1. *Молитвослов2012/05/25 13:28 Граф Владимир Иванович Капнист, сын бывшего Московского губернатора, имеющий поместье - деревню Козельщину в Полтавской губернии, на масляной неделе 1880 года получил уведомление, что дочь его Мария, воспитанница Полтавского института, больна. По приезде в Полтаву, он нашел, что дочь его получила вывих в ступне ноги. Врачи нашли болезнь неважною; но в первый день Воскресения Христова у нее искривилась и другая нога; по совету Харьковского знаменитого хирурга Груббе, который сделал для больной перевязки и башмаки с пружинами, граф отправился на Кавказ для излечения дочери минеральными водами. Здесь доктор Иванов нашел болезнь весьма серьезною, именно, признал у нее страдание спинного мозга во всю его длину, а также и природные вывихи костей не только в ногах, но и в плечах и в левом бедре; он указал на лучших врачей в Москве и Петербурге и за границею, к которым и советовал обратиться за помощью. Больная возвратилась с Кавказа еще более расслабленною. Лучшие врачи в Москве, многократно осмотрев ее, но взаимном совещании, объявили родителям, что медицина пред болезнию дочери их чувствует свое бессилие, однако советовали лечить больную за границею у Гютера, указывая при этом и на профессора Шарко в Париже. Но вот весьма богатый человек Иван Артемьевич Лямин вознамерился вызвать знаменитого Шарко в Москву к больной дочери своей. Дочь графа, которой надоели осмотры докторов и их лекарства, по настоятельной просьбе, отправлена с матерью в Козельщину, а граф остался в Москве сторожить приезд профессора Шарко.
В имении 21 февраля 1881 г. собрались у графини гости, и в это время получена телеграмма от отца больной, вызывающая ее с матерью в Москву, так как Шарко был уже на пути в этот город. Мать немедленно стала собираться в дорогу и предложила дочери почистить ризу на их родовом образе Божией Матери и покрепче помолиться ей. Дочь взяла образ и стала молиться Царице небесной; вдруг она почувствовала восстановление сил и возвращение здоровья и стала срывать с ног стальные восьмифунтовые бинты и упорки, сделанные ей врачами. На крик больной и радостные вопли матери сбежались все, бывшие в доме, и глазам их представилась необычайная картина. Расслабленная до того времени пятнадцатилетняя девочка предстала пред ними совершенно здоровою, крепкою на ногах, расхаживающею по комнате с целью уверить всех и каждого, что ее болезнь не существует, что она имеет руки и ноги, что она стала таким же здоровым человеком, как и все, с недоумением на нее смотревшие. Мать и дочь с иконою Божией Матери отправились в Москву. Лечившие прежде больную врачи признали теперь ее здоровою и недоумевали о ее выздоровлении. Сам Шарко, эта знаменитость по части лечения нервных болезней, называя болезнь дочери графа гистерией, отказался в то же время объяснить ее вывихи в руках и ногах, а также и мгновенное ее выздоровление. При этом он сказал, что подобной болезни и подобного выздоровления он не встречал в своей практике и не поверил бы всему этому, если бы не были такие свидетели, как отец, мать, сама больная и доктора, лечившие ее.
В Лоскутную гостиницу, в которой остановилось семейство графа, начала съезжаться Московская знать. "Религиозная Москва", - пишет сам граф, "заслышав о чуде от св. иконы, двинулась к нам в Лоскутную на поклонение образу. Тьма тьмущая публики засыпала нас грудами карточек, выражая горячее желание поклониться святыне и хоть на минуту привезти икону к их больным домашним. Разнеслась молва об исцелениях в Москве; два-три случая поразительные я сам знаю".
Семейство графа ночью выехало из Москвы с иконою и возвратилось в свое имение в последних числах марта. Как только св. икона возвратилась в Козельщину, является в дом графа слепая девица, живущая по соседству, и объясняет графине, что ей во сне было приказано идти в их дом и помолиться Чудотворной иконе Богоматери. Графиня вынесла икону, пред которой она долго и усердно молилась. Чрез несколько дней та же девица опять пришла и заявила, что после молитвы своей пред Чудотворною иконою она стала видить обеими глазами.
Толпы богомольцев начали спешить в имение графа. С разрешения Полтавского архиепископа Иоанна построена была графом часовня в саду и в ней 23-ого апреля поставлена св. икона, потом создана церковь, которая и освящена 8 сентября 1882 года. Чудеса от св. иконы, о которых заявляли исцеленные, записывались в особую книгу; они подтверждаемы были достоверными свидетелями. Два раза приезжала из Полтавы следственная коммиссия из гражданских и духовных лиц, дабы исследовать верность исцелений. Когда во второй раз приехали следователи, то в их присутствии исцелен больной мальчик. Комиссией обследованы 21 чудотворение, бывшие в 1881 и 1882 годах, которые и описаны в книжке, Козелыцинский образ Божией Матери; книжка издана в 1884 году. Кроме сих описаны там и другие после бывшие или заявленные исцеления 1. Так явилась новая Чудотворная икона Божией Матери в наши дни, новая и по изображению. Богоматерь изображена в поясном виде седящею у стола с Богомладенцом на коленах, на столе стоит чашка и лежит лжица. Это знаменует, что Богоматерь, по акафисту, есть чаша, черплющая радость. Такой иконы еще не было между чудотворными.
Указом Святейшего Синода 1 марта 1885 года утверждена к открытию при новоустроенной церкви Козельщинская Богородице-Рождественская женская община с больницею, училищем и приютом для калек; она открыта 4 июня того же года