|
|
||
На этих выходных я смотрел передачу Андрея Мамыкина "Без цензуры", вышедшую в эфир 9-о августа. Темой передачи был вопрос: что делать с современными сталинистами, которые оправдывают депортации? Гостем передачи был житель Даугавпилса Руслан Ефимов, которому сейчас грозит уголовный срок до 5 лет "за оправдание сталинского геноцида". Дело, как оказалось, в том, что некоторое время назад Руслан написал довольно резкую статью "Депортация - как проявление излишнего гуманизма Cоветской власти", опубликованную на портале gorod.lv. После этого партия "TB/LNNK" попросила Полицию Безопасности оценить высказывания Руслана - и теперь ему грозит тюремный срок.
Честно говоря, меня удивила манипулятивная постановка вопросов в передаче: "кто оправдывает преступления сталинизма", "кто оправдывает геноцид". На них невозможно отвечать - это ведь что-то вроде вопроса "перестал ли ты пить одеколон по утрам". Как бы ты ни ответил - "да" или "нет" - ты всё равно соглашаешься с тем, что одеколон по утрам пил. Является ли депортация 15,000 человек (цифра, о которой шла речь в передаче) геноцидом? Что такое сталинизм? Это оправдание сталинских репрессий, или это определённый комплекс экономических и политических мер, или вообще нечто другое? На месте Руслана я бы перед дискуссией поинтересовался о значениях, которые ведущий придаёт этим терминам. И вот главный вопрос: какие международные судебные инстанции признали, что депортации сталинского периода были геноцидом?
Вообще, сегодняшнее ожесточённое копание в трагедиях прошлого крайне прискорбно, потому, что это копание чрезвычайно однобокое, корыстное, и невероятно циничное. Были ли нужны депортации тогда - это вопрос. Но ясно другое: они совершенно необходимы сегодняшним правящим элитам и в Латвии, и в России. Нужны для оправдания уничтожения СССР и разворовывания народного достояния. Кроме того, тема сталинских репрессий стала негативной идеологией для построения нового общества практически во всех республиках бывшего СССР. Она была введена совершенно осознанно, а не в результате каких-то якобы внезапных и ужасных открытий. К примеру, американский советолог Герман Кан говорил прямо: "Возможность отколоть Прибалтику от СССР существует, и ее основа - ощущение прибалтами того факта, что русские - их враги, исторические и извечные. Другие мотивы прибалтийского сепаратизма менее эффективны, и упор на них в работе с прибалтийскими республиками СССР был бы ошибкой".
Идеология - это почти полноценная религия, со своим рядом святых, демонов и ритуальных молитв. Она не терпит аналитического подхода, она требует смирения и слепого поклонения. Либо ты признаёшь "факт оккупации", либо ты - опасный еретик, и должен быть наказан с максимальной жестокостью.
Жители Латвии постоянно живут в атмосфере 40-х годов: каждый день газеты и ТВ погружают их в промозглые вагоны и везут в Сибирь. Для того, чтобы куда-нибудь деться от пакта Риббентропа-Молотова, расстрелов и "боли оккупации", надо либо проявить изрядную ловкость, либо не читать новости и не смотреть телевизор вовсе. Что же тут удивляться популярности националистической риторики? Она адресована людям, живущим в этом искусственно созданном, виртуальном мире - и имеет успех. В отличие от попыток до этих людей достучаться.
Но мне интересно другое. Если мы внезапно стали добрыми гуманистами, то почему мы не спешим осудить все преступления против человечества в 20-м веке? Например, геноцид во Вьетнаме, Корее, ядерную бомбёжку Хиросимы и Нагасаки. Это для начала. Что-то я не заметил, чтобы те господа, которые так плачут о советских "преступлениях против человечества", проявили такое желание.
Они ежедневно говорят о сталинских лагерях, но молчат об американских лагерях, где умерло около миллиона военнопленных немцев (уже после капитуляции). Они радуются падению Берлинской стены, но в упор не замечают в свободной Германии почти 300 американских военных баз. Они летают по всему миру и оплакивают жертв "тоталитарного режима", но я ни разу не заметил, чтобы они пожалели вьетнамцев, которых демократические американцы уничтожали напалмом, как скот. Я не слышал, чтобы они жаловались в ООН и Совет Европы с требованием признать преступным американский режим, который сбрасывал на людей ядерные бомбы. Зато я помню, какое рвение проявили господа из TB/LNNK, когда какой-то латышский студент, которого выкупили из плена в Ираке, заявил, что для установления мира в Багдаде надо уничтожить Вашингтон. Боже, какую поразительную сервильность проявили эти несгибаемые враги тоталитаризма! Они немедленно обратились в посольство США в Риге с предложением выслать студента в США, чтобы его там посадили в тюрьму. Вот так борцы за независимость и свободу - моё почтение.
Имеют ли эти люди моральное право осуждать сталинские репрессии, если они закрывают глаза на те военные преступления, которые совершались и совершаются просто ради торжества "свободного рынка"? Я думаю, что нет.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"