(необходимое пояснение: эта статейка менее всего претендует на статус литературоведческой и не является приглашением развернуть дискуссию о детективном жанре, отнюдь. Её назначение - напомнить рецензенту, что существуют термины, которые многие из авторов и читателей детективных произведений трактуют примерно так, как сказано ниже. Давайте возьмёт за точку отсчёта выражение: "счастье - это, когда тебя понимают". Но понять можно, если собеседники вкладывают в определённое слово одинаковый смысл. Вот читает автор рецензию и натыкается на слово "арт" - заглядывает сюда и уточняет, о чём это говорится. Разумеется, коли захочет рецензент выразить знакомым термином нечто иное - ему предстоит дать своё определение, чтобы автор правильно понял. Иначе, какой смысл вотще сотрясать воздух?)
А теперь - к делу. Итак:
Что такое "детектив", как литературное произведение?
Существует множество определений, сходящихся на том, что "детектив" (от английского "to detekt"- раскрывать, обнаруживать) предполагает раскрытие некой загадки/тайны, чаще всего преступления.
Создавая детективный рассказ, повесть или роман, автор старается максимально заинтересовать читателя, показывая, как находчивости и предусмотрительности "преступника" противостоит проницательность"расследователя", кем бы он ни был - сыщиком, следователем, частным лицом, пострадавшим от преступления и т.п.
Отсюда, детективное произведение всегда состоит из трёх последовательных элементов: таинственное/загадочное событие - расследование - разгадка. Загадка может быть как угодно сложна - она будет разгадана, здесь вариантов нет, иного финала читатель не простит автору.
А вот собственно расследование - всегда выглядит разно. То перед нами разгадывание ребуса/головоломки, то методичный сбор и анализ фактов/улик, а порой - упорное движение расследователя по следам и преодоление жёсткого противодействия преступника.
Исходя из сказанного, можно вкратце и очень условно обозначить некоторые
общепринятые правила детектива
1. в основе сюжета всегда лежит злоумышленное (неумышленное) событие (чаще - преступление), окружённое тайной, которую следует раскрыть.
2. известные сразу доказательства указывают (как впоследствии выясняется, ошибочно) на виновность одного, а лучше - нескольких персонажей.
3. в центре внимания автора находится более-менее интеллектуальный (необязательно) поединок между силами добра и зла, которые олицетворяют расследователь и злодей.
4. расследователь собирает улики и наблюдает за персонажами (необязательно), пристально изучает материальные и психологические факты, логически рассуждает (обязательно), чтобы опровергнуть первоначальные выводы о виновности упомянутых выше персонажей (обязательно) и обнажить истину.
5. непосредственно в ходе расследования или загодя (по выбору автора) злодей противодействует расследователю, скрывая и уничтожая истинные улики или создавая фальшивые (необязательно).
6. расследователь приходит к верному решению (обязательно), которое должно оказаться парадоксальным или неочевидным (необязательно).
Специалисты до сих пор не определились во многом, что касается современного детективного жанра, поэтому вдаваться в детали не станем, а просто обозначим
примерный перечень поджанров, куда войдут:
- интеллектуальный детектив,
- исторический и ретро,
- арт-детектив,
- шпионский,
- гангстерский,
- политический,
- иронический,
- психологический,
- мистико-фантастический,
- полицейский,
- остросюжетный,
- нуар,
- боевик...
Различия между поджанрами существенны, но часто встречаются мутации или смеси, так что порой трудно определить, что предложено читателю. Вот примерные определения:
"Интеллектуальный" - расследование ведёт один расследователь, порой с недалёким помощником, опираясь исключительно на свои интеллектуальные (аналитические) способности, а потом объясняет (неважно, кому) ход своих рассуждений и умозаключений. Если преступление происходит среди ограниченного круга лиц - детектив называется "закрытым", а, вдобавок, и в замкнутом пространстве - "герметическим".
"Исторический" - события детектива вплетены в исторический контекст или расследуется историческая загадка (кто убил Петра 1? княжну Тараканову?),а среди героев присутствуют реальные исторические личности (см. Энн Питерс, Акунина, Юзефовича).
Разновидность "Ретро" - действие разворачивается в прошлом, но сюжет является вымыслом автора, хотя исторические личности могут фигурировать (мушкетерские боевики А. Дюма).
"Арт-детектив" - в центре интриги тайна, связанная с каким-либо предметом искусства/артефактом, и данный предмет является сюжетообразующим, то есть, присутствует загадка, происходит его похищение, ведётся розыск, и пр. (см. Йена Пирса - "Бюст Бернини", "Загадка Рафаэля", "Комитет Тициана", "Рука Джотто" и др). К нему близок "Конспирологический" - когда преступление в настоящем времени связано с чередой загадок, в том числе, и из прошлого (см. Дэн Браун).
"Шпионский" - показано противостояние разведчика и контрразведки (см. Ле Карре, Грэм Грин).
"Гангстерский" - вместо одиночки действует организованное преступное сообщество, которому противостоит разнообразный главный герой (см. голливудские фильмы).
"Политический" - суть преступления кроется в политической интриге, которую затеяли на самом верху, куда расследователю, ох, как нелегко проникнуть.
"Иронический"- авторское отношение к событиям и персонажам имеет выраженную вышеназванную окраску (см. Сан-А, он же Фредерик Дар, Вудхаус, Шарль Эксбрайя, Лео Мале и Хмелевскую, но не Донцову.
"Психологический" - упор сделан на описание отклонений в психике отрицательного персонажа, которые приходится учитывать расследователю.
"Мистико-фантастический" детектив следует традициям Э.По, когда расследователь сталкивается с чем-то нереальным/ малореальным, или когда ему противостоит существо/ личность, обладающая сверхъестественными силами и способностями.
"Криминальная история" - упор делается не на расследование, а на описание события, которое является преступным деянием с точки зрения закона.
"Полицейский" детектив - расследование ведёт группа профессионалов из правоохранительных или иных государственных органов, уполномоченных бороться с преступниками. Как правило, достоверно и подробно показана процедура ведения следствия, соответствующая эпохе и стране(см. всего "Мегрэ" Сименона). Разновидностью можно считать "Криминалистический" (не надо путать с "криминальным"!) - когда в центре повествоваания находятся эксперты-криминалисты, судмедэксперты и антропологи (см. Тесс Герритсен, Патриция Корнуолл, Джеффри Дивер, Кэти Райх).
"Остросюжетный"детектив - расследователь стремительно действует на грани своих сил и возможностей, постоянно подвергаясь непредсказуемой опасности.
"Нуар" - описание деятельности грубого/мрачного по внешности и поведению, но душевно тонкого расследователя или мстителя, (часто - бывшего специалиста силовых или правоохранительных структур), который на свой страх и риск ведёт борьбу с преступностью (как правило, в ночи и под дождём).
"Боевик" - невероятно "крутой", то есть, сильный, ловкий и удачливый расследователь победоносно раскрывает преступление, подменяя интеллектуальную (аналитическую) деятельность физическим воздействием на преступника и пособников (мордобой).
Два последних можно объединить в "Hard boiled" (сваренный вкрутую), как говорят не у нас. Собственно, никто не мешает рецензенту дробить или укрупнять, выбирать свой принцип классификации, на женский, детский и так далее - вольному воля...
Ссылка N 1 указывает на общеизвестное и во многом устаревшее, но всегда полезно перечесть старые манускрипты: