Название зловещее, но повесть больше похожа на пародию, чем на серьезное произведение. Язык корявый, текст изобилует повторами и "былизмами", многочисленные "мужчина" и "женщина", режут глаз.
Герои - Светлан и его дочка Настя - едут в город "Лукоморск" на крайнем севере, который вполне соответствует названию и оказывается сказочным по многим параметрам. Город - утопия, расположен в кратере, образованного от падения метеорита, там тепло, как на юге, а жизнь, на первый взгляд, прекрасна и удивительна.
В повесть зачем-то вплетен политический контекст: гг - бежит из Украины с маленькой дочкой, жена его бросила, вернулась в Украину. Факт явно лишний, ничего не добавляет ни расследованию, ни детективу, не влияет на развитие сюжета и не раскрывает характера персонажа.
Светлан в чине майора, надо полагать, полиции, приезжает в Лукоморск на работу. Фамилия его нового начальника Дурилов, намекает на предстоящую интригу. На мой взгляд начальника можно было оставить и без фамилии, ибо фигура эпизодическая, особой роли в повести не играет. Яркая фамилия только оттягивает на себя ненужное внимание.
Работать Светлана берут с понижением - оперативным уполномоченным. Но администрация предоставляет благоустроенное бесплатное жилье - дом с бассейном, еще раз повторюсь, город - утопия.
Коллега Светлана делится информацией, что в Лукоморске пропадают люди, намекает, что не все благополучно и некоторых находят "по частям". Светлан никак не реагирует и даже не настораживается.
В первую же ночь на новом месте с героем приключается необычное. Молодая девушка, сначала пытается войти к оперативнику во двор, но наткнувшись на хозяина, уходит в лес, который как раз начинается за участком Светлана. Оперативник следует за ней, видит странные огни, возвращается в дом, и вооружившись кухонным ножом, снова идет в лес. Находит спрятанную машину, определяет номер. В лесу обнаруживается пещера, а сам Светлан становится свидетелем непонятного ритуала. Участники действа уезжают, а полицейский, поборов, хм... дрожь в коленках и замирающее от страха сердце, входит в пещеру, где находит человеческое тело, завернутое непонятно во что и измазанное кровью. Неизвестно живой человек или нет. Светлан не проверяет и помочь не пытается. Опознав под тряпками плотно закрытые глаза, как женские (это по каким признакам?) бедняга оперативник борется с приступом тошноты - слабонервный у нас майор - и спотыкаясь от страха, возвращается домой приводить себя в чувство. Отдышавшись, вспоминает о номере машины и записывает его, а уже после вызывает коллег.
Пещеру осматривает и изучает полиция, но предполагаемая жертва загадочно исчезает, и ничего, кроме странных рисунков в пещере не находят.
Вскоре в милицию попадает заявление о пропаже девушки, в которой Светлан узнает ночную знакомую. Он начинает расследование: встречается с родителями пропавшей, узнает о ее друзьях и парне, о странных звонках и прогулках. И только после этого забывчивый оперативник находит записку с номером машины, в которой уехали подозреваемые. Горе расследователь не сразу соображает, что это такое, а вспомнив называет себя идиотом. Читатель с ним соглашается.
Машина принадлежит парню пропавшей, но разговора не получается. Бойфренд отказывается отвечать на вопросы и сообщает, что запуган подружками пропавшей. Светлан храбро бросается на поиски подруг.
Выглядит нелогичным, что о номере машины Светлан никому не сообщает и бойфренда полноценно не допрашивает. А ведь Светлан ведет дело официально. Так же странно проводится и разговор с подругой. Оперативник, будучи уверенным, что подруга причастна к исчезновению, сначала пытается ее припугнуть, но поведясь на слезы девушки, соглашается встретиться с ней и подельниками в полночь в пещере, естественно не сообщив никому.
Горе оперативника магическим образом бьют по голове, обкладываю тряпкам и укладывают в пещере (так же, как и пропавшую девушку). И тут вся компания преступников, во главе с подругой во всем признается. Девочки практикуют магию, пропавшая хотела запретного, поэтому наказана и будет кошкой гулять в течение пяти лет. Наказание для оперативника за любопытство - год побыть зайчиком. Бедняга, конечно, пугается, взывает к жалости, прикрываясь дочкой, и его отпускают. А на следующий день, под предлогом, что оперативника не лишили памяти и жизнь оставили (какая жизнь, речь вроде же шла о годе в зайчиках?) уговаривают провернуть аферу - купить липовый билет на имя пропавшей, а подруги скажут родителям, что девушка уехала на пять лет. На что оперативник соглашается.
С точки зрения хэппи энда для родителей такой ход повествования понятен, с точки логики работы правоохранительных органов - не очень. Вообще, это какая-то новая детективная мода идти на сговор с преступником. В последнее время мне попалось несколько детективов с подобным контекстом. :) Но когда фигурируют частные лица, это выглядит не так дико, как в случае с полицией.
Повествование линейное, интрига простая, ложных ходов и подозреваемых не обнаружено, игры с читателем не происходит. Расследование выглядит карикатурно, герой не отличается сообразительностью и симпатизировать ему сложно. В итоге понимаешь выбор его жены. Удивительно, если бы она его не бросила.
Что понравилось, так это концепция чудо-города. Сама идея поместить оазис в практически непригодных для жизни условиях - удачная находка. И то, что город в целом изолирован от окружающей среды, делает его хорошим плацдармом для разработки утопии. Если это направление расширить, получится интересный мир. А если улучшить стилистику написания, детективную линию и усилить абсурдную составляющую, из произведения можно сделать неплохую пародийную повесть. Надеюсь, автор не писал серьезно. :)
Рецензия на повесть "Хуже смерти" 2.
Как ни странно, но, несмотря на массу несуразностей и несостыковок, читать про странный город Лукоморск, расположенный в кратере, было интересно. Жаль, что автор не продолжил в том же духе, ведь могла бы получиться новая версия "Затерянного мира" Конан-Дойля. С удовольствием прочитал бы, например, про ящеров в заповеднике. И, наверняка, в этом городе проводятся невиданные научные эксперименты, способные раскрыть нам доселе неведомые тайны мироздания. Тоже было бы интересно о них узнать. Правда, тогда не было бы детектива. Да и бог с ним. Детектив как раз совсем не получился.
Начнем с нашего Шерлока Холмса. Автор пожелал наградить его вычурным именем Светлан. Зачем? Чтобы утеплить образ? Положим. С этой же, видимо, целью он оказывается еще и отцом-одиночкой. Так нет, не утепляется. Абсолютно ходульный персонаж с мутной биографией. Беженец с бандеро-фашистской Украины, работник правоохранительной системы (уж не из отряда ли "Вымпел"?), заброшенный на крайний Север. С женой развелся, и та по его словам вернулась в Киев (хотя раньше жили они у Черного Моря - несостыковка). У читателя мелькает мысль (и надежда), что вот она - завязка. Наверняка, тут и кроется преступление. Убил С ветлан жену, а теперь заметает следы. Но к чему тогда экзотический Лукоморск? И люди, бесследно в нем исчезающие, о чем нас заранее информируют? И зачем появляется злокозненный начальник в звании капитана с "говорящей" фамилией Дурилов?
Нет, похоже, жену Светлан не убивал, а если и убил, то это остается за рамками повествования. По всему видать, что героиней (или жертвой) будет таинственная девушка, забредшая ночной порой во владения Светлана, дабы углубиться в темный и страшный ночной лес. И, конечно, Светлан, не утративший за годы службы детского любопытства, устремляется за ней, безоружный, ибо здесь явно скрывается какая-то страшная тайна.
Да, он не ошибся. И антураж соответствующий - женские фигуры в капюшонах и с факелами. Правда, картину таинственного ужаса отчасти разрушает старый, но в хорошем состоянии ситроэн. Зачем он тут? Но вот и пещера, вкус крови. Да, не иначе, девушку убили. Она стала жертвой жестокой секты сатанистов? Бедная девушка с зелеными глазами. Правда, тут же дочурка майора знакомит его с приблудившейся кошечкой с ярко-зелеными глазами. Невольно возникает гипотеза, не обратилась ли зеленоглазая в эту милую кошечку? Да, проницательный читатель не ошибся, именно так. Но прежде, чем ему это прямым текстом сообщат, надо будет преодолеть некоторое число страниц, где нелепость громоздится на нелепости. Тут тебе и явный, судя по телефонному разговору, психопат Егор, затем впадающий в непонятную прострацию, ибо лишен своего колдовского дара. Тут и подруги, на поверку оказывающиеся ведьмами, впрочем, и на лицо прекрасными и добрыми внутри. Оказывается, страшный обряд, свидетелем которого оказался Светлан, это наказание, которому подвергается юная ведьма за чрезмерную инициативность. Ее превращают в зеленоглазую кошечку сроком на пять лет. А потом она снова вернется в свое, правда, постаревшее на пять лет тело. Наказание, если вдуматься, довольно жестокое, тем более, что не факт, что за эти пять лет с бездомной кошкой не случится чего-нибудь нехорошего. И что тогда? Да и бедный Светлан должен превратитьс я в зайца. Правда, всего на год. Но тоже ведь рискованно - а вдруг его за это время настигнет пуля какого-нибудь охотника? Правда, превращения в зайца Светлану удается избежать, ибо сердобольные ведьмы не могут допустить, чтобы его дочурка лишилась отца (пусть и на год, но все же...) Словом, все кончается хорошо. Даже родители исчезнувшей девушки спокойны, ибо уверены. Что она просто уехала. То-то будет радости, когда через пять лет она объявится.
Словом, вся история выглядит, как беспомощная попытка автора связать концы с концами. Но зачем их связывать? Весь текст можно было бы спасти, а недостатки превратить в достоинства при одном условии - если бы автор превратил его в откровенную и "отвязную" пародию и сделал это легко и весело. Но этого, увы, не случилось. Впрочем, возможно, это тугодум-читатель (он же рецензент) просто не сумел оценить по достоинству шутку юмора?
Рецензия на повесть "Хуже смерти" 3.
"Казалось бы, буквально вчера ты жил на берегу Чёрного моря. И всё было хорошо. Но вот сложилось так, что теперь ты вынужден бежать от войны ради ребёнка, и искать работу в другой стране, которая не смогла предложить ничего лучше, чем жильё и должность по специальности на Крайнем Севере. В месте, где люди не живут, а выживают".
Такова завязка рассказа. Мужчина с удивительным именем Светлан и его дочь Настя вынуждены отправится куда-то в Лукоморск, расположенный в Заполярье, восточнее Воркуты, севернее Уральских гор, на берегу Карского моря. Не пытайтесь отыскать этот город на карте, по таинственным причинам его там нет, равно как и никакой информации о его невероятных особенностях: Лукоморск спрятан в гигантском кратере когда-то упавшего на Землю метеорита, в результате которого магма и горячие источники оказались рядом с поверхностью. Вкупе с воронкообразным рельефом это привело к образованию особого тепличного климата, благодаря которому городок утопает в зелени и благоухает цветами. Однако, несмотря на отсутствие информации об этой загадочной гиперборее, Лукоморску не чужда цивилизация: сталинский ампир с атмосферой ночного азиатского мегаполиса, несколько НИИ, монорельсовая дорога, автомобили и даже интернет! Таким образом, место ссылки оборачивается курортом для ничего не подозревающих гостей.
Описание волшебного чудо-города настраивает на предвкушение чего-то особенного, но дальнейший сюжет, к моему сожалению, без труда можно поместить в декорации любого обычного населенного пункта. Главный герой - следователь в звании майора полиции, а гугл подсказывает, что профессия достаточно востребована на рынке труда, так что странно, что страна "не смогла предложить ничего лучше, чем жильё и должность по специальности на Крайнем Севере". По прибытии он практически тут же получает задание - расследовать исчезновение девушки, и вот совпадение: буквально в день приезда он столкнулся с нею возле своего нового "казенного" дома. Василиса - именно так зовут исчезнувшую - на его глазах посреди ночи отправилась в лес, где попала в руки пятерых неизвестных фигур в шерстяных (!) плащах с капюшонами, шествующих между деревьями с факелами в руках. А несколько минут спустя несчастная обнаруживается лежащей в пещере, обмотанная тряпками, пропитанная составом из крови и каких-то трав, а еще позже - снова таинственно исчезает. Светлан проводит довольно дилетантское расследование и в финале мы получаем ведьм, называющих всех и за все превращениями в кошек, зайцев и бурундуков. Главному герою грозит та же участь, но одна из ведьм, сама выросшая без родителей, в порыве жалости к Насте - дочери Светлана - отменяет экзекуцию и обеспечивает повести счастливый хэппи-энд.
Итак, почему же расследование дилетантское?
Визит к родителям мне показался более-менее убедительным, кроме того, что Светлан не делает тщательного осмотра комнаты девушки (каких-то личных вещей) и не выясняет точное название института, в котором училась Василиса, факультет, номер группы. Очевидно же, что, если родители не знают совершенно никого из окружения дочери, то одногруппники и преподаватели могут что-то подсказать. Однако позже, вместо того, чтобы отправиться в институт и у руководителя группы/ректора получить список учившихся с Василисой, разыскать и опросить каждого, следователь ограничивается посещением всего лишь одной - Кристины Смирновой, чудом отыскав в ее профиле социальной сети фотографию с места работы.
Между делом наш герой вспоминает про номер автомобиля, замеченного возле той самой пещеры, где он сам, Светлан, видел девушку живой. Пьяный хозяин по телефону признается, что он жених Василисы и ЗНАЕТ ПРАВДУ, но только не хочет говорить. Вместо того, чтобы доставить свидетеля (а может, уже подозреваемого?!) в участок и устроить официальный допрос, следователь заглядывает в гости, ненавязчиво задает несколько бессмысленных вопросов и, ничего не добившись, просто уходит!
Следующий свидетель - Кристина Смирнова, с которой Светлан долго жеманничает, вместо того, чтобы четко представиться и опять-таки официально вызвать на допрос. Девушка тоже признается, что кое-что знает, но раскрыть тайну соглашается только в полночь возле той самой пещеры. И следователь, которому во что бы то ни стало нужно доказать начальству свою профпригодность, соглашается!
Собственно, на этом следствие можно считать законченным - Светлан не предпринимает больше ничего для выяснения обстоятельств исчезновения Василисы. Он доверчиво отправляется к пещере, где попадает в лапы ведьм и становится свидетелем их необъяснимой волшебной силы. Именно благодаря их рассказу, а не сбору улик и логическим измышлениям, становится известно, что Василиса также была ведьмой и, провинившись, подверглась формИрованию в кошку сроком на пять лет в качестве наказания. Егор, попытавшийся оспорить решение ведьмовского суда, сам попал под раздачу и на тот же срок лишился магической силы, что для колдуна хуже смерти. В конце концов, сжалившись над горемыкой-отцом и отпустив его ради дочери, ведьмы все же маскируют пропажу товарки-одногруппницы: одурманив кассира, внушают ему, что два дня назад он продал Василисе Воротынкиной билеты на поезд, и даже каким-то образом заставляют ввести "в компьютер" данные о продаже задним числом.
Можно ли назвать повесть "Хуже смерти" детективом? Нет. Ни читатель, ни даже главный герой произведения не смогут самостоятельно прийти к разгадке без финального признания ведьмы. Из улик имеем: ночное шествие с факелами пятерых неизвестных, пещера с утоптанным полом и символами на стенах, ритуал с пахнущей травами кровавой жидкостью и пеленанием человеческого тела, подруги жертвы, выдающие себя читателю только тем, что их пятеро, жених, переходящей из состояния алкогольного буйства в апатию (у многих, кстати, так и бывает после употребления крепких напитков), и его автомобиль. Из всего этого можно сложить сколько угодно не противоречащих условиям версий, а должна быть только одна.
В тексте много наивных, непродуманных моментов, мешающих погрузиться в атмосферу повести и поверить в происходящее - а читатель должен, несмотря на то, что произведение номинировано в "Нереалистичном детективе". Перечислю все, что вызвало у меня сомнения:
- Следователь, майор полиции, для которого работа нашлась только на Крайнем севере, в загадочном городке Лукоморск. Было бы логичней, если бы Светлан был ученым, приглашенным на работу в упомянутый институт имени Василенко как специалист в палеозоологии или палеоботаники (кстати, с этим лучше вязалось его последующее поведение);
- Довольно странно будущему начальнику при первом знакомстве сообщать личную, почти интимную информацию о жене: "Мы ругались. Она срывала злость на мне. Это раздражало меня, что стало косвенно отражаться и на моей работе. Мы... мы разошлись с ней";
"Воспользовавшись ножом, он отрезал кусок ткани и отогнул его. Он едва не отпрянул от ужаса, увидев под тряпкой человеческое тело. Под полоской ткани были глаза" - не думаю, что ножом реально можно отрезать кусок ткани, - скорее, вспороть ткань и в щель увидеть глаза - но не человеческое тело;
Очень странно для следователя испугаться женского тела и сбежать вместо того, чтобы проверить дыхание и пульс; из дома звонить не в скорую, а своему сотруднику; вернувшись, караулить у входа, а не пытаться оказать первую медицинскую помощь;
"Немудрено ли, впервые он так надолго оставляет Настю одну" - девочке семь лет и на дворе середина января, она разве не ходила в детский сад и не пошла первого сентября в школу вместе со сверстниками?
"Цветы. Вы пришли купить цветы, разве не так? - тепло улыбнулась девушка, оперевшись на стеклянный прилавок. - Я сразу задаю подобный вопрос, чтобы клиент не успел сообразить, и в итоге взял не то, что нужно" - сомневаюсь, что такой вопрос хоть кого-то способен сбить с толку; и потом, в итоге все равно покупаются ЦВЕТЫ, которые можно подарить и девушке, и коллегам по работе;
Ну и финал. Ведьмы просто поленились изначально замаскировать исчезновение Василисы указанным способом? Кстати, введение данных о продаже билетов имеет смысл именно в день пропажи, у билетов есть даты, нумерация, уверена, что задним числом продать билеты невозможно в принципе. Зачем вообще нужны формИрования, если можно на время отобрать дар, - ведь проблем так гораздо меньше? Тем более, что пропавший следователь, ведущий дело о пропавшей девушке, вызовет еще больший цепной интерес к пещере. Что и кому мог рассказать Егор, если ведьмы уверены, что никто в такое не поверит? Зачем превращать в зайца на год, ведь, чтобы испугать и отвадить, достаточно было и на денек-другой это сделать. Почему бы не наложить охранное заклинание или просто не построить забор вокруг пещеры? Светлан наверняка не первый и не последний любопытный, особенно, после всех этих демонстративных шествий с факелами и шерстяными плащами (кстати, как он разглядел в кромешной тьме, что плащи - шерстяные?).
Читается текст довольно легко, но периодически удивляют неудачные речевые обороты:
- "Тьма украла не только свет, но и биологические часы" - тьма не крадет свет, а заменяет его собой; а биологические часы вообще украсть невозможно. Лучше немного поправить предложение;
- "Всё пространство, насколько хватало глаз, было заросшим отдельно стоящими деревьями и кустарником";
- "Ещё через три километра, когда дорога по склону кратера постепенно спустилась к самому его низу, на равнину, дорога повернула влево, к озеру" - когда дорога спустилась, дорога повернула;
- "Одновременно с окраиной Лукоморска, застроенной частными небольшими домами, расположенными слева, справа от дороги выросли высокие серые стены зданий" - одновременно с окраиной выросли стены;
- "с коротким ёжиком на голове" - понятно, конечно, о чем речь, но все же с ёжикам лучше быть аккуратнее;
"внимание его привлекла машина в окне" - в окне может быть стекло, или в окно можно что-то увидеть;
"среди деревьев тянется тонкий свет оранжевых огней" - между деревьев струится, льется, просачивается;
"он пристальнее вгляделся в стволы деревьев";
"процессия из пяти человек, разглядеть которых не представлялось возможным" - но ведь разглядел? Может, разглядеть не удавалось лица?
"Спустя пару минут огни неожиданно исчезли. Будто их резко погасили, опустив в воду. Или как если бы их носители скрылись... за углом? Опустились в овраг? Вошли в некое здание?" - ненужные неуклюжие догадки, без них было бы лучше;
"в камне было широкое отверстие в пещеру" - широкое отверстие служило входов в пещеру;
"Симпатичная. Это Светлан заметил ещё тогда, ночью, начав читать заявление родителей девушки";
"Неожиданно догадка озарила его лицо";
"Именно над этим и смеялся Иван Сергеевич, ещё целую неделю после этого смеявшийся над тем" - смеявшийся Иван Сергеевич смеялся;
Неудачные стилистические решения:
Имя главного героя не называется несколько абзацев, а затем внезапно появляется в словах автора, да так, что не сразу понимаешь, пропущена ли буква или не к место просклоняли женское имя. Представьте его если не попутчице, то хотя бы читателю немного пораньше;
Кажущаяся воспитанной женщина преклонных лет вдруг говорит: "Метеорит этот так долбанул" - после деликатной светской беседы между попутчиками режет ухо;
Пытаясь разнообразить обозначения главного героя, автор использует, на мой взгляд, не совсем уместную характеристику по национальному признаку "болгарин" - такое название подошло бы второстепенному персонажу, но никак не главному;
Нестыковки:
Середина января, ближайший пункт - Воркута, где на 21.01 рассвет в 08:45, закат 13:06. Девочка просыпается в поезде в 8 утра, значит, момент въезда в город наверняка должен прийтись на рассвет. Автор одновременно описывает, как приезжие восхищаются цветами и листочкам, которых они не различили бы в темноте, при этом упоминает, что город сияет огнями, что было бы неактуально при свете дня. При этом Николай чуть позже уточняет, что солнце появляется с одиннадцати утра на пару часов, а затем и вовсе удивляет: "тут в году всего один день и одна ночь" - это актуально только для полюса!
В поезде Светлан достает для Насти шубку, но в машине Николая снимает с нее пуховик;
Попутчица рассказывает про магму и горячие источники, обогревающие Лукоморск, но в машине Николая Светлан снова спрашивает о причинах необычайно теплой погоды: "Но откуда это тепло? Не понимаю. Это же какой-то природный феномен. Я ни разу не слышал об этом, ни в газетах, ни в новостях. Даже в интернете ничего нет";
"Только ради невинной детской души ... Мы сохраним вам жизнь" - жизнь отнять они и не грозились.
Подведем итог.
Что понравилось: описание города. Жаль, что его особенности никак не влияют на происходящие события, кроме одного - из города можно уехать только на поезде. Читается легко, без скуки.
Что не понравилось: многие персонажи действуют не слишком логично, руководствуясь сюжетными задумками автора; ну и детективности тут, к сожалению, очень мало.