Потерявший память человек, живущий в глуши вместе с женой. Они живут вдвоем, уединенно. Иногда семью навещает психиатр и друг героя. В памяти человека то и дело возникают отрывки какой-то другой жизни, и постепенно он начинает осознавать, что он не тот человек, за которого его выдают, а его жена и друг, на самом деле его враги.
Сюжет не нов, возьмем хотя бы "Идентификацию Борна". Супергерой, потерявший память. На оригинальность произведение уже претендовать не может. Тем не менее написано добротно, красиво.
Композиция. В произведении много уходов в сторону, то и дело повествование перескакивает с одной картины на другую, но в данном случае все это глубоко оправдано: у героя восстанавливается память, да и целостность всего произведения от этого не страдает, просто мы складываем из кусочков мозаики целую картину. А что из этого получилось, мы оценим в конце повествования. Я бы даже отнес такую композицию к достоинствам повести - она здесь глубоко оправдана и дает хороший эффект.
Прекрасный язык, обилие метафор. Природа описана очень красиво. Перед нами сибирская тайга во всей ее красе. Деревья, животные, снег - все это живое, настоящее. Да и приведенные в повести ужасы войны и тюрьмы, правдоподобны, производят сильное впечатление.
Герои повести выглядят живыми и яркими. Хотя их всего трое, (я имею в виду основных) каждый имеет свою, сугубо ему присущую цель, а отсюда и свою линию поведения. Женщина страстно и безнадежно любит героя, доктор страстно ненавидит героя, герой... сложная личность, кажется, превыше всего ставит долг. Поэтому, несмотря на скудность героев (количественно), сюжетная линия не выглядит бедной. Интересно, что тема денег, а там крупная сумма, сразу блекнет, когда становится ясен мотив каждого из героев. Она просто теряется на фоне настоящих страстей. Деньги так - что-то попутное, и это лишь придает веса силе чувств героев.
Детективный сюжет не изобилует большим вариантом возможных разгадок. Они есть, скажем, герой мог вполне видеть себя в параллельном мире со всеми вытекающими, но основную ставку в повести делают не на это. Героев, как уже говорилось, трое, можно добавить еще трех-четырех, упомянутых вскользь, но в общем, можно догадаться, что приблизительно произошло на самом деле. Поэтому сильная сторона повести не загадка личности героя, а его волевые стороны, на этом строится весь сюжет. Испытания в тюрьме, пытки, теплые воспоминания военных будней и товарищей. Автору все это удалось, поэтому повесть читается с интересом.
Несмотря на то, что в общих чертах разгадка вырисовывается довольно скоро, окончательно и четко осветить все темные стороны можно лишь в конце. Ведь там присутствуют и писательская линия, и разведка, - все это уводит в сторону - поэтому напрягать извилины придется.
Расследование ведется постепенно, довольно грамотно. Читатель полноправный участник событий, ему дается достаточно материала для догадок.
Хороший, живой язык, яркие картины придают всему строению достоверность. На мой взгляд произведение заслуживает не высшей, но достаточно высокой оценки.
N2
В соответствии с требованиями к рецензиям конкурса:
1. Сюжет.
Некто, потерявший память находит ее. Жена и друг оказываются женой и китайским шпионом соответственно.
Мэри Сью, Мэри Сью, Мэри Сью. ГГ шпион, гениальный писатель, кумир миллионов, он пишет речи своему другу Президенту, рвет кадыки врагам и убивает андроидов, у него куча денег, Нобелевская премия по литературе, каждая его строка потрясает мир, враги ненавидят его ненавистью страшной, строг, патриотичен, сентиментален, он одет в одни камуфляжные штаны лишь пучок волос струится по его грязной спине. А, еще - в него до безумия влюблена одна очень красивая баба, она предпочтет смерть тому миру, в котором нет его любви.
Сюжет политически озабочен. Политика не главная составляющая в сюжете, но весьма значимая. Из-за этого повесть напоминает фанфик на "Мародера" аль Атоми.
Но с другой стороны, мне нравится "Мародер".
2. Композиция.
Все нормально. Повесть развивается медленно, затем экшн-скачком, что вполне обосновано. Ничего не провисает, недосказанности нет - мир вращается вокруг ГГ.
3. Язык, стиль, слог.
Грамотно.
В первых абзацах читаем изящно-вычурные строки, потом повесть сбивается на простой язык. Экшн-моменты описаны хорошо.
Несколько напрягает "яканье" и "мнеканье" (переизбыток местоимений). Но с другой стороны. Это же мэрисьюшничество, где, как не здесь, "яканье" в тему? Да и простое редактирование решит эту проблему, так что минус не засчитан.
Общее впечатление - читать легко и приятно. Ни разу не открутил страницу вниз, чтобы узнать много ли еще осталось.
4. Психологическая достоверность.
Какая психологическая достоверность? Это же Мэри Сью приехала. Сопереживаешь ГГ в том смысле, что "да, вот если бы у меня были миллионные тиражи да Нобелевская премия по литературе, вот это было бы здорово! А как сейчас получить эту премию? Надо написать роман о преследовании в России гномиков! В мире гномиков любят, а в России - нет. Точняк, премию дадут!"
5. Качество загадки.
Загадка присутствует только формально. Абзаца эдак с четвертого, когда обнаруживаешь мужественные уши Мэри Сью, все загадки раскрываются.
Хотя нет. Я до финала ждал перевертыша. Ждал, что автор обманет меня и Мэрисья окажется призраком. Увы. Но это, наверно, не совсем загадка.
6. Качество расследования.
Нет расследования. Улавливание определенных интонаций в голосе благоверной - расследование? Нет. А когда ГГ вламывается в ее кабинет, то не только читатель, но и сам Дима уже все знает.
7. Игра с читателем.
Нема.
8. Общее впечатление от повести.
Положительное. Читается легко. Сама по себе структура текста такова, что легкой рукой автора можно, действительно, устроить перевертыш. Над ли? Не могу ответить.
Повесть размещена в номинации "Нереалистический детектив". И автор дает волю своему воображению на всю катушку. Т.е. он воспользовался предоставленной свободой в полной мере. И это мне нравится. Хотя с другой стороны, повесть не укладывается в схему детектива: разгадки очевидны, расследование не нужно, ответы уже есть с самого начала, надо просто не полениться их найти в самом ГГ. И это ставит в невыгодное положение других участников конкурса - они-то вынуждены соблюдать жесткую структуру детектива!
И еще одно. Автор, представьте себе, как бы выиграла повесть, окажись ГГ не суперменом, а трусливым, слабым, но небесталанным писателешкой, вдолбившим себе в голову, что он и есть Токмаков! Слабак, оказавшийся силачом, намного интереснее силача, оказавшегося силачом.
N 3
Данная повесть представляет собой попытку ее автора раскрыть такие злободневные темы как: политическая обстановка в мире и ее соприкосновение с жизнью человека. Целью же является стремление показать - как может повлиять то или иное событие на жизнь индивида. Нереалистический детектив "Отделённый" намекает также и на некоторую утопию, так как упоминается 2089 год развития событий. Мир окутывает война, которая стремительно разрушает одну страну за другой. Главный герой не может вспомнить кто он и как оказывается в описанном мире. Его жена и друг семьи явно что-то скрывают от него, но занавеса тайны никак не может приоткрыться. Не ясно, где правда, а что вымысел в часто повторяющихся видениях героя. И, кажется, что в доме, где он живет, существует недосказанность. Мир меняется, когда он вдруг вспоминает свою якобы "прошлую жизнь". Читателю не всегда ясно что следует за этими событиями, однако автор сумел достаточно ярко описать в произведении политическую обстановку и объяснить её. Нет неувязных концов и "провисающих" линий. Прослеживается гармоничность конструкции в целом.
Само повествование произведения несколько рваное, читатель не всегда может проследить за сюжетом. И дело не только в том, что главный герой вспоминает отрывки из своей жизни, которые перемежаются с реальностью. Жизнь главного героя - Строгова Дмитрия Владимировича загадка даже для читателя, а потому, существует недосказанность, непонимание, что позволяет самому домысливать и пытаться решить задаваемые вопросы. А введенные ещё два персонажа - Илона - жена Дмитрия и Анвар - друг семьи и психолог, следящий за обрывочными и пугающими видениями главного героя, описаны довольно достоверно. Каждый из персонажей вызывает определенные чувства: главный герой - сопереживание, его жена - замешательство, а психолог - недоверие. Их психология довольно достоверно описана. Диалоги же самих персонажей - простоваты, иногда даже одинаковы. Сложно отличить, кто и в какой момент говорит, потому как стиль автор не старается подобрать под каждого героя. Он умело использует стилистические приемы и фигуры речи, но иногда не по теме. Например, "Жемчужное небо беременно обильным ласковым снегопадом" - слишком громоздко и неудачно использовано выражение "беременно снегопадом".
Стиль и язык простые, текст грамотен. Все предложения читаются гладко, без остановок. Однако некоторые описания природы изобилуют лишними прилагательными или частым употреблением местоимений.
Делая вывод по всему произведению, хочется отметить, что идея детектива много раз затрагивалась другими авторами. Потеря памяти, жизнь в другом, утопическом мире, однако Хитоцу смог в простых предложениях донести и цель произведения и его злободневность. Загадка самого детектива несколько шаблонная, но это не помешало автору заинтересовать читателя, соучаствовать в расследовании и сопереживать главному герою. Однако качество расследования слишком заурядное, герой практические не мыслит логически, он попросту вспоминает события своей жизни и сопоставляет их с реальностью, в чем ему еще и помогает удачное стечение обстоятельств. В целом, повесть "Отделённый" произвела хорошее впечатление и смогла заинтересовать читателя.
N4
ГГ ничего не помнит. Во время третьей мировой войны рядом с его бункером разорвался снаряд, и в результате травмы ГГ потерял память. Свою память, но вместо неё сознание постоянно пытается подсунуть чужие воспоминания. Для того, чтобы выздороветь, ему необходим покой. Во всяком случае, так советует врач, а также друг семьи Анвар. С ним полностью согласна Илона, жена ГГ.
Воспоминания - те, чужие - настойчиво говорят ГГ о том, что он воевал. Но Илона
объясняет, что это не так - его роль в войне была далека от полей сражений, как и подобает очень обеспеченному человеку, каковым он и является. И дом этот в тайге они построили, чтобы жить вдалеке от житейских передряг в ожидании выздоровления.
ГГ начинает подозревать, что от него что-то утаивают. Иначе почему Илона так
тревожится, когда его посещают тревожные воспоминания, а Анвар агрессивно борется с ними? Он решает в будущем скрывать "приступы памяти", пытаясь самостоятельно разобраться что к чему. Нахлынувшие воспоминания всё больше убеждают ГГ в том, что они - его собственные. Он обнаруживает (вспоминает), что в прошлом был знаменитым писателем. Ему даже удается восстановить фрагмент написанной им повести!
ГГ действительно воевал. Был разведчиком, прошел через плен, пытки и едва избежал смерти. Вместе с памятью возвращаются и былые навыки: он придумывает, как проникнуть в комнату Илоны, где, он уверен, найдётся информация, необходимая для того, что восстановить все детали прошлого. Удача! Он перебирает драгоценную информацию. Но безобидная царапина оказывается заранее подстроенной ядовитой ловушкой. ГГ теряет сознание и становится действительно пленником, которому на сей раз, похоже, не выжить. Анвар не врач и не друг, а враг, когда-то давным-давно пытавший ГГ в "Весёлой могиле" Харбина и собирающийся на сей раз довести до конца в тот раз незавершенную расправу.
К удивлению ГГ на помощь ему приходит жена. Она освобождает его, но сама погибает, покончив жизнь самоубийством. ГГ расправляется с Анваром и покидает место своего заключения.
Находясь в забытьи, он упрямо искал Себя. А сейчас, заново обретя, решил оставить
позади. По жизни отныне будет шагать новый человек и... писатель. Отделённый!
Примерно так.
Третья рецензия и первая повесть, которая действительно понравилась.
Небольшие претензии к композиции. Составные части завязки, развития, кульминации и развязки несколько несоразмерны - во всяком случае, мне так показалось. То есть, поначалу события стояли на месте. Потом хотелось большей насыщенности. А под конец не хватало динамики в развитии. Не говоря уже об эпилоге, который и вовсе двойной. Кроме того, разглагольствования ГГ в финале, лейтмотив которых: "Я - камень" - что-то не произвели впечатления и показались занудными. Но это уже так, придирки. Нельзя же хвалить без конца, правильно?
Главное то, что читать было приятно. Даже позавидовала по-хорошему. Посудите сами, надо же такое придумать: "Покрытые белым снегом тёмные ели мрачно взирают на пожарище. Я уезжаю от них, уезжаю далеко - туда, где яростное солнце зажигает белый песок" - по-настоящему ведь здорово. И то, что повествование ведётся в настоящем времени, создает какой-то особый колорит, завораживает. Хочется войти в мир героев и оставаться там до последней строчки.
В самом начале изобилуют "я", "мне", "моё", но потом лишние слова исчезают. Впрочем, нет, есть и другие огрехи. Так, к примеру, время от времени попадаются неуклюжести типа: "Но я не боялся никаких инцидентов - скоро я дойду до ограды из колючей проволоки под током, которой огорожен мой обширный лесной участок. А неожиданно прорвавшийся из-за сплошного покрова туч солнечный лучик отразился от объектива видеокамеры, искусно спрятанной в лапах ели". Понятно, к чему второе предложение, но не к месту оно здесь. И слов-информации больше, чем требуется: из колючей проволоки, под током, мой, обширный, лесной участок!
Описание событий военных лет задевает за живое. Самая достоверная и безупречная часть повести! Многовато графики на мой вкус, но тут уж каждому своё.
Персонажи удались. Не совсем, правда, понятно, за что так жестоко обошлись с ГГ. Чем он так уж насолил Анвару? А жене зачем себя убивать? Но это опять же, в порядке необходимой придирки.
Загадка... В принципе, разгадка угадывалась с самого начала. С другой стороны, именно так, по-моему, и было задумано автором. И у меня лично с этим нет никаких проблем. Читать было интересно так или иначе - во многом, несомненно, благодаря таланту рассказчика.
Что же касается общего впечатления - оно весьма благоприятное. Нет, не так. Прочла с удовольствием. И с не меньшим удовольствием перечитывала фрагменты, работая над рецензией. Даже мужу порекомендовала прочесть. А что может быть большим комплиментом?