Цулая Марина Борисовна : другие произведения.

Ёкаи и Ками Японии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поразителен и удивителен фольклорный мир Японии! Как же сильно отличается он от привычного нам Запада. Эта книга перенесёт вас в мир мифов и преданий Востока, вам отроется новый, неизведанный мир древних богов и существ, которые, как верят японцы, и по сей день окружают их.

  От автора.
  Добрый день, дорогие читатели!
  В своей книге 'Ёкаи Японии', я постаралась собрать как можно больше персонажей японского фольклора. В книге вы найдёте множество историй о японских злых и добрых духах и демонах. Узнаете, что стало причиной их появления, а также о том, насколько отличается мировоззрение японцев от близкой нам, западной культуры.
  Причина возникновения этой книги в том, что в своё время я не смогла найти достаточно подробной литературы на эту тему. Литературы на русском языке. Поэтому загорелась идеей написать свою.
  Уверена, что вам, как и мне будет интересно погрузиться в этот новый огромный и необъятной мир сверхъестественного.
  Надеюсь, что вы хорошо проведёте время за чтением данного произведения.
  С наилучшими пожеланиями, Ваш автор.
  
  
  
  Предисловие.
  
  Прежде, чем окунуться в загадочный и далёкий от европейского понимания мир ёкаев - давайте немного поговорим о самих японцах. Этот неповторимый народ живёт по своим особым правилам и обычаям, некоторые из которых могут показаться нам откровенно странными,другие - непонятными и ненужными, ну а третьи - вызовут интерес и восхищение.
  Много лет изучая культуру Японии, каждый раз открываешь её с новой, удивительной стороны. Как только начинаешь тешить себя мыслью о том, что ты её разгадал, спустя короткое время понимаешь, что только слегка приоткрыл завесу, окружающую эту страну.
  Для того, чтобы лучше понимать японцев, давайте вспомним, что для внешнего мира страна была открыта только в середине 19 века. Всё время, предшествующее этому сроку, страна жила по своим законам и правилам. Именно эта изолированность страны позволила ей сохранить собственный, неповторимый стиль жизни. В этом период японской истории появились :поэзия Хайку, гравюра по дереву, театр Кабуки,искусство бонсай, открылась школа чайной церемонии.
  Каждая из этих традиций несомненно заслуживает восхищения и долгого обсуждения. Однако, наша книга не об этом. Сегодня мы с вами погрузимся в фольклорный мир Японии, являющийся важной частью жизни любого японца.
  Самые основные религии японцев - это синтоизм и буддизм. Большинство японцев причисляет себя к обеим религиям сразу. Это и понятно, потому что для японцев эти две религии являются неотъемлемой частью жизни.
  Начнём мы с синтоизма.
  Синтоизм или синто 'Путь Богов' - это мифологические верования в божественность японского народа. Исходя из этой религии любой японец является потомком простых духов, а Император - потомком духов самого неба. Благодаря этой вере был написан трактат 'Дзинно сётоки' , что означает ' Запись подлинной родословной божественных императоров'. В этом трактате говорилось о том, что боги продолжают жить в императорах, поэтому управление страной происходит в соответствии с божественной волей.
  Синтоизму не нужны еженедельные службы или молитвы, также синтоиз не имеет своей священной книги, наподобии Библии или Корана.
  Основа синто состоит в том, чтобы обожествлять любое природное явление и, соответственно, ему поклоняться. Так, по мнению японцев, духи присутствуют в цветах, камнях, животных, в воздухе, в различных природных явлениях, наподобие грозы или извержения вулкана. Духи присутствуют в любом предмете, не важно одушевлённом или нет. Таких духов или богов японцы называют 'ками' (かみ). Ками- это душа или духовная сущность любого предмета.
  Главным принципом синтоизма является жизнь в согласии с людьми и природой. Ведь мир един, он соединён круговоротом, единой системой, где взаимосвязаны люди, ками, животные и растения.
  Кроме огромного пантеона официальных богов, у всех семей Японии есть свои божества, а также целый сонм второстепенных ками. В записях 'Кодзики' говориться: 'восемьсот мириад богов' и это не просто фигура речи. Это означает, что сами японцы не знают точного их количества.
  Хочется также отметить , что для синтоизма нет никакого специального обряда, наподобии крещения в христианстве. Это то, что есть в жизни японца с самого его рождения, вера, впитанная с молоком матери, сама его суть. Скажу даже больше, некоторые японцы не поймут о чём вы говорите, услышав слово синто, но поддержат разговор, если вы заведёте речь о ками.
  Понятия синто и 'добре' и 'зле' сильно отличаются от христианских. У этой религии нет такого понятия, как 'безусловно хороший' или 'безусловно злой'.
  'Враждебный и разрушительный ками изначально был хорошим',- думают японцы. - ' Но что-то заставило его опечалиться и озлобиться. Нужно задобрить его подношениями и ками снова станет щедрым '.
  Также считается естественной вражда между богами и японцы никогда не назовут одного из них только злым, а другого только добрым. Потому что все ками изначально носят двоякий характер, как меняющиеся лики природы.Иногда они щедры, а иногда разрушительны. В синтоизме нет понятия Бога и Дьявола, нет Рая или Ада. Соответственно нет и понятия 'спасения'. У людей нет опасения после смерти попасть в Ад и нет стремления к Раю. Зачем? Ведь каждый человек после смерти станет ками и будет оберегать свой род. А спустя время, если сохранит свою индивидуальность, то сможет стать самостоятельным божеством.
  Японские боги могут жениться на человеческих девушках и выходить замуж за юношей, а ками не обладают абсолютным знанием всего, что происходит в мире. За каждым из них закреплена своя определённая область.
  Зло и добро определяет сам человек.Злом является всё то, что нарушает социальный порядок,мешает гармонии мира и не позволяет служить богам. Также не приветствуется зависть, нетерпимость, злоба и эгоизм.
  Добром считаются: уважительное и безупречное поведение, вежливость, поддержка гармонии мира, умение жить в мире с людьми, природой, сочувствие к окружающим.
  Религия синтоизм, а соответственно и сами японцы считают, что изначально человек рождается с чистой душой и загрязниться ли она извне - зависит только от самого человека. Так, само по себе, зло для человеческой природы неестественно, это - своеобразная болезнь, когда человек подвергся обману, когда он не умеет жить в мире с окружающими, когда жизнь его неправильна или плоха.
  Таким образом для японца мир является цепочкой взаимосвязей, где всё зависит только от обстоятельств.
  У синтоизма есть несколько ответвлений, например, императорский, храмовый или семейный синтоизм.
  Буддизм попал в Японию в 6 веке. Прежде, чем прийти в Японию, учение Будды проделало долгий путь от Индии, через множество стран. Соответственно это учение впитывало в себя верования народов, через которые шло. Придя в Японию буддизм попал под сильное влияние традиционных японских верований, в том числе и синтоизма.
  Поначалу многие японцы отвергали буддизм, но со временем эта религия нашла своё место среди японских верований и прочно укрепилась среди народа, поделив первое место с синтоизмом.
  На самом деле синтоизм и буддизм в Японии уживаются достаточно мирно. Поскольку синтоизм одушевляет всё, что есть в природе, то буддийские священники просто объединили несколько сотен японских богов, назвав их воплощениями Будды. Синтоистским священникам было и того проще. Для них Будда просто стал одним из бесчисленных проявлений божества. Для тех, кто верит, что ками есть в простом камне ил растении, не стало сложностью принять ещё одно божество.
  Так как разделить две эти религии в жизни японца? На самом деле всё просто. Буддизм занял нишу, связанную со смертью.
  Рассмотрим подробнее.
  С синтоизмом связаны все радостные события. Рождение ребёнка, свадьба - это счастливые для людей события и их отмечают по синтоистским традициям в синтоистском храме.
  С другой стороны похороны и поминки умерших - грустное и несчастливые события. События, связанные со смертью и они уже отмечаются по буддийским традициям в буддийских храмах.
  Таким образом обе эти религии вполне мирно сосуществуют. На самом деле японцы очень терпимы к различным религиям, они признают за человеком право обращаться к той религии и тем богам, которые ближе к нему. Японцы никогда не станут навязывать кому-то своё мнение и свою веру.
  Как же узнать какой храм вы посетили? Нужно всего лишь обратить внимание на окружающих людей. Если они хлопают в ладоши, значит, хотят привлечь внимание синтоистских богов, а если соединяют ладони и склоняют голову, то молятся Будде.
  Ещё одно важное различие в том, что дорога к синтоистскому храму обычно усыпана щебнем, в котором ноги просто вязнут. Это сделано специально для того, чтобы приближаясь к храму человек очищался от всех посторонних мыслей. Ведь, когда твои ноги увязают в земле, ты думаешь только о том, что под ногами и больше ни о чём.
  
  Уделим внимание ещё одному народному культу Японии - культу предков. Этот культ существует в Японии и в наши дни, поскольку почитание предков важная часть жизни каждого японца. Японцы верят, что после смерти все умершие становятся ками и продолжают присутствовать в жизни семьи, но теперь они находятся в незримом состоянии и занимают высшую ступень семейной иерархии.
  В каждом японском доме есть доска, посвящённая исключительно почитанию предков семьи, на которой стоят памятники с именем и датой смерти члена семьи. Им приносятся жертвоприношения (рис, саке), для них зажигаются благовония.
  Знаки внимания к умершему очень важны. Особенно в первые дни после смерти. Считается, что в это время душа умершего находится в смятении. Оно и понятно, ведь душа переходит на новый уровень, оставляя важные для себя вещи в другой жизни. Особенно тяжело душам тех, кто умер внезапной или насильственной смертью. Такой дух может угрожать родственникам и проявлять в отношении них агрессию. Достаточно сильный дух может даже навредить. Такой дух носит название 'аратама'(あらたま) - 'буйный дух'. Спустя несколько лет душа покойного успокаивается. Теперь она носит имя 'нигитама' (にぎたま) - 'спокойный дух'. И лишь через 33 года душа полностью успокаивается и становится ками.
  До прихода буддизма , у японцев был только синтоизм, а эта религия включает в себя неприятие смерти. Бывали случали, когда синтоистские священники просто напросто отказывались проводить похоронные обряды. Исключение составляла смерть членов императорской семьи.
  Можно сказать, что это ещё одна причина по которой буддизм в Японии пришёлся как нельзя кстати.
  Как уже понятно из вышеперечисленного, для японцев почитание предков - дань традиции. Ещё одно подтверждение этому - праздник Обон.
  Обон - это праздник поминовения усопших. Обычно его празднуют 4 дня в августе или в июле(по старой версии), с 13 по 16 число. Считается, что в эти дни души умерших возвращаются домой. Обон идин из самых важных праздников в буддизме, в дни его празднования во всех храмах читаются буддийские сутры.
  Обон не является государственным праздником, однако не смотря на это, многие фирмы на эти дни дают сотрудникам выходные и сами закрываются. Эти внеплановые выходные носят название 'Обон -ясуми'.
  Также Обон нередко называют 'Праздником фонарей'. Такое название пошло из-за того, что в дни праздника, с наступлением темноты на улицу вывешиваются красные фонарики. Делается это для того, чтобы души усопших нашли дорогу домой.
  В эти дни можно увидеть ещё одно редкое явление - танец 'Бон-одори', исполняемый только в этот праздник. Он призван успокоить души умерших и одновременно символизирует благодарность предкам.
  Танец танцуют по-разному в разных частях Японии. У каждого региона свои движения и своя музыка. Во время танца могут использоваться веера или деревянные трещотки. Музыка, под которую танцуют, обычно является фольклорной, однако это не обязательное предписание. Так, в некоторых регионах Бон - одори танцуют под музыку из Дораэмона или Покэмона. Поскольку это торжественный праздник - многие надевают юката.
  Закрывает праздник 'то:ро нагаси' - это когда на воду спускают бумажные фонарики, тем самым указываю душам безопасный путь в царство мёртвых.
  
  
  В японских верованиях есть ещё один интересный раздел. Давайте и ему уделим немного времени.
  В первую очередь, давайте узнаем, кто такие ёкаи?
  Термин 'Ёкай' обозначает сказочных существ и персонажей, также им нередко называют сверхъестественных существ других народов. А поскольку у каждого народа существует множество разновидностей таких существ, то и ёкаев соответственно бесчисленное множество.
  Сам термин ё:кай пришёл в Японию из Китая и записывается двумя иероглифами, обозначающими 'загадка,призрак' и 'сказочный, чудесный'. В Японии можно встретить народное слово 'Мононокэ'(もののけ). Оно также обозначает сверхъестественных существ, является синонимом ёкая и переводится как 'воплощённый дух'.
  Ёкаи, как и ками бывают разными по своей природе. Некоторые из них вредят людям, а другие напротив могут помочь человеку и принести ему удачу. Не все ёкаи похожи на людей внешним видом, некоторые из них имеют откровенно странную и большей частью пугающую внешность. Например, многие имеют явные признаки животных, другие могут выглядеть предметами интерьера и напоминают говорящую утварь из мультфильма 'Красавица и Чудовище', производства Дисней.
  У ёкаев есть характеристика и разделение на группы.
  Начнём с Обакэ (お化け) или Бакэмоно (化け物). Сами по себе эти термины переводятся как 'то, что меняется'. Это общее название для различных монстров японского фольклора, обычно применяется к живым сверхъестественным существам, способным менять свой облик по желанию. Также любое проявление чего-то странного или необычного может быть названо бакэмоно или обакэ. А поскольку люди всегда бояться всего неизвестного и пугающего и как известно 'у страха глаза велики', то эти термины можно услышать достаточно часто. И ещё один важный пункт. Иногда термин 'обакэ' может использоваться и для призраков 'юрэй'.
  
  
  Хэнгэ(へんげ). Так называют животных, которым суеверные люди придают сверхъестественные способности. По преданиям такие животные являются оборотнями и умеют принимать человеческий облик, тем самым вводя людей в заблуждение. Некоторые могут жить рядом с людьми и никто никогда и не подумает, что вежливая соседка, живущая напротив на самом деле лиса- оборотень.
  Вот небольшой перечень таких животных: паук - цутигумо, енот - тануки, лиса - кицунэ, кошка - бакэмоно. Конечно на самом деле их гораздо больше.
  
  
  Юрэй. Это слово состоит из двух иероглифов, обозначающих 'тусклый' и 'дух'. Как можно догадаться из перевода,так обычно называют призраков умерших.
  Тут важно не запутаться и не перепутать юрэй с ками или ёкаями. В отличие от ёкаев, живущих в параллельном мире,но рядом с людьми, юрэй - это существа, бывшие когда-то людьми, но не сумевшие после смерти найти покой.
  Тоже самое и с ками. Всё дело в самом способе смерти. В синтоизме считается, что те, кто умер насильственной смертью не могут стать ками, судьба таких духов только юрэй.
  Так кто же может быть юрэй?
  1.Те, кто умер, не закончив какое-то важное дело. Такие духи упоминаются во множестве легенд и преданий разных стран. Чаще всего незавершённым делом призрака является месть. Ненависть и жажда отмщения очень сильные эмоции, вполне способные превратить душу в мстительного призрака, скитающегося по земле.
  2.Те, над кем после смерти не были совершены все положенные обряды погребения. Во многих древних странах, в том числе и в Японии, такие обряды считались обязательными и возводились в культ. Всё это делалось для того, чтобы успокоить душу умершего.
  3.Души тех, кто объят горем или гневом. Как, например, мать, потерявшая своего ребёнка родами и умершая вслед за ним.
  4.И самая распространённая причина появления юрэй - насильственная смерть. Чаще всего, это женщины, убитые своими мужьями.
  Есть у юрэй отличительная черта, по которым их можно узнать. Это - отсутствие ног. Иногда всё, что ниже пояса расплывается рябью, а иногда можно увидеть белое кимоно юрэй целиком, но даже тогда отсутствие ног бросается в глаза.
  Юрэй могут показываться в разных обличиях, например, как светящийся шар с огромным глазом в центре. Но в основном они принимают женское обличие. Некоторые женские облики кажутся прекрасными, но только до тех пор, пока незнакомка не откидывает волосы со лба и становятся видны ещё несколько устрашающих глаз, смотрящих на тебя.
  В основном юрэй становятся персонажами различных ужастиков, потому что их облик и само их существование приводят в ужас. Вот вам пример такого ужастика - фильм 'Звонок'. Все помнят главную героиню? Вот вам типичный представитель юрэй. Кстати, отличительной чертой юрэй также можно назвать белое одеяние и длинные чёрные волосы.
  Обычно юрэй поджидают путников в заброшенных храмах и зданиях, на кладбище, в тёмных тоннелях. Его не обязательно видеть. Всегда можно услышать шаги на пустой улице или почувствовать чьё-то дыхание позади себя.
  Юрэй появляются только глубокой ночью, примерно с 2 часов ночи до 2.30. Это так называемый третий час Быка. Многие юрэй избирают своей жертвой одного конкретного человека и преследуют его, пока он либо не сходит с ума, либо не кончает жизнь самоубийством.
  У юрэй есть своя классификация.
  1.Онрё. В основном онрё называют женщин, погибших по вине мужей или любовников. Все они становятся онрё и возвращаются в мир, чтобы заставить своих убийц заплатить за их смерть. Часто гнев этих убитых женщин распространяется и на родственников мужей или любовников. Они мучают их и заставляют страдать, тем самым пытаясь унять собственные гнев и боль.
  Онрё никогда не наносят мужчинам прямой вред. Нет, они поступают иначе. Вместо этого они заставляют страдать своих убийц, причиняя вред тем, кого те любят. Онрё со стороны наблюдают, как мужья приходят в отчаяние, когда рушиться всё , что они любят. Онрё наслаждаются этими страданиями. Они будут продолжать до тех пор, пока их убийца не покончит жизнь самоубийством.
  Традиционный образ онрё состоит из длинных волос, белого погребального кимоно и мертвенно-бледного лица.
  Мужчины онрё в истории встречаются гораздо реже, чем женщины. Однако и они имеют место быть.
  Изгнать онрё очень тяжело, потому что пока жив объект их ненависти они всегда будут возвращаться и мучить его.
  Самый известный призрак Онрё - это Оива. Говорят, что она до сих пор бродит по улицам Токио, пугая ночных гуляк. Очевидцы утверждают, что у неё белое кимоно, чёрные волосы и бледное лицо, покрытое рубцами. Это приведение, жаждущее мести. Это женщина, которая умерла ужасной смертью.
  2.Фунаюрэй. Это название относится к призракам людей, погибших в море. Обычно фунаюрэй появляются на поверхности воды, в дождливые и туманные ночи. Призраки появляются перед моряками и просят черпак. Если кто-то, в надежде, что получив желаемое призрак исчезнет, даёт ему ковш, то он совершает ошибку. Получив черпак фунаюрэй будет черпать воду на корабль, пока тот не потонет. Знающие и суеверные моряки на всякий случай готовят черпак с отваливающимся дном.
  Также имя фунаюрэй носят корабли - призраки, появляющиеся ночью в густом тумане.
  3.Горё - призраки аристократов. Такими духами в основном становятся представители высших классов, погибшие мучительной смертью. Чем могущественнее был аристократ, тем могущественнее дух. Сильнейшие горё способны вызывать природные катаклизмы, такие как ураган или землетрясение.
  4. Убумэ. Это дух умершей роженицы. По легендам убумэ становятся женщины,не сумевшая родить ребёнка и умершая вместе с ним. Из-за бесконечной любви к своему нерождённому малышу такая женщина становится призраком. Как и все юрэй она появляется в тёмные ночи, но всегда выглядит по разному. Иногда убумэ выглядит как обычная женщина с ребёнком на руках, иногда просто беременной, а иногда окровавленной женщиной, несущей на руках труп ребёнка.
  Все дело в том , что у каждого региона свои особенности захоронения. Отсюда и различие в обликах. К тому же, если роженица умерла с ребёнком во чреве, её могут так и похоронить, не доставая плод. Такая убумэ появляется в образе беременной женщины.
  Вот пример появления такого призрака. В префектуре Нагасики многие заверяют, что видели Убумэ. По словам очевидцев, такой призрак появляется в образе раздетой по пояс женщины с окровавленным в нижней части одеянием. На руках она держит младенца. При встрече с ночным прохожим она просит подержать её ребёнка и если прохожий соглашается и берёт младенца на руки, тут же исчезает. Человек не может избавиться от ребёнка, всё, что ему остаётся делать - это продолжать держать его. Постепенно вес младенца увеличивается, пока тот не превратиться в большой валун. Думаю нет смысла говорить, что становится с добровольным помощником.
  На самом деле таких легенд хватает в современной Японии. Поскольку многие люди рассказывали о встрече с убумэ - эта история стала частью городских легенд.
  5.Икирё. Это душа ещё живого человека, по каким-то причинам покинувшая тело. Такая душа может передвигаться и действовать самостоятельно, при этом она выглядит точь-в-точь как человек. Из-за этого порой случались интересные ситуации.
  По легендам подобные явления были нередкими во время войн. Душа солдата, которому было суждено умереть в битве, покидала тело и возвращалась домой, чтобы проститься с близкими.
  Такие призраки не способны говорить, они могут только стенать и завывать. Также душа может покинуть тело при жизни из-за сильных чувств. Чаще всего это ненависть или месть. Покидая тело, душа отправлялась мстить обидчикам, а после, как ни в чём не бывало возвращалась обратно. Человек просыпаясь не помнил ничего о том, что делала его душа и очень удивлялся, когда кто-то говорил, что видел его ночью в таком-то месте. Ведь сам он был абсолютно уверен, что в это время спал дома, в своей кровати.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"