Роман-летопись "Сталинградские сны" - необычен. Во-первых, это сюжетный роман с массой сюжетных линий и переплетений судеб героев. Во-вторых - историческая книга научного характера, но написанная не наукообразно, а просто и интересно. В-третьих, это не просто роман и историческая книга вместе, а ещё и исследование разных тем, призванное найти через изучение прошлого ответы на актуальные проблемы современности, связанные с глобализацией, коррупцией, демографическим и экономическим кризисом. В-четвёртых, "Сталинградские сны" - это "книга книг", в которой содержится синтез массы исторических книг и трудов в области общей, экономической, демографической и социальной истории. В романе-летописи содержится квинтэссенция - выжимка из этих трудов по методу синтеза. Благодаря этому в романе-летописи "Сталинградские сны" получилось рассмотреть те вещи, которые не под силу обычным романам, историческим и научно-популярным книгам и публикациям, удалось восстановить каркас исторической правды по ряду ключевых вопросов Русской истории. Появилась возможность опровергнуть целый ряд мифов, заблуждений и ложных взглядов на ряд ключевых событий Русской истории, которые продолжают иметь очень широкое распространение - сознательно насаждаются в исторических книгах и учебник в политических целях. Соединились воедино разрозненные фрагменты истории, заполняя "белые пятна", созданные искусственно, всё в тех же политический целях. Для использования романа как интеллектуальной пищи, требуется навык чтения объёмных текстов. Не обладающих таким возможностями - ждёт разочарование "слишком много букв". Однако в романе имеются отдельные чисто игровые главы, способные развлечь и совсем непритязательную публику.
Роман-летопись "Сталинградские сны" - произведение длиной в историю России. Конкретнее - о Сталинградской битве, когда 4-я танковая армия гитлеровского генерала Гота и гитлеровские союзники прорвались к Котельниково от Донских переправ, войдя в 200-километровый и практически пустой стык между Сталинградским фронтом Гордова и Северо-Кавказским фронтом Будённого. Судьбы главных героев вмещает 100 лет истории России и Германии. Роман "Сталинградские сны" - это роман-эпопея о Николае II, Столыпине, Колчаке, Ленине, Сталине, Гитлере, Рокфеллере, тех, кто помогал Гитлеру организовать войну против России, о революции, октябрьских боях в Москве, Гражданской войне в России и Германии, "ежовщине". Подробно, "до гвоздя и печёнок". Через персонажи раскрывается главный герой романа - История России.
Мысли всех советских людей и руководителей Советского государства так или иначе сходились на необходимости как можно скорее спасти Ленинград, его жителей, окружённые войска и флот! Ведь каждый день осады - это смерть советских людей, русских, славян! Сам город изначально находился в весьма уязвимом положении. Таким его построил Пётр I - в глухом северном болотистом краю вдали от сельскохозяйственных районов. Для снабжения населения города в 1941 году требовалось 1 500 000 килограмм продовольствия в сутки.
Он медленно отщёлкнул от ствола своей винтовки штык-нож. Привстав на носках, начал перерезать верёвки, удерживающие тела. Оказалось, что верёвки свиты из высококачественной пеньки; штык резал с трудом. Наконец, три тела, одно за другим, с глухим стуком упали на землю. Из травы поднялось целое облако мух. На верёвках рядом с узлами петель обнаружились небольшие картонные бирки с десятичными числами вроде тех, какими нумеруют канатные бухты. Слишком сильно запачканные кровью и землёй надписи читались с трудом: то ли 46 и 47, то ли 85 и 81... Пока Надеждин рассматривал странные бирки, за его спиной не прекращались клокочущие и булькающие звуки. Это Петрюк, встав на карачки, давился теперь не рвотной массой, уже полностью вышедшей, а собственной слюной и зловонным воздухом. Юношу выворачивало. Он еле удерживался на руках, чтобы не повалиться ничком от бессилия. Рядом с ним на кочке что-то лежало. Присмотревшись, Надеждин осознал, что на расстеленном обрывке ткани голубого цвета в белый горошек разложены окровавленные куски плоти. Некоторые куски валялись в стороне, испачканные лесным сором и землёй. Везде в несчётным числом роились мухи разных размеров и цветов. В ветвях сидели и наблюдали за живыми и мёртвыми вороны. Тут же валялся страшный мусор: обрывки бантов, босоножки, побуревшее от крови рваное тряпьё, бывшее когда-то частями одежды... - Вот что жрали лисицы... - пробормотал бледный Гецкин, зло глядя на Надеждина и судорожно глотая душный, жаркий воздух. - Человеческое мясо тут жрали звери! Всё? Доволен? Посмотрел что к чему? Теперь пошли...
На Руси в просторечии евреев называли жидами, но и они так сами себя называли. В XII веке слово "жид" и производные от него слова, например "жидовин", употреблялись в нейтральном смысле, редко с некоторыми отрицательными смыслом. Когда говорили об иудаизме, его называли жидовской верой, жидовством, подчёркивая негативное отношение иудаистов к вере православных, созданной евреями, но не жидами. В просторечии писали "жид", в высоком стиле писали "еврей". Это так же, как понятие "мужчина" и "мужик".
Две части былины о Михаиле, действие которой происходит то в лесах, населённых язычниками, то в Киеве и его соборной церкви, то где-то в другом царстве, где верховодит всем взятая из лесов колдунья, ставшая царицей, - это поэтический рассказ о начале христианства на Руси в IX - первой половине X столетия. Первая часть былины направлена против пережитков язычества в виде совместного захоронения супругов, а вторая предостерегает от языческих ритуальных пиров. Былина о Потоке записана во многих вариантах. Первый их них - "Древние российские стихотворения", собранные мастером Даниловым по поручению Демидова в 1742 году на Урале. Былина носит отпечаток средневековых духовных стихов, а по форме близка к творчеству волхвов-кощунников X века, слагавших 1000 лет назад былины с мифологическим содержанием. Былина о Потоке - самое значительное произведение русского богатырского эпоса - насчитывает 1100 строк и равновелика среднему размеру песен "Илиады" Гомера.
Этот роман-трилогия - погружение в 633 год, когда ещё не было русского, украинского, белорусского народа, а были общие предки, когда волна переселения славян с Дуная на территорию современной центральной России, населённой финно-угорами и балтами только набирала обороты. В таких условиях предпринятый одним из славянских князей и его скандинавскими союзниками военный поход на Запад с целью отыскания следов китайского золота свергнутой династии, являет собой, кроме захватывающих приключений, интересный срез пёстрого ковра этнокультурных сообществ той поры.
Концепция романа классическая - основное действие романа происходит 2 августа 1942 года в районе станции и города Котельниково в Донской степи, захватывая Москву и Нью-Йорк, но через сны и воспоминания участников начального этапа Сталинградской битвы раскрывается важная веха пятидесяти лет русской истории с 1892 по 1942 год. Это классика древнегреческой трагедии - действие пьесы ограничено одним днём и одним местом действия, а русская литература - наследница древнегреческой. За 2 августа 1942 года хронотоп романа не выходит, герои романа не знают, что будет потом, не ведает этого и автор.
ПЕСНЬ ПЕРВАЯ. Лето в Кампании. Консульство Гая Котта. Беды народа. Сулла. Римские бани как зеркало жизни. Развлечение народа гладиаторскими боями. Песня про пса Актеона по имени Спартак. Школа гладиаторов в Капуе. Лагерь восставшего Спартака на Везувии. Уничтожение войска претора Глабра. Месть рабов. Погребальный костёр вождя Эномая. Юлий Цезарь в гостях у Спартака. ПЕСНЬ ВТОРАЯ. Разгром войска претора Фурия. Разгром войска легата Кассиния. Нашествие Спартака на италийский юг. Расчётливое отступление войск Спартака и Крикса в Бруттий. Осень в свободном Бруттии. Претор Вариний ищет битвы. Совет гладиаторов перед битвой. Битва армий Спартака и Вариния. Расправа с побеждёнными. ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ. Поражение конницы Торания. Похороны погибших в битве. Речь Спартака у погребальных костров. Смерть римлян-гладиаторов у костров в честь погибших. Грусть Спартака. Пир. Песня про Одиссея. Рабыня Лилита - дочь царя. Вопрос освобождения рабов. Катехизис. Спартак танцует священный танец пирриху. Пророчество.
Личность Ивана Грозного великая противоречивая, оболганная. Не было никакого "тирана на троне" больше тех, что были в ту эпоху в Европе и Азии, а был первый русский царь - строивший, как и его предки, Русь - Дом Пресвятой Богородицы и считавший себя в этом доме не хозяином, а первым слугой.
Донские казаки впервые были упомянуты Великим князем московским и всея Руси Иваном III в наказе Великой рязанской княгине Агриппине в 1502 году, хотя появились значительно раньше.
Врагом рабочих стали и 'мародёры' спекулянты. 'Мародёрами' по ассоциации с солдатами, обыскивающими трупы на поле боя, называли тех, кто обогащался во время кровавой войны законным или незаконным способом, кто совершал вызывающие поступки или вёл неприемлемую для большинства жизнь. 'Мародёры' - это ещё жадные и безжалостные изготовители некачественного хлеба, колбасы, берущие втридорога извозчики, торговцы политурой, респектабельные коммерсанты, мошеннически выполняющие гособоронзаказ. Состояния, сколоченные во время войны, считались сделанными на крови. Их владельцев презирали и порицали. Новые русские богачи вели себя развязно, напоказ швырялись деньгами. Москву захлестнула психопатическая эпидемия роскоши. Временное правительство играя в популизм даже пыталось противодействовать вызывающему образу жизни спекулянтов всех уровней. Никогда ещё молодежь не наряжалась так. До войны и отречения царя считалось, что бриллианты не подобает носить незамужним девушкам. Это делало из них вульгарных содержанок. Теперь, когда всё стало в десять раз дороже, бриллианты носили и шестнадцатилетние девушки. В игорных клубах Москвы полно было молодёжи, почти детей. Они швыряли на карту и рулетку такие деньги, о которых прежде понятия не имели и крупные игроки. Эта человеческая поросль безрассудно тянуло от отцов-спекулянтов и мародёров России неправедные, наворованные деньги и в них, в деньгах, видело высший закон и оправдание всего на свете. Впрочем, было немало совсем молодых спекулянтов, взяточников и среди самой молодёжи, которая интересовалась гешефтами не хуже закалённых в коррупционных битвах своих отцов. И всё это на фоне полуголодных нищих окраин. Даже церковь иногда отлучала таких от себя. Степень возмущения их действиями была такова, что даже пресса капиталистов не могла это игнорировать...
"Imagination - is just a part, although a significant one, of what usually denotes reality. Ultimately, it is unknown to which of the two genres - reality or fiction our world belongs." H.L.Borges