Среди огромных прекрасных парков в нашем штате Нью-Джерси, один выделяется своей уникальностью. Это Duke Farms - *Фермы Дьюка*.
На огромной площади в одиннадцать квадратных километров (2,700-acre)размещается чудесный природный заповедник с просторными тенистыми аллеями платановых деревьев и рощами красного дуба, зелёные луга, искусственные озёра и водопады, а также оранжерея и постройки начала прошлого века, которые сегодня служат офисами. Всего здесь насчитывается 523 вида растений и 247 видов птиц.
Мне нравится там гулять и зимой и летом. Каждый сезон красив по-своему. Зимой, когда платаны стоят, устремив в небо сухие, без единого листочка ветви, меня привлекает графика угловатых ветвей, застывших в безмолвии. Летом они покрываются свежей зеленью и дарят прохладу в своей тени. Ну, а осенью, всё ещё жаркой, вплоть до ноября, деревья стоят одетые в "багрец и золото" и чудо, как хороши!
Я пригласила внучку полюбоваться этой красотой и мы втроём, с её дедушкой, отправились в путь. По дороге я вкратце рассказала ей историю этого заповедника.
Компания Duke Farms была основана в конце 19 века, когда Джеймс Бьюкенен Дьюк, табачный магнат и тезка Университета Дьюка в Северной Каролине, приобрел около 2740 акров земли вдоль реки Раритан в центральной части Нью-Джерси. Он начал превращать сельскохозяйственные угодья и лесные участки в ландшафт с двумя оранжереями, девятью озерами, 35 фонтанами, 45 зданиями, множеством скульптур, более 2 миль (3 км) каменных стен и более 18 миль (29 км) дорожного полотна в роскошное личное поместье. Однако прежде чем его усилия были полностью реализованы, в 1925 году он умер и по его воле земля перешла к его 12-летней дочери Дорис Дьюк от второго брака. Несколько лет спустя, она переехала в поместье отца, которое стало её основным, официальным местом жительства. В возрасте 46 лет Дорис начала создавать Сады Дьюка - экзотический публичный парк, в честь своего отца Дьюка Джеймса Бьюкенена.
В 1993 году, после смерти Дорис, управление собственностью было передано Фонду Дорис Дьюк, который в 1998 году начал 15-летний процесс перестройки поместья в общественный центр с миссией обучения в области устойчивого развития и охраны окружающей среды.
Ехать в Duke Farms от нашего дома - всего пятнадцать минут по дороге среди полей, домов и лесных зарослей.
Мы поставили машину на огромном паркинге и пешком отправились по дорожке, усыпанной гравием. Прямо перед нами возникло вытянувшееся в длину огромное двухэтажное здание с остроконечной крышей и шпилем посередине, мало чем с виду отличающееся от обычного жилого дома. Стены первого этажа сложены из крупного, неопределённых форм природного камня, добытого в местных карьерах. Таким же камнем выстроена и стена, опоясывающая поместье Дьюка и все остальные дома в поместье.
Трудно поверить, что здесь когда-то располагались конюшни и коровник, площадью 2 000 квадратных метров. От них осталось только название Farm barn (Фермерский амбар). Теперь в этом здании размещается центр для посетителей и ориентации и светлое кафе, где можно выпить чёрный кофе и подкрепиться сэндвичами и пирожными.
В кафе мы не зашли. Наш путь лежал дальше в парк. Пешеходная тропа, усыпанная чёрной крошкой из каучука, привела нас к дороге Dukes Pkwy W (Дьюк Паркуэй Запад). Мы дождались зелёного света на светофоре и с помощью регулировщика, остановившего движение автомобилей, перешли дорогу и вошли в открытые кованые железные ворота поместья.
Справа от нас расстилался лес, нарядно рассвеченный жёлтыми и красными листьями всех оттенков. Осень во всей её красе! Слева - бескрайние луга. Между ними асфальтированная широкая дорога, по обе стороны которой тут и там встречаются уютные скамейки, на которых можно отдохнуть. А ещё надо уступить дорогу велосипедистам. Некоторые их них на собственных велосипедах. Но можно взять и напрокат всего за пять баксов на два-три часа.
Путь нам пересекает ручей Дьюкс-Брук. Его легко перейти, так как он надёжно спрятан под мостом: это дорога, по которой мы идём. Барьеры для "моста" сложены из всё тех же камней, не нарушая архитектурный вид поместья.
Дьюкс-Брук - единственный естественный водоток на ферме Дьюка. Во время преобразования собственности на рубеже прошлого века табачный магнат Джеймс Б. Дьюк запрудил ручей в нескольких местах, чтобы создать озера. Одну из таких плотин можно увидеть на мосту Ройсфилд-роуд, а эта находится прямо у входа в историческое ядро собственности. Когда проходят дожди и речка переполняется водой, здесь у плотины можно увидеть миниатюрный водопад
На обочинах дороги стоят столбы с указателем дорог и то, что на них находится. Как я уже говорила, заповедник обширный, дороги разветвляются в разные стороны. Но благодаря карте и этим указателям, заблудиться практически невозможно.
За высокими деревьями в просветах показалось каменное строение без крыши. Это *Hay Barn* Сенной амбар, построенный примерно в 1905 году. Он находится менее чем в полумиле от Ориентационного центра. Амбар раньше использовали для прессования и хранения сена. Однако, в 1915 году пожар уничтожил первоначальное строение, оставив только каменные стены. Примерно через четыре десятилетия после того, как сарай сгорел, Дорис, дочь табачного магната Джеймса Бьюкенена Дьюка (ласково известного как Бак), собрала ряд мраморных статуй, которые были разбросаны по всему поместью, и расположила их вдоль стен внутри сарая таким образом, что получился миниатюрный сад скульптур среди деревьев на зелёной траве. Мраморные девы с осанкой богинь из греческой мифологии очень красивы. К сожалению, многим из них время нанесло непоправимый ущерб. У кого-то повреждена шея, у другой - отбит кончик носа. А одна из них и вовсе осталась без головы. В самом дальнем углу под сенью деревьев укрылись Три Грации итальянского скульптора Антонио Канова. Три дочери Зевса, олицетворяющие элегантность, веселье и красоту. Конечно, это всего лишь копия знаменитой скульптуры. Но как искуссно сделана! В своё время все мраморные и бронзовые статуи были заказаны и доставлены в Соединенные Штаты из Европы Дж.Б. Дюком за очень большие деньги.
Мы полюбовались на красавиц, вышли из сада, и не спеша пошли дальше по центральной аллее. Буквально через несколько шагов, в тени огромного дерева, мы увидели скульптурную группу и подошли к ней поближе. Чтобы хорошенько её рассмотреть, мы обошли скульптуру со всех сторон. Высокий обнажённый юноша укрощает огромного быка. Две фигуры женщин - одна из них сидит, с мольбой протягивая правую руку к юноше, а левой, обхватив его ногу. Вторая статная женщина в тунике стоит, и похоже, обращается с речью к юноше. Её имя Антиопа. Юноша - её сын.
История этой скульптуры под названием Фарнезский бык, или Наказание Дирки, весьма интересна. Знаменитая мраморная скульптурная группа изображает казнь Дирки (или Дирцеи), жены фиванского царя Лика, братьями Амфионом и Зефом за жестокое обращение с их матерью Антиопой. Братья привязали Дирку к рогам разъярённого быка, который разорвал её на куски.
Авторы монументальной группы - Апполоний и Тавриск. Эта копия отличается от оригинала тем, что в ней отсутствует ещё одна фигура обнажённого юноши, второго брата. Есть и ещё различия.
Скульптуру, разбитую на куски, обнаружили в эпоху Возрождения, в 1546 году в ходе раскопок терм Каракаллы в Риме, предпринятых папой Павлом III (Алессандро Фарнезе). Произведение установили во внутреннем дворе Палаццо Фарнезе в Риме, отчего она и получила своё название.
Полюбовавшись скульптурой, покрытой зеленоватой патиной, я сфотографировала внучку на её фоне и мы отправились дальше, пообещав показать ещё одну достопримечательность парка. На все достопримечательности у нас попросту не хватило бы одного дня.
Минут через пятнадцать мы добрались до здания, где когда-то на первом этаже располагались конюшни, кабинет и главная комната для официальных встреч бывшего хозяина поместья Джеймса Бьюкенена Дьюка. Это - Каретный амбар *The Coach Barn*. Он был первым из трех знаковых каменных амбаров, построенных Дьюком в 1899 году в своём поместье.
Внушительных размеров двухэтажное здание украшает четырёхугольная пятиэтажная башня с часами *Norman clock tower*, которые и сегодня показывают точное время. Конечно, как и все остальные здания в поместье, здесь была проделана большая работа по обновлению старины.
Мы обошли кругом это строение, стены которого сложены из крупного, неопределённых форм природного камня, добытого в местных карьерах. Таким же камнем выстроена и стена, охватывающая всё поместье Дьюка. Кстати, много лет назад, в амбаре мы видели хорошо сохранившиеся кареты старого Дьюка. На высоких стропилах можно было увидеть четыре большие фрески, изображающие сцены охоты с четырех разных континентов. На втором этаже когда-то располагался сеновал и квартира для шофера. Жаль, в своё время я их не сфотографировала, а теперь The Coach Barn закрыт для посетителей.
В тридцати шагах от похожего на миниатюрную крепость здания, на фоне зелёных зарослей, мы увидели блестящую на солнце огромную, почти в настоящий рост, чёрную статую быка. Пока я рассматривала эту статую, задаваясь вопросом, по какому случаю бык удостоился такой чести, к нам подошли мужчина и женщина. Мужчина тут же стал фотографировать это великолепие. Тогда, поборов свою застенчивость, я решила его спросить, может он знает, почему здесь стоит памятник быку. Наверняка не спроста?
Хороший вопрос! - отозвался он. И немного подумав, предложил своё понимание этого чуда.
Бык - это олицетворение мощи и богатства. Наверно, вы видели такого же в Манхэттене на Уолл-стрит?
Ну да, конечно! - Я вспомнила, как почти двадцать лет назад (о, боже, как летит время...) муж фотографировал меня на фоне громадного бронзового быка, яйца которого лоснились стёртой бронзой от миллионнов рук посетителей, желающих поймать удачу и разбогатеть от того, что дотронулись до его тестикул! Атакующий бык, известный как Бык с Уолл-стрит, изображает мощного, разъярённого, приготовившегося к атаке быка, символизирующего агрессивный финансовый оптимизм и процветание ("Быками" на биржевом сленге называют трейдеров, ориентированных на подъём экономики и рост цен акций). Бронзовый бык присел и пригнул голову, наклонился в одну сторону, все его мускулы напряжены, хвост изогнут наподобие плети, а длинные острые рога говорят о том, что не стоит связываться с таким опасным животным. Весь его вид излучает энергию и силу.
Не таков Дарем бык в поместье Дьюка. Он внушительно стоит на своих четырёх ногах, слегка повернув влево увенчанную рогами крупную голову, как бы спокойно наблюдая за происходящим вокруг него. Бык излучает мощь и веру в себя. А также, как догадался американец, финансовый успех.
Однако, он не знал истинную историю появления этого быка во владениях Дюка. Я выяснила это позже. Оказалось, что бык был товарным знаком конкурирующей табачной компании, приобретенной Дж. Б. Дьюком. Но почему именно бык? Bull?
Никакой загадки. Две сотни лет тому назад, на заре табачного бизнеса, была такая машина - "Bull Jack" - которая наполняла, маркировала и взвешивала мешки с табаком. Грин, а позже компания Blackwell установила быка в качестве логотипа для "Подлинного курительного табака Дарема" (Durham город в центре Северной Каролины). Реклама Bull Durham Smoking Tobacco имела успех благодаря тому, что продукт был брендирован. К тому же, бык был символом, связанным с районом Дарема, восходящим к 1800-м годам, когда в эпоху после Гражданской войны торговец табаком Джон Р. Грин назвал свой продукт "Быком" Durham Tobacco. После смерти Грина в 1869 году Уильям Т. Блэквелл купил имя и торговую марку. Впоследствии, в 1898 году, Джеймс Б. Дьюк купил табачную компанию, сделав ее частью своей American Tobacco Company, тем самым повысив национальную репутацию Дарема как центра производства табака. С тех пор Дарем известен как "Город быков".
Полюбовавшись великолепным быком, мы отправились в обратный путь.
В стороне от дороги мы увидели сверкающий под полуденным солнцем полупрозрачный купол. Это оранжерея, где выращивают орхидеи, - пояснила я внучке. Orchid Range - это здание по стандарту LEED(C) Gold. Оно содержит впечатляющую экспозицию орхидей. Хочешь, зайдём, посмотрим?
Ну кто же откажется посмотреть эти роскошные цветы?
Внутри оранжереи мы попали в царство орхидей среди деревьев, на ветках и на камнях. Они были всех цветов и оттенков: лимонная, терракотовая, салатная, пепельно-сиреневая и вишневая... В ассортименте орхидей находится Субтропическая экспозиция и Экспозиция тропических орхидей, посвященные растениям, произрастающим в Соединенных Штатах. Фантастические формы цветка с нежными окрасками нередко напоминают бабочку, или башмачок. В домашних условиях очень трудно сохранить им жизнь. Здесь же, в оранжерее, и свет, и увлажнение - всё сделано для того, чтобы прекрасные цветы существовали в идеальных условиях.
Была ещё одна теплица, созданная Дорис Дьюк. Она и теперь существует, но закрыта для посещения. К счастью, я ещё застала время, когда она была открыта, и у меня даже сохранились фотографии. В той теплице было одиннадцать взаимосвязанных садовых участков. Каждый представлял различные композиции. Больше всего мне нравился Японский сад и Сад камней. Очень красивыми были Китайский сад, Французский. Все сады по-своему уникальны.
Тихо журчала вода в искусственных ручейках, в которых плавали золотые рыбки. Горбатые крошечные мостики акцентировали красоту композиции. Мраморные статуи богинь, установленные в концах галлереи, усиливали эффект перспективы. На клумбах росли тюльпаны. Деревья были увиты лианами. Гигантские и крошечные кактусы самых разных форм топорщились иголками и колючками. Дорис Дьюк разработала архитектурные, художественные и ботанические элементы садовых экспозиций, основываясь на наблюдениях во время своих обширных путешествий по миру.
В этом заповеднике обитает семья белоголовых орланов. Как известно, эта храбрая и гордая птица, символ силы, мужества, свободы и бессмертия, с 1782 года национальный символ США, официально защищенный законом.
Мне не пришлось их увидеть вживую, да и мало кому удаётся. Словно в утешении публики, огромные бронзовые орлы сидят по обе стороны на железных воротах, закрывающих вход в парк, названных в их честь Eagle Gate на Duke Pkwy W. Я попросила мужа притормозить машину, чтобы сфотографировать ворота с большими чёрными птицами. Вход в огромную территорию охраняют несколько больших кованых ворот. Их них четыре главных входа называются Север, Юг, Запад и Восток. Но только одни ворота открыты для посещения каждый день до шести вечера, кроме Воскресенья и Понедельника. Эти дни зарезервированы для работников по уходу территории.
Наша прогулка подошла к концу. Боюсь, мы не посмотрели и десятой доли всех сокровищ поместья Дьюка. Такие, как рукотворные озёра, названные Змеёй, Лягушкой, Черепахой, Цаплей... в честь обитателей заповедника. Не увидели мы Фонтан Русалка *Mermaid Fountain*, Сад для медитации *Meditation garden*, Общественный сад *Duke Farms Duke Farms Community Garden*.
Но мы обязательно сюда вернёмся, как возвращались в течении последних 24 лет, с тех пор, как удачно поселились в городе, где магнат и филантроп James Buchanan Duke построил своё поместье и парк, открытый для публики.