Попова Анна Ростиславовна : другие произведения.

Комментарии: Внимание: самые банальные рифмы! (Шпаргалка для поэта)
 (Оценка:4.86*27,)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Попова Анна Ростиславовна (studioAA2001@yandex.ru)
  • Размещен: 27/10/2009, изменен: 27/10/2009. 8k. Статистика.
  • Миниатюра:
  • Аннотация:
    Дорогие авторы, как известно, лучше учиться на чужих ошибках... Проводя занятия в местном литературном клубе, встрече эдак на третьей обратила внимание, что начинаю объяснять людям одно и то же... Грабли в виде банальных рифм валяются повсеместно, открываешь почти любой орловский поэтический сборник - и вот вам, пожалуйста! Пару часов помучилась, но выбрала перечень рифм, использование которых сразу на порядок снижает уровень стихотворения. Более того, уважающие себя авторы считают употребление таковых просто "неспортивным". Результатом двухчасового мучения как раз и явилась сия Шпаргалка для поэтов, содержащая список самых банальных рифм, а также несколько советов - как "не подставляться" с типичными ляпсусами... Размножила ее в клубе, людям пригождается, вот, решила на СИ выложить. Буду признательна за дополнение данного списка - уверена, что продолжение последует...

  • Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (3): 1 2 3
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    01:05 "Форум: Трибуна люду" (884/37)
    01:04 "Форум: все за 12 часов" (376/101)
    00:36 "Технические вопросы "Самиздата"" (197/33)
    21:45 "Диалоги о Творчестве" (224/17)
    16:01 "Форум: Литературные объявления" (665/1)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    05:10 Буревой А. "Чего бы почитать?" (868/8)
    04:51 Седрик "Список фанфиков с моими комментариями" (361/6)
    04:38 Гончарова Г.Д. "Устинья, дочь боярская - 1. " (158/9)
    04:34 Давыдов С.А. "То, что я читаю и смотрю" (923/1)
    04:32 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (58/34)
    03:30 Редактор "Форум: все за 12 часов" (338/101)
    03:10 Бояндин К.Ю. "Генеративные сервисы для звуковых " (34/2)
    03:07 Джиллиан "Птенцы Бедвира" (243/10)
    02:46 Родин Д.М. "Князь Барбашин 3" (802/5)
    02:43 Васильева Т.Н. "Информация о владельце раздела" (25)
    02:05 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (616/29)
    02:04 Коркханн "Угроза эволюции" (784/41)
    02:00 Безбашенный "Запорожье - 1" (987/19)
    01:49 Стоптанные К. "Форум журнала "Горизонт"" (25/2)
    01:24 Лера "Облетели последние листья" (21/3)
    01:21 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (194/10)
    01:17 Баламут П. "Ша39 Стратегия и тактика противодействия " (572/10)
    01:06 Nazgul "Магам земли не нужны" (813/8)
    01:02 Оленникова О. "Размышления о жизни на Земле" (60)
    00:59 Поэтико "Краткие отзывы по конкурсу " (9/1)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    19:03 Jackallionravenv "Омен Iv: Возбуждение"
    17:47 Бородин С.А. "Родославия"
    15:14 Петри Н.З. "Колесо превращений. Книга "
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    54. *Владимир (vic_di@mail.ru) 2024/10/12 23:22 [ответить]
      > 53. Инна К.
      > Здравствуйте, Анна Ростиславовна.
      >
      > Интересная статья !
      
      Увы, Инна. К сожалению, Аня уже давно не заходит на СИ. И для сайта, во всяком случае, его поэтического сектора, её уход - большая потеря. Но стихи она нам оставила, за что ей огромное спасибо!
    53. Инна К. 2024/10/12 21:56 [ответить]
      Здравствуйте, Анна Ростиславовна.
      
      Интересная статья !
      
      К этой теме
      
      http://samlib.ru/editors/i/inna_k/poetry.shtml
      
      С уважением и добрыми пожеланиями
      Инна
    52. *Попова Анна Ростиславовна (studioAA2001@yandex.ru) 2019/08/26 18:00 [ответить]
      Добрый день и спасибо за то, что внимательно прочли и оставили подробнейшие отзывы.
      Постараюсь ответить по порядку.
      
      Андрей Анатольевич, Katusha, А. Юдин (простите, не знаю полных имён-отчеств).
      Много проблем поднято, интереснейших, дискуссионных, требующих погружения в 'историю вопроса', да и, наконец, просто увлекательных, над которыми со школьных лет голову ломаю...
      Но по порядку.
      
      А давайте начнём с приведенной ниже музыкальной аналогии. Да, музыка состоит из семи нот. Но - из них может родиться и симфония, и... одним пальцем набитый на рояле собачий вальс - без интонирования, без глубины звука, порождённой верно 'поставленными' руками, и т.д. Помню, сколько меня, 5-летнюю, учили только класть руки на пианино.
      Просто класть руки. Даже не играть. Положила - сняла, положила - сняла, пока положение рук не стало получаться само собой, верно и естественно.
      А уж потом - даже на скромненький конкурс в пределах родной музыкалки. Не раньше.
      А если посадить за рояль человека, который оный рояль впервые видит, - какое бы вдохновение ни накатило на музыканта, какую бы музыку он ни услышал внутри себя... что родится у него под пальцами? База таки нужна, учиться таки нужно, не полагаясь на 'вдохновение', которое будто бы всё спишет...
      
      
      Прежде всего, уточню: не уверена, что абсолютно все читатели сей шпаргалки - авторы - таки мечтают о конкурсах и победах. Я, к слову, давно уже вышла из конкурсной жизни и ни о чем таком не мечтаю)
      Моя шпаргалка - да и не только, подобных руководств много, эта - лишь резюме, сокращенный вариант - родилась отнюдь не на пустом месте. Даже прошерстив мельком ряд местных сборников - увидела, что 'система работает': авторы стабильно используют одно и то же. (А потом работа в жюри поэтических конкурсов разного уровня только сие подтвердила...)
      Проще говоря: если автор 100 раз встречал некое явление - например, ту же частотную рифму - зачем становиться 101-м? Вот где, увы, шаблон! Вот где рамки, перечни и списки, составившие эту (и не только) шпаргалку. Парадоксально, но факт.
      Рамки и шаблоны настолько явственно видны, что их легко было уложить в шпаргалку - то есть выявить и типологизировать.
      Короче говоря: стихи на уровне данной шпаргалки - и есть следование шаблонам. Нужно подниматься над, выходить за эти рамки.
      Наоборот: сильные и яркие тексты с их художественными приёмами ни в какие шпаргалки не уложишь. Да, в общем, и не захочется типологизировать Красоту.
      
      ... Почему-то иногда приходится слышать, что мастерство и форма каким-то странным отменяет содержание - 'душу', 'вдохновение', 'искренность'. Ни в коей мере: что мешает тексту быть искренним, рвущим сердце, 'душераздирающим' - и при этом не содержать ученических ошибок? Не содержать в себе энное по счёту повторение чужих находок?
      Любую, даже самую прекрасную идею можно испортить и даже исказить (сделать смешной, нелепой, перекрасить в иной цвет) неумелым исполнением... За идею, за ту самую 'душу' - обидно. Когда ощущаешь намерение автора - и видишь, как это намерение искажено. Конфликт формы и содержания.
      
      
      Общались с друзьями-авторами по поводу... а ведь нешаблонные, красивые рифмы приходят сами, без всяких мук и потуг творчества. И никто не сидел и не размышлял, 'а ставить ли любовь в конце строки...') Приходят сами неожиданные рифмы, вот те самые, которые 'на грани фола', как было подмечено Андреем Анатольевичем.
      Обычный читательский опыт показывает: и у классиков, и у современников море текстов, где содержание и техника идут рука об руку: уровень - он во всём уровень. Талант - он во всём талант.
      И да - какими бы 'искренними чувствами' ни руководствовался поэт, вряд ли кто-то способен расчувствоваться и возрыдать над 'С днём рожденья поздравляю, Счастья, радости желаю...' и т.п.)) 'Художественная ценность' - сотни дословных совпадений в Яндексе. Для сравнения: строки мастеров уникальны и, к слову, ищутся сразу.
      
      
      Я всего лишь констатирую очевидный факт: по крайней мере, именно эти приёмы, эти комбинации слов в качестве рифм были использованы многократно. И потому вызывают явственное, весьма неприятное ощущение дежавю - 'было, было, сколько ж можно, ну зачем опять-то...'. А хочется - чтобы именно 'рвало душу', задевало и царапало, открывало нечто важное и новое, а не услужливо приводило на ум подобное же, много раз читанное-перечитанное...
      И потому я за пресловутую гармонию формы и содержания: не принимаю формы без содержания ('высокотехничную красиво срифмованную заумь':)), но и понимаю, что содержание без формы отдельно не живёт.
      
    51. *Егорыч (otst@yandex.ru) 2018/12/25 22:55 [ответить]
      Аня, "ботинки - полуботинки" забыли! :) Это хрестоматийная истина.
    50. Katusha (mirokatin@mail.ru) 2018/12/22 04:18 [ответить]
      > > 21.Юдин А.
      >Добрый вечер.
      >Спасибо.
      >Очень интересная подборка, интересные рекомендации...
      >У меня есть стихотворение, там - "крест - окрест". Наверное, банально. Мне попадались стихотворения с этой парой.
      >Я расстраивался... Такая же история с парой "время - бремя".
      >Но... Вся музыка состоит из семи нот. Знаете, бывает банальная рифма присутствует по делу.
      >Я восходы наблюдаю много лет, казалось бы - банальное явление, как и слово "любовь".
      >Иногда, люди со специальным образованием (в поэзии) кажутся мне догматиками... Сердцем надо читать. Если проскочила за смыслом, за образом маленькая фонетическая погрешность, значит - не было её.
      >Если проскочил элемент архаики за мурашками на коже - не было его, и т.д.
      >Дилетант сидён нахальством незнания, расслабленностью и непринуждённостью. Главный инструмент поэта - душа.
      >Вы заметили, из филологов писатели не получаются. Слишком много рамок сдерживает их.
      >И, комментируя поэзию, мне кажется, они так или иначе - заложники своих знаний, так и надо им вспомнить о своих познаниях, даже если вещь гармонична...
      >Извините, увлёкся.
      >С ув.
      
      И с Вами соглашусь. Душа, вот, что движет поэтами. Сейчас читаю и думаю, слава Богу, не закончила подобное учреждение, думала бы сейчас точно так же... Хотя нет, на вряд ли, до последнего бы спорила со всеми этими"профессорами".
      Такое написание похоже на шаблон для ЕГЭ по русскому языку. Одно дело писать текст от души, другое дело по шаблону. Вот точно так же и сейчас, эти рамки губят настоящих поэтов, почему писала только, что под другим комментарием. Думаю, многие поэты пишут в подобном стиле только чтоб пробиться, трепетно храня свои самые лучшие стихи у себя дома,на полке,в телефоне...и публикуя именно их.
      
    49. Katusha (mirokatin@mail.ru) 2018/12/22 06:48 [ответить]
      > > 28.Калинин Андрей Анатольевич
      >Здравствуйте, Анна!
      >Набрался терпения и внимательно изучил эту шпаргалку для поэтов, мечтающих о победах на конкурсах, публикациях в серьезных литературных журналах, наконец, просто находиться в своём творчестве на уровне современных стандартов.
      >Уверен, что список банальных рифм далеко не полон, да и рифмы, как таковые, наряду с размером, выверенным по метроному, постепенно выживаются модным ныне верлибром. Про постмодернизм просто промолчу. Это - на любителя.
      >Но все эти заморочки и правила "хорошего стиха" родились в поэзии недавно. Исконно русские, народные стихи, былины и песни сплошь полны банальностями, "маслом масленым", "неуставными" ударениями. Оставим их истории, как музейные экспонаты, или развивать будем, традиции бережно храня?
      >В заключение, пару слов о чёткости рифм. Лично мне, как читателю интереснее рифмы "на грани фола", когда внимание концентрируется не на слоге, а на неожиданном смысловом акценте в конце строки. Хотя, возможно, это только моё личное мнение.
      >
      >С уважением, А.К.
      
      О боже, как же вы точно всё подметили!Не могу не согласиться! Вот именно, эти заморочки родились недавно! И как печально читать критиков, которые искренне считают, что они правы. Конечно насмешливые стихи про банальные рифмы, действительно выглядят банально. Есть люди, которые сочиняют "голый" текст, основываясь только на рифмы! И тогда не важно "банальные" рифмы или "соответствующие" новым рамкам, мне они кажутся ужасны... Вот такие стихи я не люблю и осуждаю. Холодные, рифмованные и одновременно бессмысленные. А где же сама душа поэта... Осталась либо избитая рифма, либо теория. Поэтому лично мне нравятся стихи, как вы говорите, в которых яркий смысл. И не важно, какая рифма ("банальная" местами или "соответствующая"), если человек писал и не думал о ней, хотел только рассказать о своих чувствах. И это гораздо ценнее, чем по правилам написанный заумный, но без души стих. Да... И грустно, что придется использовать эту рифму чтоб пробиться. Если она искренняя, то не печально. А если человек постоянно думает, как бы не написать в конце стиха слово "любовь",то это уже не искренне, не от души. Очень печально, что нововведения губят настоящее творчество. И критик может сколько угодно пытаться мне доказывать обратное, ваше право, вы уже не свернёте, но настоящие поэты со мной согласятся. Важно, думаю прежде всего смысл и рифма, а какая поэту подскажет его душа. Ведь он пишет не для критиков, не для популярности, а для себя и тех, кого любит. Вот такой и должен быть поэт, ещё раз повторюсь, жаль современных поэтов, что Вам попались такие критики, не в то время мы родились, сейчас не умеющие писать стихи , но "научившиеся" по шаблону, пытаются вытеснить тех, кто с самого детства пишет или в последствии начинал писать стихи, не специально и порой даже это вдохновение мешало ему спать, но ещё больше жаль, что сейчас истинное творчество ,в большинстве случаев, именно из-за этих суждений, не ценится. Главное, глубокий, искренний или душераздирающий смысл и ненавязчивая, неспециальная, как бы "случайная" ,но правильная рифма (я про созвучность слов и слагание рифмы без изъянов соглашусь. Нужно следить за правильносью слагания. НЕ соглашусь, что нужно следить ЗА "банальными" или "соотвествующими" словами) ВЕДЬ Автор сам в праве прийти к рифме ("банальной" или "новой" - Главное Смысл ! ) , на то он и автор!
      
      
    48. *Попова Анна Ростиславовна (studioAA2001@yandex.ru) 2017/03/01 09:13 [ответить]
      > > 47.Оксана
      >> > 46.Попова Анна Ростиславовна
      >Большое спасибо за ответ и уделенное мне внимание!
      Это Вам спасибо - и за время, и за внимание!
      >И, к сожалению, именно на этих темах отчего-то чаще всего и топчутся...
      "Горящие", горячие, больные и личные для многих темы. Душа просит. А воплощение подводит и переводит замысле в свою противоположность...
      
      >Да, выглядит, наверное, и правда надуманно, но тут еще от формы зависит, как мне кажется. Если писать, допустим, на гипердактилической рифме, то волей-неволей придется либо однородную рифмовку использовать, либо вот такую вот составную. С другой стороны, эта форма претенциозна уже сама по себе))
      Лишь бы пресловутая гармония формы-содержания не пострадала:) Может быть, сама задумка претенциозная и тем самым гармонична: таков герой, его текст, его образ мышления, его подача собственных придумок (к примеру, конечно, это я так фантазирую и предполагаю)...
      
      
    47. Оксана (kitsune@yandex.ru) 2017/02/20 19:18 [ответить]
      > > 46.Попова Анна Ростиславовна
      Большое спасибо за ответ и уделенное мне внимание!
      
      >Увы, любую прекрасную мысль можно вербально исказить так, что прекрасное перейдёт в смешное... причём не юмористическое по задумке, а непреднамеренно, неожиданно для автора - смешное. И вот часто бывает, что... смех и грех. Даже по местным нашим изданиям смотрю: вот святые темы - Война, Вера. И смеяться... как бы так сказать... аморально, а выражено так, что и засмеяться не можешь.
      И, к сожалению, именно на этих темах отчего-то чаще всего и топчутся...
      
      >Да и, мне кажется, если целиком и полностью стихотворение на них построить, несколько неестественно получится... Слишком долго придётся сидеть-изобретать, подгонять эти редкости, бриллиантики - под собственно содержание:)
      Да, выглядит, наверное, и правда надуманно, но тут еще от формы зависит, как мне кажется. Если писать, допустим, на гипердактилической рифме, то волей-неволей придется либо однородную рифмовку использовать, либо вот такую вот составную. С другой стороны, эта форма претенциозна уже сама по себе))
      
    46. *Попова Анна Ростиславовна (studioAA2001@yandex.ru) 2017/02/18 09:17 [ответить]
      > > 45.Оксана
      >Здравствуйте, Анна Ростиславовна!
      >С огромным удовольствием ознакомилась с материалом, сохранила шпаргалочку себе на компьютер. Очень и очень полезная информация, причем, полагаю, не только для начинающего поэта, но и для уверенного ремесленника.
      Здравствуйте, Оксана, благодарю Вас за такое скрупулёзное прочтение, за внимание к сему скромному труду:) Рада, что - на пользу, в общем-то, идея и родилась из чисто практической ситуации, в аннотации описанной.
      >Все мы человеки, иногда без постороннего тычка носом в банальность, мы ее и не замечаем. Вот у себя тоже одну такую благодаря вам нашла . Кстати, по этому поводу сразу родился вопрос: ваше мнение - оправдывает ли чуть более экзотическая форма подачи содержание? Допустим, банальная рифма "дожди-жди" используется в стихотворении со сложным ритмическим рисунком, наличием внутренней и эхо-рифмовки и т.д. "Проглотится" ли такая банальность взглядом опытного критика или все же резанет?
      Конечно, приятно, что Вы пришли ко мне как к специалисту за конкусльтацией:) - но я ни в коем случае не мэтр, поэтому просто на правах субъективного мнения... Мне кажется, да, экзотический контекст сглаживает частотную рифму, не приковывает к ней внимание (содержание настолько хорошо и нетривиально, все прочие слова настолько на местах, что рифма как бы "прокатывает"). Правда, "вновь/любовь" в любом экзотическом контексте внимание прикуёт, но если случай не столь хрестоматийный, то ... порой сама пользуюсь. Честное слово. Правда, очень иногда.
      >Полемику в комментариях прочитала. Придерживаюсь мнения, что "писать душой" - это, конечно, замечательно и прекрасно, но порой за шаблонным выражением своей эмоции, за банальными рифмами и нечетким ритмом эту самую душу можно просто не заметить.
      Увы, любую прекрасную мысль можно вербально исказить так, что прекрасное перейдёт в смешное... причём не юмористическое по задумке, а непреднамеренно, неожиданно для автора - смешное. И вот часто бывает, что... смех и грех. Даже по местным нашим изданиям смотрю: вот святые темы - Война, Вера. И смеяться... как бы так сказать... аморально, а выражено так, что и засмеяться не можешь.
      >Составные рифмы из нескольких слов мне самой ужасно нравятся. Но это действительно довольно сложно.
      Да и, мне кажется, если целиком и полностью стихотворение на них построить, несколько неестественно получится... Слишком долго придётся сидеть-изобретать, подгонять эти редкости, бриллиантики - под собственно содержание:)
      
      
    45. Оксана (kitsune@yandex.ru) 2017/01/20 23:38 [ответить]
      Здравствуйте, Анна Ростиславовна!
      С огромным удовольствием ознакомилась с материалом, сохранила шпаргалочку себе на компьютер. Очень и очень полезная информация, причем, полагаю, не только для начинающего поэта, но и для уверенного ремесленника. Все мы человеки, иногда без постороннего тычка носом в банальность, мы ее и не замечаем. Вот у себя тоже одну такую благодаря вам нашла . Кстати, по этому поводу сразу родился вопрос: ваше мнение - оправдывает ли чуть более экзотическая форма подачи содержание? Допустим, банальная рифма "дожди-жди" используется в стихотворении со сложным ритмическим рисунком, наличием внутренней и эхо-рифмовки и т.д. "Проглотится" ли такая банальность взглядом опытного критика или все же резанет?
      Полемику в комментариях прочитала. Придерживаюсь мнения, что "писать душой" - это, конечно, замечательно и прекрасно, но порой за шаблонным выражением своей эмоции, за банальными рифмами и нечетким ритмом эту самую душу можно просто не заметить.
      Составные рифмы из нескольких слов мне самой ужасно нравятся. Но это действительно довольно сложно.
    Страниц (3): 1 2 3

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"