Я знал, что эта вещь считается классической для Кинга. И потому был удивлен, когда ознакомился с ней в переводе Александра Корженевского. Впервые я читал автора через силу. Может, для 1980 года и круто, но чего-то активно не хватает.
Я только подумал, что название "Туман" удачно: смысл повести показался мне весьма туманным.
Взять хоть ГГ. Что он за человек, я так и не понял. Дэвид Дрейтон, художник-дизайнер, работает в рекламе. По крайней мере, нам об этом сообщают в самом начале. Кинг мог бы и не сообщать, поскольку дальше в словах, поведении, поступках Дрейтона абсолютно ничего не выдает художника-дизайнера. Я думаю, Стивен никогда не сталкивался с художниками, и просто не знал, как их прописывать. Его Дрейтон, будучи "дизайнером", действует и говорит, как суровый работяга. И с бензопилой он управляется, и в магазине крутой мачо, и чудовищ боится меньше всех.
Даже думает он не как художник. На что обращено его внимание дома, на улице, в магазине? На что угодно, только не на краски и цвета. Где профдеформация, где специфика?
Страдает и смысл. Кто участвовал в писательских семинарах, тот помнит удивленные взгляды участников и осторожный вопрос: "А что, собственно, вы хотели сказать своим произведением?". Если такое спрашивают, то все, пиши пропало.
Так вот: Кинга бы на семинаре разбили в пух и прах. Что он хотел сказать?
Главный мотив его героя - семья. Он любит жену. И при этом легко изменяет ей с Амандой. Концы не сходятся.
В повести присутствуют "плохие" военные, охраняющие лабораторию, и миссис Кармоди. Религия, по Кингу - это ой как плохо. Наука - тоже плохо. Что же у него хорошо? Человек в этой жизни должен выбрать между тем и другим. Не может не выбрать, ведь больше ничего нет! Стивен отверг и то и другое. Что же он предлагает взамен? Ничего. Пустоту.
Армия - Зло, но и мирные жители, как выясняется, тоже всего лишь тупые агрессивные животные. Тут уже попахивает мизантропией. Самыми привлекательными существами в повести выглядят чудовища. Они хоть знают, что делают. Им поневоле желаешь успеха, потому что людей, которых нам нарисовал Стив, остается только сожрать.
Хоть убейте, но "Туман" - пошлая спекуляция. Не надо большого ума, чтобы обосрать научно-технологический прогресс (продолжая втихаря пользоваться его благами). "Посмотрите, эти ужасные ученые, они там чего-то творят, и вот сразу какие ужасы и катастрофы начинаются!". Можно подумать, все катастрофы - техногенные. А цунами и тайфунов нет?
"Туман" - произведение человека, переживающего явный духовный кризис (подозреваю, что на почве наркомании), разом отрицающего все на свете и не способного предложить альтернативу. Я не вижу, чем там восхищаться. Прочитать и забыть.