Цыганков Вячеслав Анатольевич : другие произведения.

Казнить нельзя помиловать

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на фильм "12"


12 (Россия, 2007)

   Режиссер: Н. Михалков
   В ролях: Н. Михалков, С. Маковецкий, С. Гармаш, А. Петренко, В. Гафт и др.
  
   "12" - римэйк фильма С. Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин" (1960). Действие перенесено в Россию, в наши дни. Это история о присяжных, которые должны решить, виновен ли чеченский юноша в убийстве своего приемного отца, российского офицера. Ситуация гипотетическая: система присяжных у нас так и не заработала...
   Картина получила "Золотого льва" на МКФ в Венеции.
  

Казнить нельзя помиловать

   Вот оно, торжество демократии: виновность человека определяет не один человек (судья), а целых 12 (присяжные). И дело вроде простое: все улики и показания свидетелей ясно указывают на убийцу. Всей "работы" - на 10 минут: собрались, проголосовали, занесли решение в протокол, разошлись. Но просто не получается: решение должно быть единогласным, а один из присяжных почему-то голосует за невиновность подсудимого.
   Ну что ему неймется? "Нет разумных оснований для сомнений", - утверждает выпускник Гарварда. Но русский человек тем и славится, что поступает по совести, следуя велению сердца, а не разума. И совесть не позволяет - раз! - и подписать приговор. Надо "хотя бы поговорить". Философский подход: рождение истины в беседе.
   И у каждого есть что сказать, есть невероятная история из жизни - своей, родственника, знакомого... И звучит весомая фраза: "Все бывает". И колеблются чаши весов, решающих судьбу человека. Неспроста присяжных устроили в школьном спортзале: голосование превращается в счет баллов между командами - 5:7, 7:5, 6:6...
   Но разум герои все же привлекают: рассматривают улики, моделируют следственный эксперимент, ищут мотивы. И дело действительно оказывается довольно простым: убийство - спланированное, свидетели - запуганные или купленные, обвиняемый - пешка в "очень денежном" проекте.
   И даже самый ярый сторонник решения "виновен" рассказывает свою историю и "сдается". Кажется, чаша "за" перевесила - ан нет. Последний, решающий голос оказывается искусительным гласом: ну, оправдаете вы человека - и что? Что с ним дальше будет, вы подумали? И дело вновь становится сложным: ответственность не заканчивается вынесением решения, а только начинается.
   Сложным - для разума. Совесть помогает сделать простой - единственно верный - выбор.
  
   Авторитет позволил Михалкову собрать замечательную актерскую команду, а талант - совершить почти чудо: составить фильм почти из одних диалогов, увлекающих лучше всякого "экшена". В картине вообще использован минимум "изобразительных средств" - в ней интересен не антураж, а психологизм, не движение "от пролога к эпилогу", а эволюция героев. Уже в финале звучит имя одного из них, остальные так и остаются "инкогнито". Зато в жарких спорах "за" и "против" каждый раскрывает свою суть: Физик, естественно, оказывается лириком; агрессивный Таксист-шовинист - заботливым отцом; циничный Могильщик - меценатом и страстным влюбленным; немногословный Художник - русским офицером, который бывшим... Конечно, это "типажи", собирательные образы. Но стоит оглядеться, и в них легко увидеть символы нашей странной эпохи.
   Впрочем, символика начинается с названия. Так и тянет сравнить присяжных либо с апостолами (свой Фома среди них точно есть, а рассказанные житейские истории в контексте приобретают весомость притч), либо с рыцарями короля Артура (важна не форма стола, а достоинства тех, кто за ним собрался). Но это было бы слишком просто. 12 - это полный цикл: оборот Земли по орбите или круг часовой стрелки. Недаром начинается заседание днем, а заканчивается ночью; за это время якобы ясное дело успевает стать запутанным, а потом снова проясниться. И свет истины озаряет лица вопреки физической темноте...
   Глубоко символично и место собрания - школа: присяжным предстоит научиться - слушать и слышать других, отказываться от стереотипов и предубеждений, а главное - верить и сострадать. Можно сказать, они заново учатся быть людьми.
   Еще один, вроде бы случайный, персонаж - воробей тоже играет заметную роль. "Птичка Божия не знает" ничего о кипящих в зале страстях, но олицетворяет очень важный принцип - свободу выбора. И можно поучиться у воробья естественности, с которой он пользуется этой свободой. Главное - осознать ответственность, которую влечет каждый выбор, и осмелиться ее на себя взять, потому что "кто, если не мы?"
  
   Ситуация гипотетическая. Но разве нам не приходится выбирать каждый день?
  
   *

"Фильм важен потому, что то, о чем мы там говорим, - это то, о чем мы все думаем, но не всегда решаемся высказать это вслух. Тут нет развлечения - это сложная, но очень важная работа души и сердца. Я надеюсь, что некоторые мысли и убеждения у зрителя переменятся после картины в лучшую сторону. Главное - не оставайтесь равнодушными!"

Никита Михалков


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"