Добромиль Роман Васильевич : другие произведения.

Остров надежды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Любите ли вы Родину? Да? А что с ней происходит вас волнует? Нет? На нет и Родины нет.

  
   Роман Добромиль
  
  
  
   Остров надежды
  
  Действующие лица:
  
  Максим;
  
  Петр-друг Максима;
  
  Ярослав Андреевич-отец Максима;
  
  Анна Владимировна-мать Максима;
  
  Константин Маркович-отец Петра;
  
  Нина Васильевна-мать Петра;
  
  Марина-подруга Максима.
  
  
  
   Акт первый.
  
  Конец 80-х. Советский Союз. Действие происходит в одном из многочисленных городов страны.
  
  
  Сцена первая.
  
  Максим сидит на берегу реки в одиночестве. Сзади осторожно подходит Петя и останавливается неподалеку. Вокруг тишина. Солнце плавно опускается за горизонт, раскрасив багрянцем перистые облака. Максим чему-то улыбается, смотря в небо. Петя хлопает Максима по плечу.
  
  Петя:
  
  - Сидишь?
  
  Максим:
  
  - Сижу.
  
  Петя:
  
  - Еле нашел тебя.
  
  Максим:
  
  - Я не прятался.
  
  Петя:
  
  - Да я и не искал. Так, мимо проходил...
  
  Максим:
  
  - Угу.
  
  Петя:
  
  - Ты что здесь делаешь один?
  
  Максим:
  
  - Гало наблюдаю.
  
  Петя:
  
  - Чего?
  
  Максим:
  
  - Смотри, какая аппетитная булка испеклась под солнышком. Края подрумянились, а в середине будто заправлена оранжевым повидлом. Так бы взял да и съел.
  
  Петя:
  
  - Ты об облаках что ли?
  
  Максим:
  
  - А солнце - раскаленным шаром, как-будто вплавляется в землю.
  
  Петя:
  
  - Завязывай с ума сходить. Солнце, как солнце. Каждый день одно и тоже. Ты лучше спроси, где я сегодня был.
  
  Максим:
  
  - Опять в женской бане на подоконнике дежурил? Мало один раз ошпарили. Они тебя когда-нибудь поймают, ей богу. Много разъяренных женщин это как бесплатные билеты в цирк. Затопчут.
  
  Петя:
  
  - Нет, меня не поймают. Но не об этом речь. Я сегодня в видеосалон ходил. Блеск.
  
  Максим:
  
  - Видеосалон?
  
  Петя:
  
  - При чем здесь видеосалон. Кино....Вот это сила. Умеют американцы снимать. Не то, что наши.
  
  Максим:
  
  - И как называется этот шедевр мирового кинематографа?
  
  Петя:
  
  - "Разорванные мозги".
  
  Максим (улыбается):
  
  - Многообещающее название. Это как же надо напряженно мыслить, чтоб мозги лопнули.
  
  Петя:
  
  - Это в фигуральном смысле, умник.
  
  Максим смеется.
  
  Петя:
  
  - Смеешься? Зря. Нам до такого еще расти и расти.
  
  Максим:
  
  - Вниз?
  
  Петя (недоуменно):
  
  - Что вниз?
  
  Максим:
  
  - Расти, говорю, вниз?
  
  Петя:
  
  - Как это можно расти вниз?
  
  Максим:
  
  - Отец говорит можно, только не нужно.
  
  Петя:
  
  - Отец говорит....Что он кроме своего театра видел? Засел в нем, как зверь в норе и ничего больше не замечает. Скукотища...
  
  Максим:
  
  - Давай искупаемся.
  
  Петя:
  
  - При условии.
  
  Максим:
  
  - Что еще за условие?
  
  Петя:
  
  - Фильм посмотришь?
  
  
  Максим:
  
  - Денег нет.
  
  Петя:
  
  - Я тебе одолжу.
  
  Максим:
  
  - Я обязательно должен через это пройти?
  
  Петя:
  
  - Не хочешь, не ходи. Очень надо уговаривать.
  
  Максим:
  
  - Не обижайся, дружище. Схожу я на твои "мозги".
  
  Петя:
  
  - Идем купаться.
  
  Максим:
  
  - Перехотелось.
  
  Петя:
  
  - Спорю, тебе понравится кино.
  
  Максим:
  
  - Слушай, Петька, а ты кем стать хочешь?
  
  Петя:
  
  - В каком смысле?
  
  Максим:
  
  - В обыкновенном. Учится, куда после школы пойдешь?
  
  Петя:
  
  - Не знаю. Не думал. А ты?
  
  Максим:
  
  - В институт культуры.
  
  Петя:
  
  - Будете с отцом на пару актеров дрессировать?
  
  Максим:
  
  - Дрессируют животных. А с людьми работают.
  
  Петя:
  
  - Да....Это не по мне. Я, наверное, к отцу пойду на мебельную работать.
  
  Максим:
  
  - Понятно.
  
  Петя:
  
  - Мне школа, вот уже где. Хватит. Деньги зарабатывать нужно. Пока ты знаниями будешь заряжаться, я машиной обзаведусь.
  
  Максим:
  
  - Это разве главное?
  
  Петя:
  
  - Машину куплю, квартиру кооперативную построю. Что еще для счастья надо?
  
  Максим:
  
  - Интересное у тебя представление о счастье.
  
  Петя:
  
  - Самое обыкновенное. А ты, чего хочешь?
  
  Максим:
  
  - До сердец человеческих достучаться.
  
  Петя:
  
  - Вот дает. Зачем?
  
  Максим:
  
  - А зачем тебе машина и квартира?
  
  Петя:
  
  - Как это зачем? Чтобы жить.
  
  Максим:
  
  - И мне Петя, чтобы жить.
  
  Петя:
  
  - Ох, не пойму я тебя. Все загадками говоришь.
  
  Максим:
  
  - Пойдем, темнеет уже. Мне еще алгебру на завтра решать.
  
  Петя:
  
  - Мрачный ты человек. Какой уважающий себя советский школьник делает сам алгебру? Все списывают.
  
  Максим:
  
  - А у кого, как ты думаешь?
  
  Петя:
  
  - Ой, ладно, пошли.
  
  Друзья уходят.
  
  
  Сцена вторая.
  
  Квартира Максима. Ярослав Андреевич, сидя в кресле, курит трубку и просматривает за журнальным столиком печатные листы. Раздается звонок в дверь. Ярослав Андреевич оставляет свое занятие и торопливо идет открывать.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Что-то ты долго сегодня. Я уже начал волноваться.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Велева ногу подвернула. За нее пришлось выступать. Возвращалась, в продуктовый заглянула. Там сервелат давали, я и не удержалась. Очередь вытянулась до самых дверей. Думала до ночи не достою.
  
  Ярослав Андреевич (помогая жене раздеться):
  
  - Зачем тебе понадобился сервелат? Дома продуктов хватает. Шла бы сразу домой.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Нет, ты мне лучше скажи в какой нормальной стране, чтобы купить поесть, надо полдня потерять?
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Не колбасой единой...
  
  Анна Владимировна:
  
  - Вот именно. Вам с Максом одной колбасы мало. Вам мясо, молоко подавай. Господи, как глянешь на кур наших....По ним же видно, что умерли от голода. Худые и синие трупики, смотреть больно.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Макс молоко покупает.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Когда?
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - По выходным.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Потому, что на неделе его не привозят. Они, видимо считают, что люди живут только по субботам.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Анюта, ну что поделаешь. Разносолов в магазине не найдешь, это правда. Но ведь не бедствуем, слава богу.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Не бедствуем... На днях передачу по телевизору смотрела. Издевательская такая передачка. Показывали магазин там у них. Полки ломятся от продуктов. Чего только нет.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Да пусть хоть обвалятся совсем. Нам то, что. Значит в чем-то другом у них не все так гладко.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Ты сам понимаешь, что говоришь? В чем другом? Совок несчастный.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Возьмем, к примеру, образование. У нас полное государственное обеспечение, а там все за деньги.
  
  Анна Владимировна:
  
  - И к чему мне твое образование пришить? К драным колготкам? В одной и той же кофте пять лет хожу. Зачем мне образование, если купить все равно ничего невозможно. Ну, скажи, на кой.... Вон Маринке муж такую кофточку привез. Загляденье. Умеют ведь люди делать. У нас же шьют, только свиней пасти!
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Аня, ты преувеличиваешь.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Эх, Ярик. Завидую тебе. Живешь в своем театре, как в сказке. Ни до чего тебе дела больше нет.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Нет, здесь ты абсолютно не права.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Ой, не надо, сейчас начнешь демагогию разводить. Пойду лучше, приготовлю что-нибудь. Как всегда, с утра голодный, наверное?
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - В столовой кофе с плюшкой выпил.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Кстати, а где Максим?
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Не знаю. Гуляет, может быть.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Может быть? Совершенно сыном не интересуешься.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Ему уже не пять лет, Анюта. Взрослый парень. Он сам в состоянии принимать решения.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Удивительно слышать это от тебя.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Что ты хочешь сказать?
  
  Анна Владимировна:
  
  - А что ты хочешь услышать?
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Сейчас больше всего хочется услышать шипение масла на сковороде.
  
  Анна Владимировна:
  
  - На работе умотаешься, в магазине нервы истреплешь, придешь домой отдохнуть, а вместо этого последние силы на кухне оставишь. И каждый день одно и то же. Беспросветность да муж-романтик.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Анечка, я тебя очень люблю...
  
  Анна Владимировна:
  
  - Все вы мужики на один лад. Думаете своим : "люблю" все грехи искупить.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Хочешь, я тебе помогу?
  
  Анна Владимировна:
  
  - Не надо. Как-то раз уже помог. Помнишь, чем закончилось? Я потом печь месяц отмывала от сажи.
  
  Анна Владимировна уходит на кухню готовить ужин. Ярослав Андреевич продолжает изучать рукопись. Появляется Максим.
  
  Максим:
  
  - Папа, привет.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Где был?
  
  Максим:
  
  - Что это с тобой? Никогда раньше не спрашивал.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - А сегодня спрашиваю.
  
  Максим:
  
  - Чувствую, без мамы здесь не обошлось.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Лучше бы к институту готовился, чем зря время терять.
  
  Максим:
  
  - Я и готовлюсь. Наблюдаю за природой и людьми. Это в моей будущей профессии, я считаю, главное.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Постой, постой. Какая природа? Какие люди? Ты же в военное училище поступаешь.
  
  Максим:
  
  - Пап, это вы так с мамой решили. А мне это не интересно.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - И кем же, позволь осведомиться, интересно стать моему сыну?
  
  Максим:
  
  - Режиссером, как и ты папа.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Вот как. А нас с матерью ты проинформировать не соизволил.
  
  Максим:
  
  - Вы и не спрашивали. Я говорил, что военным быть не хочу, но вы не слушали. Что мне оставалось делать?
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - И ты решил отмолчаться? Представляешь реакцию матери?
  
  Максим:
  
  - Может ей не говорить пока?
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Она нас с тобой убьет.
  
  Из кухни выходит Анна Владимировна.
  
  Анна Владимировна:
  
  - За что это я должна вас убить, мальчики?
  
  Максим:
  
  - Мама, привет.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Здравствуй, сынок. Ну, так я жду ответа.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Видишь ли...
  
  Анна Владимировна:
  
  - Не тяни кота за хвост, ужин остынет.
  
  Максим:
  
  - Мама я поступаю в институт культуры. Хочу стать режиссером.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Таак...
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Аня, не все так плохо, как ты себе представляешь. Скажи, что он будет делать в армии? Он же совершенно к ней не приспособлен.
  
  Максим:
  
  - Абсолютно верно, папа. Не приспособлен я.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Он, видите ли, не приспособлен. А мое мнение, естественно никого не интересует.
  
  Максим:
  
  - Так я и знал.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Что ты знал, зелень наивная.
  
  Максим:
  
  - Мама!
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Подожди Макс. Аня, пожалуйста, не нервничай. Ничего страшного не случилось. Просто наш сын стал взрослым и сделал выбор. Не тот, который нам кажется правильным, а свой собственный. Жить, в конце концов, ему.
  
  Максим:
  
  - Действительно.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Помолчи.
  
  Анна Владимировна садится в кресло, закрывая лицо руками.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Господи, делайте, что хотите. Ужин на плите, я иду спать.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Аня.
  
  Максим:
  
  - Мама.
  
  Анна Владимировна лишь машет рукой и уходит. Отец и сын озадаченно смотрят в стороны.
  
  
  
  
  Сцена третья.
  
  Квартира родителей Петра. Нина Васильевна сидит за столом и читает книгу. Время от времени она отрывается от чтения, будто навязчивая мысль не дает ей покоя. Нина Васильевна закрывает книгу и подходит к телефону. Она встревожена. Набирает номер, ждет. Затем кладет трубку и подходит к окну, взволнованно всматривается в темноту. Неожиданно гаснет свет. Нина Васильевна на ощупь находит и зажигает свечу. Она ставит свечу на стол, садится рядом и напряженно всматривается в колыхающееся пламя. Неожиданно огонь гаснет, оставляя на секунды тлеющую искру фитиля. Нина Васильевна остается в полной темноте. Вдруг, разрывая тишину раздается телефонный звонок. Нина Васильевна негромко вскрикивает от неожиданности. Загорается свет, появляется Петя.
  
  Петя:
  
  - Мама, что случилось? Зачем тебе свеча?
  
  Нина Васильевна удивленно смотрит на сына. Телефон продолжает звонить. Петя берет трубку.
  
  Петя:
  
  - Да, папа. Хорошо.
  
  (матери):
  
  - Отец звонил, сказал, что на работе задержится.
  
  Нина Васильевна (приходя в себя):
  
  - Ты где был?
  
  Петя:
  
  - Представляешь, мама, у нас видеосалон открыли. Помнишь, там, где раньше детская кухня была?
  
  Нина Васильевна:
  
  - Времени одиннадцатый час.
  
  Петя:
  
  - Мам, я же не ребенок уже...
  
  Нина Васильевна:
  
  - Если бы ты был взрослым, то знал бы, что такое ожидание в неизвестности и хотя бы позвонил.
  
  Петя подходит к матери и обнимает ее.
  
  Петя:
  
  - Мама, ну прости. Больше не буду, честно. Теперь всегда стану звонить, если задерживаюсь.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Не обещай, того, в чем сомневаешься.
  
  Петя:
  
  - Я не сомневаюсь.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Никогда не лги самому себе. Это путаная тропинка в яму, из которой не выберешься.
  
  Петя:
  
  - Я не лгу, мама. Правда буду звонить.
  
  Нина Васильевна:
  
  - А если поблизости не окажется телефона?
  
  Петя:
  
  - Окажется.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Ладно, посмотрим. А сейчас мыться и ужинать.
  
  Петя уходит в ванную. Нина Васильевна убирает со стола свечу. Раздается звонок в дверь. Нина Васильевна идет открывать. На пороге появляется Константин Маркович.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Ну, наконец-то.
  
  Константин Маркович (проверяя карманы):
  
  - Ключи куда-то девались.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Потерял?
  
  Константин Маркович (раздраженно):
  
  - Не знаю.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Может, объяснишь?
  
  Константин Маркович:
  
  - Что объяснять?
  
  Нина Васильевна:
  
  - Почему так поздно? Я звонила на работу, там трубку не брали.
  
  Константин Маркович:
  
  - Что за подозрения, черт побери? Я, что не могу на работе задержаться? Для семьи, между прочим, стараюсь.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Да что с тобой? Я не в чем тебя не обвиняю. Я волновалась, в конце концов!
  
  Константин Маркович:
  
  - Нина, извини, нервы ни к лешему. Не дают работать спокойно в этой чертовой стране. Чужое глаза мозолит.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Что-то серьезное?
  
  Константин Маркович:
  
  - Мужики халтуру доделывали, когда Пороховщиков заявился. Устроил выволочку: "Позор для советских рабочих! Развели тут капиталистическую кормушку! Всех поувольняю к ядреней фене! И т.д."
  
  Нина Васильевна:
  
  - Костя, действительно, прекращал бы ты этим заниматься. Зарплата хорошая...
  
  Константин Маркович:
  
  - Зарплата?! Меня она не устраивает. Я способен зарабатывать больше. Пускай надо вкалывать с утра до вечера, так и заработок соответствующий должен быть, как у нормальных людей. А у нас хоть работай до упада, хоть вовсе не работай, - результат один.
  
  Нина Васильевна:
  
  - И что теперь будет? Уволят?
  
  Константин Маркович:
  
  - Куда там, руки коротки. Приработок обрубят и баста. Вот парадокс, -подработка только так называется, а ведь основной доход именно оттуда и капает в семейный бюджет.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Ну и пусть, проживем как-нибудь.
  
  Константин Маркович (усмехнувшись):
  
  - В этом все дело. Не хочется как-нибудь. По-человечески хочется жить.
  
  Нина Васильевна:
  
  - У меня сегодня третьеклассники сочинение писали, знаешь на какую тему? "Кто такой человек?" Вася Хваров такое выдал....Сейчас прочту.
  
  Нина Васильевна берет на столе тетрадь. Константин Маркович без энтузиазма готовится слушать.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Вот: "Кто такой человек? Наверное, это я, а еще мои папа и мама. Но не это главное. Человек самый умный и ловкий зверь. Он многое умеет и даже слон не может его победить, потому, что человек умный. Ум это главная сила. Человек делает много вещей"... А вот в конце ты не поверишь, слушай: "Человек-царь всех вещей".
  
  Нина Васильевна в ожидании смотрит на мужа. У того на лице явное безразличие.
  
  Константин Маркович:
  
  - Ну и что? Сейчас дети умные пошли, не такое скажут.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Но не настолько же, чтобы цитировать древних софистов.
  
  Константин Маркович:
  
  - И кого же он процитировал?
  
  Нина Васильевна:
  
  - Протагора из Абдеры. Он жил в пятом веке до нашей эры. Представляешь, ребенок почти дословно повторил его известный тезис: "Человек-мера всех вещей".
  
  Константин Маркович:
  
  - По-моему слова "царь" и "мера" отличаются по смыслу.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Костя, если бы он повторил Протагора в точности, это было бы слишком.
  
  Константин Маркович:
  
  - Услышал где-то.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Я спрашивала, он сказал, что сам придумал. А ты говоришь.
  
  Константин Маркович:
  
  - Что ему стоило тебе соврать? Дети тонко чувствуют такие вещи.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Как тебе не стыдно. Он честный мальчик.
  
  Константин Маркович:
  
  - Нина, я есть хочу. Пойдем ужинать...Петьки не видно. Он дома?
  
  Нина Васильевна:
  
  - В ванной.
  
  В комнату входит Петя.
  
  Петя:
  
  - Пап, у меня к тебе просьба.
  
  Константин Маркович:
  
  - Добрый вечер, сын.
  
  Петя:
  
  - Пап, дашь мне денег.
  
  Константин Маркович:
  
  - На что?
  
  Петя:
  
  - На кино.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Ты же сегодня ходил.
  
  Петя:
  
  - Это не совсем мне.
  
  Константин Маркович:
  
  - То есть.
  
  Петя:
  
  - Максу займу. Ему не дают родители.
  
  Константин Маркович:
  
  - Интересно, почему?
  
  Петя:
  
  - Считает, что американское кино не для нас.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Правильно. И тебе нечего ходить. Пошлость и глупость сплошная.
  
  Петя:
  
  - И ты, мама туда же.
  
  Константин Маркович:
  
  - Ну-да, конечно! И кино западное ерунда и живут они отвратительно, не то, что мы на своей помойке. У них там нет таких изысканных отходов, ах какая жалость. Будь проклята эта совковая щепетильность и привычка не только жить, как нищие, но и также думать! На, сын сходите вместе.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Ты спросил бы у него, что за фильм, как называется? Чем бездумно разрешать? Может быть, ему и смотреть на это рано еще.
  
  Константин Маркович (многозначительно посмотрев на сына):
  
  - Так, я надеюсь, это не...Шалости всякие.
  
  Петя:
  
  - Нет, папа. Это боевик.
  
  Константин Маркович:
  
  - Это еще что?
  
  Петя:
  
  - Про войну, в общем.
  
  Константин Маркович (жене):
  
  - Успокойся мать. Фильм о войне.
  
  Нина Васильевна:
  
  - Называется как?
  
  Петя:
  
  - Я не понимаю, какое это имеет значение?
  
  Нина Васильевна:
  
  - Секрет?
  
  Петя:
  
  - Ну, "Разорванные мозги". Только не говорите, что название само за себя говорит.
  
  Константин Маркович (улыбаясь):
  
  - Нет, ну почему же...
  
  Нина Васильевна:
  
  - По-моему, очень даже говорит.
  
  Петя:
  
  - Так я и знал. Сразу приклеили ярлык.
  
  Константин Маркович:
  
  - Ладно, достаточно обсуждений. Пойдемте ужинать. За столом договорим.
  
  Все трое уходят на кухню.
  
  
  Сцена четвертая.
  
  Школа. Петя и Максим выбегают на улицу. Глаза у них слезятся, ребята откашливаются. Слышатся звуки пожарной сирены.
  
  Петя:
  
  - Во отчебучили, парни. (Громко) даешь свободу!
  
  Максим:
  
  - Тихо ты. Раскричался. Какая к черту свобода. Думай, что несешь.
  
  Петя:
  
  - Ты что не знаешь, кого они подожгли? Макс они же Ленина с Энгельсом подпалили. Не в курсе, что в стране происходит?
  
  Максим:
  
  - Давай теперь, всю страну в сплошной костер превратим. А потом будем ползать по пепелищу, разыскивая пожитки. Ох, как мы это любим. Нас же свобода накрыла нежданно.
  
  Петя:
  
  - Все по-разному радуются. Согласен, это не лучший способ.
  
  Максим:
  
  - Чему радуются?
  
  Петя:
  
  - Переменам. Заживем, как люди, дружище.
  
  Максим:
  
  - Если это по-твоему начало хорошей жизни, я уж боюсь и подумать, что дальше будет.
  
  Петя:
  
  - В "видак" пойдем сегодня?
  
  Максим:
  
  - Очередная порция "мозгов"?
  
  Петя:
  
  - Какой ты все-таки зануда.
  
  Максим:
  
  - Нет Петька, мне одного похода хватило. До сих пор вату из головы выковыриваю.
  
  Петя:
  
  - Ой, не надо а. Умней всех себя считаешь?
  
  Максим:
  
  - Умней не умней, но эта пища не для меня.
  
  Петя:
  
  - Какие мы нежные, гляньте.
  
  Максим:
  
  - Да уж, какой есть. Смотри дыма сколько, сегодня видно учебе конец.
  
  Слышится голос из рупора:
  
   "Внимание! Занятия продолжаться с понедельника. Все кто чувствует недомогание, подойдите к автомобилю скорой помощи у центрального входа".
  
  Максим:
  
  - Я же говорил.
  
  Петя:
  
  - Четыре дня свободы!
  
  Максим:
  
  - Что-то зачастил ты с этим словом. Понравилось?
  
  Петя:
  
  - А то. Не делай вид, что тебе не нравится.
  
  Максим:
  
  - Ты сейчас куда?
  
  Петя:
  
  - Домой сначала. Потом не знаю, в кино пойду, наверное. Макс хватит выпендриваться, пойдем вместе.
  
  Максим:
  
  - Нет. Я домой. Высплюсь хорошенько.
  
  Парни идут за кулисы.
  
  Петя (улыбаясь):
  
  - И все-таки ты зануда.
  
  Петя в шутку толкает Максима и убегает.
  
  Максим (весело):
  
  - А ну стой!
  
  Максим пускается вдогонку.
  
  
  Квартира родителей Максима. Отец с матерью сидят у телевизора.
  
  
  Анна Владимировна:
  
  - Вот и все. Рухнул колосс на глиняных ногах.
  
  Ярослав Андреевич (задумчиво):
  
  - Конец стране....И чему они там так радуются?
  
  Анна Владимировна:
  
  - Переменам люди радуются, как дождю после засухи.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Как бы этот дождь кислотным не оказался.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Вечно ты нудишь и сын весь в тебя.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Смотри, как старается, кулачищем размахивает....Дядю Власа-алкоголика чем-то напоминает.
  
  Анна Владимировна:
  
  - А мне кажется, очень даже солидный мужчина и вещи умные говорит.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - По мне так "хрен в торте". Пока не разжуешь, как следует, не поймешь эту неожиданность.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Вечно ты недоволен. Чтобы не произошло, все не по-твоему.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Такие события можно понять только со временем. Я думаю, народ сам толком не знает, что сейчас происходит.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Ты один у нас все знаешь и понимаешь.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - А не попить ли нам чайку?
  
  Анна Владимировна:
  
  - Подожди, дослушаю, потом сделаю.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Не беспокойся, я сам.
  
  Встает, и неторопливо уходит на кухню.
  
  Входит Максим.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Максим, почему так рано?
  
  Максим:
  
  - Школу подожгли.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Не шути так.
  
  Максим:
  
  - Я и не шучу.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Господи, отец!
  
  Из кухни слышится звон посуды и короткое ругательство. Ярослав Андреевич появляется в комнате.
  
  - Что такое? В чем дело?
  
  Анна Владимировна:
  
  - У ребенка школу подожгли.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - У какого?
  
  Анна Владимировна:
  
  - Совсем к старости с ума сошел. У тебя что, много детей?
  
  Ярослав Андреевич (глядя на Максима):
  
  - Какой же он ребенок?
  
  Анна Владимировна:
  
  - Ты хоть понял о чем речь? Школа сгорела. Наш сын чудом остался в живых.
  
  Максим:
  
  - Мама...
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Ничего не понимаю. Объясни нормально, что стряслось.
  
  Максим:
  
  - Мальчишки в классе портреты подожгли. Пол класса сгорело.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Все?
  
  Максим:
  
  - Да.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Боже мой, что же сразу не сказал.
  
  Максим (многозначительно глядя на мать):
  
  - Не успел.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Чьи портреты сожгли, сынок?
  
  Максим:
  
  - Ленина с Энгельсом, кажется. У нас, в связи с этим, выходные до понедельника.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Свободу отметили.
  
  Максим:
  
  - Точно, пап.
  
  Анна Владимировна (возводя глаза к небу):
  
  - Началось.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Никто не пострадал?
  
  Максим:
  
  - Нет, вроде бы. Да там дыма больше было. Пожарные на удивление быстро приехали.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Давайте напьемся чаю из нового сервиза.
  
  Анна Владимировна:
  
  - С чего вдруг?
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Старый в полном составе пал после твоего крика.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Естественно я виновата. Он разбил, а я виновата.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Аннушка, прелесть моя, никто не виноват. Давай я тебе кофейку с коньячком сделаю.
  
  Максим:
  
  - Садись, мамуля. Мы с отцом тебя обслужим.
  
  Анна Владимировну усаживают в кресло.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Ой, что делается. Ушам не верю.
  
  Мужчины возятся на кухне. По истечении какого-то времени они возвращаются. Ярослав Андреевич несет разнос, Максим тарелку с печеньем. Вдруг они останавливаются. Анна Владимировна заснула, пока их ждала.
  
  Ярослав Андреевич (шепотом):
  
  - Пошли на кухне посидим. Свет погаси.
  
  Выключают свет и уходят.
  
  
  
  
  
   Акт второй.
  
  
  Сцена первая.
  
  
  Через какое-то время после окончания школы встречаются Петя и Максим.
  
  Петя:
  
  - Ты где пропал? Сто лет тебя не видел.
  
  Максим:
  
  - Сам то, не звонишь. Не заходишь.
  
  Петя:
  
  - Работаем круглосуточно. Я забыл, когда отдыхал. Считаем каждый рубль, пока с долгами не расплатимся. Помещение уже, слава богу, выкупили. Осталось за станки рассчитаться. А вообще-нормально. Такую красоту творим. Отец не нарадуется. Говорит, раньше один ширпотреб гнали, а хотелось настоящей работы, но тогда это никому не нужно было. Сейчас нашу мебель уже москвичи заказывают, а недавно из-за границы интересное предложение поступило.
  
  Максим:
  
  - Рад за вас.
  
  Петя:
  
  - Ты сам то как? Рассказывай. В институт так и не поступил?
  
  Максим:
  
  - Нет. Не до этого сейчас. Театр отцовский закрыли, там ресторан сделали. Он работу долго найти не мог. С трудом грузчиком устроился. У матери тоже проблемы. Гастроли отменяют. Платят копейки, денег катастрофически не хватает. Вот и мне на работу пришлось пойти.
  
  Петя:
  
  - А как же человеческие души?
  
  Максим (улыбаясь):
  
  - Сейчас как-то больше о желудках думают. Души в основном прозябают. Я сам книгу в руки уже полгода не брал. Погоня за трудовым рублем утомительная штука. Все время и силы отнимает.
  
  Петя:
  
  - Печально слышать. Ну, ничего, придет и твое время. В стране немного жизнь наладится, и вспомнят люди о душе.
  
  Максим:
  
  - Ты думаешь?
  
  Петя:
  
  - Обязательно. Потерпи немного, вот увидишь.
  
  Максим:
  
  - История России последних лет это лишь потери и растраты.
  
  Петя:
  
  - Брось, что мы теряем? Наоборот.
  
  Максим:
  
  - Территорию! Армию! Людей! До утра перечислять можно. Ты что на другой планете живешь?! И что хуже всего мы потеряли самоуважение! Им, в общем-то, русские никогда не отличались. Весь мир использует нас в качестве коврика, об который вытирают ноги и стряхивают на него всякую гадость. Как стаи шакалов они бродят вокруг, облизываясь на нашу территорию, которую заочно уже поделили между собой. Страшнее всего, что мы не просто покорно ждем заклания, но и сами помогаем приблизить свой конец. Россия напоминает мне ягненка, добровольно кладущего голову в пасть волку, которого очень хочет видеть своим другом. Но дружбу зарабатывают не унижением, а уважением. От которого, к сожалению, остались лишь ржавые танки, расчлененные подводные лодки, да несколько скульптур в провинции.
  
  Петя:
  
  - Ничуть не изменился. Такой же зануда, только старше.
  
  Максим:
  
  - Как точно, все-таки сказали о русском мужике: "Пока жареный петух не клюнет..." Только у современного петуха клюв стальной. Он не станет клевать, а порвет на части, и креститься будет не кому.
  
  Петя:
  
  - Мрачный ты человек. Никакого оптимизма.
  
  Максим:
  
  - Конечно, зато вокруг целая страна веселых висельников. Если нравится ходить в розовых очках, то ради бога. Только не удивляйтесь, когда вас вежливо попросят освободить жилплощадь новые хозяева жизни. Вы сами им стелите парадную дорожку.
  
  Петя:
  
  - Ладно, старик извини, побегу, работа ждет. Вот возьми номер телефона, звони. Давай, до встречи.
  
  Пожимают друг другу руки и расходятся.
  
  Максим (вслед):
  
  - Ну, давай.
  
  
  
  Сцена вторая.
  
  Квартира родителей Максима. Максим смотрит телевизор. Ярослав Андреевич сидит за письменным столом. Из кухни входит Анна Владимировна, снимает фартук.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Так больше продолжаться не может.
  
  Максим и Ярослав Андреевич поворачиваются в ее сторону в ожидании.
  
  Анна Владимировна:
  
  - И почему вы молчите?
  
  Максим:
  
  - Ждем продолжения.
  
  Анна Владимировна:
  
  - И долго намереваетесь ждать?
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Аня, что случилось?
  
  Анна Владимировна:
  
  - Давно случилось. И не надо делать вид, будто вы не понимаете. Долго мы еще будем жить в нищете?!
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Я веду переговоры с Питерским театром и возможно скоро...
  
  Анна Владимировна:
  
  - Ты эти переговоры три года ведешь и еще неизвестно, сколько вести будешь. Вернись в реальность, посмотри, что вокруг происходит. Заводы стоят, зарплаты задерживают. Мы тянемся еле-еле. Нам на работе не платят третий месяц. Я забыла, как выглядят деньги. Если бы не Нина, не знаю, чтобы с нами было. Ты понятия не имеешь, как это, постоянно чувствовать себя кому-то обязанным.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Помогают же люди. Не пропадем. Проживем как-нибудь.
  
  Анна Владимировна:
  
  - А я не хочу как-нибудь. Я хочу нормальной жизни, которой эта чертова страна меня лишила.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Аня, страна это мы с тобой.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Ах, это я сама так захотела, оказывается.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Не ты ли мне говорила, что мы плохо жили? Теперь поняла?
  
  Анна Владимировна:
  
  - Мало ли, что я говорила. Не в этом дело. Нужно предпринимать что-нибудь. Так больше жить нельзя.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Аня, не пугай меня, говори, я вижу ты что-то надумала.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Да, да надумала. Кому еще в нашей семье думать, как не мне? Здесь абсолютно никакой перспективы нет. Я скоро вообще разучусь танцевать. В общем, я поеду зарабатывать деньги за границу.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - За гр....(кашляет).
  
  Максим:
  
  - Хорошенькое дело.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Да, мальчики. Если вы не можете заработать, то это сделаю я.
  
  Ярослав Андреевич (в полном недоумении):
  
  - Но куда?
  
  Максим:
  
  - Да, мама, куда ты собралась?
  
  Анна Владимировна:
  
  - В Японию. Маша недавно вернулась, неплохие деньги привезла. Рассказала, что да как.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Господи, а почему именно туда? Ближе ничего нет?
  
  Максим:
  
  - Мама, это же монголоидная раса.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Ничего страшного. Пусть не похожи на нас, в конце концов, все люди разные...
  
  Максим:
  
  - Не до такой же степени.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - А как же билет, жилье? Как за все это платить?
  
  Анна Владимировна:
  
  - Все расходы на себя берет фирма. Потом вычтут из заработка.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Не знаю что и сказать. Так неожиданно.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Чего ждать? Пока ноги протянем.
  
  Максим:
  
  - Мам, может, ну ее, эту Японию. Там землетрясения часто. Холодно к тому же.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Аня, прислушайся к мнению сына. Он знает, что говорит.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Не смешите. Холодно...Не холоднее нашего, а землетрясения люди переживают и я переживу.
  
  Максим:
  
  - Мама, а если мы тебя не отпустим?
  
  Ярослав Андреевич (глядя на сына):
  
  - Да, если мы тебя не отпустим?
  
  Анна Владимировна:
  
  - Не получится. Я настроена на работу. Достаточно здесь бездельничала. Вы не переживайте. Через три месяца приеду. Там, глядишь, в стране ситуация изменится к лучшему.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Что делать, сын?
  
  Максим:
  
  - Ничего не поделаешь. Придется отпустить.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Анюта, когда ехать?
  
  Анна Владимировна (обнимает мужа):
  
  - Завтра вечером.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Как, уже? Так быстро.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Чем быстрее уеду, тем скорее вернусь.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Даа...Макс, как у тебя с деньгами?
  
  Макс:
  
  - Есть немного.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Успокойтесь. Я все приготовила. На кухне стол накрыт.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Что-то у меня аппетита нет.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Давай не будем делать из этого трагедию.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Комедия тоже не получается. Нет, бред. Какая к черту Япония? Я устроюсь еще на одну работу, если нужно.
  
  Анна Владимировна:
  
  - Ты и так целыми днями вкалываешь. И что толку? Короче, не хотите, я сама себя отлично провожу.
  
  Анна Владимировна поспешно уходит на кухню. Отец и сын некоторое время сидят, затем отправляются за ней.
  
  Сцена третья.
  
  Вечер. На улице горят фонари. Максим идет неторопливо, понурив голову, в руке держит сверток листов. Он сворачивает в подворотню. Здесь в полумраке видны обломанные кирпичи, мусор. Рядом стоит полуразвалившееся, заброшенное здание. Откуда-то из глубины мрачных стен, слышен плач. Максим освещает себе путь зажигалкой и вскоре видит небольшой костерок, возле которого сидит девушка. Девушка, испугавшись Максима, хватает с земли кирпич.
  
  Марина:
  
  - Не подходи! Стой!
  
  Максим:
  
  - Не подхожу, стою. Я услышал, вроде бы плакал кто-то. Думал, помощь нужна.
  
  Марина:
  
  - Не нужна!
  
  Максим:
  
  - Вы меня не бойтесь, я мирный. Только кирпич испортите.
  
  Марина пренебрежительно отбрасывает кирпич и вытерает ладонью щеки.
  
  Марина:
  
  - А я и не боюсь.
  
  Максим:
  
  - Зря вы здесь сидите. Обычно в таких местах у бомжей территория занята. Могут и покалечить. Давайте я вас провожу домой.
  
  Марина:
  
  - Очень я испугалась. Пусть только попробуют.
  
  Максим:
  
  - Нет, вы не понимаете, это не шутки. Почему вы одна в таком месте?
  
  Марина:
  
  - Не твое дело. Иди, куда шел.
  
  Максим:
  
  - Нет уж. Я вижу, что вам плохо. Никуда не уйду.
  
  Марина (пошатываясь):
  
  - Уйди.
  
  Максим обращает внимание, что все время разговора девушка прячет за спиной левую руку.
  
  Максим:
  
  - Что там у вас?
  
  Марина, прижимаясь к стене, медленно сползает вниз и закатывает глаза.
  
  Марина:
  
  - Откуда ты взялся...
  
  Максим подходит ближе и видит, что у девушки течет из вены кровь.
  
  Марина:
  
  - Отпусти.
  
  Максим поспешно вытаскивает носовой платок и перевязывает рану.
  
  Максим:
  
  - Тебе в больницу надо.
  
  Он пытается под руки повести девушку, та приходит в себя.
  
  Марина:
  
  - Пусти. Я нормально себя чувствую. Просто голова немного закружилась. Прошло. Ни в какую больницу не пойду.
  
  Максим достает из кармана, завернутый в фольгу, шоколад.
  
  Максим:
  
  - Возьми, съешь. В самый раз сейчас для тебя. Извини, сока нет.
  
  Марина:
  
  - Посмотрите, какой заботливый. Ну, кто тебя звал? Шел бы своей дорогой.
  
  Максим:
  
  - Знаешь, у меня еще несколько минут назад было чувство, что хуже чем, у меня не бывает. Теперь понял, бывает, если у людей до такого доходит.
  
  Марина:
  
  - Бывает...Не бывает. Бывает и хуже.
  
  Максим:
  
  - Где уж хуже?
  
  Марина:
  
  - Все там же, где и все остальные.
  
  Максим:
  
  - Расскажи.
  
  Марина:
  
  - Тебе это надо?
  
  Максим:
  
  - Надо. Честное слово очень надо.
  
  Марина садится:
  
  - Нет, ну откуда ты взялся? Рассказывай...А что рассказывать? Была семья, мама с папой, как у всех. Ну, или у многих. Отец лесом занимался. Жили в достатке. А два года назад мама пропала.
  
  Максим:
  
  - Как это пропала?
  
  Марина:
  
  - Как люди пропадают. Без вести. Ушла из дому и не вернулась. Из-за отца все. Бизнес чертов. Я потом поняла. Спрашивала, а он отговаривался. Недавно и его не стало. Убили. Осталась одна. Без денег. Квартиру продала, купила попроще жилище. На разницу пожила некоторое время. Потом работу стала искать. Знакомый отцовский предложил у него поработать, на приемке товара. Согласилась. Месяца два все шло нормально. Привозили разное: технику, тряпье. Как-то под вечер пришла фура с импортной техникой. Разгружали до позднего вечера. Закончили почти, как вдруг машин понаехало. Бритоголовые весь двор заполонили. У грузчиков спросили кто за старшего, а те, естественно, на меня показали. Начался ор, гам. Про грабеж какой-то твердили. Я перепугалась до смерти. Оказалось фуру эту по ошибке у бандитов угнали. Знакомец отцовский, как выяснилось, краденое перепродавал. Бандиты к нему. А он глаза округлил, знать, мол, не знаю о чем речь. Подписи везде мои стоят. Получилось, что виновата я. Квартиру отобрали, в качестве компенсации. Вот и все.
  
  Максим:
  
  - Н - да. И ты хотела...
  
  Марина:
  
  - Какие у меня варианты? Ни жилья, ни денег. Помогать некому. Что это у тебя?
  
  Максим (разминая исписанные листы в руке):
  
  - Это? Так, разные мысли.
  
  Марина:
  
  - Стихи?
  
  Максим:
  
  - Почти. Пьеса на "неактуальную тему". Костерок поддержим, а то он зачах совсем.
  
  Максим собирается бросить лист в огонь, но Марина перехватывает руку.
  
  Марина:
  
  - Погоди.
  
  Максим:
  
  - Погреемся.
  
  Марина:
  
  - Что там?
  
  Максим:
  
  - Правда.
  
  Марина:
  
  - Почему не актуально?
  
  Максим:
  
  - Какая разница.
  
  Марина:
  
  - Нет уж. Раз такое дело, давай тоже рассказывай.
  
  Максим:
  
  - Размышления о жизни. О стране нашей. Что ее ждет.
  
  Марина:
  
  - И что же?
  
  Максим:
  
  - Ничего.
  
  Марина:
  
  - Пьеса об этом?
  
  Максим:
  
  - Вообще то о любви. Но ведь люди, которые любят, где-то живут. И то, что происходит вокруг, так или иначе, касается их.
  
  Марина:
  
  - Интересно.
  
  Максим:
  
  - Слушай, у меня мысль созрела. Пойдем ко мне. Поживешь пока.
  
  Марина:
  
  - Нет, спасибо.
  
  Максим:
  
  - Долго ты здесь высидишь? Скоро совсем холодно станет.
  
  Марина:
  
  - А ты один живешь?
  
  Максим:
  
  - С отцом. Мать на заработки уехала. Нам хозяйка вот как нужна.
  
  Марина:
  
  - Серьезно?
  
  Максим:
  
  - Я тебя силой унесу, если откажешься.
  
  Марина:
  
  - Согласна, но при одном условии.
  
  Максим:
  
  - Каком?
  
  Марина:
  
  - Пьесу дашь почитать.
  
  Максим:
  
  - Договорились.
  
  Максим протягивает руку. Оба встают и уходят.
  
  
  Сцена четвертая.
  
  
  Квартира родителей Максима. Максим сидит на стуле. Марина стоит сзади и массажирует ему плечи.
  
  Максим:
  
  - Маринка, я плавлюсь.
  
  Марина:
  
  - Держи себя в руках.
  
  Максим:
  
  - Ну, если только в твоих.
  
  Марина:
  
  - Я полгода на курсы массажистов ходила. Говорили, что у меня неплохие данные.
  
  Максим (оборачиваясь):
  
  - Данные у тебя будь здоров.
  
  Марина:
  
  - Макс, не вертись.
  
  Максим:
  
  - Чувствую себя медузой. Спать хочется. Может, прикорнем на часок?
  
  Он поворачивается, поднимает ее на руках. Оба смеются. Максим опускает Марину на пол и целует. На пороге появляется отец. Лицо не выражает ничего. В руке он держит лист бумаги и конверт.
  
  Максим:
  
  - Папа, привет. От мамы?
  
  Марина:
  
  - Здравствуйте.
  
  Ярослав Андреевич молча проходит мимо, кладет конверт и листок на стол. Разворачивается и уходит. Максим и Марина провожают его удивленным взглядом. Максим подходит к столу и читает письмо. Затем, с задумчивым видом машинально сворачивает исписанную бумагу несколько раз.
  
  Марина:
  
  - Плохие новости?
  
  Максим:
  
  - Придется тебе остаться у нас хозяйкой. Я за отцом.
  
  Марина:
  
  - Я с тобой.
  
  Максим:
  
  - Погоди, мы недолго.
  
  Максим бросает письмо в корзину и уходит. Марина ходит по комнате взад и вперед, заламывая руки. Садится, посматривая в сторону корзины. Затем резко встает, подходит к ведру и вытаскивает свернутый листок.
  
  Марина (читает вслух):
  
  - "Здравствуйте, мои хорошие. Как вы там? Соскучилась ужасно. У меня здесь все хорошо. Работа отличная. Выступаю в одном из лучших клубов Аомори. Выслала вам денежный перевод. Познакомилась здесь с одним швейцарцем. Он владелец туристической базы, недалеко от Женевы. Представляете, влюбился в меня, как мальчик. Зовет к себе. Я ему рассказала о семье. Он все понимает. Я долго думала и согласилась. Надеюсь, вы меня поймете. В нашей стране ничего хорошего не предвидится. А оттуда я смогу высылать вам деньги. Хочу заработать и забрать вас. Другого пути не вижу. У меня есть идеи на собственное дело. Швейцарец поможет. Потерпите. Через год другой, все устроится. Целую. Ваша мать".
  
  Возвращается Максим, ведущий пьяного родителя под руки.
  Максим:
  
  - Марина, постели, пожалуйста.
  
  Марина уходит в спальню. Максим помогает отцу раздеться. Вдвоем с Мариной они провожают Ярослава Андреевича в спальню.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Марина, ты честная женщина?
  
  Максим:
  
  - Папа пойдем.
  
  Ярослав Андреевич:
  
  - Никогда не езди в Японию. Это развратная страна...
  
  Марина и Максим возвращаются на сцену.
  
  Максим:
  
  - У нас...В общем мама...
  
  Марина:
  
  - Я прочла. Извини, не удержалась.
  
  Максим:
  
  - Ага...Тогда не возражаешь, если я немного выпью. Там не мог, за отцом смотреть надо было.
  
  Марина:
  
  - Давай вместе.
  
  Максим (достает бутылку):
  
  - Пошли на кухню.
  
  
  Сцена пятая.
  
  Максим и Петя выходят в лес.
  
  Петя:
  
  - Зачем мы сюда притащились? Зашли бы в ресторан, посидели.
  
  Максим:
  
  - И здесь неплохо посидим.
  
  Петя:
  
  - Разве что стоя.
  
  Максим достает бутылку водки. Наливает в стаканы. Наспех вытаскивает из пакета какую-то закуску.
  
  Максим:
  
  - Пей.
  
  Петя:
  
  - Мы куда-то торопимся?
  
  Выпивают. Петя сильно морщится.
  
  Петя:
  
  - Тьфу, гадость. Где ты это купил. Отрава.
  
  Максим:
  
  - В магазине. Давай еще по одной.
  
  Наливает еще.
  
  Петя:
  
  - Мы на скачках, или как? Придержи узду. Сойдем с дистанции.
  
  Максим выпивает. Петя, тяжело вздохнув, и заранее перекосившись, тоже пьет.
  
  Максим:
  
  - Помнишь, в школе мечтали?
  
  Петя:
  
  - Что это ты?
  
  Максим (жестко):
  
  - Помнишь?!
  
  Петя:
  
  - Ну, помню, наверное.
  
  Максим:
  
  - Ты говорил, что собираешься с отцом работать, а я...(опускает голову и останавливается)
  
  Петя:
  
  - ...В институт поступать. Было дело.
  
  Максим:
  
  - Твоя мечта сбылась. Значит, ты был прав.
  
  Петя:
  
  - Смотря в чем.
  
  Максим:
  
  - Ты с самого начала был прав! Вы все правы! Кто побеждает, тот и прав!
  
  Петя:
  
  - Ладно тебе.
  
  Максим:
  
  - Нет, не ладно. Правильно, американцы молодцы, а мы уроды! Вся их дребедень, - вот, что настоящее!
  
  Петя:
  
  - Макс...
  
  Максим:
  
  - Кто мы такие, возомнившие о себе, не весть что? Кто сильнее, тот и прав, нет ничего проще, и не надо усложнять. Культура, там какая-то... Какая к черту культура?! Живем на помойке, которую терпят, пока она нужна для выброса отходов.
  
  Петя:
  
  - Да погоди ты.
  
  Максим:
  
  - Как может выжить народ, не уважающий себя?! Он не имеет право на существование?! Его топчут, а он улыбается. Будь проклята эта страна. Заочно, нас уже стерли с карты. Осталось шелуху стряхнуть.
  
  Петя:
  
  - Ты преувеличиваешь.
  
  Петя наливает водку и подает стакан Максиму.
  
  Максим:
  
  - Просто тебе сытому, обеспеченному не хочется об этом думать.
  
  Петя:
  
  - Ну, знаешь...
  
  Максим:
  
  - Знаю. И не надо обижаться. Неужели ты не понимаешь очевидных вещей? По телевизору нас убеждают, что благосостояние страны растет. Тогда, так на деле все совершенно иначе. Мы неуклонно катимся вниз, в ничто. Не заметил, сколько в последнее время появилось шутов? Уловка стара, как мир. Еще в Древнем Риме императоры таким способом отвлекали внимание масс от проблем государства. Только с тех пор орудия внушения стали значительно мощнее.
  
  Петя:
  
  - Но тебя им, конечно, не одолеть.
  
  Максим:
  
  - А что с этого проку? Один я ничего не решу.
  
  Петя:
  
  - Работать надо и все будет.
  
  Максим:
  
  - Согласен. Но пойми, каждый на своем месте. Крепкое государство, в котором существует действующая система, направлена именно на это. А не так, как у нас. Бывший профессор собирает бутылки. Режиссер грузит мешки.
  
  Петя:
  
  - Наладится. Все будет нормально.
  
  Максим:
  
  - Когда?
  
  Петя:
  
  - Наберись терпения.
  
  Максим:
  
  - Вот наша главная беда. Все терпим, терпим и нет этому конца.
  
  
  Петя:
  
  - И что ты предлагаешь?
  
  Максим:
  
  - Что можно предложить, когда капитан и его помощники ведут корабль на рифы, намереваясь занять единственную шлюпку.
  
  Петя:
  
  - Проще скажи, Макс. У меня от твоих завихрений голова кругом.
  
  Максим:
  
  - Поздно предлагать.
  
  Петя (весело):
  
  - И нечего тогда расстраиваться. Поживем еще. А, что случиться, за границу тебя заберу. Мы там с отцом такой бизнес развернули.
  
  Максим:
  
  - Как раз об этом я и хотел поговорить с тобой.
  
  Петя (шутливо):
  
  - Так, собираемся. Экстренная эвакуация. Россия идет ко дну.
  
  Максим (не обращая внимания):
  
  - Знаешь, отец мой пьет.
  
  Петя:
  
  - Да брат.
  
  Максим:
  
  - После письма от матери он сорвался. Деньги обратно отправляет. Письма выбрасывает. К ней ему надо. Понимаешь?
  
  Петя:
  
  - Не совсем.
  
  Максим:
  
  - Слушай, отвези его к матери. Я тебя прошу. Сопьется он.
  
  Петя:
  
  - Что же ты раньше молчал. А где она?
  
  Максим:
  
  - В Швейцарии где-то. У меня есть адрес.
  
  Наливает последнюю водку. Отставляет в сторону бутылку.
  
  Максим:
  
  - Ты это...Наговорил я всего...Ерунда это. Не бери в голову.
  
  Петя:
  
  - А-ай. Пошли. Продолжим в ресторане. Холодно здесь и сыро к тому же. Простуду подхватим.
  
  Максим:
  
  - Ага.
  
  
  Сцена шестая.
  
  Квартира Максима. Марина, сидя на диване с напряжением всматривается в телеэкран. Раздается звонок в дверь. Оторвавшись от просмотра, она торопливо идет открывать.
  
  Петя:
  
  - Привет.
  
  Марина:
  
  - Заходи, там новости идут. Жуть.
  
  Петя:
  
  - Макс дома?
  
  Марина:
  
  - Петя, я за него волнуюсь. Ушел, уже два часа как прошло, а обещал через десять минут вернуться.
  
  Петя:
  
  - Куда он пошел?
  
  Марина:
  
  - Он мне не сказал. Последнее время я вообще его не узнаю. Нервный стал, чуть что - кричит.
  
  Петя:
  
  - Его можно понять. Приятного мало вокруг.
  
  Марина:
  
  - Ну почему, почему это все происходит именно с нами? Почему не с китайцами, ну я не знаю...с французами? Что с нами будет, Петя?
  
  Петя:
  
  - Ничего хорошего. Уезжать надо. Здесь американцы новый порядок установят.
  
  Марина:
  
  - Уезжать? Но куда?
  
  Петя:
  
  - Я, кстати, как раз по этому поводу. Вот билеты на сегодня, на вас с Максом и на меня. Вылет в 21:40.
  
  Марина с удивлением смотрит на Петю, затем отводит взгляд.
  
  Марина:
  
  - Он не согласится. Упрямый, как черт.
  
  Петя:
  
  - Мы его уговорим. Вместе.
  
  Петя приближается к Марине:
  
  - Ты и я.
  
  Марина заворожено смотрит Пете в глаза и отрицательно качает головой:
  
  - Нет, я останусь с ним.
  
  Петя:
  
  - Мы уедем все вместе. Здесь нет будущего. С этой страной покончено. Неужели ты не понимаешь?
  
  Марина:
  
  - А если он не согласится?
  
  Петя:
  
  - Ты - женщина. Все в твоих руках.
  
  Петя берет ее за плечи. Марина опускает голову и прижимает к его плечу.
  
  Петя:
  
  - Все будет нормально. Слышишь меня? У нас все будет нормально.
  
  Марина качает головой, садится на диван, подогнув колени:
  
  - Где он ходит?
  
  Петя:
  
  - Пойду, поищу его.
  
  Направляется к двери, намереваясь уйти.
  
  Марина:
  
  - Не уходи!
  
  Петя недоуменно смотрит на Марину.
  
  Марина:
  
  - Мне страшно.
  
  Петя достает из внутреннего кармана небольшую плоскую фляжку, откручивает пробку и наливает в рюмку:
  
  - Выпей, это поможет.
  
  Марина без разговора выпивает. Появляется Максим.
  
  Максим:
  
  - Что празднуем? Или, пардон, поминаем? Не отечество ли?
  
  Марина вскакивает с дивана, подбегает к Максиму и обнимает его:
  
  - Где ты был так долго? Я тут чуть не чокнулась в одиночестве. Хорошо Петя пришел.
  
  Максим:
  
  - Ну-да, он всегда поблизости, когда нужна помощь. Как все нормальные супергерои.
  
  Петя:
  
  - Спасибо дружище за теплый прием.
  
  Максим:
  
  - Куда уж теплее. Кругом патрули американские, не протолкнуться. Со всех сторон обложили. Еле домой добрался. Хочу сообщить вам, дорогие мои - наш район завтра отправляют на северное побережье для дальнейшей отправки на острова Новая земля. В случае неподчинения будет применена сила. Что скажете?
  
  Петя:
  
  - Уже?
  
  Марина:
  
  - Где это?
  
  Петя:
  
  - Ты был прав, еще тогда ты знал, а я не видел, не хотел понимать. Прости дружище.
  
  Максим:
  
  - Какая, в сущности, разница? Ну, понял бы ты, допустим. Дальше то, что? Нужно было, чтобы осознали миллионы, а в нашем разобщенном обществе это было невозможно. Богатые слишком ревностно относились к своим барышам, а бедные боялись потерять последнее. Каждый за себя и вот он вам - результат.
  
  Петя:
  
  - Нужно что-то делать теперь...
  
  Максим:
  
  - Теперь поздно.
  
  Петя:
  
  - Еще есть время, которое пока на нашей стороне.
  
  Максим:
  
  - Не замечал за тобой раньше склонности к ребусам. Яснее выражайся.
  
  Петя:
  
  - Вот билеты. Вылет через четыре часа. Берите самое необходимое. Остальное на месте.
  
  Максим:
  
  - На каком?
  
  Петя:
  
  - К родителям, в Швейцарию поедем. Заждались они нас. Собирайтесь.
  
  Максим:
  
  - Удивляешь меня дружище. А меня ты спросил?
  
  Петя:
  
  - Только не говори, что ты против. Макс, не время сейчас в позу становится. Марина...
  
  Максим:
  
  - Что, Марина? Да я против! Против! Я никуда не поеду. И знаешь почему? Потому, что не смогу я жить, после этого. Я сейчас смотрел на людей на улицах, слушал, о чем они говорят. Самое поразительное, что они до сих пор надеются. Даже узнав об отправке, считают, что все еще может наладиться. Можно ли говорить о безграничном, запредельном терпении русских или же это фатальный идиотизм? Скажи мне. Нет я не оставлю это стадо баранов и не только потому, что сам в нем вырос. Я хочу видеть, как они будут умирать, замерзая и голодая и умирая вместе с ними, заглянуть в их безумные глаза и крикнуть: "Дотерпелись?! Мать вашу!"
  
  Петя:
  
  - У тебя с головой все в порядке? Девушку то хоть пожалей.
  
  Максим:
  
  - Уходи.
  
  Петя:
  
  - Марина.
  
  Марина:
  
  - Езжай без нас. Мы остаемся.
  
  Петя:
  
  - Да вы!
  
  Разворачивается и, громко хлопнув дверью, уходит.
  
  
  Сцена седьмая
  
  Вокзал оцеплен американскими солдатами. Людская толчея, крики.
  На вокзале стоят Максим и Марина. Ждут поезда. Появляется Петя.
  
  Петя:
  
  - Поехали! Я билеты перебранировал.
  
  Максим:
  
  - Да? А этих ты тоже с собой заберешь или как?
  
  Марина поправляет Максу шарф.
  
  Марина:
  
  - Застегнись, простудишься.
  
  Максим начинает петь и пускается в пляс:
  - Эх, мороз, мороз! Не морозь меня, ой не морозь меня, моего коня!
  
  К нему приближается американский солдат.
  
  Солдат:
  
  - Прэкратит пет!
  
  Максим назло поет громче. Солдат с решительным лицом собирается ударить его.
  
  Петя преграждает ему путь.
  
  Петя:
  
  - Все, все, он не будет.
  
  Обнимает Максима, пытаясь его успокоить. Солдат с недовольным лицом медленно отходит.
  
  Максим:
  
  - Ты мне скажи, это мы зачем немца в отечественную били, чтобы вот эти желудки двуногие нам указывали, что делать!? Целыми днями чмокают жвачкой, как коровы. (Показывает): мца, мца.
  
  Солдат снова обращает внимание на Максима.
  
  Максим:
  
  - Ну, что ты смотришь на меня, бычок техасский? Молока у меня нету.
  
  Петя:
  
  - Успокойся, Макс! Не зли его.
  
  Максим (кричит):
  
  - Ненавижу вас, русские! И себя ненавижу! Ой, как ненавижу! Просрали родину, мать вашу! Теперь скулите собаками, пейте слезы горькие! Сами виноваты!
  Ну, что сука, бери меня!
  
  Максим неожиданно бьет солдата в лицо. Раздается выстрелы в воздух. Крики, плач, паника вокруг. Подбегают еще несколько военных и набрасываются на Максима.
  
  Марина порывается помочь Максиму:
  
  - Макс! Сволочи! Отстаньте от него.
  
  Солдат небрежно отталкивает ее в сторону. Петя подхватывает Марину под руки и оттаскивает подальше:
  
  - Ты ему уже не поможешь!
  
  Марина вырывается:
  
  - Пусти!
  
  Максима уводят в неизвестном направлении. Военные успокаивают разволновавшийся народ.
  
  
  Сцена восьмая
  
  Максим с окровавленным лицом сидит на табурете перед столом, за которым сидит капитан американской армии. Максим и капитан некоторое время смотрят друг на друга.
  
  Капитан наливает в стакан воду из графина:
  
  - Воды?
  
  Максим не отвечая на вопрос, продолжает с вызовом смотреть на американца.
  
  Капитан:
  
  - Тогда я выпью, с вашего позволения.
  
  Капитан выпивает воду и пристально вглядывается в пустой стакан. Затем нарочито громко ставит его на стол. - К чему вы устроили эти шутовские пляски и пение? Вы лишь осложнили свою участь и так далеко не завидную.
  
  
  Максим:
  
  - Хорошо говорите, без акцента совсем. И язык, значит, украли.
  
  Капитан:
  
  - А я, кажется, понял, зачем вы пели. Стоя у обрыва, долго не хочется смиряться с неизбежностью прыжка. Крик отчаяния души...
  
  Максим (зло):
  
  - Вы то откуда знаете, что это такое?
  
  Капитан:
  
  - Да куда уж нам. Это ведь у вас: Святая Русь, была. Но ничего, мы ее пересвятим.
  
  Максим:
  
  - Подавитесь, Россией. Не для вас она. Возвращались бы обратно от греха.
  
  Капитан:
  
  - "Если только захочу и луну я проглочу". Так, кажется.
  
  Максим:
  
  - А дальше, что было, помнишь? Знаток русской литературы.
  
  Капитан:
  
  - Не волнуйтесь, мы эту сказку перепишем. Будет, как нам нужно. И вообще, не стесняйтесь в выражениях. Чего там. Откровенно говоря, вы мне даже чем-то нравитесь.
  
  Максим:
  
  - Как бифштекс с кровью на тарелке? Такие предпочитаете?
  
  Капитан:
  
  - Скажите, чем вы раньше занимались?
  
  Максим:
  
  - На работу меня хотите взять? Не пойду.
  
  Капитан:
  
  - Остроумно, но неуместно. Работать, конечно, ваши соотечественники будут, но вас это не касается. - Не знаю, почему, но мне кажется, что вы творческий человек. И рукопись эта ваша. Кстати, о чем там?
  
  Максим:
  
  - О жизни.
  
  Капитан:
  
  - Интересно. Что ж, прочту на досуге. Никаких просьб нет?
  
  Максим:
  
  - Чтобы Колумб открыл Америку обратно.
  
  Капитан:
  
  - Еще одно очко в пользу вашего остроумия. Но знаете в чем ваша беда? Вы всегда пытаетесь найти причину где угодно, только не в себе.
   Капитан смотрит на часы. - На этом и закончим. Спасибо за приятную беседу. Прощайте.
  
  Появляются двое солдат.
  
  Максим:
  
  - Прощайте. И знаете что: готовьтесь к скорому несварению желудка. Всей ордой крысиной подохните!
  
  Капитан:
  
  - Увести!
  
  Капитан вызывает часового. Появляется солдат.
  
  Капитан:
  
  - Как идет отправка?
  
  Солдат:
  
  - Без происшествий, сэр! Все под контролем.
  
  Капитан:
  
  - Будьте предельно внимательны! Любые волнения пресекайте немедленно. Зачинщиков доставляйте ко мне.
  
  Солдат:
  
  - Есть, сэр!
  
  Капитан передает ему рукопись.
  
  Капитан:
  
  - Эти бумаги сожгите где-нибудь в стороне. И принесите виски моей заднице. Эти русские очень утомляют.
  
  Солдат:
  
  - Есть, сэр!
  
  За кадром раздаются выстрелы. Гаснет свет. На сцену выходит Максим, одетый в белую рубашку до колен, в руках у него свеча. Справа появляется человек в точно такой же рубашке, но красного цвета, слева - синего (у них тоже свечи).
  
  Максим крестится:
  
  - Во имя отца...
  
  Красный:
  
  - Сына...
  
  Синий:
  
  - И святого духа.
  
  Все хором:
  
  - Аминь!
  
  Ложатся друг с другом рядом в виде флага, руки со свечами скрещивают на груди. Какое-то время свечи горят, затем одновременно гаснут.
  
  imprimatur
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"