Зильберт Макс Михайлович : другие произведения.

Комментарии: Лев Гумилев: Великий учёный или Великий фантазер
 (Оценка:7.00*3,)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Зильберт Макс Михайлович (mzilbert@yandex.ru)
  • Размещен: 22/09/2008, изменен: 17/02/2009. 55k. Статистика.
  • Статья: История
  • ОБСУЖДЕНИЯ: История (последние)
    11:43 Малышев А. "Окончательное решение Тухачевского " (989/10)
    11:06 Хорошавин С.A. "Опричник I I I" (410/1)
    10:54 Бурланков Н.Д. "Русско-русский словарь" (764/1)
    07:49 Никитин Д.Н. "На южных подступах к столице" (1)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    11:55 "Технические вопросы "Самиздата"" (180/43)
    11:55 "Форум: все за 12 часов" (226/101)
    10:42 "Форум: Трибуна люду" (850/21)
    19:02 "Диалоги о Творчестве" (207/1)
    15/11 "Форум: Литературные объявления" (664)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    11:55 Коркханн "Угроза эволюции" (749/38)
    11:55 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (180/43)
    11:51 Мананникова И. "Пушистый маленький зверёк" (2/1)
    11:49 Князев Ю. "Сонет реке Оттер" (5/1)
    11:49 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (585/3)
    11:49 Уралов А. "Мясо "из пробирки"" (614/6)
    11:48 Баковец М. "Культиватор Сан" (2/1)
    11:45 Шершень-Можин В. "На крыльях дракона (11 глава)" (6/2)
    11:43 Безбашенный "Запорожье - 1" (975/18)
    11:43 Малышев А. "Окончательное решение Тухачевского " (989/10)
    11:41 Егорыч "Ник Максима" (9/8)
    11:34 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (32/8)
    11:33 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (591/20)
    11:31 Эндо К. "Тайная канцелярия" (8/1)
    11:25 Ремельгаc С. "Дорога на Иолат" (38/2)
    11:22 Артюхина И.В. "Обратная связь" (2/1)
    11:18 Чваков Д. "Шлак, версия" (4/3)
    11:11 Логинов Н.Г. "Горькая правда жизни..." (4/2)
    11:10 Рыжкова С. "Гостиная - добро пожаловать" (822/1)
    11:10 Энвэ М. "Некуда бежать, негде спрятаться " (207/2)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    1. Александр (masodik@mail.ru) 2008/09/29 21:27 [ответить]
      Уважаемый г-н М. Зильберт! Первое прочтение Вашей статьи по мере чтения вызывало недоумение. Второе - несогласие и желание вступить в полемику. Но статья Ваша вполне фундаментальное изделие и требует аналогичного ответа. К сожалению, не могу забросить уже начатые дела, но возражения на хотя бы некоторые Ваши доводы постараюсь сформулировать в обозримом будущем. С уважением.
    2. Лихтенштейн Александр Александрович (lihtenshtein13@mail.ru) 2009/08/09 09:44 [ответить]
      * Угаснет Солнце,- Земля рассыплется в Космическую пыль, - и от Человечества во Вселенной не останется ни каких следов и воспоминаний; А может у нас существует шанс завоевать физическое бессмертие и стать цивилизацией ' Кочевников Космоса '? Бесконечность раз, бесконечность времени кочевать от Звезды к Звезде, от планеты к планете ... Что может быть выше этого! Что есть Абсолютный предел наших стремлений, мечтаний, желаний и возможностей? В Самиздате, в разделе Религия, есть автор Лихтенштейн А.А., читайте: Абсолютистская идея, - вершина знаний Человечества! И у вас появится понимание для чего мы здесь на Земле; Страдать на своих жизненных путях, перед Богом, и не смотря ни на что, любить Бога, всех людей, молиться и ждать фатально неизбежного ' Конца Света '; ... Или развлекая Бога, через реальное освоение всех планет ( при помощи технических средств), двигаться к Богу; Что бы влиться в Божественные сферы, и получить от него свою высшую награду, или наказание... Наша главная цель во Вселенной либо: 1) достичь Бога, либо 2) стать Богочеловечеством самостоятельно! ...
      * Какую самую наивысшую цель может поставить перед собой, от 2009.г. ...Человечество? Построить Абсолютно идеальное общество,- Коммунизм ? Или построить предельно идеализированную Капиталистическую цивилизацию? Или достигнув своего физического бессмертия, стать по мыслям Циолковского, цивилизацией ' Кочевников Космоса '; г. Тайк от 1999 г.- 2009 .г. + 00... предлагает Человечеству осваивать все планеты которые имеются в Солнечной системе и во Всей Вселенной. Обнаружить Бога если Он существует, при помощи технических средств ( достичь и влиться в Божественные сферы ); А если Бога не существует, то стать Богом ( бессмертным богочеловечеством, Богом управителем Вселенной) самостоятельно.
      И каждого ожидает по результатам жизни на Земле, и на других планетах, своя высшая награда, или высшее наказание. Если заинтересовало, то приглашаю посетить, в Самиздате, в разделе Религия, автор Лихтенштейн А.А. Статья: Абсолютистская идея, - вершина знаний Человечества!
    3. Хасан Хаяров 2011/02/27 07:26 [ответить]
      Насчет термодинамики
      
      Применение законов термодинамики к этносу возможно, если применять законы неравновесной термодинамики (см Пригожин)
      
      Неравновесной термодинамики применяется не замкнутым живым системам, с таким же успехом может применяться к таким сложным системам как этнос...
    4. Бурланков Николай Дмитриевич (irinick@mail.ru) 2011/05/10 17:05 [ответить]
      Гумилев подметил объективно существующую закономерность - цикличность истории.
      Гумилев ввел "объект истории" - этнос.
      Однако причины возникновения этноса, появления пассионарности и ее связи с историческими событиями у него осталось освещено довольно слабо.
    5. *Трипольский Владимир Иванович (vtripolskij@narod.ru) 2013/07/25 08:55 [ответить]
      
      
      Макс Михайлович!
      Попробую вслед за Вашими размышлениями дать своё видение ПТЭ Льва Николаевича Гумилёва. Итак, введение, абзац второй 'Ценность научной теории определяется её способностью предложить непротиворечивое объяснение наблюдаемым явлениям, установленным научным фактам.' и т.д.
      
      Понять эти явления этногенетических выплесков можно только тогда, когда будет представлена целостная картина этногенеза популяции людей. На мой взгляд, она представляется следующей:
      - во-первых, этногенез последняя стадия антропогенеза, но не окончательная;
      - во-вторых, необходимо чётко понимать, что популяция человека разумного развивается в двух вариантах одновременно: этногенетический процесс и процесс исторический;
      - в-третьих, этногенез явление природного свойства, со своей биохимией и биофизикой человека и этноса; поэтому его не следует путать с историческим процессом;
      - в-четвёртых, этносфера людей чётко структурирована: этнос, суперэтнос, раса, человечество;
      - в-пятых, развитие происходит по спирали, где каждый виток это 1500 лет или жизненный цикл одной отдельно взятой этнической системы; в этих временных границах этнос стремится к суперэтническому состоянию;
      - в-шестых, процесс суперэтнизации, который возможно проследить в историческом времени последние 4 тысячи лет, привёл к сложению десяти крупнейших этнических систем современности: афро-азиатской, индийской, китайской, индокитайской, русско-евразийской, европейской, африканской, южно-американской, североамериканской, австрало-островной, которые можно назвать суперэтносами;
      - в-седьмых, для лучшего понимания процесса этногенеза необходимо ввести понятие возраста этноса - детство и юность, возмужание, зрелость, старение; подобная периодизация характеризуется особой плотностью внутренних этногенетических связей в этнической системе;
      - в-восьмых, и т.д.
      
      
      И отвечая на вопрос 'ПОЧЕМУ?' Успешность этноса закладывается при моменте регенерации или рождения. Она заключается в исходных этнических компонентах, энергетическом напряжении этногенетических процессов, а также степенью суперэтнической зрелости. И арабы, и монголы, и англичане, и русские были: во-первых, этногенетическим следствием предыдущих веков; во-вторых, причиной возникновения сегодняшних суперэтносов. Арабы заложили основы афро-азиатской системы. Англичане североамериканской и австрало-островной. Русские - русско-евразийской. Монголы, заканчивая успешный период развития алтайской суперэтнической системы (хунну, тюрки, монголы) заложили фундамент будущей Великой Евразии своей монголосферой.
      
      Тогда почему эти великие империи прошлого - держава Ахеменидов, Римская, Тан, Арабский халифат, Испанская, Британская, Османская, Речь Посполитая, Российская, - уходят безвозвратно? Потому что они (как и все другие) были созданы на пике пассионарности, зрелости персов, италиков, ханьцев, арабов, испанцев, англичан, турок, поляков, русских. В периоде старения тех этнических генераций империи разрушались. Поэтому и происходит 'смена ролей', на смену стареющим этносам приходят новые, высоко пассионарные. Развитие этногенеза продолжается по спирали. Но и не следует путать этногенез италиков с 'эпохой Суллы, Цезаря, Октавиана'. А буржуазные революции в Европе с общеевропейским этногенезом. Взаимосвязь между ними есть, поскольку исторические события отражают внутреннее энергетическое напряжение этногенетических процессов.
      
      'ЧТО ТАКОЕ ЭТНОС?'
      
      Разбирая формулировку ЛНГ могу только согласиться с ним. Этнос в первую очередь феномен этносферы людей, а так как она есть неотъемлемая часть биосферы, то какие могут быть возражения против этого положения?!
      Положение второе 'системная целостность'. Неужели нужно убеждать, что этнос - это система, цельный этногенетический организм? И уже после мозаика общественных слоёв и прослоек, взаимоотношений?
      Без биохимической энергии живого вещества (БЭЖВ) ни одно живое существо, и человек, и этнос как совокупность людей, просто не в состоянии существовать.
      Что касается второго закона термодинамики, не вижу никакого подвоха. Закон для простоты пояснения обосновывался на изолированных системах. Точно также энергия в виде тепла передаётся в живых системах. И конечной целью любой этнической системы есть стремление к хаосу, к накоплению энтропии, к определённой мере беспорядка. Которую доказывают исторические моменты бифуркации и акматической фазы невозврата.
      
      Мне не очень нравится в определении этноса Бромлеем слово 'совокупность'. И всё же, этнос - это в первую очередь общность людей по кровнородственному признаку. Не будь этого в основе, невозможно говорить о каких-то 'общности культуры' и 'исторической судьбе'. В этом определении этноса снова идёт подмена этногенетического историософским. Общность самосознания основывается на изначально кровнородственном, а этнос существует как единая цельная генерация от регенерации до следующей регенерации. В сухом остатке всегда этногенетическая матрица, служащая для воспроизводства системы. Содержащая набор генов характерных только для неё. Например, возьмём китайцев. Их этногенетическая матрица, сложившаяся около 7 тыс. назад в долине Хуанхэ, несёт в себе гены и антропологические признаки почти без изменений. И это несмотря на то, что в сложении современного китайского суперэтноса принимали участие племена и народы южной аустронезийской общности, северной алтайской, западной тибетской. Важную роль в становлении китайцев как системы сыграли европеоиды - протодравиды Иранского нагорья, арии из Средней Азии.
      
      Точно также русский этногенетический и антропологический тип базируется на матрице Среднерусских равнин, Волго-Окского междуречья. В основе которой кроманьонцы Северной Евразии, индоевропейцы и уральские народы. Мы, русские, не пришли неизвестно откуда, но являемся продолжением древней этногенетической матрицы. Общность происхождения вовсе не иллюзорна, просто мы мало знаем. Общность происхождения заложена в человеке на подсознательном уровне. Но при этом нужно понимать, что иноземец, к примеру знаменитый Ганнибал, так бы и остался чужим, не женись он на русской красавице. Никакие подвиги во имя России, ни хорошее знание русского языка и культуры не могли сделать его русским. Но он через кровнородственные связи включается в общерусский этногенез и его потомки становятся полноправно русскими. Как и у всех других, у русских в течение более 1100 лет формировался свой особый культурный тип. В этом очень важную роль сыграло Православие.
      
      'ПАССИОНАРНОСТЬ В ЭТНОГЕНЕЗЕ'
      
      Набор признаков для этноса ЛНГ отражает природное состояние этноса, но никак не 'политические изменения'. При этом следует возразить, что европейские народы возникли не одномоментно в 8 в. Все ни являются следствием местных этногенезов. Французы продолжили кельтский, итальянцы - итало-римский. Англичане наследовали пиктам, бриттам, кельтам. Германцы продолжают древнюю генеалогию протогерманцев Ястрофской культуры. И т.д. Нужно понимать, что все они начинались в разное время. Поэтому ни о каком едином возникновении речи не может быть. К этому следует добавить, нет 'феодальных', 'капиталистических', 'мусульманских' и пр. этносов.
      
      Не следует воспринимать пассионарность как нечто благородное и героическое. В применении к этногенезу это всего лишь показатель энергетического напряжения этногенетических процессов. На историческом плане она проявляется великими завоеваниями, расширением территорий до максимально возможного, созданием империй. А также в революциях, мятежах, гражданских войнах, великих открытиях. К пассионарности не может применяться моральная оценка. Европейцы несли свет христианства другим народам, но при этом были уничтожены десятки миллионов негров и индейцев, индийцев и китайцев. И общеевропейский виток этногенеза (как и сложение европейского суперэтноса) начинается не 4 июля 1789 г., а в конце 5 века. Когда после битвы на Каталаунских полях Галлии и окончания итало-римского этногенеза германцы входят в этногенезы почти всех европейских этносов и становятся ведущим этносом в европейской суперэтнической системе.
      
      С началом общеевропейского витка этногенеза связано разделение церкви на западную и восточную, католическую и православную. Нет никакого различия в этногенезе европейских, азиатских, африканских и прочих народов. У всякого этногенеза есть начало и есть окончание. Для меня пока неясно развитие японского этногенеза, но персидский достаточно явно проявился. Если мы вернёмся к началам персидской истории, то увидим, что в 7-4 вв. до н.э. персы создают великую империю. А вот крушение державы Ахеменидов во второй половине 3 в. до н.э. можно с уверенностью связать со снижением пассионарности персов в периоде старения и всплеском пассионарности греков. Очередной виток персидского этногенеза начинается во 2 веке. На пике пассионарности они вновь пытаются создать новую империю в 9-12 вв. Однако, повторить древние достижения не удаётся. Идёт борьба между различными династиями. С переменным успехом, пока Хорезмшахи в начале 13 в. не сделали попытку установить контроль над Иранским нагорьем. Но было поздно, порыв пассионарный закончился. К этому времени на восточных границах появились монголы с требованием покорности. Период старения этноса персов был чудовищно жестоким. После монгольского завоевания персидские пределы опустели. В течение двух веков по свидетельствам путешественников древний Иран представлял полупустыню. Новый виток этногенеза персов начинается в 17 в. и связан с объединительными действиями Аббаса Великого.
      
      'Большевистская диктатура' есть не 'этногенез в миниатюре'. Это стало следствием развития общерусского этногенеза, перенапряжением этногенетических процессов, взрывом пассионарности. Тем, что ЛНГ назвал 'акматической фазой'. Именно этим объясняется катасрофичность событий в России. Происходит ужесточение этногенетической и социальной структуры до кристаллической жёсткости. В результате перенапряжения структура устаёт, деградирует, саморазрушается. Здесь можно в частностях рассматривать действия отдельных социальных слоёв и их влияние на общий ход событий. Но русская этносистема исчерпала пассионарный ресурс высокого напряжения, русский этнос переходит в период старения, ослабления пассионарности, дезинтеграции. Произошло не 'снижение пассионарности этносов, участвовавших в революционных событиях', а закономерное ослабление пассионарности русских. При этом этносы окраин, задействованные в общем русско-евразийском этногенезе, находятся в разной степени пассионарности, зависящей от их возраста. К примеру, татары и казахи вступают в период зрелости, имперских амбиций. В Сибири на основе древней этногенетической матрицы Саяно-Алтайского нагорья идёт сложение субэтноса сибиряков с активным участием пришедших сюда русскоязычных европеоидов.
      
       'ФИЗИКА Л.Н. ГУМИЛЁВА'
      
      О втором законе термодинамики уже писал в начале. А вот пассионарность - качество любого человека от рождения. С одной поправкой: оно присуще всем людям с одной лишь разницей - один может быть способен абсорбировать или усваивать из внешней среды много энергии и выдавать её в виде работы (Македонский, Наполеон, Гитлер, Ленин, Троцкий и т.д. НО: Иисус Христос, Мухаммед, Будда). То есть, способность абсорбировать никак не связана с массой тела человека или этноса. Здесь должны быть другие причины. Например, особый тип превращения и сохранения вещества и энергии. Речь вовсе не об избытке БЭЖВ в виде жира в организме. А в способности усваивать и превращать в работу. Поскольку БЭЖВ может быть в виде пищи и воды, воздуха и космических лучей (в том числе солнечных), а также в форме той невидимой глазу и не определённой ещё наукой энергии, которой может владеть человек (например, настоящий экстрасенс).
      
      Таким образом, рассуждения Льва Николаевича подводят нас к новым поискам и открытиям. О которых он только мог предполагать, но не всегда мог верно интерпретировать. Биофизика и биохимия этногенетических процессов никак не противоречит естественным законам.
      
      'ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПАССИОНАРНОСТЬ?'
      
      ПАССИОНАРНОСТЬ ЕСТЬ СТЕПЕНЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЧЕЛОВЕКЕ И ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.
      
      ПАССИОНАРНЫЙ ТОЛЧОК - ЭТО ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БЭЖВ В ВИДЕ МОЩНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИМПУЛЬСА ИЗВНЕ. ПТ НЕ ЕСТЬ САМА МУТАЦИЯ, НО ПРОВОЦИРУЮЩИЙ ЕЁ ФАКТОР.
      
      ЛНГ прав, указывая на разность инстинкта самосохранения и пассионарного импульса мощного действия. При обычной пассионарности противоречий в этих показателях нет, потому что она способствует развитию человека и вида. Но при перенапряжении в момент бифуркации или акматической фазы наступает некая степень идейного бреда. Неуправляемости на уровне подсознания. Когда сознательное отбрасывает в сторону законы жизни ради идеи (всемирной революции, завоевания пространств и пр.) Для высокого уровня пассионарности характерна смена зелёного цвета жизни на красный агрессии.
      
      Пассионарность - это не стремление к превосходству, а бессознательный полёт мотылька на огонь, в котором он сгорает. Это эффект саранчи, когда вид меняет окрас с зелёного на красный, встаёт на крыло и осваивает новые территории. А после пожирает себе подобных в жестоких войнах, голодовках, репрессиях. Потому что он не может иначе, попадая в состояние кошмарного пассионарного бреда. Высокая пассионарность это форма безумия при преобладании низменных животных инстинктов и высшая форма жертвенности богочеловеческого.
      
      Дублирую в самиздате и письмом.
      
      С уважением, В.Т.
      

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"