Нынче старина в моде. Молодые люди бегут от современной цивилизации, зачитываясь романами в стиле фэнтези и участвуя в ролевых играх. В субботу 16 октября в Таганроге прошёл этнофестиваль под открытым небом.
Что за этнос?
В выходной день на таганрогском пляже собрались музыканты, чтобы отдохнуть от повседневных дел и поиграть любимую музыку. Обстановка строго неформальная.
Сразу выяснилось, что фестивалю подошло бы название "Дружба народов". В оркестре участвовали инструменты народов Африки, Индии, Австралии, русского Севера. Их объединяла только древность, да ещё, пожалуй, необычное звучание. Многие инструменты были созданы в такую глубокую старину, когда и рабовладельческий строй представлялся далёким светлым будущим. Единственной данью современности была гитара. Только она (да ещё бубен) являлась инструментом, известным мне. Один из организаторов фестиваля, назвавшийся Андрей Чудик, взялся рассказать мне об остальных. Вот, например, что это за труба с низким, однообразным и глубоким звуком? Это диджериду или йёдаки, инструмент австралийских аборигенов. Впрочем, многие учёные сомневаются в авторстве австралийцев, просто у них он сохранился в неприкосновенности до наших дней. Является одним из древнейших инструментов на земле и представляет из себя ствол эвкалипта 1-3 метров, середина которого выедена термитами. Мундштук обрабатывается пчелиным воском. При игре на диджериду используется особая техника дыхания называемая непрерывным. Игра на диджериду помогала шаманам войти в транс. В мифологии австралийцев символизирует радужного змея (покровителя неба, дождя, воды, плодородия, знахарей и шаманов). Впрочем, современные музыканты делают диджевиду не только из эвкалипта, но и вообще из чего угодно. Хоть из водосточной трубы.
А что это за маленький инструмент, похожий на губную гармошку? Издающий своеобразные металлические звуки, напоминающие звук выпрямленной металлической линейки? Это варган. Встречается у многих народов под разными названиями: доромб у венгров, хомус у якутов и т. д. В России был очень распространён в эпоху Средневековья. А шаманы использовали варган для путешествий по Среднему миру (то есть миру, являющемуся "изнанкой" нашего).
А это что за странный барабан в форме песочных часов? Это африканский джембе, барабан из Западной Африки. Делается из цельного куска дерева, сверху покрыт кожей. Использовался африканскими колдунами для входа в транс. Играют на нём двумя руками, зажав инструмент между колен.
А эта погремушка? Змеиная флейта. Она используется индусами для заклинания змей. Змеи, как известно, глухи. Но, как уверяют некоторые исследователи, чувствуют определённые тона этого инструмента.
На закуску - поющая чаша из Тибета. Известный инструмент в виде ступки и деревянного пестика, которым водят по краю. Издаёт такой мелодичный гул, точно эхо гуляет по чаше и используется для вхождения в медитативное состояние. Между прочим, несмотря на видимую лёгкость, играть на нём не так-то просто. Я попробовала, но ничего кроме сипа не добилась.
Я спросила Андрея, музыку какой страны они будут играть.
- Импровизацию. Ничего не важно, только надо настроиться друг на друга. И на себя.
Лечебная музыка.
Древняя музыка на фоне шёпота такого же древнего моря (но море ещё древнее...) звучала таинственно и немного пугающе. Так и ждёшь, что рядом появится шаман или из морских глубин выползет божество столь древнее, что у него нет даже названия на наших языках. "Берегись, человек, - гудел диджевиду - ты думаешь, что всё узнал. Ты даже не представляешь своим рациональным умом, сколько от тебя сокрыто. Смотри, как бы мы не разбудили это". "Берегись!" - звенел варган. "Берегись!" - подпевала флейта. Даже гитара начинала звучать колдовски.
Неудивительно, что все эти инструменты использовались для вхождения в изменённое состояние сознания. Но у них существуют и вполне "земные" функции. Например, они лечат. Варган, например, используется для настойки ритмов головного мозга. Ударные (джембе и бубен) меняют ритмы сердца и мозга. Но самым "лечебным" инструментом оказался диджевиду. Как утверждал Андрей его звучание входит в резонанс со всем организмом человека, как бы настраивая его. Этому в природе служит урчание кошек. Больные органы настраиваются на здоровый ритм. А вот швейцарские медики с помощью диджевиду лечат храп. Они учат больных играть на этом инструменте. Как говорят, храп проходит. Впрочем, возможно, дело не в инструменте, а в постановке дыхания. Но, может, стоит попробовать?
Бегство от цивилизации.
"А-а-а! Помогите! До нас добралась цивилизация!" - воскликнул один из участников, когда у него зазвонил телефон. Действительно, послушаешь такую музыку и забудешь, какое, милые, у нас тысячелетье на дворе. Вспоминались только миры английского писателя Лавкрафта с его Кулху и Матерью Гидрой. Однако, не думаю, что нашим современникам было бы уютно этак пару тысяч лет назад. Ни телефонов, ни компьютеров, ни даже биотуалетов тогда практически не водилось. Но помечтать-то можно?
А мне сразу вспомнилась история, произошедшая, кажется на островах Микронезии. Во время какой-то очередной войны американские самолёты сбрасывали на острова гуманитарные грузы. Аборигены, изумлённые появлением с высоты небес тушёнки и прочих продуктов немедленно соорудили самолёту алтарь, ожидая нового пришествия грузов. Может, мы в их отношении такие же невежды? И не стоит будить лихо, пока спит тихо.
Но что же привлекает людей в столь глубокой древности? Когда я спросила у Андрея, зачем делаются подобные фестивали. Он ответил: "Чтобы люди встретились. Чтобы общались не только по Контакту". Может, в этом всё и дело? В живом общении, в том числе и с помощью музыки? В бегстве от рационализма, техники, которая всё больше отдаляет нас друг от друга? От скучного холодного разума. Ну, и экзотика, конечно.