Алчные магваи стремятся наложить на рекликвию свои зелёные лапы.
Но доблестные ситхи всегда найдут способ умерить прыть ушастых порождений межзвёздного излучения!
Крофтс Н. Второй ковчег
http://samlib.ru/k/krofts_n/kovcheg.shtml
Хитрый автор решил представить вниманию неискушённого земного читателя сиквел древнего библейского блокбастера (сокращённо ББББ) о Всемирном потопе. И Светлая сторона вновь продемонстрировала всем желающим свою исключительную предвзятость в оценке конкурсных работ. Ведь сколько было ею сказано о том, что вновь подавать сюжет, уже бывший на конкурсе Куба по два, три и более раз - есть пакость и пренебрежение общественными нормами морали. А тут мы наблюдаем сюжет не просто старый, но фактически сворованный, да ещё и у древних семитских племён, промышлявших овцеводством и отправлением культа устаревшего земного божества по имени Яхве.
Впрочем, автор (надо отдать ему должное) приложил немало усилий, чтобы вдохнуть побольше живого разнообразия в один из самых избитых сюжетов земной мифологии. И избрал для этого удачные технические решения, позволившие очень динамично и живописно передать картину потопа. А вот решения сюжетные нельзя было бы назвать столь же успешными. Хотя бы потому, что потоп оказался всего лишь фоном для описания несчастной любви двух полумифических земных пресмыкающихся, по данным палеонтологии, вымерших задолго до появления Ноя на планете Земля. Так что этот исторический просчёт целиком и полностью останется на совести автора.
Кроме всего прочего, автор выяснил, что у Ноя был таинственный брат-близнец, построивший второй (левый) ковчег и хитростью заманивший туда немало глупых животных. Видимо, именно этим объясняется душевное состояние Ноя, в бешенстве рвущего швартовы голыми руками. Однако древний патриарх был в отличной физической форме, даже и не снившейся Сталлоне и Шварценеггеру!
По мнению тёмных, самым серьёзным недостатком текста является непонятно как заплывший в него пароход, который при взгляде из современной реальности кажется анахронизмом, а из допотопного времени - гипертрофированным ретрофутуризмом. Причём рифма пароход - народ как-то слишком уж отчётливо и даже несколько грубо подчёркивает казуистичность момента, которая отнюдь не скрашивается впоследствии даже до слёз трогательным образом дракона, свернувшегося на палубе, как несчастный мамонтёнок (то есть котёнок).
Но, несмотря на всё это, текст попал в шорты заслуженно, поскольку представляет собой очень сильный (для землян) образец литературного творчества.
Здесь жажда оригинальности явно возобладала над здравым смыслом. Текст перегружен психоделикой, к месту и не к месту употребляемой автором, как в технике, так и в раскрытии сюжета. Андерсен в гробу уже весь кулак себе обгрыз, так он у него чешется от желания дать затрещину сочинителю сего знаменательного произведения.
Форма сомнительна, возможно, лучше было сделать нормальный верлибр, а то местами вышло ни рыба ни мясо, ни зелёный глаз дядюшки Тараса. Быть может, автор того и добивался, но всё же, если не весь текст, то по крайней мере некоторые отдельные моменты в нём следует признать неудачными. Например образ солдата, с его чересчур ярко выраженной инфернальностью, при прочтении вырождается чуть ли не до комизма, зазывая куда-то так сладко, что невозможно не согласиться на что-то. Интересно, на что? Что бы это такое могло быть? Нет, тут явно скрывается какой-то мерзкий подтекст! Даже если сам автор этого и не знал.
А фраза "пляши до упада, пытаясь изгнать из себя этот город", по видимому, отсылает нас к известной песенке про Робина Бобина, объевшегося горожанами какого-то захолустного английского местечка. Утверждение же о том, что "красный цвет не умеет лечить" это, очевидно, тонкий стёб над несовершенной земной медициной с её эмблемой красного креста, и одновременно рекомендация: лечить подагру надо старым проверенным способом (при помощи топора).
Но вообще-то стих достаточно интересный. Достойный земных шортов, поскольку наивно было бы ожидать от представителей полупримитивных туземных племён чего-то большего.
Первая С. Бой за Нулу-Кадар
http://samlib.ru/p/perwaja_s_j//boj_za_nulu.shtml
Текст динамичный и эмоционально насыщенный, но особо ничем не примечательный. Похоже, ещё и созданный по мотивам какой-то земной компьютерной игры. Написано неплохим образным языком, но далеко не все образы удачны. Особо впечатляют третья и четвёртая строфы, из которых выясняется, что ЛГ принадлежит к клану вампиров. Ну что ж, всё лучше, чем принадлежать к ордену магваев. Но, к несчастью, он ещё и вампир-салага, никогда раньше не пробовавший крови, и вот наконец-то дорвавшийся до соблазнительной вражьей вены. Впрочем, первый бой дался ему тяжело, так что даже ноги задрожали от страха и в голове помутилось от запаха свежих трупов. Но "наш вампирчик, зубы стиснув, одолел отвратный приступ" и сумел продолжить бой, закончившийся вполне тривиально - взятием Кадара.
Одним словом, для земного шорта, наверное нормально, но в цивилизованный космос лучше это не пущать.
Скульд И. Башня
http://samlib.ru/s/skulxd_i_s/bashnja.shtml
Сразу видно, что труд монументальный: автор не поскупился на многочисленные эпитеты и смысловые оттенки, то освещающие, то оттеняющие таинственный силуэт его ЛГ. Но ситхи текст вполне удачным назвать не могут, поскольку сюжеты в нём явно переплелись с просветами, а шиповник с гранатами. Да ещё и так крепко, что порою невозможно различить, что есть что. Строчки про "неизбежный замах времени" и "приметы, известные всякому никому" сильно озадачивают, и даже несколько огорчают. Текст содержит много излишеств, размазывающих сюжет по космическому пространству, тогда как действительно качественное произведение напротив, должно бы собирать, и искусно очерчивать его грани.
"Будет ясным небо, будет тверда рука" - и при чём тут небо? Может, это рука божья, потому и протягивается с неба, и по той же причине тверда? "Будет снег на поле белее чистой страницы" - а он и так всегда был белее. Коэффициент отражения у снега, гораздо выше, чем у бумаги, это всему цивилизованному космосу давно известно, но у землян всегда двойки по физике и загрязнённая атмосфера, потому и пишут они об очевидном, как о невероятном. Ну и вообще, повествование периодически сваливается в поток замысловатых фраз, которые невозможно связать в единый, логически сбалансированный текст. И впечатление от этого становится особенно мрачноватым из-за довольно большого объёма стихотворения.
Трудлер А. Всадник
http://samlib.ru/t/trudler_a/vsadnik.shtml
Текст составлен весьма добротно, и притом из хорошо обработанных образов. Также в нём чувствуется здоровый дух сюрреализма. Собственно, у любящих конные прогулки на свежем воздухе богатырей по-другому и не бывает. Впрочем, богатырь этот наверно из племени гуннов, или какого-то иного древнего племени землян, любивших привязывать к сёдлам пряди и скальпы, и прочие самобытные украшения. Шорты всаднику также идут, и скулящий вой зверей, съевших в тревожной мгле, пассажиров какого-то древнего дилижанса этому помешать не может.
Гаврильченко А. Блуждая
http://samlib.ru/k/kiewljanka_i/mertv.shtml
Ну, здесь снова наблюдается поток фраз. Что ж, это весьма модно; земные авторы полагают, что образы оправдывают отсутствие сюжета, подобно тому, как цель оправдывает средства. Может и так, но земная (да и не только земная) история уже много раз доказывала обратное. Нельзя однако сказать, что в этом стихотворении совсем уж отсутствует всякая живая идея. К счастью, она есть, но по мнению ситхов, в чрезмерно размытом виде. Также не может не огорчать грубый произвол автора, учинённый им над семантикой некоторых понятий (ни в чём, кстати, неповинных). Так фраза "вероятный к нулю - выполним", очевидно, описывает похмелье гениального математика, у которого из-за тяжёлого утра, полностью смешался смысл формул или теорем, рассматривающих вопросы вероятности значений переменных, пределов, стремящихся к нулю и выполнимости логических условий в булевой алгебре.
Мудрая Т. Гея Селене
http://samlib.ru/m/mudrowa_t_a/geiaselene.shtml
И ещё один пример потокового программирования. Но к счастью, на сей раз он не размыт и не размазан, а сфокусирован, что не может не радовать. И содержательность образов (особенно в контрасте с неуклюже-туманной рефлексией, наблюдаемой в ряде других "потоковых" работ) также вселяет надежду, что не всё ещё потеряно для этих, казалось бы, совершенно безнадёжных землян. Ну, и не только содержательность имеется в образах этого текста, но также и красота, выразительность и лирическая сила - быть может, не в выдающемся масштабе, но в очень даже достойном ракурсе. Так что шорт здесь уместен.
Текст неплохой, но ничем особо не примечательный. На взгляд ситхов, маловато в нём некромантства, как, впрочем, и лиричности. Во всяком случае, меньше, чем ожидалось при взгляде на название этого стиха.
Runa A. О сердце ветра
http://samlib.ru/r/runa_a/oserdtsevetra.shtml
Образно и живо написано, и образы прочувствованы автором очень хорошо. Единственная проблема: стиль повествования, как и собственно построение текста малость тяжеловаты, кое-где даже грубоваты, пожалуй. Например, "ударив в землю однажды" это, видимо, интерпретация сказочного "ударился добрый молодец о сыру землю, и обернулся воробушком". Но "ударив в землю" звучит гораздо резче, нежели оригинальная сказочная версия. Да ещё и не сразу понятно - кого или чего там в землю ударили. Вот из-за этого, да ещё из-за не совсем чётко выверенной размерности, текст воспринимается значительно сложнее, чем хотелось бы ситхам.
Эстерис Э.
http://samlib.ru/n/nasturcija/svetdannii.shtml
Текст хотя и с неплохими рифмами, но с фразами, говорящими о довольно-таки банальных вещах, и говорящими не самым убедительным образом. Также и тема чувства, в том виде, как оно описано здесь, похоже тоже уже давно перекочевала из разряда экзотичных, в когорту банальных.
Лобанов В. Цветок "Манит-обманет"
http://samlib.ru/l/lobanow_w_w/cvetok.shtml
Стих достаточно самобытный и неплохо выполненный, хотя и не содержащий в себе особенно глубокого содержания, и не отличающийся большой сложностью формы. К тому же создаётся впечатление, будто текст парит где-то между юмором и хорром, причём сложно однозначно решить, следует ли отнести это обстоятельство к его достоинствам, либо к недостаткам. Хотя отдельные фразы будто сами просятся на пародию, так и хочется написать что-нибудь вроде:
Там на стрёме у двери стоят упыри,
А котлы смоляные на углях кипят,
И старушки-ягушки готовят внутри
Из заблудших Ванюшек обед для котят.
Одним словом, стих совсем неплох, хотя при желании можно найти и недостатки; вроде того, что осот, как правило, в чаще леса не растёт, а предпочитает пустоши. Но это не так уж существенно, потому что незнание повадок флоры и фауны собственной планеты - обычное дело для землян.
Стихотворение отличное, хотя и не отличающееся наличием смелых экспериментов или неудержимой тягой к написанию процедурного кода под видом стихов. И детское оно, видимо, но взрослым здесь тоже можно кое-чему поучиться. Особо радует, что характеры всех персонажей выписаны автором точно и правдиво; ни разу не приврал он, и ничего не упустил при описании Луны, мышей и кошек. И то, что на каждую мышку найдётся своя кошка (как и на каждого Йоду свой Дарт Крайбер) это тоже абсолютная правда.
Амид А. В. Заводские
http://samlib.ru/a/amid_a_w/am4.shtml
Своеобразный и интересный текст с достаточно удачными образными и техническими решениями. Достаточно ироничный, причём эта ирония неплохо сочетается с серьёзным мотивом, который также присутствует здесь. По поводу финальных строк подумалось: а вдруг "изделия" были качественные, а ошибка была в самом компьютере? Вот где драматизм-то настоящий! Нельзя доверять этим лживым машинам. У них только одно на уме: как бы человеку посильнее напакостить. И так было всегда, со времён сотворения Космоса.
Замысел очень хорош. И сказочно-мистическая атмосфера неплоха. Но один только замысел, сколь бы ни был он совершенен, не может компенсировать несовершенство формы, образов, да и всей методики раскрытия темы в целом. Образы недостаточно точно обработаны. Отдельные фразы не всегда удачно согласуются друг с другом, как и с контекстом повествования вообще. Пожалуй, автор действительно "взялся за то, чего человеку не взять". Хотя, можно сказать, что суть проблемы всего лишь в не совсем удачной подгонке образов друг к другу и отсутствии у автора гибкости в работе со словом. Попросту, это всего лишь недостаток мастерства, который устраняет время и работа над техникой.
Капустин В. Зависть
http://samlib.ru/w/wad_kapustin/z.shtml
Скажу сразу, что текст довольно-таки посредственный. Даже несмотря на хорошую фэнтезийную атмосферу и на удачные варианты некоторых образных решений, описывающих облик и характер дракона, а также главного героя - его истового фаната и яростного почитателя. Само повествование (увы и ах) оставляет желать много лучшего. Уже одно то обстоятельство, что ЛГ мечтает найти Дракона только лишь ради того, чтобы прыгнув к нему в пасть, изжариться заживо в драконовском огне вызывает сомнения в его душевном здравии. Я сначала подумал, тут какая-то хитрая метафора или изощрённый символ, но похоже, что герой желает сгореть в драконовом огне совершенно буквально. Впрочем, на рудниках не всем удаётся сохранить ясность ума, так что можно списать эту странную авторскую идею на расшатанные нервы ЛГ, сильно пострадавшие от подземного мрака и удушливого запаха метана, выделяемого пластами ядовитой вулканической породы. И тогда становится ясно, почему он решил прибегнуть к столь трудноосуществимому способу самоубийства.
Однако, даже и это не объясняет, почему тема самосожжения ЛГ повторяется по тексту несколько раз, с какой-то пугающей цикличностью проглядывая то в одной, то в другой строфе в самых невообразимых ракурсах. Но мотив постоянно один и тот же: "Ты Дракон, а я червь! Ты великий, а я раб! Ты могучий, а я ничтожный - сожги меня, скорей сожги!". По мнению тёмных, всё это производит впечатление самое удручающее, а фразы вроде "Мой долг тебя спасти, чтоб ты меня убил" - вообще смотрятся какими-то зловещими гротесками. Финальные строфы выглядят несколько лучше, но это не исправляет ситуации в целом.
Быть может, я чего-то в авторской идее не уловил, но всё же склоняюсь к мысли, что эльф и гном были в чём-то правы.
Убо-Сатло Шаман
http://samlib.ru/u/ubosatlo/shaman.shtml
Неплохая мистическая быль... которая свелась в итоге к детской страшилке сомнительного качества. Две первые строфы весьма хороши, однако после "сонма духов" (а "сонм духов" это довольно банально, кстати, и совсем уж не по-шамански); так вот, после "духов", всё как-то расклеилось. А эпизод, где шаман в ответ на требование демона, всего лишь нацедить ему малость свежей крови, не моргнув глазом, отрубает себе руку.... ну, я понимаю, конечно, на СИ ребята весёлые: кто к дракону в пасть прыгает от радости встречи со своим кумиром, кто руку себе отрубает (от радости встречи с демоном ;)))).
В общем, я тоже с вами от души посмеялся.
А хотя, настоящему шаману руку себе отрубить, проще чем мне высморкаться. Потому что у шамана ТРИ РУКИ! :)))
Кстати, очень советую поучиться вот у них Пикник как надо правильно писать про шаманов, быть может хоть после этого я буду комментировать не дешёвые байки, а настоящие, леденящие кровь мифы и парящие над звёздами былины.
Простая идея, выраженная простыми средствами. Но выраженная очень полно и достоверно (чего, кстати, и не хватило авторам двух предыдущих работ). Красиво и лаконично, однако зачем так небрежно? Очепятки имеются. "Сугробы инея"? - Боюсь, что такого ни на одной планете нет. "А просыпаемся - то же всё рядом". "То же" - это что? Строчка очевидно мусорная.
Филиппов А. Н. Миф о Тиресии
http://samlib.ru/f/filippow_a_n/nbhtcbq.shtml
Об этом тексте можно много-чего рассказать, но... в общем, я очень долго смеялся после его прочтения. Не знаю, воспримет ли автор мои слова, как нечто обидное, но это, увы, правда. "Юнец в траве, среди ветвей" - это видимо продолжение сценария фильма "Артур и минипуты". Ну, а дальше пара крупных (!!!) (прямо язык проглотишь от такой вкуснятины) дождевых червей, которые вполне сойдут за змей. И копьё - всё ниже, ниже (ну, тут уже эротика пошла, или пОшла - кому что больше нравится)... А потом он кричит: "Я всех сильней! - Уничтожил пару змей!". Одна из них оказалась конечно беременна - потрясающий трагизм (или цинизм юного Артура). А быть может, это Книга бытия наоборот: Адам соблазнил змия.
Как бы там ни было, я ничего здесь не могу сказать, кроме того, что вышло, ну очень весело.
Канина Е. С. Побеждённые
http://samlib.ru/k/kanina_e_s/pobezhdennye.shtml
Очень хорошо выполненное стихотворение. Достаточно образное, написанное хорошим языком, легко читающееся и оставляющее по прочтении достаточно богатые впечатления. И главное, что впечатления эти не противоречивы, и не несут в себе никаких неприятных послевкусий, так часто наблюдаемых... не будем говорить, у кого.
Правда, недостатки найти, конечно, можно (при желании). Вот например, "тонкая пыль" на книге - можно подумать, что на какой-нибудь другой (более толстой) книге и пыль тоже бывает "толстая". Неприятный, однако, момент, особенно на фоне высокого общего уровня текста. Хотя идея, в нём описываемая, не нова. Типа "Вновь примирит всё тьма, даже алмазы и пепел", и победителей с побеждёнными, разумеется, тоже. Ситхам подобная постановка вопроса весьма нравится. И хотя стих шедевром, конечно, не назовёшь, всё же, судя по тому, сколь далеко это стихотворение отстоит от лидеров, Светлые силы, рассматривая его, явно поскупились в оценках. Но другого от них ожидать и не приходится.
Узланер В. Б. Солярис. Книга бытия
http://samlib.ru/u/uzlaner_w_b/solaris-1.shtml
Каким образом этот текст получил одинаковое количество единиц с предыдущим текстом - тёмным совершенно непонятно. Поскольку расстояние между этими двумя работами, как между Марсом и Солярисом, если не больше.
"Он всепланетный пустоцвет" - колоссально! Просто какие-то провидческие строки даже. И "дальний пыльцемёт", и пресловутый "белый лист", и "слово" - всё это складывается в картину, скорее ужасную, нежели привлекательную. Самым же печальным фактом является то, что роман "Солярис" автор видимо вовсе не читал, а впечатления для своих стихов почерпнул из фильма Тарковского. И очень напрасно, поскольку в оригинале, Океан не ждал никаких странных зверей и далёких пыльцемётов (равно как и рыльцемётов). Океан был сам по себе и ничьих звездолётов точно не приглашал к себе. А то что "пыльцемёты" сунулись туда, куда их не звали - так они и получили за это соответствующую случаю "награду". Впрочем, стоит ли об этом говорить? Земляне всё равно никогда не учатся на своих ошибках, да и на чужих, кстати, тоже.