Рецензии на "Внезапно смертен"
Журнал "Самиздат":
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
(0)
Рецензия Координатора.
"Платон мне друг, но истина дороже"
Друг мой, когда ты заинтересовался детективным клубом и написал первый рассказ, параллельно дуэли, я тебя похвалил. Но эту повесть я буду ругать, поскольку твоё редкостное умение использовать поэтический дар при создании прозаических вещей, которое я давно оценил - есть единственное достоинство текста, поданного на конкурс.
Итак, перед нами произведение, которое больше похоже на минироман, поскольку в нём три самостоятельных сюжетных линии, который плотно сплетаются в финале. Композиционно оно выглядит пристойно, тем более что детективная часть про следователя Калганова (ГГ-1) содержит, пусть ущербную, но вразумительную фабулу. Найденный у железной дороги череп принадлежит женщине, которая имела недоказанное в суде криминальное прошлое. Подозрение падает на медведя-людоеда, мужа и подельника, который сбежал из места заключения в компании с другими зеками. В результате (плохонького и недостоверного) следствия кое-как установлено, что медведь, муж и подельник непричастны к убийству, а совершил его один из бежавших зеков. Хотя следователь самолично видел, что упомянутого зека добил муж жертвы, но доказать это он не может по причине отсутствия улик и несогласия других свидетелей дать показания.
Приключенческо-трагедийная часть тоже удалась вполне прилично, если абстрагироваться от избыточного натурализма в некоторых местах. Группа заключенных бежит, используя способности и навыки очень приличного зека Зуева (ГГ-2), который в молодости был осуждён за распространение наркотиков. Лидер беглых, по кличке Тугар, случайно убивает одного из них, из-за чего Зуеву приходится менять план и отсиживаться в тайге. Проводник Зуй/Зуев прибегает к помощи женщины, которую любит с детства, но подозрительный и неимоверно жестокий Тугар убивает и её. Похоронив любимую в неглубокой могиле, Зуев решает отомстить убийце. Это удается сделать, заманив того в скалы. Затем туда своевременно прилетает спецназ и возвращает ГГ-2 на нары.
Сусально-мелодраматическая часть получилась слишком длинной и наиболее недостоверной. Полагаю, только она не имела под собой реальной основы, а целиком создана фантазией. Врач Андрей (ГГ-3) узнаёт, что смертельно болен и принимает решение пожить оставшиеся месяцы в своё удовольствие. Подав на развод с женой, он вместе с любимой женщиной уезжает на пасеку к деду, где на него обрушиваются испытания. Ему приходится отстреливаться от медведя, который вероятно, стал людоедом, когда выкопал из неглубокой могилы тело бывшей подельницы Зуева (плюс, жены Андрея).
Стремительно прогрессирует болезнь, причиняя мучительные боли. Зная, что умирание причинит страдания ему и близким, ГГ-3 решает уйти из жизни. И уходит, для начала в тайгу, где долго взбирается на скалу, но схватка зеков (Тугар и ГГ-2) мешает его намерениям. Недобитый Тугар пытается задушить Андрея и тот вынужден обороняться, приканчивая зека. Прилетевшие на вертолёте спецназовцы и Калганов (ГГ-1) увозят Андрея. В палате ГГ-3 узнает, что убил убийцу своей жены (она же любимая женщина ГГ-2), тело которой сожрал медведь, убитый потом руками ГГ-3. Проверка, сделанная по настоянию следователя, устанавливает, что раковая опухоль редуцируется. Хэппи-энд.
Такая вот косичка сплелась к финалу. Задумка хороша, исполнение второй, приключенческой части - на уровне, но первая и третья компонента не лезут ни в какие ворота. Детективное расследование выглядит беспомощно, потому что следователь даже не удосуживается провести обязательные следственные действия для проверки версий. Разве что с оперативниками он ещё как-то координирует свои внезапные желания и озарения, но запросить медицинские, банковские документы, сформулировать задания эксперту - просто не в состоянии. Уверяю, любой из твоих знакомых следаков, покажи ты ему детективную часть, в пару минут подскажет, что и как надо делать. Мне такое тоже по силам.
Примерно так следует поступить и с медицинской стороной мелодрамы. Отдай её на растерзание врачу-онкологу, даже терапевту - получишь неоценимые советы по симптоматике, содержанию историй болезни, протоколов ВТЭК и лабораторным данным.
А теперь, набравшись сил и пригасив негодование, выскажусь по мелодраме. Она у тебя чересчур мелодраматична. Видимо, сказывается отсутствие опыта. В качестве отправной точки приведу нерусскую, но колоритную поговорку: "что занадто, то нездрово". Не здорово, понимаешь? Не хорошо, сиречь - плохо. Мало, что ГГ-3 нездоров, так и вся его история перенасыщена болезненным пристрастием к описательству. Можешь открещиваться, но вагонные рассуждения ГГ-3 созданы исключительно ради обоснования первого названия повести - "Ножницы третьей мойры".
Да, мне знакомы люди, которых осознание скорой смерти резко изменило и заставило действовать решительно. Но поверить в описанную тобой длиннющую картину "осознания" - не могу. Более того, она не нужна. Ты вполне мог бы оставить эти пространные рассуждения за кадром, ведь повесть-то должна быть ДЕТЕКТИВОМ!
Действие увязло в мелодраме, как летние туфли в битуме. Герой долго лечится, потом совокупляется, страдает, а ты любуешься этим, как эстетствующий гурман наслаждается красками засыпающей перед ним диковинной рыбы. Ладно, кончилось бы это любование, когда пришло время суицида, так нет - ковыряние в душе длится и длится. Достал!
Что касается впечатления в целом, то должен тебя решительно огорчить - это не полицейский детектив в традиционном понимании, не сентиментально-мелодраматическая вариация и даже не приключенческий боевик. Превосходная задумка не воплотилась в представителя жанра, которым можно было усладить требовательный вкус любителей.
В полицейском детективе есть загадка - кто убил женщину. К сожалению, это становится понятно слишком рано. Есть хилая попытка расследования с двумя ничтожными версиями - медведь и зеки, которые без малейшего обоснования "слиты" в угоду третьей, про ГГ-3.
Есть крепкий приключенческий боевик с неординарным ГГ-2 и закрученной интригой.
Есть затянутая приключенческая мелодрама с интересным ГГ-3 и донельзя приторным счастливым концом.
Есть три Главных Героя, каждый из которых вполне самостоятелен и достоин читательского внимания. В боевике и мелодраме есть конфликт и подобие кульминации. Эпизод на скале энергично закручен и похож на финал. А дальше начинается вымучивание...
Знаешь, если бы ты резко оборвал повествование после скалы - работа смотрелась бы не так скверно. Сухая запись Калганова о закрытии дела оповестила бы читателя, что все умерли. А послесловие добавило, что Марина получила решение суда о назначении её опекуном над девочками. И о сроке её беременности.
А так - увы.
Тем не менее, с уважением,
Владимир П-О.
(1)
По мере чтения у меня вкладывалось четкое представление о том, как не надо писать повести. И даже захотелось снять с конкурса свою - у меня та же ошибка, попытка смешать несовмещаемое. Как взять воду и добавить туда бензин. И пить нельзя и машина не поедет.
Вот бывает так, что все сделано вроде бы правильно, а в целом - зло берет на автора. Это тот самый случай. Какого черта вы здесь накрутили и любовь и приключения и детектив в одном флаконе?
Смотрите - очень интересное начало про таинсвенное убийство женщины в тайге вдуг перебивается совсем чужеродными рассказами. С недоумением читаю я про зеков, бежавших из колонии, о больном враче, а когда они все увязаны вместе - схожу с ума! Это разные истории.
Хорошо, мелодрама у вас круто завязана на болезни, хотя меня избыточная жалостливость всегда настораживает, но чудесное излечение, притянутое за уши читать просто противно - это слезы в сиропе! А когда в приключенческой части про беглецов суперблагородный герой уступает честь убить врага опять же смертельно больному врачу - ну все! Перебор! Уже некуда больше подвиги совершать? Нифига подобного!
Герой опять подвергает себя опасности и убегает по карнизу к любимой. Тут уже и хеппиэнд не нужен, все понятно - наши победили. Знаете, что меня всегда смешит в хваленых американских фильмах? Что их герои - фальшивые герои. Когда муж смотрит, а мне воленс-ноленс приходится слышать события на экране, я ехидно комментирую: - У нас с собой было!
В смысле, для янки-героя всегда ключи торчат во всех машинах и код набирать не надо, патроны всегда не кончаются или новое оружие само под ноги бросается, враги промахиваются а герой-никогда. И так далее.
Вот и здесь Андрей все и всегда одолевает при отъявленной помощи автора. Медведь? Фигня. Тугар? Фигня! Рак? Фигня! Развод с нелюбимой женой? Фигня.
Самое удивительное, что каждая часть повести мне понравилась, с оговорками, естественно. Приключение зеков - супер! Как в реальности, я не знаю, но очень честно показано, поверить можно. Расследование убийства - вроде ничего так детектив, хотя я и не понимаю многих деталей. Но убедительно, ничего возразить не могу. И классно задумана мелодрама, хотя перебор с чувственностью. Но я не знакома с раковыми больными в такой степени близости, чтобы оспаривать - может так и бывает.
Серьезное возражение у меня одно. Милая автору женщина Марина показана неубедительной. О ней нет ничего, кроме влюбленности, жертвенности и кнешней красоте. Мало, чтобы поверить в нее. А скверная женщина Наташа - очень односторонняя. Такая из себя нехорошая, злюка, потаскуха, плохая мать. Позвольте, но это не доказано, а только объявлено. Очень много причин усомниться в такой характеристике, ведь за пятнадцать лет все ее гнусные черты стали бы известны городу. У вас этого нет, о ней молчат дополнительный персонажи, почему она и выглядит оболганной. И взаимоотношения с детьми вы вовсе исказили. Но это понятно - мужчине сложно вникнуть в мелкие нюансы, которые подметить женщина.
Итог для вас, автор, подведу не самый хороший. Есть очень здоровские куски текста, где завидно становится умению писать. А есть -где вы, как новичок, наслаждаетесь словами-кубиками, собирая их в угловатые башенки, ни красоты, ни связности - одно уродство. И если бы вы отдали повесть на переделку опытному редактору, он вымарал бы из нее все лишнее, любование и, простите за грубость, лизание жалостливых соплей, которые распустил Андрей - вещь получилась бы строгая и логичная. А так - серединка наполовинку с перевесом в сожаление, что загубили интересную идею.
(2) Мю. Внезапно смертен.
Картина маслом, триптих. В смысле, три сюжетные линии -- две пары с причудливым переплетением четырех жизней и собственно детектив. И все в замечательных декорациях дикой природы с разнообразной флорой-фауной.
Собственно детектив относится к подвиду "полицейский" и начинает повествование вполне по законам жанра. Никаких вступлений и подготовительных описаний, бац -- и держите объеденный человеческий череп. А никто и не обещал, что читателю предложат цветочки нюхать, так что нервным лучше нервы на комоде оставлять. Автор демонстрирует знание полицейской кухни, которая волокиты не терпит. Поэтому грамотные действия сыщиков приводят к вполне закономерному результату -- тайна черепа раскрыта, имя жертвы известно. Все правильно, нормальная полиция так и должна работать. А для развлечения читателя, который по тайге не бегает, а на диване сидит и ждет, когда ему сделают страшно, медведь. Да не простой, а людоед. Кто скажет, что это не страшно, пусть попробует сам этого медведя подстрелить.
Дилемма полицейского детектива в совмещении несовместимого -- естественного стремления розыскников завершить дело без выкрутас и желательно без возврата на доследование и необходимости развлечения читателя этими выкрутасами. Медведь для сыщика -- самое оно, с медведя какой спрос. Можно и не обращать внимания на постороннюю кровь на столбике. Однако, оказывается, у медведя алиби, поскольку не в медвежьей привычке копать ямы для хранения добычи. Следующий после медведя подозреваемый -- муж, это уж так водится. Беглые заключенные в самом конце списка подозреваемых, за ними признается наличие ума и сообразительности, удерживающие их подальше от людей.
И вот если на этом фоне полиция нашла бы мужа на пасеке, отвертелся бы несчастный от обвинения? Он бы, может, и нашел, что сказать, да кто бы его слушал...
Поэтому параллельно идущие повествования о жизни героев этой драмы следует признать необходимой и логичной частью произведения, хотя и не очень детективной. Перемещения действующих лиц во времени и пространстве увязаны, все элементы в единую картину укладываются.
Как самостоятельные драматические истории жизни персонажей -- чересчур много драматизма и того, чего "в жизни не бывает".
Автор демонстрирует глубокое знание не только процесса розыска преступников, но и многих самых неожиданных вещей, от медвежьих повадок и свойств трав, специально выращенных в суровых условиях, до закрывания глаз остывшему покойнику. За что автору респект и удачи на конкурсе.
(3)
Привет Автор!
переломов лицевого черепа Если вы так уж хорошо вписываетесь в слова эксперта, то лучше всё же - перелома лицевых костей черепа. Или всего черепа разом. Вдруг лицевая часть в норме, а на затылочной - вмятина.
А почему на черепе нет (или нам не сказали?) следов земли, раз остальное нашли в неглубокой могиле? И где черви, личинки и прочие мелкие падальщики?
Олег? Или Ирина?
Ой! Вот чего от вас, автор, нельзя было ожидать - как-то между делом сообщили читателю об обнаружении вещей Полоцкого и предсмертной записки. Такой поворот, а вы ему не уделили должного внимания. Ай-яй-яй!
Автор, вы молодец. Честное слово. Очень хорошо и складно написано, хорошим языком с чётким соблюдением стиля.
Знаете, я вам даже завидую. Очень ловко вы увязали несколько сюжетных линий в произведении. Мне такое не удаётся пока, но вы меня натолкнули на кое-какие мысли. Не напрямую, а под действием ассоциаций. И за это вам отдельная благодарность.
Верю я вашим героям. Они объёмные, трёхмерные, живые люди. Следить за их действиями и хитросплетениями судьбы было весьма интересно.
Это полноценная повесть. Одна из немногих на этом конкурсе, которые читались без внутреннего отторжения и недоверия.
Искренне пришлось попереживать за собаку Белку, которая осталась с медведем один на один в тёмном лесу посреди грозы.
По-моему, вы добились того, чего задумывали. Все сюжетные линии имеют (помимо чёткого развития) логическое завершение. Всё чётко сплетено и выверено.
Но. Вот всегда есть это "но". Не замечали? Помимо восторгов хочу сказать и про минусы.
Во-первых, это не совсем детектив. Вы ведь и сами видите, правда? Ведь в детективе главное лицо кто? Либо расследователь\помощник расследователя, либо убийца, который от следствия бежит. У вас же Калганов и компания лишь дополнение, задний фон, на котором разворачивается основное действие - переживание главного героя и его взаимоотношения с женщинами.
Кстати, почему вы не прописали ничего больше про судебного медика? Он весьма забавный персонаж у вас получился.
Во-вторых: слишком много совпадений. Не так, что я не верю в такое стечение обстоятельств, но перебор. Так всё для главного героя складывается удачно - с женой бывшей делиться ничем не нужно, подозрения все сняты, опухоль рассасывается.
Если по первому и третьему пункту особых претензий нет, то средний - вызывает недоумение. Ведь есть же свидетели, видевшие, как Андрей убивает Тугара. Он и сам этого не отрицает. И ему за это ничего не было? Даже судебного разбирательства? При убийстве заявление от пострадавшей стороны (родственники\друзья убитого) не требуется. Суд должен состояться в любом случае. Тогда официально признают степень вины подозреваемого: была ли самооборона, не превышен ли её предел и прочее. А у вас героя просто из кабинета следователя выставили.
На этом пункте можно было бы сыграть ещё несколько мелодраматических аккордов. Вот не выпустил бы его Калганов, оставив до суда в тюремной больничке. Объяснить задержку можно было бы тем, что результаты не готовы. Тут ещё добавить терзания героя без семьи и успокоение его в том, что все предсмертные дела он успел закончить. Потомить бы ещё читателя. А потом! Представляете: зал заседания суда, Марина и дети, адвокаты, чуть-чуть допроса. И постановление: не виновен и должен быть отпущен в зале суда. Это могло бы быть иным завершение дела, гораздо более драматичным.
Но дело, конечно, ваше. Итак неплохо, если не позиционировать повесть как полноценный детектив.
Вы входите в мою личную тройку лидеров бесспорно.
Доброжелатель Х.
(4)
Рецензия на повесть "Внезапно смертен".
Жанр повести определить довольно трудно, но рецензент собрался и совершил то, что можно назвать "мозговым штурмом". Результат таков: перед нами остросюжетная мелодрама, вот так. Чудный такой мутантик, когда-то, лет пятьдесят назад появившейся на свет в результате то ли изнасилования одурманенной алкоголем на какой-то сомнительной вечеринке остросюжетки, причём изнасилованной по очереди всеми представителями мелодрамного клана. То ли мутант и вовсе завёлся от сырости - кто сейчас уже помнит досконально тёмную историю его рождения? Но маленькое чудовище выросло и вот уже пытается стать законодателем литературной моды.
Мода модой, но куда деваться от вопросов? В чём всё-таки детективная загадка? В повести есть только одна, которую можно с натяжкой "назначить" на эту роль: почему следователь Калганов самым последним в этом грешном мире понимает, что же произошло, и кто кого убил? Ему все хором рассказывают, но он держится до последнего, такой твердолобый. То есть, никакого расследования нет, да и откуда ему взяться. Ладно, проехали с расследованием. Взглянем на бойкость и "дрожепробирательство" интриги.
Сказать, чтобы интрига эта самая поражала оригинальностью или хотя бы напряжённостью - нет. Как-то сразу понятно: Андрей жизнь самоубийством не покончит, да и его чудесное выздоровление "посверкивает". А что делать? Законы этого самого жанра-мутанта располагают ко всякого рода "неожиданным" ходам. Смертельно больные выздоравливают, потерянные дети находятся, Герой и Героиня, взявшись за руки/слившись в объятии/целуясь "в диафрагму" идут к счастливому будущему. Все довольны, всем хорошо, а детектив... Да кому он, собственно говоря, нужен?
Наверное, самым интригующим элементом предстаёт судьба Виктора. Но поскольку читатель быстро просекает, что "любовь всей его жизни" мертва, то "недоброе предчувствие" терзает грудь - ох, не жить ему на белом свете, не гулять на свободе, не для чего потому что.
Поразительная живучесть всех героев, Андрея, Виктора и Тугара, в общем-то, в рамках остросюжетного жанра - так положено. Рецензент не возражал бы против такого хода, пусть персонажи преодолевают тяжкие препятствия и в кульминации сходятся все вместе в великой битве - читатель в массе своей уважительно относится к подобным сюжетным поворотам.
Но автор обладает волшебной палочкой, не иначе. А как ещё объяснить удивительный факт: все события, которым по статусу положено быть "острыми", просто источают "масло масляное", на глазах читателя превращаясь в сентиментальную водицу "сериального" розлива. Пафосный стиль, какие-то ненатуральные монологи и диалоги, которые выдавливают последние крупицы искренности из персонажей и из всей истории в целом:
"- Не подведите, осталось немного, совсем немного... Я удержусь, я залезу. И мы обретём покой...
Он шептал это, отчетливо представляя, почти видя в себе почки, а над ними ту самую железистую ткань, которая предала его, перестала подчиняться нервной системе и непомерно разрослась, убивая хозяина и сама себя.
Андрей умолял не эти бездушные кусочки плоти, а организм в целом, ту волшебно согласованную структуру, полная власть над которой не дается даже йогам. И мольба, похоже, оказалась услышана - пальцы не сорвались. Он устоял".
Речь идёт о смертельно больном, который решает покончить жизнь самоубийством, бросившись со скалы, до которой ещё добираться семь вёрст и всё лесом. Таким, с позволения сказать, языком передавать внутренние чувства человека просто нехорошо, от слащавой неискренности воротит с души у любого, кто пережил потери близких, чей тяжелый и горький жизненный опыт навсегда остался в сознании. Подобные описания - просто попытка спекуляции важными и серьёзными вещами, а с другой стороны, они настолько далеки от правды жизни, что принять их за чистую монету может только либо юное существо, либо тот, чей интеллект не способен осмыслить всю глубину трагического бытия человека.
Вообще, к стилистике претензий много. Не только высокопарность и излишний пафос мешают восприятию. Дело в том, что автор хочет показать читателю действия, как события быстро сменяют друг друга. А ничего не выходит, хотя есть большое количество глаголов и отглагольных форм. То ли все эти странные ощущения героев, то ли вымученные синтаксические конструкции:
"Воспоминание о звере возродило ужас - тот хлестнул жаркой волной, выдавил вопль, невнятный из-за сухости рта, и погнал наверх, выжимая из мышц жалкие крохи энергии. Дрожа от непосильной работы, умирающий одолел последние метры, подтянулся, лёг грудью на ровный камень и неуклюже забросил ногу. Сделав усилие, он перевалился через край".
Ну, что это, право слово? "Ужас выдавил вопль", "выжимая из мышц жалкие крохи энергии" - зачем ТАК писать? Можно намного проще, не надо искать какой-то фальшивой красоты, когда русский язык прекрасен сам по себе, в нём заключена природная музыкальность, гармония.
"Тем временем день стремительно хмурился, а небо зарастало тучами. Отдалённые громы стали раскатистее, мгновенные огненные деревья то вспыхивали в небесах, то врастали в землю. Надвигалась гроза, и это беспокоило Виктора".
"Память горного туриста и саянского скалолаза проснулась полностью".
"Но что-то мелькнуло впереди, рука вцепилась в это и задержала тело, готовое рухнуть".
Все эти монструозные фразы напомнили мне милую девчушку, хорошенькую и славную в своей естественной простоте, которой вдруг вздумалось выглядеть "как взрослой". Она взяла косметику у мамы и накрасилась, да так, что смотреть невозможно: ресницы прилипают ко лбу, тени переливаются всеми цветами радуги, губы и румянец полыхают, как новенькая пожарная машина. Вот что автор сделал с языком Тургенева, Чехова и Бунина.
А есть ещё и такой момент. Когда сюжет развивается стремительно, не стоит концентрироваться на внутреннем состоянии персонажа - внимание читателя размазывается. Тут уж надо выбирать: либо действия молниеносно сменяют друг друга, либо герой рефлексирует. А то и другое вместе - это и есть самый неприятный признак жанра-мутанта. В повести многовато эпизодов, которые производят впечатление затянутых, а ведь по объёму невелики и герои (Андрей и Виктор) находятся в экстремальной ситуации. И тут их пробивает на "чувства-с".
Что касается любовной линии, тут можно только выдавить стон. Мы где вообще? В каком жанре? Такое впечатление, что в повесть с того света заглянула некая Барбара Картленд и писала, писала, не в силах остановиться.
Зачем в том, что автор выдаёт за остросюжетку, вот это ВСЁ:
"Ты о чем? - уточнил он, насладившись долгим поцелуем и радуясь, что руки её обвивают шею.
Организм по-мужски отреагировал на аромат знакомых духов и вкус губ, на прикосновение высокой груди. Маришка всё ощутила, но тревога не исчезла из её голоса".
"Маришка каким-то чутьём узнавала, что он вот-вот появится, и заранее открывала задвижку. О, это было как раз то, о чём мечталось! Женщина встречала Андрея на пороге, обвивала руками и приникала к устам.
Затем... Эти часы Андрей не смог бы описать, даже если захотел. Язык бессилен выразить блаженство гармонии, когда человек находит свою половину и сливается с нею не в кратковременном экстазе сексуальной близости, а полностью, навсегда, словно оба взаимно растворяются, становясь подлинно "единодушными".
"Андрей осмотрелся по сторонам, прислонил пакет к ближайшей берёзке и обнял Маришу. Головокружительный аромат, который жаркое солнышко возгоняло из многочисленных цветов, а ветерок смешивал в изменчивых комбинациях, вызвал у него необоримое желание. Пара опустилась на траву".
"Там было так уютно, что у Андрея появилось мужское желание, которое любимая женщина тотчас удовлетворила, блаженно постанывая и счастливо улыбаясь небу".
Мужчины могут, конечно, позавидовать шустрости умирающего, а женщины - участи его возлюбленной, но количество "необоримых мужских желаний" на килобайт авторского листа явно превышает среднестатистические нормы. Боюсь, что только "кратковременные экстазы сексуальной близости" героев и останется в памяти читателя.
Тем более, что финал тоже не подкачал. Он настолько великолепен в своём незамутнённом мелодраматизме, что сахар в организме подскакивает до опасной отметки:
"До двери его квартиры оставалось всего ничего, когда она распахнулась, и любимая женщина шагнула навстречу:
- Твоя опухоль рассасывается! Маркин позвонил!
Ненужные листки запорхали, освобождая руки для объятия...".
Осмелюсь дать автору совет: надо устроить аукцион по продаже сюжета мексиканским и бразильским киностудиям. За эти сладкие конфетные обрезки они передерутся между собой.
Если, конечно, Болливуд не добежит первым.
(5)
Аннотация
"Чья длань дерзнет остановить убийцу,
Красу спасти - вспять Время обратить?
О нет, ничья! Но чудо я свершил:
Краса сверкает в черноте чернил".
У. Шекспир "Сонет 65"
Жанр
Криминальная\любовная история с элементами детектива.
Следствие
Криминалистическое начало - хорошо!
Мотив убийства все же смутный. Агрессия Тугара? Психологические отклонения? Но тут, скорее, вопрос к персонажу.
Первое "Эээ". А почему следователь не сообщил детям о смерти матери?
В целом, именно следствие мне показалось лишним (именно на детективном конкурсе, забавно). И есть, и в то же время оно играет роль "тикающей бомбы" сюжета. Придает остроты, потому что переживаешь за главных героев, но, поскольку занимает меньше трети от произведения, поскольку и для самого автора следствие, как таковое, далеко не самое главное - ощущения раскрытия тайны не возникает.
Идея, конфликты, герои, композиция
Идея - о том, что чудеса бывают. И можно вылечиться от неизлечимой болезни, и найти суженую, когда, казалось, вся жизнь прошла мимо.
Герои - некоторые получше, некоторые похуже. В целом, можно и глубже изобразить, потому что получились плосковаты.
"Хорошая" Марина.
"Стерва" Наталья.
"Монстр" Тугар.
"Лестрейд" Калганов
Главный герой - прописать те моменты, когда он делает выбор: расстается с женой, решается на самоубийство.
Зуев - как ни странно, получился живее остальных. Вроде бы плохой, но с "сердцем".
Конфликты
Детективный - как я уже говорил выше, не очень нужный.
Личностные. ГГ - Наталья, плохо выражен. "Зуев - Тугар" - хорошо бы прописать историю "до", чтобы их скрытое противостояние началось еще в тюрьме.
Внутренние конфликты: ГГ и болезнь\жизнь - здесь стоит поработать. У вас всего, условно, четыре события "диагноз - Марина - суицид - выздоровление". А стоило бы показать, как герой преодолевает трудности (и внутренние и внешние) и выходит в конце победителем. Счастливая случайность (которой выглядит конец) все же не так действует на читателя, как осознанный выбор персонажа.
Композиция
Супер! Автор вы так здорово переплели сюжетные линии во времени и пространстве, что за ходом сюжета следишь с неподдельным интересом.
Когда оказывается, что Зуй и есть первая любовь Натальи, а она жена ГГ - Уххх!
Кульминация у вас - погоня в горах? Тогда после нее повествование заметно проседает. Все эти "дообследования" лучше разместить перед.
Стиль, грамотность
Орфография - "ок". Пунктуация - не очень, см. ниже.
Стиль - многовато ошибок и ляпов, см. ниже. Особенностей я не заметил
Итого
По пятибальной шкале - три с большим, жирным таким, плюсом. Может быть, не ново и не очень грамотно, но читается с интересом, а за героев переживаешь. Автор, жму Вашу руку
Лечение
1. Конфликты проработать
2. Исправлять стиль
3. Убрать "провал" сюжета после кульминации.
Напоследок (дурачусь)
Ваши горы напомнили один анекдот))
Срывается альпинист и чудом цепляется за что-то на скале. Висит, и
думает:
- Все, кранты...
Вдруг видит рядом на скале на маленьком уступчике сидит дедок....
- Спаси, дед! Что хочешь проси!
- А ничего мне не надо, прыгай вниз, все будет путем. Я ж кудесник! - вырывает из бороды волосок и со словами "Трах-тибидох-тибидох" бросает вниз.
Поверил альпинист - прыгает и разбивается вдребезги.
Дедок чешет в затылке:
- Да-а, хреновый что-то из меня кудесник.
По ходу чтения
Который, мало что всегда готов - поддержать компанию ли, выехать на место происшествия ли, копаться в человеческих останках - то есть, на что угодно готов, так ещё и превосходный специалист
об "ли" и "что" спотыкается язык. "Мистер Х имел две приятнейшие черты - способность приходить на помощь и быть при любых условиях превосходным специалистом".
по поводу и без, словно мстя за то, что следаков назвали независимыми от них.
Сделали, а не назвали. Лучше звучит :)
всматриваться в крутой обрыв, который стремительно летел мимо
Обрывы не летают
от воздушных пузырьков воде, которую закручивали кратковременные воронки и всплескивали беспорядочные волны.
Жесть. Вода закручивается в воронки, но никак не наоборот. И всплескивали? Что такое всплеск? Как вы себе процесс всплескивания представляете?
прогулками, и так далее...
И так далее в худ. тексте - не комильфо.
"Ну и люби себе, - думал в такие минуты Андрей, - я не хуже тебя удовлетворяю", и утешался.
Чем утешался?))) и после прямой речи точка и тире :)
а недавно,(!без зпт) и с парнями - всё надо было делать чаще во сто крат!
Он купил особый мобильник для разговоров с Мариной
Особая - это колбаса)) а у вас - второй моб он купил :)
зато вместе с детьми,(!без зпт) и совершенно счастлив от этого
Беглецы знали, что в случае удачи(!лишний пробел) - наградой им станет свобода!
а потому старались не волновать его,(!без зпт) и про школу или свои личные проблемы умалчивали, как он ни выспрашивал.
словно на них,(!без зпт) и впрямь,(!без зпт)налипла грязь поцелуев "мегеры".