2. Долгалев Виктор Федорович (ostrow7247@yandex.ru) 2010/08/19 11:35
[ответить]
Я привожу свою версию толкования бесплодной смоковницы. Смоковница - это разветвлённое дерево, с уст пророка Даниила - седмина - семь седмин - семьдесят седмин, - только на кончиках последних, "детских", ветвей, могут произрастать плоды, в которых нет беззакония и приведена правда вечная, в которых мудрость змеи и простота горлицы. Устами младенца глаголет истина - вот что на высоте смоковницы, там, где плоды. У меня нет для развития образа смоковницы стихов на эту тему, но я воспользуюсь видинием поэта, как всегда пророка, важности последних ветвей на другом дереве.
У старых ёлок в вышине есть ёлочки-малышки:
У той подросток, а у той задорное дитя.
И ветки вздёрнуты у них, и шишки словно вспышки,
И хвоя свежая на них колышется, блестя.
Когда меня приводят к ним берёзки и аллеи,
Когда от ржавых старых лап я отрываю взгляд,
То на вершины я гляжу и сердцу веселее:
Ведь там беспечный хоровод и вечный детский сад!
(Валентин Берестов)
Почему мы никогда не видим на ветвях хитросплетённого дерева ни глупого голубя, ни простоватую ласточку? Вот если бы в этих птицах была бы примесь вороньей мудрости, тогда бы дерево было для них подходящим пьедесталом и насестом.
А вот в Нафанаиле Иисус Христос увидел то и другое, почему и связал Нафанаила со смоковницей. Вот он гимн юродству и мудрости, опять же со слов поэта-пророка:
О жесткое яблоко знания!
Ты жизнь помогло мне узнать,
Я вижу все кочки заранее -
Ах кабы ослепнуть опять.
Разумный живёт осторожно,
Обжегшись, подует он впредь,
Лишь глупый дурачится может,
Ах как бы опять поглупеть!
О яблоко здравого смысла,
Ты мне угрожаешь бедой,
Тебя надкусила я - кисло! -
Ах если б остаться балдой!
(Анн Хардиган, Кислятина)
Когда Пётр спрашивает Иисуса, до семи ли раз прощать ближнему - это он спрашивает о благодатной смоковнице. Но это не она, именно такое, незрелое, куцее дерево, на котором не может быть плодов, и проклинает Иисус Христос, - увы, это мы, безуспешные христиане и безблагодатные церкви! ЗАКЛИНАЮ ВАС, ДЩЕРИ ИЕРУСАЛИМСКИЕ, СЕРНАМИ ИЛИ ПОЛЕВЫМИ ЛАНЯМИ: НЕ БУДИТЕ И НЕ ТРЕВОЖЬТЕ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, ДОКОЛЕ ЕЙ УГОДНО. А угодная смоковница - зрелая, в которой ветвей СЕМИЖДЫ СЕМЬДЕСЯТ.
Впрочем, об этом подробней можно прочитать в моей статье ЖЕРТВА И ЖРАТВА. Это попытка реконструкции библейского поста.
1. *Левин Борис Хаимович (rosom@tut.by) 2010/08/18 23:43
[ответить]
В книге "Путь Христов" (С-Петербург, 1903). - Минск, Свиток, 2000 прочитал такое интересное толкование. Листья - внешнее благообразие, против которого и выступал Иисус (например, "не будьте, как лицемеры..."), а плоды - внутреннее (например, "не человек для субботы, а суббота для человека"). Действие Иисуса в этом случае было только символическим. Такие действия описаны у пророков сплошь и рядом. А то, что время неплодоношения - сказано для нас, читателей, чтобы мы понимали, что речь пойдет именно о символическом действии (ну, не сумасброд же был Иисус!). В отрыве же от Ветхого Завета, то есть пророков, это непонятно.