Рановит : другие произведения.

Соль земли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Очередную скорбную заметку о бедах, постигших народ русский, решил я написать после разговора с одним абсолютно неадекватным защитником рыночных и капиталистических режимов и идеологий. Цитату из разговора этого вы можете видеть прямо здесь:
  
  
   547. Подшипник (ggorin777@mail.ru) 2022/12/16 14:04 [ответить]
  > > 543.Рановит
  >> > 538.Ру
  >>> > 536.Рановит
  
  >Кто не понял, поясняю суть анекдота: Трёхгрошовый мне сейчас объяснил, что бумажку отксерить - нет смысла переться в другой конец города, а вот соль купить - есть смысл переться туда же! ))) Ну, экономисты! Ну, сукины дети лейтенанта Солжа!
  
  Написали же тебе, что ты дебил. Продуктовые магазины с солью на каждом углу находятся. Соль там в качестве сопутствующего товара идет. И ее можно хоть в мегамолле продуктовом купить, хоть в маленьком магазинчике. И не нужно переться через весь город.
  Вот и услуги ксерокопии идут не сами по себе, а в качестве сопутствующей другой полиграфии. Основные то деньги на фотографиях делаются.
  
  
   А началось всё так: я вполне справедливо заметил, что услуги, вроде распечатки документов на принтере и ксерокопирования не приносят большой прибыли. А кроме того, они служат ярким маркером обнищания населения, ведь это понял бы даже ребёнок: если у тебя есть компьютер, есть принтер, то тебе незачем ходить по каким-то закоулкам, искать печатника, чтобы вывести пару листов. Ты сам всё прекрасно распечатаешь. А вот если ты нищий, денег очень мало, и нет ни компьютера, ни принтера, вот тогда-то и приходится искать, где напечатать. Да, ребёнок бы понял это, но вот рыночный маньяк, помешанный на "делании денег" и погонях за прибылью, оказывается, просто не в состоянии понять такие вещи. Казалось бы, чего тут сложного? Но вся проблема в том, что сознание индивида, поражённого массовым рыночным психозом, кардинально отличается от сознания адекватного, вменяемого человека. Начинается всё с воспитания. Кстати, из-за этого очень страшно за детей, которые родились и вынуждены делать свои первые шаги в мире, где правит идеология капитализма и конкуренции. Дело в том, что любая нормальная человеческая культура всегда стремится с детства привить человеку определённые моральные нормы, мировоззрение, понятие о добром и злом, прекрасном и уродливом. А вот общество, поражённое вирусом идеологии капитала начисто лишено всех этих базовых культурных основ. А что ещё более страшно: человеку в нём не прививают никаких духовных и нравственных принципов -- его не воспитывают, а дрессируют, точно так же, как в цирке дрессируют животных. Вы скажете что я утрирую? Ничуть! Возьмём такой пример: кто жил в СССР, те помнят, каким было устройство советских магазинов. У них не было никакого сходства с современными супермаркетами. И среди всех различий, я хотел бы обратить внимание на одно очень существенное: в СССР, практически всегда, товары вроде конфет и других сладостей располагались где-то за стеклом, на высоком прилавке, так что маленькому ребёнку даже не было как следует видно, что именно там лежит. А как продают конфеты сейчас, в современных магазинах?
   А вот так:
   0x08 graphic
  
   Как видите, рядом с кассой стоит стеллаж с массой всевозможных жевачек, шоколадок и прочих соблазнительных сластей в ярких цветных обёртках, перед блеском которых не устоит ни один ребёнок. Обратите внимание: лотки со сладостями спускаются почти до самого пола, то есть даже совсем малыш, лет трёх от роду, свободно может протянуть руку и взять какое-нибудь из этих сладких сокровищ. А уж детишки постарше нередко оккупируют сладостные полки с истинно героической решимостью, и не соглашаются покинуть их, пока родители не купят пару конфеток. Вы спросите, что же в этом страшного? На первый взгляд, вроде бы ничего, но на деле не всё так просто: стойка у кассы, набитая конфетами, с раннего детства начинает формировать у маленького человека потребительские и конкурентные модели поведения. Она как бы говорит ему: "Смотри, тут же полно сладостей! Только пойди и возьми! Прояви целеустремлённость, упёртость, наглость -- и все конфеты твои!". А дальше, заложенная в детский мозг в первые годы жизни, эта модель будет только укрепляться. Социальное окружение, кино, музыка, литературный ширпотреб, всё это будет твердить: "Добейся успеха! Стань лидером! Возьми лучшее! Раздави всех лузеров, которые тебе мешают!". Прояви упёртость и наглость, подхалимаж и продажность, и станешь королём (или королевой) жизни!
   Кто-то возможно скажет: ну и что? Зато человек получается мотивированным, целеустремлённым, способным постоять за себя, "порвать конкурентов". С этим спорить не буду. Возможно, такой человек и впрямь вырастет целеустремлённым, вот только он также будет абсолютно глух к любым страданиям и бедам других людей. Его в жизни не будет интересовать ничего, кроме всё более высокой прибыли, более лёгкого обогащения -- он всю жизнь будет гнаться за новыми конфетками в красивых обёртках. И даже более того: если судьба распорядится, что ради новой конфетки надо будет убивать, жечь, взрывать или бомбить -- он без малейших колебаний сделает всё это, ни на секунду не задумавшись.
  
   Но вернёмся к исходной теме моего повествования: дело в том, что один, ушибленный рынком деятель, чуть ли не в истерике бился, доказывая свою какую-то бредовую теорию о неких "сопутствующих товарах". По его утверждению, есть такие "сопутствующие товары" которые сами прибыль не приносят, а только "сопутствуют" другим, уже прибыльным, товарам. Зачем и почему они "сопутствуют", одержимый рыночными бесами объяснить не смог, да я и не расспрашивал. Но согласитесь, было бы очень странно, если бы в рыночной экономике были какие-то такие особенные товары, которые прибыль не приносят (ведь их наличие, как раз с точки зрения рыночной же теории, было бы полным абсурдом). Но, опять же, не это (явно неадекватное) высказывание побудило меня к написанию данной заметки. Дело в том, что на сей раз, очередной рыночный сумасшедший не просто наболтал обычной чуши, которую всегда несут подобные ему краснобаи. Но проявил настолько космическую, настолько вселенскую глупость, что в свои, выдуманные его же дремучей и тёмной башкой, "сопутствующие товары" записал соль! Да! Дескать, соль -- сопутствующий товар! Она прибыль не приносит, но есть в каждом магазине! Вот, я хоть и всякого идиотизма наслушался за свою жизнь от рыночных прохвостов, но ЭТО! Каким же надо идиотом быть, чтобы СОЛЬ назвать "бесприбыльным сопутствующим товаром"?!
  
  
   Соль против капитализма
  
   Дело в том, что как раз именно соль является тем самым товаром, на примере которого невероятно отчётливо видно всё уродство, вся бесчеловечность и вся антинаучность так называемых "рыночных законов экономики", мысль о нерушимости которых столько лет вдалбливалась русским людям прозападной капиталистической пропагандой. К сожалению, некоторым эта пропаганда так глубоко въелась в мозги, что у них даже соль стала "сопутствующим товаром" который, вроде как, в нагрузку идёт к другим продуктам из-за своей дешевизны и доступности. Ох, если бы только знали эти тёмные средневековые тупицы, насколько их горячечный бред далёк от реальности! Их вывернутая наизнанку, тупая идеология трактует, что человеческое общество всегда и везде стремится к максимализации прибыли. Но дело-то как раз в том, что нормальное, здоровое, разумное человеческое общество всегда шло абсолютно обратным путём! То есть всегда стремилось создать такие экономические отношения, в которых роль прибыли и обогащения были бы минимальными. Ведь что такое, на самом деле, прибыль? Если вкратце, то она вот что такое: создали вы какой-то товар, привезли продать, торгуете. Кто-то покупает у вас, кто-то нет, вы цену снижаете, потому что надо продать побыстрей (а то дома ждёт огород, стадо, кузница -- нужное подчеркнуть). Но вот некто приходит, и скупает у вас всё по дешёвке. Потом идёт куда-то, в соседний город например, и там продаёт намного дороже, потому что покупателей там больше. А в итоге получается, что он над созданием товара вообще не работал, а по итогам его продажи, вы получили пять золотых, а он -- десять. Вот эти пять золотых, наваренных за счёт наценки -- это и есть прибыль. То есть, это некая часть стоимости товара, которую некто предприимчивый сумел умыкнуть себе, в свой частный карман, переиграв в конкурентной борьбе всех остальных участников игры под названием "свободный товарообмен". И суть прибыли всегда носит этакий полукриминальный характер. Или, как сказал бы Остап Бендер: прибыль -- это результат честного отъёма денег у населения. Способов этого отъёма невероятно много: это может быть и перекуп товара ловким барыгой, как в вышеописанном случае, может быть и присвоение прибавочной стоимости предпринимателем, отъём при помощи различных пошлин, налогов, откатов и т. д. Способ значения не имеет, но отъём -- это всегда отъём.
   Однако человечество не имело бы ни малейшего шанса называться разумным, если бы издревле не ощущало подспудно всю неправду и дикость вот этих вот, так называемых "рыночных законов". Более того: у подавляющего большинства народов всегда существовало понимание того, что есть целый ряд различных видов товарообмена, построение которых на основе прибыли не просто вредно -- оно преступно.
   Сейчас этот древний ритуал почти забыт, его можно увидеть лишь изредка, да и то скорее в виде символа, имеющего целью подчеркнуть связь современности с древними традициями. Я говорю про обычай встречать гостей хлебом-солью. Сейчас вряд ли кто-то понимает его истинную суть -- его глубинный смысл. Я думаю, что некоторые молодые люди даже и не знают о нём, и могли бы удивиться: зачем это встречать гостей каким-то невкусным чёрным хлебом да ещё и солью? Не лучше ли нажарить шашлыков, налить водки, а на хлеб икры намазать, а не солью посыпать? Да только нет, друзья, не лучше. Потому что суть этого обычая совсем не в том, чтобы жрать да пить. Он -- символ, причём очень важный и необходимый всякому разумному, живому человеку. Означает же он то, что при встрече дорогого гостя мы преподносим ему в дар то, что ценнее всего в нашем доме. И ещё важно, что это именно дар -- потому что у нас не торгуют тем, что свято -- его можно получить только через акт доброй воли, но не купить, не отнять и не выменять.
   А в чём же эта святость хлеба-соли, что в них такого особенного? Ну, с хлебом, я думаю, понять всё несложно: хлеб всегда был у нас, на Руси главным продуктом питания и пословица "Хлеб всему голова" вовсе не просто так появилась, но вполне отражала суть того значения, которое хлеб имел в жизни людей. Кроме того, есть ещё и чисто сакральный аспект: хлеб это продукт, для получения которого не требуется убивать каких-либо живых существ. Сейчас, в эпоху потребления, кто-то может и посмеяться над этим, но для наших предков этот аспект тоже имел не последнее значение. Так что хлеб действительно ценен для русской культуры -- и как важнейшая пища, и как сакральный символ блага, добра и честного труда.
   Ну, а что же соль? - Та самая соль, которую некий безвестный болтун, обуреваемый манией прибыли, обогащения и разнузданных "рыночных свобод", по невероятной глупости своей, окрестил "сопутствующим товаром"? А вот она-то в древние времена была не только дороже хлеба, но порою ценилась, в прямом смысле, на вес золота. И был даже в истории Русского государства один период, когда все капиталы, задействованные в соляных промыслах, были равны капиталу всей остальной экономики страны, со всеми её отраслями, вместе взятыми. Соль на Руси добывали издревле. Наверное, многим известны названия Солигалич, Усолье, Сольвычегодск -- всё это города, где были месторождения соляных вод и работали соляные варницы. Однако, хотя таких мест и было довольно много, но содержание соли в водах чаще было невысоким, а процесс добычи рассола из специальных скважин и последующей выварки соли был долгим и трудоёмким. Известно такое прозвище: "пермяк солёны уши". Оно относилось к работникам соляных варниц, которые ссыпали соль со специальных противней и затем таскали её в место просушки и хранения готовой соли. При этом соль часто попадала на шею, на уши из-за чего кожа воспалялась и шелушилась.
  
   []
  
   Работа была непростой, но охотников было много, ведь белое золото (именно так нередко называли соль в те времена) давало хороший доход. В средневековье соль нередко использовалась вместо денег. Солью платили жалованье солдатам. Государства иногда вводили монополию на соль, или облагали её налогами и акцизами. Так например в 1648 году в Москве произошёл соляной бунт, вызванный повышением ряда налогов, которое привело к резкому подорожанию соли.
   Хлеб, хоть и не был никогда так же дорог, как соль, однако и его цена была существенно выше тех цен, к которым мы привыкли сегодня. Например, в конце 19 в. цена пшеничного хлеба в Москве достигала 23 копеек за фунт, а свинина лучшего качества стоила 30 копеек за фунт. То есть, если перевести это на современные деньги, то у нас сейчас белый хлеб стоил бы около четырёхсот рублей за кг.
   Так как же так получилось, что и сравнительно дорогой хлеб, и буквально "золотая" соль вдруг настолько сильно упали в цене в наше время, по сравнению со средневековьем? Вы ведь только подумайте, насколько сильно можно было бы поднять ВВП, если бы нынешние цены на соль и хлеб были бы такими же, как всего 150-200 лет назад! Представляете, вот открываете вы магазин, и продаёте соль по три тысячи рублей за кило, хлеб -- по пятьсот рублей. Как сказал однажды герой В. Высоцкого из одного знаменитого кинофильма: "Это же Клондайк! Эльдорадо!". С такой торговлей можно было бы за несколько месяцев буквально озолотиться. Так почему же этой возможности у нас нет? И куда только "невидимая рука рынка смотрит"?! Но, на самом деле, ответ на эти вопросы вполне очевиден, хотя, думаю, для разного рода рыночных отморозков он будет подобен грому среди ясного неба.
   Конечно, одной из причин снижения цен стало развитие технологий и снижение себестоимости продукции. В России существенное снижение цены на соль произошло с началом разработок месторождений каменной соли в Новоросси. Миллионы лет назад эта часть материка была дном древнего моря. Но менялся рельеф, менялось положение материков. Море в конце концов испарилось, оставив на суше огромные залежи соли, которые в итоге стали залогом низких цен, а также независимости России от соляного импорта. Да, было и такое время, когда до 70 процентов всей соли Россия ввозила из-за рубежа.
   Но не только усовершенствованием технологий объясняется снижение цен на хлеб и соль. Не будь на то соответствующих политических решений, а также и проявления воли всего общества, мы могли бы и до сих пор тратить на соль и хлеб львиную долю своего заработка. Однако, моральный и нравственный уровень человечества, к огромному счастью, не застыл на рубеже средневековья. Осознание себя людьми, как разумной силы, способной самостоятельно устанавливать законы и правила своего бытия, а не отдавать свою судьбу на откуп мифических богов, чертей или невидимых рыночных рук, сыграло решающую роль в осуществлении всех тех изменений, благодаря которым соль и хлеб стали обычными продуктами, доступными каждому человеку. Именно сопротивление капиталистическому мракобесию и понимание того, что человечество, если оно хочет расти и прогрессировать, обязательно должно поставить закон разума и справедливости выше закона прибыли и наживы, смогло в итоге сделать наш мир немного светлее, чище и безопаснее. Понимание великого социального закона, который гласит, что жизненно необходимые каждому человеку продукты не могут служить источником чьего-либо обогащения, смогло вывести людей на качественно новый этап развития. И этап этот является жёстко антирыночным, антикапиталистическим, отрицающим всякое поклонение богатству, прибыли. На этом пути не должно остаться места ни для какой деятельности, ставящей целью увеличение благосостояния одних, за счёт сталкивания других на грань голода и нищеты.
   И конечно, социалистические и коммунистические идеи сыграли в этом движении по пути системного совершенствования общества огромную роль. По сути, коммунизм впервые в истории сформулировал возможность существования общества, очищенного от внутренней вражды, конкуренции и произвола какой-либо властвующей группы по отношению к другим группам и слоям общества. Но, к сожалению, прогресс человечества нелинеен. Взлёты чередуются падениями, а эпохи развития искусств и наук -- мрачными периодами тёмных веков. Вот как раз в один из таких тёмных периодов мы и живём сейчас. Ведь если хорошенько подумать, то опыт использования антирыночных элементов экономики, на примере успеха с солью и хлебом, можно было бы постепенно распространить и на множество других товаров, услуг, экономических процессов. Однако общество сделало вместо этого большой скачок назад, и теперь буквально балансирует на краю бездны.Уже вовсю свирепствуют безумные идеи господства пресловутой экономики над всеми сферами общества. Идеи человеконенавистничества, идеи обеспечения сытой и безбедной жизни для небольшой части мира, путём превращения жизни всех остальных в некое подобие рабства. Идеи уничтожения "лишнего" населения ради обеспечения процветания небольшой горстки крупнейших глобальных олигархов.
   Да, это тяжкое -- мёртвое время. Чёрное царство ненависти и безумия. Однако... есть всё же надежда, что не вечно будет царить в мире хаос массового рыночного психоза. Быть может, придёт момент, когда человечество пробудится от этого кошмарного сна -- разобьёт оковы сатанинского культа наживы и вновь шагнёт на путь справедливости и разума.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"