Архитектура - это искусство возводить постройки. Эстетический аспект архитектуры для современного человека неоспорим. Но благодаря экскурсу в глубину веков мы убеждаемся, что потребность в эстетике имела особое место и в далекой античности. Именно тогда, задолго до Рождества Христова, появились монументальнейшие сооружения, получившие впоследствии название - Семи Чудес Света.
Тайна возведения некоторых из них существует и поныне. Подтверждением этому служит так называемая египетская пирамида Хеопса, которую ещё называют Великой пирамидой, так как по преданию она была построена богами, а архитектором ее мог быть бессмертный Гермес. Существует также версия, что самая знаменитая пирамида мира появилась десятки тысячелетий назад, и создавалась она как гробница самого Осириса. Пирамида имеет косвенное отношение к античности, потому что истинный способ ее возведения еще не скоро будет разгадан. Несомненно, что появление пирамиды, расположенной относительно Нила так же, как созвездие Ориона расположено относительно Млечного Пути, имело тайную предпосылку и являлось культовым по смыслу.
Сказочные Сады Семирамиды, пленявшие своей красотой древних вавилонян, были расположены во Дворце Навуходоносора около реки Евфрат. Они росли террасами, поднимающимися в виде пирамиды, и поэтому в просторечии назывались еще Висячими Садами. Имя их создателя не сохранилось, но символизировали Сады плоскости невидимого мира и посвящались богине любви и красоты Венере. Время не пощадило их, хотя память о грандиозном творении заложена в нас генетически, и потому современные архитекторы, следуя богатым вековым традициям и желая воссоздать божественную красоту, пытаются и теперь сотворить нечто подобное как символ вечно цветущего мира.
Величайший из древнегреческих скульпторов Фидий воздвиг грациозную статую главного бога Древней Греции Зевса. Неземной красоты произведение искусства было сделано из вполне земных материалов - золота и слоновой кости. В настоящее время сохранились лишь несколько древних монет, дающих общее представление о неповторимом творении рук человеческих.
В честь богини Артемиды, которую древние римляне называли еще и Дианой-охотницей, был возведен храм в городе Эфесе. Здание было построено из мрамора и представляло собой крышу, поддерживаемую ста двадцатью семью колоннами, каждая из которых была восемнадцатью метрами высотой и ста пятьюдесятью тоннами весом. Существует мнение, что данное неповторимое сооружение было разрушено черной магией, хотя орудием для разрушения был избран умственно неполноценный Герострат, который якобы захотел прославиться любой ценой и тем самым увековечить свое имя в истории человечества. Храм впоследствии отстроили, но первоначальный символизм его - рукотворное чудо архитектуры Ктесифона, жившего в пятом веке до Рождества Христова, - был утрачен. Строившиеся монументы в честь сильных мира сего уже тысячелетия назад озвучивали новые слова, которые и по сей день являются общеупотребимыми. Так еще в четвертом веке до нашей эры царицей Артемизией была воздвигнута усыпальница правителю Карий Мавсолу. Именно эта пирамида в Галикарнасе, архитекторами которой стали Сатирий и Пифий, преобразовала имя собственное "Мавсол" в имя нарицательное "мавзолей" и закрепила его в интернациональной лексике. И снова благодаря воле богов и искусности рук человеческих создается рукотворное чудо, посвященное планете Марс, что в очередной раз доказывает незыблемую связь между Землей и Космосом.
Еще одна гигантских размеров скульптура древности - статуя Колосса Родосского - возвеличила древнегреческую античность и художника из Линда Харета. Для запечатления в бронзе тридцатисемиметровой фигуры бога Солнца Гелиоса потребовалось двадцать лет упорной работы. Даже землетрясение, уничтожившее само колоссальное сооружение, не смогло уничтожить память о красоте и величии его.
Последним из Семи Чудес Света, зафиксированных историком Геродотом, а впоследствии упоминаемых и писателем Антипатром из Сидона, считается маяк с острова Фарос близ Александрии. Построен он был Состратом из Книда в третьем веке до Рождества Христова и достигал высоты в сто десять метров. Это сооружение даже в те древние времена обошлось его создателям очень дорого, так как было сделано из мрамора. Ослепляла красота маяка. Зажженный же огонь его был виден за многие километры. Из Семи Чудес Света это было самое высокое сооружение, и, конечно же, оно было посвящено Отцу богов и просветителю человечества - Сатурну, который, однако, будучи покровителем маяка, не смог уберечь его от землетрясения.
Все перечисленные Семь Чудес Света впервые были упомянуты в одном списке задолго до Рождества Христова. Их появление на Земле ознаменовало тайну, связанную с загадками Вселенной. Названные шедевры были отобраны человечеством и временем как не имеющие равных себе благодаря исполинским размерам, неповторимой красоте, драгоценной отделке и божественной символике. Но это не значит, что богатства и таинства человечества ограничиваются столь небольшим перечнем уникальных памятников архитектуры и скульптуры. Нам известны притчи о Вавилонской башне, построенной в форме зиккурата, об иерихонской трубе, разрушившей древний город, мы пытаемся разгадать тайны южноуральского Аркаима, древнеегипетского (под большим вопросом) Сфинкса.... И все это - с целью познания закономерностей жизни, в которой мы, увы, почти разучились быть разумными и благодарными носителями вселенской мудрости, исповедующими библейский принцип: "Не навреди!"
Как жаль, что в отличие от древних зодчих, современные мастера градостроения не всегда принимают во внимание месторасположение будущего строения, тем самым зарабатывая дурную карму и зданию, и людям, которые в дальнейшем будут его эксплуатировать. Недальновидно, пренебрегая опытом и знаниями предков, изучать только видимый ландшафт, то есть зримое пространство местности, где собираются возвести новостройки. Обидно, что в современной архитектуре практически забыто правило "золотого сечения", придававшее зданию особую гармонию, красоту и имевшее обязательный магический смысл.
К сожалению, практически утрачен символизм зданий, предполагающий наличие тайны во всяком сооружении. Современный дизайн, как правило, типичен и не всегда с пользой для человека и окружающей среды. Но он все же дает возможности возрождения вековых традиций, легкомысленно забытых нашими предшественниками. Поэтому так важно на современном этапе, располагающем определенным творческим и экономическим потенциалом, не забывать о культурологии, дающей знания о предыдущих эпохах и об исчезнувших цивилизациях, чтобы знания преумножать, а не уничтожать.