Дашков Фёдор Андреевич : другие произведения.

Воспоминания о собирании экспонатов для Касимовского музея

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ФЁДОР АНДРЕЕВИЧ ДАШКОВ
  
  ВОСПОМИНАНИЯ О СОБИРАНИИ ЭКСПОНАТОВ ДЛЯ КАСИМОВСКОГО МУЗЕЯ
  
  Краткое содержание рукописей. Опубликовано А.А. Мансуровым (1900-1941) в Трудах Общества исследователей Рязанского края, выпуски XV, XXII, XXIV, Рязань, 1928, 1929, 1930.
  
  1922 год
  НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ДЕРЕВНИ ЖДАНОВО БЕТИНСКОЙ ВОЛОСТИ КАСИМОВСКОГО УЕЗДА
  
  Костюм девушек: красный платок подвязывается назад концами; волосы распущены (в старину); в ушах серьги. Рубашка с подставкой, затканная цветными нитками на плечах, рукавах и подоле. Сверх рубашки - сарафан и запан. На ногах белые онучи и лапти. По печали в трауре - затканки белого и черного цвета. Костюм женщины: на голове волосник, сверх него - сорока и платок-наметка; в ушах - пушки, под сороку втыкались селезневые крючки; рубаха, подвязанная поясом - кистями назад; навершник и понева, прошвой наперед; запан. На ногах - коты или лапти. Костюм старух: рубаха, навершник, понява и запан; под запаном - лаконка. На голове повойник, сверх которого платок.
  
  1924 год
  ЗАПЛАЧКИ ПРОСВАТАННЫХ ДЕВИЦ В СТАРИННОЕ ВРЕМЯ
  Приведены слова 9 заплачек, певшихся просватанными девушками Бетинского района по зорям, с просватанья и до дня свадьбы: Заручили мою головушку, Сем-ка я подумаю, Не долго мне в девушках посидеть (2 варианта), Поди-ка моя умильная, Ты поди-ка, моя подруженька, Поди-ка мой отец крестной, Сем-ка я горькая, Вы простите меня, добрые люди.
  
  1928 год
  МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СОБИРАНИИ ЭКСПОНАТОВ ДЛЯ КАСИМОВСКОГО МУЗЕЯ
  
  Воспоминания автора о приезде этнографа Бориса Алексеевича Куфтина в город Касимов Рязанской губернии осенью 1921 г., по инициативе которого были организованы сборы этнографического материала местными краеведами. Ф.А. Дашков был командирован Касимовским Музеем для этнографических обследований и сборов, во время которых им были сделаны приводимые здесь наблюдения. Старинная одежда женщин в деревне Жданово Касимовского уезда: длинная почти до пят, рубаха с вышитыми рукавами и воротом, подвязанная в талии длинным, узким шерстяным красным поясом с кистями. Сверх рубашки на плечи надевался навершник, на бедра понява. Длина навершника - на 2 - 3 вершка выше колен, ворот расшитый, рукава - по локоть, в бока вшивались красные косяки, подол - затканный, расшитый и иногда отороченный лентами; края подола обшивались кружевами. Яркость и пестрота вышивок зависела от возраста женщины, надевавшей навершник. Понява шерстяная синяя, подол - красный; спереди вставлялась прошва. По степени яркости и качеству вышивок, в зависимости от возраста женщины, различались четыре вида прошв: добрая, посвятная, ходильная и последняя. Головной убор состоял из следующих частей: лосник, повойник, рога, позатыльник, сорока, височники, селезневые крючки и серьги. Ноги обувались в лапти или коты. Мужская одежда состояла из длинной рубахи с ластовицами и тяжевых порток. Описаны приемы сборов материала: мена на различные предметы домашнего обихода. Обследование автором северной части Касимовского уезда в 1923 году. Найдены клетчатые понявы кружаниц в деревнях Ужищеве и Велькове. Описание старинной женской одежды в д. Парахине. Головной убор парахинских женщин состоял из следующих частей: повойник с бисерными висками, в передней части которого, приходившейся на лоб, вшивался черный плетешок, а в верхней его части - на затылке - жгутик-грибок. В праздничные дни повойник заменялся золотой сорокой. На повойник, или сороку, покрывался платок. На тело надевалась рубаха, навершник без рукавов и понява. Понявы назывались кружанками и коситницами в зависимости от узора. Девушки носили белые сарафаны с красными заткаными и забраными подолами. Голова покрывалась набивным платком, а волосы не заплетались. Краткие сведения о быте парахинцев: между прочим, обычай хождения в баню женщин и мужчин вместе. Сведения о быте населения Старой Курши: в обычае давать в приданое невесте корову, которая остается в доме мужа ее исключительной собственностью. Одежда куршанок: рубаха, подвязанная в талии красной покромкой, сверх рубахи навершник или сарафан, покрой которого напоминает покрой навершника, только без руковов и несколько длиннее; понявы двух видов: затканые и забраные, тёмно-красного цвета с поперечными черными полосами. На голове повойник сверх которого платок. Ноги обматываются от колена до ступни черными шерстяными обмотками и перевиваются красными шнурами: повилами; ступня в летнее время не обувается. Употребляется такая обувь для того, чтобы тяжелая понява не побивала ног. Обследование Китовской волости и южной части Касимовского уезда. Одежда населения Китовской волости разнообразна, встречаются шушпаны, чупруны и гуньки. По наблюдению автора, одежда населения южной части Касимовского уезда резко отличается от одежды северян, также и тип строений.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"