Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Комментарии: Попытка психоаналитического и православного толкования гоголевской повести "Вий"
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Скосарь Вячеслав Юрьевич (skosarslava@gmail.com)
  • Размещен: 14/03/2006, изменен: 12/02/2007. 36k. Статистика.
  • Статья: Религия
  • Аннотация:
    В работе предпринята попытка психоаналитического и православного толкования повести Н.В.Гоголя "Вий". В общих чертах проиллюстрировано соотношение психоаналитического и православного подходов, как двух взаимно дополняющих друг друга. Работа представлена в качестве доклада на конференцию "Психоанализ и общество", которая состоялась в г. Днепропетровске 15-16 апреля 2006 г.
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Религия (последние)
    23:36 Никитин В. "Беседа о свободе" (1)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    07:09 "Форум: Трибуна люду" (848/19)
    07:06 "Форум: все за 12 часов" (318/101)
    06:57 "Технические вопросы "Самиздата"" (170/33)
    19:02 "Диалоги о Творчестве" (207/1)
    15/11 "Форум: Литературные объявления" (664)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    07:22 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (29/5)
    07:14 Уралов А. "Долгий дозор (весь текст)" (538/1)
    07:06 Джиллиан "Птенцы Бедвира" (236/11)
    06:57 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (170/33)
    06:46 Баранов М.В. "Муха" (38/1)
    06:41 Баламут П. "Ша39 Стратегия и тактика противодействия " (564/3)
    06:39 Патер Р. "Таинственные голоса" (5/2)
    06:37 Егорыч "Ник Максима" (5/4)
    06:36 Седрик "Список фанфиков с моими комментариями" (356/1)
    06:35 Бурель Л.Л. "В королевы я б пошла" (1)
    06:17 Шибаев Ю.В. "Квадробер" (1)
    06:13 Хохол И.И. "Там, где я был рождён" (18/1)
    05:50 Шумил П. "Раз дракон, два дракон. Часть " (529/2)
    05:45 Стоптанные К. "Пропастью до дна раскололся " (49/1)
    05:44 Каминяр Д.Г. "Альтернативы Эволюции-12: " (13/1)
    05:25 Логинов Н.Г. "Горькая правда жизни..." (3/1)
    04:50 Калинин А.А. "Сонет 823 Юмористы" (4/1)
    04:27 Безбашенный "Запорожье - 1" (969/12)
    04:18 Толстой В.И. "Артиллерия в мире Аи-Амт" (591/5)
    04:12 Симонов С. "Электронная периферия, связь, " (183/1)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    8. *Скосарь Вячеслав Юрьевич (slavutich2000@yandex.ru) 2012/10/16 20:48 [ответить]
      > > 7.Ефремов Андрей Николаевич
      
      >Однако теперь по этой статье уловил следующее:
      >........если в душе человека нет места Богу, тогда ее одолевает нечисть.......
      >По моему общепринятым следует считать такую мысль:
      >Если в душе человека нет места Богу, тогда и нечисти такая душа не нужна. А вот как только человек начинает проявлять интерес к Богу, делает движения в сторону Духа, вот тогда бесы начинают препятствовать, работать над этой душой, уводить в сторону.
      
      Спасибо, Андрей! То, что Вы сказали - на мой взгляд, верно. Я неудачно, наверное, выразился. Я хотел сказать, что если душу не охраняет Бог, тогда нечисть ОДОЛЕВАЕТ и ГУБИТ душу.
      
      Вернемся к Вашей мысли. Если человек начинает проявлять интерес к Богу, то нечисть, конечно же, начинает препятствовать. Но НЕ ОДОЛЕВАТЬ! Одолевает человек, с Божией помощью, конечно.
      
      А если человеку все по-фиг, т.е. нет места Богу, то нечисть обычно спокойно созерцает, как душа постепенно гибнет.
      
      С уважением, Сл.
      
      
      
    7. Ефремов Андрей Николаевич (a.brem@mail.ru) 2012/10/16 16:25 [ответить]
      Приветствую, Вячеслав!
      Спасибо за письма!
      
      Однако теперь по этой статье уловил следующее:
      ........если в душе человека нет места Богу, тогда ее одолевает нечисть.......
      По моему общепринятым следует считать такую мысль:
      Если в душе человека нет места Богу, тогда и нечисти такая душа не нужна. А вот как только человек начинает проявлять интерес к Богу, делает движения в сторону Духа, вот тогда бесы начинают препятствовать, работать над этой душой, уводить в сторону.
      С уважением, Андрей.
    6. Чижик Валерий Александрович (tchijik@juno.com) 2012/07/04 05:29 [ответить]
      Молодец. Интересно. Хоть и не со всем согласен. 10 баллов.
    5. Ефремов Андрей Николаевич (a.brem@mail.ru) 2012/07/04 05:14 [ответить]
      > > 4.Скосарь Вячеслав Юрьевич
      >> > 3.Ефремов Андрей Николаевич
      >Разве я прозорливый старец, видящий бесов и знающий много о них? :)
      
      Нет, конечно. Просто, судя по обилию выанной информации, много знающий :) Все ответы увидел, спасибо!
      
      333
    4. Скосарь Вячеслав Юрьевич (slavutich2000@yandex.ru) 2012/07/03 10:05 [ответить]
      > > 3.Ефремов Андрей Николаевич
      
      >Одержимость проявляется по разному. Меня заинтересовал вопрос - что есть такое бесноватость, одержимость бесами. Могли бы Вы чётко и внятно обрисовать это понятие по тому же примеру с Иисусом: мы видим бесноватого, которого люди, оберегая себя, и, даже возможно и жизнь самого одержимого, изолировали и приковали его в пещере. Но бесноватый (одержимый) имея огромную физическую силу порвал путы и вышел из пещеры.
      
      Андрей, Андрей!!!
      Разве я прозорливый старец, видящий бесов и знающий много о них? :)
      Потому скажу кратко. Одержимость - тонкое явление. Бес может очень тесно связать душу человека, "войти" в него. Как? Мы не знаем. В обычных ситуациях такой одержимый человек ничем не отличается от здорового. Но в ситуациях, имеющих духовное значение, одержимость проявляется. Такой человек может быть крайне гневным, крайне похотливым - до одержимости, если есть некий внешний фактор. А возле св.мощей и чудотворных икон этого человека колотит, он бьется в судорогах. Внешне похоже бывает на эпилепсию. Но при этом у одержимого меняется голос до неузнаваемости, он становится необычным сквернословом, от него идет странное зловоние. Это - не признаки эпилепсии, а одержимости. Если психически больной не отличает св.воду от обычной, то одержимого, как правило, коробит от св.воды. Я слышал об одном тесте: ставят 10 стаканов воды, среди них - 9 со святой водой. Все стаканы одинаковы. Так вот, если одержимого попросить выбрать себе стакан и попить воды, то он обязательно выберет единственный стакан с обычной водой среди многих прочих (где вода святая).
      Не всегда одержимость так явно проявляется. Бывает, она сильнее замаскирована. Внешние симптомы у нее более тонко выражены. Например, такой человек страдает частыми депрессиями, думает о суициде, мнит себя сверх-святым, "целителем", экстрасенсом и пр. Но при этом уклоняется от молитвы, хотя позиционирует себя верующим. Уклоняется от исповеди и причастия. Гоняется за полуязыческими молитвами, которых много опубликовано в разных "народных целебниках".
      Любит смотреть ТВ-передачи об НЛО, полтергейсте, экстрасенсорике, астрологии. Притом часто не может внятно передать смысл увиденного. Говорит, что является контактером с "Высшим разумом" и пр. Тут степень одержимости тоньше, не так явна. Бес, по-видимому, иногда отпускает такого человека, владеет им лишь частично.
      А лучше - пройдитесь по православным сайтам, где серьезно изложена эта тема. Я ведь - не духоносный старец, и не профессор богословия... :)
      У меня же пример действия беса, вплоть до одержимости, описан в статье про Саи Бабу.
      "Саи Баба умер. Кто он: Бог, святой или..."
      http://samlib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/saibabaumer-1.shtml
      
      
    3. Ефремов Андрей Николаевич (a.brem@mail.ru) 2012/07/02 14:51 [ответить]
      Приветствую, Вячеслав!
      
      Итак - если человек отчужден от Бога, то он становится добычей нечистой силы... Главная христианская мораль повести и доминирующий архетип состоит в том, что если в душе человека нет места Богу, тогда ее одолевает нечисть. Согласен. В случае с Хомой - он оказался слабоверным, иначе бы поступил смело - как Иисус с бесноватым (легион). Ведьмочка - одержима бесами - однозначно. Если бы Гоголь рассуждал так, и далее, то не было бы и великого произведения.
      Да, здесь вероятнее всего описаны фантазии, или даже эротическое сновидение молодого автора, где отвратительная старуха превращается в сексапильную красавицу.
      Но речь не об этом. Одержимость проявляется по разному. Меня заинтересовал вопрос - что есть такое бесноватость, одержимость бесами. Могли бы Вы чётко и внятно обрисовать это понятие по тому же примеру с Иисусом: мы видим бесноватого, которого люди, оберегая себя, и, даже возможно и жизнь самого одержимого, изолировали и приковали его в пещере. Но бесноватый (одержимый) имея огромную физическую силу порвал путы и вышел из пещеры.
      
      С уважением, Андрей.
      333
    2. Скосарь Вячеслав Юрьевич (slavutich2000@yandex.ru) 2006/04/04 11:47 [ответить]
      > > 1.Кудасов Влад Александрович
      >> Спасибо за столь глубокое объяснение толкований Гоголя.
      Спасибо и Вам за интерес.
      
      
    1. *Кудасов Влад Александрович (vlad_vir@zmail.ru) 2006/03/25 12:15 [ответить]
      У меня это еще со школы: привык читать большинство задаваемой литературы в виде рецензий. Как и это. Больше нравилось читать приключения и фантастику. Да и сказки тоже. Может потому что в те годы не понимал такой глубины иносказания. А по рецензиям можно было и глубже капнуть, особо не напрягая мозги.
       Спасибо за столь глубокое объяснение толкований Гоголя.

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"