Действующие лица: Клюева Варвара
Журнал "Самиздат":
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
ДК: Давайте знакомиться. Прежде всего хотелось бы узнать ваше мнение: есть ли у детективного жанра свои непреложные правила?
Безусловно. Детектив, пожалуй, один из самых жёсткоформатных жанров. Непременная триада - тайна, предоставление читателю данных для ее раскрытия и собственно раскрытие - в детективном произведении обязана присутствовать; больше того, она обязана быть стрежнем детективной истории, главной линией, на которую "наматываются" все остальные. Расхожее мнение, будто бы Ф.М.Достоевский тоже писал детективы, неверно. В "Преступлении и наказании" нет загадки, мы с первых страниц знаем, кто и почему убил старуху-процентщицу и ее сестру. А в "Братьях Карамазовых" тайна убийства Карамазова-отца - лишь средство обострить внутренний конфликт главных героев до кризиса, роковым образом сказавшегося на их судьбах.
ДК: Чего не должно быть, на ваш взгляд, в детективах? Например, разбирая художественное произведение, критики отдельно обращают внимание на его идею. Может ли/должен ли детектив содержать идею?
В детективах категорически не должно быть неувязанных концов, логических нестыковок, оставленных "без присмотра" (читай - без объяснения) деталей головоломки, не уложенных в стройную, логически непротиворечивую схему.
Что касается идеи, тут неплохо бы определиться с терминологией. Я понимаю под идеей зашифрованное послание автора читателю, то есть то, что побудило автора взяться за перо - может быть, неявно для самого автора. Бывают ведь люди, простодушно полагающие, что написать детектив или, скажем, сказку их побудило желание развлечь читателя, или привлечь внимание к своей скромной особе, или заработать денег. Но на самом деле ни одного из этих желаний по отдельности, ни всех их вместе взятых не достаточно, чтобы начать писать. Причина любого творчества - внутренний зуд, стремление выразить какие-то свои внутренние процессы, вынести их в мир, сказать о них. Если понимать идею таким образом, то вопрос, должна ли она быть, не стоит; она просто есть в каждом написанном произведении, детектив это или нет. Другое дело, что каждый считывает это послание по-своему, а то и не воспринимает его вовсе.
ДК: Какие детективы предпочитаете читать? Ответ "хорошие" не засчитывается. Например: "американские"? "английские"? "французские"? Или по поджанрам.
Если разделять детективы по национальности, то определенно отдаю предпочтение английским. Если по поджанрам - то классическим (закрытым). В общем же, мои предпочтения довольно точно описал С. Моэм, вложив их в уста своим персонажам:
"- Обожаю детективные романы, - сказала миссис Булфинч. - Как прочтешь,
что на полу в библиотеке лежит знатная леди в вечернем платье, вся в
бриллиантах, и в сердце у нее воткнут кинжал, - просто вся дрожишь от
радости.
- Кому что, - сказал Альберт. - Я, например, больше люблю, когда в
Гайд-парке находят труп почтенного адвоката с бакенбардами, золотой
цепочкой от часов и добрым выражением лица.
- И с перерезанным горлом? - живо спросила миссис Булфинч.
- Нет, убитого ножом в спину. Есть особая прелесть в том, чтобы убитый
был пожилой джентльмен с безупречной репутацией. Всякому приятно думать,
что за самой казалось бы почтенной внешностью скрывается что-то
загадочное".
ДК: Сколько в вашей личной библиотеке детективов? Можно на вес.
Забитый "под завязку" стеллаж из шести полок. Не считая тех, что пылятся на антресолях в двух картонных коробках.
ДК: Назовите одного писателя-детективщика - самого-самого. Перечитываете ли вы детективы?
Агата Кристи.
Классические детективы перечитываю только в том случае, если напрочь забыла, кто и почему убил. А иронические или просто смешные (Ш.Эксбрайя, Е.Рейтё, И. Хмелевская, Н. Васина, М.Брикер) перечитываю.
ДК: Представьте нам в нескольких словах собственные детективы. Возможно, какие-то из них были опубликованы?
У меня девять детективных романов, шесть из них - иронические детективы, объединенные в цикл "Пять Ватсонов". Все девять были опубликованы. (Правда, последний роман "Аве, Цезарь!" издан только в сокращенном, журнальном варианте). Есть еще полторы дюжины детективных рассказов, из них опубликовано где-то две трети.
ДК: Предпочитаете ли вы, как автор, детектив всем другим жанрам или это для вас одна из форм самовыражения?
Безусловно предпочитаю. Помимо детективов, у меня есть только один роман-фэнтези, парочка рассказов в жанре иронической фантастики и один рассказ "про любовь", написанный по заказу глянцевого журнала. Кавычки в данном случае - обозначение лукавства, на самом деле писать про любовь я совершенно не умею; рассказ, скорее, юмористический, но, к немалому моему удивлению, глянцевый журнал его принял, напечатал и даже заплатил самый высокий (в пересчете на знаки) в моей жизни гонорар.
ДК: Для кого вы авторствуете - для себя или для читателя?
"Или" тут неправомерно: противопоставление кажущееся, как двустороннесть ленты Мёбиуса. Писала бы я, если бы точно знала, что это никто, кроме меня, не прочтет? Да, у меня есть тексты, которые я никому не показывала и, скорее всего, не покажу. Писала бы я в этом случае так же, как пишу "на вынос"? Нет. Предполагая, что текст будут читать другие, я пишу иначе, поясняю то, что не стала бы пояснять, ищу метафоры покрасивее и поточнее, иногда подолгу мучаюсь в поисках единственного точного слова, несколько раз "прохожусь" по тексту с целью редактуры. То есть пишу, имея читателя в виду. Но изначально - имея в виду все-таки себя.
ДК: Считаете ли вы себя подкованным в какой-либо из областей криминалистики?
Нет. Все, что я знаю о криминалистике, я знаю из тех же детективов.
ДК: Допустимы ли "технологические ошибки" в детективе? Обращаете ли вы на них внимание, когда читаете?
Специально - не обращаю. Но если замечу такую ошибку и сочту ее грубой, то детектив в моих глазах потеряет.
ДК: Расскажите, как вы попали в Детектив-Клуб.
По приглашению основательницы Клуба Дарьи Булатниковой.
ДК: Чего бы вам хотелось от ДК? Мечтать-то невредно.
Хотелось бы, чтобы в Клубе появилось больше моих единомышленников, любителей классического детектива, высоко ценящих интеллектуальную игру.
ДК: И напоследок: расскажите о вашем опыте общения с издателями, если таковой был. Интересует даже не итог (итог можно посмотреть выше), а процесс. Какие мысли вы из него вынесли? Если опыта не было, то почему?
Опыт общения с издателями у меня долгий, обширный и разнообразный. Материала вполне хватило бы на рассказ "Как я общалась с издателями" (что-нибудь в духе Марктвеновского "Как я редактировал сельскохозяйственную газету"). Беда в том, что он, этот опыт, больше не актуален. Издательский мир за последние годы сильно эволюционировал (из-за кризиса в книгоиздательском бизнесе), поэтому извлечь из моего рассказа практически полезную информацию невозможно. Но, если это интересно кому-нибудь с непрактической точки зрения, готова его написать.
ДК: Какие факты из Вашей биографии Вы считаете примечательными? Что, по Вашему мнению, соклубникам было бы интересно о Вас узнать?
Самое примечательное в моей биографии - ее зигзаги. При том, что одно из наиболее ценимых мною в людях качеств - высокий профессионализм, я, похоже, до могилы останусь вечным любителем. Стоит мне заняться какой-нибудь деятельностью и достичь в ней определенных успехов, как на меня нападает постепенно усиливающееся желание ее поменять. Доброжелатели говорят: "в вечном поиске"; недоброжелатели - "шила в заднице не утаишь". Детектив - единственное, чему я храню верность с самого детства.
Что же до моего интереснейшего Я, то лучше всего его характеризует лженаука соционика, по тестам которой я:
а) Сугубый интроверт (личность, обращенная "вовнутрь");
б) Законченный "интуит" (то есть настолько не живу в "здесь и сейчас", что на улице частенько налетаю на столбы);
в) Выраженный "этик" (Антипод Сократа, на его месте могла бы сказать: "Платон мне друг, и фиг с ней, с истиной!");
д) Отъявленный рационалист (Антипод Юлия Цезаря; все планирую заранее, выхожу из себя, когда планы нарушаются, и не могу делать два дела одновременно, даже если эти дела - слушать музыку и наводить порядок на столе).
Еще, наверное, уместно упомянуть о моем кредо. Правда, оно у меня неоригинальное, еще аж Державиным сформулированное:
"Живи и жить давай другим,
Но только не на счет другого".
Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.