Детектив-Клуб: другие произведения.

Действующие лица: Томашева Ксения

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

   ДК: Давайте знакомиться. Прежде всего хотелось бы узнать ваше мнение: есть ли у детективного жанра свои непреложные правила?
  
   Однозначно - да. И их всего три, на мой взгляд:
   1. Загадка, которую хотелось бы разгадать читателю. Активно хотелось бы, вплоть до подключения собственного мозга. Детектив должен отбирать у читателя привычную тому энергосберегающую роль наблюдателя, вовлекая в роль сыщика. И как говорится, дурной пример заразителен. А значит, и сыщик в детективе не должен пассивно плыть на волнах поступающей ему информации.
   2. Богиня детектива - Логика. А она очень не любит болтающиеся оборванные "хвосты" и неоднозначные трактовки. В детективном произведении логично должно быть все, а особенно действия преступника. Логика может быть какая угодно, хоть железная, хоть логика сумасшедшего, хоть женская - главное, она должна быть цельной в рамках произведения, доступной для понимания читателя, и в конце привести к тому, что кусочки паззла состыкуются друг с другом без натяжек и зазоров.
   3. Карты на стол. Играем в открытую. И я сейчас даже не об избитом и всем известном "у читателя должны быть те же данные, что и у сыщика". А о том, что следует помнить, что у читателя может не оказаться под рукой гугла или желания его о чем-то спрашивать. Автор обязан предусмотреть возможное незнание читателем каких-то вещей и ненавязчиво сообщить их ему в произведении заблаговременно. Чтобы в момент, когда вниманию читателя подается факт, требующий этого знания, оно у читателя уже было. Это относится как к фантдетективу, так и к обычному, бытовому. Школьный курс химии помнят не все. Даже о том, что обледеневшую дорожку можно песком посыпать, чтобы не скользила, знают не все, и об этом следует помнить.
  
   ДК: Чего не должно быть, на ваш взгляд, в детективах? Например, разбирая художественное произведение, критики отдельно обращают внимание на его идею. Может ли/должен ли детектив содержать идею?
  
   Может, но никому ничего не должен ;) Там также может быть романтика, фантастика, приключения, остросюжетность и прочие, так нелюбимые сторонниками чистоты жанра примеси. Они не делают детектив хуже, только лучше. Главное - чтобы при этом детективная часть оставалась именно детективной, не поддаваться малодушному желанию схалтурить, прикрывшись "косметикой".
   В детективе не должно быть роялей. При этом, я считаю приемлемым "припрятывать" улику от читателя какое-то время, намекнув на ее существование - для нагнетания интриги, так сказать - но в полном объеме она должна быть раскрыта до момента оглашения выводов сыщика. Многие успешно справляются с первой частью этой задачи, а вот про вторую забывают, получая в итоге тот же "любимый" всеми музыкальный инструмент.
  
   ДК: Какие детективы предпочитаете читать? Ответ "хорошие" не засчитывается. Например: "американские"? "английские"? "французские"? Или по поджанрам.
   А писать?
  
   Остросюжетные. Это ответ на оба вопроса, наверное. Но писать еще и с примесью фантастики, сказки, мистики, приключений, да и вообще экспериментировать. Вот, к примеру, нуар очень даже понравилось писать.
  
   ДК: Сколько в вашей личной библиотеке детективов? Можно на вес.
  
   Если в личной и на вес, то... 0. Я более пятнадцати лет не читаю бумажные книги практически - с тех пор, как появились первые вменяемые КПК. В моей личной библиотеке всего 5 книг: три книги сказок, подарочное издание рецептов португальской кухни и правила дорожного движения. Хотя, вот ее как раз и можно с натяжкой отнести к детективам: так заумно она написана, что выколупать нужные сведения - та еще загадка ;) А в родительском доме (читанных и перечитанных) стеллажик примерно метра полтора на три, так что, считайте, 4,5 кв.м :)
  
   ДК: Назовите одного писателя-детективщика - самого-самого. Перечитываете ли вы детективы?
  
   Эрл Стенли Гарднер. И да, я знаю, в основном у людей любовь к детективам начинается с незабвенных Шерлока, Эркюля и мисс Марпл, однако, я к ним была довольно равнодушна до встречи с Перри Мейсоном. С ним у нас случилась первая любовь, а потом и все остальные подтянулись.
  
   ДК: Представьте нам в нескольких словах собственные детективы. Возможно, какие-то из них были опубликованы?
  
   Если в двух словах: я учусь. Пробую разное. Пытаюсь понять, каков детектив наощупь. Покрутить со всех сторон, рассмотреть, понюхать, лизнуть :) В основном все детективы у меня написаны в рамках конкурсов ДК, опубликованного нет, по крайней мере, на бумаге. В электронном виде публиковала с издательством "Серебряную Маску", с которой у нас началась вся эта история с детективами и писательством вообще. И сейчас активно готовлю все свои писульки к публикации в гуглкнигах, буду самоиздаваться.
   Из неизвестного в ДК, есть разве что " Сэнди". Это детективная повесть с небольшой примесью мистики, я ее писала на СД-6, но катастрофически не вписалась в объем. И, кстати, считаю на данный момент своей лучшей пробой в детективном жанре.
  
   ДК: Предпочитаете ли вы, как автор, детектив всем другим жанрам или это для вас одна из форм самовыражения?
  
   Я не рассматриваю чистый детектив как самодостаточный жанр, уж простите. Детектив давно стал, как бы точнее выразиться, одним из фундаментальных принципов построения повествования? К сожалению, не сильна в терминологии.
   Приведу бытовой пример: имеем светильник. Основа современного светильника - это лампочка. Она - источник света, т.е. главный функциональный элемент. Но лампочка, одиноко свисающая на потолке с проводка - это некрасиво, да и всю комнату равномерно она не осветит. Поэтому придумали всевозможные абажуры, люстры со множеством лампочек, системы подсветки и т.п. В итоге получаем вещь, которая, помимо того, что служит источником света, приобрела еще ряд функций, которые делают ее более уникальной/красивой/полезной. Но по сути - это все тот же источник света, то бишь, лампочка. А ведь во времена Теслы и сама лампочка казалась чудом. Так и с детективом. Он - лампочка. А вот все остальное делает его художественным произведением, по крайней мере с точки зрения современной литературы, которая уже не та, что сто лет назад.
   Так что, можно сказать, что я предпочитаю создавать фантастические, романтические и остросюжетные светильники с настоящими лампочками ;)
  
   ДК: Для кого вы авторствуете - для себя или для читателя?
  
   Ха. Вопрос с подковыркой, к счастью, я знаю правильный ответ. Для читателя. Но моральное удовлетворение от процесса получаю я :) Просто это еще один аспект удовольствия - сделать так, чтобы было интересно другим. Челлендж, можно сказать, а челленджи - это мое слабое место, думаю, уже все заметили. Азартна, каюсь.
  
   ДК: Считаете ли вы себя подкованным в какой-либо из областей криминалистики?
  
   Категорически нет. Но имею привычку глубоко изучать матчасть перед написанием. Так что, придется разобраться, правда, не сразу, а по мере необходимости.
  
   ДК: Допустимы ли "технологические ошибки" в детективе? Обращаете ли вы на них внимание, когда читаете?
  
   Недопустимы. Обращаю, когда хватает знаний заметить. Но считаю вполне допустимым (и даже во многих случаях необходимым) допускать "технологические упрощения". Не люблю заумствований и колупаний в глубоко профессиональных, а посему, неинтересных читателю деталях. Поэтому очень ценю умение упрощать до уровня понимания обывателя, при этом не скатываясь в откровенную "лапшу на уши" с кучей ошибок.
  
   ДК: Расскажите, как вы попали в Детектив-Клуб.
  
   А я до ДК вообще толком не писала :) Так что, Клуб, можно сказать, вдохновил и на детективы и на писательскую деятельность вообще.
   До прихода сюда, у меня в загашниках имелась дюжина сказок, да романтическая новелла в составе игры, написанная "с перепугу", когда выяснилось, что с издательством забыли согласовать писателя, и за две недели до релиза у нас повисла нереализованная фича... Пришлось реализовывать самостоятельно.
   В общем, было скучно, в работе - полоса нудной технической тягомотины, захожу я такая на СИ, смотрю: конкурс детективно-фэнтезийного рассказа. А у меня как раз идея валяется сюжета от игры, которую не реализовали. Думаю, а почему бы и нет? Настрочила. 96к, а нужно было 45. Утрамбовала. Выставила. И р-раз - и победила. Сижу, в шоке вся, думаю, дык, могём. Нужно бы продолженьице наваять. И тут Остапа понесло... А потом началось: "Это не детектив, не детектив". Стоп. Чего вдруг не детектив, если по списку сверилась - все в наличии. Давайте разбираться. Спустя несколько рассказов получила в комментах вожделенное: "Формально, это детектив". Вдохновилась. Ну, и так дальше, в том же духе :)
  
   ДК: Чего бы вам хотелось от ДК? Мечтать-то невредно.
  
   Двух вещей: веселой тусни на конкурсах и обучения, дележа опытом. У Натальи Станиславовны на СД-6 была попытка устроить для всех желающих обучаловку, но, как понимаю, из желающих обнаружилась одна я. А вот АД, как мне кажется, многое дал всем его участникам. Понимаю, что дело это трудоемкое, но хотелось бы побольше такого рода конков.
  
   ДК: Расскажите о вашем опыте общения с издателями, если таковой был. Интересует даже не итог (итог можно посмотреть выше), а процесс. Какие мысли вы из него вынесли? Если опыта не было, то почему?
  
   О-оо, у меня был самый потрясающий опыт общения с издателями, из разряда "пройдемся по всем граблям". Дело в том, что издатель в игровой индустрии - это действительно издатель. Т.е. он зачастую финансирует разработку, принимает участие в производстве игры, советуя, как сделать ее более "продаваемой", берет на себя все, что касается выпуска, маркетинга, и обязуется сделать так, чтобы игра принесла максимальную прибыль. В первую очередь, себе, но и разработчику тоже часто перепадает.
   Поэтому, когда ко мне вылез книжный "издатель", предложивший издать мои сказки по методу "print-on-demand" "совершенно бесплатно", я обрадовалась и начала мысленно подсчитывать гонорары и потирать ручки в ожидании мировой славы. Оказалось, "совершенно бесплатно" - это действительно совершенно бесплатно. Даже орфографию в моем тексте никто проверять не собирался, обложку взяли из бесплатного фотобанка, а когда я предложила нарисовать свою, сказали, что это будет стоить мне 150 евро. "Раскручивать" книгу, само собой, никто не собирался, а заоблачная цена не давала повода ее покупать никому. В итоге, получила эксклюзивчик на пять лет, бесконечные попытки продать мне мою же книгу со "специальной авторской скидкой 10%", и единственный проданный за три года экземпляр.
   С электронным издательством опыт был получше - обложку нарисовали, денег с меня не просили, и даже продажи худо-бедно идут. Но все равно, это скорее отношения торговая площадка - выставивший на ней товар магазин, чем издатель - автор. Издательству все равно, продастся моя книга, или книга другого автора, публикующегося через него.
   Третий этап моих попыток - самиздат через гуглкниги. Пока не знаю, что и как, только разбираюсь, но выглядит так, что они заинтересованы в авторах даже больше, чем электронные издательства. Это если судить по объему и качеству техподдержки, которую они оказывают. Хотя процент себе не берут, что странно.
  
   ДК: Какие факты из Вашей биографии Вы считаете примечательными? Что, по Вашему мнению, соклубникам было бы интересно о Вас узнать?
  
   Я - геймдизайнер, вот уже последние лет десять как. А до этого была руководителем проектов, аниматором, бухгалтером, маркетологом, переводчиком, экологом, ювелиром (точнее, резчиком по камню), журналистом, скульптором... Короче, запас разнообразнейшего информационного хлама у меня в голове тот еще. И это очень помогает.

  • Комментарии: 11, последний от 20/01/2018.
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 19/01/2018. 12k. Статистика.
  • Интервью: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список