Аннотация: История актерской компании, которая озвучивает телевизионный сериал.
КАРТИНА ПЕРВАЯ.
(Тон-ателье. Микрофонные стойки, наушники, стулья. В углу на столике - стопки монтажных листов. Декабрь. В студии Люся и Стас. Стас читает вслух текст монтажки.)
СТАС: "По-вашему, я должен смириться с тем, что отцовское наследство достанется женщине, обманом проникшей в нашу семью... Я молчал, когда вы все, как один, были очарованы ее манерами, ее кротостью и красотой, будь она трижды проклята. Но мое сердце крово..." Чего? (Всматривается в текст.) "кро-во-то-чи-ло", - а, понял... " ... при мысли о том, как легко вы растоптали память о нашей матери... Я, словно теперь, вижу ваши счастливые лица, обращенные к церковным дверям, откуда наш отец выводит под руку свою новую жену, эту чертовку Долорес...
- Ричард!! - Я и так молчал слишком долго. Три года я молчал, зная, что возмездие неизбежно, и молился, чтобы сегодняшний день не наступал как можно дольше. - Тем не менее, этот сегодняшний день наступил, и ты, Ричард, можешь снова заткнуться, так будет лучше для всех нас... - Объясните мне кто-нибудь, я не сильна во всех этих юридических тонкостях, неужели отец не оставил нам ни цента? - О, да! Именно так он и поступил, дорогая Китти... - Вы несправедливы, дети мои. По завещанию моего покойного мужа вам достался великолепный дом, где все вы выросли и... - Смотрите! Долорес! Наша богатая мамочка пришла пожинать плоды своей победы... - Нет, вы только взгляните, у нее на шее колье нашей матери! Какая наглость! - Поверьте, завещание явилось для меня такой же неожиданностью, как и для вас... - Поверьте ей,- о, да! Поверьте ей, ступайте за ней, и не удивляйтесь, когда обнаружите, что в конце дороги вас ждет электрический стул! - Успокойтесь! Ни вам, ни мне не нужна вражда. Я пришла, чтобы предложить перемирие... - Силы небесные! Так я и знал! Долорес Морган пришла предложить перемирие! Господи, спаси и убереги всех нас!.."
(Пауза.)
Кукумария... И вот за это барахло я должен продать свою бессмертную душу?..
ЛЮСЯ: Стасик, не суетись. На твою душу никто не покушается. Читаешь ты сносно, только зря выпендриваешься, я все равно не оценю. Сюда встанешь,
свои слова в микрофончик скажешь, денежку получишь и домой пойдешь. Плохо, что ли? А душу здесь продавать не требуется.
СТАС: Придется, Люсечка. Будто ты сама не знаешь, как это бывает.
ЛЮСЯ: Не знаю.
СТАС: Ой ли? А Крупскую Надежду Константинну кто изображал
в Красноуфимске?
ЛЮСЯ: Подумаешь, Крупская...
СТАС: Молодая актриса Людмила Мальцева находит удивительно точные краски, подкупая глубиной проникновения в духовный мир своей героини...
ЛЮСЯ: Крупская тоже человек.
СТАС: Крупская в исполнении Лы Мальцевой предстает перед нами не молчаливой спутницей вождя, но его неизменной опорой, самым близким
для Ильича человеком...
ЛЮСЯ: Не Железный же Феликс, в конце-то концов...
СТАС: И каждый зритель, покидая театр, навсегда унесет с собой частичку тепла, которым согревала жизнь Ленина простая русская женщина, Надежда Константиновна Крупская...
ЛЮСЯ: Тебе бы предложили тогда Ленина сыграть - ты бы отказался?
СТАС (поет): "И Лени-и-и-ин, такой молодой... - ну, совсем пацан! - и юный Октябрь впереди!.."
ЛЮСЯ: Если хочешь знать, мне изображать Крупскую было интересно.
СТАС: Правда?
ЛЮСЯ: В сцене похорон Ленина заливалась, помню, настоящими слезами. Представляешь, задник черный бархатный, сбоку узкий луч, стою с прямой спиной, траурная музыка играет, а слезки катятся одна за другой, и в луче - так вспыхивают, вспыхивают, вспыхивают, - ну, до чего красиво...
СТАС: А в нашей дурацкой профессии, Люсечка, самое страшное, что она нам нравится. Поэтому надо вовремя для самого себя определить, чем занимаешься.
Я сериалы не смотрю. Жена смотрит. Как услышу эту музыку, бегом эвакуируюсь к соседу. Он меня жалеет, травяным чайком поит. Я не любитель, но уж лучше травяной чаек, чем такая беда.
ЛЮСЯ: Одно тебе скажу, Каблуков - отказывайся, если ты дурак.
СТАС: Ну, нет, ну, нет, ну, что ты, Люся... Отказываться! Что же я, дурак, что ли? Я просто хочу, чтобы ты поняла - пластаться тут, как в прошлый раз мы с тобой пластались на озвучке, на той французской комедии... как ее... - неважно! я не собираюсь.
ЛЮСЯ: Ты понимаешь разницу между дубляжом и наложением?
СТАС (после паузы): А неужели текст укладывать не надо?
ЛЮСЯ: Ты, Каблуков, как на картошку ехать собирался...
СТАС: Правда?
ЛЮСЯ: Английский текст, объясняю, идет фончиком, а поверх него ты
читаешь, Стасик, своим неповторимым голосом, не глядя ни на какую там
их гадскую артикуляцию...
СТАС: Понял. Но ты не обижайся, Люська, я выступаю в арьергарде.
ЛЮСЯ: То есть?
СТАС: То есть - художественная цельность... специфика, там, жанра, марка профессии и все такое прочее - это не ко мне.
ЛЮСЯ: Само собой.
СТАС: Люся, я с тобой прошлый раз вот так наработался, на всю жизнь хватило. И если ты думаешь, что я способен снова по шести часов кряду искать нужную интонацию, я лучше травяного чая пойду выпью.
ЛЮСЯ: По шесть часов - не было такого!
СТАС: А я, доверчивый, слушался тебя, думал, так и надо... "Прошу прощения, мсье, я могу увидеть мадмуазель Ивонн? Мсье, прошу прощения, я могу увидеть мадмуазель Ивонн? Могу, мсье, прошу прощения, увидеть я мадмуазель Ивонн, в самом-то деле?!"
ЛЮСЯ: Не было никогда - по шесть часов!
СТАС: Было или не было, а мне полтора года потом кошмары снились! Сейчас подписывал договор, рука не поднималась. Думаю, чего рука не поднимается?
Вхожу и вижу - здра-а-а-авствуй, Люсечка!..
ЛЮСЯ: Сочувствую.
СТАС: А я уже дацзыбао подписал.
ЛЮСЯ: Поторопился.
СТАС: Деньги, Люсечка, нужны, я сюда деньги зарабатывать пришел.
ЛЮСЯ: А я думала, за святым искусством.
СТАС: Святое искусство у меня осталось в прошлом. На Хлестакова моего приезжали театроведы из Москвы... А каким я был Шутом в "Короле Лире"!
Мазаев на фестивале посмотрел, - мне, говорит, Каблуков, за тебя не стыдно. А Гайворонский просто плакал!
ЛЮСЯ: А Гайворонский-то к вам в Рыбинск как попал?
СТАС: Господь с тобой, не в Рыбинск, а в Калугу. Гайворонский у нас играл короля Лира... Неужели не слыхала?
ЛЮСЯ: Мотя Гайворонский?
СТАС: Матвей Матвеич.
ЛЮСЯ: Трилобит?
СТАС: Трилобит.
ЛЮСЯ: Трилобит - короля Лира? Серьезно?..
СТАС: Трилобит - да, короля Лира.
ЛЮСЯ: Не представляю...
СТАС: Молчи, женщина! Гайворонский хорошо работал. Мне нравилось, как он делал сцену с бурей...
ЛЮСЯ: "Дуй, ветер, дуй, пока не лопнут щеки..."?
СТАС (подхватывает): "... Лей, дождь, как из ведра, и затопи верхушки флюгеров и колоколен..." Мурашки вот такие по мне бегали, я Шута играл...
ЛЮСЯ: А ты этого Шута и по сей день играешь, никак из образа не выскочишь.
СТАС: Играю.
ЛЮСЯ: Играй, играй... (Пауза.) Гайворонский - король Лир, с ума сойти!
СТАС: А помешательство как он, собака, делал! Хороший был спектакль, хороший, правда...
ЛЮСЯ: Сколько же вы там выпили у себя в Калуге с Гайворонским, чтобы такой хороший спектакль получился?
СТАС: Самое смешное, что нисколько.
ЛЮСЯ: "Не верю!"
СТАС: Верь, не верь, но Трилобит был завязамши, а я не пил с ним заодно, из солидарности...
(Неслышно появляется Трилобит.)
ЛЮСЯ (задумчиво, не видя его): Подумать только - Трилобит... король Лир... да еще трезвый! Все бы отдала, только чтоб увидеть!
ТРИЛОБИТ: "Скажите, кто я? Видно, я не Лир?
Не тот у Лира взгляд, не та походка?
Скажите, кто я? Кто мне объяснит?"
(Стасу.) "А, здравствуй, мой хороший. Как поживаешь?"
СТАС (обнимает его): "Эта холодная ночь превратит нас всех в шутов и сумасшедших..."
ЛЮСЯ: Трилобит! Родненький!
ТРИЛОБИТ (Люсе): Милка, отпусти! Не видела она Трилобита трезвого!
А вот он, я - человек-легенда...
ЛЮСЯ: Неужели вместе будем работать?
ТРИЛОБИТ: Пригласили на озвучание какой-то многосерийки...
СТАС: Не многосерийка, а сериал...
ТРИЛОБИТ: Сериал, так сериал. Платить будут?
ЛЮСЯ: Само собой. Да ты не понял, Мотя. Сериал - это надолго.
ТРИЛОБИТ: Как называется?
ЛЮСЯ: Да какая разница, надолго, понимаешь?
ТРИЛОБИТ: Тьфу, тьфу, тьфу, ну, и прекрасно.
ЛЮСЯ: Чуть не триста серий, а может, больше, толком никто не знает.
СТАС: Правда? Триста серий?.. Люська, это год работы, самое маленькое! Я с вами играю...
ЛЮСЯ: Может быть, и дольше.
ТРИЛОБИТ: Очень кстати, а то я безработный, теперь это модно.
(Входит Валера Дроздов.)
ВАЛЕРА: О-ля-ля, привет честной компании!
СТАС: Валерка!
ЛЮСЯ: Дроздов!
ТРИЛОБИТ: Валера, дорогой, да где ж ты так отъелся?..
ВАЛЕРА: Где отъелся, Митрич...
ТРИЛОБИТ: Матвеич я...
ВАЛЕРА: Ну, хорошо, пускай Матвеич, - где отъелся, я похудел уже на десять килограммов, вот ты бы раньше меня видел...
ТРИЛОБИТ: Хорошо, не видел, я бы помер моментально. Валера, но ты ведь в Орле, помнишь, когда в театр пришел, ты ведь стройный такой был, как рюмочка, глаз не отвести...
ВАЛЕРА: Что тебе сказать, Матвеич? Прости, если можешь!
СТАС: Возмужал, с кем не бывает.
ВАЛЕРА: Ну, и на какую авантюрку мы собрались в этот раз?
СТАС: Будем, говорят, озвучивать сериальчик.
ВАЛЕРА: А нам, татарам, однова, что пулемет, что водка, лишь бы с ног косило. Сколько серий?
ЛЮСЯ: Ой, много серий.
ВАЛЕРА: Поконкретней бы... Кто режиссер?
ЛЮСЯ: Нет режиссера, есть редактор. Между прочим, раскидывать роли
будем сами, полная свобода творчества...
ВАЛЕРА: Плохо!
СТАС: Зачем тебе, Валера, режиссер? Мало ты их видел? Мы что, без режиссера не управимся?
ВАЛЕРА: Солидная контора не станет экономить на режиссере.
СТАС: А кто редактор?
ЛЮСЯ: Молоденькая такая, сейчас монтажки приносила. Викой звать, кажется.
СТАС: Та девочка, у которой я договор подписывал? Понятно.
ВАЛЕРА: Да-а-а-а...
ЛЮСЯ: Что "да-а", Дроздов, опять чем недоволен?
ВАЛЕРА: А то и да, что как бы нас не киданули.
ЛЮСЯ: Ну, так и есть, опять Дроздец подкрался незаметно.
ВАЛЕРА: Точно, Вика? (Кричит.) Викуля! Викочка!
ГОЛОС ВИКИ (из аппаратной): Я здесь!
ВАЛЕРА: Когда начинаем?
ГОЛОС ВИКИ: Сейчас, еще два человека должны подойти, они подтянутся, и сразу же начнем.
ВАЛЕРА: Хорошо! Конец связи... Подождем. Надо же, я только порадовался, все свои, а тут еще какие-то двое, неизвестно, кто. Куда им столько народа?
ЛЮСЯ: Все правильно. Я же не могу разговаривать одна за всех баб в сериале.
СТАС: Ой, правда, девок не хватает... У-у-у-у...
ЛЮСЯ: Стасик, ты меня сегодня удивляешь, ну, не переставая... Чем тебе девки помешают?
СТАС: А у меня у самого дома четыре девки, одна крупная, трое мелких, еще вот тещу в гости ждем. Думал, хотя бы здесь вздохну спокойно. Вот и вздохнул.
ТРИЛОБИТ: Как, уже трое?
ВАЛЕРА: Отчаянный ты, Стасик.
СТАС: Да-да, я отчаянный. В стране такое творится, доллар скачет, людям жрать нечего, а некоторые знай себе размножаются, невзирая на тяжелейшую экономическую ситуацию.
ЛЮСЯ: "Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."
СТАС: Хорошая эпитафия, в самый раз для меня. Дай слова списать.
ВАЛЕРА: Кончайте вы собачиться, рассказали бы лучше что-нибудь интересное.
ТРИЛОБИТ: Вот и рассказал бы сам, где процветаешь.
ВАЛЕРА: Матвеич, обо мне рассказывать решительно нечего. Где в наше время можно процветать, ведь не в театре? Починяю вот машины.
ТРИЛОБИТ: Получается?
ВАЛЕРА: К сожалению, получается.
ТРИЛОБИТ: Почему "к сожалению", Валера? Получается - и прекрасно, тут жалеть нечего...
ВАЛЕРА: Себя, Матвеич, жалко.
ТРИЛОБИТ: Я вообще безработный, теперь это модно. А ты где, Люсечка?
ЛЮСЯ: Театральные классы. Преподаю себе потихоньку мастерство, с детишками вожусь...
СТАС: Заметно.
ЛЮСЯ: Начальство, вроде бы, довольно. Нам с дочкой хватает.
ТРИЛОБИТ: А разве вы с Ленькой разошлись?
ЛЮСЯ: Хватился. Ленька третий год загорает в Хайфе.
ВАЛЕРА: А ты здесь.
ЛЮСЯ: А я здесь, да.
ВАЛЕРА: Понял. Дочка большая?
ЛЮСЯ: Одиннадцать. А твоему?
ВАЛЕРА: Пятнадцать.
ЛЮСЯ: Умолкаю.
ВАЛЕРА: Погодите, погодите, погодите. Так что же это получается?
Неужели никто из наших не удержался на этих, как его? на контурах?
ЛЮСЯ: На контурах?.. Валера, на котурнах!
СТАС: Я удержался.
ЛЮСЯ: Каблуков, как всегда, статистику испортил.
ВАЛЕРА: Стас! Ну, преклоняюсь. Говори, а то не могу уже, кругом эти тачки чертовы, вся жизнь на них уходит...
СТАС: Что говорить-то?
ВАЛЕРА: Где ты, как там, кто главный, что творится - давай, Стасик!
СТАС: Я там же.
ВАЛЕРА: То есть... да? И как в театре?
СТАС: Спасибо, хорошо. Здание ветшает, лепнина валится, а остальное все по-прежнему.
ВАЛЕРА: Премьеры выпускаете?
СТАС: Выпускаем.
ВАЛЕРА: Пригласили бы, Станислав Викторович, а то ведь прямо беда, ведь никакой культурной жизни...
СТАС: Приходи.
ВАЛЕРА: Кто сейчас главным-то у вас?
СТАС: И главный у нас все тот же самый.
ВАЛЕРА: Как - тот же самый? А мне говорили, вроде, вы от него избавились?
СТАС: Мы тоже одно время все так думали.
ВАЛЕРА: Понятно. Вот и поговорили. Ну, где они там, эти двое?
(Входит Таня.)
ТАНЯ: Ой! И вы все тоже на озвучку?
ЛЮСЯ: Танюша, ты?
ТАНЯ: Танюша, я... Серьезно, вы на сериал?
СТАС: Как видишь.
ТАНЯ: И Мазаев здесь?
СТАС: Где Мазаев?
ВАЛЕРА: При чем здесь Мазаев?
ЛЮСЯ: Мазаев сейчас в Испании чего-то ставит.
ТРИЛОБИТ: Не надоело вам? Как ни сойдемся, сразу начинается - про Мазаева, как будто говорить больше не о чем!
СТАС: Действительно! А кто первый начал?
ТАНЯ: Начала я. Вхожу и вижу - о, все наши, все мазаевские, наверняка, думаю, и сам Мазаев с вами...
ТРИЛОБИТ: Таня. Сплюнь три раза. Очень помогает.
ЛЮСЯ: Танька права, смотрите, в самом деле, одних мазаевских набрали...
ВАЛЕРА: Так. Наши начинают собираться. Плохой симптом!
ТРИЛОБИТ: Я не мазаевский!!!
СТАС: Матвеич, ты сам рассказывал, я помню, как у Мазаева учился...
ТРИЛОБИТ: Я не мазаевский, не надо!
ЛЮСЯ: Набрали актеров одной школы, и правильно сделали!
Про единство стиля подумали! Радоваться надо!
ТРИЛОБИТ (Стасу): Я только год учился у Мазаева, а выпускался я у Казанкова!
СТАС: Все равно, считается.
ТРИЛОБИТ: Ничего не считается, я не мазаевский, понятно?
ВАЛЕРА: Люсенька, ты, можно подумать, не знаешь, какое к нашей, мать ее за ногу, знаменитой школе сложилось отношение.
ЛЮСЯ: Тебя, между прочим, сколько лет кормила эта школа?
ВАЛЕРА: Да не про школу речь сейчас, а про отношение к школе, понимаешь?
ЛЮСЯ: Ну и какое к ней, по-твоему, особенное отношение?
ВАЛЕРА: Сказать?
СТАС (со вздохом закрывая уши): Надоело...
ВАЛЕРА: Спроси любого режиссера, и он тебе скажет - мазаевские? Мазаевские тихие! С ними работать хорошо, они все безответные, слова поперек не скажут.
ТАНЯ: Неправда!
ВАЛЕРА: Танька, правда! Самое обидное, что правда! И то подумай - если выдержали по четыре года у Мазаева - по четыре года! - война Великая Отечественная столько продолжалась, - стало быть, эти привычные, эти все стерпят, значит, можно с ними и не церемониться.
ЛЮСЯ: Вранье!
ТРИЛОБИТ: Я не мазаевский!
ВАЛЕРА: И получается - по логике, заметьте, получается! - кидать нас, не перекидать...
ЛЮСЯ: Типун тебе, Валера, на язык.
ТРИЛОБИТ: С чего вы взяли, что Мазаев в Испании? Я его видел неделю назад на улице, нес себе морковочку с базара, улыбался.
ВАЛЕРА: А ты?
ТРИЛОБИТ: А я проехал гордо мимо на троллейбусе.
ЛЮСЯ: Ты хорошо разглядел, ты не ошибся?
СТАС: Представляете, вот сейчас открывается дверь. Входит Мазаев. И говорит с этой своей фирменной улыбкой: "Как, и вы все тоже сериальчик озвучивать пришли?"
ТАНЯ: Не продолжай, мне уже плохо.
СТАС: А мы садимся дружно в полукруг и начинаем петь под дирижера: "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...". Поем - и плачем, пла-а-ачем...
(Дверь приоткрывается. Немая сцена. Входит Роза.)
РОЗА: Здравствуйте. Это триста четырнадцатая?
ВАЛЕРА: Девушка!
РОЗА: Я туда попала? На оз-ву-чи-ва-ние?
ЛЮСЯ (с энтузиазмом): Конечно!
ТАНЯ: Вы заходите.
РОЗА: Меня зовут Роза.
ТРИЛОБИТ: Хорошее имя, оно вам к лицу. Матвей Матвеевич.
ВАЛЕРА: Валера.
ТРИЛОБИТ (вдруг): "Не надо вынимать меня из гроба!
Ты райский дух, а я приговорен
К колесованью на огне, и слезы
Жгут щеки мне расплавленным свинцом!"
(Смутившись, умолкает.)
ТАНЯ: Мужики, не надо, не грузите барышню.
РОЗА: Стас?
СТАС: Роза...
РОЗА: А я смотрю, какое лицо знакомое, ну, прямо вылитый Кобельков. Смотрю-смотрю, а это ты и есть!
ЛЮСЯ: Кто?..
ВАЛЕРА: Пардон?
РОЗА: Ну, Стасик это, Кобельков... а что вы смотрите, я что, не ту фамилию назвала?
СТАС: Розка, ты... ты... я знать тебя, заразу, не хочу! И вообще, пошли вы все! (Выскакивает из студии, Валера бежит за ним.)
ТРИЛОБИТ: Роза, вы у Мазаева учились?
РОЗА: Бог миловал.
ТРИЛОБИТ (радостно): Так, нас уже двое!
РОЗА: А я не поняла, что вдруг случилось с Кобельковым?