Цветков Борис Павлович : другие произведения.

Спектакль "203-205" в "Современнике" от 08-10-2022

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Спектакль "203 - 205" в "Современнике"

   Спектакль "203 - 205" режиссера Александра Жигалкина по пьесе Нила Саймона "Калифорнийская сюита". В центре сюжета спектакля история 2-х уже немолодых пар, случайно оказавшихся в одном отеле. Отношения каждой из этих пар проходят через в чем-то похожие сложности, преодолеть которые удаётся только благодаря всепобеждающей силе любви. На первый взгляд, это парадоксальные, пронзительные случаи, но, если присмотреться внимательно - часто встречается в жизни так или иначе. В пьесе показаны обжигающие память образы родом из прошлого, смех и слёзы, любовь и желание во что бы то ни стало быть счастливым, В спектакле, названном противоречивой любовной комедией, герои через мастерство Марины Неёловой и Леонида Ярмольника как бы путешествуют вглубь человеческой души. Их актёрский дуэт, исполняющий роли 2-х из 3-х семейных пар, можно назвать уникальным театральным и художественным событием театральной жизни России. Всего в спектакле участвуют 5 актеров, но 3-е почти без слов исполняют эпизодические роли статистов.
   0x01 graphic
0x01 graphic

М.Неёлова и Л.Ярмольник - актеры и личности

   Марину Неёлову и Леонида Ярмольника считаю настоящими звездами как СССР, так России. При этом меня можно назвать их ровесником, т.к. я на 2 года младше М.Неёловой и на 5 лет старше Л.Ярмольника.
   В М.Неёловову заочно влюбился, увидев ее первый раз в "Осеннем марафоне" (где-то в 1980-м, более ранних ее ролей в кино я не видел, хотя узнал, что они были). Потом также видел ее звездные роли в кино "Фантазии Фарятьева", "Дамы приглашают кавалеров". Хорошо помню другие роли М.Неёловой в ряде фильмов "Тюремный романс", "Азазель", "Сибирский цирюльник", "Предлагаемые обстоятельства", "Дамы приглашают кавалеров", "Карп отмороженный". Ранее в театре реально был только на одном ее спектакле "Последний маршрут", где она блестяще сыграла роль Евгении Семёновны, а тема этого спектакля отражает судьбы моих родных. "Жалею, что она не играла какую-то роль в "Небесах обетованных" Э.Рязанова. Однако, по-моему, роль М.Неёловой в фильме 1990-х "Ты у меня одна" напоминает сюжеты "Небес..." и мне особенно понравилась роль, где она играла вместе с А.Збруевым (его также считаю своим современником, хотя он старше меня на 10 лет, а моя биография в чем-то перекликается с его ролью в фильме "Мой старший брат" и с начала 1960-х помню и иногда наигрываю мелодию из того фильма).
   Л.Ярмольника 1- раз увидел в 1980-х годах в "Цыпленке табака" по ТВ, потом - в его эпизодических ролях на ТВ и в кино, в т.ч. в "Кин-дза-дза" и "Стиляги", а последний раз видел в детективном ТВ-сериала "Иван-да-Марья". Конечно же помню одну из его главных ролей в фильме Германа "Трудно быть богом" (это роль отражает в чём-то мое восприятие одного из возможных сценариев развития событий на планете). Смею утверждать, что Л.Ярмольник как актер на высочайшем уровне исполнял любые, даже эпизодические роли в кино (о его ролях в театре я не знаю). А с Л.Ярмольником, с его семьей и его друзьями мне посчастливилось случайно познакомиться и несколько лет общаться в середине 1990-х. Также отмечу, что отдельные черты характера Л.Ярмольника как как личности и человека вне сцены или экрана присущи и мне самому, поэтому Леонид мне близок, интересен, приятен и понятен.

Впечатление о спектакле "203 - 205" в "Современнике"

   Вместе с супругой 08-10-2022 посмотрели этот спектакль. В целом, спектакль назову интересным и полезным. У меня нет никаких замечаний или претензий к Марине Неёловой и Леониду Ярмольнику как к исполнителям ролей в спектакле "203 - 205". Могу актерскому исполнению дать оценку близкую к 10-ке (по 10-бальной шкале), а сценарию и режиссуре 4-5, что к российской действительности имеет малое отношение, хотя поведение людей и "язвы" в семейной жизни показаны типичные и распространенные в т.ч. в России. Музыкальное сопровождение и декорации были типичными для классической театральной постановки прошлых веков. Но сегодня уже я бы назвал даже это "анахронизмом", например, по сравнению с подобными атрибутами, увиденными мной недавно во МХТ им.Чехова на спектакле "XX век - Бал" режиссера Аллы_Сигаловой. И я благодарен жене и дочери, что они меня "вытащили на эти постановки.
   Зрителей было много, но аншлага не было. Лично я похлопал в ладоши при первом появлении главных актеров на сцене и немного по окончании спектакля, отдавая должное 2-х часовому труду актеров, которые без перерывов, энергично и с высокой самоотдачей радовали зрителей своим мастерством. М.Неёлова и Л.Ярмольник в спектакле показали какими в жизни частенько бывает каждый из нас. И если М.Неёлова играла и показывала более "безгрешные" женские образы, привычки и черты, то Л.Ярмольник показывал брутальность, "непогрешимость" и "грехи" мужчин, известные со времён Данте Алигьери и Дж. Боккаччо. Уточню свое общее впечатление словами одного из рецензентов, т.к. согласен с тем, что в спектакле показан жизнь через довольно "... примитивный юмор, во слегка пошлый". Есть многовато эпизодов, где на пустой сцене была только огромная копна волос и ноги белокожей "негритянки", хотя понимаю, что это было необходимо, чтобы актеры перевоплощались для "разогрева" публику. Можно только сожалеть, что яркие, талантливые и популярные актеры- звезды вынуждены играть спектакли. При этом надо отметить, что многие или большинство публики постоянно аплодировали отдельным сценам.
   На сайте "Современника" спектакль "203--205" назван лирическая комедия о любви "той самой, которая позволяет людям найти возможность услышать и простить друг друга даже в самых странных, сложных, а порой даже безвыходных ситуациях". Да, слова о довольно часто любви слышно со сцены, но исполнители, на самом деле, свои странные слова и поступки пытаются оправдать словами о любви, а один из "героев" намекает на принадлежность к ЛГБТ. При этом, по-моему, роль М.Неёловой и Л.Ярмольника чем-то похожи на их роли в ряде фильмов, однако, я бы отметил, что нигде ранее в ролях М.Неёловой я не замечал ничего похожего на "... давай займемся этим в коридоре".
   Однако главное, наградой для актеров и театра "Современник" в конце спектакля почти все зрителями овациями долго благодарили актёров за спектакль, а некоторые зрители кричали браво!

Б. Цветков

   P.S. В дополнение можете глянуть нескольких фото сцен спектакля (см. ниже), а поскольку, учитывая, что я редко - не чаще 2-3 раз год бываю в театрах, т.е. меня можно назвать театральным дилетантом, привожу также профессиональные впечатления о спектакле которые во многом совпадают с моим восприятием увиденного, а еще ниже - некоторые типичные отзывы.
   Отзыв осведомленного театрала. "Среди актрис сопоставимого масштаба дарования и "звездного" статуса Марина Неёлова как никто более склонна к эксперименту, поиску, риску: можно по-разному воспринимать то, что она делала у Виктюка в "Адском саде", у Серебренникова в "Сладкоголосой птице юности", у Фокина в "Башмачкине", у Туминаса в "Играем... Шиллера", у Половцевой в "Осенней сонате", у Бубеня в "Даме..." - но не оценить ее артистической отваги, самоотверженности, готовности показаться нелепой, уродливой, даже отвратительной, невозможно. Предыдущая роль Неёловой в "Современнике", у Рыжакова в "Собрании сочинений", внешне была, может, и не столь эксцентричной, но тоже рискованной и неоднозначной - https://users.livejournal.com/-arlekin-/4280580.html
   А вот, насколько я помню, М.Неёлова, часто исполнявшая комедийные роли, до сих пор брезговала антрепризными комедиями, в отличие от большинства именитых коллег. Поэтому спектакль режиссера А,Жигалкина в формате, близком к антрепризе, нужно назвать высшим "сортом" и, несомненно, имеющим достойное качество, для М.Неёловой, наверное, тоже своего рода "эксперимент" и "риск", шанс наотмашь покривляться в хорошем, лучшем и разном смыслах, пожонглировать собственными и чужими штампами... (например фоазами ортодоксальных иудеев). Выбор пьесы с данной точки зрения также объясним: не слишком заигранная, но известная, популярная (в моем "карманном словарике афоризмов на каждый день" есть цитата из нее - "Я встретила в туалете Барбару Стрейзанд и она сказала, что "Оскара" должна получить я"-"Она так и сказала?"-"Нет, сказала я! Но она согласилась..."), умело сделанная "на потребу", но без перехлестов по части вкуса, "бродвейская" комедия Нила Саймона, рассчитанная на артистический тандем "звезд". В экранизации Герберта Росса 1970-х гг. снимались Мэгги Смит и Майкл Кейн (лондонская пара), а также Джейн Фонда и другие "гранды" англо-американского кинематографа тех лет: https://users.livejournal.com/-arlekin-/1502582.html
   В многократно показанной московской аудитории полуантрепризной-полурепертуарной (под вывеской БДТ существовавшей долгие годы - но я так и не удосужился сходить, видел только запись) "Калифорнийской сюите", как логичнее называть эту пьесу, играли Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. В "Современнике" партнером М. Неёловой стал Л.Ярмольник, который несколько лет на той же сцене с С. Гармашом участвовал в постановке сходного формата по оригинальной, правда (но и куда более сомнительной во многих отношениях) пьесе Р.Овчинникова "С наступающим!... (не знаю, идет ли она до сих пор и в каком составе т.к. с тех пор много разного случилось: https://users.livejournal.com/-arlekin-/1901901.html).
   Нил Саймон в 1976 г. сочинил удобную для показа пьесу "на двоих" (завязка ее сюжета подразумевает присутствие бессловесного тела - или даже высовывающихся из-под одеяла его частей... - девицы по вызову, пребывающей в состоянии беспробудного пьяного сна проститутки, как "третьего лишнего" персонажа), все действие которой происходит в двухкомнатном семейном (отсюда игра слов в заглавии California Suite) номере калифорнийского отеля, а исполнители последовательно примеряют на себя разные роли. А.Жигалкин - режиссер, набивший руку на комедийных сериалах и скетч-комах - усложнил структуру, перемешал оба эпизода (как и Г.Росс в фильме по этой же пьесе, но там и эпизодов было аж четыре, и все роли перераспределены между разными артистами). Поэтому исполнителям приходится постоянно и многократно перевоплощаться и переодеваться (сложность этого велика, т.к. спектакль идет без антракта), чередуя нон-стоп контрастные образы супружеских пар: Неёловой - знаменитой актрисы из Лондона и простодушной еврейки из Филадельфии в паре с Л.Ярмольником - лондонским антикваром и филадельфийским евреем (пусть не географически, но культурно и ментально Филадельфия противопоставляется Лос-Анджелесу едва ли не радикальнее, чем Лондон, но этот в русскоязычном контексте практически трудно понять). Тем самым каскады пауз с переодеваниями превращаются в дополнительный аттракцион; отчасти для технического удобства этих преображений, отчасти, надо полагать, ради большего оживления "разговорных" сцен, добавив к основным дважды двум героям еще несколько второстепенных, также "парных" персонажей - горничную с дежурным, в отсутствие постояльцев уединяющихся по номерам, и еще одну супружескую чету гостей: лондонская семья проживает в номере 203, еврей с проституткой в ожидании жены занимает комнату 205, а между ними, в 204, затесались... русские, полнокровные, туповатые, в "газпромовских" майках, ни бельмеса по-местному не разумеющие и подавно не говорящие (их роли - чистая пантомима, оттого как бы смешные и без каких-либо особых драматургических находок: "терпилы", которых можно в халатах выгонять из номера, задерживать их багаж и т.п., но не упускающие возможности пофотографировать на карачках ползающую чернокожую шлюху - вероятно, чтоб демонстрировать впоследствии соплеменникам всю глубину американской бездуховности); потому что, кроме прочего, действие из стен гостиничного номера вынесено в общий коридор, с кулером, стульями и кушеткой, с деревянной обшивкой слегка облезлой, но сохраняющий обаяние стиля модерн.
   Откровенно говоря, идея сосредоточить практически все события, которые по сюжету происходят внутри комнат, на "коридорном" просцениуме - двусмысленная, и по сути, технически небесспорная. С одной стороны, так гораздо больше возможностей предоставляется артистам (главным и второстепенным) для комических эскапад, да и, просто, чтоб стать ближе к зрителям, буквально. А, с другой - приходится на бегу разрешать обусловленные таким переносом сюжетные нестыковки, неувязки. Но режиссер, на удивление, справляется с затруднениями, которые сам же себе и создает, и пьеса, юмор которой, во-первых, строится преимущественно на тексте диалогов, а во-вторых, в очень значительной степени оттеняется лирической, ну или мелодраматической, если угодно, подоплекой, несколько меняет "жанр" и по формату сближается с комедией положений.
   Также неслучайно даже изменение нумерации с "N 13" на "203" как бы заранее провоцирует ассоциации, при том, что творения Р.Куни и Н.Саймона, часто проходят как "развлекательные" произведения, но сильно разнятся и по качеству, а не только по жанровой природе. Живость забавными моментами отдает излишней суетой а, в целом, придумка "уплотнить" отель, погуще заселить его другими гостями, а до кучи персоналом, и превратить наличие почти бездвижного продажного тела не просто в развернутую серию пластических поз, но чуть ли не в самодостаточную, полноценную сюжетную линию с темнокожей девушкой, которая окажется под конец вовсе не в полной отключке, а напротив, весьма себе на уме, и мало того, находится в доле с дежурным по этажу (тот отстегивает девушке из чаевых, на которые щедр пожилой еврей). Поэтому есть вопросы к сценаристу и режиссуре - отдельные репризы, признаюсь, заставляли вздрагивать от неуместности и уровня юмора, например: реплика "не забудь застегнуть свой воротничок" (не застёгнутая ширинку в английской паре), или упоминание христианского праздника в разговоре ортодоксальной иудейской пары ("чемодан, который я подарил тебе на Рождество").
   Надо отметить приятную неожиданность - аккуратное обращение режиссера и актеров как с еврейским, так и с гомосексуальным "колоритом": по тексту антиквар, муж актрисы - гей, ну или, допустим, т.н. "бисексуал", хотя с 1970-х представления о "гендерной небинарности" в цивилизованном обществе до того расширились, а надобность в "шифровании" гомосексуальности отпала, что даже по теперешним православным стандартам сюжетообразующий мотив этой линии выглядит архаичным... Но так или иначе приятно, что исполнители не перебирают из желания хлеще потешить зрителя с карикатурно-пошляческими ужимками расхожего ассортимента соответствующих клише. Другое дело, что задав спектаклю в целом формат "комедии положений", историю лондонской пары артисты и режиссер к развязке без подготовки, неожиданно и нелогично - на грани фальши... - опрокидывают в нешуточный "драматизм", когда М.Неёлова, выходя из образа смешной "зазвездившейся" пьяной бабки, вдруг пытается на полном серьезе отыграть, ну хотя бы обозначить за несколько оставшихся минут спектакля трагедию одиночества женщины, искренне любящей своего мужа и сознающей фатальную невозможность (в силу природных, объективных причин) полной взаимности с его стороны... В такие моменты предпочтительнее было бы, на мой взгляд, держаться последовательно водевильно-фарсового тона и не стараться усложнять дело там, где для этого нет ни повода, ни возможности.
  

Ряд отзывов о спектакле "203 - 205" от разных зрителей

  
   Лилия  Великолепно 25 марта 2022: Спасибо за прекрасный вечер! Любим Марину, любим Леонида. А как порадовали герои с игрой без слов! Хороша негритянка, хороши "новые русские", метрдотель и горничная. Спектакль с перчинкой, можно было скатиться в пошлость, но этого не произошло.
  
   Виктор  Великолепно 03 апреля 2022: Получил огромное удовольствие. Легкий, хорошо поставленный спектакль. Прекрасно все играли. Идите - не пожалеете. Театр в классическом понимании!
  
   Елена  Великолепно 01 мая 2022: Очень понравилась постановка, интересная и необычные сценические находки, игра Неёловой бесподобна и Ярмольник пытался ей соответствовать, рекомендую, посмотрите не пожалеете!
  
   Оксана  Великолепно 27.02.2022: Восторг! Л. Ярмольник и М. Неёлова бесподобны! Отличный спектакль! Рекомендую!
  
   Татьяна  Великолепно 21 августа 2022: Замечательная игра актеров!!!
  
   Наталья  Отлично 22 февраля 2022: Спектакль был немного скучен, несмотря на звездный состав.
  
   Татьяна  Отлично 29 мая 2022: Неплохо! Один раз можно посмотреть.
  
   Аноним  Отлично 14 ноября 2021: Спектакль "202-205" - это укороченная версия пьесы Н.Саймона "Калифорнийская сюита", бенефис М.Неёловой и Л.Ярмольника. Получилось хорошо, но не отлично, но пару раз пошел бы. Точно. Почему не отлично, не знаю, казалось бы, что еще надо, ведь наконец Неёлова дождалась настоящую комедию на 2 часа без антракта. Думаю, что дело в американском юморе, смешно было, но не то, чтобы впрямь, очень, в основном смотришь на игру артистов. Честно говоря, Ярмольник у меня ушел на 2 план, так как глаз невозможно оторвать именно от М.Неёловой. Не могу не сравнить спектакль с версией БДТ, которая была в их репертуаре лет 10 назад с Фрейндлих и Басилашвили. Та версия было длиннее в них было 3 пары, которые исполняли одни и те же актёры (в "Современнике" ограничились 2-мя парами, которые я бы назвал более интеллигентными, что ли.
  
   Наталья  Хорошо 07 декабря 2021: Шла на спектакль, чтобы увидеть игру блестящих актеров, но была сильно разочарована. Неёлова и Ярмольник хороши, но что пытались сказать авторы, показывая нам две пожилые пары с их подробностями на тему интимных отношений...не поняла. Смешно не было ни разу, более того совсем не смешно наблюдать подвыпивших людей. Непонятно, для кого весь этот юмор. Девица, ползающая по сцене, якобы, любовница дедушки в майке и трениках - не верю! Может быть спектакль рассчитан на аудиторию 65+, но и это вряд ли. И самое главное - ощущение мёртвого театра Современник, полупустой зал - очень жаль потраченных денег и времени.
  
   Людмила  Нормально 14 ноября 2021: Спектакль для зрителей, любящих посмеяться над поведением пьяной женщины, над ситуацией, когда "жена неожиданно вернулась домой", а муж с любовницей (здесь просто похожий случай), над пошловатенькими шутками, иногда "ниже пояса". Не могу сказать, что он неудачный, есть даже очень оригинальные и поистине смешные моменты (упоминание героини М. Неёловой, что она леди, перемещение по сцене неадекватной проститутки, поведение русских постояльцев отеля), в нем прекрасные дорогие декорации и костюмы, хочется отметить хорошую игру "молчаливых" артистов (тех, которые не произнесли ни одного слова за все действие), весь спектакль любуешься потрясающей Мариной Неёловой, но считать данный спектакль достойным театра "Современник" не стала бы (по-моему, он ближе к антрепризе).
  
   Елена Нормально 14.10.2021: Хочу оговориться - с большим уважением отношусь к работам Ярмольника и Неёловой. Пошла, как только услышала, что такие актеры играют вместе. Но грустно, оказывается, таланты тоже могут халтурить. Низкопробный текст с чудовищно пошлыми шутками, сценами и голыми жопами. При всей моей нежной любви к Неёловой, это не та актриса, которая блистала в короне Волчек. Подозреваю, что в студенческих этюдах она играла лучше. Если ищете спектакль на "чисто поржать", вам сюда, остальным - не рекомендую.
  
   Светлана Нейтрально 07 ноября 2021: Не хочется ставить оценку, пусть будет нейтрально. У каждого - своё восприятие. Уверена, что кого-то восхитит этот спектакль. При всём уважении к артистам спектакль показался не интересным, со скучными диалогами, на протяжении всего спектакля был юмор, который казался глупым, в паре моментов было смешно. Не почувствовала никакого посыла или глубины, честно говоря в тоскливом ожидании думала, когда закончится. Для меня, к сожалению, это не тот спектакль из репертуара Современника, на который хочется прийти ещё раз, увы.

Фото нескольких сцен спектакля "203 - 205" в "Современнике"
(копии и с общедоступных сайтов интернета)

  

0x01 graphic
0x01 graphic

0x01 graphic
0x01 graphic

0x01 graphic
0x01 graphic

0x01 graphic
0x01 graphic

0x01 graphic
0x01 graphic

0x01 graphic
0x01 graphic

0x01 graphic
0x01 graphic

0x01 graphic
0x01 graphic

0x01 graphic
0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"