Стихотворения
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
--
РИЛЬКЕ РАЙНЕР МАРИЯ
СТИХОТВОРЕНИЯ
ДАР ПЕНАТАМ
В СТАРОМ ДОМЕ
В старом доме предо мной свободно
видна мне Прага в кругу далёком;
час сумерек мимо бредёт одиноко
внизу тихим шагом безмолвно.
Расплывается город, как за стеклом блестящим.
Лишь, как богатырь, что шлемом покрыт,
высоко предо мной в патине зелёной стоит
Николая святого купол башни.
Тут и там свет мерцает сейчас
далеко в рокоте города душном. -
И мне кажется, в старом доме радушном
"Амен" произносит вдруг чей-то глас.
НА МАЛЕНЬКОЙ УЛОЧКЕ
Старые дома с крутыми фронтонами,
высокие башни чистого звона полны, -
и только кусочек неба ничтожный
флиртует с домами, что так тесны.
На лестнице, на каждом клочке,
улыбаются Амуры устало;
В стиле барокко на потолке,
где поникли розы, опало.
Там паутиной ворота оплетены,
и оставило солнце тихо и скромно,
слова, что неведомой тайной полны,
на каменном пьедестале Мадонны.
ДВОРЯНСКИЙ ДОМ
Дворянский дом с широким порталом:
красиво хочет явить мне свой блеск седой,
тротуар с разбитой брусчаткой плохой,
в углу лампа с масляным мутным накалом.
Голубь на окне головку склоняет,
как сквозь гардины разглядеть что-то хочет;
Ласточки заняли дырки в воротах:
Настроением, колдовством это я называю.
ГРАДЧИН
Смотреть в лицо, разрушенное временем,
старинного замка, я так рад;
Ещё блуждает по верхам строений
мой детский взгляд.
И Градчин приветствуют торопливо
Влтавы прекрасной волны,
святые с моста сюда смотрят ревниво,
серьёзности полны.
И башни глядят, будто бы внове
на капители собрание,
что как дети к отцам бегут по дороге,
на свидание.
У СВЯТОГО ВИТТА
Охотно стою перед старым собором;
запах гнили и плесени наплывает,
и каждая окно и колонна любая
свои идиомы повторяют вам хором.
Притулился тут вычурный дом,
со стен улыбается рококо-эротика,
рядом твёрдо тянется готика,
Будто моля, худыми руками при том.
Теперь мне ясен казус такой;
притча времён не новых:
на одной стороне там аббат суровый,
Любовница солнца-короля - на другой.
В СОБОРЕ
Кругло, словно руда на изломе,
Далеко перекрытий дуги сверкают,
в тёмно-коричневом цвете святая
за тусклыми свечами мерцает знакомо.
На потолке, кругом построенном,
головка ли ангела там парит,
иль серебристая слёзка блестит,
что внутри светлячка притаилась спокойно.
А в углу, где стекло золочённое,
спускается вниз глыбами пыльными,
стоит в лохмотьях, в грязи обильной,
дитя с кружкой нищего закопчённой.
В душу его от всего сияния
не попало ни искорки благословения...
Дрожа, тянет он вялым движением,
с тихим: "прошу", руку за подаянием.
В КАПЕЛЛЕ СВЯТОГО ВЕНЦЕЛЯ
Все стены в этом зале
наполнены роскошью камня.
В нём горный хрусталь вы бы узнали,
топаза дымчатого, аметиста сияние.
Волшебно ясные, словно диво,
в танце света блестят переливы
внизу ларца золотого,
где прах Венцеля спит святого.
И до самой вершины этим сиянием
наполнен купол, плывя в вышине;
и видится суетно-золотое сверкание
в сердоликов жёлтом огне.
СО СТОРОЖЕВОЙ ВЫШКИ
Там вижу башни, что подобны дубам,
срезаны, но снова острые, как изящные груши;
там лежит город, и к его тысячи лбам
уже вечер прижимается с тихой лестью
снаружи.
Глубоко тянется он в чёрное тело
а позади
Святого Марка башни две заблестели.
Не кажется ли, что, как щупальца, обе
они сосут чернила в фиолетовом небе.
ДОМА
(1)
Строительные новейшие шаблоны
Мне никак не подходят наверно.
За душу берёт дом несовременный,
террасы из камня широки, совершенны
и секретные маленькие балконы.
И своды потолков словно тают вдали,
под ними так звукам просторно,
ниши встроены всюду удобно,
а снаружи смело, тянут свободно
навстречу сумерки руки свои.
Каменная кладка здесь широка и крепка,
а из камня зернистого и настоящего,
я мог бы извлечь гравий блестящий.
И дом-казарму, напротив стоящий,
вижу из эркера тихого, словно исподтишка.
В КОМНАТЕ
(2)
Уютно, когда ревут потаённые
Дикие ветры в камине.
И в комнате еле слышные ныне,
Тикают на шкафу арочно-стильном
часы, колоннами окружённые.
Там тень маленького силуэта
держит старой шерсти охапку,
в глубине окна виднеется прялка,
и забытые звуки затихают украдкой
в оставленном кем-то спинете.
Лежит ещё проповедей собрание,
что их дух укрепляют.
Стар и млад за столом восседают,
изречения в каждой нише мелькают
и гласят: "Всё по воле Его и желанию".
ВОЛШЕБСТВО
(3)
Часто обжитую комнату я наблюдаю,
рассказывают стены о ней оживлённо;
Молодая девушка, почти ребёнок, вздыхая,
вздевает руки к Мадонне.
Рядом с отцом юноша деловой,
что много пользы приносит для дома.
Шепча молитву вечернюю, на стороне другой
мать оставляет прялку движением знакомым.
Тут мне кажется, глаза стали увлажнены
даже у Мадонны в широкой раме.
И мне звуки отцовского баса слышны,
раздаваясь примирительным "Амен".
ДРУГОЕ
(4)
Тяжёлыми шагами приходит домой,
к отцу, языком с трудом шевеля...
"Парень, невестушка это твоя?!
Пусть вперёд выйдет передо мной!"
Здесь в первый раз стоит девушка тоже,
румянец тихо щёки ей заливает;
отец тут очки протирает:
"Чёрт! Твой выбор очень хороший!"
Он руки протягивает при том,
и невестушка принимает в смущении
поцелуй его с благословением...
И это знает старый дом.
ЕЩЁ ОДНО
(5)
Белокурой девочке это попало
В сердце в лесу из озёрной воды:
От тёмных предков она ожидала
большого счастья или беды.
Остановила колёсико прялки мама:
"Дитя, что приносит тебе страдание?"
Бурно вздыхая, она молчала упрямо,
но обе поняли это молчание.
И вскоре в комнату постучал неизвестный
молодой господин. - "К вам можно?" Молчание.
Конечно. Кто ещё мог спросить так любезно?
Это старый дом знал заранее.
И ПОСЛЕДНЕЕ
(6)
Комната сегодня тиха. Словно нет лица
у печальной хозяйки. Устало, как мел бледна,
полу сознательно прислонилась она
к катафалку её отца.
Рядом с ней супруг, он не может
найти способ утешить её;
только тихо руки держит, и всё.
Её взгляд умоляет, тревожит:
"Матушка, возьми этот букет" -
звучит слово малышки от их дверей,
она улыбается сквозь слёзы теплей,
и утешение старому дому идёт, как свет?