Critic Void : другие произведения.

Жить без музыки можно. Только как без музыки прожить?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Жить без музыки можно. Только как без музыки прожить?
  
  
  Критерии отбора произведений для конкурса сразили наповал. "Мы так любим критиковать, что теряем способность глубоко чувствовать поистине прекрасные творения." (с) Лабрюйер Жан Де Цитата приведена для собственного успокоения.
  
  К сожалению, что понравилось, осталось за чертой. Позволю заметить - приставка "вне" не симпатична. Предпочитаю быть "в". Мальчика "Славу" и дедушку "Почёт" обещают именно в "в" :-)
  
  Итак, разбор рассказа
  Шифтера "Жизнь без музыки"
  
  
   Общее впечатление.
  
   Написано хорошо, и довольно грамотно, что для конкурсных СИ-шных работ редкость. Читать легко. Ляпов замечено немного: не выделенные запятыми "в конце концов" - "...и в конце концов любопытство победило желание играть", опечатка - "прямо не клавишах" - на клавишах, слишком часто употребляется "уже", да резануло слух "за - за" в "завтрашний завтрак".
  
  С эмоциями сложнее... Оных вообще не возникло... Никаких. Претензий к автору тоже никаких. Я любую мистику воспринимаю спокойно. А такую и подавно. Другие, возможно, испугаются, и что-то по их коже побегает... хотя, от чего? Мистическую атмосферу действиями героя изваять сложно. В таких сценах важны умело описанные чувства и переживания героя. Именно они создают ореол таинственности, вызывают страх у читателя. "Сердце замерло на секунду", "глупое оцепенение" "выглядел я неважно, бледное лицо, поджилки трясутся от страха" - этого, на мой взгляд, слишком мало...
  Тем не менее, рассказ советую прочесть. То, что он не вызвал ажиотажа у меня, ничего не означает для читателей. И потом, я всё же в нем копаюсь. А критика, между прочим, это очень даже сильно действующий пиар. Получается, зелёный свет данному произведению зажигаю. Но, советую помнить, это лишь моё личное мнение. Кто Вам сказал, что оно верно? У каждого оно, мнение личное, своё должно быть. И чем реже человек оглядывается на чужое, тем он счастливее. Кстати, эта тема в рассказе проскальзывает. Скромно, скромно так... "Как оно у других, такие же свои запертые мирки или правильные?"
  
   Результаты раскопок.
  
  По-своему счастлив герой рассказа, одинокий пианист, живущий "в собственном мирке". Одиночество, нелюбимая работа не пугают его, ибо есть у него доставляющее удовольствие дело - игра на рояле, которой он посвящает всё своё свободное время, и которая вводит его в настроение "полудрёмы, полуэкстаза". Больше ничего не волнует - обшарпанная дверь тому подтверждение. Лупящие в стенку соседи, звучащая на всю громкость попса также не в силах помешать любимому занятию. На этот случай давно припасены и изобретены противодействия - беруши и умение сосредотачиваться на одном, остальное тогда "становится всего лишь незаметным фоном". Замечательно! Умение быть счастливым в любых ситуациях - разве не к этому стремится каждый из нас разными способами (какими? перечислять не буду) всю жизнь. Ежегодно, бесконечными тиражами выходят 'Каки' - 'Как стать счастливым...', 'Как получить удовольствие...', 'Как испытать...', 'Как заработать...', 'Как окрутить...', 'Как...'. Нет чего проще - пользуйся! Но... оказывается чужое счастье в свой карман не укладывается. 'Воз и ныне там'.
  
  Начинается и заканчивается рассказ одним и тем же предложением. Такая своеобразная музыкальная дверь в мир героя. Следущее дальше уточнение - "Как можно не приходить от классической музыки в экстаз!" указывает на высокий (нет, не культурный, уже слышу миллион возражений) образовательный уровень героя. На первый взгляд кажется, что вместо музыки может быть любое другое хобби, от которого человек приходит в экстаз. Но, думаю Автор остановил свой выбор на музыке не случайно. Звук - это наша первичная связь с внешним миром. Эмбрион начинает слушать вселенную уже там, в утробе. Из музыки формируется наша душа. Нас ещё нет, но... мы есть! Мы слышим. Слышим всё. Даже мысли. И реагируем на них.
  
  
   Вот и послушаем... На мой взгляд, эти два одинаковых предложения звучат по-разному. Начало. "Музыка струилась из-под моих пальцев..." Слышите? Как роскошно звучит... увлекает... интригует.
  
  Однако долго наслаждаться прекрасным Автор не позволяет. "Громкий стук" тут как тут. Счастье с несчастьем почему-то обязаны бродить за ручку. Таков неизвестно кем придуманный закон успешности сюжета. Ссылаются, что так устроена жизнь. Почему и в чём обвиняют именно жизнь, понять никак не могу. Ведь жизнь не гуляет сама по себе. Жизнь - это РЕЗУЛЬТАТ. Результат НАШИХ поступков, которые мы совершаем для достижения (см. выше про 'Каки') состояния... экстаза. Ведь 'человек рождён для счастья, как птица для полёта' (с)
  
  Автор преднамеренно упускает описание внешности, концентрируя внимание читателей только на внутреннем мире героя. Особо подчеркивая однобокость - только музыка! и больше ничего. И вот, чтобы показать ущербность такой жизни автор безжалостно бросает пианиста на 'съедение неблагодарным людям', предоставляя ему (заодно и читателям) возможность увидеть другие миры и что-то понять.. что? ... смысл жизни, наверно. Банально, но других слов не подберу.
  Стук в стену - это первое предупреждение. Пианист его игнорирует и, устраняя помехи, собирается продолжить игру.
  Звонок в дверь - это вторая попытка. Находится ТО, что побеждает желание играть. Это любопытство. Лишь оно сумело оторвать пианиста от рояля, заставило открыть дверь. Значит, всё не так бесперспективно.
  Музыкант встречается с самим собой, на мгновение забывает о музыке, видит окружающий мир другими глазами. "На ум пришли обыденные проблемы, что у меня есть сегодня на ужин и на завтрашний завтрак. Все эти мысли были подернуты особым настроением, которое раньше я относил только к музыке. Это был отблеск экстаза. Нет, а с какой стати он есть в мыслях о завтраке..."
  Отблеск экстаза насторожил муыканта, но больше всего испугала мысль:
  "А что, если все это одинаково?"
  Пришел ужас. Не страх, а именно ужас.
   Все бы ничего, если бы я мог снова начать думать о чем-то, что вернет тень экстаза. Но я не мог. Мысль о том, что я живу в собственном мирке, где все неверно распределено по степени важности, вызывала непрогоняемое чувство какой-то изоляции. Как оно у других, такие же свои запертые мирки или правильные?'
   Что из этого следует?
  Встреча с незнакомцем означает, что он в тупике. Помочь себе пианист может только сам - поэтому он видит себя самого (в противном случае видение было бы другим).
  Хочу также обратить внимание читателей на мысль героя: "неверно распределено по степени важности ". Почему возникло сомнение? Мне кажется, потому, что свой изолированный мир стал герою тесен. Настал момент совершить поступок - сделать выбор. Тот самый, в результате которого может измениться налаженная жизнь. Зарождается надежда на перемены. Вот только нужны ли они герою?
  
  Интересно, как вы думаете, есть ли разница между 'экстазом' и 'отблеском экстаза'? Догадаться несложно. Чтобы отблеск превратить в настоящий экстаз надо долго и упорно трудиться. Герой это понял. Зачем напрягаться? Зачем что-то менять, если он уже умеет 'приходить от классической музыки в экстаз' ?
   Победило "хочу вернуться..." Оно было настолько сильно, что мне начало казаться, что от такого горя можно и с ума сойти. Ничего больше не было, кроме этого тягостного чувства. Это что, и есть правильный мир, где кроме чувства страдания по утраченному больше ничего и нет?
   И правильно! Зачем миру еще один несчастный?
  
  Несколько слов о самой мистике. То, что автор выдаёт за мистику, уже почти не мистика. Гипотеза - мысли человека способны изменить реальность - неуклонно превращается в аксиому. То, что всё больше и больше людей начинает чувствовать проявление другого, непонятного пока, мира на самом деле так. Поэтому так много об этом говорят, пишут, создают передачи. Параллельный, потусторонний, ментальный... Единого названия нет (но ведь и бога единого тоже нет). Всё зависит от образа жизни человека. И способа или метода общения с миром. Сейчас столько развилось направлений, что очень легко потеряться... Это может быть сон, медитация, с помощью алкоголя, травы, психотропных препаратов, наркотиков или др. Меж тем, ключик выбора прост - он хранится в подсознании, которое мы постоянно заглушаем.
  Чем?
  Прибамбасами всевозможными. У кого какие средства под рукой, тем и заглушаем. Боимся тишины... Странно, не правда ли? Тишины... боимся! Боимся услышать самих себя.
  
  Вот и музыкант в итоге остаётся в собственном изолированном мирке. Смелости и мужества принять увиденный мир не хватает. Не каждому такая ноша по плечу. Осуждения герой рассказа не вызывает, как и сочувствия.
  
  Последнее предложение: "Музыка струилась из-под моих пальцев..." начинается не с абзаца. От этого его смысл приобретает обыденность, теряя первоначальное величие.
  Прислушайтесь...
  
  Какую мелодию слышите Вы, уважаемый читатель?
  Одну из симфоний Бетховена?
  Моцартовское "Адажио"?
  Или кроме прилипчивой незатейливой попсы уже ничего не звучит?
  Для читателей, уважающих стабильность и постоянный (пусть и от нелюбимой работы) доход, эта строка должна зазвучать победным маршем. Над суетой от поисков смысла жизни.
  
  Читателям, которым покой только снится, в конце рассказа, скорей всего, послышатся минорные ноты.
  Мне, из-за предшествовавшего 'минут десять до выхода на нелюбимую работу' услышалась вторая соната Шопена... противно запахло смертью. Впрочем, всегда найдутся люди, кому такой запах приятен.
  
  ...Пустота в красивой обертке.
  
  Может и жизнь превращается в пустоту? ...если она без Музыки?
  А может надо хотя бы иногда на мгновение забывать о музыке, чтобы услышать пение поющих птиц?
  
   Вместо эпилога
  
  Счастье каждый понимает по-своему. Оно, счастье, строго ИНДИВИДУАЛЬНО. И почему вечно жива в нас привычка насильно, на свой манер, делать других счастливыми?
   Герой нашёл себя в классичекой музыке. Он счастлив, играя. Ему можно по-хорошему позавидовать. Он обрёл смысл жизни, больше ему ничего не надо. Оставим его в покое, не будем мешать...
   Тогда почему мы не верим в такое его счастье?
  Потому что сами не умеем наслаждаться игрой? Или потому что не понимаем классической музыки? А может мы настолько ленивы, что даже не желаем этому учиться? Проще пустить в свой мир другого. Только где гарантии, что он будет счастлив в нашем мире, как и мы в его...
  
   Если вас гложат сомнения по поводу смысла жизни - читайте рассказ. Хуже не будет.
  
  Но... если вы ясно видите цель и уверены в себе - не транжирьте время на чтение, не подглядывайте в чужие мирки. Наслаждайтесь своим счастьем и берегите его.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"