В целом повесть написана вполне грамотно, хотя язык автора не поражает яркостью и новизной образов, а от замшелых слов типа "сельсовет" веет чем угодно, но только не "нереалистическим детективом". Впрочем, понятно, что использованием таких слов автор старается подчеркнуть общую деградацию цивилизации. Что касается описания мира будущего, то автор вполне внятно излагает, что происходит на планете Земля после войны с Чужаками. И я, читатель, вполне готов принять эту игру согласно предложенным правилам. Принимаю также и тот факт, что люди в этом мире живут бок о бок с боевыми киборгами и ботхантерами, и отличить тех от других весьма затруднительно. Главный герой Тристан как раз и является тем самым ботхантером.
Но дальше с восприятием текста у читателя возникают серьезные проблемы. Внешне все на месте - имеется жертва (Купец), имеется расследователь (Тристан), а в конце, после нескольких ложных гипотез о возможных подозреваемых, обнаруживается и убийца (Рада). То есть, вроде бы перед нами произведение в жанре детектива. Но детективом этот текст является чисто формально. Ибо у читателя не возникает ни малейшей эмпатии ни к самой жертве, ни к другим персонажам (разве что к Раде, да и то не так, чтобы слишком). А без такой эмпатии персонажи, включая главного героя, да и вся история становятся совершенно неинтересны. Да и мотив убийства как-то очень уж мелок - необходимость раздобыть детальки (как говорится, бизнес и ничего личного). Впрочем, и само убийство происходит случайно. Рада просто не рассчитала силу удара. А, вообще-то, она хорошая, хотя и боевой киборг.
Словом, читатель (я) мается от скуки, читая страницы, посвященные "расследованию", и скорее всего прекратил бы чтение, когда бы не необходимость написать рецензию.
НО... рецензент должен признаться, что вместо натужной детективной линии ему куда интереснее было бы читать то, чего в повести нет, вернее, едва намечено - а именно историю любви между ботхантером Тристаном и Радой. Тем более, что Тристан искренне считает себя неспособным к осуществлению секса, поскольку у него другое предназначение - убивать киборгов. То бишь, он импотент (во всяком случае, считает себя таковым) - коллизия, заставляющая вспомнить "Фиесту" Хемингуэя. Правда, похоже, что Тристан заблуждается, ибо ему просто внушили мысль о собственной неполноценности, на что туманно, но неоднократно указывает ему истомившаяся по мужской ласке киборгиня Рада. Что ж, тем лучше, если так. Такой поворот сюжета, несомненно, был бы оригинален. Жаль, что автор фактически проходит мимо этой возможности, хотя и дает намеком надежду на продолжение любовной истории в будущем, когда Рада починит и приведет в порядок ботхантера.
Я бы настоятельно советовал автору развить эту, непрописанную, линию. И тогда, даже при сохранении без изменений чисто внешней детективной канвы, весь текст выглядел бы не в пример забавнее. Я вижу в таком развороте поистине головокружительные перспективы для стилизации, а то и пародии. Убежден, что многие читатели с удовольствием приобрели бы книгу о трогательной и смешной, а, возможно, местами трагической любви ботхантера Тристана и киборга Изоль... пардон, Рады.
Таким образом, резюмируя, могу сказать - полноценного детектива у автора не получилось. Но ему не стоит отчаиваться. Он легко может обратить относительную неудачу в шумный успех, если последует рекомендациям не в меру назойливого рецензента. Чего я ему искренне желаю.:)))
Рецензия на повесть "Болиголов" 2.
Постап. Мир после "Двухлетней войны", почему-то упорно читающейся как двухсотлетней, имевшей место между чужаками и людьми, в которой победили не люди. Но чужаки ушли, оставив после себя боевых киборгов и ботхантеров, предназначенных для обезвреживания все тех же киборгов, если последние бузят. :)
Люди и не люди пытаются выжить в силу и меру возможностей каждого. Города разрушены сильнее, глубинка пострадала меньше.
Главный герой ботхантер Тристан приезжает в небольшой населенный пункт расследовать убийство человека. Преступником может оказаться как киборг-болиголов, так и человек. Тристан проводит расследование. Он не занимается человеческими преступлениями и не разбирается в человеческих отношениях, ведь вся его жизнь - служение предназначению: уничтожать киборгов - убийц. Таким его создали. Поэтому в первую очередь он пытается определить к какому лагерю принадлежит преступник - людей или киборгов. Факты поначалу не однозначны.
Мир прописан крупными и точными мазками, читателю дается ровно столько, сколько необходимо. Нет затянутых объяснений, все, что нужно - показано. К месту проработанные детали, делают текст живым и достоверным: Тристан, уплетающий курицу, его любовь к сладкому и варенью (с пояснением), внешность, взаимоотношение с окружающими, описание техники, локаций, характеры второстепенных персонажей.
Повесть написана грамотно, текст не перегружен обилием имен, описания по делу, глаз ни на чем не застревает, читается легко и приятно. Померещилась одна опечатка. :)
Композиция линейная, скачков в хронологии нет. Ботхантер приезжает на место, собирает улики, опрашивает свидетелей, проверяет версии.
В самом начале расследования на бота нападают с целью поживиться деталями и Тристану помогает местная девушка-технарь Рада - приводит в чувство, чинит и штопает. Далее фоном повести идут взаимоотношения Тристана и Рады. Присутствует легкий и ненапрягающий намек на романтик. Инициатива исходит со стороны Рады, ботхантер если и знал про физиологию, то забыл, в текущую программу бота эта информация не попала.
Поначалу интерес девушки кажется странным, но читателю тут же подается теория, что киборги - модифицированные люди, кроме того Рада среди них выросла. Персонажам Тристану и Раде симпатизируешь.
Загадка вполне увлекательная. На мой взгляд детектив получился. Имеются ложные версии, которые Тристан добросовестно отрабатывает, и ложные подозреваемые: напавшие на Тристана в начале, помощник убитого Игорь.
Ботхантер встречается с напарниками и поставщиками убитого, выясняет все о мистической покупке жертвы, проверяет возможные варианты - убит человеком при помощи оружия киборга (что проверяется и обнаруживается в первую очередь), убит киборгом. Прорабатывает и причины убийства - конкуренция, с целью ограбления, по неосторожности или преступление было спланировано. Умозаключения Тристана понятны и логически обоснованы.
Твист перевертыш в финале, когда Рада оказывается и киборгом, и убийцей, хорош и малопредсказуем. После второго прочтения замечаешь улики и подсказки, ведущие к такому повороту сюжета.
Подается точка зрения Рады - на нее охотились, хотели забрать энергоядро, убийство в ее случае - самозащита. Девушка - киборг хотела тихо мирно жить среди людей, помогала им с техникой, в общем-то никого не трогала. И этому почему-то веришь, симпатизируешь Раде больше, чем жертве. Хотя, мне вообще импонируют девицы, умеющие разбирать с механизмами и не испытывающие любви к кулинарно-бытовому делу. :)
Концовку можно назвать оптимистической, если Раде удастся "починить" практически уничтоженного Тристана и перепрограммировать на нормальную жизнь, у этой парочки, не смотря на случившееся, есть будущее.
Произведение понравилась, однозначно можно рекомендовать к прочтению. Из недостатков, для повести объем несколько маловат, это скорее рассказ, чем повесть. Прочитав, подумалось: хорошо, да мало.
Рецензия на повесть "Болиголов" 3.
1-Сюжет и композиция.
Сюжет чем-то отдалённо напоминает историю ведьмака Геральта - главный герой, отличающийся от обычных людей, охотится за некими враждебными существами - ботами. Даже встречающееся в тексте "Предназначение Тристана" прямо указывает на вторую книгу о ведьмаке.
"Болиголов", как мне кажется, не совсем подходящее название для этих ботов. Когда я только приступал к чтению, и увидел название, то подумал, что это будет мистическо-магическое фентези, уж сильно это слово напоминает название какой-нибудь колдовской травы. Но это воля автора.
Повествование начинается неспешно. Сельсовет, линолеум в коридоре, седой дед - все эти мелкие детали дают нам понять, что мы оказываемся где-то в русской глубинке, небольшом городке. Мы расслабляемся, вчитываясь в строки... как вдруг - "ботхантер"! Словно обухом по голове! Это слово смотрится настолько чуждо в тексте, как только может смотреться белый европеец в толпе негров! Даже "аэробайк" не вызывает таких эмоций, как "ботхантер". На мой взгляд, тут больше подошёл бы русский "ловчий", например - смысл слова от этого не поменялся, но стал бы ближе к уху русского читателя. Но это, опять же, воля автора. Ему виднее.
Авторский мир всегда состоит из мелких деталей, описывающих этот самый мир, и благодаря которым читатель проникается текстом. И вот к этим самым деталям возникают логичные вопросы. Зачем киборгу есть консервированную тушёнку? Он же не человек, и существует благодаря энерго-ядру. Далее, описывается будущее (недалёкое) с аэробайками и киборгами... но при этом многие торговцы ведут рукописный учёт в обычных тетрадках. Видимо, в описываемом мире высокие технологии не коснулись малого бизнеса. Далее, нарождающиеся отношения Тристана и Рады слишком наиграны - пара дней прошла, а она уже убегает в слезах, когда он что-то не то сказал, а он в свою очередь вдруг сжимает в ревности кулаки, услышав, что она раньше встречалась с другим. Из-за этой наигранности постельная сцена выглядит ненужной, так как она не несёт никакой смысловой нагрузки.
2-Язык, стиль и слог.
Ровно. Но иногда главный герой как-то резко-рвано перемещается из одной локации в другую. Мне не хватило художественных описаний того же окружающего мира.
3-Качество загадки и расследования.
Из предложенных вариантов в номинации "Нереалистический детектив" это произведение, пожалуй, единственное, которое можно назвать стопроцентным детективом (не буду говорить за себя). Уже за одно это его можно выделить среди остальных работ. Есть труп. Есть подозреваемые. У каждого из них есть мотив и возможность для убийства. Как и следует в таких случаях, автор по ходу повествования старательно уводит читателя от главного злодея, не акцентируя на нём внимания. Хотя, признаться честно, прочитав до половины, я смог догадаться, что убийца - Рада, и даже более того, почти такой же киборг, что и Тристан. Это стало вырисовываться после того, как было указано на беспорядок на кухне ("будто она ею вообще не пользовалась"), и на то, как за ужином она почти не прикоснулась к еде. Тем не менее, я вижу, что автор действительно старался запутать читателя.
4-Общее впечатление.
Понравилось. Несмотря на мелкие недочёты, чтение этого рассказа доставило мне удовольствие. Было мало, но понравилось.