Детектив-Клуб: другие произведения.

Рецензии на повесть "Дело в Пжичах"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

Рецензия N1

   Соглашусь с Координатором, это действительно иронический детектив, мне кажется даже - мужской иронический. Главный герой с экзотическим именем Натаниэль, подвизающийся на ниве детективного бизнеса, будучи разведенным, после травмы ноги на амурном фронте, перебирается из города в деревню, где его мать купила дом. Он скучает от вынужденного безделья. А тут убийство соседки, старушки Клавы. Натаниэль не предполагал развлечься частным расследованием, но за него решила мама, надо помочь Зине, внучке убитой. Зина обнаружила пропажу денег в тайнике и схлопотала обвинение в убийстве бабушки. Натаниэль, не имевший опыта "мокрушных" дел, все-таки довольно толково проводит следствие, обнаруживая новую подозреваемую рыжую Кэти. При обыске в доме пострадавшей он находит старое размытое письмо, с помощью него и дополнительных исследований раскрывает семейные секреты бабы Клавы и Зины. У обоих были дети, но не было мужей, Зина собиралась было замуж, но брак расстроился, и хорошо, потому, что жених, оказывается, приходился ей родным дядей. Правда, эти запутанные отношения к убийству прямого отношения не имели. А вот странное пристрастие бабы Клавы, женщины довольно неприятной и грубой (тумаки герою в детстве, мат, неряшливость) к благотворительности послужило мотивацией к ее убийству. Образ Клавы двоится. Ну, понятно, сама она из детдома, но автор не дает никакой оценки этому факту, теплые чувства или ожесточение оставило после себя воспитательное учреждение, нет подсказки читателю. Деньги даются ей с большим трудом, добывает она их с помощью внучки, торгующей на базаре. Обстановка в доме скудная, бабка ведет учет каждой копейке. И при этом она отваливает приличные деньги детскому дому, причем регулярно, а собственную внучку держит на сухом пайке. А той деньги тоже нужны, она даже на похороны бабки собирала деньги по соседям, не трогая кубышку. Не понимаю, что я упустила, но у меня это никак не вяжется. Может, Клава держит преступный бизнес с директрисой детдома, тогда все встает не свои места, но эта версия автором не рассматривается.
   Возможно подобный прием - особый авторский подчерк. Потому что то, что касается выявленной убийцы, тоже не особо вяжется. Бывшей жене главного героя рыжей Кэти остро нужны деньги на лечение сына. Она знакома с щедрой благотворительницей, едет к ней, та ее довольно приветливо встречает, оставляет ночевать. Что между ними происходит неизвестно. То ли Кэти сразу решила не рисковать просить деньги, а укокошить бабку, а потом поискать и взять их самой. Довольно странное решение, могла и не найти, лучше бы попросить. Кстати, действительно, а как она отыскала тайник, если даже главный герой не догадался? А может быть Клава ей отказала. Еще непонятнее. Если у тебя потребность помогать детям, гораздо надежнее помочь конкретному ребенку, а не отдавать свои кровные в распоряжение чиновников.
   Автор оставил финал открытым, поэтому хочу влезть со своим советом. Кэти я советую ни за что не сознаваться, да, деньги она получила, но бабка сама дала, директор детского дома подтвердит, что бабушка добрая. А главному герою вернуться к основной версии "Старая карга неудачно свалилась с кровати".
  

Рецензия N2

   "Дело в Пжичах" оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, последняя часть повести, с ее неожиданной развязкой и интересным обманным ходом, свидетельствуют о наличии известного творческого потенциала, хотя лучше для текста было бы, если бы о наличии бывшей жены упомянули в завязке повествования, а не в финале. Чувствуется интересный замысел, который так и не удалось реализовать достойным образом.
  
   Хотя автор волен избирать любого повествователя, но все же желательно, чтобы он не вызывал у читателя недоумения, смешанного с раздражением, а окружающая обстановка имела хотя бы поверхностный налет правдоподобия. Судите сами: живет в обычной деревне Пжичи простая женщина Марианна с пистолетом, и есть у нее сын Натаниэль - персонаж в высшей степени загадочный. С одной стороны, он производит впечатление подростка лет 15-16: подчиняется маме, демонстрирует типично подростковые реакции, плохо образован (из его ляпов можно составить целую коллекцию), и, как многие закомплексованные тинейджеры, натужно остроумен и непрерывно выпускает га... шутки-самосмейки. С другой - это как бы взрослый мужчина, и не просто взрослый, а где-то в чем-то профессионал. В чем - понять сложно. Однако окружающие упорно считают главного героя капитаном ФСБ, а его мать убеждена, что он сможет раскрыть убийство соседки Клавдии.
   Обитатели деревни изображены, как водится, стайкой клинических имбецилов, на сером фоне которых ярко сверкает утонченное остроумие главного героя:
   " - Ниэль, Зиночка просто нелестно сравнила девушку с гадюкой и выдрой, - снова вмешалась матушка, успокаивая помешавшуюся.
      Нет, допрос дураков-свидетелей - не моё. Как только следователи с ума с ними не сходят?"
   Почему-то сельчане убеждены, что главный герой, а не полиция, способен раскрыть тайну убийства, и он, поиграв в птичек на мобильном телефоне, берется за дело. Ну как берется: звонит брату (частному детективу? непонятно) и узнает, что покойная была детдомовкой, получившей 60 лет назад дом в деревне. Здесь у читателя возникает понятный вопрос: а такое бывало во 2-й половине 1960-х? Ведь государство могло выдать лишь то жилье, которое ему - государству - принадлежало. В деревне же дома частные, и так было и при Хрущеве, и после Хрущева, и при раннем Брежневе, и при позднем Горбачеве. Но долго размышлять над курьезом у читателя не получается, так как оказывается, что внучка покойной внезапно обнаружила пропажу ста тысяч, а потом внучку арестовывают по подозрению в убийстве бабки.
   Натаниэль ходит по соседям,"острожное вытаскивая по крупицам информацию о семействе Ященко". Информация сильно напоминает мексиканские телесериалы: тайные связи, незаконные дети, и, наконец, роковая встреча ("Мария Пепита, ты должна знать: Педро твой дядя!!"). Зато появляется обманный след, пойти по которому главному герою не позволяет наличие еще одной подозреваемой: загадочной Кэти. Вовремя подвернувшийся мужик Миха на красных "Жигулях" сообщает Натаниэлю, что ровно неделю назад, т.е. в день убийства, он подвозил в Пжичи девушку, похожую на Кэти.
   Пообщавшись с внучкой и пораскинув мозгами, Натаниэль приходит к выводу, что внучка бабку не убивала. Осталась лишь одна подозреваемая, до которой никак не удается добраться. "Потерпев неудачу, я решил зайти с другой стороны. А именно выяснить, куда или к кому тётя Клава регулярно ездила в город". 
   " В том районе находились: школа, торговый центр, жилые дома и детский дом". Посещение детского дома наконец-то разрешает все тайны, поставив героя перед сложной моральной дилеммой. Правда, особо реалистичной развязку не назовешь, зато в неожиданности ей отказать сложно. И, как уже говорилось, это один из немногих плюсов повествования.
   В завершение хочется заметить, что повесть нуждается в тщательном редактировании. Из ляпов, бросившихся в глаза:
   "Не знаю почему, но у местных дам за пятьдесят я считался кем-то вроде Пастера, которому можно было излить все жизненные прегрешения." 
   Пастера или пастора? А может, дедушки Фрейда?
   "Хлипкий и жуткий холод пошел по спине".
   Хлипким может быть только самодеятельный следователь на костылях.
   "Опустились на блажащую лавку, и мой спутник закурил". 
   Ближайшую, должно быть.
   "...все-таки начал говорить дед Семен, а то я бы еще чуть-чуть и околел. Сейчас же меня стала согревать жажда познаний".
   Околел или окоченел?
   "Свежую могилу, усыпанную различными венками".
   Кладбищенские венки ставят на могилу.
   P.S. Почему-то по прочтении возникло стойкое ощущение, что автор - фанат С.Мартынчик, автора серии про Макса Фрая.

Рецензия N3

   Казалось бы, нехитрая штука -- написать рецензию. Стоит прочесть, найти косяки, нестыковки, упущения и несоразмерности. Потом, если ты -- злой Арлекин, вволю поизгаляйся. Если добрый, попеняй этак снисходительно. Если Арлекин, огрей палкой по спине, а после, когда автор упадет, растопчи ногами и раскатай в блин на потеху почтеннейшей публике. Добрый -- тоже похлопай по спине, ладонью, ободряюще, мол, ну что же вы голубчик, нет-нет, вы неплохо написали, даже хорошо, в свою силу.
  
   Коротенько о сюжете повести.
   Главный герой расследует убийство соседки своей матери, регулярно проживающей в деревне (и мать, и соседка, обе там живут). Пожилая женщина убита ударом в висок. Кажется, удар нанесен фигуркой коня. Что за фигурка? Зачем она нужна в деревенском хозяйстве? На теле очень пожилой и мертвой деревенской женщины опять же имеется татуировка лошади. Казалось бы, это даже не ружье, висящее на стене, это какая-то установка залпового огня, украшающая коллекцию развешанного по стенам оружия. Зачем автор пишет об этом? Ведь оружие не заряжено и не стреляет.
   У всех жителей деревни неожиданно обнаруживается алиби. Дело в том, что Г.Г. незаконно проникает в дом к убитой во время поминок оной и спиной чует слежку за собой. Удивительным образом он не списывает свои чувства на собственную мнительность. Выяснив, что во время этой своей прогулки все пжичане находились на поминках, Г.Г. принимается искать преступницу в городе. Далее схема примерно следующая: случайно найденная записка, пропавшие деньги убитой соседки (определился мотив), проникновение неизвестного... да ладно, понятно, что неизвестной в дом загипсованного сыщика. Отдельно не могу не заметить и не указать на коварную предусмотрительность "бывшей" ГГ которая не поленилась изготовить дубликаты ключей от загородного дома своего мужа, предполагая скорый развод и изъятие оригинальных средств для отпирания замков. Это ж надо, какая... Потом мы наблюдаем последовательное рассмотрение вариантов с учетом немногочисленных, но сложных родственных связей покойной, визит в детский дом (совершенно ожидаемый). Дальше финал: рыжая гостья -- бывшая жена героя, проходящая как "новенькая у нас здесь устроилась социальным работником". В итоге непосредственно визит к минотавру в юбке с мокрыми когда-то рыжими волосами и открытый финал.
   Ляпов и нелепостей в "Деле" - пруд пруди, стиль хромает поболее главного героя. Да, тот случай, когда и стиль и герой хорошие, только хромают. Сам герой странный, он яркий и объемный, но все равно неживой, нарисованный, мультяшный. Я, кстати, так и не смог разобраться, где это Натаниэль служит у старшего брата, каков его род занятий, грубо говоря, по жизни он кто? Не знаю как для кого, для меня это важно. Это помогает создать для себя некое представление о профессиональных навыках героя, отчасти о его привычках и даже о мировоззрении и характере. Да, насчет характера, этот самый характер, стиль речи и прочие замашки, к моей невыразимой досаде, автор распространяет на всех своих персонажей. Все в повести говорят одинаково.
   При всём при том у автора есть чувство соразмерности частей, умение правильно выстроить композицию. Автор явно знает, что и зачем хочет написать, уважает причинно-следственные связи и чувствует, сколько места и внимания требует тот или иной эпизод. Сами эпизоды, правда, всякие встречаются. Это я, например, о том, что у молодого человека полны карманы липовыми ксивами, с помощью коих он открывает двери следственного изолятора, и том, что его мама, степенная пожилая леди, таскает с собой в булочную пистолет и вертит его на пальце словно Клинт Иствуд, и тому подобное.
   Но что важно -- логика герою и автору не чужда. Пусть детективная линия проста, как рельс. Но герой всё же находит разгадку, работая головой. И конечно, больше всего мне понравился выбор жанра, само ироничное отношение к персонажам (включая ГГ), к жизни, к собственному "творению". Да, местами там перехлёст, такой перехлест, что только руками развести остается, но если автор молод... Мне кажется, что автор годами нестар, а значит, чувство меры со временем к нему придет, ирония утоньшится, а юмор помягчает.
  
   Не вышло у меня написать что-то отличное от стандартного образца рецензии. В отличие от автора, рецензенту чаще всего удается отразить произведение исключительно в черно-белых цветах. Я к тому, что каких бы цветов карандаши не выбрал для своего рисунка автор, рецензент ищет в его работе одни лишь плюсы и минусы. Жаль.
  
  

Рецензия N4

  
   1. Ирония с первых строк. Автор показывает молодого человека, который, чтобы не сорваться в буйную истерику, шутит надо всем, что происходит с ним и вокруг него. Экспозиция начинается бодро, с отсылками на, якобы, уже известными читателю обстоятельствами. Возможно, этот рассказ есть часть более крупного целого?
  
   2. Сюжет: герой слегка авантюрного склада характера из-за сломанной в любовном приключении ноги сослан родственниками в глухую деревеньку Пжичи, где принимает активное участие в расследовании кончины вредной старухи и устанавливает факт хищения у той денежных средств руками своей бывшей жены.
   В финале автор пытается повысить накал повествования, ставя перед героем и читателем проблему: сдать правосудию преступницу, которая потратила деньги на своего больного ребёнка или не сдать, но подставить под наказание невиновного человека.
  
   3. Расследование происходит сначала без особого желания героя, но затем он активизируется, определяет направление поиска и получает нужные ему данные о череде людей, что и приводит его к бывшей жене.
   Вот как выглядит всё в начале: внучка тети Клавы приходит к герою и просит помощи, так как подозревает, что бабушку убили. Произведя с помощью желающих помочь сельчан осмотр бела и места кончины Клавы, герой устанавливает, что старуха лежит на полу рядом с кроватью, а на виске есть небольшой потёк крови.
   Из опроса внучки становится известно, что последней с Клавдией общалась какая-то странная девушка по имени Кэти, вероятно, незамужняя (без кольца), которую вернувшаяся из города внучка в доме не застала. Самое странное, что кроме внучки, никто не видел ту рыжую Кэти.
   Приехавшие сотрудники следствия изъяли статуэтку лошади, на которой оказались следы крови и увезли тело Клавдии. Утром внучку вызвали на допрос и сообщили, что бабка была убита.
   Герой продолжил нехотя интересоваться историей Клавдии, установил, что та в одиночку воспитала сына Андрея, отца внучки Зины, а в фотоальбоме некоторые фото изрезаны с удаление лица или порваны. Тут ему в голову вдруг приходит желание осмотреть дом Клавдии, что он мог легко и просто сделать в первый раз, но не додумался. С помощью фонарика герой осмотрел дом, но неожиданно ощутил чужое присутствие. Выйдя, он обнаружил своего кота, приласкал и отметил легкий аромат сирени с цитрусовым оттенком. Хотя время цветения сирени ещё не настало.
   Дома герой подвёл результаты обыска. Покойная вела дебет-кредит в амбарной книге, где непонятной оказалась статья "Дет", на которую ежемесячно списывались значительные суммы. Более занятным оказался тетрадный листок с неаккуратной запиской, как позже выяснилось, не бабкиного и не внучкиного почерка. Содержание записка позволяло предположить, что некий мужчина узнал о связи его сына с чьей-то дочерью, как о страшно недопустимом событии. И фото пары в закрытом секретере: молодая Клавдия с мужчиной.
   Утром внучка Зина сообщила герою, что из дому пропали деньги, сто тысяч, лежавшие в банке под крыльцом. Она опять обвинила в краже рыжую Кэти, которая, дескать, требовала с Клавдии деньги.
   Вечером внучку Зину задержали по подозрению в убийстве бабки. На окровавленной статуэтке лошади нашли её отпечатки (к слову об экспертизе и логике следователя: Зина жила в доме и там на всём её "пальчики". Адвокат развалит дело в первом же слушании.)
   Тут уже герой начинает расследование всерьёз. Опрашивает сельчан и узнаёт, что молодой человек на фото из секретера, отец Клавкиного сына, приезжал к молодой тогда Клавдии много лет назад, но получил отворот. Оказывается, он был женат, и Клавдия порвала с ним из-за этого. А внучка Зина тоже была беременна без мужа, но ухитрилась сохранить это в тайне от села.
   Затем герой находит на кладбище букет роз и ленту с просьбой простить некоего или некую "К". На основании этого герой делает вывод, что Кэти недавно была в селе и наблюдала за ним.
   Вернувшись домой, герой узнаёт, что в избе матери кто-то побывал и раскидал бумаги в комнате героя. Не найдя следов взлома замка, герой предположил, что злоумышленник имел верные ключи.
   Решив опросил внучку Зину, герой поймал "частника" и направился в город. Частник рассказал, что неделю назад (в день, когда была убита Клавдия) подвозил Кэти. Зина призналась, что отцом мертворожденного ребёнка был Василий Бурдинов, с которым она рассталась по тайным причинам, хотя жениться он намеревался искренне. Записку она не видела. Бабку не убивала.
   После некоторых усилий и помощи брата герой узнаёт, что Бурдинов не случаен, и Зина едва не вышла замуж за родного брата своего родителя. Слава богу, помешали родственники.
   После этого герою всё стало удаваться. Он отыскал детский дом, куда, оказывается, переводила деньги Клавдия, и узнал там, что рыжая социальная работница устроилась к ним недавно, а зовут ей Екатериной Лыськовой, как бывшую жены героя.
   Герой тотчас узнал, что Катя неудачно сходила замуж и родила больного ребенка, на лечение которого требовались большие суммы денег.
   В лучших традициях Эркюля герой "наезжает" на бывшую жену и та признаётся во всём. Даже в том, что потеряла цепочку и вторгалась в избу матери героя, чтобы найти потерю, полагая, что герой отыскал её в доме Клавдии.
   Закончив расследование, герой по воле автора впадает в тяжкое раздумье - как поступить?
  
   3. Композиционно повесть выглядит очень прилично. Завязка, неторопливое расследование, первые находки. И постепенно темп нарастает, пружина интриги раскручивается, заставляя читателя волноваться за судьбу очевидно невиновной Зины. Понятно, высокий темп и вынудил автора перейти на скороговорку, невольно внушая читателю ложное представление об удачливости героя, пришедшейся на последнюю, предфинальную часть текста.
   4. Язык и манера изложения на протяжении всей повести не меняются, лишь ироничность ослабевает. Хотя это воспринимается, скорее, положительно - типа, до шуток ли, когда фигурируют нешуточные темы, как насильственная смерть, предварительное заключение внучки, обвинение в убийстве?
   5. Психологическая достоверность персонажей особых вопросов не вызвала. Второстепенные описаны лаконично, а главный - вполне достаточно, хотя финальная задумчивость показалась мне искусственным "нагоном волны", загодя придуманным автором. Поясню. Накал страстей, как правило, достигает максимума, когда опасность угрожает близкому кровному родственнику. Кем приходится герою Зина? Никем. А больной ребёнок бывшей жены? Тоже никем. Пылает ли герой страстью к бывшей супруге? Нет. Так почему у героя "тяжкий выбор"? Короче, тут уместна цитата из Станиславского, которая "Не верю!"
   6. Качество расследования? Да вполне приличное. Автор волен придумывать любое поведения для героя, делать его авантюристом, оболтусом, священником, главное - не погружать читателя в скуку. С этим героем вести расследование нескучно, хотя духи с запахом сирени можно было бы обыграть и потоньше.
   7. Общее впечатление от повести: а неплохо!
  

Рецензия N5

   "Дело в Пчижах" - классический деревенский детектив, написанный с соблюдением всех законов этого поджанра. Разве что главный герой, занимающийся расследованием убийства деревенской жительницы и кражей из ее дома большой суммы денег, живет в городе и в деревне оказывается временно. Из-за перелома ноги он не может работать, и старший брат отправляет его выздоравливать в деревню к матери, где он вскоре начинает страшно скучать. Но потом одну из его соседок находят мертвой, а ее внучка, уверенная, ее бабушку убили и что полиция вряд ли найдет преступника, уговаривает его взять расследование в свои руки. В результате оказывается, что главный герой способен заниматься расследованиями, даже в гипсе и передвигаясь только на костылях.
   Кроме главной сюжетной линии в повести существуют еще две второстепенные. Одна, связанная с бывшей женой главного героя, в финале пересекается с первой, как того и требуют законы жанра, но вот другая, связанная с внучкой жертвы и ее ребенком остается оборванной: главный герой подозревает, что ребенок, которого считают умершим, на самом деле остался жив, но действительно ли это так, остается неизвестным.
   Финал повести тоже открытый: главный герой не может решить, выдавать ли полиции свою бывшую жену, которая оказалась убийцей. Сам по себе открытый финал недостатком не является, однако в этом произведении выглядит, мягко говоря, неуместным, поскольку сомнения героя (заявленного положительным), во-первых, аморальны, а во-вторых, еще и надуманны, поскольку женщинам, имеющим детей до 14 лет полагается отсрочка от тюрьмы до достижения ребенком этих самых 14 лет. Так что больной ребенок убийцы, из-за жалости к которому главный герой готов оставить на свободе преступницу и позволить посадить в тюрьму внучку жертвы, в любом случае не остался бы без матери и без лечения. Но убийца, которую осудили, пусть и оставшаяся на свободе, не смогла бы больше никого убить из-за денег - а так у нее, безусловно, будут новые жертвы.
   Еще один серьезный недостаток: у повести как будто бы нет начала. Вероятно, она является продолжением другого произведения, возможно, частью целого цикла детективных историй, поэтому мы почти ничего не знаем о главном герое - чем он занимается, почему старший брат решает, где ему жить во время лечения. Можно лишь догадаться по некоторым намекам, что его работа связана с какими-то расследованиями - но поскольку на конкурсе у читателей нет возможности ознакомиться с его предысторией, о нем стоило рассказать чуть подробнее в начале этого произведения.
   В том, что касается языка и стиля, проблем в этой повести нет, разве что кое-где попадаются опечатки. Речь каждого персонажа имеет свои особенности, отличающие деревенских жителей от городских, и вообще все герои обладают яркими индивидуальными особенностями.
   Детективная загадка в этом произведении достаточно сложна. Поскольку внучка жертвы изначально подозревает в убийстве странную гостью своей бабушки, читатель, скорее, может подумать, что на самом деле виновен кто-то другой. Но у него есть возможность, шаг за шагом узнавать все новые факты вместе с главным героем: расследование, которое он проводит, показано в повести во всех подробностях.
   В целом же "Дело в Пчижах" - интересная история, но впечатление о нее портит концовка, в которой намекается на возможность того, что преступница останется безнаказанной.
  
  
  

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 28/11/2016. 25k. Статистика.
  • Статья: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список