Эх, всегда обожала Одесский юмор. Ироничный, тонкий, балансирующий на грани чёрного и белого тонов. Когда негативные моменты жизни высмеиваются настолько тонко и настолько неожиданно в лоб, что сложно не засмеяться. И встретить на этом конкурсе рассказ, который насквозь пропитан подобным юмором - это настоящий подарок.
Но не только стиль написания уникален. Сюжет рассказа тоже весьма оригинален. Впечатляюще яркое начало с первых слов погружает в рассказ. Автор, несомненно, обладает редким умением сделать хороший старт в повествовании. Знакомство с Арончиком так же проходит мягко, ненавязчиво, но, опять-таки, с полным погружением. Не смотря на то, что повествование в этот момент слегка меняет полярность, это происходит настолько легко и непринуждённо, что читатель не успевает согнать с губ тёплую улыбку, навеянную вступлением. Сюжет гармоничен, несмотря на то, что в ходе повествования, автор постоянно делает отступления, то погружаясь в прошлое маленького "неликвида", то возвращаясь обратно в теперешнее время. Но всё это настолько продуманно, что позволяет даже сохранить интригу. Например - понятно было, что кота рано или поздно разоблачат. Автор с самого начала сказал об этом. Но КАК именно разоблачат я предсказать так и не смогла. И хорошо - всё равно моя фантазия не смогла бы придумать более оригинальный способ. Завершающая точка рассказа подарила приятное настроение и желание громко воскликнуть: "Какая прелесть!".
Про персонажей этого рассказа можно говорить долго, но, как и всякий Одессит, они настолько многослойны, что я боюсь показаться излишне самонадеянной, пытаясь проникнуть в их суть. Но, всё же, возьму на себя такую смелость, раз уж взялась писать этот обзор.
Сара. Самый колоритный персонаж данного повествования. В разные моменты рассказа воспринимается совершенно по-разному. А в конце понимаешь - если бы это был не рассказ, а, к примеру, книга, Сара Кондра сумела бы ещё себя показать, с каждой главой подкидывая читателям неожиданные повороты сюжета и раскрывая новые грани своего характера. И при этом, оставляя за собой право, как истинная женщина, утаить глубоко в душе загадку. В начале рассказа Сара воспринимается как скандальная женщина, с изощрённой фантазией, способная доставить проблемы даже демону бездны, создай он для этого прецедент. Упорная, не желающая мириться с обстоятельствами. Такого врага только врагу и пожелаешь. В середине рассказа открываются новые факты - оказывается, какое-никакое, но право требовать себе спутника ведьма имела. А это уже даёт вполне законные основания для негодования женщины, что автоматически принижает её скандальность. И, как завершающая точка, преображение этой дамы в домашнюю, милую женщину. Которая смотрит вглубь, вопия своим поведением - ей начхать на всякие там правила и условности. Она сама себе правило. И если разумное существо достойно её заботы и уважение, она ему это даст, даже если весь остальной мир будет корчить брезгливую гримасу, презрительно цедя сквозь зубы: "неликвид".
Арончик. Второй по обаятельности персонаж этой истории. Целеустремлённый, знающий себе цену персонаж. По своему добр, по своем самолюбив. На протяжении всего рассказа его ужасно жалко - когда тебя предают те, кого ты уже причислил к списку друзей, те, кому ты неоднократно помогал, это обидно. И хоть с самого начала читателю становиться понятно, кому в конечном итоге достанется этот славный котяра, Арону по-настоящему сопереживаешь.
Не могу не упомянуть ещё два персонажа. Это директор школы, Сигурия. Себялюбивая мадам, что смотрит на этот мир лишь с позиции - рационально и не рационально. Она совершенно теряется на фоне её помощника, ворона. Третьего персонажа, что вызвал у меня восторг. Наглый, себялюбивый пернатый с наклонностями истинного подлеца. Вот уж кто в этом рассказе истинный антигерой. Но, как не странно, тоже весьма обаятельный.
ИМХО, один из персонажей мне показался лишним. Как будто автору было просто жаль не упомянуть о нём, ведь в первоначальной задумке он, похоже, играл более мощную роль.
" -Я желаю забрать этого кота! - выкрикнул низкорослый чернокожий шаман. Он решительно подошёл к сопернице, гордо блеснул поперечно торчащей в носу костью и отважно выпятил впалую грудь.
-Жела-а-ешь?!!- протянула фурия. - Так иди и возьми!
Подцепив отполированную кость двумя пальцами, словно крючками, смутьянка притянула смельчака к себе и собиралась встряхнуть как следует, но благоразумие и находчивость шамана оказались на высоте.
-Сдаюсь, сдаюсь! Ваш он, ваш! Всё равно, кот с таким дефектом бесполезен даже посмертно!!!
-Дефект у тебя в мозгах, живодёр! - громогласно возразила дикая ведьма."
Если разобрать отрывок, указанный выше, появление шамана вызвано необходимостью вставить в рассказ фразу о дефекте. Но лично мне в этом месте события показались излишне форсированными. Возникает закономерный вопрос - а где был шаман раньше? До появления Сары? Ведь автор упоминал, что выбор спутников в этом году проходил очень бойко, чтобы успеть уладить этот вопрос до появления ведьмы. К тому же внезапно возникший персонаж не мог не знать, с КЕМ имеет дело. На этом фоне он выглядит либо полнейшим идиотом, либо самоубийцей. Как мне кажется, чтобы ввернуть фразу о дефекте, не обязательно вводить нового персонажа. На то сгодятся и старые. Опять-таки, ИМХО.
Очень понравились портреты персонажей. Автор не только дал возможность сложить в голове нужную картинку-образ. Но и сама подача информации весьма ненавязчива. Описания её идут как напрямую, в тексте рассказа. Так и через призму восприятия персонажей. К примеру:
"Какая стать! - подумал, глядя на неё, жаждущий поступления абитуриент, - ах, эта кругленькая, розовенькая бородавка! Она будто только что изъятая из раковины жемчужина! А пальцы! Какие пальцы - невероятно вытянутые, замысловато изогнутые в коварном изяществе!"
Точно так же раскрывается перед нами мир рассказа. Лёгкими штрихами, оговорками. В первом эпизоде в воображении нарисовалась среднестатистическая квартира, пропитанная запахами домашней пищи. Школа, почему-то, представилась мне неким подобием закрытых английских учебных заведений для леди и джентльменов, но с более мрачным антуражем. Наверное, на такое моё представление повлиял последний эпизод рассказа. Когда я представляла себе церемонию выбора, перед глазами стояло большое подворье, устланное ровным газоном. А, как известно, главные ценители газонов - именно англичане. Впрочем, восприятие мира зависело от персонажей. Когда речь заходила о директрисе и вороне, представлялась мрачная лаборатория, обтянутая паутиной. Когда о Арончике - виделись светлые, уютные помещения, комнаты отдыха, аудитории.
Довольно оригинальной получилась сама система обучения и знания, которые давала эта школа.
Основным конфликтом данного рассказа служит вопрос - кто, чего и почему достоин? И имеют ли право остальные ставить на другом существе штамп несостоятельности? Этот конфликт обыгрывается со всех сторон, он пропитал этот рассказ, прокравшись во все сферы жизни показанного нам мира. Он вспыхивает то тут, то там, не давая читателю заскучать. Он прокрался в жизнь Сары, которая, как мне кажется, является в чём-то гораздо более достойным кандидатом на обучение и приобретение кота-помощника, чем иные особы, обладающие магическим даром. Он изрядно попортил жизнь Арончика, который стоит уважения гораздо больше, чем остальные его одногруппники. Чем та же директриса и уж тем более ворон, который, как мне кажется, подспудно чувствует свою духовную неликвидность, а иначе как объяснить его подлый поступок?
Идея тоже очень интересна. И обладает несколькими пластами. Всё как я люблю.
Все ли правила в нашем мире незыблемы? Или всё-таки нет? Ведь мир меняется, и течение времени так или иначе заставляет играть разумных по новым правилам. Так ли уж плохо быть белой вороной? Что такое, в сущности, неликвид? И существуют ли он вообще? Ведь если есть хоть одно живое существо, которое воспринимает тебя таким, какой ты есть - тебе уже глубоко начхать, кто, как и почему тебя считает вторым сортом. Главное, что для этого, конкретно взятого человека ты будешь самым-самым. Кстати, очень показательным в этом плане стал момент, когда у кота исчезли столь мешающие ему белые волоски.
Менее мощная идея, но от этого всё же не менее замечательная - если тебе не нравится окружающая действительность - измени её. В этом плане прямо таки хочется брать пример с Сары. Парочка лет порчи нервов преподавателей школы и вуаля - в её руках оказался самый лучший кот-помощник, которого только можно было пожелать.