(А.Пушкин, "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...")
Повесть "Наследники" представляет собой остросюжетный фантастический детектив. Частное многоплановое расследование совершенного триста лет назад убийства проводит некто Панкрат Родионов, продвинутый в компьютерных технологиях молодой человек.
Интрига повести заключается в интеллектуальном поединке сыщика с неизвестным убийцей.
Завязка - описание проникновения Панкрата в подводное некрохранилище, где молодой человек беседует с сознанием (духом) потерпевшей - та просит разобраться в обстоятельствах ее гибели три века назад. Воспринимается все чрезвычайно загадочно. Картинка дана атмосферная, с убедительными деталями, например:
"- Здравствуйте, - тихо сказал Панкрат.
Ему никто не ответил. Он был один в огромном зале, но такова была традиция, а традиции надо чтить. Особенно когда имеешь дело с миром мертвых. Тени по углам, казалось, благосклонно кивнули в ответ" (интересно, загадочно и мурашки по коже - субъективно).
Сюжет основан на расследовании убийства певицы Алены Май. Автор постепенно, без нудных скучных лекций, вводит читателя в своеобразный мир. Здесь реинкарнация душ - доказанный факт, а законодательство позволяет привлекать к ответственности за преступления, совершенные в прошлой жизни в другом теле. От читателя требуется внимание, чтобы разобраться в этом мироустройстве и сути загадочного происшествия. На Панкрата и его напарницу (клон Ти) сразу же начинается охота - кто-то не хочет, чтобы они вели частное расследование. В результате детектив получается очень динамичным: Панкрат должен соображать быстро, в условиях постоянной угрозы жизни. При этом приходится идти на опасную для жизни операцию сканирования. Без нее не получить данных из прошлого и не восстановить картину преступления. В конце концов скрупулезный анализ увиденного и услышанного выводит Панкрата на продюсера Анну, а намек на нее дан заранее в разговоре Панкрата с духом Алены:
"- Вход в хранилище, - пояснил Панкрат. - Набор ассоциаций, который ты оставила корпорации.
- А-а... Прости, но я ничего корпорации не оставляла. Всеми этими вещами занимался мой продюсер.
- Нет, набор ассоциаций - это личное, - возразил Панкрат. - Это могла быть только ты.
- Но я этого не делала, - упрямо повторила Алёна".
Читатель сразу насторожился: продюсер теперь - подозреваемый.
Развязка тоже получилась интригующей. Вроде бы и попался в лапы Анны и ее головорезов вынырнувший из вод залива Панкрат. Однако он держит ситуацию под контролем. Рассказывает Анне о совершенном ей в прошлой жизни убийстве и предлагает разумный компромисс (нейтрализовать доказательства против Анны): и волки сыты, и овцы целы. И следом новый сюжетный поворот: все арестованы полицией. Открытый финал.
Налицо очень качественный фантастический детектив. На фантдопущениях зиждется сюжет, без них данная повесть попросту невозможна. Каноны в целом соблюдены, повествование весьма динамичное.
Литературный уровень произведения высокий - написано профессионально. Картинки яркие и отчетливые. У автора получилось изобразить особый фантастический мир. Персонажи - живые люди, даже клон Ти. При чтении в голове словно прокручивается кинофильм. За литературность - 5+
Неясные моменты и огрехи:
"кто-то лениво, в пол уха", "Панкрат слушал его в пол уха". - Правильно "вполуха"
"если понадобиться, некрополиция сама вытрясет из вас всё до последнего воспоминания". - Ой, что это? Видимо, опечатка.
"Сцена соблазнения на столе украсило бы любую, самую взыскательную подборку эротики". - Украсила.
Резюме. Повесть "Наследники" - увлекательный фантастический детектив, который стоит многократно перечитывать. Рекомендовать к прочтению стану обязательно.
РЕЦЕНЗИЯ 2.
Приступим, помолясь, чтоб не было так сложно, как с предыдущим погружением в Спарту. Проверим, кто тут что и где наследил...
Космопорт, пароплан, дирижабли, клоны - круто: из Древней Греции - да в будущее...
Какое-то дежа-вю: упорно кажется, что с этим текстом я где-то когда-то при каких-то обстоятельствах сталкивался...
чтоб до Марса долететь, угля надо много- ржунемогу!
вздохнул Ти- вздохнулА Ти
классная характеристика на менеджеров-управителей дыроколов и скрепок
про раскочегаривание таланта тоже неплохо сказано!
если понадобиться - если понадобится
Панкрат пожал плечами и поднял руку, думая по старой, еще с той жизни, приобнять расстроенную сестру- видимо пропущено слово "привычке"
Дочитал до конца. Что сказать? Признаюсь сразу, что фантастику люблю. И даже временами пописываю в этом направлении.
Теперь конкретно об этом прои:
Сюжет - мир создан капитально-фундаментальный, с претензией на сиквелы и приквелы. А что, вполне можно забацать сериальчик "По волне моей памяти"! Автор постарался на славу, заложив плеяду героев, разранжировав их, наделив соответствующими логическими функциями. Важно, что они почти все остались действующими (живыми), а тех, что умерли - можно реинкарнировать вновь и вновь в условиях данной реальности. Очень удобная и оригинальная идея, кстати! А если какая-либо линия сюжета и зависла - так это "крючок" для продолжения.
Композиция. Автор справился с "увязыванием" воедино действия в нынешнем времени со скачками-провалами в прошлое. Это получилось гармонично и естественно. Кстати, это одно из немногих на этом конкурсе произведений, где эпиграфом можно поставить его условие: "Корни преступления - в прошлом". Хотя здесь и само преступление в принципе, в прошлом. А вот с соответствием условиям, даже для "нереалистического" детектива, здесь напряжёнка: "То есть на конкурс не будут допущены работы, где существа, обладающие сверхъестественными и/или магическими способностями (мэри/мартисьюшные супергерои, волшебники, ведьмы, колдуны, вампиры, навь, нежить и пр.) используют магию/ сверхспособности для совершения или раскрытия преступлений." Сканеры сюда подпадают? А как насчёт всей механики и прочего фант-антуража?
Язык мне понравился: грамотный, сочный и ненавязчивый. Читается текст легко, захватывающе, несмотря на обилие терминов, неологизмов и прочих атрибутов будущего.
Психологическая достоверность - на высоте. Даже при таком необычном окружении в поведение героев веришь, они кажутся живыми, даже клоны (образ Ти - конфетка!). немного вышибают из колеи песенка и ворчание соседки, но - куда без этого! Характерна речь деда-сканера, живенько смотрятся и бандиты.
Качество загадки - если честно, можно было бы завернуть и нечто более экзотическое ( в таком то обрамлении). Да, лесбийской любви и триста лет не помеха!
Качество расследования - Лара Крофт отдыхает: ни в одном из представленных на конкурс прои сыщику, по-моему, не приходилось так много бегать, спускаться в подземелья, плавать с акулами, удирать под обстрелом, путешествовать в прошлое и в загробный мир, и т.д. и т.п. И, самое главное, "работать головой" в прямом смысле слова. Одно непонятно - почему это не сделал никто из следаков 300 лет назад? Неужели не догадались проверить программу пиротехники и выявить клона-перепрограмматора?
Игры с читателем я явной не заметил. Ну были подозрения на брата и на ухажёра, но какие-то вялые и отпали сами собой. А продюсер возникла - и всё стало сразу на своё место.
И финал - прои скорее понравилось, чем нет. Советую автору его расширить и углубить, так сказать! И будет вам... роман.
РЕЦЕНЗИЯ 3.
1. Сюжет и композиция
Взломщик могильников Панкрат Родионов расследует произошедшее 300 лет назад убийство эстрадной певицы Алены Май. Та убеждает его в том, что именно она была в прошлой жизни душой взломщика. Кроме певицы, убит был и брат покойной Павел (кто-то из поклонников заподозрил его в преступных намерениях по отношению к Алене Май, и проломил ему голову).
Панкрат начинает расследование в компании купленного за полцены клона Ти. Однако вскоре после контакта с Аленой в могильнике к взломщику домой приходят два неприятных и опасных типа, которые желают получить коды доступа. Панкрату и Ти удается провести их и скрыться. Панкрат подозревает, что мордоворотов подослал посредник, заказавший взлом.
Он отправляется к некоему дяде Мише, который способен считывать данные с мозга. Вновь появляется Алена и признает, что соврала, что является душой Панкрата.
Выясняется, что однажды Алена грубо и при свидетелях отвергла ухаживания менеджера Николая - так появляется следующий подозреваемый. В нынешней жизни он (по крайней мере, я так поняла) является Никитой Осокиным, учеником дяди Миши. Старик отказывается подозревать его, считая, что достаточно хорошо знает своего ученика.
Панкрат совершает с помощью дяди Миши небольшое путешествие (в фокале Павла) и выясняет, что аппаратура для пиротехнического шоу Алены Май была неправильно настроена, и руку к этому по чьему-то приказу приложил клон. Но выяснить обстоятельства до конца он не успевает, т.к. некто убивает Павла.
В то же время сарай дяди Миши атакуют, и Панкрату приходится вернуться в реальность. Он с Ти скрывается, старик остается отстреливаться.
Беглецы навещают ученика дяди Миши. Тот неохотно рассказывает, что недавно его посетила дочь некоего мафиози, бывшая в прошлой жизни продюссером Алены Май (а сам он был тем самым менеджером, которого певица отвергла).
Обиженный молодой человек оклеветал исполнительницу перед продюссером, сказав, что та собирается улизнуть с деньгами. Анна Иванна (которая еще и представительница секс-меньшинств), приказывает клону подстроить так, чтобы певица сгорела во время пиротехнического шоу.
2. Язык, стиль, слог, грамотность
Рассказ вычитанный, написанный хорошим слогом. Со стилем у автора проблем нет.
Всякие мелочи:
"...на редкость мерзейший..." как-то не звучит. Имхо, либо на редкость мерзкий, либо мерзейший
"... обнаружив в себе нарушителя..." - эту фразу можно двояко понять (помимо подразумеваемого значения можно подумать, что защитное поле способно счесть себя нарушителем)
"... рыцарская часть..." - е
"Панкрат почувствовал, что падает вниз" - последнее слово лишнее
"Панкрат выдохнул, и поежился" - лишняя запятая
"Панкрат пожал плечами и поднял руку, думая по старой, еще с той жизни, приобнять расстроенную сестру за плечи, но рука сгребла в пустоту" - какое-то слово потерялось, плюс тавтология
"Ти умылась и, не потрудившись одеться обратно" - а зачем раздеваться для того, чтобы умыться? И, мне кажется, "обратно" по отношению к одеванию нельзя употребить
3. Психологическая достоверность
Не имею претензий к героям, а особенно мне понравился дядя Миша (очень у него вкусные и убедительные реплики).
4. Игра с читателем
Я так пыталась понять устройство этого футуристического мира, что на расследование сил оставалось мало. Некоторые подозреваемые, как мне кажется, появились в повести поздновато, и у читателя не было возможности анализировать их роль в произошедшем.
5. Общее впечатление
Фантастическая часть повести, имхо, удалась гораздо лучше детективной. Что, собственно, происходит, мне стало ясно лишь со второй трети (мб это лишь мое тугодумие). Очень подробно и хорошо описан могильник, но в детективе этот эпизод кажется лишним, перегруженным подробностями. А вот что действительно хотелось узнать, осталось за кадром. А именно - почему нужно сопереживать Алене и желать, чтобы убийцу вывели на чистую воду? Алена кажется довольно несимпатичной (из-за пренебрежения человеческими чувствами), тщеславной личностью. О ее жизни, об отношениях с братом абсолютно ничего не известно.
РЕЦЕНЗИЯ 4.
С этой рецензией вышел у меня казус. Я ее написал еще неделю тому назад, и, представляете, взял и поверх старательно натыканного двумя пальцами файла откопировал какую-то древнюю галиматью. Вот же... Ладно, сейчас, что-нибудь по-быстренькому сообразим.
Значит так, "Наследники" - это у нас фантастика. Основным фантастическим элементом, изюминкой, пожалуй, даже целым фунтом изюма, в повести выступает техническая возможность будущих поколений реинкарнировать души своих умерших, пересаживая из мозга некую индивидуальную эмоциональную программу в новенькие тела клонов. Кстати, непонятно, почему не пересаживают мозги покойников целиком, раз уж есть возможность хранить эти мозги в сознательном состоянии и в твердой памяти неограниченно долгое время? Сюжет построен на законных и незаконных махинациях с "душами", переселяемыми из тела в тело, и с имущественными правами, принадлежащими этим "душам". Мне лично было бы интересно почитать этакую юриспрудентскую историю с Перри Мейсоном, чтоб он, значит, между заседаниями суда добывал улики, а в суде припирал к стенке некропреступников. Да, есть там у автора и некропреступления, и некрополиция, с этим все в порядке. Есть выглядящие нелепыми дыры в защите всесильной корпорации, есть ловкий взломщик, который этими дырами пользуется. Нет, однако, четкой картины взаимоотношений в хороводе завещателей, клонов и наследников. Хорошо, готов согласиться, объять необъятную правовую базу будущего в недлинной повести невозможно. Что остается? Остается ступить на зыбкую остросюжетную почву, по которой героям следует бежать как можно быстрее, чтобы только не увязнуть в объяснениях несущественных мелочей и в противоречиях отдельных деталей.
Что ж, у героев это получается неплохо. Совсем и очень неплохо. На другом конкурсе я, не задумываясь, выставил бы автору высокую оценку и посчитал свою самосудную миссию выполненной. О другом конкурсе вспомнилось из-за темы прошлого "ДФ", очень, знаете ли,
повесть в нее попадает, разве что не фэнтези, а твердый сайнс. Если честно, я и сейчас, скорее всего, поставлю высокую оценку. Мир, окружающий героев повести, очень любопытен сам по себе. Один уголь и кочегары чего стоят! Своеобразная мрачная пестрота не может не привлекать. Цельной картины я не увидел, но то, что разглядел не пахнет штампованным звездолетческим будущим. Это уже большой плюс. Жаль, детективный сюжет даже на фоне приключений "взломщика" смотрится простовато. Для тех, кто хотел игры с читателем, то есть с собой любимым, автор не предлагает большого выбора подозреваемых и ложных ходов. С логическими построениями тоже... Ой! Да я вас умоляю! Острота сюжета, преследователи, постоянно висящие на хвосте, трюки и погони на триста процентов компенсируют... если здесь что-то нужно компенсировать.
Повесть написана по-мужски, но, вероятно, придется по вкусу не только мужской части читателей. Почему эта повесть "мужская"? Да, по всему! Герои прекрасно выписаны. Дед, который дядя Миша - замечательный образ, сам Г.Г. - обаятелен и талантлив, даже жалкий, подонистый парнишка сканер выглядит очень реалистично. С героинями хуже. Подруга Г.Г. - клон, их отношения (Панка и Ти) чрезвычайно интересны... были бы чрезвычайно интересны, приложи автор усилие для их раскрытия перед читателем. Ти привлекательна (не только внешне), но призрачна и нереальна, в памяти остаются лишь эпизоды, как она за своего хозяина ломает носы, и как нагая сидит с книгой в кресле. Заказчица. С нее и взять особенно нечего, она фактически бестелесна. Злодейка-продюсерша, чем она запоминается, кроме безумной гомосексуальной страсти? Почему так получается с героинями повести? Я готов ответить и на этот вопрос. В "Наследниках" женская часть персонажей воздерживается от высказывания своего мнения о чем-либо (о чем-либо сию секунду не связанным с ходом сюжета), и нам представляются лишь мужские мысли "за жизнь". Тут и там попадающиеся в тексте читателю повести человеческие клоны сплошь женского пола. Как это говаривал товарищ Хлебовводов: "Ты браток, отметьте в протоколе, рецензент напоминает автору о политкорректности". :) Вас это не напрягает? Нет? Меня - тем более. Чего же носом крутить, когда написано хорошо. Немного обидно за смазанный финал. Богоизмашинное решение накопившихся проблем Панкрата сводит на нет крутость взломщика. Ладно, пустое, это я уже придираюсь.
Вот, всегда так, обязательно найдется целая куча претензий и замечаний для самого интересного автора любой степени талантливости, а слов восхищения... В остросюжетном жанре особенно! Знаете почему? Классный текст проглатывается целиком и с большим аппетитом, иной раз приходится выбирать мелкие косточки, и о каждой из них въедливый читатель/критик обязательно считает своим долгом оповестить своих сотрапезников. Блюдо попроще тщательнее пережевывается, попадающиеся кости никого не раздражают, и во время самого процесса еды есть возможность не спеша отыскать какие-то приятные оттенки вкуса, оценить послевкусие. В конце концов, дегустатор даже успевает выдумать, почему это блюдо особенно полезно читателю.
Ох, что-то меня на гастрономические аллегории потянуло, видно, пора обедать. Буду закругляться. А всем читателям "Наследников" могу пожелать приятного аппетита. Нет, правда, попробуйте эту повесть, написано вкусно.
РЕЦЕНЗИЯ 5.
Наследие прошлой жизни
Нет, я не взломщик - Боже сохрани! Почтение к мёртвым я всё же имею. Но Милена Атанесян, погибшая от рук мафии поэтесса и правозащитница, десять лет назад спасла меня от утилизации - неизбежной тогда участи контрафактных клонов. Поэтому я считаю своим долгом время от времени приходить в могильник её навещать.
В этот раз, когда я вошла в некросеть, она пожаловалась, как скучно стало без Алёны Май, хотя, конечно, и радует, что душа её, наконец, успокоилась.
Началась эта история с того, что профессиональному взломщику Панкрату Родионову заказали ассоциации певицы Алёны Май, трагически погибшей триста лет назад. Шоу "Жар-птица", посвящённое открытию космопорта, обещало быть ярким и захватывающим. Но кто-то перенастроил пиротехническую установку, и огонь появился не в том месте, испепелив несчастную.
Панкрат не без труда пробрался в могильник, вышел в некросеть, угадал коды и оказался с Алёной лицом к лицу. Она поведала ему, что она - его душа, и попросила вытащить её отсюда, сказав, что за ней охотятся двое. Кроме того, она сообщила, что не передавала своих авторских прав корпорации, и коды ставила не она - кто-то сделал это за неё. Панкрат забрал с собой её мозг. Надо сказать, действовал он не один. Его сообщницей была Ти, контрафактный клон, которого Панкрат выкупил у приятеля Алексея за полцены. Она-то и обратила внимание на несоответствие: почему душа Алёны томится в могильнике в то время как должна была бы быть в груди Панкрата? Ясно - она его обманула, в прошлой жизни Панкрат был не ею, а её братом Павлом. Кто-то из фанатов, подозревая его в убийстве родной сестры, проломил ему голову. Если Алёна тоже считает его убийцей, понятен её мотив подставить брата. Решил Панкрат ещё раз поговорить с Алёной.
Но дома ему этого сделать не дали. Посредник сдал его бандитам, и двое пришли к нему в квартиру. Чудом отбившись от них, Панкрат и Ти вынуждены были бежать. Только у дяди Миши, у которого парочка нашла убежище, удалось вступить с ней в контакт. Алёна призналась, что тех двоих, что за ней охотятся, она попросту выдумала, а соврала, чтобы у Панкрата был стимул её вытащить. Но поняла, что очень хочет знать, кто её убил - и это желание держит её здесь. Подозревала она Николая, менеджера, который работал в корпорации, и чьи ухаживания она грубо отвергла при свидетелях. Её авторские права сдал в корпорацию её продюсер, а Николай занимался кодами, которые подделал, выдавая за волю покойной.
После разговора с покойной, Панкрат пошёл в архив и оттуда позвонил Алексею с просьбой навести справки об этом Николае. Тот в свою очередь посоветовал Панкрату быть осторожнее, сказав, что за ним охотится мафия. Но просьбу выполнил. Оказалось, в нынешней жизни это бывший ученик дяди Миши - Никита, у которого тоже проблемы с мафией. Вдобавок из архива была похищена фотография, на которой Алёна Май вместе с Павлом готовились к шоу "Жар-птица". И похитила её девушка, как две капли воды похожая на Алёну.
Чтобы разобраться в виновности Павла, Панкрат попросил дядю Мишу отправить его в прошлую жизнь. Тот сперва отнекивался, объясняя, что это смертельный риск, но после долгих уговоров сдался. Панкрат увидел, как он в воплощении Павла роется в установке, пытаясь разобраться, кто и как её перенастроил.
Но и тут мафия добралась до беглецов, и тем снова пришлось спасаться. Отбившись, они заявились к Никите. От него узнали, что Никита, будучи сканером, отправлял в прошлое дочку мафиози, а заодно и посмотрел своё. Его клиентка была в прошлом продюсером Алёны - Анной Павловной. Именно она, соблазняя Николая, попросила его затолкать душу Алёны в корпорацию и подделать коды, что даже по тем временам являлось серьёзным преступлением. После этого она вертела им как хотела до самой своей смерти.
Панкрат уговорил Никиту сообщить ему свои ассоциации, чтобы пробраться в его прошлое за информацией. Денег на его депозите клятвенно обещал не трогать, к тому же оставить явные следы взлома, чтобы Никита мог потом забрать то, что ему причитается.
Подделавшись под Никиту, он отправился в корпорацию и посмотрел его прошлую жизнь. Оказалось, что Анна Павловна, будучи дамой нетрадиционной ориентации, была влюблена в Алёну. В неё же был влюблён и Николай. После грубого отказа он из мести наговорил Анне Павловне, будто Алёна собирается бежать со своим любовником и кинуть её, оставив с долгами. Та пришла в ярость, записала на своё имя все авторские права на интеллектуальную собственность Алёны, выкупила её клонов, одному из которых и поручила перенастроить установку. Также Панкрат выяснил, что преступление Николая было раскрыто, его депозит обнулили, но оставили в качестве приманки, и если он появится в своём нынешнем воплощении, его ждёт арест. Ровно как и мафиозную дочку. Вернув мозг Алёны на его законное место, Панкрат связался с ней в последний раз, рассказал об убийце. Алёна, поблагодарив его, растаяла. Душа её обрела покой.
- А что с Панкратом? - спросила я Милену. - Его же вроде должны арестовать.
- Так и получилось, - ответила она. - Он сбежал отсюда тайным ходом - и попал прямо в руки мафии. Пока он там договаривался, торговался - тут и полицейские подоспели. И всех повязали.
Всё это, было, конечно, справедливо, но мне очень хотелось надеяться, что благородный поступок Панкрата и его помощь в нахождении убийцы станут смягчающими обстоятельствами.
То, что рассказала Милена, показалось мне весьма интересным, захватывающим. Хоть триллер снимай! К тому же, несколько необычный формат детектива. А Милена-то ещё и заинтриговала - намекала сначала, что убийца или Николай (а что, мотив есть, возможность тоже, да ещё и замутил он там что-то с кодами), или Павел (хоть мало о нём что было сказано, но ради хорошего наследства порой идут на самые чудовищные поступки - в том числе и убийство родной сестры).
Но не столько детективный сюжет заинтересовал меня, сколько любопытное пересечение мира живых и мира мёртвых. Только не слишком ли увлеклась рассказчица техническими деталями? Но с другой стороны, как иначе было описать мир, в котором существуют эти люди?
Единственное, что мне показалось странным: с чего это вдруг Алёна, которую опытный сканер характеризовал как мягкую и хитрую, так грубо, да ещё и на людях проехалась трактором по своему воздыхателю? То ли, что называется, зазвездилась до неприличия, то ли критические дни у неё тогда были, то ли он достал её своей настойчивостью, с которой добивался её внимания? Не хватает деталей до психологической достоверности.
Напоследок мы на пару с Миленой порадовались освобождению Алёниной души.
- А что же Вас, Милена Робертовна, тут держит? - поинтересовалась я.
Она мне ответила, попросив, однако, пока держать это в тайне. Поэтому я промолчу. Хоть я и клон, хоть и контрафактный - а секреты хранить умею. Лучше попытаюсь добиться её освобождения. Как? Это будет уже совсем другая история.
РЕЦЕНЗИЯ 6.
Первое впечатление - у автора было написано фантастическое произведение, потом услышав про конкурс в Детектив-клубе, он решил добавить в это произведение второстепенную детективную линию, и отправил то, что получилось, на суд читателей. А в моём случае, читатель - любитель жанра "детектив обыкновенный", которому было очень сложно продираться сквозь фантастический антураж "некрожизни" и иже с ней, чтобы отследить детективную составляющую.
Уверена, что сам автор хорошо разбирается во всех деталях рисуемого мира клонов, шлемов с мозгами, сканеров, прохождений сквозь стены, некропреступлений, могильников и прочих удивительных вещей, но читателю этот мир был объяснён плохо. И, как правило, в обычной жизни читатель не будет перечитывать во второй или в третий раз книгу, чтобы понять, что же хотел донести автор. В обычной жизни читатель разочарованно отложит невнятное произведение, и вторую книгу этого автора уже не купит.
Теперь детально:
Название: Название слабо перекликается с сюжетом произведения. Наследники чего? Авторских прав? Но мотив убийства не в авторских правах. Души? Но для этого есть специальное слово - реинкарнация.
Сюжет: Сквозь фантастическую составляющую данного произведения выцепить детективный сюжет было достаточно проблематично, тем более что не было соблюдено элементарное правило детектива - показать убийцу в самом начале, так чтобы читатель тоже мог погадать, кто же на самом деле совершил убийство. Хотя с другой стороны, даже если бы убийца и фигурировал в начале, обычному читателю было бы невозможно отгадать его, ибо все интеллектуальные усилия уходят на переваривание описываемой фантастической реальности.
Мотив для первого убийства показался слабым и, откровенно говоря, неприятным. Я, как читатель, сглотнула то, что убийца - лесби (хотя, слава богу, у нас не европы, и не обязательно вкрячивать в сюжет гомиков, чтобы усилить привлекательность произведения), но сглотнуть то, что лесби убивает за то, что ей отказала традиционалка, - это выше моих сил.
Мотив для второго убийства - убедительный. Но вот взаимосвязи героев друг с другом показались притянутыми за уши, в частности, почему был нанят именно Панкрат (aka Павел, брат убиенной), чтобы слазить в могильник?
По сюжету проглядывает второстепенная линия личных отношений с клоном, но она оказывается повешенной в воздухе, что не есть хорошо. Линии должны быть логически окончены.
Идея: думается, что главная идея сего произведения - убийство не имеет временных рамок, и, если кара не наступила в этой жизни, она обязательно настигнет тебя в следующей жизни. Вполне привлекательная идея для тех, кто не верит в реинкарнацию: совершайте преступления сколько душе угодно, наказания может и не последовать.
Анализ композиции. Об убийстве читатель узнаёт только на пятой (из тридцати двух) странице, что слишком поздно. Само расследование происходит динамично. Понравилась объяснялка в конце произведения: коротко и по делу.
В целом, я бы рекомендовала автору усилить мотив убийства, соблюдать детективные каноны, и описывать фантреальность так, чтобы был понятен смысл и назначение каждой упоминаемой детали.
РЕЦЕНЗИЯ 7.
Фантастический детектив?.. Что ж, очень любопытно.
Жанр, с моей точки зрения, такой... обоюдоострый. Тут важно понять - это больше детектив с элементами фантастики, или наоборот? Клонирование, прыжки во времени, даже лунные поселения упоминаются... Не слишком ли много "втиснуто" в рассказ всего фантастического?
Панкрат Родионов вскрывает "могильники" - эдакая Лара Крофт в мужском обличье, это понятно. И то, что помогает ему симпатичный клон - тоже неплохо. Но вот само расследование они ведут... суетливо, что ли. Всё больше на бегу, спасаясь от каких-то отморозков (эх, мне бы такого клона Ти, когда в детстве в школу через хулиганский район ходил!); так что временами читатель поневоле путается в этих перипетиях - кто кем был в прошлой жизни. А тут еще и сканеры (которых фиг обманешь), некрополиция и некромафия, погибшая звезда эстрады... Словом, полный набор для "Секретных материалов", только вот Малдера со Скалли не хватает.
Но вот продюсерша Анна с лесбийскими чувствами наперевес - это уже перебор. "Поспели вишни в саду у Хари Кришны!" - это юмор, надо понимать? Драйва недостаточно, усилить хочется...
Ну а, если бы еще кто объяснил, почему в качестве места действия выбран Кронштадт!.. И как там в июле 1980-го (!) года могли открывать космопорт(!).
Налицо какое-то удивительное отставание общественной морали от развития технологий. Разборки в стиле лихих девяностых на фоне космопортов и научно доказанного переселения душ. Кстати, интересно - а сколько угля нужно, чтобы до Марса долететь?..
Один мой приятель (кстати, писатель-фантаст) говаривал, что любое повествование должно "цеплять" с самой первой фразы. Здесь этого нет: "Наследники" "разгоняются" довольно медленно. Но ведь о том, чтобы читатель угадал виновника заранее, и речи, по-моему, нет: слишком пестрая "палитра", не знаешь, в каком направлении начать думать... Конечно, и в творениях популярных авторов такое присутствует (взять хотя бы "Твин Пикс"), но что позволено Юпитеру...
Сама идея об авторских правах, которые охраняются столь долгое время, внимания заслуживает. Вот если бы это была не повесть, а какой-нибудь цикл романов... Впрочем, и в этом случае нашлись бы недовольные читатели: я вот, к примеру, Стивена Кинга в принципе-то люблю, но цикл его про "Темную Башню" напоминает бесконечную жвачку...
Общая схема выстроена довольно грамотно. Подвели частности. Негоже так читателя в них запутывать. Панкрат, он же Павел, Николай, он же Никита...
(А вот интересно, кем я был в прошлой жизни?). Конечно, фантастический детектив трудно "обзирать", потому что очень мало классических образцов, сравнивать не с чем. Но в целом я бы отнес повесть скорее к удачному эксперименту автора. И если так показано наше будущее, то не хотел бы я в нем жить. Короче, по Высоцкому - "хорошую религию придумали индусы"!
Что же до оценки, то она - "четыре", с символическим минусом.
Удачи Яшме на космических перекрестках!..
РЕЦЕНЗИЯ 8.
Приветствую Вас, Яшма!
Так получилось, что "Наследники" - единственная история, где мне не к чему докопаться.
Единственный (на мой субъективный вкус) недостаток - несколько скомканный и поспешный финал. История читается на одном дыхании, и вдруг приходится притормозить да засесть разбираться, на чём это всё закончилось и какие у персонажей перспективы. Потом, чем завершается линия дяди Мишы и посёлка, в котором он живёт, совсем неясно.
В целом - сильное впечатление. Замечательная детективная история, показывающая дистопичный мир: корень его бед - монетаризация информации, в том числе информации очень личной. Даже найденные учёными доказательства существования реинкорнаций приводят в нём не к новому пониманию личной свободы и личной ответственности, а к новым возможностям потакать своей самости, к росту услуг, обслуживающих эти возможности и к появлению нового рабства и новых пластов бедняков и новых специальностей у ловящих рыбку в мутной воде авантюристов. Детектив удобен для погружения в такой мир, потому что обращает пристальное внимание на человеческие страсти, которые могут стать мотивами преступления.
Другая линия, через которую ярко показан мир - необычные (в этом мире) отношения Панкрата и клона Ти, клона контрафактного и имеющего "недостатки" тоже отлично этот мир характеризующие.
Своевременная повесть в наш век информации и во времена нашего практичного озападнивания восточных мудростей!
Мир очень панковский. И он - одна из вариаций реализовавшегося антиутопичного будущего с глобальным потеплением, рабами-клонами, большими возможностями у спецслужб, новыми капризами у богатых, имеющими деньги их удовлетворить и хитрыми технарями (сканирование сознания - в этом мире тоже больше относится к сферам проявления воли и могущества новых технологий чем к некому гуманитарному, "человековедческому" профилю)
Персонажи этого панковского мира объёмны и узнаваемы. И авантюристы, выручающие друг друга, новое "рыцарство" которых часто подпитывает цеховая солидарность и некая новая сетевая общинность - выжить проще опираясь друг на друга, чем по-одиночке. И обыватели, получающие новые зрелища. И спецслужбы. И бандиты. И клоны.
Мотивы убийства Алёны её продюссором показаны ярко и выпукло через предшествующие разоблачению преступницы приключениях Панкрата, в которых читатель видит существующую в этом будущем ценность информации, а также жадность обывателей до неё, и общепринятое потребительское отношение к чужим или подчинённым.
Игру с читателем в расследование и качество детективной загадки я, к сожалению, оценить не могу - меня слишком увлёк мир, мне было интереснее разгадывать его устройство, его прошлое и возможные перспективы. Сюжет же попадания Панкрата в историю, когда, поверив в то, что Алёна - его душа, он бежит из Могильника с её мозгом, а потом принимается за расследование, кто убил эту певицу триста лет назад, проводит читателя по разным местам мира "Наследников" и сталкивает с разными его обитателями.
Ваш Самоцвет, страстно жаждущий продолжения истории и ещё-ещё новых сведений о мире "Наследников".
РЕЦЕНЗИЯ 9.
"Детектив - это точно такое же литературное произведение, и фантастика в нём - антураж. Точно такой же, как, к примеру, Средневековье или Латинская Америка".
(Из комментария автора повести).
Сознательно или нет, но уважаемый автор лукавит. Если уж сравнивать фантастический антураж его повести с Латинской Америкой, то с дикими латиноамериканскими джунглями из сюрреалистического фильма или бредового сна. С реальностью, не подчиняющейся ни законам логики, ни физическим законам. В этом тропическом лесу наряду с обезьянами и попугаями запросто можно столкнуться с полярным медведем и летающими домашними свиньями.
Ну ладно, акулы в Финском заливе получают какое-никакое объяснение: 24-й век, глобальное потепление, тропическая жара на широтах Кронштадта. Да и вообще, настоящие акулы там - редкость, гораздо вероятнее повстречаться с акульим клоном-сторожем, охраняющим подводную усыпальницу. Почему подводную? Наверное, это следствие глобального потепления: снега тают, море наступает, надводная часть суши сокращается, вот и приходится осваивать подводную. Почему в таком случае не затопило Кронштадт? Возможно, этот другой Кронштадт, позаимствовавший от прежнего только имя и перенесённую с острова крепость.
Это всё не вопросы. Вы лучше объясните, почему в водах Финского залива перестал работать закон сообщающихся сосудов. Почему, проплыв тоннелем, через который выпускают акульих клонов, ГГ попал во внутренний бассейн с горящей под потолком газовой лампой? Газовая лампа не может гореть под водой, да и последующие действия героя (переодевание, закапывание непромокаемого мешка с гидрокостюмом в баке с отходами) подразумевают, что вода не заполняла бассейн целиком. И как это стыкуется с тем фактом, что усыпальница находится на дне залива - под покачивающейся на волнах причальной платформой? В тоннеле была система шлюзов? И как эту полосу препятствий проходят акулы? Как одолел её герой?
Но и это ещё не самое удивительное. По пути к пирамиде герой минует кладбище затонувших кораблей, где среди всевозможной экзотики вроде боевых пароходов и дирижаблей можно полюбоваться на космический параплан. Интересно, сколько читателей погрузятся в транс, пытаясь представить себе, как это чудо выглядит и - главное! - работает? Но и сей замечательный аппарат ещё цветочки. Чуть позже выясняется, что между Землёй и Марсом в этой реальности налажено транспортное сообщение и осуществляется оно с помощью кораблей, двигатели которых работают на угле.
Для того, чтобы оценить всю революционность этой идеи, не нужно быть конструктором космических аппаратов, достаточно иметь зачатки знаний по элементарной физике. Чтобы вывести тело на Земную орбиту, ему нужно сообщить скорость 11 км. в секунду. Кинетическая энергия тела вычисляется по известной каждому школьнику формуле "эм вэ квадрат пополам". У тела массы 1 кг, двигающегося со скоростью 11 км/с, она составляет 60500 килоДжоулей. Удельная теплота сгорания угля между тем равна 30000 килоДжоулей. Получается, что для выведения на орбиту одного килограмма угля нам нужно сжечь больше двух килограммов этого самого угля. И это - не учитывая потенциальную энергию (сакраментальное "эм же аш") и законы термодинамики, не дозволяющие создать тепловой двигатель со стопроцентным КПД. Если добавить к сказанному, что отправляем мы не уголь, а космический аппарат, и не на земную орбиту, а на Марс, и не порожняком, а с людьми и грузом, включающим, помимо прочего, вещество, нагреваемое с помощью угля и выбрасываемое под давлением в сторону, противоположную движению, то становится понятно, что действие повести происходит в мире с иными физическими законами.
Сделав это открытие, читатель немного успокаивается за свою чуть не съехавшую крышу и старается впредь не обращать внимания на таинственные защитные поля, непонятные излучатели, многофункциональные шлемы от гидрокостюма, невесть по каким принципам работающие мониторы (на газовых лампах, должно быть) и видеокамеры. После некоторой тренировки ему удаётся взять себя в руки и не задаваться поминутно вопросами, как все эти достижения человеческого гения могли появиться в мире, который, по видимому, не знает электричества, не породил собственных Кирхгофа, Максвелла, Эдисона (не говоря уже о Беккереле, Кюри, Ферми и Дираке), не имеет способов аккумуляции энергии и передачи её на большие расстояния. Как можно добиться таких потрясающих успехов в области генной инженерии, не имея электронного микроскопа? Как развились до фантастического уровня биотехнологии во вселенной, где нет компьютеров и электроники? Как снимаются рекламные ролики и видео без цифровых технологий и электричества? "Неважно, - говоришь ты себе, - всё это мелочи. Сосредоточься на интриге".
И вот, когда это тебе почти удалось, все усилия идут прахом, сталкиваясь с Мозгом, который живёт себе три века "внутри мраморной плиты" в контейнере с питательной жидкостью, подаваемой через трубку. Постойте, как же так? Оставим в стороне технические и этические вопросы, возникающие в связи с хранением мозга после смерти его обладателя. Допустим, обитателям этого мира как-то удалось их разрешить. Но ведь обладательница данного конкретного мозга сгорела заживо! ("Океан огня, конечно, появился, но не там, где было запланировано, и Алёна буквально сгорела на работе"). Какая, к лешему, информация, какая память, если человеческий белок сворачивается при сорока двух градусах по Цельсию? Может быть, это не живая ткань, а некое устройство, в которое записали инфу, считанную сканнером из ноосферы? Но нам ясно дали понять, что процедура эта дорогая, зачем бы корпорации на неё тратиться? И потом, устройство не нуждается в питательной жидкости. Да, но живой мозг вряд ли переживёт транспортировку в неприспособленном для этого шлеме, который, ко всему прочему, используют в драке. И уж совсем непонятно, как живой мозг можно "разобрать, чтобы спрятать под костюмом".
Нет ничего удивительного в том, что любителю детектива, ответ на комментарий которого приведен в качестве эпиграфа к этой рецензии, было трудно сосредоточиться на детективной загадке. Тем более, что собственно детектив составляет хорошо если половину повести - включая взломы, побеги, столкновения с мафией, драку, перестрелку и прочие атрибуты "крутого" криминального чтива. А детективную загадку и вовсе можно уложить в пару страниц. Распределите эту пару страниц по трём авторским листам текста, замаскируйте старательно единственную прямую улику, не сообщая открытым текстом, что клоны класса Си могут исполнять только приказы юридического хозяина, добавьте в интригу несколько бессмысленных поступков преступника (например, кражу фотоснимков брата убитой из библиотечного досье и архива), и можете не сомневаться: проницательный читатель останется с носом, даже если не обрушивать на него всю мощь буйной авторской фантазии.
Из всего сказанного я делаю вывод, что фантастический детектив, как ни крути, рассчитан на другую целевую аудиторию. На тех, кто любит фантастику и не сочтёт фантастический антураж избыточным или недостоверным. На тех, кто ценит стимпанк, и понимает, что космические корабли на угольной тяге - это такой классный юмор. На тех, кто считает и улыбнётся авторским подмигиваниям-намёкам на роман Уильяма Гибсона "Нейромант" и расхитительницу гробниц Лару Крофт. На тех, кто оценит новизну фантидей (например, существование души в живом мозгу умершего человека или реинкарнации в телесной оболочке - точной копии предыдущей) и не станет прикидывать, сколько километров в длину и ширину должен иметь мемориальный зал с десятью тысячами могильных плит и сколько времени займёт поиск одной из них в полной темноте. На тех, кто предпочитает интеллектуальной загадке динамичные напряжённые сцены. Словом, не на меня. Увы.
В заключение привожу фразы, которые показались мне сомнительными с точки зрения логики, языка или стиля. И просто фразы с ошибками.
"Конечно, реинкарнация души - научно доказанный факт" Реинкарнация души - тавтология.
"Узкий тоннель, по которому клонов-акул выпускали в залив, привел его во внутренний бассейн. Под самым потолком тускло горела газовая лампа". Если пирамида целиком под водой, бассейн, связанный тоннелем с морем будет заполнен водой до потолка.
"Его можно было найти и в полной темноте, просто понюхав воздух". Тавтология. Понюхать - значит втянуть носом воздух.
"Обнаружив в себе нарушителя, оно обездвиживало его до прихода охраны".
"Панкрат щеголял в дорогом костюме из натуральных тканей" Даже если костюм был комбинированным, лучше употребить единственное число.
"а нелегалы не надежны". Ненадёжны. Вообще, это раздельное "не" там, где должно быть слитное, частая ошибка.
"Внутри мраморной плиты находился контейнер с мозгом, в котором и хранились данные о прошлой жизни "клиента"".
"Поле - не лампа, враз не погасишь"
"Кто-то слушал заворожено, чуть ли не открыв рот, кто-то лениво, в пол уха" После второго кто-то нужно тире, вполуха пишется слитно.
"однако только у Панкрата в шлеме лежал мозг, а внутри мозга металась в панике его, Панкрата, душа".
"Экскурсовод выдал еще одну краткую речь о том, как надежно корпорация сохранит все вложения клиентов до их возвращения в следующей жизни".
"Квадратный лифт тремя партиями вознес их на причальную платформу".
"Если ты действительно ее убил, то не удивительно, что она". Неудивительно.
"На Луне, собственно, все только "в минусе" и живут, да и в подводных городах купола-высотки только в этом веке появляться начали, а до того тоже основная масса населения зарывалась под землю".
"Ты что, могильники пачками вскрываешь? - хмыкнул мордоворот. - Тебе заказали девчонку по фамилии Май и мы пришли за кодами".
"Минусовой этаж представлял из себя один большой коридор".
"Авторские права - это вам не шоколадки в магазине тырить"
"С поправкой на двух вооруженных громил это откровенно попахивало смертоубийством.
"Руки взметнулись к теперь уже дважды свернутому носу".
"обрушил шлем на его голову. Мозг - тот, что лежал в шлеме - от удара вылетел. К счастью, упал он на ковер".
"не дожидаясь ответа, откомандовал"
"сменить ее на что-то более законопослушное?"
"Нет, ну какой он всё-таки сволочь!"
" - Ага. Но чтоб до Марса долететь, угля надо много, так что шансы попасть на марсианский борт выше".
"внимательно глянул по сторонам, и прикрыл дверь".
"света от нее было не достаточно".
"вместо подлокотника была расколотая чаша, оплетенная механическими щупальцами... Щупальца в чаше зашевелились. Панкрат откинул голову назад, коснувшись затылком (подлокотоника???) края чаши".
"Еще одно пошарилось по затылку, и само нашло гнездо импланта".
"Врать вообще не хорошо"
"Алёна тотчас схватилась за нее двумя (обеими) руками"
"невидимая сила отбросила ее вглубь (здесь раздельно: если в глубь чего-то, то раздельно) комнаты".
"Оставалось, надо признать, не так много и этому "немногу" (немногому?)"
"Набор ассоциаций, который ты оставила корпорации".
"Некропреступление, - повторил Панкрат. - Это когда он не был наказан в прошлой жизни, и его грехи всплыли в этой. Срока давности по убийствам нет, и убийца, конечно, хочет узнать, знала ли ты - кто он?"
"либо я точно знал, что не виновен, и тогда это еще одно лыко в строку (по-моему, "лыко в строку" тут неуместно) к возобновлению дела".
"укрыты от шеи до пят в длинные черные мантии".
"Всё равно не порядок". Непорядок.
"девушка задиктовала"
"Перерождается только душа, а память напрямую не наследуется. Она остается в мозгу, ну и еще рассеяна по ноосфере, где ее сканеры прошлого и собирают".
Но, как говорил сам Алексей:
- Посадить пожизненно можно всего один раз, а доить пожизненно можно всю жизнь. (здесь не тире, кавычки)
"Контрафактных, разумеется, зато не дорого."
"Панкрат слушал его в пол уха,"
"Но ту, кого я ищу, выглядит точно так же"
"То есть нынешняя, это копия"
"Но ведь это не честно"
"Эта машинка энергию жрёт" (какую?)
"на марсианский борт кочегаром".
"Выступление в космопорте" (в 1980 году? Альтернативная вселенная?)
"На втором (другом) плече у нее висела сумка"
"Ковыляли они долго, целых два часа. Правда, один из них Панкрат приходил в себя, сидя на скамеечке".
"реинкарнация всё-таки существует?"
"Две ярких лампы"
"быстро разобрал шлем, вытащив из подкладки слой с матрицей сознания клона Би. Потом пришел черед мозга. Его следовало не повредить, но при этом разобрать так, чтобы спрятать под костюмом".
"чтобы порушить любую концентрацию".
"С работой он справился далеко за полночь, и завалился на диван".
"В сопровождении дежурного адвоката от корпорации, Панкрат отбыл".