи, с тупым юмором и отсутствием концовки. Так, деушка поиграла в литературу...
Заметил: все трое вышеперечисленных авторов без ума друг от друга. Все время друг дружку хвалят, и друг дружкой восхищаются. "За что же, не боясь греха, петушка хвалит кукуха?.."
Далее.
Признанные, квадратные "мэтры" - жюри.
Никитин Дмитрий Николаевич. "Хронокамикадзэ". Чтоб не повторяться, привожу свой комментарий к его рассказу полностью:
"Прочитал.... Нндя... Чисто русский имперский бред на тему альтернативной истории. Да не в Цусиме дело! А в ментальности русского народа, которая складывалась веками. Что, американцы виноваты, что вы в таком говне сидите? А чего другие не сидят? Или Цусима, которая была сто лет назад? Японцев американцы атомными бомбами отбомбили! А как японцы живут?! Кстати! У меня идея для вашей империи: напишите рассказ, как американцы отбомбили атомными бомбами Россию, и как потом русские хорошо стали жить (по примеру японцев)!
Все у вас, русских, иностранцы виноваты. А вы все белые и пушистые.
И еще.
Стиль рассказа совершенно отвратительный. Как будто пацан-троечник писал. Список Мошкова, блин... Стыдно!"
Рашевский Михаил. Тоже, из жюри. Рассказ "Кривые зеркала". Цитата из моего комментария к рассказу:
"Все передрано с классики от начала до конца. Кривое зеркало, в котором ГГ нормален - из рассказа О Генри. Далее - "Собор Парижской Богоматери" Гюго, слепленный в одно целое с романом того же Гюго "Человек, который смеется". Чистой воды компиляция. Причем, грубая".
Еще из жюрейского списка: Суржиков Роман. Рассказ "Цвет". Цитата из моего комментария:
"Чисто по-человечески, идея хорошая. Хотя и заезженная. Это же было с эльфами-цвельфами, викингами-шмикингами, богатырями-упырями... Изменилась только форма подачи".
Два рассказа из жюрейского списка мне понравились (из тех, что я прочел):
Key Koree, "Ночь нежна":
Хорошая сказка. И идея интересная. Чисто женская такая... Про любоф.
Матюхин Александр. "Сердце":
Блестящий рассказ! Первый такой, из прочитанных мною на конкурсе. Пробрало, аж, до слез...
Чисто технически: аллегория с сердцем понятна, но любят, конечно, не сердцем, а душой.
Прекрасный рассказ! Снимаю шляпу!
Теперь, о некоторых других рассказах.
Калугина Лена. "Хочу ребенка". Это не фантастика. Это детский лепет.
Зуев Олег Александрович. "Железяка".
"Брэд ов сивый кэбэл". ИМХО.
Софронова Елена Анатольевна. "Суд в перламутровых мантиях":
Хорошо, но ничего не понял. Ну, это она о своем, о девичьем...
М.Г. "Только люди":
"Апокалиписдес" с привкусом шизухи. Неужели, в России все так плохо?
Семенов Сергей Александрович. "Глоток совести":
Хорошая идея с неправильным посылом. ИМХО.
Грушевский Юрий Николаевич. "Релакс".
Рассказ похож на сон, зацикленный непонятно для чего. Вот если бы автор в конце показал, что ГГ лежит в коме, и все это ему снится, было бы классно! А так - очень слабо.
Князев Павел Владимирович. "Мой человек". Цитата из моего комментария:
"Спорный рассказ, неоднозначный. С ботами и не-ботами натяжка весьма большая. Выглядит несколько искусственно. Идея интересная, но надо было ее по-другому исполнить. Например, перенести действие на другую планету, вместо акул изобразить каких-нибудь квази-хищников, которые "на лицо ужасные, добрые внутри". Впрочем, это уже было. В одном, еще советском, фантастическом рассказе был такой сюжет: на Землю прилетела армада пришельцев и развязала с нами войну. Война шла долго и стоила миллионы жизней. И вот, пришельцы захватили прибрежную полосу у океана. Наступило временное перемирие. За это время дети землян подружились с детьми пришельцев. И поняли их! И выяснилось, что у тех погибла цивилизация и они прилетели спасаться на Землю. Но им нужна была... морская соль! Только вдохнув эту соль они могли зачать потомство. То есть, им нужна была совсем небольшая территория вдоль соленого океана, чтобы добывать из него соль для размножения. Когда это стало ясно, земляне заключили с пришельцами мир и разрешили им жить вдоль кромки океана. Рассказ тот мне очень понравился и классно был написан. Здесь же все очень схематично и спорно".
Ясников Иван Васильевич. "Стенд":
Мой комм:
"Детский сад и старые песни о главном в одном флаконе. Это что же? - на Земле время линейно, а в остальной Вселенной нелинейно? То есть, другие галактики и звезды существуют в нелинейном времени?? И опять: экскрименты, то есть, я хотел сказать, эксперименты... "Обжегшийся эксперимент огня боится" (Марк Твен). Итак: новой идеи нет. Перепев старой. "Та же жопа, но вид сбоку" (С)".
Подымски Мишель. "Инфокалипсис".
Мой комм:
"Блестящий рассказ! Идея - высший класс! Сам задумывался над вопросом информационной сингулярности. Правда, я это видел несколько по-другому. Но и эта, Ваша, точка зрения имеет право на существование. Концовка, вообще, неожиданная! Просто здорово! Молодец!
От меня десятка".
Чирик Иван Николаевич. "Неподдающийся (другой взгляд)":
Мой комм:
"Рассказ классный и мне понравился. Замечательный стеб на тему христианства. Парадокс с воскрешением - вообще блеск! Десятка".
Древская Мария Владимировна. "Странники":
Когда-то я написал про кошек стихотворение:
"А у нашей кошки - маленькие блошки...
А у нашего кота - блошка толстая одна!"
Рассказ очень слабый и банальная идея. Все эти перевертыши уже много раз были: и про блох, и про микробов, и про тараканов. Неинтересно.
Итог: 12 рассказов - дрек, 4 - шедевр. Остальные (из прочитанных) - на троечку.
Даже лучше, чем у Мерфи!
P.S. В некоторых моих обзорах чувствовалась личная неприязнь к автору. Да, это так. Ничего не поделаешь! Если мне человек неприятен, я ему так и говорю. И он мне отвечает тем же. А то что я, при этом, читаю его рассказы... А почему бы и нет? Ведь, и мои рассказы мои недоброжелатели читают! Почему бы и мне не почитать то, что пишут они? И, кстати, если мне уже что-то понравилось, то я это скажу. Могу даже врага похвалить, если он талантлив. Но у меня нет талантливых врагов...