ДК: Давайте знакомиться. Прежде всего хотелось бы узнать ваше мнение: есть ли у детективного жанра свои непреложные правила?
Правила есть, но их немного. Самое главное из них - в детективе должна быть загадка, тайна. Что-то таинственное и непонятное. Нечто, что необходимо вытащить на свет, расследовать и прояснить.
Очень многие детективщики считают, что детектив должен повествовать исключительно о расследовании преступлений, но с этим я категорически не согласен. Тайна может быть любой, не обязательно связанной с криминалом.
ДК: Чего не должно быть, на ваш взгляд, в детективах? Например, разбирая художественное произведение, критики отдельно обращают внимание на его идею. Может ли/должен ли детектив содержать идею?
Любое литературное произведение содержит идею - это неотъемлемое свойство законченного сюжета. Что и говорить - человеческий разум способен отыскать смысл даже в случайных чернильных пятнах, не говоря уже о полноценном художественном тексте.
Однако специально вкладывать в произведение четкую идею, изначально городить огород ради какой-то конкретной мысли - это не совсем правильно, на мой взгляд. Такой подход хорош для притчи, а остальным жанрам только вредит.
Создай интересный, захватывающий сюжет, и он сам обрастёт смыслом в глазах читателя.
Но если вернуться к изначальному вопросу - в детективе может быть что угодно, хоть чёрт в ступе. Главное, чтобы это было интересно.
ДК: Какие детективы предпочитаете читать? Ответ "хорошие" не засчитывается. Например: "американские"? "английские"? "французские"? Или по поджанрам.
А писать?
Очень люблю мрачные, динамичные детективы - и читать и писать. Произведения, где детектив плотно переплетается с триллером, психологизмом. Нуар очень люблю. Натуралистичные полицейские и криминалистические детективы. Мистические детективы. Вот это мне по душе.
При этом гражданство автора значения не имеет. Я с удовольствием читаю и француза Гранже и американца Лихейна. Из всех современных авторов этих двоих обожаю больше всего. Они никогда не разочаровывают.
ДК: Сколько в вашей личной библиотеке детективов? Можно на вес.
Несколько книжных полок, точнее не скажу. Многое досталось от родителей, но и я значительно пополнил эту коллекцию.
ДК: Назовите одного писателя-детективщика - самого-самого. Перечитываете ли вы детективы?
Сэр Артур Конан Дойль, разумеется. Он показал путь и создал такое наследие, которое тяжело переплюнуть.
Детективы перечитываю наравне с прочими книгами. И знание разгадки ничуть не снижает интерес от чтения - я к этому иммунен.
ДК: Представьте нам в нескольких словах собственные детективы. Возможно, какие-то из них были опубликованы?
Я пишу предельно мрачные и жесткие детективы, часто с сильным уклоном в натурализм. За такой подход я периодически получаю по шапке от шокированных читателей, но с этим приходится мириться: кому-то нравится мой стиль, а у кого-то он вызывает отвращение...
Возможно, иногда я действительно перебарщиваю с насилием и жестокостью, но мне действительно нравится ставить своих персонажей в экстремально-опасные ситуации. Ставки всегда должны быть высокими, иначе теряется нерв. Шок и натурализм - вот два инструмента, которые мне нравятся. И я глубоко убеждён, что поиски серийного убийцы всегда будут интереснее, чем поиски украденной козы.
Пожалуй, рассказ "Зимняя игра" с "Рождественского детектива-7" - квинтэссенция моего стиля и моего метода.
ДК: Предпочитаете ли вы, как автор, детектив всем другим жанрам или это для вас одна из форм самовыражения?
Одна из форм. Кроме детективов я также пишу чистую фантастику и чистый хоррор. Но ещё больше я люблю смешивать эти жанры в необычных пропорциях.
ДК: Для кого вы авторствуете - для себя или для читателя?
Однозначно для читателя. Было бы очень странно писать что-то для себя, при этом регулярно демонстрируя результат другим людям. Какой-то интеллектуальный эксгибиционизм получается.
Каждый писатель, утверждающий, что пишет для себя, немножко лукавит.
ДК: Считаете ли вы себя подкованным в какой-либо из областей криминалистики?
Увы, нет. Именно поэтому перед написанием каждого рассказа мне приходится перерывать гору справочной информации. Иногда этот процесс весьма затягивается и занимает больше времени, чем, собственно, творчество.
ДК: Допустимы ли "технологические ошибки" в детективе? Обращаете ли вы на них внимание, когда читаете?
Я толерантен к различного рода ошибкам. Всякое бывает. К тому же иногда ошибка столь экзотична, что схватить автора за руку может лишь узкий специалист.
Разумеется, такие ошибки не красят рассказ, однако ничем фатальным в моих глазах они не являются. Никто не идеален.
ДК: Расскажите, как вы попали в Детектив-Клуб.
В 2003 году, когда я только-только пришел на Самиздат, мне на глаза попалась информация о конкурсе "Презумпция виновности - 2". В то время я только начинал баловаться писательством, а детективов вообще ни разу не писал. Однако очень уж захотелось помериться силами...
Самое удивительное, что со своим дебютным детективом я занял далеко не последнее место, чему сильно удивился. Но главное - атмосфера конкурсов ДК пришлась мне по вкусу, и я стал постоянным конкурсантом.
С годами мастерство росло, я набил руку и постепенно поднимался в турнирных таблицах всё выше и выше... Наконец, после нескольких выигранных конкурсов, подал заявку на вступление - и вот я здесь.
ДК: Чего бы вам хотелось от ДК? Мечтать-то невредно.
Главное - сохранить регулярность и атмосферу конкурсов.
ДК: Расскажите о вашем опыте общения с издателями, если таковой был. Интересует даже не итог (итог можно посмотреть выше), а процесс. Какие мысли вы из него вынесли? Если опыта не было, то почему?
Пока я публиковался только в журналах, поэтому опыта у меня немного. Однако мой первый роман уже готов, сейчас его полирую, и с нового года буду стучаться в издательства. Тогда и будет о чем рассказать.
ДК: Какие факты из Вашей биографии Вы считаете примечательными? Что, по Вашему мнению, соклубникам было бы интересно о Вас узнать?
Сильно подозреваю, что я самый молодой член ДК - до тридцати мне ещё далеко. В остальном я эдакий стереотипный интроверт - замкнутый одиночка, необщительный и тихий, зато с болезненно развитым воображением. Моя биография была бы скучнейшей книгой в мире: самое интересное происходит со мной в фантазиях.
Кроме того я знатный киноман, и вот уже несколько лет веду собственный блог о кино - http://kinotom.com/ , где графоманствую в своё удовольствие и постепенно наращиваю читательскую аудиторию.
Что ещё? Ах да - политика. На этом поприще я придерживаюсь твердых либеральных взглядов, а по отношению к религии являюсь ярко выраженным атеистом.