Ангарин Леонид : другие произведения.

Комментарии: Неандерталец Ii:восточные земли
 (Оценка:7.89*18,)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Ангарин Леонид
  • Размещен: 29/04/2021, изменен: 07/12/2021. 426k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • Аннотация:
    Продолжение приключений нашего соотечественника Андрея Кузнецова в каменном веке.
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Проза (последние)
    16:57 Мананникова И. "Бог богов" (25/2)
    16:51 Баламут П. "Ша39 Гранаты" (582/12)
    16:09 Рубен "Почему Паниковский умней Корейко" (3/2)
    15:44 Уралов А. "Мясо "из пробирки"" (617/9)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (3): 1 2 3
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    17:14 "Технические вопросы "Самиздата"" (193/56)
    17:13 "Форум: все за 12 часов" (373/101)
    16:35 "Диалоги о Творчестве" (213/7)
    16:35 "Форум: Трибуна люду" (853/24)
    16:01 "Форум: Литературные объявления" (665/1)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    17:25 Ким В.В. "Минимально необходимое воздействие-" (104/9)
    17:24 Юрченко С.Г. "Свет Беспощадный" (691/3)
    17:24 Rakot "Укуренный мир. Том 1" (23/1)
    17:22 Велигжанин А.В. "Гомер. Одиссея. Песня одиннадцатая" (29/1)
    17:20 Ледовский В.А. "Сборник рассказов" (1)
    17:17 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (609/38)
    17:17 Родин Д.М. "Князь Барбашин 3" (799/3)
    17:14 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (193/56)
    17:13 Юрьев О. "Когда будет 3-я или 4-я мировая " (3/2)
    17:08 Мананникова И. "Про кошек и собак" (16/2)
    17:06 Русова М. "Информация о владельце раздела" (12/4)
    17:06 Могила М.В. "Попытаться поймать за хвост " (8/1)
    17:04 Балаев П. "Расстрельные тройки кровавых " (123/5)
    17:02 Буревой А. "Чего бы почитать?" (861/3)
    17:01 Безбашенный "Запорожье - 1" (984/27)
    17:01 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (188/19)
    17:00 Карелин Р.Ф. "Законы истории не ведут к " (3/2)
    17:00 Энвэ М. "Некуда бежать, негде спрятаться " (209/4)
    16:59 Трушников В.В. "Блицкриг: Миф или реальность? " (78/3)
    16:58 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (589/7)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    81. омикрон (mkubrin1@yandex.ru) 2023/02/06 13:00 [ответить]
      Неандертальцы хоронили своих мертвых
      
      Из разнообразных данных, указывающих на вполне человеческие обычаи неандертальцев, наиболее полно подтвержден и легче всего истолковывается тот факт, что они погребали своих умерших.
      
      Более полувека после открытия неандертальцев никому и в голову не приходило, что у них мог существовать погребальный ритуал. Первый неандерталец, открытый в пещере в Неандертале, почти наверное, был там похоронен членами своей группы, хотя в 1856 году, когда были найдены его кости, ни один человек этого даже не заподозрил. Две окаменелости, обнаруженные в Спи в 1885 году, также были останками людей, в свое время погребенных; по-видимому, над их телами жгли костры - быть может, чтобы победить холод смерти. Но опять-таки никто даже не предположил, что в Спи найдено древнее захоронение. Затем в 1908 году в пещере Ла-Шапель-о-Сен обнаружилось совсем уж явное свидетельство неандертальского погребального обряда. Археологи наткнулись там на древнего охотника, который был тщательно уложен в неглубокую выемку. На его груди лежала нога зубра, а выемку заполняли разбитые кости животных и кремневые орудия. Все эти разнообразные предметы просто напрашивались на то, чтобы в них усмотрели снаряжение и съестные припасы для жизни за могилой - ведь очень многие народы на заре истории погребали мертвецов с едой, оружием и всякой утварью. Тем не менее, специалисты и на этот раз не сумели сделать вывода, который сейчас представляется очевидным.
      
      Но свидетельства продолжали накапливаться. В 1912 году в Ла-Ферраси, неподалеку от Ла-Шапель-о-Сен, были найдены еще две неандертальские могилы. Археологи, проводившие раскопки, писали: 'В основании мустьерского слоя нам удалось обнаружить две небольшие выемки, 70 сантиметров в ширину и 30 сантиметров в глубину, правильной полусферической формы, несомненно тщательно выкопанные в подлежащем красновато-желтом гравии и заполненные смесью примерно в равных долях черной земли из мустьерского очага над ними и подлежащего гравия... Нет никаких сомнений, что это были специально вырытые могилы... Это совершенно ясно доказывает существование похоронного ритуала. В прошлом подобная возможность оспаривалась. Однако данные раскопки не оставляют никаких сомнений в наличии такого ритуала'.
      
      Раскопки в Ла-Ферраси длились много лет, и полный отчет о них был опубликован только в 1934 году. Эта небольшая пещера, по-видимому, служила своего рода семейным кладбищем. Всего там было найдено шесть неандертальских окаменелостей - останки мужчины, женщины, двух детей лет пяти и двух младенцев. Еще несколько выемок, как будто служивших могилами, ничего не содержали - то ли кости полностью разрушились, то ли трупы были вырыты каким-нибудь животным вроде пещерной гиены. В могиле мужчины лежали кремневые отщепы и обломки костей, а над его плечами и головой был положен плоский камень. (Чтобы защитить его? Чтобы помешать ему вернуться к жизни?) Женщина была погребена в позе плода в утробе матери - ноги согнуты в коленях и притянуты к груди. Возможно, они были связаны полосками кожи до того, как наступило окостенение. Скорченная поза обнаружена во многих неандертальских захоронениях. Быть может, она объяснялась какими-то религиозными верованиями.
      
      Обычай связывать мертвых, чтобы они не могли вернуться и причинить вред живым, существовал у многих первобытных племен. Однако некоторые специалисты полагают, что такая поза придавалась трупу просто для того, чтобы сэкономить силы - выкапывать выемку в скалистом грунте с помощью каменных или деревянных орудий было нелегко, а для согнутого мертвеца требуется могила поменьше, чем для вытянутого во весь рост.
      
      Наиболее загадочная могила в Ла-Ферраси находилась в глубине пещеры. Там череп и скелет ребенка были найдены в выемке с несколько покатым дном... но их разделяло расстояние почти в метр. Череп был прикрыт треугольной известняковой плитой, на нижней стороне которой имелись круглые углубления - возможно, какие-то символические знаки. Почему голова была отделена от туловища? Аббат Буиссонни, французский специалист по первобытным культурам, высказал предположение, что ребенка растерзал дикий зверь и голову нарочно поместили в верхней части выемки, чтобы в загробной жизни она могла спуститься по наклонному дну и воссоединиться с туловищем. Это всего лишь догадка, но за столь странным расположением останков, несомненно, должна скрываться какая-то причина.
      
      С годами, по мере того как обнаруживались все новые неандертальские захоронения, начала вырисовываться еще одна, и очень важная, загадка. Она касается не значения конкретных погребальных обрядов, а вопроса о том, кто эти обряды совершал. Почти каждое неандертальское захоронение на западе Европы связано с определенным типом каменных орудий - так называемым типом кина-ферраси. Но это лишь один из четырех основных типов, которые, по мнению Франсуа Борда, признанного знатока неандертальских орудий, существовали на западе Европы. Кроме типа кина-ферраси (характеризующегося большим числом отщепов-скребел) имеется зубчатый мустьерский (большое число зазубренных, или зубчатых, орудий), типично мустьерский (хорошо обработанные остроконечники) и мустьерско-ашельский (весьма разнообразный инвентарь, включающий многочисленные рубила). Борд считает, что эти четыре принципиально разных инвентаря составляют разные культуры и созданы разными группами, обитавшими примерно в одной географической области, но почти не соприкасавшимися друг с другом. Однако ни в одном захоронении вместе с костями не лежали орудия зубчатого типа. Ни одна окаменелость не была окружена орудиями мустьерско-ашельского типа. Может быть, в загробную жизнь верили только носители культуры кина-ферраси? Но такой вывод вовсе не обязателен, ибо, как полагают специалисты, погребение было не единственным обрядом, открывавшим путь в загробный мир. Борд, например, полагает, что представители других культур могли укладывать своих покойников на площадках вне пещер, оставляя их на волю стихий, или втаскивали их на деревья, как до сих пор делают некоторые племена, ведущие первобытный образ жизни. Или они могли сжигать трупы - превосходное разрешение проблемы выкапывания могилы в мерзлом грунте. Все эти и многие другие способы погребения прекрасно сочетаются с верой в загробную жизнь.
      
      Но каков бы ни был ответ на эту европейскую загадку, в любом случае другие неандертальцы по всему миру тоже хоронили своих умерших. Далеко на востоке Европы, в крымском гроте Киик-Коба, в 1924 году были найдены останки двух неандертальцев. В одной выемке находился скелет годовалого ребенка: он лежал на боку с согнутыми ногами. Этот скелет сохранился плохо, так как позднейшие обитатели пещеры вырыли яму для своего очага прямо над могилой и, сами того не подозревая, сместили кости. В метре от ребенка был похоронен мужчина, который также лежал на боку с согнутыми коленями. Тело было ориентировано по направлению восток-запад: точно так же, как останки в Спи и пять из шести окаменелостей в Ла-Ферраси. Возможно, такое положение как-то связано с восходом (или заходом) солнца.
      
      Начало 30-х годов ознаменовалось открытием великолепной серии неандертальских окаменелостей на склоне горы Кармель. На площадке у входа в пещеру Мугарет-эс-Схул в неглубоких могилах были погребены пятеро мужчин, две женщины и трое детей. У всех ноги были согнуты так сильно, что подошвы касались ягодиц. Однако другие признаки какого-либо ритуала отсутствовали - за одним поразительным исключением: сорокапятилетний мужчина прижимал к груди челюсти огромного кабана. Был ли он убит этим кабаном? Или челюсти представляли собой охотничий трофей, долженствовавший показать духам, которых ему предстояло встретить в загробной жизни, что перед ними - великий охотник?
      
      Такое же двойное толкование допускает и захоронение, найденное еще дальше, на восток, в горах Узбекистана. Там в 1938 году пещера Тешик-Таш вернула миру останки погребенного в ней неандертальского мальчика. Его могилу, правда, разорил какой-то зверь, но она сохранила интригующие признаки погребального обряда. Шесть пар козлиных рогов, все еще соединенных костью, были вкопаны в землю вокруг могилы, образуя грубое подобие кольца. Некоторые специалисты утверждают, что рога просто служили орудием для копания, однако кольцевое расположение скорее указывает на ритуальную роль. Но что бы ни означали эти рога, они свидетельствуют о замечательной охотничьей сноровке неандертальцев: ведь преследовать по кручам горных козлов, на редкость осторожных и стремительных животных, - дело очень нелегкое.
      
      Наиболее же поразительным оказалось неандертальское захоронение, обнаруженное в 1960 году в пещере Шанидар среди суровых Загросских гор на севере Ирака. Там Ральф Солецки (Колумбийский университет) в ходе раскопок обнаружил девять неандертальцев, часть которых, по-видимому, погибла при обвале свода пещеры. В самой ее глубине, в слое древностью около 60 тысяч лет, он нашел могилу охотника с проломленным черепом.
      
      Солецки послал образцы грунта, взятые из могилы и рядом с ней, в лабораторию французского Музея Человека. Там палеоботаник Арлетт Леруа-Гуран исследовала их на пыльцу растений, рассчитывая получить сведения о климате и растительности того времени. Но получила она сведения, которых не ожидал никто. Количество пыльцы в могиле превосходило всякое вероятие. Но что самое удивительное, кое-где она была в комочках, причем рядом с несколькими комочками сохранились даже остатки некоторых частей цветка. Ни птицы, ни животные, ни ветер не могли занести столько пыльцы в глубину пещеры. Вне всяких сомнений, могилу забросали охапками цветов члены группы, к которой принадлежал умерший. Леруа-Гуран полагает, что труп неандертальского охотника был уложен на подстилку, сплетенную из сосновых веток и разных цветов, после чего, вероятно, сверху его укрыли цветами.
      
      Исследование пыльцы под микроскопом показывает, что она принадлежала многим видам ярко окрашенных цветов, родственных васильку, алтею розовому, гадючьему луку кистистому и крестовнику. Некоторые из этих растений современные жители Ирака используют как лекарственные средства. Быть может, и неандертальцы знали, что цветы обладают целебными свойствами, и клали их в могилу для того, чтобы обеспечить погибшему охотнику здоровье в загробной жизни. А может быть, ими двигали те же чувства, которые побуждают современных людей убирать цветами могилы и могильные памятники.
      
      Растущее ощущение ценности жизни отражается не только в погребальных обрядах, но и в том, как неандертальцы обходились с искалеченными или состарившимися членами группы. Мужчина из Ла-Шапель-о-Сен, например, умер в возрасте, по неандертальским меркам, весьма преклонном. Его скелет показывает, что он был буквально скрючен артритом и не мог участвовать в охоте. Даже ел он, по-видимому, с трудом, так как потерял все зубы, кроме двух. Живи он в более ранние времена, его, вероятно, ожидала бы голодная смерть, едва группа перестала получать от него пользу. Однако неандертальцы, судя по всему, не следовали этой безжалостной логике. Его близкие бескорыстно делились с ним пищей и, возможно, даже предварительно ее разжевывали, чтобы она была мягче.
      
      На то, что неандертальцы заботились о калеках, указывают окаменелости и в Шанидаре. Некоторые из найденных там костей принадлежали сорокалетнему неандертальцу, который, очевидно, был убит камнем, сорвавшимся со свода пещеры. Изучение его скелета позволило установить, что до своей случайной гибели он владел только левой рукой. Правая рука и плечо у него были недоразвиты - возможно, врожденный дефект. И, несмотря на столь значительную физическую неполноценность, он достиг почтенного для неандертальца возраста. Его передние зубы были стерты сильнее, чем обычно, - так, словно он жевал предназначенные для одежды шкуры животных, чтобы размягчить их, или же постоянно придерживал зубами те или иные предметы, компенсируя слабость правой руки.
      
      Однако тот факт, что неандертальцы находили в своем обществе место для стариков и калек, еще не означает, что они являли собой идеал доброты и пылали самоотверженной любовью к ближним своим. Раскопки их стоянок приносят немало данных, которые свидетельствуют о проявлениях более темных сторон человеческой натуры. Например, одна из окаменелостей, найденных в Схуле, хранит следы смертельной раны, нанесенной копьем. Острие деревянного копья, давным-давно сгнившего, пробило головку бедра и вертлужную впадину и вошло в полость таза этого мужчины.
      
      Другое свидетельство насилия человека над человеком дают окаменелости Шанидара. Одно из ребер неандертальского скелета, найденного в этой иракской пещере, имеет глубокую борозду, оставленную каким-то оружием - вероятно, деревянным копьем. Острие вонзилось в грудь и, возможно, повредило легкое, но охотник все-таки выжил: кость хранит признаки заживления. Самый первый неандерталец из пещеры в Неандертале тоже был в свое время тяжело ранен и навсегда остался калекой: его левый локоть был так изуродован, что он не мог согнуть руки даже настолько, чтобы коснуться собственного рта. Но нанес ли ему эту рану человек или зверь, навсегда останется неизвестным.
      
      Каннибализм у неандертальцев
      
      В том, что неандертальцы иногда убивали друг друга, ничего особо неожиданного нет. Пожалуй, более неожиданны те многочисленные свидетельства, которые показывают, что они ели друг друга. В 1899 году в Крапине (нынешняя Югославия) археологи нашли изуродованные останки примерно 20 неандертальцев - мужчин, женщин и детей. Черепа были разбиты на мелкие куски, кости рук и ног расколоты вдоль, а следы обугливания наводили на мысль, что мясо жарилось. В 1965 году в пещере Ортю, во Франции, был обнаружен еще один склад обугленных и разбитых человеческих костей. Они были смешаны с костями животных и пищевыми отбросами, словно какие-то древние обитатели этой пещеры не делали различий между человеческим мясом и мясом северного оленя или бизона.
      
      Некоторые антропологи считают, что причиной каннибализма в Крапине и Ортю был просто голод. Они высказывают предположение, что группа неандертальцев, не отыскав никакой другой дичи, решала, что на худой конец можно недурно пообедать и соседями.
      
      Однако такой вывод не согласуется с результатами исследований Стэнли М. Гарна и Уолтера Д.Блока (Мичиганский университет), которые рассматривали проблему каннибализма с чисто практической точки зрения: насколько питательно человеческое мясо. Как вычислили эти два антрополога, съедобная мышечная масса мужчины весом в 50 килограммов дает при отсутствии непроизводительных потерь около четырех с половиной килограммов полезного белка - не слишком выгодная пища по сравнению с мясом мамонта или зубра.
      
      В исторические времена голод приводил к каннибализму очень редко. По таким первозданным причинам, как недоедание или кровожадность, он почти не практиковался: причины его носили ритуальный характер. У некоторых племен существовало убеждение, что, отведав плоти врага, человек обретает особую силу и мужество. Иногда, согласно некоторым авторитетным свидетельствам, убивший верил, что таким образом он препятствует духу своей жертвы возвращаться в мир живых и терзать его, или же родичи убитого вкушали его плоть, считая, что это поможет им отомстить за него. Но как бы то ни было, бойня в Крапине и в Ортю, когда, по-видимому, убивали всех подряд, ничем не напоминает связанные с каннибализмом ритуалы исторического времени.
      
      Впрочем, намек на современный ритуал можно усмотреть в остатках древнего каннибальского пиршества, которые были обнаружены возле реки Соло на острове Ява в гравийно-песчаных отложениях, возраст которых превышал 100 тысяч лет - и, возможно, намного. Археологи нашли там одиннадцать черепов, но никаких признаков скелетов, кроме двух берцовых костей. Лицевые кости всех черепов были полностью раздроблены, причем не было найдено ни единой челюсти и ни единого зуба.
      
      Такое отделение головы от туловища уже можно считать свидетельством какого-то ритуала. Но еще более многозначительно расширение большого затылочного отверстия, расположенного у основания черепа. Диаметр этого отверстия, через которое спинной мозг соединяется с головным, составляет около четырех сантиметров. У всех солойских черепов, за исключением двух, затылочное отверстие было заметно расширено с помощью каких-то каменных или деревянных орудий, которыми били по его краям. В случаях исторически засвидетельствованного каннибализма затылочное отверстие нередко расширялось, чтобы удобнее было извлечь головной мозг.
      
      Правда, не все специалисты считают, что между каннибализмом и расширением затылочного отверстия обязательно существует прямая связь. Некоторые племена и в новое время хранили черепа в качестве трофеев или как почитаемые реликвии, оставшиеся от умерших. При очистке черепа большое затылочное отверстие расширялось, чтобы легче было удалить мозг, который, однако, никто не ел.
      
      Неандертальские черепа без каких-либо следов скелета археологи находили не только в Азии, но и в Европе, что породило гипотезу о всемирном неандертальском культе черепов. Один такой череп, принадлежавший пяти-шестилетнему ребенку, был найден в пещере на склоне Гибралтарской скалы. Отсутствие там других человеческих костей навело на мысль, что это мог быть трофей или реликвия. Сходные окаменелости были обнаружены во время раскопок возле немецкого города Эрингсдорфа - челюсть взрослого мужчины, останки десятилетнего ребенка и череп женщины. Женщине было нанесено несколько сильных ударов по лбу, ее голова была отделена от туловища и, как у солойских черепов, затылочное отверстие было расширено. Хотя некоторые специалисты полагают, что эти черепа могли приобрести свой необычный вид из-за естественных причин - в зубах гиены, под тяжестью породы и так далее, еще один череп из пещеры Монте-Чирчео в Италии как будто разрешает все сомнения.
      
      Монте-Чирчео представляет собой известняковый холм на полуострове километрах в девяноста к югу от Рима. В XX веке развитие туризма привело к тому, что в недрах горы было обнаружено неандертальское святилище.
      
      В 1939 году владелец одной приморской гостиницы затеял ее перестройку, чтобы справиться с наплывом туристов. Когда рабочие, расширявшие строительную площадку, срезали известняковый склон примерно в пяти метрах над уровнем моря, они обнаружили вход в грот. По-видимому, оползень закрыл его еще в глубокой древности, и грот сохранился в той первозданной неприкосновенности, о какой мечтает всякий археолог. Хозяин гостиницы и его приятели проползли на четвереньках по узкому проходу, который вел в грот, куда нога человека не ступала 60 тысяч лет. Грот оказался таинственным святилищем: свет фонарей озарил неглубокую выемку возле дальней стены. Там в кольце из камней лежал череп.
      
      В дальнейшем исследования показали, что череп принадлежал неандертальцу, убитому ударом в висок. И большое затылочное отверстие опять-таки было расширено. Это обстоятельство в совокупности с кольцом из камней ясно указывало на какой-то обряд.
      
      Обложенный камнями череп в гроте Монте-Чирчео мог означать что угодно. Например, у некоторых новогвинейских племен охотников за головами существовал следующий обычай: после рождения ребенка надлежало убить мужчину, члена другого племени, отец или дядя новорожденного должны были обезглавить жертву и расширить затылочное отверстие для извлечения мозга, который полагалось запечь с саго (богатой крахмалом сердцевиной некоторых пальм) и съесть. За этим обрядом стояло глубокое убеждение, что ребенку нельзя дать имя без ритуальной церемонии, связанной с мозгом человека, чье имя известно (анонимная жертва для этого не годилась). Столь кровопролитный ритуал настолько чужд европейской культуре, что его объяснение, несмотря на свидетельства очевидцев, кажется невероятным. А будь в распоряжении исследователя только череп и остатки саго, он вряд ли сумел бы дать им правильное истолкование. Другими словами, хотя строить гипотезы по поводу обряда, совершенного некогда в недрах Монте-Чирчео, никому не возбраняется, разгадать его сущность нам, пожалуй, труднее, чем охотнику с Новой Гвинеи понять, зачем на современных верфях при спуске на воду нового судна о его нос разбивают бутылку шампанского.
      
      Погребальные обряды неандертальцев
      
      Погребальные обряды и ритуальный каннибализм неандертальцев, возможно, составляют лишь ничтожную долю культовых церемоний, скрытых от нас завесой времени. Практически у всех известных первобытных народов существовали особые верования и обряды, связанные с главными моментами человеческой жизни, а потому логично предположить, что нечто подобное имелось и у неандертальцев. Например, рождение ребенка могло рассматриваться не просто как обычное биологическое явление. Вполне возможно, что у неандертальцев существовали обряды, охранявшие мать, освящавшие вступление ребенка в жизнь, определявшие его имя, обеспечивавшие удачу в жизни. Другие вероятные поводы для ритуальных церемоний - достижение зрелости, посвящение в охотники, брак или выбор вождя. Тяжелая болезнь также могла сопровождаться попытками заручиться помощью богов или изгнать злых духов из тела больного. Ну, и конечно, наибольшую потребность в обряде вызывала смерть.
      
      Антропологи не сомневаются, что у неандертальцев, как и у современных охотничье-собирательских племен, были ритуалы, связанные с охотой. Удача или неудача на охоте равно затрагивала всех членов группы независимо от пола и возраста. Было крайне важно, чтобы дичь не переводилась и чтобы мужчины-охотники возвращались с добычей целые и невредимые. Но в их мире не существовало никаких гарантий. Охотники получали раны и травмы. Долгое ненастье мешало выслеживать дичь и означало голод. Стада животных терпели ущерб от эпизоотий, или от того, что увеличивалось число хищников, или от других экологических причин. Неведомые силы, действовавшие где-то за горизонтом, внезапно изменяли пути миграций животных, и стада таинственно исчезали.
      
      До эпохи неандертальцев все подобные несчастья, вероятно, воспринимались, как нечто неизбежное и неподвластное человеку. Но неандертальцы, по-видимому, пытались управлять скрытыми силами, от которых зависело, будет охота удачной или нет. У них, насколько можно судить, существовала какая-то охотничья магия. Об этом, в частности, свидетельствует находка в так называемой Пещере Ведьм к западу от итальянского города Генуи. В глубине пещеры, почти в полукилометре от входа, неандертальские охотники бросали комки глины в сталагмит, напоминающий какое-то животное. Место, где находился сталагмит, показывает, что ни игрой, ни тренировкой меткости это быть не могло. Раз для подобного занятия люди забирались так далеко в пещеру, вернее будет предположить, что они вкладывали в свои действия какой-то магический смысл.
      
      В 1970 году Ральф Солецки обнаружил в одной ливанской пещере признаки культа оленя. Там около 50 тысяч лет назад какие-то неандертальцы рассекли тушу лани, разложили куски мяса на специально уложенных камнях и посыпали их красной охрой. Охра почти несомненно символизировала кровь - кровь земли, так сказать. Обряд этот скорее всего применялся как ритуальный или магический способ воздействия на жизнь и смерть всех оленей.
      
      Охотничья магия неандертальцев - культ медведя
      
      Однако самым знаменитым примером охотничьей магии неандертальцев остается культ медведя, открытый немецким археологом Эмилем Бехлером в пещере Драхенлох, в которой он вел раскопки с 1917 по 1923 год. Эта пещера, расположенная в Швейцарских Альпах на высоте без малого двух с половиной тысяч метров, уходит глубоко в недра горы. Передняя ее часть, очевидно, иногда служила неандертальцам временным жилищем. Много дальше от входа Бехлер нашел сложенный из камней кубический 'ларь' с гранями, равными примерно метру. Сверху он был закрыт большим плоским камнем. Внутри лежало семь медвежьих черепов, повернутых мордами ко входу в пещеру. Исследуя пещеру дальше, Бехлер обнаружил в нишах по стенам еще шесть черепов. Рядом с некоторыми лежали кости конечностей, однако выяснилось, что они не во всех случаях были костями того же медведя, что и череп. Одна такая кость была засунута под скуловую дугу - совершенно очевидно, что сделать это мог только человек. Находка в Драхенлохе оказалась не единственной. В Регурдю на юге Франции прямоугольная яма, прикрытая каменной плитой весом почти в тонну, хранила кости более двадцати медведей.
      
      Предметом этого культа был вымерший теперь пещерный медведь - могучий зверь с широкой грудью, который был массивнее гризли и имел в длину от кончика носа до хвоста почти три метра. Быстрый и сильный пещерный медведь вел себя куда менее предсказуемо, чем любое стадное травоядное. Приспособившись к суровым условиям ледниковой эпохи, он зимовал в пещерах, а с наступлением теплых месяцев бродил по крутым склонам густо поросших лесами европейских гор.
      
      Опираясь на то, что нам известно о поведении медведей, а также о приемах медвежьей охоты у некоторых современных народностей, мы можем нарисовать в воображении бой неандертальцев с пещерным медведем. Вообразите себе пятерых-шестерых охотников, которые на исходе февраля поднимаются в горы. Время года обеспечивает им определенные преимущества - разбуженный медведь будет ошеломлен светом и несколько утратит обычную ловкость, да и долгая голодовка во время зимней спячки поубавила у него силы. Тем не менее этой силы достанет, чтобы сокрушать черепа, ломать деревянные копья и расшвыривать людей, словно пушинки.
      
      Охотники знали расположение всех пещер в здешнем краю и несколько недель обследовали их, выясняя, какие звери в них зимуют. Разведка никакой опасности не представляла: ведь достаточно бросить в пещеру горящий сук или камень и послушать, кто зарычит - лев, гиена, медведица с медвежатами или медведь. Охотник, который в конце концов отыскал медведя, больше его на этот раз тревожить не стал, а поспешил вернуться на стоянку. Но теперь он и его товарищи шли прямо к медвежьему логову.
      
      Охотники добираются до пещеры после полудня. Снег теперь сверкает особенно ярко, и можно рассчитывать, что его блеск ослепит разъяренного зверя, когда он выбежит из темноты на свет. Двое охотников укладывают на уступе над пещерой тяжелые камни и становятся так, чтобы было удобнее бросать их вниз. Остальные собирают сосновые сучья и зажигают их от тлеющих углей, которые принесли для этого с собой, уложив их в ямку, выдавленную в большом комке глины.
      
      И вот наступает решительный миг. Охотники одну за другой всовывают в пещеру пылающие, ветки. Из мрака доносится злобный рык, который сменяется фырканьем. Со стуком катятся камни - это вскочил медведь, готовый к бою. Справа и слева от входа стоят охотники, держа копья наготове. Два их товарища на уступе поднимают двадцатикилограммовые валуны. Внезапно из клубов дыма, заполнившего пещеру, с ревом, оскалив страшные зубы, выскакивает медведь. Первый валун пролетает мимо и катится вниз по склону, но второй обрушивается на загривок зверя и сбивает его с ног. Он тотчас вскакивает, однако за это краткое мгновение четыре деревянных острия успевают поразить его. Они красны от крови. Медведь, оглушительно рыча, встает на задние лапы. Рядом с ним охотники кажутся карликами. Широкая лапа ударяет по копью, ломает его, как спичку, и медведь с молниеносной быстротой набрасывается на безоружного охотника и зажимает в пасти его локоть. Даже рычание не может заглушить треск ломающихся костей. Остальные охотники наносят отчаянные удары по огромной голове, целясь в глаза и уши. Но вот острие, искусно направленное в шею, разрывает артерию, и зверь, разжав пасть, оседает на землю, потому что жизнь стремительно покидает его тело вместе с кровью.
      
      Охотникам остается разделать тушу и унести мясо на стоянку. Через месяц-другой, когда кончится период спячки и зимние логова опустеют, они отнесут череп убитого медведя в священный каменный тайник. До пещеры, где он находится, немало километров, но, как гласит легенда, их прародитель давным-давно убил там первого пещерного медведя.
      
      Медвежьи кости в неандертальских каменных ларях были не просто трофеями, вроде шкур и голов, украшающих кабинеты современных охотников за крупной дичью. Если известные примеры охотничьей магии могут служить аналогией, неандертальцы отнюдь не тешили свое тщеславие, а преследовали куда более серьезные цели. Ритуалы, связанные с медведем, все еще существуют - во всяком случае, существовали до самого последнего времени - у ряда охотничьих народов, обитающих по всему северу от Лапландии и Сибири до арктической глуши Нового Света. Некоторые сибирские племена почитали медведя как мифического первого человека и просили у животного прощения перед тем, как его убить. Иногда же медведи считались посредниками между людьми и духами, властвующими над землей. Охотники-айны на севере Японии ловили медвежонка и почти год обходились с ним, как с почетным гостем (иногда женщины даже кормили его своим молоком), а затем в середине зимы подросший медвежонок после долгой церемонии приносился в жертву и мужчины пили его кровь, пока главный шаман возносил молитвы духу-созидателю. По поверью айнов дух принесенного в жертву медведя возвращался в лес и сообщал лесным богам, хорошо ли его привечали. Если он остался доволен, лесные боги сделают так, чтобы на следующий год охота была хорошей.
      
      Разумеется, можно только догадываться, почему неандертальцы убивали пещерных медведей и хранили их черепа в каменных ларях, однако представляется логичным, что тут играли какую-то роль верования, касавшиеся действия вселенских сил. Разумеется, эти верования были не столь сложны, как у современных охотников-собирате-лей. Но в любом случае несомненно, что неандертальская охотничья магия - как и остальные неандертальские обряды - не возникла разом в уме какого-то первобытного сверхгения.
      
      Пещерная живопись
      
      Верования, породившие эти обряды, зарождались как наивные попытки осмыслить те или иные явления и набирали силу очень постепенно на протяжении десятков тысяч лет.
      
      Логика подсказывает, что искусство, один из чудеснейших цветов человеческого духа, зарождалось примерно таким же образом и, по всей вероятности, тоже в эпоху неандертальцев, потому что кроманьонцы, которые утвердились на планете за 35 тысяч лет до нашей эры, были уже настоящими художниками, создателями наскальных рисунков, скульптур и несравненной пещерной живописи.
      
      Естественно, что от всех видов первобытного искусства до нас могло дойти только изобразительное. Если у неандертальцев существовала музыка, она утрачена безвозвратно. Неандертальцы могли быть прекрасными певцами и даже изобретательными танцорами - танцы служили важной формой самовыражения у всех охотничьих народов. Однако то немногое, что нам известно о неандертальском изобразительном искусстве, указывает на крайне низкий уровень его развития.
      
      Неандертальцы иногда использовали такие природные пигменты, как красная и желтая охра или окись марганца. Их находят на неандертальских стоянках истолченными в порошок и в виде тонких палочек, которыми явно терли по мягкой поверхности вроде человеческой кожи или шкуры животного. Возможно, перед охотой или схваткой с враждебной группой неандертальские мужчины разрисовывали свое тело и даже покрывали его определенными узорами, которым приписывалась магическая сила поражать врагов страхом, отводить глаза дичи или еще как-то обеспечивать успех предприятия. Но до нас не дошло ни единого рисунка, ни единого узора, сотворенного с помощью этих красок - если, конечно, такие рисунки и узоры действительно существовали.
      
      Что касается других форм изобразительного искусства, то от времен неандертальцев не осталось ничего, хоть отдаленно напоминающего осмысленный рисунок или скульптуру. В их культурных слоях не найдено ни одного просверленного зуба, который мог быть частью ожерелья - очень распространенного украшения у охотников, включая кроманьонцев. Однако существуют кое-какие дразнящие воображение намеки на то, что неандертальцы начинали ощущать изобразительные возможности, заложенные в некоторых материалах. В пещере Тата (Венгрия) найден кусок слоновой кости, которому была придана овальная форма, после чего его отполировали и покрыли охрой. В пещере Пеш-де-Лазе на юге Франции какой-то неандерталец просверлил дыру в кости животного - возможно, она служила своего рода амулетом. В другой французской пещере, Арси-сюр-Кюр, найдены две причудливые окаменелости морских животных, назначение которых непонятно - как предметы искусства они довольно-таки убоги, но, вместе с тем, неясно, для какой утилитарной цели они могли служить.
      
      Не менее загадочны и кое-какие намеки на символическое обозначение предметов и явлений, которое много позднее становится основой письменности. На нескольких галечных камнях в пещере Тата есть борозды, которые могли нести символический смысл. Бычье ребро из пещеры Пеш-де-Лазе с одной стороны покрыто царапинами, расположенными попарно и непохожими на следы, которые оставил бы каменный нож при срезании мяса с кости. Возможно, кто-нибудь царапал по ребру от нечего делать, без всякой задней мысли, но ведь символические изображения должны были из чего-то возникнуть, и они, несомненно, уже существовали 30 тысяч лет назад, когда кроманьонцы изготовляли примитивные календари.
      
      Все предположительные образцы изобразительного искусства неандертальцев настолько зачаточны и робки, что их не всегда удается распознать, но первый шаг на любом поприще - самый трудный.
      
      Насколько известно, до неандертальцев не существовало никаких намеков на искусство или символику, и разумеется, им неоткуда было узнать, какое замечательное будущее ждет эти средства выражения, - тем не менее они оказались способны положить определенное начало и этому. Подобные первые шаги, как и в религии и в магии, свидетельствуют о пробуждении любознательного, ищущего человеческого духа. Во времена неандертальцев человеческая натура еще только слагалась, но ее основные черты уже выявились достаточно четко.
    80. омикрон (mkubrin1@yandex.ru) 2023/02/06 10:33 [ответить]
      Реальная жизнь неандертальцев была... тяжелой. И совсем не потому что их будто бы преследовали злобные расисты.
      
      Антропологический некрономикон. От чего умирали в каменном веке?
      
      Вопросами причин смерти (наряду с изучением древних болезней, травм и т. п.) занимается специальный раздел современной антропологии - палеопатология человека. Палеопатологи, в некотором смысле, близки современным криминалистам, часто используют сходные методики - как мы увидим ниже, это вполне логично. Разница лишь в сложности задачи: если криминалисту - судмедэксперту нужно установить причины смерти, произошедшей, допустим, несколько лет назад, у палеопатологов давность преступления 'слегка' побольше - счёт идёт на тысячелетия. Всё, что есть в распоряжении - костные останки, часто деформированные, фрагментарные, разрозненные.
      
      Поэтому специалисты-палеопатологи - в отличие от авторов популярных книжек - крайне осторожны в своих оценках. 'Трудно напрямую сопоставлять болезни современных и ископаемых людей, так как палеопатологи ограничены в информации о большом числе болезней из-за специфического источника исследования (разрозненные фрагменты скелета, иногда мумии), - говорит член-корреспондент РАН, директор НИИ и Музея антропологии МГУ, д. и. н. Александра Петровна Бужилова. - В последние годы арсенал методов увеличился. Мы можем уже рассуждать о присутствии того или иного заболевания, опираясь и на генетику, а не только на морфологию, которая иногда не даёт точных данных (например, геном неандертальцев дал возможность убедиться о наличии диабета 2 типа). Ещё сложнее на палеоматериале для каждого индивида определить причину смерти (наиболее вероятные случаи для палеопатологов: травмы со смертельным исходом, злокачественные новообразования)'.
      
      Итак, как ни грустно это звучит: в большинстве случаев для ископаемых останков причину смерти установить невозможно. По многим находкам споры на эту тему ведутся десятилетиями. Своей ли смертью умер неандерталец из пещеры Шанидар? А кто ж его знает, сердешного! На ребре мы видим след от удара острым предметом - значит, не своей? Но повреждение, кажется, имеет следы заживления - так значит, удар не был смертельным?
      
      Кроме того, даже если у нас есть статистика смертельных случаев, то насколько она отражает реальную ситуацию? Ранние стадии эволюции человека представлены единичными находками. В частности, австралопитеков подарили научному миру древние хищники, объедками со стола которых - включая кости гоминид - щедро нашпигованы брекчии карстовых пещер в Южной Африке. Но это, конечно же, не значит, что желудок саблезубой кошки был типичным местом упокоения австралопитека. Просто останки тех, кто мирно скончался в окружении семейства посреди саванны, были растащены падальщиками, изжарены солнцем, развеяны ветром, подъедены насекомыми, переработаны бактериями... Нам ничего не осталось.
      
      Вот после всех этих оговорок и поправок можно приступить к разговору о смертности...
      
      В каком возрасте умирали?
      
      Возраст древних людей антропологи стараются определить по различным признакам - прежде всего, по зубам (для невзрослых индивидов - по прорезыванию молочных или постоянных зубов, для взрослых - по состоянию самих зубов), по размерам и состоянию костей, по швам черепа - насколько они заросли, и т. д.
      
      Древние гоминиды, начиная от австралопитеков и заканчивая неандертальцами, в среднем не доживали до 25 лет - а это возраст расцвета сил даже для шимпанзе! Получается, что гибли молодыми... Это не значит, что никто из них не достигал преклонного возраста - такие находки есть! Старик из Дманиси 1,8 млн лет назад к моменту смерти уже давно потерял все зубы (картина, кстати, совершенно нереальная среди человекообразных обезьян. Существование беззубых стариков - свидетельство истинно человеческой заботы о ближнем). Неандерталец из Ла-Шапелль-о-Сен, также беззубый, весь скрючен артритом и артрозом. Но дожить до седин, видимо, удавалось крайне редко. Зато детская и младенческая смертность у неандертальцев по имеющимся данным достигала 50%! О чем говорит такая картина? О крайне тяжёлой жизни, жизни на пределе возможностей.
      
      После прихода кроманьонцев в Европу, с наступлением верхнего палеолита, продолжительность жизни возрастает - аж до 33 лет у мужчин и 29 у женщин. (Заметим, что вплоть до конца XVIII века мужчины в среднем жили дольше женщин - прежде всего, за счёт смертности при родах. С развитием медицины ситуация изменилась - с тех пор женщины по долголетию стабильно превосходят мужчин)
      
      33 года. Жутко! Но для многих человеческих групп столь короткий век был характерен вплоть до 1900 года. Причины? Множество опасностей, действительно подстерегавших людей каждый день, и отсутствие медицинской помощи. Для неандертальцев и кроманьонцев, населявших Евразию в ледниковый период, следует добавить ещё и такой мощный стрессовый фактор, как холод...
      
      От чего же умирали?
      
      Болезни
      
      В те незапамятные времена любая серьёзная болячка с высокой вероятностью означала смерть. Разумеется, спустя тысячелетия идентифицировать можно лишь те болезни, которые отражаются на скелете. А чтобы болезнь серьёзно поразила костную ткань, она должна перейти в запущенную форму. Нетрудно догадаться, что к этому моменту болезный уже загибался от голода или в зубах расторопного хищника... Тем не менее, вот что рассказывают нам кости.
      
      Инфекции
      
      Полагают, что инфекции стали частым явлением к неолиту, когда плотность населения возросла, и люди стали жить более оседло, загаживая всё вокруг своих жилищ. Кроме того, к этому времени наши предки обзавелись домашними и околодомашними питомцами, подарившими нам такие чудесные заболевания, как туберкулёз, бруцеллёз, чума...
      
      Для находок палеолита известные случаи инфекций единичны.
      
      На черепе древнейшего эректуса из Гунванлина (Китай, возрастом более миллиона лет) надбровье странным образом деформировано - возможно, в результате инфекционного поражения... Хотя есть и другое возможное объяснение - травма. У другого китайца - Таньшань I (около 600 тысяч лет назад) лобная кость поражена чем-то, очень похожим на сифилис...
      
      Французский неандерталец Ла Ферраси 1 страдал от воспаления надкостницы - периостита на обеих ногах и на руке, возможно, инфекционной природы, а может даже из-за злокачественного процесса - что, вероятно, явилось причиной смерти.
      
      А старик из Ла-Шапель-о-Сен, уже упоминавшийся выше, помимо артритов и артрозов, согнувших его в три погибели, мучился инфекционным спондилёзом грудных и поясничных позвонков.
      
      Онкология
      
      Считается, что рост частоты опухолевых заболеваний среди людей коррелирует с увеличением средней продолжительности жизни. По идее, онкология в палеолите должна была встречаться крайне редко. Поэтому вероятность найти подобное на ископаемом скелете исчезающее мала. Удивительно, но такие находки все-таки есть.
      
      Выше уже говорилось о подозрении на злокачественные образования у неандертальца Ла Ферраси. Доказанный случай костной опухоли имеется для гораздо более древнего неандертальца из Крапины (Хорватия) - возрастом более 120 тысяч лет. Невзрачный обломок левого ребра длиной 30 мм, найденный ещё в конце XIX века, недавно вновь привлёк внимание учёных. Фрагмент тщательно изучили, в том числе путём сканирующей компьютерной микротомографии. Обнаружилась полость, очень похожая на результат опухоли, поразившей ребро (это называется 'фиброзная дисплазия'). Находка костной опухоли 120-тысячелетнего неандертальца - заметное событие, дающее повод задуматься о природе и истории подобных заболеваний. Правда, предполагать, что именно эта опухоль привела к смерти, нет особых оснований. Более вероятно, что беднягу съели... Вместе с опухолью.
      
      Прочие хвори
      
      Да, наши далёкие предки редко страдали от инфекций и ещё реже - от онкологии, однако, чтобы жизнь раем не казалось, это с лихвой компенсировалось всевозможными болезнями суставов и позвоночника.
      
      У неандертальцев проблемы с суставами начинались в самом юном возрасте - видимо, в силу того, что они с детства подвергались экстремальным физическим нагрузкам. К этому у жителей ледниковой Европы, обитавших в условиях нехватки ультрафиолета, прилагался рахит - следы его наблюдаются как у некоторых неандертальцев, так и у кроманьонцев.
      
      Стоит упомянуть и анемию, древнейшие проявления которой обнаружены на черепе ребёнка возрастом полтора миллиона лет, из знаменитого Олдувайского ущелья в Танзании. Такого рода анемия вызвана нехваткой железа и встречается у современных детей в период, когда их отнимают от груди. Напомню, что источниками железа являются, прежде всего, продукты животного происхождения. Несчастному ребёнку не хватало мяса...
      
      Другой гоминид примерно такой же древности, найденный в Кении, наоборот, не ведал меры: его кости деформированы от гипервитаминоза A, возможно, вследствие поедания слишком большого количества ливера...
      
      В завершение рассказа о болезнях, ещё один посмертный диагноз. Знаменитый мальчик из Турканы (Homo ergaster, Кения, 1,5 млн лет) страдал от стеноза - патологического сужения позвоночного канала. Из-за этого парень, вероятно, не мог нормально ходить и умер в юности. А в итоге - антропологи получили самый полный скелет человека такой древности...
      
      Несчастные случаи...
      
      Если современного человека может сбить машина или ударить током, то древние гоминиды - дети природы - тонули в болоте, падали в пропасть, а то и с дерева (между прочим, даже у современных африканских пигмеев ака - любителей мёда - на падения с деревьев приходится более 6% всех смертей).
      
      Несчастные случаи подарили нам ряд замечательных находок. Версия 'утопления' растиражирована для знаменитой австралопитечки Люси и даже запечатлена в фильме 'Одиссея первобытного человека'. На самом же деле, в пользу того, что Люси утонула, говорит лишь то, что останки найдены в речных отложениях. Но тело запросто могло быть смыто в реку водным потоком уже после смерти.
      
      Более вероятна версия гибели в катастрофическом наводнении для так называемого 'Первого семейства' - останков не менее 17 австралопитеков, найденных, как и Люси, в Хадаре, в Эфиопии. С чего бы стольким скелетам валяться вместе в отложениях реки? Вот она, репетиция Всемирного потопа...
      
      Незавидна участь трёх (а по просачивающимся в печать сведениям - четырёх, а то и пяти) австралопитеков, найденных в южноафриканской пещере Малапа. Все особи - самка, подросток и младенец - лежали рядышком на дне пещеры, представляющей собой естественную ловушку - колодец не менее 30 метров глубины. Предполагают, что вся компания ухнула в эту пропасть, где их погребло под грязевым потоком на 2 миллиона лет.
      
      Возможно, в результате обвала в пещере погиб старый неандерталец из иракской пещеры Шанидар (который до этого успел лишиться левого глаза, правой руки, и хромал на правую ногу... Но о травмах разговор впереди).
      
      Травмы
      
      Активный образ жизни в 'агрессивной среде', полной опасностей, - стоит ли удивляться высокому уровню травматизма у древних людей? По количеству переломов, трещин, пробитых черепов и т.п. бесспорную пальму первенства держат неандертальцы. Характер распределения повреждений на неандертальских костях Эрик Тринкаус сравнил с 'комплексом участника родео'. Из этого был сделан вывод о том, что неандертальцы практиковали охоту в 'полный контакт' на крупных млекопитающих - носорогов, мамонтов, быков, от которых регулярно получали сдачи.
      
      Непревзойдённым рекордсменом по травматизму остаётся упомянутый выше пожилой человек из Шанидара. Как пишет антрополог, к. б. н. Станислав Дробышевский в своей книге 'Достающее звено':
      
      'шрам на правой стороне лба от небольшого поверхностного повреждения; сильное повреждение - вдавленный перелом внешней стороны левой глазницы, возможно, приведшее к слепоте на левый глаз; в наружном слуховом проходе разрастание костной ткани; первые нижние резцы выпали, а остальные зубы полностью стёрты и несут следы воспаления на верхушках корней; разрастания на поясничных позвонках; остеомиелит - редукция правой ключицы и ости правой лопатки; псевдоартроз суставной впадины правой лопатки; два перелома правой плечевой кости, которая к тому же была атрофирована из-за ампутации; врождённой недоразвитости или паралича правой стороны тела (соответственно, руки ниже локтя не было); сильный артрит левого локтя, правых колена и лодыжки, искривление диафиза левой большой берцовой кости; заживший перелом правой пятой плюсневой кости; дегенеративные изменения сустава первой и второй плюсневых, а также сустава правых первой пястной и медиальной клиновидной костей. Резко выраженная оссификация связок и дегенеративные изменения могут быть последствиями синдрома диффузно-идиопатического гиперостоза - заболевания из ряда оссифицирующих гиперостозов'.
      
      Уф! Впрочем, погиб старичок, как мы писали, от обвала в пещере - видимо, при землетрясении...
      
      Справедливости ради, высокий травматизм характерен и для наших прямых предков - древних сапиенсов. Травма на лобной кости 4-хлетнего ребёнка Схул 1 (Ближний Восток, более 100 тысяч лет назад) - вероятно, стала причиной смерти: следов заживления нет. Эталонным кроманьонцам из того самого французского грота Кро-Маньон тоже досталось при жизни: у мужчины сломана бедренная кость (перелом сросся), у женщины перелом лобной кости - то ли заживший, а то ли нет...
      
      Интересный факт, о котором пишет А. П. Бужилова: с переходом от верхнего палеолита к мезолиту (когда плотность населения возросла) растёт и число черепно-мозговых травм, в первую очередь у мужской части населения - они встречаются у каждого второго-третьего индивида! Драчливая эпоха? Удивительно, что позднее, с распространением земледелия, подобные травмы встречаются редко, хотя плотность населения должна была ещё увеличиться! Видимо, земледельцы, осев на своём огородике, обзаведясь семьёй и хозяйством, успокоились и стали больше думать о светлом будущем и меньше о том, как бы свести счёты с соседями...
      
      Хищники
      
      На большинстве костей ранних гоминид имеются следы зубов хищных животных - другое дело, что трудно установить, хищник ли тащил за ногу упиравшуюся и визжащую жертву, или гиена пришла справить свою тризну по уже отправившемуся в мир иной двуногому.
      
      В ряде случаев, всё же, нападение хищника является наиболее вероятной причиной смерти. Детёныш австралопитека из Таунга - самая первая находка, по которой описали род австралопитеков ещё в 1924 году, - видимо, был растерзан крупной хищной птицей. Характерные следы имеются на мордочке несчастного ребёнка. Другой показательный пример - череп детёныша массивного австралопитека SK 54 из Южной Африки. На его темени - две дырки, очень похожие на те, что оставляют клыки современных леопардов.
      
      Первым людям - потомкам австралопитеков - тоже приходилось несладко. Знаменитые Homo habilis из Олдувайского ущелья, вероятно, закончили свою жизнь в желудке крокодила. По крокодильим останкам из Олдувая был даже описан отдельный вид с красноречивым названием Crocodylus anthropophagus - крокодил-людоед. Представьте себе шестиметровое чудище с треугольными рогами на макушке, в пасти которого исчезает жалобно кричащий Homo habilis (а всего-то водички пришёл попить!). Одному из хабилисов особенно не повезло - если такое выражение тут уместно: на берцовой кости OH35 обнаружились следы и крокодильих, и леопардовых зубов. Как в страшном сне: крокодил и леопард тянули в разные стороны...
      
      Но проходит всего несколько сотен тысяч лет, и ситуация радикально меняется. Начиная с гейдельбергского человека останки гоминид - жертв хищников науке почти неизвестны. Власть переменилась?! Из пугливых жертв наши предки превратились в эффективнейших охотников. И, тем не менее, даже для новоявленных 'царей природы' столкновения с хищниками были неизбежны. Ведь теперь гоминиды конкурировали с крупными кошками за добычу, а кое-кого - пещерных медведей - даже приходилось выгонять из логова, чтобы заселить его самому. Какой косолапый согласится отдать жилплощадь без боя? Стены пещер, вероятно, были свидетелями впечатляющих схваток.
      
      Совсем недавно в журнале Archaeological and Anthropological Sciences вышла статья, авторы которой описывают фрагмент теменной кости неандертальца из испанской пещеры Кова Негра. На этом фрагменте отчётливо видны два следа от клыков, точь-в-точь такие же, как на уже упомянутом черепе австралопитека из Южной Африки. Ещё одна жертва леопарда? Авторы исследования идут дальше. Они берут современную судебную статистику по нападениям хищников на людей. Смотрят, с какой частотой, какие части тела эти хищники кусали; как распределяются повреждения на скелете (например, медведь хватает за голову; кошка прыгает сзади и вгрызается в затылок; волки налетают со всех сторон, хватают за руки-ноги и валят). Полученную картину сравнили со статистикой по неандертальцам и по ранним сапиенсам. И выявили хорошее совпадение! 'Мы недооцениваем роль древних хищников, - говорят авторы статьи - возможно, древним людям чуть ли не ежедневно приходилось отбивать их атаки'.
      
      Убийства
      
      Щекотливая и любимая народом тема - убийства, каннибализм и прочие страсти 'у древних дикарей'. И опять, реальные знания прозаичнее и скуднее картинок из популярных книг. 'Строго доказанных' случаев убийств из палеолита - единицы. Отнюдь не потому, что древние были белыми и пушистыми. Даже по наиболее очевидным, казалось бы, случаям, при большом желании, можно поспорить (а скептики в научном мире всегда найдутся). В который раз вспомним неандертальца из Шанидара, только не старика, а помоложе - Шанидар 3. След от острого предмета на его девятом ребре - следствие враждебной атаки, или результат 'неосторожного обращения с оружием', или несчастный случай на охоте?
      
      Наконец, по костным останкам крайне сложно определить: явилось ли то или иное повреждение непосредственной причиной смерти? О травмах со следами заживления можно, конечно, сказать: человек страдал, но пережил эту неприятность. А если явных следов заживления нет? Об иных вмятинах, трещинах, пробоинах на черепах десятилетиями спорят:
      
      удар острым камнем?
      погрызла гиена?
      давление осадочной породы, обвал?
      плуг трактора или лопата археолога?
      
      Совсем недавно на мировых новостных лентах замелькали заголовки: 'Раскрыто древнейшее в мире убийство'. Древнейшее из известных нам, конечно. Сима де лос Уэсос, 'Пещера костей' на севере Испании, 430 тысяч лет назад. Счёт найденным здесь останкам гейдельбергского человека идёт уже на сотни. Как они сюда попали? Точно не стараниями хищников (следов зубов на костях практически нет). В саму пещеру есть только один путь - через 13-метровый колодец. Судя по составу костей, тела падали на дно пещеры целиком. Случайное падение ещё более сомнительно - ладно бы пара скелетов, но 29 человек! Им явно 'помогли'...
      
      Исследователи обратили внимание на характерные повреждения на черепе номер 17: два аккуратных пролома похожей формы на левой части лба. Тщательный анализ формы, ориентации, особенностей двух повреждений по всем правилам судмедэкспертизы привёл специалистов к однозначному выводу: оба пролома нанесены одним и тем же твёрдым предметом, вероятно, ещё при жизни обладателя черепа. И, судя по всему, уже первый удар оказался смертельным. Как говорится, камнем по лбу и в колодец... Что было причиной убийства? Может, конфликт из-за женщины (пытал меня по этому поводу журналист одной радиостанции)? Красивая легенда для масс-медиа... но, строго говоря, мы не знаем точно даже пол погибшего. Каннибализм? Однозначно нет, т.к. на черепе отсутствуют какие-либо другие следы 'разделки'. Ритуальное убийство? Но мы не видим посмертных манипуляций с телом, частых в таких случаях. Наиболее вероятна (хотя и недоказуема) версия обычной 'бытовухи'. Что не поделили предки неандертальцев 430 тысяч лет назад? Кусок мяса? Тёплый угол в пещере? Кто знает...
      
      И ещё одно раскрытое преступление - с территории нашей страны. Владимирская область (сейчас - фактически, черта города Владимира), знаменитая верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь, на площади более 5 тысяч квадратных метров - по количеству находок и тщательности их описания, безусловно, одна из крутейших в мире... В одном из погребений примерно 30 тысяч лет назад был захоронен пожилой мужчина - высокого роста, атлетического телосложения. Скелет прекрасной сохранности. Тело на спине, руки скрещены, тысячи бус из костей и зубов животных, браслеты, украшения, каменные и костяные орудия... Судя по богатству погребения, этот человек занимал высокое положение в своём сообществе. Кстати, повреждение на лобной кости, первоначально интерпретированное как травма, оказалось именно этим самым - следом от удара лопатой при раскопках (да, бывает!).
      
      Ещё интересней: некоторые части скелета были впоследствии утеряны (и такое бывает!), но в 2009 году часть останков обнаружена в отдельном пакете, вперемешку с костями от совсем другого памятника. Среди этих, заново открытых останков нашёлся первый грудной позвонок, на котором, с помощью рентгена, исследователи обнаружили повреждение от удара острым предметом - вероятно, дротиком или копьём. Следов заживления нет - рана оказалась смертельной. Кому ты перешёл дорогу, большой человек из Сунгиря?..
      
      И конечно, каннибализм - куда ж без него. Здесь предположений много, но доказанного, как обычно, мало. Из канонических примеров - подозрительного вида вмятины на черепах синантропов в Чжоукоудяне (то ли люди так обошлись с ними, то ли гиены...); куча обожжённых (вроде бы) и искромсанных в капусту (вроде бы) неандертальских костей в Крапине (Хорватия)
      (был ли тут каннибализм - остается дискуссионным вопросом, это мнение в последнее время, уже после прежнего объявления "бесспорно доказанным", вновь опровергнуто, но в любом случае установленный возраст захоронения - гораздо старше, чем приход кроманьонцев в Европу, так что, если кто и ел этих неандертальцев, то другие неандертальцы, старые сообщения о находке там и останков кроманьонцев оказались ошибочными)
      ; человеческие кости с надрезами в местах прикрепления мышц вперемешку с костями других животных в Гран Долина, Испания (около миллиона лет назад!).
      (это были гейдельбергские люди, задолго до появления неандертальцев)
      
      Жутчайший каннибальский пир 49 тысяч лет назад устроили неандертальцы в испанской пещере Эль-Сидрон. Об этом красноречиво говорят раздробленные кости то ли 12, то ли 13 человек - включая череп ребёнка, с которого вообще сняли скальп. Жесть! При этом отметин от зубов животных на останках мало. Люди подъели всё, падальщики ушли несолоно хлебавши...
      (нет, ели они таких же неандертальцев, как они сами, а вовсе не кроманьонцев, и, судя по следам пищи, сохранившимся в останках, просто время это было голодное, вот, наверное, другая группа и...)
      
      Останки предположительно разделанных и съеденных неандертальцев в пещере Мула-Герси во Франции тоже относятся к эпохе задолго до прихода крманьонцев...
      
      Мрачные, но единичные примеры каннибальской практики не должны сбивать нас с толку. Нет оснований всерьёз утверждать, что древние люди отличались особым пристрастием к поеданию себе подобных. Да, изредка, с голодухи, подобное могло случаться - но этим, как мы знаем, в экстремальных ситуациях могут грешить даже наши современники.
      
      Наш краткий обзор подходит к концу. Что добавить? Пожалуй, что сложнее всего выяснить причину смерти в случае, если это смерть... своя. Не убили, не съели, не утонул, не свалился с дерева, не напоролся на копье, не надышался фтором (как питекантроп из Триниля). Просто умер. От старости. Такая смерть не оставляет следов.
      
      
      Первобытный геноцид
      
      Неандертальцы всегда жили небольшими группами - и иногда мы видим свидетельства уничтожения этих групп в полном составе. Вопрос: а как их удалось победить? Если одна группа нападает на другую группу, то силы должны быть более-менее равны. Но, может быть, неандертальцы были хитрые - нападали по ночам, резали, подкрадывались.
      
      А сейчас подходим к самому интересному. Были ли такие столкновения между неандертальцами и сапиенсами? Часто слышим, что когда кроманьонцы пришли в Европу, они устроили геноцид и вырезали всех неандертальцев. Иногда при этом напускается романтический туман: якобы неандертальцы а-ля аборигены жили в согласии, а тут прибыли кроманьонцы и всех поубивали.
      
      А была ли неандертальская девочка?
      
      И все-таки мы не знаем, конфликтовали ли неандертальцы с кроманьонцами и кто при этом побеждал. С одной стороны, время существования неандертальцев на несколько тысяч лет перекрывается со временем существования кроманьонцев. С другой стороны, как раз именно в этом временном интервале следов каннибализма нет особо. А те, что есть, невозможно разобрать - кто всё-таки кого убил.
      
      Однако есть одна замечательная находка - когда в слое верхнего палеолита во французской пещере Лес Ройс найдена кость, по многим признакам похожая на неандертальскую. Это нижняя челюсть девочки с надрезками. Орудия, вроде, более-менее кроманьонские. Эта находка была интерпретирована как убийство неандертальской девочки кроманьонцами. Но кость сильно разрушена, и доказать, что она была полностью неандертальской, не очень получается. К тому же это не целый скелет девочки.
      
      В общем, может быть, кроманьонцы и подъедали неандертальцев, но подтверждение тому одно, да и то - довольно сомнительное. А строгих доказательств у нас нет.
      
      
      Вообще при сравнении имеющейся в литературе информации о находках в Старом Свете человеческих костей с вонзившимися в них фрагментами наконечников и информации по аналогичным находкам костей животных обращают на себя внимание, прежде всего, два обстоятельства. Во-первых, это полное отсутствие человеческих костей с вонзившимися в них наконечниками в период ранее 15 тлн, при относительной многочисленности таких костей животных (как минимум 10 костей 10 особей с 9 памятников западной и восточной Европы, западной Азии и Сибири). Во-вторых, это резкое изменение количественного соотношения двух групп находок в период после 15 тлн, т.е. в конце позднего палеолита и в мезолите: 29 костей 27 индивидов с 17 памятников против 56 костей (32 из них с одного памятника) 20 с лишним особей c 18 памятников. Приблизительное равенство цифр в данном случае поразительно. Не может же быть, чтобы в конце палеолита люди вдруг стали охотиться на себе подобных так же, как на животных! Конечно, отчасти столь странная картина может объясняться тем, что антропологические материалы изучают обычно гораздо тщательнее, чем фаунистические. Часть засевших в костях животных обломков оружия наверняка осталась незамеченной (особенно в коллекциях из старых раскопок). Однако крайне маловероятно, что дело лишь в этом. Ведь общее количество раскопанных на палеолитических и мезолитических стоянках костей животных на несколько порядков превышает количество костей человеческих - в первом случае счет идет на миллионы, во втором - на тысячи. Кроме того, животные, в отличие от людей, были объектом постоянного промысла, и значительная часть их костей, находимых при раскопках, заведомо представляет собой остатки дичи, добытой с помощью стрел и дротиков, оснащенных каменными и костяными наконечниками.
      
      Делать какие-то определенные и далеко идущие выводы из приведенных данных было бы, наверно, преждевременно. Будущие полевые и камеральные (тщательное изучение старых коллекций) исследования еще могут существенным образом изменить наблюдаемую сейчас картину. Пока же позволительно лишь осторожно предположить, что отмеченное выше изменение относительной частоты находок костей людей и животных с вонзившимися в них фрагментами наконечников может быть отражением учащения вооруженных конфликтов и/или изменения их формы, начиная с финала позднего палеолита. Такое предположение хорошо согласуется с теоретическими представлениями о социальных трансформациях, имевших место в период так называемой 'революции широкого спектра' и последующее время, когда вынужденный переход к усиленной эксплуатации 'низкоранговых' ресурсов во многих регионах должен был повлечь за собой ужесточение территориального поведения и укрепить узы, связывавшие первобытные сообщества с определенными местностями. Более жесткое территориальное поведение, с одной стороны, и рост численности и плотности населения, с другой, неизбежно вели как к укрупнению и сегментации человеческих сообществ, усложнению их внутренней структуры, так и к усложнению взаимоотношений между разными группами и внутри групп. Конфликты и вооруженные столкновения могли в таких условиях участиться и приобрести более жесткий характер, чем раньше.
    79. *Семенов Руслан (rusart6820) 2022/07/08 22:08 [ответить]
      > > 78.Владислав
      >Почему не перебраться в Скандинавию или там Англию-Ирландию?
      Потому как там сейчас и ещё на 15 тысяч лет тундра, не тундро-степь как везде, а именно тундра.
    78. Владислав 2022/07/08 21:13 [ответить]
      Открываю я глаза, смотрю какие то неандертальцы кругом бегают.
      -Ёптить, я попаданец.
      -О, свой. Здравствуй меня зовут Андрей, я такой же попаданец как ты.
      -Что происходит?
      -Мы идём из Франции в Америку через Берингов пролив!
      -Что? Слушай у вас верёвка есть?
      -Да есть. А зачем она тебе?
      -Я пойду вешаться. На том свете в аду, всяко легче будет.
      
      Почему не перебраться в Скандинавию или там Англию-Ирландию?
    77. *Семенов Руслан (rusart6820) 2022/06/12 16:16 [ответить]
      Как примитивными средствами получить медь из малахита.
      https://www.youtube.com/watch?v=OO747eWvGME&t=1s
      Пошаговая инструкция.
    76. *Русаков Павел 2022/04/12 08:01 [ответить]
      Неандертальцы первыми освоили Америку: https://ria.ru/20170426/1493187066.html
    75. *Ангарин Леонид 2021/12/29 15:10 [ответить]
      > > 74.Влад
      >? Обновлять будете или бросите? Спасибо.
      Обновления на сайте автортудей. Поскольку с 21 главы книга стала платной, то здесь вынужден был прекратить дальнейшую выкладку.
    74. Влад 2021/12/28 22:36 [ответить]
      ? Обновлять будете или бросите? Спасибо.
    73. *Aregreste 2021/12/22 04:21 [ответить]
      >Все украшенные изображениями медведей залы Дома Гррх были под завязку забиты подвешенными в несколько ярусов тонкими пластинами вымоченного в солевом растворе мяса без жира. Не на морозе же его сушить, получится только мороженое мясо.
      
      Ну вообще, это один из реально рабочих методов. Мясо на морозе прекрасно сушится. Может, только подольше, чем в теплую погоду, но при этом продукт выходит вполне неплохой.
    72. *Русаков Павел 2021/11/30 10:47 [ответить]
      > > 71.Ангарин Леонид
      >> > 70.Русаков Павел
      >>Благодарствую за отличное продолжение!
      >>Просьба, можно вставить в текст карты средиземного моря того периода? Корсика соединялась с Апеннинским полуостровом?
      >На автортудей читатель скинул карты по периоду в комментариях. Здесь даже не знаю как их заливать, очень уж неудобный сайт. Вчера замучился новую главу выставлять.
      
      Леонид, всё очень просто! Находите подходящую карту на просторах интернета. Щёлкаете по ней правой кнопкой мыши или тач-пада. На выпавшем меню выбираете "копировать адрес изображения". Желательно перед этим на страничке карты раскрыть её на максимальный размер.
      И, вставляете адрес карты в эту строку: (img src=kartinka.jpg) на место kartinka.jpg, скобки только замените на уголки.
      Строка есть при редактировании текста на правом сером поле окна редактирования! Строку нужно вставить в разрыв текста, где будет помещена карта. Копируйте в строку вместо kartinka.jpg адрес изображения, и при сохранении отредактированного текста карта появится в нём! Несложно, а читать главу будет интереснее!
    Страниц (3): 1 2 3

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"