Аннотация: Объективные средства измерения качества текста
Довольно часто в ответ на замечания по качеству текстов местных авторов я получаю что-то вроде этого: "да сначала попробуй написать что-нибудь!", "не пробовал - не знаешь!", "да кто он такой, с пустым-то разделом, как он смеет судить меня, ПИСАТЕЛЯ!". Пытаться объяснять таким, что ты читатель с немалым стажем, книжек прочитал изрядно, разных, хороших, не очень и совсем гнилых, бесполезно. Всё равно упирают на то, что "не знаешь, как делать - судить не можешь".
Что ж, кроме субъективного мнения и читательского опыта, есть и теоретические знания. Источники легко найти по поисковику, приведу здесь только краткие конспекты. Начну с распространённых ошибок.
Излишнее использование "А", "Но", "И" в начале предложения и многоточий в конце - проблемы стиля.
Использование отрицаний в описаниях.
Избыточность эпитетов.
Избыточность действия.
Избыточность существительных.
Избыточность местоимений.
Неконкретность описания.
Телеграфный стиль.
"Шпаргалка писателя" основана на книге Ю. Никитина "Как стать писателем". Первая половина шпаргалки ориентирована на авторов, вторая - для читателей. Помогает понять, почему текст кажется неряшливым и тяжеловесным.
В. Купцов. Шпаргалка писателя.
Время года (1 раз).
Время суток (1 раз в эпизод).
Погода, осадки (1 раз в эпизод).
Цвета (по всему тексту).
Запахи (по всему тексту).
Вкус.
Тактильные ощущения - необязательно.
Температура (воздух, вода, металл) - необязательно.
Болевые ощущения - необязательно.
Убрать лишние "Свой, своя, свои...".
Убрать лишние "Был, были, было...".
Проверить, одинаковые ли времена у глаголов в одном абзаце.
Проверить, в одном ли стиле написан текст.
Убрать "Видимо".
Убрать "Действительно".
Убрать "Однако".
Убрать "Впрочем".
Проверить, использованы ли сравнения.
От себя добавлю, что не хватает звуков.
На закуску взгляд из-за океана. Вот что я вычитал в "Мемуарах о ремесле" Стивена Кинга.
Стивен Кинг.
Избегать пассивного залога, когда это возможно.
Использовать наречия в редких случаях и только по делу.
Использовать "красивые" глаголы (взмолился, проскрипел) вместо "сказал" как можно реже.
Короткие абзацы для простых и понятных мест, для напряжённого действия, длинные - когда читателю надо задуматься. Использовать абзацы для создания ритма.
Баланс в описании. Золотая середина между скупостью и избыточностью. Описание начинается в воображении писателя и заканчивается в воображении читателя.
Делать описание простым и точным. Избегать вычурности.
Нанизывать в описание не более трёх черт подряд. Если что-то ещё кажется важным - дать чуть позже.
Разбавить описание действием.
Лучше показать, чем рассказать.
Образ героя можно раскрывать через его речь.
Диалоги писать простым языком.
Описывать персонажей достоверно, как живых людей.
Формула Переписывания. Вчерне готовую вещь можно сократить на одну десятую и ей это будет только на пользу.
У каждого персонажа есть своя история, но она мало кому интересна. Использовать только необходимые куски, да и те сокращать.
Действие на первом месте, познавательные сведения - далеко после.