|
|
||
"Поэзия, как и любой труд, предполагает наличие и мастерства, и ремесла..." |
«И радость и печаль неведомо откуда» *
О сборнике поэтов Воркуты «Под полуночным солнцем» **
В книжных магазинах республики появился новый поэтический сборник, представляющий творчество воркутинских авторов. нужно отметить, что географическая широта заполярного города вовсе не внесла в стихотворения ощущение холода и зябкости. наоборот, от книги веет человеческим теплом, переживаниями, близкими любому человеку, и, главное поэзией. А поэтический уровень этого коллективного сборника достаточно высок для того, чтобы захотелось о нём поговорить.
Большинство авторов члены городского литобъединения «Сполохи», однако каждый из них обладает своим вкусом и своим поэтическим почерком. Единственное, что их объединяет, это традиционная манера русского стихосложения, берущая начало ещё с допушкинских времён. В общем-то отрадно, что поэты Воркуты не соблазнились столь многочисленными теперь новомодными веяниями, которые порой успевают устареть и наскучить даже раньше, чем сами их изобретатели. Не кидаясь в области каких-либо формальных изысков, авторы сборника ведут свои поиски прежде всего в душе человека. Форма же призвана скорее скреплять содержание, чем выпячивать самоё себя. Однако тут приходится признать, что кто-то из авторов с этим справляется, а кто-то и не совсем. Что поделать, поэзия, как и любой труд, предполагает наличие и мастерства, и ремесла. Да, не всем авторам достаёт этого мастерства, умения владеть словом и попросту вкуса и чувства меры.
Виктор Апекишев пишет:
Может, смысл бытия в том и есть у людей,
Чтоб крутили колёса стальные канаты?
Не знаю, читатель, ой не знаю, стоит ли реалии своей, пусть хоть даже и самой нужной людям, профессии связывать со смыслом человеческого бытия, да ещё с помощью стихотворного слова. Или вот другой автор, желая поразить читателя примером неожиданного «художественного образа», применяет язык науки, например курса анатомии растений. Что это новый шаг в поэзии или просто отсутствие вкуса? Приходится отметить, что порой встречаются в книге и весьма сомнительные рифмы. Согласен, в последнее время с рифмами не особенно церемонятся, взять хоть стихи Владимира Сумарокова (тоже, кстати, бывшего воркутинца). Так-то оно так, но ведь здесь речь идёт, напоминаю, о достаточно традиционном, классическом, стихосложении.
Или ещё грустный пример. Стихи Марка Каганцова:
Нам мало в кулаке зажать синицу,
Нам хочется и журавля с небес...
...Всегда стремимся к достиженью цели,
Всегда томит достигнутая цель.
Не правда ли, очень неплохое короткое философское стихотворение: всё просто, ясно и поэтично. Да вот незадача: процитировал-то я здесь только две первые и две последние строчки стихотворения. А между ними у автора ещё много, много слов, ненужных, неточных, случайных.
Но довольно о грустном. Посмотрим, чем же нас порадует этот сборник. А порадует всё-таки именно поэзией. Вот одна лишь строчка из стихотворения Андрея Словакова: «Скупая сухость умных дел». Одна строчка, а как много сказано!
Вот тихие, но какие пронзительные строчки Тамары Ханиной:
Легко ль душе печалиться и стариться
На шумной по-весеннему земле.
Сколько пережитого встаёт за её совсем простыми словами:
Раз пришёл проходи,
За столом посиди.
Как знакомо лежат твои руки.
О любви и надежде, тревоге и грусти есть хорошие стихотворения и у Ольги Хмара, у Елены Шевелёвой. Но их следовало бы приводить целиком, чего размер этой статьи вряд ли позволяет. А вот сильное по откровенности признание Натальи Радостевой:
Ухожу, но снова ты
Ждёшь любви, которой
стоишь;
Я взрываю, жгу мосты,
Следом ты идёшь
и строишь.
Случается, человек вроде и находит своё маленькое счастье, но оно оказывается то ли не надёжным, то ли не совсем твоим. И появляются строки Татьяны Мороз:
Холодною росою ночь смываю,
Тянусь навстречу первому лучу.
Я лунные оковы разрываю!
Я солнцем быть разбуженной хочу!
Тема любви, влечения, верности звучит также в стихах Андрея Шабанова и Вячеслава Ирина, стихах, подкупающе искренних и пронзительных. Объединяет этих двух поэтов и стремление к философскому осмыслению современной истории, не всегда взвешенное, порой даже дерзкое, что, впрочем, тоже не так уж плохо. Однако гражданско-историческая тема всё-таки более цельно и поэтично выражена, пожалуй, в стихотворениях Андрея Попова, где история древней Руси и сегодняшней России показана как единая цельная история нашего Отечества. <...> Вообще, стихи Андрея Попова интересны не только своим содержанием, но и самим ви'дением того или иного явления, ви'дением, присущим именно поэту, который, как принято считать, и сам есть явление.
Не берусь судить о стихотворениях для детей Андрея Захарова. Прочитайте их свои детишкам, они и оценят. Кому-то из читателей, может быть, покажутся близкими признания и тревоги Эдуарда Даньщикова, Виктора Апекишева или Вениамина Смирнова, хотя главное в поэзии всё же поэзия. И повествовательный, в общем-то, тон стихотворения Владимира Ботовкина больше располагает к доверию:
Верил в лучшую жизнь,
Получились одни лишь невзгоды.
В этом правда не вся,
На душе всё равно хорошо...
Наиболее широко в книге представлено творчество Валерии Салтановой. И по праву. В её стихах и следы жизненных наблюдений, и вкус, и чувство меры, и доброта, и любовь. А порой какая-то особая зрелость, присущая, видимо, поэтам независимо от житейского опыта и возраста:
Ну вот и совершили сто ошибок,
Как будто оплатили жизнь до рая.
И прочен дом, и быт уже не зыбок,
И любим, во влюблённость не играя.
На сотню мин наткнулось наше судно:
Залатанное стало как литое...
Ну вот и пережили всё, что трудно.
Теперь ещё осилить бы простое.
Ну что ж, остаётся поблагодарить всех участников сборника и его составителя Дмитрия Стахорского и поздравить их, ибо в целом сборник «Под полуночным солнцем» делает честь Воркуте. Да и Коми книжное издательство постаралось, так что книга выглядит именно как книга; очень неплохо издана. И думаю, она не покажется случайной на книжной полке любителя поэзии и ещё подарит ему немало приятных минут.
В. Цивунин,
г. Сыктывкар
-------------------
* Строчка из стихотворения Марка Каганцова.
** Первая публикация: республиканская газета «Красное знамя», номер от 17 марта 1994 г.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"