Девкин Сергей Николаевич : другие произведения.

Глоссарий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Справочник непонятных терминов и слов, встречающихся в текстах. Плюс оружейная и "механическая" галерея в иллюстрациях.

  Айты - коренная народность, населяющая побережье Холодного моря от северных границ Империи до бесконечных лесов Ледового Края. Айты многие века промышляли охотой и морским рыболовством, пока не попали под влияние своих более цивилизованных соседей с юга. Империя всегда активно защищала своих северных союзников и помогала им в различных вопросах. В документах императорского двора упомянутые территории уже обозначаются как провинция Айт, многие айты активно принимают подданство Империи, а в крепости Нэмуни находится резиденция особого чиновника "по делам заснеженных земель", являющегося, по сути, необъявленным дзито.
  
  Байдана - русский доспех кольчужного типа, напоминающий европейский хауберт, дополнительно усиленный нагрудными пластинами (в реальном мире); в Империи это кольчужный доспех сходного вида, в основном использующийся армейскими офицерами, богатыми десятниками и командирами отрядов наемников.
  
  Баскак - градоправитель тиданьского Кемерюка, избираемый советом тайша из числа зажиточных горожан. Ни один из степных каганов или нойонов не имеет права претендовать на этот титул.
  
  Батыр - уважительное обращение в языках всех степных народов к выдающимся и прославленным воинам.
  
  Босан - монах-отшельник, идущий Путем Созерцания.
  
  Варадзи - плетеные сандалии, азиатский аналог лаптей.
  
  Вариша - 1. Древнейшее сиртакское божество боли, войны, насилия, плотских утех и мести, "разделившееся" от переизбытка сил на пять малых воплощений, одним из которых стал он сам. Канонически изображался в виде огромного великана с огненными волосами и восемью руками. 2. Пятый и самый сильный апологет войны, покровитель мести и безумия. В главном эпосе предстает обычно как высокий кряжистый воин с шестью руками, в каждой из которых держит различные клинки, начиная от жреческого ножа и кончая "ростовой" зигвала. Одежду Вариша составляют только штаны и маска, сделанная им из своего предыдущего лица. Согласно классическим верованиям сиртаков, кровь Вариша и его близких слуг позволяет предтечам излечиваться от самых страшных ран, и обладает чудотворным целительским эффектом для всех простых смертных.
  
  Винея - сооружение осадного парка, представляющее собой подвижное укрытие от стрел в форме "палатки", в стенах которой часто делаются бойницы для стрельбы.
  
  Вунгай - древнейшая степная народность, которая считается предками всех жителей современных кочевых улусов. Во времена четвертого Императора Цы вунгай создали огромную и довольно развитую империю, просуществовавшую впоследствии около трехсот лет, но единственной памятью, которая сохранилась о них на сегодняшний день, кроме легенд и преданий, стал город Кемерюк.
  
  Вэнь - храмовая башня, расположенная в особом месте. В ней монахи проводят специальные геомантические ритуалы, оказывающие положительное гармоническое влияние на окрестности и скрепляющие земные недра, чтобы воспрепятствовать прорыву демонов нижнего мира на поверхность. В реальном Китае во множестве существуют башни вэнь-гэ и храмы, посвященные богу учености Вэнь-чану.
  
  Гахешу - сиртакское божество, второй апологет войны, покровитель ремесел, домашнего хозяйства, пьяного веселья, продления рода и прочих плотских утех. Являлся своим последователям в образе невысокого толстого человечка с кабаньей головой, четырьмя руками и чрезмерно выдающимся мужским достоинством. Книга "Семьсот откровений жрецам Гахешу" пользуется невероятной популярностью не только в Умбее, но и далеко за его пределами. Гахешу довольно мирное божество, почти как Шикава, и потому из всех "жертвенных ритуалов", он предпочитает, когда на его алтарь проливается кровь юных девственниц, лишающихся невинности.
  
  Гоу-жоу - кошачье жаркое, одно из главных национальных блюд народной кухни имперских провинций Чжу и Хэйдань, а также в северных землях Юнь. Кроме того, в Империи этим словом часто называют заведения, где подается упомянутое кушанье, или вообще всю "южную кулинарию", если хотят подчеркнуть ее экзотичность.
  
  Гуань - храмовое святилище в благотворительных учреждениях (в детских приютах, в домах престарелых, в школах слепых, в лекарнях, госпиталях и т.п. местах). В реальном Китае во многих "богоугодных" заведениях встречаются храмы и часовни, посвященные "народной" богине милосердия Гуань-инь, женского воплощения мужского образа бодхисатвы Авалокитешвары.
  
  Да-дянь - ломбард и выставочный зал торгового дома, расположенный обычно в районе центрального городского рынка или в купеческом квартале владельцев.
  
  Дакань - односторонний прямой меч; короче, гибче и легче обычного боевого меча с двусторонней заточкой, но не обладающий мощью и пробивной силой последнего.
  
  Даксмен - горная страна, заселенная одноименным народом. Власть в Даксмен принадлежит удельным вождям, которые в свою очередь подчиняются Духовному Совету, некой религиозной закрытой секте. Даксмены довольно агрессивны, но редко сами ищут драки или войны. Завоевать горцев пытались все ближайшие соседи, включая Срединные Царства, но каждый раз безуспешно. Именно Даксмен считается родиной духовных техник для обучения монахов-сохэй.
  
  Дзи - (досл. "государственная вещь") сословие воинов-"рабов" Императора. Каждый тайпэн или любой правительственный чиновник может быть удостоен чести иметь своего личного дзи. Дзи переходят от поколения к поколению, как часть наследства.
  
  Дзи-вэй - (досл. "особый дзи") личные телохранители Императора, лучшие из лучших воинов Империи. Их имена и происхождение держаться в тайне даже после смерти. Подчиняются дзи-вэй только Избраннику Неба и, лишь в редчайших исключительных случаях, Императрице. Командующий этого элитного сословия дзито-вэй имеет статус соразмерный с младшим личным советником Императора.
  
  Дзи-додзё - школа, где монахи и отставные офицеры воспитывают и обучают будущих дзи, в рамках Догмы Служения и вечной верности Империи. Все ученики школы официально выкупаются у их семей императорскими приставами за солидное вознаграждение.
  
  Дзито - правитель города или части провинции (досл. "высший дзи").
  
  Ётёкабу - тайные организации профессиональных преступников, действующих в пределах Империи и царства Юнь, а по слухам имеющие свои "отделения" и в прочих закатных землях, в государствах сиртаков и в крупнейших портах архипелага Тысячи Островов. Специализируются в основном на нелицензированной игорной деятельности, "черном" ростовщичестве, продаже дешевых (и очень некачественных) наркотических средств, контрабанде оружия, антиквариата и дорогих алхимических ингредиентов.
  
  "Зоркий глаз" - армейское жаргонное прозвище не-телескопических подзорных труб, широко распространенных во флоте Империи и в пограничных крепостях юга.
  
  Зерлаку - морской демон-скат, нападающий на корабли и разрубающий их днища острым костяным гребнем на спине. По некоторым историческим свидетельствам именно зерлаку повинен в исчезновении морских драконов. Самые отчаянные рейдзё всегда следует за этим чудовищем, перекинувшись синими акулами, и собирают остатки добычи, не заинтересовавшие демона-исполина.
  
  Зигвала - двуручный меч с чуть изогнутым клинком, имеющим одностороннюю заточку; широкого распространения не имеет из-за сложности освоения.
  
  Императорский всадник (наездник) - сословие потомственных воинов, составляющих элитные части императорской армии. Всадники обучаются в специальных военных школах, комплектуются оружием и доспехами с императорских военных складов, имеют лошадей из лучших императорских конюшен. Раз в пять лет всадник имеет право просить императорский двор погасить все имеющиеся у него долги (не превышающие годового жалования).
  
  Имперская аристократия - древние состоятельные семьи землевладельцев, ведущие свое происхождение от знатных родов времен династии Цы, или не менее известные молодые фамилии, появившиеся в последующие периоды. Многие тайпэны и правительственные чиновники имеют отношение к какому-либо роду аристократов, но согласно принятому "социальному этикету", за редким исключением, не рассматриваются как часть семейства, символизируя собой слуг Императора, а не его богатейших подданных, как в случае с остальной знатью. Существует пять общественных рангов аристократического достоинства. Чжэн-гун-вэй - высшая столичная аристократия, а также главы родов и самые почтенные представители династий следующего ранга. Чжэн-гун - столичная знать, от самых влиятельных до самых бедных, не входящих в первую категорию. Энь-гун-вэй - высшая провинциальная знать. Энь-гун - поместные землевладельцы и дети энь-гун-вэй. Самая низкая ступень - цзун, чьи представители стоят ниже придворных чиновников и армейских офицеров. Как правило, цзун либо становятся в виде наказания аристократы более знатных рангов, либо до цзун наоборот возвышаются выдающиеся простолюдины. Разница между "чжэн" и "энь" заключается, по большому счету, лишь в древнем праве первых владеть собственностью и вести "земельные" дела в пределах Хэйан-кё и провинции Хэйан.
  
  Имперская нация - официальное название народа Империи, включающего в себя порядка двух десятков национальностей. Основой имперской нации преимущественно являются родственные друг другу хэй, фуокан, кюрю, чжу, дань и чаан. Ассимиляция большинства других народностей обычно заканчивается их полным "растворением" внутри имперской нации. На сегодняшний день в числе "особенно выделяющихся" групп стоит отметить лишь многочисленных нееро, а также регулярно прибывающих в границы Империи айтов, даксменов, юнь и представителей различных кочевых племен (манериты, тидани и т.д.).
  
  Иллиций - священное растение в буддизме, чьими цветами украшают кладбища.
  
  Каймон - официальный "гражданский" костюм чиновников, хайтинов и офицеров императорского флота. У первых это длиннополое одеяние до самой земли, под которое надеваются легкие свободные штаны, рубашка и, как правило, подбитые деревянные сандалии. Флотский каймон состоит из узких штанов (брючного типа), длиннополого кителя (до середины бедра) и "морских" (непромокаемых) сапог.
  
  Камфорные кислоты - серная, азотная и некоторые другие виды кислот, получаемых имперскими алхимиками в ходе работы с камфарой и ее производными. Имеют огромное значение в производстве взрывчатых веществ для армии и в горном деле.
  
  Карабакуру - варварский низкорослый народ, обитающий в холмах и каменистых степях, лежащих в закатных провинциях Империи. Не слишком развиты, почти не занимаются земледелием и скотоводством, единого руководства или правительства не имеют.
  
  Каргёцу - настольная игра, близка по смыслу к го, а по форме к шахматам.
  
  Катабира - легкий кольчужный доспех, изначально предназначен для скрытного ношения под одеждой.
  
  Катха - боевой "танец" сиртакских жрецов; искусство, посвященное пяти апологетам войны, сочетающее в себе как чисто технические элементы, так и впадения в разные "состояния душевного равновесия", первоначально достигаемые через медитации, а уже в бою используемые служителями культа интуитивно.
  
  Кита-вэй - (досл. "плохое возвышение") ряд веществ и лекарств на их основе получаемых алхимиками из опиума. В перечень таких смесей и обезболивающих средств входят морфий, шугэ (кодеин), мацу (методон), "сырьевой" о-ген-ци (тебаин), ген-ци-рэ (бупренорфин), ген-ци-хэ (оксикодон), ген-ци-шу (нальбуфин) и ген-мацу (омнопон). Лучшее средство, применяемое при лечении наркотической зависимости, а также для блокировки воздействия упомянутых выше препаратов, создано на основе кита-вэй и чаще всего именуется "слеза мертвого демона" (налоксон).
  
  Кои - коварные демоны со специфическим чувством юмора, воплощающие наряду с кумицо, природный хаос и непостоянство. Сведения о том, как появляются кои немного, но общее мнение таково, что если радужный карп, океанский окунь или глубоководный удильщик проживает в три раза больше, отмеренного ему срока, то он превращается в кои. Рыбы-оборотни могут принимать облик, ничем не отличимый внешне от обычного человека, предпочитая яркие украшения и броские наряды. Несмотря на природную хитрость и любовь к дурным шуткам, кои восхваляют в преданиях как храбрых, умелых и беспощадных бойцов, готовых идти на риск и жертвовать собственными жизнями ради каких-то значительных целей. Легендарный "Кои-о-кои, предок всех кои" упоминается в хрониках Империи, как один из сподвижников первого Императора династии Цы.
  
  Кончар - длинный саблевидный меч, использующийся преимущественно различными кочевыми народами и жителями степных территорий.
  
  Куай-сё - военная джонка, представляющая собой узкое судно длинною в полторы сотни шагов, с десятью парами весел и двумя или тремя парусами. В основном используется в речных флотилиях Камо, Анхэ, Синцзян и Чаанцзянь. Экипаж составляет порядка ста пятидесяти человек, включая тридцать-сорок "солдат абордажа". Снабжена полудюжиной малых баллист и камнеметов.
  
  Кумицо - сказочный дух-оборотень, лиса-искусительница, а в некоторых историях еще и могущественный демон подземного мира. Предстает обычно в облике прекрасной женщины или многохвостой лисицы.
  
  Къёкецуки - очень большая и разнообразная группа "мертвых" демонов, питающихся человеческой кровью. Считаются потомками тех подземных чудовищ, что изредка вырываются в верхний мир. Къёкецуки нельзя стать по собственной воле или через какие-то ритуалы, им можно только родиться.
  
  Лим-бо - (досл. "сам себе щит") элитные воины царства Юнь, особенно отличившиеся в осадных сражениях во время южных Войн Объединения. Эти солдаты прославились своим бесстрашием и агрессивностью, и многие считают их берсеркерами, хотя опытные полководцы подмечают в рядах лим-бо железную дисциплину и строгое следование воинским кодексам Юнь. Как правило, эти бойцы невелики ростом, но плечисты, коренасты и невероятно сильны. Они идут в битву, облаченные с ног до головы в сплошной доспех из стали, который невозможно снять или одеть без помощи нескольких помощников. В былые времена кузнецы заливали в крепления лат лим-бо расплавленное железо, "расковывая" самих воинов только после боя, но последние полсотни лет для этих целей уже используют наборные винты. Любимое оружие лим-бо - огромные двуручные мечи-зигвалы и "осадные ножи" сашми на двухметровых стальных "древках".
  
  "Люди-медведи" - почти мифические обитатели далеких холодных морей, изломанных фьордов и непроходимых хвойных лесов, лежащих где-то по другую сторону Ледового Края. Неизменными атрибутами в рассказах о них являются "густые бороды", "медвежьи клыки и когти", "высокие белокаменные города, скрывающиеся среди хвойных чащоб", "опустошительные жестокие набеги" и "громадные корабли, которые бородачи-великаны перетаскивают буквально на руках из русла одной полноводной реки к высоким берегам другой". Дипломатический совет четвертого Императора из династии Джао после долгих изысканий официально утвердил факт реального существования этого народа.
  
  Мангусы - степные демоны, людоеды и жуткие твари. Кроме общеизвестных мангусов, схожих внешне с людьми, кочевники часто рассказывают легенды о крылатых мангусах, безмолвных чудовищах, нападающих в ночи на кочевья и вырезающих всех людей и животных просто ради удовольствия.
  
  Манериты - довольно крупная кочевая народность, живущая вблизи закатных границ Империи, некоторые кочевья периодически перемещаются по территории самой страны. Все каганы манеритов считаются вассалами Императора. Постоянные представители каганов живут в манеритском квартале города Сиань.
  
  "Мертвый" воздух ("горючий" воздух, "болотная хмарь") - метан.
  
  Мику-дзё - военная или торговая джонка, по сути, уменьшенная версия куай-сё, лишенная весел. Используется в основном только в открытом море.
  
  Мубаки - перчатки для скалолазания, снабженные специальным крюком-зацепом, идущим поверх кисти и крепящимся к запястью при помощи стального браслета.
  
  "Мягкое железо" - алюминий.
  
  Нагаяри - односторонний меч с длинным чуть изогнутым лезвием и рукоятью "в четыре хвата", как правило, крепится за спиной в специальных ножнах. Является излюбленным оружием сохэй в пределах Империи. Причины подобного предпочтения, равно как и само происхождение данного клинка, остаются одной из тщательно оберегаемых монашеских тайн. Впрочем, имперские сохэй не брезгуют и многими другими видами оружия, таким, как например, цзун-хэ или подкованные посохи, широко распространенные среди монахов страны Даксмен. В царстве Юнь монастырские воины обычно предпочитают сражаться при помощи сашми.
  
  Нагот - погребальный костер карабакуру.
  
  Нееро - одна из провинций Империи, находящаяся на стыке центральных и южных земель. Некогда являлась самостоятельным царством, трижды завоевывалась имперскими войсками и дважды поднимала успешные восстания. Окончательный захват Нееро произошел после года Больших Костров, когда армия под командованием тайпэна Йотоки полностью разорила край, уничтожив все поселения крупнее больших деревень. Коренные жители провинции, носящие одноименное имя, отличаются небольшим ростом, "широкой костью" и неприятно упрямым характером. Эта нация не является родственной остальным народам региона, в свое время нееро прибыли сюда с юга, как захватчики и морские налетчики. Полумертвый язык нееро до сих пор используется ими в большинстве названий и имен, также не существует официального запрета на разговоры или записи на нем, но окончательное исчезновение этого наречия в течение следующих нескольких столетий видится уже неизбежным.
  
  Нойон - знатный воин (тяжеловооруженный всадник) у манеритов, тиданей и других кочевых народов, стоит выше обычных нукеров, но ниже кагана и его братьев.
  
  Нукер - потомственный воин (конный лучник или пеший мечник) у кочевых народов, приносящий личную присягу роду и кагану, что впрочем, не всегда останавливает их при внутренних переворотах.
  
  Ну-бэй - раб, выкупленный у родной семьи, клана или кочевья. В Империи рабство имеет очень незначительное распространение и, как правило, в число ну-бэй попадают только представители сопредельных народов и самые злостные должники. Ну-бэй имеет право владеть ограниченной собственностью и заводить семью, его дети считаются свободными гражданами Империи. По истечении тридцати лет ну-бэй или его родственники могут приобрести у хозяина раба вольную грамоту, также сам хозяин может пожаловать ее просто в награду за верную службу. Абсолютными рабами, лишенными возможности освобождения и всяческих прав, становятся только клейменые преступники, но таких людей обычно сразу ссылают на рудники, а не выставляют на открытую продажу.
  
  Нэйгэ - полное бюрократическое собрание высших чиновников Империи, проводится в столице примерно одни раз в пять лет (бывает и реже). На нэйгэ оглашается текущая ситуация в стране, а также результаты различных экономических и административных проектов, осуществлявшихся в течение прошедшего периода. Вторая половина собрания посвящена разработке планов решения возникших трудностей и согласованию новых задач, поставленных сиккэном.
  
  Оокари - демоны-кинокефалы, чудовища с искаженными телами волков, имеющими антропоморфные формы или нечто близкое к ним. Чаще всего оокари связывают с именем Яджу, однако существует немало преданий о самостоятельных и свободных псоглавцах. Эти демоны всегда считались блестящими воинами и настоящими мастерами меча. По одной из легенд Фуокан именно у кузнецов-оокари люди украли секрет изготовления "холодной стали". Оокари также одна из обязательных фигур в даксменских сказках, предстающий там зачастую то, как дикий безумный зверь, то напротив как старое, мудрое, но очень циничное существо.
  
  Онгонги - злые степные духи, по поверьям собирающиеся в местах массовых захоронений, у скотомогильников и на полях великих сражений. Нападают по ночам на спящих путников и выпивают их жизненные силы. Говорят, что только шаманы, монахи и мангусы могут разглядеть этих существ. С мангусами онгонги также заключают частые союзы, служа им лазутчиками и охотничьими гончими.
  
  Осхе - пшеничная водка средней крепости.
  
  Пайцза - символ, амулет, пластина с изображением или что-либо подобное, имеющее какое-то скрытое значение. Часто использовались имперской армией в прошлые времена, и до сих пор является инструментом тайной императорской службы, а также разных сомнительных организаций и большинства купеческих домов.
  
  Пчелиные кислоты - обычная муравьиная кислота и некоторые ее "продвинутые" версии, используемые для консервации продуктов и в сельском хозяйстве Империи.
  
  Ракурты - агрессивный полукочевой народ, живущий вблизи северных и закатных границ Империи. Известны своей историей продолжительных и очень жестоких конфликтов с Нефритовым Троном, последний из которых случился менее тридцати лет назад. Эта северная война была развязана за узкую полосу плодородного побережья вдоль заливов Холодного моря, располагавших удобными бухтами для большого морского промысла. Войска Империи и племенное ополчение айтов сначала вымотали, а затем наголову разбили объединенные силы ракуртов, нанеся им серьезный урон в ряде небольших, но яростных и кровопролитных сражений. Одно из самых излюбленных "ремесел" ракуртов - работорговля, являющаяся главной причиной их взаимной ненависти с обитателями Империи. Лишь несколько каганов ракуртов являются вассалами Императора.
  
  Рейдзё - морские демоны, обитающие в глубинах. Внешне похожи на людей, но имеют зеленоватую кожу, перепончатые руки и жабры за ушами. Считается, что эти демоны любят нападать на корабли, застигнутые штормом, утаскивая людей в свои подводные замки, наполненные небывалыми сокровищами. Несчастных жертв демоны пожирают, но иногда предлагают служить им в качестве разведчиков на берегу. Сами демоны плохо переносят сушу, а без морской воды быстро усыхают и умирают. Считается, что многие взрослые рейдзё способны перекидываться в синих акул, а самые древние демоны могут даже принимать облик гигантского спрута.
  
  Рейчи - погребальное женское платье светлых тонов, использующиеся народами Империи и царства Юнь. В зависимости от богатства умершей, рейчи украшается бумажными цветами, аметистами и жемчугом.
  
  Сагух - слуга рейдзё, ранее являвшийся человеком. За верную службу этот разведчик, действовавший на берегу по поручениям своего хозяина, был награжден холодной кровью демонов, и теперь его жизнь навсегда связана с покровителем. Сагух живет, пока жив его рейдзё, а это не меньше нескольких сотен лет. От обычного человека его отличает постоянная подвижность, а также отсутствие сердцебиения и дыхания, хотя последнее опытные сагух могут мастерски имитировать.
  
  Самбука - крытая осадная лестница с железными или (реже) с деревянными зацепами, установленная иногда для устойчивости на подвижное основание типа винеи.
  
  Сашми - осадный нож, оружие близкое к копью, чей наконечник напоминает плоское лезвие большого ножа.
  
  Сигумо - демонический паук, как правило, женского пола. Согласно поверьям, обладает могущественной магией иллюзий и, кроме крови, как другие къёкецуки, употребляет в пищу человеческую плоть и внутренности.
  
  Сиккэн - высший императорский придворный чиновник, лично несет ответственность перед Императором за все, что происходит в Империи.
  
  Сиртаки - довольно многочисленная нация, занимающая огромный полуостров Умбей, расположенный к закатному югу от царства Юнь и к югу от страны Даксмен. Сиртаки поклоняются многоруким божествам, которые другие народы считают демонами, и делятся на несколько крупных государств, враждующих между собой, а также нередко вступающих в военные действия со своими северными соседями. Кроме того, корабли этого народа регулярно пиратствуют в Жемчужном море, несмотря на все заключаемые торговые договоры.
  
  Сохэй - монахи-воины, обученные в закрытых монастырях секретным техникам боя с оружием и без оного. Об искусстве этих бойцов ходит немало легенд, а еще, по слухам, сохэй столичного монастыря Рякудзи часто оказывают помощь императорской тайной службе. Сохэй несут свою службу во многих святилищах Единой Империи, царства Юнь и в пределах страны Даксмен.
  
  Срединные Царства - три крупных государства, расположенных к закату от Империи, на другом краю великой степи. Ведут активную продолжительную торговлю с купеческими домами Нефритового Престола и свободными городами Внутреннего Моря. Все жители Срединных Царств имеют смуглую кожу, но не настолько, как у сиртаков, и "большие" глаза. Власть в их странах принадлежит родовой аристократии, совмещающей статус высшего духовенства. В имперском Сиане есть знаменитый квартал выходцев из этих краев, где расположены легендарные ковровые мастерские.
  
  Ссыльный список - на самом деле представляет собой отдельное здание императорского архива, где хранятся списки на всех подданных Империи лишенных частично или полностью тех прав, которые полагаются им по статусу, за преступления различного характера. Как правило, те, кто попал в ссыльный список, жестко ограничены в возможности перемещения по территории Империи и во владении какой-либо собственностью.
  
  Суо - полуофициальный "парадный костюм" самурая (в реальном мире); в Империи представляет собой "гражданское платье" тайпэнов и армейских офицеров, обычно под него дополнительно надевается стальная кольчуга мелкого плетения, а в полевых условиях также ножные элементы доспеха и кавалерийские сапоги. Суо делят по внешнему виду на "мужской" и "женский", во втором случае это более длиннополое одеяние, почти достигающее земли, а широкий пояс заменяет собой косая перевязь.
  
  Тай-бо - (досл. "старший брат щита") мантелет, большой осадный (подвижной или переносной) щит, иногда с бойницей для ведения стрельбы.
  
  Тайпэн - (досл. "руководитель") полководец, в большинстве случаев потомственный. В принципе титул тайпэна может получить кто угодно, а уже к его сыновьям (или даже к дочерям) он перейдет, как часть наследства, еще при его жизни.
  
  Меч тайпэна - его "удостоверение", знак власти и благоволения Императора. Каждому новому тайпэну Император лично вручает меч, изготовленный придворными оружейниками. Если тайпэн является наследником другого тайпэна, то ему вручается практически точная копия изначального "фамильного" меча.
  
  Тайпэнто - военный советник Императора, единственный человек, чьи приказы для тайпэнов, хайтинов и офицеров превыше приказов сиккэна (досл. "высший тайпэн").
  
  Тайша - старейшина манеритов, тиданей, ракуртов и других кочевых народностей. Обладает большим авторитетом и судебной властью в границах родного улуса. Воле совета тайша не смеет противиться ни один каган или нойон.
  
  Тай-шаны ("горные шаны", "снежные шаны") - народность, живущая в высокогорье на закатном юге страны Даксмен. Их язык и традиции сильно отличаются от тех, что имеют другие обитатели региона, и чем-то отдаленно напоминают культуру древних народов чжу и фуокан. Тай-шаны горделивы и независимы, что приводит к частым конфликтам с даксменами и сиртаками. Государственным устройством у них является родовая военная диктатура, верховного вождя избирают общим собранием главы кланов и лучшие воины. Срединные Царства часто нанимают тай-шанов в качестве наемников для участия в своих внутренних конфликтах, поскольку те совершенно не замешаны в религиозных и родовых сварах последних. Имперские купеческие дома активно налаживают торговые пути с этим народом и даже имеют несколько отделений в столичной крепости тай-шанов Бирхаре.
  
  Тидани - многочисленный кочевой народ, живущий вблизи северных и закатных границ Империи. Большинство каганов тиданей считаются вассалами Императора. Имеют свою степную столицу - древний вунгайский город Кемерюк.
  
  Тысяча Островов - огромный архипелаг, расположенный к восходному югу от берегов Империи и царства Юнь. Острова заселяют многочисленные народы, раздробленные к тому же "внутри себя" на большое количество малых кланов, которые ведут между собой постоянные войны за территорию и морские караванные пути, а иногда и просто "по причинам оболганной чести". Архипелаг не имеет общего правителя, единой религии или объединенной торговой политики. Островитяне не славятся сильным войском, но зато имеют великолепный флот, объединенные набеги которого в былые времена опустошали побережья Умбея, Юнь и даже Империи. Самым известным товаром Тысячи Островов являются красные и рыжие листья таба, сбор которых используется ценителями в качестве курительных смесей.
  
  Тэккэй - в прошлом, странствующий торговец-коробейник. В свое время их объединения организовались в первые торговые дома, устроившие продолжительную серию локальных "конфликтов" за контроль над торговыми путями и многими городскими рынками, пока в происходящее не вмешался лично Император. Встретить тэккэй в первоначальном виде в современной Империи уже практически невозможно.
  
  Тэнгай - круглая соломенная шляпа, полностью закрывающая лицо. Имеет специальные прорези для глаз.
  
  Уваги - походная крутка, плотно прилегающая к телу.
  
  Хайтин - (досл. "воин воды") высший флотский офицер и личный вассал Императора. Хайтины командуют кораблями и небольшими речными флотилиями. В более крупных соединениях, действующих на море, руководство обычно поручено одному из тайпэнов, но иногда случались прецеденты производства кого-либо из флотоводцев в хайтинто (досл. "высший хайтин"). Положение хайтин в целом равнозначно должностям командующих гарнизонами и крупными войсковыми подразделениями. Титул хайтина не является наследным, но дети и племянники флотоводцев имеют льготы при поступлении в морские академии Хэйан-кё и Таури.
  
  Хайтин-хэ - длинный кинжал по внешнему виду сходный с цзун-хэ, но всегда изрядно украшенный. Является личным символом чести и благоволения Императора, вручаемым Единым правителем собственноручно каждому новому хайтину.
  
  Хмоси - немногочисленный народ, живущий на болотистом морском побережье в районе города Вонгбея, находящегося под контролем Юнь. Несмотря на оседлость, хмоси сохранили в своей культуре немало черт, унаследованных от океанских пиратов. Внешне довольно схожи с нееро и, вероятно, имеют общего предка.
  
  Хшмин - лесной народ, обитавший некогда на территориях нынешней провинции Хшмин. Все они были завоеваны Империей многие столетия назад и к сегодняшнему дню были практически полностью ассимилированы имперскими переселенцами. От самой хшминской культуры в одноименной провинции сохранились лишь некоторые элементы местечковой архитектуры, традиция украшать луки и копья резным орнаментом и мода среди охотников и лесных жителей на ношение грубых золотых ожерелий, в которых вес и размер ценятся более чем изящество и красота исполнения.
  
  Хэйан-кё - столица Империи, воздвигнутая на горе Хэйан. Самый огромный город в изведанном мире, чье официальное население на текущий момент превышает шестьсот тысяч человек, не считая тех, кто проживает в пригородах. Исторический, культурный, научный, бюрократический и торговый центр государства. За все тысячелетия своего существования Хэйан-кё захватывалась лишь трижды и только императорской армией.
  
  Чжэн-гун - столичная аристократия, имеющая права владеть землей в пределах Хэйан-кё.
  
  Чжэн-гун-вэй - высшая придворная знать из числа древнейших, богатейших и самых уважаемых имперских семейств, возглавляет чжэн-гун и имеет право владеть землей в пределах Хэйан-кё, а также торговать ею по своему усмотрению.
  
  Цзун - самая низкая из ступеней имперского аристократического сословия, к которой принадлежат простолюдины, возвышенные за особые заслуги.
  
  Цзун-гун - верховный евнух Золотого Дворца, занимающий главенствующее положение над всеми дворцовыми слугами. Не имеет места в официальной чиновничьей иерархии Империи, однако, зачастую оказывается в числе ближайших советников Императрицы.
  
  Цзун-хэ - (досл. "длинный нож для цзун") широкий обоюдоострый кинжал, используется как вспомогательное оружие, и может носиться всеми "оружными" сословиями.
  
  Цунари - круглый шлем ("шляпа").
  
  Цынь-гань - кочевой народ, имеющий общие корни с сиртаками. Свободно перемещаются по всему полуострову Умбей и южным территориям Срединных Царств. В царстве Юнь и в землях Империи подвергаются частым гонениям из-за того, что имеют репутацию воров, обманщиков и темных чародеев.
  
  Цяо-ба - (досл. "неожиданный удар") полевой литобол; в реальном мире осадная машина, стреляющая каменными снарядами по навесной траектории - "механический миномет". Активно использовалась в античной Греции, в Римской империи, в средневековом Китае и монгольскими завоевателями в период правления Чингиз-хана и Угэдэй-хана.
  
  Шабнак - оживший глиняный или деревянный идол, которого можно повстречать в северной лесостепи. Ракурты и другие обитатели этих мест утверждают, что эти идолы являются наследием какого-то древнего народа, обитавшего здесь задолго до них. Шабнаки лишены всякого разума и нападают на всех подряд без разбора. По легенде по-настоящему убить такое существо, чтобы оно больше не смогло возродиться, можно лишь громко назвав его истинное имя, спрятанное на берестяной дощечке в чреве чудовища.
  
  Шантари - принц морских глубин, один из многоруких предтеч сиртаков, третий апологет войны. Каноническое изображение - невысокий молодой воин с шестью узловатыми руками, облаченный в полные доспехи, стилизованные под раковины моллюсков; в четырех нижних конечностях держит кривые мечи, в двух верхних - абордажные крючья на цепях. Осторожное и разумное божество, никогда не вступающее в противостояние с противником, которого изначально не может победить силой или же хитростью. С готовностью покровительствует мореплавателям, приносящим ему соответствующие подношения, но предрасположен к спонтанным вспышкам агрессии и ярости. Использует морских демонов в качестве свиты и войска.
  
  Ше-до (ше) - струнный инструмент, азиатская вариация гуслей.
  
  Шикава - одно из наименее агрессивных божеств сиртаков, первый и самый слабый апологет войны. Представляется обычно в виде высокой женщины с шестью руками и в алой хламиде. Из оружия носит лишь дорожный посох, окованный железом. Это божество в основном покровительствует торговле (в том числе и нелегальной) и путешественникам, пользуется особым почтением у купцов, цынь-гань и контрабандистов.
  
  Шун-я - государственный ломбард при императорских военных складах, единственный тип ростовщических контор в Империи, которым разрешено принимать под залог оружие, доспехи и прочую боевую амуницию.
  
  Энь-гун - провинциальная аристократия, представители которой могут вести свой род даже от цзун. Обладают огромными правами и властью в пределах своего поместья. Большинство провинциальных приставов, ремесленных мастеров и купцов, не входящих в торговые дома, принадлежат к энь-гун.
  
  Энь-гун-вэй - высшая поместная знать, по влиятельности и власти почти равна с чжэн-гун, но представители энь, как правило, всегда гораздо богаче. Из числа энь-гун-вэй происходят практически все дзито некрупных городов.
  
  Юнь - царство, лежащее к югу от Империи. Достаточно крупное и политически устойчивое, чтобы представлять для северных соседей реальную угрозу. Ведет частые войны с магараджами сиртаков и периодически пытается вторгнуться в горный Даксмен. Несмотря на почти три столетия с момента возникновения из нескольких мелких государств, военных столкновений между юньцами и имперцами пока так и не произошло.
  
  Юртжи - степные лазутчики и убийцы, пользующиеся у кочевников большим почтением и уважением, хотя сами юртжи редко раскрывают себя даже внутри родного улуса.
  
  Яджу - долгое время считался самым почитаемым сиртакским божеством, поскольку является четвертым апологетом войны и ее непосредственным покровителем. От Яджу возводили свой род великие магараджи династии Таголов, он же был первым из предтеч, кто покинул сиртаков. Яджу единственный "многорукий бог" с двумя руками; в канонической традиции всегда был облачен в лямелярные тяжелые доспехи и конический шлем, вооружен копьем и щитом. "Лекарь-Яджу" является образом неканоническим, пользовавшимся, тем не менее, огромным почтением у простого народа. Жрецы Яджу всегда утверждали, что Врачеватель лишь один из безымянных слуг самого бога, но никак не его малая аватара. Личное войско Яджу состояло из самых разных демонов и чудовищ, наиболее известными из которых были оокари.
  
  Яри - копье с широким плоским наконечником.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"