Правила конкурса Современный и Исторический Детектив - 2020 (СиИД-9)
(конкурс на лучшую повесть/пьесу года)
1.Общий раздел
1.1. "Современный и Исторический Детектив - 2020" (СиИД-9) - конкурс детективных произведений крупной формы: повести и драматургии. Цель конкурса - познакомить читателей с работами авторов, пишущих в детективном жанре и предоставить авторам - участникам конкурса возможность получить от коллег обратную связь в виде подробных, аргументированных разборов-рецензий.
1.2. Конкурс некоммерческий.
1.3. Конкурс проводится Детектив-Клубом "Презумпция виновности" при литературном интернет-журнале "Самиздат".
1.4. Организатор конкурса - Правление Детектив-Клуба.
ВНИМАНИЕ!
1.5. В этом году мы предлагаем провести конкурс в новом формате, объединив сразу несколько апробированных в прошлые годы конкурсов! Общий раздел по-прежнему "СД", но теперь сюда включены и исторические детективы, и драматургия - детективные пьесы.
2.1. Повесть - прозаическая форма, не имеющая устойчивого объёма и занимающая промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию "повесть" примерно соответствует "короткий роман" (англ. short novel или novella).
Понятие повести - переходное между романом и рассказом, поэтому оно с трудом поддается однозначному определению. Описывая, что же такое повесть, авторы литературоведческих статей и работ смягчают формулировки, используя конструкции "обычно", "как правило", "сравнительно". "Сюжет классической повести обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства. Количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе" (Википедия). "Тема повести слишком обширна для рассказа, но недостаточна для романа; в ней несколько эпизодов, десяток героев, один или два плана, и события происходят в сравнительно недолгое время и в небольшом числе мест" (М. Ахманов "Советы начинающим литераторам").
2.2. Пьеса - предназначенное для исполнения на сцене художественное произведение.
- пьеса состоит из диалогов и монологов героев, действующих лиц;
- пьеса делится на части - сцены, акты (действия). Акт - смыслово завершенный кусок пьесы;
- помимо монологов и реплик (слов действующих лиц в диалоге), в пьесе есть и ремарки. Это авторские замечания, подсказки по оформлению сцены, произнесению текста. Из них актеры узнают, как произносить свои реплики: тихо, громко, задумчиво и т.д. В ремарках также говорится, сколько героев на сцене, когда кто-то приходит или уходит.
3. Объём принимаемых работ
На конкурс СиИД-9 принимаются работы размером от 40.000 до 200.000 знаков.
Так как в этом году конкурс экспериментальный, трактовка темы отдается на волю авторского воображения.
5. Номинации и соответствие жанру
5.1. Конкурс "Современный и Исторический Детектив - 2020" предполагается провести в двух номинациях: "Современный детектив" и "Исторический детектив".
5.1.1. В номинацию "Современный детектив" принимаются повести/пьесы, действие которых разворачивается в период с конца 80-х годов ХХ века по настоящее время.
5.1.2. В номинацию "Исторический детектив" принимаются повести/пьесы, действие которых относится к периодам более ранним, чем последняя треть ХХ века.
Внимание! В номинации "Исторический детектив" принимаются произведения в направлении альтернативной истории (и это единственное исключение!). Однако, произведение, написанное в жанре альтернативной истории, должно представлять сюжетные коллизии и их развитие близко к реализму и исключать перечисленные варианты в пункте 5.1.4.
Примечание! Произведения, сюжет которых развивается в период 70-80-х годов ХХ века, а также те, в которых "связь времен" представлена в разных исторических периодах (пример: "Ларец Марии Медичи" Еремея Парнова) будут размещаться в той или иной номинации в зависимости от индивидуальных особенностей, авторской идеи и художественных приемов, с помощью которых автор эту идею раскрывает.
5.1.3. Минимальное количество работ в номинации - четыре. В случае, если в одной из номинаций число представленных работ окажется меньше четырёх, номинации могут быть объединены.
5.1.4.В обе номинации принимаются работы без жанровых примесей фантастики, фэнтези, мистики, попаданчества и пр.; однако фанто-мистический флёр допустим в качестве ложных ходов с последующим разоблачением и объяснением с позиций объективной реальности.
5.2.Признаки "детектива":
5.2.1. В основе детективного произведения лежит интеллектуальный поединок положительного героя (например, сыщика или следователя) с неким отрицательным персонажем (например, с преступным сообществом) или неведомыми силами, создавшими загадочные обстоятельства.
5.2.2. Обязательный элемент детективного произведения - наличие загадочного происшествия, обстоятельства которого должны быть выяснены. Наиболее часто - преступление.
5.2.3. Цель действий главного героя - раскрытие преступления или загадки путем логического построения, объединяющего все фрагменты головоломки в цельную картину единственно возможным или наиболее вероятным (с последующей проверкой) способом.
5.2.4. Существенной особенностью детективного произведения является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю во всей полноте до завершения расследования. То есть, интригующая загадка должна существовать достаточно долго.
5.2.5. Способы получения сыщиком данных, то есть, элементов головоломки, как и характер самих данных могут быть различными. Главное, чтобы разгадка была получена в результате их осмысления, а не по счастливой случайности (преступник неожиданно раскаялся и признался, нашелся свидетель, который все видел, и т.п.). Читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты.
5.2.6. В работах, поданных на конкурс, разоблачение преступника в глазах закона - не обязательно, но в глазах читателя - непременно, причем с достаточной доказательной базой.
6. Условия и правила участия в конкурсе
6.1. В конкурсе имеют право участвовать авторы, имеющие авторские литературные разделы на сервере современной литературы "Самиздат" при библиотеке М.Мошкова.
Подача заявки на участие в конкурсе означает согласие с настоящим Положением и обязывает участника выполнять установленные правила.
6.2. Принципиальным условием является согласие участника прочесть каждую конкурсную работу в своей номинации и написать на неё анонимную рецензию, отвечающую требованиям конкурса. Участник, не написавший рецензию в установленный Координатором срок или подавший её неформатно - удаляется с конкурса.
6.3. Конкурс не является анонимным, но:
6.3.1. Работы и рецензии будут временно безымянны. Координатор раскроет авторство работ одновременно с обнародованием всех рецензий, однако авторство рецензии имеет право раскрыть лишь сам рецензент.
6.4. Технические требования к конкурсным работам.
6.4.1. Для участия в конкурсе СиИД - 9 допускаются работы, отвечающие данным в разделе 2 описаниям понятия "повесть" и "пьеса", размер которых не превышает 200.000 знаков. Решение о привлечении преноминаторов, как и о допуске работы, принимает Координатор.
6.4.2. Жанр: детектив (по списку жанров журнала "Самиздат").
6.4.3. Язык: русский.
6.4.4. Количество работ от автора: одна в каждой номинации. Вторая работа принимается, если она написана в соавторстве. (Пояснение: на одну душу - одна работа; три работы вдвоём в каждую из номинаций подать не удастся).
6.4.5. Координатор имеет право принять участие в конкурсе, но его работа не включается в итоговую таблицу и результат голосования нигде не отражается. В случае своего участия Координатор обязуется написать рецензии на все работы как любой другой участник. В данном случае цель заключается в получении обратной связи в рецензиях, не более того.
6.5. Ограничения, накладываемые на конкурсные работы:
6.5.1. Не разрешается участие произведений, ранее или в период прохождения конкурса СиИД - 9 опубликованных в сетевых или печатных изданиях, принимавших или принимающих участие в других сетевых или несетевых конкурсах. Работы, "выросшие" из конкурсных рассказов, под это ограничение не подпадают.
6.5.2. Не допускаются к конкурсу произведения, содержащие множество ошибок правописания и стилистики русского языка.
6.5.3. Не допускаются работы, которые, по мнению организаторов, содержат неоправданную обсценную лексику, оскорбления, клеветнические выпады и/или провокации в отношении каких-либо персон или групп людей, пропаганду насилия, геноцида, свержения государственной власти, разжигают межнациональную вражду.
6.5.4. "Гангстерские" истории, повествующие о повседневной "деятельности", "разборках" и обычаях криминального мира.
6.5.5. Общее количество работ, принимаемых на конкурс, - не больше 20 в каждой номинации.
6.6. Порядок проведения конкурса:
6.6.1.Потенциальный участник подаёт заявку на участие на форуме конкурса или непосредственно Координатору - по почте (natalyrostov@gmail.com)
6.6.2. После включения в конкурсный список автор в сроки, указанные в разделе 7, высылает Координатору текстовый файл своей работы. Координатор размещает работу на странице ДК, заменив имя автора временным псевдонимом.
6.6.3. В установленные графиком конкурса сроки Координатор указывает участникам очерёдность рецензирования представленных работ. Пожелания и требования к рецензиям представлены в Приложении. Время рецензирования одной повести - одна неделя.
Предупреждение: до окончания конкурса авторы не вправе открывать в собственных разделах рецензии, написанные ими на работы других конкурсантов.
6.6.4. Полученные от авторов рецензии на конкретную работу сводятся в один файл и размещаются в скрытом виде на странице Детектив-Клуба.
6.6.5. С получением последней рецензии в каждой из номинаций Координатор открывает тексты рецензий для обсуждения.
6.6.6. Участники ранжируют в своей номинации прочитанные и отрецензированные работы (кроме собственной), и высылают Координатору для внесения в итоговую ведомость.
6.6.7. Координатор подводит итоги, открывает итоговую оценку и объявляет победителя в каждой номинации.
7.Сроки проведения конкурса
7.1. Прием работ начинается 20.08.2020 и заканчивается 20.10.2020. В случае, если в одной из номинаций число принятых на конкурс работ достигнет двадцати, приём работ в этой номинации может закончиться раньше срока.
7.2. Преноминация, формирование конкурсного списка по номинациям и графика рецензирования: до 25.10.2020.
7.3. Порядок рецензирования будет определён после формирования конкурсных списков.
7.4. Сроки завершения конкурса будут зависеть от количества поданных работ.
7.5. Объявление результатов конкурса - по окончанию рецензирования, обсуждения и ранжирования работ участниками соответствующей номинации.
8. Номинация работ на конкурс
8.1. Все заявленные участниками конкурса работы проходят преноминацию. Имена номинаторов не разглашаются. Мнение Координатора является окончательным и пересмотру не подлежит.
9. Судейство конкурса
9.1. Самосуд. Участник ранжирует работы своей номинации.
10. Авторские права
По всем претензиям, связанным с нарушением авторского права в связи с размещением какой-либо работы на конкурсе, ответственность на себя принимает лицо, представившее эту работу на конкурс. В случае доказанного плагиата работа снимается с конкурса.
Организаторы не несут ответственности за нарушение авторских прав участниками конкурса и третьими лицами.
Участие работы в конкурсе не означает передачу авторских прав на нее организаторам. Все права на произведение принадлежат исключительно автору!
11. Награды конкурса
Ссылки на разделы авторов-победителей в каждой номинации размещаются на главной странице журнала Самиздат и на странице детектива Библиотеки Мошкова, если не случится нечто непредвиденное. Примечание: продолжительность присутствия ссылок на этих страницах определяется владельцем ресурса.
Ссылки на личные страницы авторов-победителей (при наличии таких страниц в интернете), а также (при согласии авторов) сами работы-победители размещаются на странице Детектив-клуба навечно.
12. Снятие работ с конкурса
По желанию автора работа может быть снята с конкурса на любом этапе его проведения. Для этого достаточно сообщить о своём намерении Координатору по электронной почте.
Координатор имеет право снять работу с конкурса в случае, если окажется, что рецензии её автора на работы других конкурсантов не соответствуют настоящим правилам, или в случае нарушения автором общепринятых правил общения и норм морали, а также законов России.
13. Спорные случаи
Спорные случаи, не регламентируемые настоящими правилами, решаются Координатором по своему усмотрению.
Подача заявки на участие в конкурсе означает согласие с настоящими правилами и обязывает участника выполнять их.
Итоги конкурса являются окончательными и обжалованию не подлежат
Приложение. Пожелания и требования к рецензиям на работы конкурса
К тексту рецензии неприменимо изречение: "Краткость - сестра таланта". Минимальный объём рецензии, установленный для конкурса СиИД - 9, - 3000 знаков. Недобросовестное рецензирование будет расценено Координатором, как нарушение принципиального условия участия, и после предупреждения работа недобросовестного участника будет снята с конкурса, а рецензии, уже написанные на его работу, удалены.
Рецензия работы должна содержать не только вкусовые оценки, но и подробный анализ, аргументированный разбор повести по нескольким параметрам:
1. Сюжет - краткое описание событий и основного конфликта, соответствие требованиям жанра, оригинальность, достоверность, логичность, связность, наличие или отсутствие незаконченных, "провисающих" линий, неувязанных концов.
2. Композиция - количество линий и планов, линейность или скачкообразность хронологии, соразмерность частей произведения и гармоничность конструкции в целом.
3. Язык, стиль, слог - богатство словарного запаса и выразительность средств языка, лёгкость и ясность изложения, умение автора пользоваться разнообразными стилистическими приёмами и фигурами (метафорами, противопоставлениями, гиперболами, синекдохами и т.д.), задавать темп повествования, используя простые, лаконичные или, напротив, сложные и пространные предложения. И, наконец, (куда без этого?) - грамотность.
4. Психологическая достоверность - живость и своеобразие персонажей, убедительность их мотивов и поступков, соответствие речи характерам.
5. Качество загадки (хитрая, оригинальная, увлекательная, захватывающая, интригующая или, напротив, чересчур простая, неинтересная, шаблонная, заурядная).
6. Качество расследования - профессионализм и/или умение сыщиков работать головой, убедительность логических построений, ведущих к раскрытию преступления.
7. Игра с читателем - предоставленные автором возможности для читателя соучаствовать в расследовании, строить собственные версии, опередить сыщика или сравняться с ним в нахождении разгадки преступления.
8. Общее впечатление от повести - понравилась или не понравилась и почему.
Форма написания рецензии - свободная, рецензент волен "резвиться", как его душа пожелает, но при этом должен следить за корректностью выражений. Задача рецензента - раскрыть достоинства и недостатки произведения, а не самоутвердиться за счёт автора.